Беседы с батюшкой. XXVII Международные Рождественские образовательные чтения «Молодежь: свобода и ответственность»

31 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии священник Андрей Щукин.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня у нас в гостях я рад приветствовать священника Андрея Щукина, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии.

Отец Андрей, во многих регионах России полным ходом идут региональные этапы Международных Рождественских образовательных чтений, тема которых в этом году: «Молодежь, свобода и ответственность». Прежде чем поговорить о том, как проходит региональный этап у нас в Екатеринбурге, хотел бы услышать от Вас, как эта тема расшифровывается, какая у нее, может быть, основная проблематика и какие главные вопросы она затрагивает.

– Тема Международных Рождественских образовательных чтений этого года (форум достаточно серьезный, история его уже достаточно большая  – больше четверти века): «Молодежь, свобода и ответственность». Нельзя сказать, что этот большой педагогический образовательный форум к этой теме подключается впервые. Скорее это то, что сделано сегодня в обществе для молодежи, как молодежь воспринимает жизнь, как она воспринимает базисные ценности нашего общества – российского общества, нашего народа – русского народа. Культурные ценности, религиозные ценности. Это тема, связанная со свободой и ответственностью, это те главные темы, которые невозможно не проговорить, когда мы говорим о молодежи. Прежде всего то, что связано со свободой.

Человек не может расти, не может совершенствоваться, не может что-то делать, если он не будет ощущать себя свободным. Что это такое? Что такое свобода сегодня для молодежи? Как ее воспринимает молодежь, как – взрослое поколение? Как оно говорит с молодежью на тему свободы?  Как молодежь слышит взрослых, взрослое сообщество? Разговор об ответственности – это разговор в том числе о взрослой жизни. Одно из ключевых нравственных чувств – ответственность. Мы не можем говорить о взрослой жизни без темы ответственности.

Нельзя сказать, что молодежь – это что-то отличное от взрослого сообщества. Нет, молодежь – это уже взрослые люди. Соответственно, это люди, которые делают не только первые шаги во взрослой жизни – они уже определенным образом сформированы. У них есть какие-то представления о счастье. У них есть представления о том, как должна меняться жизнь. То есть они видят, как жизнь устроена. И у них есть предложения, как жизнь должна меняться. Это – будущее нашего общества. Молодежь – будущее. Они станут взрослыми, возьмут бразды правления в свои руки, они будут нам абсолютно равны. И молодые люди иногда становятся равными членами взрослого сообщества буквально в считанные годы; многие из них занимают управляющие должности.

Молодежь – это активная часть взрослого общества. Соответственно, как выстроен диалог? Что сделано?  Что делается молодежью? Как молодые люди меняют мир? Есть ли какие-то вопросы, которые мы еще не проговорили, не обсудили? Что осталось за последние два десятилетия нетронутым? Можно сказать, что к этой теме мы на Рождественских чтениях возвращаемся время от времени. Соответственно, я бы даже сказал – что за последние десятилетия сделано. Вот нынешние Рождественские чтения – это разговор о том, что сделано для молодежи, что создается молодежью, молодыми людьми. Мы чувствуем – смена поколений происходит. Приходят новые молодые люди. Десять лет прошло, в обществе появляется что-то новое, какие-то проекты, тенденции. Молодежь выходит с какими-то темами, которые в сегодняшнем общественном пространстве, может быть, даже резонируют. Мы, может быть, не слышим молодежь. Молодые люди могут нам говорить о чем-то, а мы их не слышим – это тоже тема, обсуждаемая на Рождественских чтениях.

В Рождественских чтениях участвует не просто какое-то педагогическое сообщество. Это и люди, которые занимаются социальной деятельностью. Это и люди, которые занимаются миссионерской и просветительской работой. Это люди, которые несут на себе бремя ответственности, это представители Вооруженных сил. То есть в Рождественских чтениях участвуют различные сообщества. У них есть отдельные пространства, и идет обсуждение разных тем. Но,так или иначе, всех объединяет тема молодого поколения.

В прошлом году Рождественские чтения были связаны с темой нравственных ценностей. Мы говорили о важности нравственных ценностей, о том, как они воспринимаются обществом, как формируются, как мы их созидаем, как наша внутренняя духовная жизнь влияет на сегодняшний день, на людей, которые рядом с нами, и на будущее поколение. Нынешние Рождественские чтения немного продолжают эту тематику и обращают наше внимание на то, как молодые люди воспринимают нравственные ценности сегодня. То есть если в прошлом году направленность чтения была на будущее – как мы его видим, то нынешние Рождественские чтения – это разговор о сегодняшнем дне, о том, как сегодня молодежь нас слышит и что она делает. И насколько взрослые люди влияют на молодежь. То есть как они на нее влияют: это влияние положительное, отрицательное? Что нужно изменить, чтобы молодой человек, вступая во взрослую жизнь, чувствовал себя и частью общества, и (это разговор как раз о свободе) развивал свою личность в том числе, свою самобытность, созидал свое личное будущее, которое, конечно же, связано и с жизнью его близких, и с жизнью страны.

– Вопрос телезрительницы из Соль-Илецка: «При событиях в Керчи пострадало много молодежи. Как вы эту ситуацию переживаете?»

– Вопрос понятен. Надо сказать, что на пленарном заседании, которое прошло вчера у нас в Екатеринбурге, присутствовали люди, которые занимаются и образованием, и социальным делом, и представители правительства, и представители министерств и ведомств. Наш владыка митрополит Кирилл начал свое слово, именно обратившись к теме Керчи – к этому ужасному, страшному событию, которое действительно очень переживается в нашем обществе, нашим народом.  Я могу сказать, что эта тема очень затронула сердца людей, и нам еще предстоит сделать важные выводы по этой трагедии – для себя. Но можно уже, наверное, сказать, что в нашем обществе есть то, что делается взрослыми людьми, но не воспринимается молодежью, не воспринимается подростками, детьми, которые учатся в школе. Потом они вырастают– и есть то, что они не слышат.

Это главная проблема: они не слышат взрослых и выстраивают свою жизнь вне тех правил, которые, так или иначе, взрослыми декларируются. И это наверняка связано с той общемировой индивидуалистической тенденцией, когда это мировоззрение, которое становится господствующим в ХХ и ХХI веках в нашем индустриальном и постиндустриальном обществе, является доминирующим. Крайний индивидуализм. Когда человек выстраивает свою жизнь, не соотнося себя с тем обществом, в котором он живет.

Мы очень много говорим и в школе, и в институтах о каких-то индивидуальных качествах человека. У нас иногда, наверное, бывает такой вот перегиб в отношении того, что мы декларируем. Мы говорим о том, что и подростки, и молодежь должны заниматься развитием индивидуальных качеств, индивидуальных способностей. Мы говорим о лидерах, о лидерстве как таковом в обществе. У нас есть некие лидеры. У нас есть направленность нашей мысли, она иногда бывает связана как раз не с чем-то коллективным, общим. У нас есть ощущение, что человек в обществе теперь – по сути дела, мы это чувствуем – сам по себе. Молодые люди это тоже очень чувствуют. Они чувствуют, что взрослые иногда их оставляют, и в каком-то смысле это все начинается даже с детства. Мы ориентируем наших детей (это очень заметно в нашем обществе) не на жизнь внутри семьи, а на то, чтобы у ребенка должна быть активная и разнообразная жизнь вне семьи. В итоге акценты действительно переносятся за пределы семейных отношений. Человек, который мало воспринял в своем детстве, в своем отрочестве родительской любви, родительского внимания, не получил первого опыта дружбы, труда, свободы, ответственности от своих родителей. В обществе он это видит еще меньше, потому что в обществе есть определенная конкуренция между индивидуальностями. И многие люди, молодые прежде всего, не выдерживают этой конкуренции: есть лидеры, а есть те, кто не являются лидерами, им общество уделяет меньше внимания. В сегодняшнем обществе есть такая тенденция (не только в российском, а в том числе и в мире): мы просто выпускаем из своего внимания людей, которые нас окружают… Вот этот случай в Керчи очень показателен для нас, для всех взрослых. Это трагедия, с одной стороны, одного человека, а с другой стороны, она стала трагедией для многих людей. Человек выстроил свою жизнь отдельно от общества и возненавидел это общество. А общество думало, что он – часть его.

Это очень серьезный урок, из него надо сделать действительно правильные выводы. Можем просто взять и повысить уровень безопасности. Как мы это сделаем – неважно. Ну, может, заниматься выстраиванием каких-то барьеров, препятствий для тех людей, которые якобы могут совершить нечто подобное. Но ответ на вопрос, конечно, не в этом. Разговор о том, что творится в душе человека… Мы, взрослые, собираемся, что-то обсуждаем. Вот – Рождественские чтения, какие-то другие общественные форумы… В конце концов,  мы собираемся в семье, обсуждаем это – и действительно надо задуматься, спросить себя: твое внимание действительно обращено на твоего ближнего или ты живешь вот этими индивидуалистическими чувствами? И твое внимание переключено на какие-то вещи, которые находятся за пределами твоей семьи? И даже за пределами твоего труда, твоей работы; может быть, это какие-то страстные чувства... Интернет-пространство – это омут, в который люди уходят с головой, ныряют и не возвращаются. Еще двадцать лет назад это не было проблемой. Но сейчас это серьезная проблема: человек в этом интернет-пространстве может найти очень страшные вещи – лично для себя и для окружающих. Он может заразиться какими-то (условно «заразиться») идеями, которые станут ключевыми. По сути дела, история, которая произошла в Керчи, очень похожа на историю, которую описал Достоевский в «Преступлении и наказании». Эта идея зародилась в голове и привела к преступлению, к убийству.

В «Преступлении и наказании» нам до конца неясно, как протекало покаяние Раскольникова. Здесь, в этой истории, мы тоже не узнаем о покаянии этого человека, об этом покаянии он не заявлял. Потому что его главной темой жизни стала ненависть. И это разговор о том, какая работа у нас, в нашем российском обществе, ведется по-настоящему – без общих фраз. Мы заявляем, мы говорим, что вместе с педагогическим сообществом, вместе с государственными мужами мы занимаемся духовно-нравственным воспитанием – в школах, вузах и так далее.

Я сейчас говорю именно о людях, которые являются специалистами своего дела, то есть прежде всего педагогами. Потому что Церковь здесь является таким вот своеобразным партнером, так сказать. Мы открыты к диалогу и готовы в этом деле помогать. Но какие результаты достигнуты? Может быть, результатов нет? Может быть, нам стоит поговорить именно о том, как мы действительно выстраиваем этот диалог? Потому что результаты появляются, когда есть какой-то диалог. Может быть, диалога нет? Может быть, каждый из нас говорит о своем – и не хочет услышать другого? Это общественная проблема, в том числе эта проблема есть и в молодежной среде: молодые люди не только не слышат себя, они действительно иногда себя не чувствуют. Бывает такое. Это не только молодые люди – это любой взрослый человек, он может себя не чувствовать, себя не осознавать, и в то же время он еще меньше может осознавать ближнего – того человека, кто просто живет с ним, трудится рядом с ним.

Наше время, ХХI век, – это время, когда мы очень много внимания уделяем экономическим, финансовым, политическим вопросам, даже социальным. Но мы не уделяем время своей собственной душе. И трагедии, подобные Керчи, могут повторяться только из-за того, что вот эта пустота, которая в душе человека, может буквально менять лицо человека – он становится ярым противником общественной жизни.

Поэтому  разговор скорее всего о том, что происходит с человеком, когда в душе нет никакого роста, когда мы не думаем о душе. Когда мы не думаем о человеке, когда мы не думаем о том, из чего, так сказать, мы слеплены, какое наше призвание, в чем наше счастье, наша радость. Его нельзя получить даром – это счастье. Но мы определенным образом должны настроить свою жизнь так, чтобы в каком-то смысле достигнуть этого счастья. А если мы этого не чувствуем, что нам делать? Есть ли у нас возможность что-то изменить? Потому что человеку, который идет совершать преступление, кажется, что изменить уже ничего нельзя.

Это очень страшно. Вот это – крайний индивидуализм, когда человек основывает свою жизнь только на своих ощущениях. Это проблема. Проблема не только молодежи, это проблема взрослой жизни, взрослых людей. Потому что откуда молодые люди считывают эту информацию? Из жизни взрослых людей. Если это есть в нашей жизни, если взрослые люди не замечают того, что происходит в душе другого человека, то, соответственно, мы можем пожинать свои плоды – воспитания и образования.

– Но, думается, тема молодежи и свободы особенно актуальна в эти дни, когда все мы памятуем о трагических событиях теракта в Керчи. Именно это – неправильное понимание свободы как того, когда дозволено все, в том числе и вершить судьбы других людей. Это и теракт в управлении ФСБ в Архангельске, сегодня утром многие средства массовой информации об этом сообщали. Там и там – молодые люди, там и там – вот это искаженное понимание свободы. Каким должно быть правильное понимание свободы? А не такая вот вседозволенность, когда я могу делать абсолютно все, что взбредет в голову...

– Для христиан прежде всего свобода – это то, что связано с твоей духовной жизнью. Все, что связано с твоей нравственной жизнью. Это некий призыв – Господь обращается к человеку и говорит ему: «Я тебе даю нечто особенное, что тебя возвысит, что тебя сделает похожим на Меня». Вот эта свобода – это не то, что «ты свободен». Господь сотворил человека и говорит ему: «Ты свободен». Нет. Он сотворил человека и говорит: «Будь свободен». «Будь свободен» – это значит будь лучшим, большим, вырасти. У тебя есть возможность стать человеком с большой буквы – назовем это так. Свобода – это некий потенциал. Свобода проявляется в жизни человека – и он меняет лицо Земли. И если он меняет лицо Земли так, что Земля теряет свою первозданную красоту, тогда скорее всего он эту Землю уродует. Если он меняет лицо Земли и жизнь – и его жизнь и жизнь окружающих его людей становится лучше, то это свобода.

Личина свободы – произвол. Когда человек делает произвольные действия, эти действия могут происходить у человека по какой-то внешней или внутренней причине. Но, так или иначе, эта причина нелогична, эта причина внезапна, она связана с каким-то дискомфортом жизни или с какой-то поврежденностью в человеке. Вообще в педагогическом смысле этого слова – это неверное восприятие свободы, когда люди воспринимают свободу так: что-то делаешь – и тебе за это ничего не бывает. По-настоящему таких людей можно назвать такими, которые не владеют своим разумом. Они не могут владеть своим разумом. Они совершают поступки и не осознают их. Мы обычно таких людей в обществе изолируем. Их изолируют и лечат. Но мы же не можем сказать, что у них настоящая свобода. Настоящая свобода каким-то образом связана с какой-то логичностью, с какой-то последовательностью, когда человек в чем-то вырастает. И мы не можем предположить, что по-настоящему свободный человек может быть не творцом добра, например. Об этом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл как раз говорил на III Международном форуме молодежи в августе. Вот это качественный такой момент добра… Свободный человек – это, вне всякого сомнения, тот, кто может поделиться добром. Ему несложно, потому что он может создать еще большее благо – и для себя, и для окружающих. И он может делиться.

Свободный человек – это всегда ответственный человек, потому что он хорошо понимает, что этот мир мы делим друг с другом в равной мере. Он воспринимает всех окружающих людей равными себе. Соответственно, у них есть такие же возможности, как и у него – свободного человека. И когда есть общение свободных людей между собой, этого блага становится больше, счастье становится общественным достоянием.

Люди чаще воспринимают счастье как некий определенный комфорт жизни. Это вот такая условность, ущербность, такое восприятие земного бытия. Но это не только некий земной комфорт. В том числе и душевный комфорт надо создавать, и его по-настоящему могут создавать только люди, которые ответственно подходят к тем делам, что они совершают в своей жизни.

Наконец, мы обращаемся к Священному Писанию: это путеводная звезда в нашей жизни. Апостол Павел размышляет о свободе и говорит прежде всего о том, что свобода – это то, что связано с отсутствием греха в жизни человека. По-настоящему свободный человек не идет против своего Творца, не идет против замысла, который Господь вложил в природу человека. Апостол Павел спрашивает, может ли человек по-настоящему быть свободен, если ему все дозволено? Нет, не может. Я могу быть свободен, но ничто не должно, с одной стороны, обладать мною. Ничто не должно сковывать меня в созидании добра, в движении к Богу, в движении к человеку, в заботе о человеке. Апостол Павел говорит: «Все мне можно, но не все полезно». Все мне можно, но ничто не должно обладать мною. В том числе чувства, переходящие в страсти, а страсти, переходящие в пороки, – это то, что является препятствием для настоящей свободы. Это то, что разрушает нашу ответственность за то, что Бог вручил нам. А Он нам вручил наше счастье. Мы можем безответственно подойти к своей жизни, и это трагедия как раз многих молодых людей, которые сразу, вступая во взрослую жизнь, отказываются от каких-то традиционных норм, правил жизни, передающихся из поколения в поколение. Это очень важно объяснить молодому человеку: что иногда от одного поступка может действительно зависеть твоя последующая жизнь и твое личное счастье. Если взрослый отмахнется от молодого человека и скажет: «Да ладно, как-нибудь  обойдется!» – это, по сути дела, преступно по отношению и к молодежи, и к взрослому сообществу. Потому что если мы не показываем доброго примера, у нас может не оказаться того будущего, о котором мы думаем и на которое надеемся.

На самом деле тема нынешних Рождественских чтений – это призыв к взрослым: давайте задумаемся над тем, что сделано и что не сделано. Потому что мы многое вместе делаем – но мы многого недоделываем. У нас есть добрые намерения,  есть во многих проектах прекрасный старт… Мы делаем это для детей и подростков, для молодежи, для пожилых людей... Но в какой-то момент мы вдруг недоделываем то, что делаем вместе. То есть вот-вот финиш – и мы до финиша не доходим. Мы все оставляем и думаем, что это как-то само дойдет до своей финальной точки. Мы это бросаем в какой-то момент. Вот эта безответственность прослеживается в нашем обществе. Нам действительно надо задуматься над этим.

А для молодежи всегда есть призыв: участвовать в жизни общества. Но только именно таким образом, чтобы менять мир к лучшему. Много есть молодежных сообществ, сейчас – это не мода –появляется очень много хороших молодежных проектов: молодежь собирается, делает что-то вместе. Это и добровольчество, и милосердие. Это какие-то и просветительские проекты, и патриотические проекты. Взрослому сообществу необходимо помочь, чтобы все эти проекты дошли до своей финальной, завершенной части. Чтобы мы пожинали добрые плоды.

Это надо делать постоянно, каждый день. Как надо прибирать за собой каждый день. Утром – встаешь, прибрал свою планету, как говорил Антуан де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце». В том числе задать вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы сегодня облегчить жизнь ближнему своему? Каким-то образом ему помочь?» Иначе, если мы скатимся до этого крайнего индивидуализма, к которому уже подошли,  – картина будет ужасающая. Это некое наше безрассудство, когда мы оставляем все и пускаем на самотек.

Но! У нас есть силы для того, чтобы противодействовать этому. Нам только не надо друг с другом ссориться, нам надо научиться друг друга слышать, нам надо научиться друг другу помогать. Нам, в конце концов, необходимо договориться о том, что касается всех, что касается вот таких моментов, в том числе духовной жизни, нашего сообщества, нашего общества, которые являются решающими, ключевыми в отношении человеческого счастья. Нам необходимо (и взрослому сообществу, и призвать молодых людей именно к этому) – выходить друг с другом на диалог и каждый день делать что-то для блага ближнего. Если мы друг о друге начнем заботиться, значит, это дело, общение друг с другом,  будет не пустыми словами. И миссия Рождественских чтений будет выполнена, если каждый человек задумается о своем ответственном положении – в семье, в школе, на работе – по отношению к своим близким. Мне кажется, что благословение Божие в нашем обществе  не исчезнет, не прекратится.  И мы будем наслаждаться той силой нашего народа, которая прежде всего заключена в доброй и нравственной жизни, жизни людей, которые составляют это общество – русское общество.

–  Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Женщина, будучи молодой, дала себе обет, пост взяла. А теперь она уже в таком возрасте, 80 лет, что не может нести этот обет. И она обратилась к священнику – спросила, что ей делать, как ослабить этот пост. А он сказал: Умирайте со спокойной совестью. Священнику нужно было ответить так или как-нибудь по-другому? Все-таки женщина в таком возрасте, в котором действительно уже не может нести обет».

– Я сразу скажу, что этот случай мне немножко непонятен. Все, что касается нашей духовной жизни, христианской жизни, в том числе и каких-то духовных упражнений – молитвы, поста, со временем, из возраста в возраст, определенным образом корректируется. Есть заповедь Божия. И чтобы исполнить эту заповедь Божию, каждый себя подготавливает особенным образом. Кто-то молится больше, кто-то постится больше. Но если человек не может нести какого-то такого духовного подвига, не может его нести в том числе и по своим телесным немощам, то никакого насилия в духовной жизни быть просто не должно и не может быть. Господь призывает человека к тому, чтобы он возрастал в любви и отказался от греха. Но Он не призывает нас поститься три, четыре, пять дней в неделю – нет такого призыва.

Мы можем приготовить свое сердце, немного отстраниться от нашей суетности – это нам очень важно. Бывает, не можем побыть наедине сами с собой, нам тяжело иногда это переносить, потому что в человеке иногда вот эта пустота просто разъедающая. И он стремится в общество, потому что есть определенная привычка задушить эту пустоту какими-то удовольствиями. И тогда, конечно же, ему было бы неплохо все-таки выйти на разговор с самим с собой, дать возможность в душе созреть чему-то светлому, высшему. И тогда он постится, отстраняется немножко от повседневной жизни. Он постится строго или нестрого, но это всегда связано с силами человека.

Любой священнослужитель, который действительно ответственно относится к своему пастырскому попечению о ближнем, не может командовать. У него нет такой власти – командовать кем-то. У него есть власть от Бога помочь ближнему возрасти в заповеди Божией, в любви, в добре. Он может посоветовать: здесь не стоит строго поститься, чтобы не заразиться большим грехом – гордостью. Иногда человек преувеличивает свою духовную жизнь, преувеличивает те таланты, которые Господь ему дал, и те духовные способности, которые он развивает в своей жизни. И преувеличивает в том числе из-за того, что он относится к таким духовным упражнениям как к неким заслугам. Так нельзя относиться, вне всякого сомнения.

В Православной Церкви существует разный подход к людям, разный подход к духовной жизни. И люди – с разными силами, с разными возможностями – по-разному относятся и к молитве, и к посту. Главное, чтобы в жизни человека молитва была. Главное, чтобы он правильно понимал, что такое пост. Что это не просто что-то есть или чего-то не есть, куда-то ходить – куда-то не ходить, что-то смотреть – что-то не смотреть. Чтобы он понимал, что есть определенная дисциплина, которая позволяет человеку достигнуть определенного рода бесстрастности, приблизиться к этой бесстрастности. Именно к бесстрастности – страсть как отрицание. Ни в коем случае не  к бесчувственности! Если он становится бесчувственным в результате своей духовной жизни, это означает, что он не ведет христианскую духовную жизнь.

– Отец Андрей, попросил бы Вас ответить на такой вопрос. Вчера в Екатеринбурге прошло заключительное мероприятие регионального этапа Рождественских чтений – пленарное заседание, которое подводит некий итог. Какой итог можно подвести и какие личные выводы, может быть, у Вас после этого появились, какие Вы сами сделали?

– В принципе, некоторые из них я уже сказал, потому что это часть нашей жизни вот сейчас, у нас есть такой момент.  И вот об этом говорили многие выступающие на Рождественских чтениях. Об этом говорит Патриарх. Об этом говорят многие священнослужители, епископы: необходимо уделять внимание своей духовной жизни. Чем мы живем, к чему стремимся? Действительно ли мы –люди добра? Или то добро, которое, как мы думаем, у нас есть, не является добром? Будем к себе критичны – не к ближнему, а к себе. Давайте разберемся сначала с тем, какая духовная жизнь есть у нас. Чем наша душа живет, к каким ценностям она устремлена. Если она не устремлена к миру, если она не устремлена к заботе, если она не устремлена к благу, то, возможно, устремлена к раздору, к жестокости.

Второй момент, который тоже очень важный: давайте вести диалог друг с другом. Особенно с молодежью. Давайте разговаривать с детьми, с подростками. Взрослые в двадцать первом веке действительно перестают разговаривать со своими детьми. Они оставляют их на какие-то современные программы, переключают их на информационное пространство. Они заставляют их делать то, что в их жизни, у взрослых, не получилось: все, теперь ребенок будет осваивать эту профессию, это у меня не получилось…. Мы не разговариваем друг с другом, и это очень плохо. Мы должны перестать друг другом командовать. Давайте делать что-то в этом отношении, чтобы этот диалог был настоящим.

И третий, наверное, тоже очень важный момент, – давайте доделывать дела до конца. Мы начинаем хорошо, прекрасно, хорошие проекты, добрые проекты – но давайте их доводить до конца. Не бросать их, заботиться друг о друге до конца. Вот в этом и будет наша ответственность. И если мы к молодежи будем относиться действительно искренне и от всего сердца, если будем участвовать в их жизни, они будут участвовать в нашей жизни.

– Спасибо Вам, батюшка, что сегодня пришли в нашу студию и достаточно интересно и необычно раскрыли тему, которая в этом году предложена для обсуждения на Международных образовательных Рождественских чтениях.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать