8 мая. Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также

8 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

5.17. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

5.18. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

5.19. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

5.20. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

5.21. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

5.22. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,

5.23. дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

5.24. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

(Ин. 5, 17–24)

 

Христос воскресе, дорогие братья и сестры!

После исцеления расслабленного в субботу враждебно относящиеся ко Господу иудеи, под которыми евангелист Иоанн обычно подразумевает фарисеев, саддукеев и иудейских старейшин, приступили ко Христу с замыслом убить Его за нарушение субботы. По-видимому, они подразумевали слова из священных книг Моисея о почитании субботы:

а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; (Исх. 20, 10).

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2, 2).

Александр Павлович Лопухин пишет: «Суббота Божия стала для Бога успокоением только от дел творения, а заниматься делом промышления о сотворенном мире Бог не переставал никогда. А отсюда следовало, что и тот покой, который, по требованию закона Моисеева, евреи должны были сохранять в субботу, состоял вовсе не в полном прекращении всякой деятельности, а только в некоторой перемене обычных занятий человека на другие, которые вовсе не представляют для человека чего-нибудь трудного, а скорее содействуют обновлению его сил».

K таким делам, не входящим в круг обычных дел, Христос и относит совершенное Им в субботу исцеление. А значит, Его несправедливо обвиняют в нарушении заповеди Божией. Свое право совершать дела в субботу Спаситель обосновывает утверждением: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17). Христос является единосущным Сыном Божиим, а потому, как имеющий одну природу с Богом, и поступает так же свободно, как Бог.

Правильно понимая слова Господа о Его равенстве с Богом Отцом, иудеи начинают еще более обвинять Христа, желая предать Его смерти за нарушение субботы и за то, что Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу (Ин. 5, 18).

В ответ Спаситель раскрывает им учение о единстве действий Отца и Сына на примере обычных представлений о сыне, подражающем отцу, и об отце, любящем сына и обучающем его своим делам: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также (Ин. 5, 19). Сын, подобно Отцу, может не только исцелить расслабленного, но и воскресить умерших: Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Ин. 5, 21).

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Сначала здесь идет речь о духовном воскресении, о пробуждении духовно мертвых к истинной, святой жизни в Боге, а затем и об общем телесном воскресении, и оба эти воскресения находятся в тесной внутренней связи между собой. Восприятие человеком истинной жизни, жизни духовной, есть начало его торжества над смертью».

С духовным воскрешением Господь соединяет и другое Свое великое дело – судить: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22).

И здесь, прежде всего, говорится о нравственном суде в настоящей жизни, который приведет к последнему всеобщему Страшному Суду. Христос явился как Жизнь и Свет в духовно мертвый и погруженный в духовную тьму мир. Те, кто уверовал в Него, воскресли к новой жизни и сами стали светом. Те же, кто отверг Его, остались во тьме.

Таким образом, участь людей находится во всецелой власти Сына Божьего, и вот поэтому надлежит чтить Его так же, как и Отца.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что чтить Господа означает не только слушать слово Божие, но и слушаться, то есть веровать во Христа, посланного Отцом Небесным, с любовью исполняя Его волю. И только так на земле открывается Царствие Божие, переход от смерти к вечной жизни, переход к Богу Отцу – во Христе и со Христом.

Помогай нам в этом воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

 

 

 

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы