1 апреля. Великий пост. Изучаем Священную евангельскую историю. Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе

1 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня мы поговорим о свидетельстве Иоанна Крестителя об Иисусе Христе, опираясь на текст Евангелия по Матфею.

3.1. В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

3.2. и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

3.3. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

3.4. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

3.5. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

3.6. и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

3.7. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

3.8. Сотворите же достойный плод покаяния

3.9. и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

 3.10. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

3.11. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

 3.12. лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

(Мф. 3, 1–12)

Все евангелисты начинают рассказ о начале земного служения Иисуса Христа с Иоанна Крестителя.  Иоанн получил прозвище «Хаматвил», то есть «погружающий в воду, омывающий, очищающий от грехов», что по-русски традиционно передается словом «Креститель». Такой перевод, к сожалению, неудачен, потому что в русском языке слова «креститель» и «крещение» семантически связаны со словом «крест» или даже «Христос», а не поясняют саму суть служения Иоанна.

Иоанн проповедует в пустыне Иудейской (Мф. 3, 1). В богословском языке пустыня очень важное понятие, у этого слова есть два значения. С одной стороны, это место обитания бесов, средоточие зла. С другой же стороны, пустыня – место уединения, там человек может встретиться с Богом. Исаия говорит о том, что весть о спасении приходит из пустыни, через которую Бог поведет Свой народ. Это идеальное место для раскаяния. С пустыней также связывается идея нового Исхода, на этот раз из рабства греха и зла.

Именно в пустыне звучат слова проповеди Иоанна: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).

«Покайтесь», иными словами – вернитесь к Богу. Призывая евреев очиститься от грехов омовением, Иоанн объявлял необходимость религиозного обновления. Оно заключалось в серьезной переоценке и коренном изменении всей жизни. Омовение водой было лишь знаком того, что человек раскаивался.

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф. 3, 3).

Евангелист видит в явлении Иоанна исполнение пророчества Исаии. Конечно, пророк говорил о том времени, когда закончится пленение народа Божьего и сам Бог поведет его через пустыню назад – в обещанную, или обетованную, землю. Возвещать это событие будет глашатай – «вопиющий в пустыне».

Теперь слова Исаии переосмыслены: спасение осознается не как избавление от земных врагов, а как спасение эсхатологическое, конечное, как спасение от вражды с Богом, от греха, отделяющего человека от Бога и, в конечном счете, как спасение от смерти.

Исаия указывает, что Сам Господь, то есть Бог, пойдет по этому пути. Именно Христос Сын Божий, явившийся в полноте Божественной силы Своего Отца, и явится миру Спасителем, о Котором предвозвестит Иоанн.

Евангелисты Матфей и Марк сообщают нам некоторые сведения о том, как выглядел Иоанн Креститель. Он был одет в одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих (Мф. 3, 4). Вероятно, человеку, начитанному в Священном Писании, тотчас припоминался облик пророка Илии, который также всегда был препоясан кожаным поясом.

Он питался скудными дарами пустыни: саранчой и диким медом. Согласно стиху 22 главы 11-й книги Левит, саранчу разрешалось употреблять в пищу. Кстати, бедуины и сейчас часто едят саранчу в сушеном или жареном виде, для них это один из основных источников белка. Мед Иоанн, вероятно, собирал в скалах, хотя некоторые комментаторы полагают, что речь идет о соке каких-то растений. Эта скудная диета говорит о том, что Иоанн был аскетом.

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5–6).

Призыв Иоанна был воспринят с огромным энтузиазмом. Люди шли к нему отовсюду: из Иерусалима, Иудеи и окрестностей Иордана. Об этом свидетельствует и Иосиф Флавий, говоривший об огромном стечении народа к Иоанну. Люди почувствовали, что призыв к раскаянию в устах этого грозного и мрачного пустынника означал, что День Господень близок.

Перед ними снова предстал пророк, посланный Богом. Конечно, у него были и враги, те, кто не принял его, кто не поверил в то, что его омовение было по воле Божией. Но все же очень многие откликнулись, и это было настоящее религиозное возрождение. Из Евангелия от Луки  мы знаем, что были люди, думавшие, что Иоанн и есть долгожданный Христос (см. Лк. 3, 15).

Из текстов Священного Писания нам неизвестно, как именно совершал Иоанн обряд крещения. Все ритуальные омовения в иудейской традиции, о которых мы знаем, совершались самим человеком. Но Предание Церкви говорит,  что Иоанн сам погружал в воду приходящих к нему людей.

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3, 7).

К Иоанну действительно приходили самые разные люди – даже те, кого вряд ли можно было здесь ожидать. Матфей, а также Лука сообщают, что к Иоанну приходили фарисеи и саддукеи. Это были члены противоположных друг другу религиозных течений, испытывавших друг к другу враждебные чувства.

Только евангелист Иоанн Богослов из всех новозаветных авторов указывает подлинную причину посещения Иоанна представителями религиозных властей – не для омовения, а так сказать, с целью инспекции, чтобы узнать у Иоанна, кто он такой и какие у него имеются  полномочия, чтобы совершать очищение людей от грехов. Кстати, греческий текст у Матфея также позволяет понять, что фарисеи и саддукеи пришли не для омовения, а чтобы как-то воспрепятствовать ему.

Гневные слова прозвучали в адрес людей, абсолютно уверенных в своем превосходстве над другими. Фарисеи считали почти всех остальных грешниками, проклятыми Богом. Саддукеи представляли собой храм. Кто мог быть ближе к Богу, чем они? Но Иоанн называет их змеиным порождением, или отродьем. Как змеи меняют кожу, оставаясь такими же злыми и опасными, так и омовение не преобразит порочных людей. Ведь оно не магический обряд, а знак глубинного преображения всего человека.

кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3, 7) – это риторический вопрос, и вероятный ответ на него: «Конечно, не я, не Иоанн». Бог в Священном Писании не раз назван сердцеведцем, Он судит не по тому, каким человек кажется, а по тому, что он на самом деле из себя представляет.

Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 8) – иными словами: докажите на деле, чего стоит ваше крещение. Как дерево познается по плодам, которые оно приносит, так и люди должны доказать истинность своего возвращения к Богу своей жизнью, своими делами.

и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам (Мф. 3, 9). Авраам считается прародителем народа Израиля, первым из так называемых патриархов. «Дети Авраама» – это был почетный титул у евреев Очень многие люди того времени были уверены, что Авраам обладал таким количеством заслуг перед Богом, что это гарантировало всем его потомкам – даже тем из них, у кого было много грехов, – вхождение в Божие Царство.

Иоанн возражает: Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9). Вероятно, здесь аллюзия на пророка Исаию:

Взгляните на скалу, из которой вы иссечены… Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас; ибо Я призвал его одного, и благословил его, и размножил его (Ис. 51, 1–2).

Вероятно, Авраам и Сарра уподоблены таким камням, и Бог при необходимости может повторить это и дать Аврааму новых потомков.

А о иных свидетельствах Иоанна и Крещении Иисуса Христа мы поговорим в следующей программе.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы