Аудио |
|
Скачать .mp3 |
20.29. И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.
20.30. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
20.31. Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
20.32. Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?
20.33. Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.
20.34. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.
(Мф. 20, 29–34)
Когда Господь с учениками выходили из Иерихона, за Ним следовало множество народа (Мф. 20, 29) по случаю путешествия в Иерусалим на праздник пасхи. Выдающегося раввина или учителя в таком путешествии обычно сопровождала толпа народа и учеников, слушавших его рассуждения.
По иудейскому закону каждый мужчина-иудей старше двенадцати лет, живший не дальше двадцати пяти километров от Иерусалима, должен был прийти на праздник пасхи в Иерусалим. Те же, кто не могли пойти в Иерусалим, выстраивались вдоль улиц городов и деревень, через которые проходили паломники, чтобы пожелать им счастливого пути. И потому в тот момент вдоль улиц Иерихона стояло множество людей.
И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (Мф. 20, 30). Такое наименование считалось в Израиле величайшей почестью. Царь Давид был образцом для всех израильских царей, и всякий праведный властитель назывался сыном Давидовым. А Христос был Царем, хотя и не по Своему положению в человеческом обществе, но по подлинной власти и силе.
Множество проходивших людей заставляло слепцов молчать, возможно, чтобы они не беспокоили Господа. Вероятно, Спаситель в это время произносил какое-то поучение. Также возможно, что, по мнению этих людей, слепые нарушали общественную тишину, и их крик не согласовался с тогдашними правилами общественного приличия. Но желавшие исцелиться еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (Мф. 20, 31).
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «И Христос не запрещал заграждать им уста, чтобы через это еще более обнаружилось их усердие, и чтобы ты знал, что они достойны были получить исцеление… Сам крик и усердное желание подойти к Нему уже очень ясно показывали всем их веру».
И так как слепые не могли следовать за Ним, то Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? (Мф. 20, 32). Господь останавливается и подзывает к Себе слепых, чтобы их не удерживала толпа. Спрашивает же, чтобы, с одной стороны, из ответа их слепота стала вполне очевидной, и, с другой стороны, чтобы через это исцеление была узнана Его сила.
Блаженный Феофилакт поясняет: «Слепые… уверовали, что Иисус, происшедший от семени Давидова по плоти, может исцелить их. Имея такую пламенную веру, они не молчали, а когда их заставляли умолкнуть, еще громче кричали. Посему Господь и не спрашивает их, имеют ли они веру в Него, но спрашивает только, чего они хотят, чтобы кто-либо не подумал, что слепцы хотели одного, а Он дал им другое».
В ответ на вопрос Спасителя слепые сказали: Господи! чтобы открылись глаза наши (Мф. 20, 33). Затем, когда они высказали свое желание, Он, умилосердившись над ними, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним (Мф. 20, 34).
В контексте события, о котором повествует евангелист Матфей, эти двое слепых предстают перед нами как напоминание о том, чего Спаситель ожидает от людей: осознания своей человеческой немощи и веры во Иисуса Христа как в Господа, Исцелителя и Спасителя.
Борис Ильич Гладков замечает: «Многих слепых исцелил Христос, но каждый раз повеление Свое сопровождал прикосновением к глазам их, а из этого следует заключить, что такое прикосновение было необходимо для того, чтобы слепые, не видевшие Иисуса, могли лучше уразуметь, что исцелил их именно Он, так как зрение возвращалось к ним в то самое мгновение, которое совпадало с прикосновением к ним Иисуса».
Вникая в смысл события, описанного в сегодняшнем евангельском чтении, нам, дорогие братья и сестры, необходимо задуматься о том, кем мы являемся на дороге жизни: следующими в Небесный Иерусалим по пути духовного развития или сидящими при дороге в состоянии духовной слепоты? И если мы чувствуем, что не продвигаемся вперед, то, подобно двум слепым, исцеленным Господом, должны вознести свой глас к Богу, испрашивая Его помощи в стремлении к духовному прозрению.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!