9 апреля. Воскреснет брат твой 

9 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Великий пост оканчивается воспоминанием воскрешения праведного Лазаря – еще одного события, напрямую связанного с грядущими страданиями Спасителя.

Есть в Евангелиях вопросы, на которые однозначно ответить невозможно, но всегда остается свобода мыслить и рассуждать над текстом. Одним из самых сложных в Священном Писании является событие воскрешения Лазаря. Так как о нем не повествуют другие евангелисты, для многих исследователей и читателей встает вопрос: а произошло ли воскрешение Лазаря на самом деле или же это поэтический символизм Евангелия от Иоанна?

Объяснений не так много, но большинство из них не поддаются логике.

Митрополит Филарет (Вознесенский), третий первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, рассуждая о данном вопросе, напоминает, что книжники и фарисеи были озлоблены на воскрешенного Лазаря и желали его убить. И предполагает, что когда Матфей, Марк и Лука писали свои Евангелия, Лазарь был еще жив (был епископом на острове Крит). И поэтому, оберегая его, евангелисты не упомянули о воскрешении. А евангелист Иоанн писал свое Евангелие позднее других, когда Лазарь уже отошел из этой жизни.

Возможно, это самое простое объяснение кому-то придется по душе. Но мне бы хотелось поделиться с вами, дорогие братья и сестры, выдержками из трудов выдающегося библеиста и переводчика книг Нового Завета епископа Кассиана (Безобразова), уроженца Санкт-Петербурга, окончившего свою жизнь в Париже в 1965 году, доцента кафедры Нового Завета Свято-Сергиевского университета в Париже, почетного доктора Фессалоникийского университета, возглавлявшего Заподноевропейский экзархат русских приходов Константинопольской Православной Церкви.

В своей статье о воскрешении Лазаря и Воскресении Христовом владыка Кассиан стремится дать развернутый ответ на вопрос о реальности события в Вифании. Основным аргументом он делает утверждение о важности символизма в Евангелии апостола Иоанна.

Не стоит разделять исторический факт и символизм. Безусловно, Иоанн не задавался историческими целями. Но об исторической точности, как мы ее понимаем, не заботились и синоптики, в том числе и Лука. Главной задачей каждого евангелиста было стремление приблизиться к тайне Боговоплощения Христа и пришествия Царства Божия уже в этом мире. Отсюда и возникают видимые противоречия в Евангелиях, но они не дают нам возможности говорить о реальном, историческом отсутствии тех или иных событий.

Синоптик – значит «наблюдатель». Синоптическими Евангелия от Матфея, Марка и Луки называются по причине того, что авторам важным было описательное повествование, без символических указаний на события в земной жизни Спасителя (в отличие от евангелиста Иоанна).

То, что синоптики не описывают событие воскрешения Лазаря, говорит лишь об одном – Благовестие Христово они раскрывали с другой стороны.

Апостол Иоанн выстраивает свое Евангелие на символах, раскрывая в них суть событий из жизни Спасителя и Его слов. В повествовании Иоанн делает акценты, обособляя определенные темы.

К примеру, чудо насыщения пяти тысяч, вызывающее в памяти народа ветхозаветную манну в пустыне. Это событие стало исходной точкой для поучения Христова о хлебе жизни, сшедшем с небес, в котором раскрывается сущность христианской Евхаристии. Или, к примеру, в последний день праздника кущей Христос говорит о потоках воды живой, и евангелист толкует эти слова как обетование Святого Духа. Даже в этих двух примерах мы видим, как важен для Иоанна символизм, но никто не отрицает реальности события насыщения и реальности слов Христа в день праздника.

И тут мы, дорогие братья и сестры, подходим к вопросу о том, почему Иоанну так важно было, в отличие от других евангелистов, описать событие воскрешения Лазаря.

В глазах Иоанна воскрешение Лазаря действительно имело место как непреложный факт евангельской истории. Факт с явным символическим смыслом.

Узнав о болезни Лазаря, а затем о его смерти, Господь говорит ученикам: радуюсь за вас, что Меня там не было, дабы вы уверовали (Ин. 11, 15). Господь, при всей Своей любви к Лазарю, явно попускает его смерть. Он идет разбудить его. Цель воскрешения – вера учеников. Но суть значения веры раскрывается Иоанном в диалоге с Марфою, сестрой Лазаря.

Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог (Ин. 11, 21–22). Марфа надеется на чудо, но не решается прямо просить о нем. И Господь ей отвечает: Воскреснет брат твой (Ин. 11, 23).

Но Марфа не смеет понять эти слова буквально: Знаю, что воскреснет в воскресение в последний день (Ин. 11, 24). В ее словах, как и в словах учеников, – есть вера.

И тем не менее у гроба Лазаря, когда она предупреждает Господа о неизбежности наступившего разложения, Господь вновь призывает ее к вере. Почему? Здесь ударение на силе веры. Кто действительно верует во Иисуса, для того нет разницы между смертью и сном. К этой всепобеждающей вере призывает Господь. Это – и вера евангелиста. В укреплении веры нуждается не только Марфа, нуждаются ученики.

Все событие будет напоминать грядущее погребение и Воскресение Христово. Ученики, как и Марфа, будут опечалены смертью. Они, как и Марфа, не проявят силы своей веры. Смерть вновь окажется только сном. Иисус вновь явит Себя как Сын Божий – как источник жизни и спасения.

Больше того. Когда Мария поспешала на зов Учителя, пришедшие к сестрам иудеи думали, что она пошла плакать у гроба. И в радостный день Воскресения другая Мария стояла у гроба и плакала (Ин. 20, 11). Камнем закрыт вход в могильную пещеру друга и в могильную пещеру Учителя. И когда Господь воззвал Лазаря, то вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком (Ин. 11, 44). В гробе Учителя Петр тоже увидел пелены лежащие и плат, который был на главе Его (Ин. 20, 6–7).

Эти совпадения не могут быть случайными. Именно к ним и ведет Иоанн, делая важный акцент на том, что оставили за повествованием другие евангелисты.

Вера является важным аспектом воскрешения Лазаря. Мы можем верить в воскресение мертвых, можем верить Христу, но настолько ли сильна наша вера, чтобы верить в реальное присутствие Сына Божия в нашей жизни? Осознавать Его Промысл? Что Он является источником нашей жизни и началом нашего спасения?

Именно к этому подводит нас евангелист Иоанн, повествуя о событиях в Вифании, укрепляя силу нашей веры.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​