Читаем Апостол. 20 ноября. Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас

20 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Фессалоникийцам. Глава 3, ст. 6–18.

6. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,

7. ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,

8. ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, —

9. не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

10. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

11. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

12. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

13. Вы же, братия, не унывайте, делая добро.

14. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.

15. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

16. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!

17. Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так:

18. благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

(2 Фес. 3, 6 – 18)

 

Сегодня мы с вами дочитали Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам. Здесь апостол дает фессалоникийцам последние наставления, которые во многом связаны с главной темой этого послания – темой Второго Пришествия Христова.

Это событие произойдет обязательно и придет внезапно, «как вор ночью» (об этом было сказано в Первом послании к Фессалоникийцам). При этом во второй главе Второго послания апостол Павел дает признаки этого Пришествия, тем самым как бы говоря, что это произойдет, возможно, не так скоро, как вначале ожидали христиане. Мы с вами, христиане XXI века, понимаем, что действительно самые ранние христианские чаяния оказались поспешными. Со временем апостолы и их ученики немного переосмыслили эту тему и уже не пытались определить, как скоро все случится. Хотя надо сказать, что каждое поколение христиан имело представителей, которые утверждали, что именно в их время, в их столетии или десятилетии, точно наступит конец света. Не так давно называлась определенная дата конца света, но, как мы видим, пока конец света и Второе Пришествие не состоялись. Поэтому смысл не в том, чтобы думать о конкретных временах и сроках, а чтобы бодрствовать и быть готовыми всегда.

Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. Бесчинно – значит самовольно, без какого-либо порядка, когда человек не трудится, обременяет кого-то. Представим: человек собрался встречать Христа, а Христос все не приходит, но время идет – кушать хочется, одеться во что-то надо, жить где-то надо, и человек становится обузой для кого-то другого. Таким образом, он поступает бесчинно, ломает существующий порядок вещей, тем самым напрягая своих братьев или сестер или даже внешних по отношению к христианству людей и составляя дурную славу о христианстве.

Апостол Павел говорит, что нужно поступать по преданию . В прошлый раз мы говорили о том, что предание – это нечто переданное на сохранение, чтобы остаться неповрежденным. В данном случае под преданием имеется в виду следующее: ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас , иными словами, не вели себя маргинально, асоциально, пытаясь призвать людей к безделью, и сами не бездельничали. Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас . Апостолу Павлу было очень важно никого лишний раз не обременять, не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам . С одной стороны, апостол Павел знает, что проповедник имеет право питаться от тех, кому он проповедует. Часто в своих Посланиях он увещевает адресатов, чтобы те почитали тех, кто их вразумляет, наставляет (мы с вами говорили, что слово почитать означает не просто уважительно относиться, а именно материально содержать). Но Павел говорит, что, имея такую возможность, они этого не делали, чтобы себя самих дать вам в образец , то есть чтобы фессалоникийцы трудились и, ожидая Господа, не вели себя асоциально, не были бы обузой никому.

Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Эти слова известны даже людям, не являющимся церковными, выросшими в эпоху Советского Союза. Был даже советский лозунг: «Кто не работает – тот не ест». Эта фраза звучит в некоторых кинофильмах и у всех на слуху, а взята она, оказывается, из Второго Послания апостола Павла к Фессалоникийцам. Апостол Павел был уверен, что нужно трудиться, чтобы есть, а если кто-то хочет быть сыт одним ожиданием Господа, то пусть он не ест и не обременяет никого.

Апостол Павел был человеком, широко мыслящим и понимающим, каким образом может распространиться христианская весть, как избежать препятствий на ее пути. Если христиане в результате проповеди будут превращаться в маргиналов, асоциальных людей, то это будет отдельная и не очень привлекательная субкультура. У нас и сейчас есть попытки сделать православие некой замкнутой субкультурой со своими правилами, обычаями, недоступной для всех остальных: не открытой, не пытающейся преобразить всё окружающее, но стремящейся замкнуться. Иногда даже появляются тенденции, связанные с ожиданием Пришествия Христова, когда можно особо не трудиться, не жениться, не рожать детей, потому что вот-вот наступит конец света. Апостол Павел был против такого поведения.

Если говорить в контексте современности, то, конечно, сводить православие и христианскую веру на уровень субкультуры было бы неверно. Представьте, что если кто-то, видя таких православных христиан, будет относиться к ним, как относятся к молодежным движениям (панки, готы). Возможно, по-своему это интересные движения, и люди там могут быть интересные и неплохие, но речь не об этом, а о том, что это клубы по интересам, которые живут своей замкнутой, отдельной жизнью, причем вызывающей иногда опасения со стороны общества. Поэтому христианство не должно быть сводимо к чему-то подобному.

Далее апостол Павел говорит, что не нужно сообщаться с людьми, поступающими бесчинно, быть с ними заодно. Тогда они устыдятся, видя, что остальные братья так не делают. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами! Это предварительное окончание. А дальше идет постскриптум, который Павел пишет своей рукой (о чем и сказано в 17-м стихе). 18-й стих – традиционное пожелание благодати Господа, которым заканчивается Второе послание к Фессалоникийцам.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​