2 апреля. Великий пост. Изучаем Священную евангельскую историю. Крещение Господне

2 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Продолжаем изучение Священной евангельской истории и в данной программе поговорим о Крещении Господнем, опираясь на текст Евангелия от Матфея.

3.13. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

3.14. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

3.15. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

3.16. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

3.17. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Мф. 3, 13–17)

Рассказ о Крещении Господа нашего Иисуса Христа находит отражение во всех Евангелиях, а евангелисты Марк и Иоанн даже начинают свое повествование с описания этого события.

Рассказ евангелиста Матфея о Крещении начинается следующими словами: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него (Мф. 3, 13).

Необходимо особенно подчеркнуть, что Иисус приходит из Галилеи, следовательно, все неизвестные годы Своей жизни Он провел в Назарете. С точки зрения иудеев, и особенно жителей Иерусалима, Галилея была сомнительной территорией, поскольку там проживало много язычников. И вот, Божий Помазанник приходит из провинциальной и захудалой Галилеи на Иордан в толпе других паломников для омовения. Здесь возникает вопрос: зачем? Ведь безгрешность Христа – это непоколебимый догмат христианства, а Иоанн, как мы знаем, омывал в знак очищения.

Существует множество предположений о том, зачем все-таки Спаситель пришел к Иоанну креститься. Возможно, Он понимал омовение, которое совершал Иоанн, как начало собирания святого «остатка», то есть праведных людей, которые образуют новый Израиль верующих во Христа.

Или же Он смиренно исполнял Свой долг, видя в омовении осуществление воли Небесного Отца. Ведь, будучи Мессией и Сыном Человеческим, Христос становится представителем народа, нуждающегося в прощении. Иисус Христос принимает на Себя грехи человечества, и Крещение становится началом искупительного крестного пути.

Иустин Мученик сообщал, что, по мнению некоторых, Мессия должен быть помазан Илией, и только после этого Он осознает себя Мессией и обретет силу. В таком случае Иисус приходит на Иордан, чтобы Иоанн, отождествляемый с Илией, явил Его миру.

Итак, мы видим, как много предположений существует и что на этот вопрос очень трудно дать однозначный ответ. Вероятно, и евангелисты неодинаково понимали смысл этого события, потому что каждый немного по-разному говорит о нем. Так, евангелист Лука замечает: Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо (Лк. 3, 21), подразумевая, что омовение Иисуса совершилось не руками Иоанна. Марк никак не комментирует это событие. В Евангелии от Иоанна сцена омовения не изображена вовсе. В повествовании же Матфея Иоанн Креститель, понимая, что только больший может очистить или благословить меньшего, произносит: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14).

На вопрос Крестителя Иисус отвечает: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Правда – это осуществление Божиего замысла о спасении человечества. Исполнение воли Божией, изложенной в Священном Писании, прежде всего в заповедях закона Моисея, понималось евреями как правда, то есть праведность. Совершив омовение, Спаситель исполнил Писание.

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф. 3, 16).

Под словами «Дух Божий» подразумевается Святой Дух. Необходимо отметить, что Святой Дух не посылался народу Израиля со времен последних пророков, живших около трехсот лет тому назад. Но люди верили, что Святой Дух снова сойдет на землю. Вот как об этом говорит ветхозаветный апокриф под названием «Завещания двенадцати патриархов, сыновей Иакова»:

Тогда Господь воздвигнет нового священника, и Ему будут открыты все слова Господа. И небеса отверзнутся, и из Храма Славы снизойдет на Него освящение, и будет к Нему голос Отца, как голос Авраама к Исааку. И слава Всевышнего осенит Его, и дух разумения почиет на Нем (Зав. Левия, третьего сына Иакова и Лии, 18, 2–8).

В Евангелии от Луки упоминается, что Дух нисходил в телесной форме голубя: Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь (Лк. 3, 22). В Евангелии от Иоанна голубь вообще не упоминается. Слова же Матфея о нисхождении Святого Духа нужно понимать так: «спускается, как голубь». В еврейском языке слово «мерахефет» означает движение птицы, спускающейся к своему гнезду. Таким образом, Святой Дух спускался так, как спускаются птицы.

Святой Дух – это сила, которой Бог прежде наделял пророков, священников и царей, поручая им совершить некую важную миссию, потому что они были Божьими слугами. После Крещения Бог открывает Иоанну Крестителю во Иисусе Христа, то есть Мессию, на Котором лежит миссия спасения человечества.  

И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17), – это голос Бога, молчавшего уже несколько столетий. Молчание Бога объясняли по-разному: одни говорили, что Израиль грешен и поэтому недостоин услышать голос Божий, другие – что все, что хотел сказать Бог человечеству, уже сказано в Священном Писании. Но вот Бог снова заговорил, назвав Христа возлюбленным Сыном.

Интересно, что этот стих как бы состоит из двух цитат. Слова «Сей есть Сын Мой» соотносятся с цитатой из Псалтири: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 7). Каждый иудей видел в этом псалме указание на Мессию, грядущего могущественного Царя. Слова «в Котором Мое благоволение» соотносятся с цитатой из 42-й главы Книги пророка Исаии: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя (Ис. 42, 1). Причем аллюзии на Исаию особенно важны, так как Мессия, которому Бог дарует Свой Дух, понесет на себе грехи многих и искупит их своими страданиями.

Таким образом, Небесный голос свидетельствует о том, что Христу уготовано предназначение, в котором сочетаются и царское достоинство, смирение и страдания избранного служителя Божьего.

Крещение же является великим и таинственным моментом, когда Сын Божий в полноте Святого Духа начинает Свое служение на земле. Но перед выходом на общественное служение Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф. 4, 1). Именно событиям искушения нашего Спасителя мы посвятим программу завтра.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы