9 апреля. Великий пост. Изучаем Священную евангельскую историю. Изгнание Господом торгующих из храма в Иерусалиме

9 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. В прошлой программе мы говорили о пребывании Господа на браке в Кане Галилейской и совершенном Им чуде, описанном у евангелиста Иоанна, который, продолжая повествование, рассказывает об изгнании торгующих из храма в Иерусалиме.

2.13. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим

2.14. и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

2.15. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

2.16. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

2.17. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

2.18. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?

2.19. Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

2.20. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?

2.21. А Он говорил о храме тела Своего.

2.22. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

(Ин. 2, 13–22)

Описываемое в начале Евангелия от Иоанна изгнание торгующих из храма отличается от повествований об этом событии первых трех евангелистов. В то время, как у Матфея и Луки Иисус совершает очищение храма в день Своего въезда в Иерусалим, а у Марка – на следующий день после въезда, евангелист Иоанн рассказывает, что первое изгнание произошло в начале общественного служения Господа, а последнее (поскольку на самом деле их могло быть и несколько) в самом конце Его общественного служения, перед четвертой пасхой.

Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим (Ин. 2, 13). В Евангелии от Иоанна упомянуты три пасхи, которые евангелист называет иудейскими, так как к этому времени христиане, вероятно, уже не праздновали пасху вместе с иудеями.

Пасха была одним из трех паломнических праздников, во время которых все иудеи, достигшие религиозного совершеннолетия, должны были находиться в Иерусалиме. Обычно же люди отправлялись туда заранее для совершения необходимых очистительных обрядов.

Оказавшись в Иерусалиме, Спаситель увидел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег (Ин. 2, 14).

Храм состоял из ряда дворов, ведущих к Святилищу: сперва двор язычников, потом двор женщин, затем двор израильтян и, наконец, двор священников. Событие, о котором повествует евангелист Иоанн, происходило во внешнем, самом большом дворе, который назывался двором язычников. Здесь продавалось все необходимое для совершения жертвоприношений: вино, масло, соль, а также животные. Животные продавались в храме для удобства жертвователей.

В Палестине имели хождение на равных правах всякие серебряные монеты – римские, греческие, египетские, тирские, сидонские и собственно палестинские. Но храмовый налог полагалось уплачивать священными шекелями – это были иудейские деньги, и их можно было приносить в дар храму; прочие деньги и монеты были языческими и потому нечистыми.

Возмущенный осквернением Божьего дома, Христос сделал бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2, 15–16).

Вся купля–продажа происходила во дворе язычников, куда только и могли войти язычники, поскольку дальше доступ им был закрыт. И вот, если Бог тронул сердце какого-нибудь язычника, он мог войти в этот двор и помолиться, подумать, приблизиться к Богу. Это было единственное место, где язычник мог находиться.

Но меновщики и торговцы создавали во дворе язычников гам и шум, в котором человек не мог сосредоточиться на молитве. Мычание волов, блеяние овец, воркование голубей, крики торгующих, звон монет – все это делало двор язычников местом, где ни один человек не мог молиться. Постановка дел, таким образом, исключала язычников из присутствия Бога. Вполне возможно, что именно это побудило Христа действовать так. Его до глубины души задело, что люди, искавшие Бога, были исключены из Его присутствия.

 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин. 2, 17). Несомненно, торговля в храме отвлекала людей от молитвы. Спаситель желал устранить все преграды, мешавшие истинному поклонению Богу, а потому Его ученики вспомнили слова 68-го псалма: ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня (Пс. 68, 10).

Когда мысли учеников обратились к этому стиху, они еще больше уверовали в то, что Иисус – Мессия. Ведь такой поступок мог совершить только Помазанник Божий.

На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? (Ин. 2, 18). Иудеи понимали, что, поступая так, Господь заявляет Свои права на то, что Он Мессия. Все были убеждены в том, что Мессия, когда Он придет, подтвердит свои права какими-то поразительными делами. А потому они и потребовали от Иисуса небесного знамения, подтверждающего Его права и власть.

Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2, 19). Христос никогда не говорил, что Он разрушит этот Иерусалимский храм и построит его снова. Но, конечно, Он предвидел уничтожение храма и знал, что соблюдение всех храмовых традиций прекратится. Ибо Он для того и пришел, чтобы показать истинный путь к Богу.

Христос хотел сказать иудеям: Вы просите знамения – оно будет дано вам, но не теперь: когда вы разрушите храм Тела Моего, Я в три дня воздвигну его, и это послужит вам знамением той власти, которой Я творю это.

На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? (Ин. 2, 20). Храм был центром жизни Израиля, символом нации, видимым доказательством пребывания Бога в народе, знаком того, что Бог всегда защитит Свой народ. Храм давал чувство уверенности, казался вечным, и любое сомнение в этом звучало кощунственно и рассматривалось как недостаток патриотизма, почти как отступничество. Первосвященники, как и следовало ожидать, не поняли этой притчи-пророчества и увидели в словах Иисуса угрозу святыне.

Ирод Великий начал строительство этого храма в 19 году до н. э., а завершено оно было только в 64 году н. э. Спаситель потряс иудеев, сказав им, что все великолепие и блеск храма, все щедро потраченные деньги и мастерство не имеют совершенно никакого значения.

Первосвященники поняли слова Христа буквально: и, относя их к Иерусалимскому храму, старались восстановить против Него народ.

Они не поняли, что Он говорил о храме тела Своего (Ин. 2, 21). То есть словами о разрушении и воздвижении храма Господь предсказал Свою смерть, разрушение Своего Тела и Свое Воскресение из мертвых на третий день.

Кроме того, здесь можно и увидеть намек на то, что с тех пор истинным храмом станет сам Иисус. Бог присутствует и являет славу не в рукотворных строениях, но в распятом и воскресшем Сыне Своем.

Только присутствие живого воскресшего Христа обращает весь этот мир в храм Божий. Потому и говорит Иоанн, что ученики, позже вспомнив эти слова, увидели в них предсказание Воскресения.

Ведь после совершения единственной истинной жертвы, смерти Самого Христа, уже не стало места для других жертвоприношений. И теперь Господь не просто открывает уверовавшим возможность пребывать в присутствии Бога, но и дарует соединение с Ним в таинстве Причащения Тела и Крови воскресшего Христа за литургией.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

 

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы