Читаем Апостол. 8 февраля. Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих

8 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 2, ст. 14–26.

 

14. Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

15. Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,

16. а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?

17. Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

18. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

19. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

20. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

21. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

22. Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

23. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

24. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

25. Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

26. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

(Иак. 2, 14–26)

 

Знаменитый отрывок, дорогие братья и сестры, который тоже был прочитан и прокомментирован нами, но глубина темы, о которой пишет апостол Иаков, по сути, неисчерпаема.

Наши размышления начинаются с того, что мы видим некоторое мнимое, а может быть, в чем-то реальное противостояние с апостолом Павлом. Он, как мы помним, практически все свои послания, в особенности Послания к Галатам и к Римлянам, посвящает тому, что человек спасается не делами закона, а верой в Иисуса Христа, благодатью. В Послании к Галатам есть слова, что во Христе Иисусе «не имеет значения ни обрезание, ни необрезание, а вера, действующая любовью». Вот, собственно говоря, критерий апостола Павла – вера действует любовью.

Противоречие между апостолами заключается в разном понимании того, что такое вера: вера как теоретическое убеждение или вера как жизненная позиция. Не так давно мы разбирали отрывок из Послания святого апостола Павла к Колоссянам, где речь шла об истине и о познании истины. Мы говорили о том, что современный человек мыслит понятие истины и познания истины теоретически, абстрактно. Даже образование в современном виде построено крайне теоретически. Скажем, знание истории – это в основном знание имен, дат, событий, а вовсе не попытка проникнуть в суть происходящих событий. Учебный процесс в некотором роде очень теоретизирован, как и система сдачи единых экзаменов. Такое разделение реальности в некотором смысле имеет свои корни и в античной традиции: в платоновском разделении реальности на мир предметов и мир идей и в какой-то степени в формальной логике Аристотеля, когда теоретические размышления могли оказываться важнее, чем существо вопроса. То есть важнее рассуждение о вере, теории, моделях Бога, моделях спасения. Не так давно мы говорили, что модель – это всегда образ, а значит идол, который ни в коем случае нельзя абсолютизировать. Нельзя абсолютизировать и теорию, потому что теория – это схема, закон, который есть «мертвая буква».

Когда речь идет о теоретической вере, а не о вере как жизненной позиции, то получается, что апостол Иаков по-своему прав. Он говорит о том, что мало просто верить в существование Бога: так же делают бесы, и не просто верят в то, что Бог есть, но прекрасно об этом знают, поскольку постоянно соприкасаются с Божественной реальностью. Людей, которые теоретически верят, что Бог есть, сейчас большинство. Сейчас не время атеизма, тем более воинствующего, сейчас время плюрализма, многоконфессионального, многополярного мира. Практически каждый человек во что-то верит; настоящего атеиста, который скажет, что не верит ни во что, найти не так уже просто. В основном люди верят в душе, верят в абсолют или еще во что-то или в кого-то. Но часто это действительно просто теоретическое убеждение: «Я верю, что существует Бог, существует Христос, что Христос – Сын Божий» или «Я верю, что существует еще какой-то бог», и называется его имя. Действительно, это теория, которая часто не имеет никакого отношения к практической жизни человека. Человек, который имеет одни убеждения и совершенно другую практику жизни, подпадает под осуждение апостола Иакова. Если ты только утверждаешь, но не живешь, значит твоя вера мертва, потому что никак не проявляется.

Для апостола Павла проблема стоит по-другому, она более целостная, комплексная. Если ты имеешь веру, доверие Богу как жизненную позицию, твоя вера неизбежно будет действовать любовью, потому что вера христианская – это вера в Бога, Который есть Любовь. Если ты веришь Богу, доверяешься Ему, соединяешься с Ним, познаешь Бога сущностно, а не теоретически, пребываешь с Ним в общении на каком-то мистическом, тайном, глубоком, внутреннем уровне, то, конечно, твоя вера будет действовать любовью. А если этого не происходит, значит ты не очень-то верующий. То есть у апостола Павла комплексный подход: если ты не живешь в Боге, не доверяешь Ему, не живешь Богом, то ты и не верующий, а раз не верующий, то, конечно, и не будет соответствующих дел.

Апостол Иаков, скорее всего, отталкиваясь от конкретной ситуации, ведет полемику с конкретными людьми, может быть, с апостолом Павлом и его последователями. При этом он не до конца понимает, что имеет в виду апостол Павел, не до конца проникает в комплексность его позиции. Тем не менее Иаков понимает это именно так, разрозненно: пусть есть вера, но прибавь к ней дела, иначе вера твоя будет мертвой. Здесь действительно другой угол зрения, другой подход. Строгого, однозначного противоречия здесь нет. Может быть, есть некое недопонимание, но в конечном итоге речь идет приблизительно об одном и том же.

На мой взгляд, позиция апостола Павла более целостная, комплексная, всеобъемлющая. Вера – это жизненная позиция, и она не может не приводить человека к определенной практике. Если не приводит, значит вера не та: слаба или ее вообще нет, а есть только некое теоретическое, может быть, подчас гипотетическое убеждение в существовании каких-то высших сил. Это, с точки зрения апостола Павла, не вера, это пустые рассуждения о каких-то реалиях, о которых человек на самом деле понятия не имеет.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать