Читаем Добротолюбие. Выпуск от 6 апреля

6 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Курс ведет священник Константин Корепанов.

Мы продолжаем читать наставления преподобного Иоанна Кассиана. Напомню: мы остановились на типологии страстей, разговор о которой Иоанн Кассиан начинает в 15-м абзаце. В прошлый раз мы читали отрывок, в котором он делит все страсти, грубо говоря, на два рода: первые – естественные, вторые – с естеством не связанные; стало быть, противоестественные. Мы сказали, что к первой категории относятся чревоугодие и блуд, ко второй категории – все остальные. И мы говорили, что современный человек склонен считать, что и печаль, и уныние, и сребролюбие, и гнев также имеют естественное происхождение, потому что они связаны с нашей природой. Так кажется человеку. Но на самом деле Иоанн Кассиан говорит глубоко верные вещи. Рассмотрим это на примере тех естественных страстей, о которых он упоминает.

Возьмем блудную страсть. Блудная страсть укоренена в физиологии человека. Человек сотворен с тем, чтобы иметь естественное влечение к представителю противоположного пола. Это естественное влечение помогает соединиться, в результате этого соития рождаются дети, появление которых является осуществлением заповеди Божьей: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1,28). Чтобы размножение было возможным, чтобы физическое соединение стало возможным, в нас укоренено телесное, плотское влечение к человеку противоположного пола. Если бы этого влечения не было, никто никогда не смог бы продолжать естественным образом свой род. Поэтому человеческое естество создано таким, чтобы это продолжение рода стало возможным.

Поскольку это некая константа, во всех смыслах первая естественная сила, вложенная в человека, то справиться с этой силой человек не может. Все святые отцы пишут совершенно категорично (в отличие, скажем, от современных фантазийных рассуждений о плоти): человек не в состоянии побороть свое естественное плотское желание, это может сделать только благодать Божия. Само естество нас предает естественными истечениями, сновидениями, разными другими движениями нашей плоти; оно свидетельствует о своем наличии, побуждая совершенно определенные естественные физиологические влечения, которые возникают, даже если человек живет на необитаемом острове или где-то в пещере. Человек ничего с этим сделать не может, потому что это физиология, это происходит по естеству.

Чтобы человека эта проблема не мучила, бывает, Бог (и довольно часто мы это встречаем в житиях святых) усмиряет плоть, и она не предает человека. Не потому, что физиология у него иная, а потому, что эти физиологические процессы нивелируются Божественной благодатью. Сам факт искушения подвижников разными блудными видениями, явлениями предполагает связь с физиологией, но в реальности эта связь не просматривается. То есть подвижник, который мучается разными блудными видениями и сновидениями (как Антоний Великий, которого окружали бесовские наваждения в виде обнаженных девиц), по естеству, физиологически ничего не испытывает. Душа его претерпевает искушение, но тело его не предает, потому что тело благодатью Христовой держится в узде, на него наложено определенное благодатное ограничение; по естеству человек не может ничего сделать. Если человек воздерживается, если тело у него усмирено, то это всегда действие благодати в отношении блудной страсти.

Вторая страсть, о которой он говорит, – чревоугодие. Это более понятная всем страсть, потому что человек без пищи жить не может. Хоть что-то в этой жизни он должен есть, и отменить процесс употребления пищи ни одному человеку никогда не удавалось. Человек может ограничить потребление пищи, но отменить ее совсем (как, например, уныние, печаль или еще что-либо из такового) он не может. Хоть в девяносто, хоть в сто пятьдесят, хоть в двадцать лет он должен что-то есть – это необходимое условие для существования человеческого организма.

Запустить механизм анорексии легко; то есть потерпеть некоторое время без еды вообще, запретить себе желать пищу по определению – достаточно просто, но тогда организм умирает, человек умирает, и вся жизнь его на этом заканчивается. Но Бог не этого хочет. И подвиг не в том состоит, чтобы довести себя до анорексии, а в том, чтобы регулярно употреблять ограниченное количество пищи. Но сам эффект удовольствия, получаемый от употребления пищи (это удовлетворенная физиологическая потребность) приводит естественным образом к тому, что пищи всегда хочется больше, ибо она приятна.

Вот тут и наступает механизм, когда человек должен положить предел. Любой, кто хоть немножко пытался соблюдать диету или поститься, знает, что не есть вообще – гораздо проще. Можно просто запретить себе смотреть на еду, не есть вообще: «Отвяжитесь от меня. Я не буду есть вообще». Когда в твой рот ничего не попадает, то через какое-то время уже и не хочется, чтобы туда что-то попадало. Но стоит туда чему-то попасть (если еще механизм самоуничтожения не запустился), хочется, чтобы это вкусовое ощущение было еще раз, хочется его продлить, хочется еще раз испытать наслаждение от употребления пищи. На этом и основана невоздержанность человека.

На самом деле получается, что человек может неделю потерпеть, перестать есть вообще, и через какое-то время организм умрет. И никаких проблем. А реально получается, что каждый день человек должен ставить пределы, говорить: «Вот это я больше не буду! Я больше не буду!» То есть нужны постоянные волевые усилия; не кратковременные, а целожизненные. Это и говорит о том, что сам по себе механизм, на котором рождается страсть чревоугодия, – естественный. Человек и в отношении блудной страсти, и в отношении чревоугодия опытом постигает, что эти страсти соприродны ему, что он таким создан: продолжать свой род и питаться. Человек из рук Божиих вышел с тем, чтобы плодиться и размножаться, и с тем, чтобы питаться и поддерживать свою телесность.

Все остальные шесть страстей, о которых дальше будет вести речь святой Иоанн Кассиан, носят только видимость этой естественности. Человек не был создан с этими страстями, он не был создан с тем, что предполагает сребролюбие, печаль или уныние; в человеке не было природной почвы для этих страстей. Человек ввел их, и они разрушили его, но изначально они ему не соприродны. В естественном состоянии у человека нет никаких оснований для сребролюбия. А основания для того, чтобы есть и размножаться, у человека были в любом случае. Вот об этом говорит святой Иоанн Кассиан. По этой причине все остальные шесть страстей противоестественны по определению.

Если говорить не о высоких материях, а просто о житейских, то можно сказать таким образом. Чревоугодие – плохо: плохо объедаться, плохо услаждаться вкусом. Но страсть блудная и страсть чревоугодия объяснительны, и эти извинения и объяснения можно принять и понять. Страсть все равно остается плохой, но понять это можно. А гнев или уныние непростительны, объяснить их нельзя, и это уже совершенно другой взгляд на аскетическую проблему нашей жизни.

Сделаем простое бытовое замечание. Скажем, сейчас идет Великий пост. Про пост апостол Павел говорит: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его (Рим. 14, 3). То есть можно в пост есть, а можно не есть; посту от этого ни тепло, ни холодно, человеку тоже, и это никак не влияет на отношения человека с Богом. Можно есть столько-то, можно чуть-чуть больше, можно чуть-чуть меньше. Можно поститься сорок дней, можно вкушать пищу раз в неделю, можно раз в день, можно два раза в день. Можно кушать только хлеб и пить воду (или просфоры и святую воду). Можно кушать только сухие продукты, можно кушать вареные продукты; можно с маслом, можно без масла. Можно кушать рыбу, например, как это разрешается семинаристам. Вариантов огромное количество. Есть больные люди, которым позволяется вкушать всё.

Но никаких разных подходов в отношении уныния, печали или сребролюбия нет. Нельзя говорить, что один человек может гневаться два раза в неделю, другой – пять, а третий может гневаться один раз в пост. Нет! Любой элемент гнева, по мысли Церкви (что явлено в богослужебных книгах), разрушает постный подвиг. Один раз разгневался на первой неделе – все: пост нарушен, начинай сначала. Разгневался на Страстной седмице – весь пост насмарку.

В одном своем биографическом воспоминании митрополит Антоний Сурожский описывает случай, когда ему на Страстной неделе пришлось съесть курицу, и это никак не нарушило его постного труда, не выбросило его из постного подвига. А если бы он оказал немилосердие, это обесценило бы весь постный труд.

По таким примерам мы можем понимать, что на самом деле со страстями, которые касаются нашего естества, труднее бороться, а потому отступления или падения в этой области покрываются достаточно снисходительно, если они не задевают жизни других людей. Если ты не можешь побороть свое чрево, это печально, гнусно, грустно, но это не отлучает тебя от Причастия. А если ты гневаешься, это отлучает тебя от Причастия, и пока ты не примиришься, не исправишь плоды своего гнева, ты не можешь причащаться. Вот такое непростое отношение к этим страстям.

Дальше Иоанн Кассиан развивает первоначальную типологию в 16-м, 17-м абзацах. Мы прочитаем только 16-й абзац:

Поясним нечто из сказанного более пространным рассуждением. Страсти чревоугодия и блуда, коренясь в теле, возбуждаются иногда без содействия души, по одному раздражению потребностей, из коих исходят (то есть возбуждение похоти и физиологических процессов, которые мы называем похотью или «хотью», и пустой желудок, который требует еды); но влекут и душу по ее связи с телом. Для обуздания их недостаточно одного напряжения душевного против них вооружения, но надо при сем укрощать и самое тело постом, бдением, истомлением посредством труда; нужно бывает и временное уединение, а нередко и совсем отшельничество. Ибо как они происходят от порочности души и тела, то и побеждены быть могут не иначе, как трудом обоих. Тщеславие и гордость зарождаются в душе без посредства тела. Ибо какую нужду имеет тщеславие в телесном чем, когда из-за одного желания похвал и славы доводит до падения плененную им душу? Или какое телесное действие имело место в возгордении люцифера, когда он зачал его в одной душе и помышлении, как говорит пророк: «А говорил в сердце своем: взыду на небо... и буду подобен Всевышнему» (Ис. 14, 13– 14). Не имел он в такой гордости подстрекателя совне; она и зародилась и созрела вся внутрь его.

Из этой типологии Иоанн Кассиан делает простой вывод. Мы говорили теоретически, а для Иоанна Кассиана вся теоретическая сторона не суть важна. Дальше он будет говорить, как бороться с конкретными страстями, поэтому для него главным является именно практический вывод: что если страсть укоренена в телесности, если речь идет о плотской страсти, как блуд и чревоугодие, то неизбежно необходимо и участие тела в том, чтобы с этой страстью побороться. А если это душевная страсть, то никакая телесность участвовать в этом не может и не должна, достаточно просто душой бороться с некими прилогами страстей.

Нам что важно? Что для борьбы с блудной страстью и с чревоугодием необходимы специальные упражнения, специальная деятельность, специальные действия, направленные на утомление, истомление, исцеление, освящение, просвещение своего тела и телесности. Одной молитвой нельзя побороть чревоугодие; нельзя побороть одной молитвой блудную страсть – для этого еще необходимы определенные телесные упражнения.

Нельзя надеяться на то, что ежедневное причащение поможет побороть блуд, как думают многие. Особенно это касается людей в активной фазе своего телесного развития, мучающихся блудной страстью. Женатые люди этого могут и не почувствовать сильно. Но в наше время очень много одиноких людей (среди юношей, девушек, мужчин и женщин), и они чувствуют эти самые восстания телесные, они чувствуют физиологическое истомление от этой страсти, тело их постоянно предает. И они думают, что как можно большая молитва и как можно частое причащение помогут эту блудную страсть победить. Несмотря на то, что они пытаются таким образом побороть страсть уже в течение нескольких лет, ничего не происходит, и они должны бы понять, что на самом деле нужно хотя бы что-то еще, но они этого не понимают. Потому что не читают Иоанна Кассиана, других святых отцов, у которых ясно сказано, что поскольку речь идет о теле, то с этим приходится бороться именно телесным инструментарием, а не только молитвой и причащением.

Современный человек думает, что не постясь, не работая, не ограничивая себя в сне, не бодрствуя, не истомляя тело физическим трудом – можно исцелить разжжение плоти. Хотя на самом деле нужно воздержание, нужно бдение, нужен тяжелый физический труд, который истомил бы тело.

Кстати, на этот случай есть интересная история в патерике, которая стала бродячим сюжетом. Она родилась очень давно, еще в первой половине первого тысячелетия. Возможно, что в патерик она попала из какой-то более древней эпохи, может, даже из талмудической литературы, но, так или иначе, я ее прочитал в древних патериках, потом прочитал в средневековой русской литературе.

История такая. Вдова похоронила мужа. Некий состоятельный человек воспылал к ней страстью (как это в русском варианте излагается) и начинает ей говорить: «Я не могу без тебя жить. Ты – вдова, тебе замуж выходить можно, положенные сроки твоего траура закончились. Поэтому выходи за меня замуж». Она, как женщина целомудренная, понимает, что это никакая не любовь, это просто распаление блудной страсти. Но ему ведь не скажешь об этом – он уверен, что любит ее. Она говорит: «Ладно, хорошо. Договоримся так: ты три дня постишься, ничего не ешь, а потом приходи, мы с тобой поговорим». Три дня человек ничего не ел. Когда он добрел до нее, она спросила: «Что хочешь теперь?» Он говорит: «Есть». – «Любишь меня?» – «Знаешь, мне все равно, я есть хочу. Дай мне есть». – «Вот видишь, если ты будешь воздерживаться, никакого распаления блудной страсти у тебя не будет. Ты прекрасно проживешь и без меня».

Этот урок очень наглядный, но это факт. Я думаю, если бы современные молодые люди постились сколько-нибудь времени (хотя бы день-два в неделю), ограничивали себя в том, что приводит к излишнему появлению калорий, половины несчастных браков удалось бы избежать, потому что в основе их лежит не любовь, а просто разжжение блудной страсти.

Важно помнить и понимать, что с плотской страстью (такой, как чревоугодие или блудная страсть) надо бороться именно телесным образом, теми упражнениями, о которых я здесь уже сказал. По-другому избавиться от этих страстей нельзя. И в случае с блудной страстью благодать помогает только в том случае, когда все телесные ограничения человек на себя наложил.

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать