2 апреля. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять

2 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

В прошлых программах мы рассматривали беседу Христа с Никодимом. Сегодня постараемся проанализировать еще одну не менее важную беседу Спасителя, которую описал на страницах своего Евангелия апостол Иоанн, – это беседа с самарянкой.

4.5. Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

4.6. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

4.7. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

4.8. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

4.9. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

4.10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

4.11. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

4.12. Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

4.13. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

4.14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

4.15. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

(Ин. 4, 5–15)

Самария – область между Галилеей на севере и Иудеей на юге. С точки зрения географии путь через Самарию был самым коротким, между этими областями он занимал около трех дней. Но такой маршрут был небезопасным. Нередко самаряне чинили препятствия путешествующим евреям, и поэтому они чаще всего обходили Самарию через Иорданскую долину и город Иерихон.

Но в этот раз Спаситель решается идти по короткому пути и приходит в город Самарийский, называемый Сихарь (Ин. 4, 5). В некоторых древних рукописях этот город назван Сехем и нередко ассоциируется с современным городом Аскар. Из текста Евангелия мы узнаем, что город располагался близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу (Ин. 4, 5). В Книге Бытие мы читаем:

33.18. Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом.

33.19. И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет.

33.20. И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа, Бога Израилева.

(Быт. 33, 18–20)

Призвание имени Божия означает жертвоприношение и поклонение. Оно было совершено Иаковом на горе под названием Геризим, которая стала священным местом для всех самарян. Возле этой горы находился колодезь Иаковлев (Ин. 4, 5). Этот колодец сохранился и до наших дней, он очень глубокий, более тридцати метров, и до сих пор из него черпают воду. Именно у этого источника воды и произошла удивительная встреча Христа и женщины-самарянки.

В своем описании евангелист Иоанн указывает на время встречи – около шестого часа (Ин. 4, 6). Евангелист считает время от рассвета, как это было принято у римлян, а значит, было около полудня. Учитывая, что путешествия начинали, как правило, рано утром, Спаситель с учениками к тому времени прошли немалый путь.

Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя (Ин. 4, 6) – этими словами евангелист указывает на то, что воплотившийся Бог может испытывать и усталость, и жажду.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды (Ин. 4, 7). Не совсем точный перевод мы читаем в синодальном тексте. Событие, описанное в Евангелии, происходит в самой Самарии, а значит, речь идет не о том, что женщина приходит из Самарии, а что женщина-самарянка приходит за водой.

Нет ничего странного, что женщина пришла к колодцу за водой; действительно, именно на женщинах была забота о приготовлении пищи, поэтому и следить за количеством воды в доме приходилось им. Но странность в данной встрече все же присутствует: самарянка пришла к колодцу в полдень, в самую жару, хотя обычно это делали утром до дневного зноя или вечером, когда жара спадала.

Дай Мне пить (Ин. 4, 7) – с такими словами обращается Христос к самарянке, ведь она имела при себе веревку с кувшином или ведром для поднятия воды с глубины колодца, в то время как у Иисуса почерпала не было. Подобная просьба удивила женщину: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9).

Самаряне и евреи, люди с общими этническими корнями, в течение нескольких веков испытывали друг к другу неприязнь и отвращение. Их давняя историческая вражда имела политические и религиозные корни. После падения Северного царства (в 722 г. до н. э.) и во время переселения в Вавилон они были оставлены на своей земле, а затем смешались с иноземными колонистами из Вавилона и Мидии. Вражда между ними и евреями особенно усилилась после того, как они попытались помешать возвратившимся из Вавилона еврейским переселенцам восстанавливать Иерусалим и храм, который не признавали местом поклонения Богу. Во II веке до н. э. самаряне оказывали помощь сирийцам в их войнах с евреями. В 128 году до н. э. по приказу еврейского первосвященника был сожжен самарянский храм на горе Геризим. Евреи считали самарян, особенно самарянских женщин, ритуально нечистыми с самого рождения. Именно поэтому самарянка была удивлена просьбе незнакомца.

На вполне логичный вопрос женщины Господь отвечает: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин. 4, 10). Этим ответом Господь открывает не только самарянке, но и нам, что Он выше условностей, которые разделяют народы, что Он – источник Живой Воды. И не той проточной воды, которую в те времена называли «живой», в отличие от стоячей воды прудов и цистерн, а Воды (с большой буквы), дарующей вечную жизнь. Ведь Иисус Христос есть и источник этой Воды, и сама Вода Жизни.

Еще не понимая, с Кем она разговаривает и что хочет донести до нее Господь, женщина спрашивает: Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь... (Ин. 4, 12). Складывается ощущение, что Спаситель задел ее национальную гордость, потому что самаряне считали себя детьми Иакова, а данный колодец – его благословением.

Ответ на вопрос самарянки прост – Стоящий перед ней действительно больше праотца Иакова. Господь желает открыть женщине, что Он готов дать ей иную воду, за которой уже не нужно будет ходить далеко, эта Вода Жизни будет самим источником, направляющим человека к вечной жизни. И хотя самарянка не понимает до конца суть сказанных ей слов и воспринимает воду как некую магическую жидкость, – она просит Христа об этой воде.

А чем закончится диалог Христа с самарянкой, мы узнаем в следующей программе великопостного цикла.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать