Читаем Добротолюбие. Выпуск от 22 июля

22 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Курс ведет священник Константин Корепанов.

Мы продолжаем читать «Наставления» преподобного Марка Подвижника из первого тома «Добротолюбия» (раздел «К тем, которые думают оправдаться делами»). Напомню: в прошлый раз речь шла о познании вещей.

Сто девяносто седьмой абзац:

Кто противится сумрачным случайностям, тот, сам того не зная, противоборствует Божью повелению, а кто принимает их истинным ведением, тот, по Писанию, терпит Господа.

Вообще об этом уже не раз говорилось, пока мы читаем первый том «Добротолюбия». Но в том-то и состоит сложность нынешней нашей христианской жизни, что мы не принимаем воли Божьей; категорически, сознательно, последовательно и методично не хотим ее принять. Но при этом хотим не просто казаться, а быть и считаться Божьими слугами, Божьими детьми.

Конечно, мы согласны с тем, что миром управляет Промысл Божий. Мы согласны с этим, встречаясь (используем употребленный здесь эпитет) с различными полуденными случайностями: когда у нас неожиданно сдался экзамен (мы почти не готовились, а он сдался), когда мы почти попали в аварию, но все-таки Бог нас в последний момент спас; когда нам неожиданно повысили зарплату, когда нам неожиданно доверили новую работу, когда к нам благосклонно отнеслось начальство, когда неожиданно выпала путевка, когда мы получили премию, когда нам помогли ближние, когда мы исцелились от болезни, когда наш ребенок проявил замечательные способности, показал блестящие результаты… Вот тогда мы понимаем и говорим: «Да, действительно миром управляет Промысл Божий. А как же? Мы же не могли всего этого получить, однако получили. Очевидно, что это Бог». И мы Его с радостью благодарим. С радостью, искренне, глубоко. Порой даже совсем не по-фарисейски, а искренне и глубоко благодарим Бога за то, что Он нам, недостойным, грешным, так помогает. И это порой единственное движение нашей души воспринимается нами как подлинная вера: «Вот, я же молился, и Бог помог; вот, я даже не молился, а только надеялся, и Бог помог; вот же я и не молился, и не надеялся уже, но буквально в последний момент Он меня спасает. Ну как же Его не любить и не верить в Бога нашего?! Вот какой Он у нас замечательный!» Так думает человек, считая себя верующим.

Но сумрачных и сумеречных случайностей человек принимать не хочет, категорически и последовательно. Если я экзамен неожиданно сдал, то значит, это воля Божья, а если я его неожиданно не сдал, то это происки врага. Если я молился и исцелился или просто свечку поставил и вылечился – это щедрость Божья и Промысл Божий. Если я молился и не исцелился, то это козни лукавого. Если я, например, еду в электричке без билета и боюсь, что меня настигнет контролер, а он меня не настигает, то я говорю, что мне Бог помог. А если я еду без билета и контролер меня настигает, составляет протокол и заставляет платить штраф, я говорю: «Ну вот, Господи, Господи, почему Ты меня оставил?» Если я еду выпивший за рулем и меня никто не ловит, то я говорю: «Вот как Бог мне помогает, Он меня от всех спас». Если я еду трезвый за рулем, меня останавливают за какой-то пустяк типа нечистого номера или непристегнутого человека на заднем сиденье, я говорю: «Ну, Господи, почему такая неприятность, ну почему Ты мне не помогаешь, почему Ты меня оставил? Это нехорошо, Господи, это неправильно. Я всем сердцем Тебе служу, а Ты меня в такие неприятности ввергаешь». Если я плохо работаю и начальство этого не замечает, то я верю, что мне помогает Бог. Если неожиданно проходит ревизия или приезжает комиссия или у меня обнаруживают какой-то косяк на работе, я плачу: «Господи, почему Ты меня оставил? Это все враги меня оклеветали, подсиживают и хотят меня с этого места сдвинуть».

Мы не видим Бога в сумрачных случайностях. Мы не хотим Его видеть. По сути, мы хотим, чтобы Бог вытаскивал нас из всех тех ситуаций, в которые мы попадаем. Причем желательно, чтобы Он это делал без нашего к Нему обращения, просто такая служба спасения: следит за нами, как спасатели на пляже; только что-то случилось, как они уже спешат на помощь; неважно, сам ты виноват или нет, их дело спасать. По нашему убеждению, Бог должен делать так же. Он сидит и смотрит, как бы с кем-нибудь чего-нибудь не случилось. Если что-нибудь случается, мы говорим: «Ну, Господи, Ты плохо работаешь! Я Тобой недоволен! Почему Ты меня не спас?!»

А если мы снова перечислим эти несообразные, нелепые, но вполне реальные истории, о которых я сказал, вспомним о тех вполне реальных людях, которые стоят за каждым таким сюжетом, снова внимательно, внятно все это произнесем, то неплохо будет нам задуматься, какое мы производим впечатление на людей неверующих? Если мы радуемся тому, что едем без билета и говорим, что Бог нас спас; когда сидим пьяными за рулем и тоже считаем, что Бог нас спас, когда оставляем недоделанной работу и радуемся тому, что опять Бог нас покрыл. У нас все радости по тому единственному поводу, что мы сделали что-то плохо и этого никто не заметил. И мы искренне радуемся тому, что мы нечестные, непорядочные, недобросовестные, нетрудолюбивые работники, которых Бог все время покрывает. И вся наша радость только по этому поводу, в связи с тем, что нашу нерадивость покрывает Бог.

Это хорошо, это замечательно. Любой верующий понимает трогательную радость этих событий. И я тоже ее понимаю. Более того, я такой же. Но какое это должно производить впечатление на людей неверующих? Они вправе нас спросить: «Так Бог вам нужен только для того, чтобы прикрывать ваши недостатки? Так вы пришли в Церковь, чтобы у вас появилась возможность жить нечестно? Вы пришли в Церковь потому, что теперь вам можно грешить и не бояться?» Что-то не так с этим.

И вот вновь и вновь преподобный Марк в числе целого сонма святых отцов напоминает нам о том, что на самом деле человек, в котором действительно есть вера, принимает от Бога все происходящее с ним, совершенно все. Если мы видим Бога в приятностях и не видим Его в том неприятном, что с нами происходит, то этим мы обманываем себя, людей и Бога; мы лжецы, лукавые люди, мы извратили все пути Божьи в этом мире, мы попросту люди неверующие. Иов, про которого мы все знаем, величайший праведник, который дает нам образец, говорит жене: «Разве мы только хорошее должны принимать от Бога? Разве плохое мы принимать не должны?»

Если Бог дает мне здоровье, я говорю: «Благодарю Тебя, Господи!» Если Он мне посылает болезнь, я говорю: «Что Ты делаешь?» Если Он посылает изобилие плодов земных, я говорю: «Господи, паки Тебя благодарю! Я очень доволен тем, что Ты мне посылаешь!» Когда Он отнимает опору нашей старости, делает нас немощными и нищими, мы говорим: «Господи, так нехорошо!»

Мы должны принимать от Бога всё, потому что источник и всего хорошего, и всего неприятного есть Бог. Все, что происходит не по нашей воле, происходит по Его воле, это Он допустил, это Он вверг нас в эту скорбь. Это Он попустил, чтобы у нас сгорел дом, пропали деньги, чтобы мы заболели, заболел ребенок или еще что-нибудь подобное случилось. Но так жить мы не согласны.

Мы многого не знаем, потому что не читаем Священное Писание, ни Ветхий, ни Новый Завет; и давно не читаем жития святых. Только ленивый не бросил в них кусочек грязи, и люди потеряли интерес к этим житиям. А ведь это замечательное собрание книг и историй. Это то, что нужно читать постоянно, потому что это чтение утверждает, поддерживает нашу веру. Мы говорим: «Разве может вера поддерживаться сказками?» Нет, это не сказки! Вера поддерживается свидетельствами других людей о том, что они принимают и претерпевают все, посылаемое им от Бога, и в этом их победа. Плоды этой победы и описываются в житиях святых.

А мы воспитаны на советской литературе, на советских фильмах, историях, сериалах, сказаниях, которые сами по себе, конечно, прекрасны, как прекрасны люди, стоящие за этими сюжетами; быть может, они намного лучше, чем мы, верующие христиане. Но одного у них нет – веры; они не видят Бога в обстоятельствах жизни.

И мы, воспитанные на этих произведениях искусства, также не навыкли видеть Бога. Мы просто признали кусочком, краешком своего сознания, что Бог существует, и убеждены, что существует Он в основном для того, чтобы сделать нашу жизнь счастливой. И нам кажется, что когда она становится несчастной, мы вправе предъявить Богу счет: почему Он не исполняет Своих обязательств. Но ведь это и есть фарисейство, наемнический подход к Богу, именно то, против чего и пишет свои наставления преподобный Марк Подвижник, против тех, которые думают оправдаться делами.

В глубине души каждый человек считает, что он должен исполнять некий набор требований. Он не знает, откуда взялись эти требования, ему нет дела до того, насколько этот набор полный или неполный. Человек просто считает, что если он будет ходить в храм, ставить свечи, приступать к таинствам, совершать некие молитвенные правила, ходить в крестные ходы, Бог сделает то, что ему необходимо: «Ну, я же Ему делаю, и Он сделает мне».

Но если бы мы прочитали Библию, вчитались бы в жития святых, то увидели бы, что верующий человек принимает от Бога все, что Тот посылает, ибо все, что происходит не по моей воле, происходит по Его воле. И птица не продается на рынке без воли Отца Небесного, и волос с головы нашей не упадет без воли Отца Небесного. Но мы не верим в это.

Мы уверены, что жизнь нам дана для того, чтобы жить как хотим, делать то, что хотим, распоряжаться своим временем, своей жизнью как хотим, а вся задача Бога в том, чтобы любым способом даровать нам то, что нам необходимо, и любым способом гарантировать нам вечное райское упокоение. Вот такое представление о вере у современного человека, к вере не имеющего никакого отношения. Вообще никакого.

Если мы принимаем от Бога только хорошее, это верой не является. И потихоньку научаясь принимать от Бога боль, болезнь, потери, убытки, вразумление, наказание, любую скорбь, мы понимаем, что это неприятное, сейчас со мной происходящее, послано Богом. Не врагом нашего спасения, не врагами-соседями или сослуживцами. Богом это послано, ибо без Его воли ничего бы со мной не произошло. Зачем? Почему? Не знаю, но это неважно. Важно именно то, что я должен эту мысль произнести и это принять. И только совершенно приняв это, я действительно приобретаю вéдение, понимаю, что Бог – хозяин моей жизни. Нет, не понимаю, я ведаю, что Бог – хозяин моей жизни, приобретаю это тайное знание. Тайное не потому, что оно от всех закрыто, а потому, что оно неочевидно, пока человек не сделает первые шаги веры.

Конечно, это приводит к тому, что Бога надо терпеть. Мужайся… и потерпи Господа (Пс. 26, 14), говорит Псалтирь. В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21, 19), говорит Христос. И Сам Господь терпел на Кресте. И автор Послания к Евреям говорит, что Он вместо надлежащей славы (потому что Он Праведник и заслужил эту славу) получил поношения и претерпел то, что Ему велел претерпеть Отец. Если мы в Нем, ибо мы христиане, то мы призваны к терпению. А это значит, что мы призваны принимать и все неприятное, происходящее с нами, как волю Божью.

Сто девяносто восьмой абзац продолжает ту же мысль:

Когда найдет искушение, не ищи от чего и для чего оно нашло, но (о том позаботься), чтоб благодарно, бесскорбно и незлопамятно перенесть его.

Человеку не всегда можно и не всегда даже полезно знать причины, по которым с ним происходит то или другое действие. Нам, конечно, всегда хочется это узнать. Но именно сама страстность этого желания узнать, почему с нами произошло то или другое, – это очень неправильное стремление потребовать у Бога отчета: «Объясни, почему Ты это делаешь! За что? Почему Ты считаешь, что я должен это перенести?» То есть человек, который начинает рассматривать эти причины, часто (не всегда, но часто) требует у Бога отчета. Если с таким состоянием души человек обращается к Богу, то он ничего не получит и не узнает эти причины до тех пор, пока не смирится и не примет главного: если Бог это послал, значит, это нужно, неважно зачем. Нужно!

Мы же всегда хотим узнать причины, постоянно требуем отчета; мы привыкли жить в системе оправдания каждого своего действия. Но ведь вера живет иначе. Она не требует оправдания, не требует отчета.

Вот, например, явится нам сейчас наш собственный ангел-хранитель. И мы скажем: «Ты, как представитель Всевышнего, объясни, пожалуйста, почему со мной тогда так произошло? Почему у меня такие дети? Почему у меня именно такие социальные условия? Почему у меня именно то, и то, и то?» И мы предъявим нашему ангелу- хранителю длинный список, в сущности, претензий. И все это под предлогом того, что я хочу понять, какова логика действий Бога. Я не спорю с Ним, я, как разумный человек, просто хочу это понять.

И вот ангел терпеливо и кротко начнет нам это объяснять. Объяснения нас не убедят, потому что из них вытекает странная вещь, что вообще-то с нами должны были поступить еще хуже. И этого не должно быть и того не должно быть, все у нас есть лишь по милости Божией, а вообще, если бы мы получили то, что заслужили, все было бы гораздо хуже. Нет, мы с этим категорически не согласны. Стала нам понятна логика действий Бога, определяющего нашу жизнь? Нет. Если мы ей не можем покориться сразу, априори, принять ее как должное, то не сможем покориться и после объяснений.

Каждый имеет достаточный повседневный житейский опыт, чтобы это понять. Например, муж говорит жене: «Почему тебе это не нравится? Это же так хорошо!» Она объясняет, почему ей это не нравится. Это объяснение его удовлетворяет? В 90% случаев нет. А если и удовлетворяет, то только потому, что он действительно понимает, что она имеет право на возмущение; он спросил не потому, что не принимает ее объяснения, а потому, что действительно что-то ему показалось забавным и интересным. Ему стало интересно, чем она это объяснит, поскольку просто захотелось получше узнать свою жену. Но большинство людей, спрашивающих отчетов, объяснений поступков и мотивов этих поступков, ничего не открывают для себя. Люди начинают сопротивляться дальше, требовать, спорить и до бесконечности выяснять отношения. Так что если человек не доверяет Богу, то он и не сможет принять то, что посылает ему Бог.

Смиренный же, смиряющийся человек все, что с ним происходит, принимает с благодарностью. Слово «смирение» в данном случае означает не такую вроде бы благочестивую позицию: «Я достоин богатства, славы и власти. Но у меня нет ни богатства, ни славы, ни власти, поэтому я смиряюсь с этим и терпеливо это переношу. Я знаю, чего я стою, но смиряюсь». Вот примерно такое представление о смирении у  многих людей: «Я достоин большего, но раз надо смиряться, ладно, я смирюсь, потерплю немножко. Потом когда-нибудь я им докажу, чего я на самом деле достоин». Вопреки мнению многих это отнюдь не смирение.

Смиренный человек понимает, что все, что с ним происходит, есть знак милости Божьей, что он заслуживает неизмеримо худшего, неизмеримо более тяжелых и трудных условий, чем те, в которых живет. Человек смиряется именно с тем, что он действительно такой, что это правда, он правда этого заслуживает, заслуживает еще худшего. Вот с этой точки начинается благословение и благодарность. Поэтому человек, чтобы научиться подлинному смирению (не смиренничанию, а смирению), должен видеть во всяком попущенном искушении милость Божью, ибо по правде он заслуживает гораздо худшего.

И еще один абзац, 204-й:

Всякая скорбь обличает настроение нашей воли, направо склоняется она или налево. Случайная скорбь потому и называется искушением, что подвергшегося оной подвергает испытанию сокровенных его расположений.

Поэтому и важно, чтобы эта скорбь была. Скорбь хороша уже тем, что показывает подлинное состояние нашего сердца, она показывает самое главное в этом сердце: действительно мы верим в Бога или нет.

Если человек получает каждый день милость от Бога в деньгах ли, в успехе ли, в почитании, в приращении ли здоровья или еще в каких-то знаках собственной успешности и благодарит Бога, это ничего не значит, все будут так поступать. Подлинная вера проявляет себя именно тогда, когда человек переживает скорбь – исповедует ли он, что эта скорбь есть действие Милующего, Щедрого, Человеколюбивого и Всемогущего Бога? Если он это исповедует, то он верующий человек. И именно претерпевание скорби делает его причастником не только Божественной благодати, Христа, но и Его страданий, ибо кто не причастен Его страданиям, никогда не будет причастен Его славе. Вхождение в Его славу проходит через дверь Его страданий. Именно страдающий по вере в Его любовь и всемогущество человек действительно открывает для себя врата, вводящие в Царство Божье.

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать