Читаем Апостол. 3 мая. И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши

3 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 2, ст. 14–21.

 

14. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:

15. они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;

16. но это есть предреченное пророком Иоилем:

17. И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

18. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.

19. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.

20. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.

21. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

(Деян. 2, 14–21)

 

Мы перепрыгнули через небольшой отрывок текста, а именно начало второй главы, по причине того, что там описываются события новозаветной Пятидесятницы, то есть Сошествие Святого Духа на апостолов. По понятным причинам он будет прочитан позже – в сам день празднования Святой Троицы, Пятидесятницы. Именно тогда мы поговорим об этом интереснейшем событии – сошествии Святого Духа на апостолов. Сейчас мы с вами читаем тот отрывок, который стоит непосредственно за описанием сошествия Святого Духа.

Если мы все же посмотрим на один стих выше, тогда поймем, почему Петр оправдывает апостолов, говоря, что они не пьяны. Дело в том, что когда они стали говорить разными языками, то есть на разных языках, то для людей это было непонятно: они не знали тех языков, на которых говорили апостолы и для них это выглядело как некая абракадабра, что для многих было смутительно: люди решили, что апостолы, наверное, пьяны. Как написано в 13-м стихе: а иные насмехаясь говорили: они больше напились сладкого вина. Сладкое вино считалось не самым качественным и, как известно, хмелит оно сильнее, кроме того было довольно рано – и люди смеялись над ними.

Поэтому в 14-м стихе Петр начинает свой ответ именно с оправдания и защиты апостолов, получивших Духа Святого.

14. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15. они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня. «Третий час дня» – это не то же самое, что наше время. Мы помним, что в церкви за богослужением читаются 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы, то есть деление суток было несколько иным и третий час дня – это то, что соответствует приблизительно нашим девяти часам утра. Соответственно, 6-й час – полдень и 9-й час – наши три часа дня. Исходя из тропарей – основных песнопений этих часов – мы видим, что как раз во время 6-го часа священник произносит тропарь, где говорится, что Господь наш был распят в это время, а во время тропарей 9-го часа повествуется о смерти Господа на кресте. Как раз во время тропарей 3-го часа священник произносит молитву, где упоминается, что именно в это время Дух Святой сошел на апостолов. Во время каждой литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого священник читает тропарь третьего часа прямо перед благословением Святых Даров. Мы слышим слова: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый». Третий час – это как раз около девяти часов утра, то есть довольно рано, и апостол Петр апеллирует к тому, что так рано трудно быть уже пьяным, поэтому призывает людей не думать, что это связано с опьянением, но говорит о другом: это есть предреченное пророком Иоилем. И дальше следует длинная цитата из Книги пророка Иоиля о том, что Господь на каждого человека изольет Духа Святого: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. 18. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. У пророка Иоиля стоит не в «последние дни», но «после всего изолью Духа Моего». Очень часто пророчества в Ветхом Завете предрекали события, которые наступят достаточно скоро после пророчеств, но здесь апостол Лука переосмысляет пророчество и, что называется, проносит его через века. Поскольку пророк Иоиль жил за семь веков до Рождества Христова, получается, что оно касалось событий, которые достаточно удалены во времени. Поэтому здесь апостол Лука меняет слова «после всего» на «последние дни». В христианской интерпретации, как мы знаем, «последние дни» – это дни от основания Церкви до Второго славного Пришествия Христова. В эти последние дни Бог как раз изольет Духа Святого на каждого человека. Как здесь сказано, все, без разбора пола и возраста, будут пророчествовать, иметь какие-то откровения Духа Святого.

19. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. 20. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. В этих двух стихах пророчествуется о том, что Второе славное и страшное Пришествие Господне будет сопровождаться в какой-то степени бедствиями и Судом над грешным человечеством – день Господень, великий и славный, как здесь сказано. «День Господень» – слово, идущее еще из Ветхого Завета, «йом Яхве» по-еврейски. То есть издавна считалось, что «день Господень» – тот срок, когда Бог придет судить мир. Собственно, эта формулировка перешла и в Новый Завет, когда речь, конечно, идет о ветхозаветном цитировании.

21. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. То есть в этих казнях спасется тот, кто призовет имя Господне, будет верным Господу уже в новозаветном осмыслении – Господу Иисусу Христу. Мы знаем, что как в Евангелии, так и в Деяниях и Посланиях апостольских авторы очень часто апеллируют к Ветхому Завету: очень важно было построить мостик между ветхозаветной религиозностью и новозаветным откровением, чтобы корни Нового Завета действительно уходили глубоко в древность: ветхозаветные пророчества, образы, аллюзии. Мы помним, какое огромное количество цитат, ссылок, образов, взятых из Ветхого Завета, содержится в Апокалипсисе.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​