Беседы с батюшкой. Информационные технологии. Церковь и общество

25 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского в Колтушах протоиерей Артемий Литвинов.

– Тема сегодняшней передачи – интернет-пространство, пространство интернет-технологий и современное общество, наши дети, молодежь. Сегодня мы встречаем день Татьяны, день студенчества, сегодня это особо важная тема. Если у вас есть дети и вы сами пользуетесь Интернетом, то, конечно, вы сталкиваетесь с проблемами, связанными с мировой паутиной.

Наверняка в Вашей пастырской практике таких вопросов возникает очень много. Все-таки начнем с Интернета, с ним у нас очень много связано. В Интернете мы слушаем музыку, смотрим фильмы. Вообще современная молодежь уже не ходит в библиотеки, а очень удобно получает всю информацию из Интернета. Насколько это сложно и опасно? Как Вы считаете, что же такое Интернет в нашей жизни?

– Я бы хотел начать издалека. Дело в том, что не впервые наше общество сталкивается с таким величайшим творением, как Интернет. Такое же по охвату явление было тогда, когда появилась книга. Даже было интересно отметить, что многие в то время, в XV веке, писали: «Что происходит с молодежью? Она уткнулась в свои книги и не выходит гулять». То же самое мы слышим сейчас, когда говорим про молодежь или про любого другого человека. Хотя, по последним данным, всего лишь около четырех миллиардов людей пользуются Интернетом (то есть половина). Еще есть надежда… 

– Половинка Китая, наверное, только.

– Наверное, да. Но я бы хотел сказать, что Интернет – это в первую очередь инструмент, которым мы пользуемся. Конечно, если человек умеет им пользоваться, то не будет искушений и раздражения. Но проблема в том, что нас особо не учили пользоваться Интернетом. Когда Интернет попадает к нам в руки, нам не с кем проконсультироваться. Поэтому, конечно, большое количество и полезной информации, и неполезной свалилось в первую очередь на детей и на подрастающее поколение. Конечно, они здесь сталкиваются с большими искушениями.

А так об этом даже задавали вопрос Святейшему Патриарху Кириллу на всех молодежных съездах, потому что это молодежная тема в первую очередь. Действительно, на сегодняшний день Интернет помогает нам. Благодаря Интернету у нас появились прекрасные сайты храмов, появилась возможность даже подавать записки. Мы можем наблюдать прекрасные службы в онлайн-трансляции. Я думаю, здесь очень важно правильно отнестись к Интернету и понимать, что он не должен полностью охватывать вашу жизнь. Сейчас мы замечаем, что человек зачастую всю свою жизнь выливает в Интернет посредством социальных сетей. Но все-таки православный человек должен охранять свое личное пространство. Тогда он в ответ не будет получать раздражение непонятных пользователей.

Проводилось исследование. В социальных сетях у нас, например, бывает около двухсот друзей. Как показала практика, человек общается с четырьмя-семью друзьями. А все остальные? Наблюдают его жизнь, оценивают фотографии. А еще бывает так, что человек начинает завидовать, когда увидел, что кто-то куда-то съездил, и так далее. Интернет – это хорошая помощь каждому человеку, но тогда, когда он сознательно и, главное, с каким-то внутренним контролем относится к этому, очень внимательно, с напряжением.

– Из этого я еще понял, что молодежь в какой-то степени пионеры, сталкивающиеся с опасностями, с которыми сталкивались, скажем, Левенгук или Ливингстон в Африке. Моей дочери 12 лет, она находится в самом интересном [возрасте]. У нее есть телефон с выходом в Интернет, дома у нас есть компьютер с выходом в Интернет. Дочка не смотрит телевизор, а со сверстниками общается тоже благодаря телефону. Вы за родительский контроль – чтобы следить за тем, куда ходит ребенок? В этом случае это просто шпионский глаз; это неправильно или, наоборот, надо так делать?

– Я хотел сказать, что тема «гаджеты и ребенок» – насущная сегодняшняя проблема. Мы должны помнить, что любой гаджет – телефон, компьютер – это инструмент наподобие молотка или вилки. Вы же ребенку, когда даете молоток, объясняете, как им пользоваться? И когда даете вилку, тоже объясняете. Но этого почему-то не происходит, когда мы ребенку покупаем телефон. Поэтому в первую очередь я бы дал такой совет. Родители должны сразу же определить для своего ребенка: они дают это на какое-то время, и это ни в коем случае не должно заменять его игровое время. И что там есть различное содержание. Я бы, честно говоря, не рекомендовал  давать детям до пяти лет телефоны. Можно ограничиться телевизором, просмотром мульфильмов, которых сейчас много. Нам нравятся отечественные мультики. Но после просмотра обязательно надо обсудить мультик... Постепенно, может быть, вводить телефон. Но, как Вы правильно сказали, под родительским контролем...

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли читать молитвы (утреннее и вечернее правило) с телефона? Это очень удобно, с одной стороны. Некоторые батюшки это благословляют, а некоторые нет. Хотелось бы узнать Ваше мнение, чем это может быть чревато».

– Да, этот вопрос очень часто задают. На самом деле телефон – тот же носитель. Мы не читаем с папируса или пергамента. Чаще всего это бумага, наш основной источник. Но телефон также является источником информации. Если нет другой возможности (особенно это происходит в дороге, когда человек забыл молитвослов), почитать по телефону молитву можно. В этом никакой опасности нет. Может быть, стоит избегать читать молитвы в храме по телефону. Бывает, люди не прочитали молитвы ко Причастию, стоят в храме и читают их на литургии. Вот тут я рекомендовал бы не брать телефон. А в дороге спокойно можно пользоваться этим, потому что важен настрой, ваша молитвенная концентрация и, конечно же, молитвенное состояние, а не то, с чего Вы читаете.

– Вы затронули момент богослужения. Есть люди, которые пока еще плохо знают богослужение и следят за литургией по «путеводителю», где литургия полностью изложена. Они следят для того, чтобы понять ее, и это вызывает очень часто резкое осуждение…

– Я скажу свою точку зрения, не могу за всех говорить. Настоятель в каждом храме по-своему решает этот вопрос. Мое личное мнение: все-таки надо не следить по книжке, а внимательно смотреть на иконостас, на то, что делает священник. В то же время концентрироваться на молитве, на своих мыслях, начинать из них вычищать все суетное, чтобы отложить всякое земное попечение. Лучше до или после литургии взять эту литературу. Мы советуем нашим прихожанам читать заранее Апостол, Евангелие. Когда человек приходит на литургию, ему уже легче воспринимать этот текст. Почему бы не посмотреть всю литургию, действия священника, что они означают... Тем более литургия повторяется. Особых различий нет. Поэтому я бы старался все-таки отложить следование по книге за Божественной литургией. Это отвлекает. Все-таки это не урок, а Божественная литургия, здесь должно быть что-то другое.

– Вопрос телезрителя: «Что говорят святые старцы нашего последнего поколения относительно полезности присутствия в Интернете, в частности в православных сетях? Как Интернет сможет повлиять на духовность человека, на его болезни? Некоторые святые люди и простые священники говорят, что перед пользованием Интернетом можно помолиться, своими словами… Что говорят старцы относительно такого момента об Интернете?»

– Спасибо за вопрос, но я хочу Вас сразу немножко подкорректировать. Позиция Православной Церкви определяется не словами старцев, а соборно. Есть прекрасный документ, называется «Основы социальной концепции». В нем как раз рассматривается информационное поле. Там конкретно определяется, что в этом информационном поле мы должны присутствовать. В первую очередь потому, что там наши дети. Иначе мы их оставляем без контроля и попечения. Там есть люди, которые нуждаются в нашей проповеди. Насчет старцев… Какие старцы? Если Вы привели бы кого-то конкретно...  Название сейчас, к сожалению, размытое. Здесь можно говорить, что есть мнения каких-то священников, игуменов, но опять же это будет их частное мнение. Поэтому если у Вас какое-то сомнение, какое-то искушение при работе в Интернете, Вы просто можете прийти к своему духовнику и спросить его мнение, и это будет решено. Но чтобы высказывались какие-то старцы, я такого не помню. Все-таки я советую здесь опираться на основные документы Православной Церкви, где не просто по чувству принимается решение, а специальной комиссией изучается все это. Святейший Патриарх очень часто об этом говорит. На этом надо основываться.

Действительно, в свое время обсуждалось, нужна ли молитва, когда человек начинает работать в Интернете. Я считаю, что никто не помешает почитать молитву «Царю Небесный» перед началом любого дела, мы об этом знаем. А если вы, например, программист, зарабатываете этим на жизнь, то есть очень много времени проводите перед компьютером, – конечно, помолитесь перед началом («Царю Небесный»; достаточно будет). Но вы должны помнить о самом важном – не заменять живое общение Интернетом. Я считаю, что здесь больше опасность в социальных сетях. Если бы вы пользовались только Интернетом, чтобы узнать информацию, расписание служб, даже посмотреть своего любимого владыку по Интернету, если телевизор сгорел, например... Но с другом лучше созвониться, услышать его живой голос, пообщаться, нежели что-то ему написать эсэмэской.

– Многие храмы не имеют своего сайта, по разным причинам (на это нужны деньги, программисты и так далее). Проще открыть страницу «ВКонтакте». Храмы очень часто открывают страницы именно «ВКонтакте». Там можно узнать все – начиная от расписания работы храма, заканчивая всеми новостями и тем, что касается клира.

Но проблема возникает другая. У меня нет ощущения какого-то доверия к соцсетям, даже если это соцсеть храма. У меня нет внутреннего благоговейного настроя к этому. Потому что соцсети во многом дискредитированы огромным количеством информационного мусора. Это касается группы «ВКонтакте» больше всего. «Одноклассники» – тоже совершенно ужасно; я не знаю, что с этим вообще делать. Вообще соцсети в нашей современной жизни, на Ваш взгляд, зло или добро?

– Социальные сети нужны. Как Вы сами сказали, есть страничка храма. Я хочу здесь выступить в защиту тех храмов, которые не имеют своего сайта, но имеют страничку «ВКонтакте». Действительно, здесь очень простой ответ: намного сложнее сделать сайт, чем завести страничку «ВКонтакте». Страничка – это пятиминутное дело, а сайт – это программисты, те, кто будет его содержать, заполнять… Это все очень сложно.

Но я все-таки больше акцентирую внимание на личностных отношениях... Например, возьмем детей лет семи-восьми. Я бы дал такую рекомендацию (во-первых, чтобы родители понимали): не нужно выкладывать фотографию своего ребенка, если вы зарегистрировали его в сетях. Пусть там будет мишка, зайчик… Не нужно давать полные данные, чтобы этими данными не воспользовались мошенники и другие плохие люди. Это раз. Второе: необходим контроль. Третье: социальные сети не должны заменять общение. Действительно, можно что-то узнать, сейчас многое по учебе узнают, это очень удобно. У меня тоже родители учащихся создали группу. Все это прекрасно, хорошо. Как рабочий инструмент – прекрасно. Но в общении все-таки надо выходить на другой уровень...

В Евангелии написано: «И тотчас оставили сети свои и пошли за Христом». Я считаю, эту цитату нужно применять и к нашим социальным сетям. Надо находить время тотчас оставлять сети и идти на службу, на встречу с друзьями, в поход и так далее.

Сейчас еще можно позвонить не по телефону, а по Интернету. Есть «Скайп» и много других программ, когда можно просто позвонить, через соцсети в том числе. Можно сделать видеозвонок, это тоже очень хорошо. Уехал близкий тебе человек в другую страну, ноль проблем – созвонились и общайтесь, все в порядке. Все это хорошо. На Ваш взгляд, это тоже замена общения или все-таки плюс?

– При видеозвонке, конечно, вы можете наблюдать реакцию вашего знакомого. Если что-то сказали плохое, сразу по лицу поймете, что ему это не нравится (в отличие от эсэмэски). Хотя многие стараются перенести эмоции в смайлики, добавляют различные символы. Конечно, видеозвонок в этом плане интереснее и лучше. И если человек очень далеко, можно поговорить по видеосвязи. Но есть же друзья, которые в вашем районе. Это очень важно, особенно для подростков. Дело в том, что когда ребенок (особенно подросток) полностью заменяет общение социальными сетями, у него не развиваются социальные связи. Он не развивает свой речевой аппарат, свою память.

В этом еще я вижу угрозу – человек не развивает память. Вот священник приходит в школу и спрашивает: когда было Крещение Руси? Все – в телефоны: «988!» Какие молодцы, да? А память не работает. Они эту дату не запомнят, потому что по умолчанию знают, что в любое время могут эту информацию проверить в Интернете. Если бы проверили и запомнили, это другое дело. Память не развивается, вот в чем проблема. В этом действительно есть опасность. Отсутствие живого общения, ослабевающая память (а к старости, думаю, еще что-то добавится) – все это я считаю угрозой. Поэтому все должно быть в меру и под контролем.

Я даже советовал бы, наверное, ставить себе какие-то часы, будильник, чтобы после определенного времени отключать устройства и начать играть с детьми, например. Мы очень часто слышим, как жалуются родители: вот мой ребенок столько времени проводит за телефоном или приставкой… Но, дорогие мои родители, а вы смотрите в свой телефон, читаете социальные сети перед своим ребенком… Он же вас видит. Как вы хотите его воспитать, если сами повернуты к нему спиной и он всегда лицезреет вашу спину? Вы должны быть как раз примером. Если вы просите ребенка отложить телефон, то и вы отложите тогда свой телефон. Если вы хотите, чтобы ребенок вас слушался, будьте, пожалуйста, в равных условиях. А то у нас детей сделали во всем виноватыми.

Как только родители не уделяют ребенку должного внимания, когда уменьшается забота, когда ребенок не ощущает родительского тепла, когда нет общих праздников, нет общего дела, то ребенок, конечно, думает, что он это все восполнит в Интернете посредством роликов, социальных сетей. Но это, конечно, неправда. Там он только потребляет контент, содержание, но ничего не творит. В отличие от того, если выйдет на улицу. Он что-то творит из снега, играет в полезные игры, то есть идет творческое развитие. Поэтому опасность заключается в том, что если человек много времени проводит в Интернете, он просто превращается в потребителя, а не в творца. Лучше при вас пусть ребенок забьет гвоздик, будет больше пользы: он поймет, что такое боль, что это сложно (в отличие от гаджетов). Поэтому я бы посоветовал в первую очередь родителям обратить на это внимание. Это касается и телевизора. У нас телевизор тоже занял главное место. Когда я освящаю дома или квартиры, когда спрашивают про иконы, я всегда говорю: «Вы знаете, икона должна быть не меньше диагонали вашего телевизора». Получается, иконочка где-то в серванте хранится, зато телевизор можно заметить сразу. А я говорю: «Когда люди к вам домой приходят, они должны заметить икону, а не вашу прекрасную технику».

– …Как курящий папа, затягиваясь сигаретой, говорит: «Сынок, курить вредно, никогда больше не кури». Но ребенок все равно видит, что папа курит. Значит, будет курить сам.

– Начинаем с себя.

– Вот сейчас довольно просто и модно стать блогером. Причем есть блогеры, которые зарабатывают якобы миллионы. Говорят: как это здорово! Ребенок понимает так, что это очень легко, что самое главное – попасть в тему, что-нибудь описывать, и в результате все будет хорошо. Более того, я читал исследования, в которых написано, что большинство детей хотят быть либо блогерами, либо работать на компьютере в будущем. А в свое время это тоже была очень модная тема, когда дети хотели стать тестировщиками компьютерных игр. Во всяком случае, желание творить все-таки есть. Или это желание подражать?

– Действительно, очень многие дети хотят быть блогерами. Это показывают и исследования, Вы правильно говорите. Но те же блогеры не все сразу стали популярными. Если посмотреть историю многих блогеров, они долго к этому шли. Или они идут очень плохим путем, на негативном, хамском, нецензурном контенте; такой у них стиль. Их основная аудитория – как раз подростки, для них в это время очень важно общение со своими сверстниками. В это время как раз они сталкиваются и с нецензурной лексикой, и есть противоречия с родителями. Как раз они и потребляют весь этот негатив. Человек получает подписчиков, подписчики получают рекламу – и пошло-поехало. Конечно же, это негатив, потому что по большому счету все эти ребята обманываются. Не так просто стать тем же блогером. Конечно, если ребенок хочет попробовать, то родители должны ему помочь. Тем самым они смогут оградить его от чего-то и проследить, чем он занимается. Но параллельно лучше предложить ему еще какую-то альтернативу.

На сегодня все, конечно, хотят ничего не делать и получать большие деньги, это понятно. Но жизнь диктует другие условия. Чтобы ребенок потом не остался у разбитого корыта своего эгоизма, а имел какое-то представление о других вариантах работы, необходимо родителям взять под контроль его желания. На сегодняшний день действительно жизнь блогеров очень сильно приукрашена, приукрашены их достижения. Самое интересное: есть прекрасные передачи – у них очень мало просмотров. Как только идет нецензурная лексика – сразу по-другому… Это, конечно, опасно. Здесь я бы хотел обратить внимание: я считаю, что этим должны заниматься какие-то специальные органы. Мы же знаем, что есть ролики, которые попадают под официальный запрет государства: разжигание межнациональной или религиозной розни… есть целый список. Но, как оказалось, нецензурная лексика туда не входит. Что-то связанное с полом тоже туда не входит. Я считаю, что это можно и нужно корректировать…

Необходимо расширить контроль государства по отношению к негативным роликам, потому что в итоге несозревшее сознание ребенка, подростка получает такую дозу негативной информации, что в результате мы имеем агрессию, которая выливается в страшные дела. Человек не понимает даже, что он делает. Так он зомбируется. Поэтому здесь опять же родители должны это контролировать. Как только они видят, что ребенок на ограничение просмотра телевизора, пользования гаджетом в ответ выступает с сильной агрессией, пора идти к детскому психологу. Потому что дальше может быть хуже. Родители за это отвечают. Я считаю, что блогеры (не могу сказать, что все) в чем-то обманывают подрастающее поколение. Именно легкостью добычи каких-то денежных средств.

– Да, это мне понятно. У нас есть еще очень обсуждаемые темы в Интернете, с которыми сталкиваются сейчас дети и родители. Это и знаменитое: «арестантский устав един». Никто не предполагал, что дети будут играть в людей, отсидевших много лет в тюрьме, которые заставляют других детей вести себя так же, обкладывают  их данью… Просто какой-то кошмар. Самое интересное, что это не в каких-то отдаленных городах, а это Петербург, Москва – лидеры по этой самой пакости. До какой степени может довести ребенка чрезмерное увлечение гаджетами, играми, соцсетями?

– Ответ мы все прекрасно знаем. Во-первых, это зависимость, агрессия. Мы прекрасно знаем очень страшные примеры, когда социальные сети приводили к трагическому концу некоторых детей (даже в нашем поселке). Но когда проходили исследования, эксперты все-таки говорили: все это зарождалось в семье тогда, когда что-то там не клеилось. Может, не было родительского тепла. Нельзя всю вину привязывать к ребенку. Есть и семейные проблемы, о которых мы не знаем. Мы знаем только итог.

– Просто Интернет обвиняют в этом, да?

– Да. Легко сказать, что всё это гаджеты, Интернет. А вы где, родители? А может быть, вы проанализируете, как вы общаетесь с ребенком? Вы вообще интересуетесь им? Или только приказываете ему? Я заметил в последнее время, очень много детей отдают в различные кружки. Конечно, кружки – это хорошо, это развитие. Но, дорогие мои, ни гаджеты, ни кружки никогда не заменят семейного общения, семейного тепла. Это то, что ребенка делает крепким, чтобы устоять перед вызовами, которые предлагает современный мир. Он может столкнуться с каким-то несчастьем. Например, были такие случаи. Попали дети в социальные сети, где призывали к самоубийству. Они поделились этим с родителями. Вот доверие. Родители сразу это засекли, приняли меры – и все хорошо.

Но дети же с нами не делятся. А почему не делятся? Вопрос. Опять же потому, что чаще видят спины своих родителей. Да, родители могут сказать: мы работаем. Но, дорогие мои, работа работой, но вы родили детей, вы за них в ответе. Не ребенок отвечает за отношения с вами, а вы. А у нас – всё на ребенка... А чтобы себя успокоить, отдам его в кружок и скажу: я (не кружок!) занимаюсь его серьезным саморазвитием.

– Да, времени нет.

– Дорогие мои, ни прекрасные подарки, ни няни, ни кружки, ни даже бабушки не заменяют родителей. Это и вопросы, и совместные игры, даже походы... Слово «поход» уже, наверное, утеряно в веках… А наши церковные праздники ? Посмотрите, все наши церковные праздники призваны объединить семью: покрасить вместе яйца на Пасху, приготовить куличи, прийти вместе на рождественскую службу, поздравить друг друга. Все праздники – это соборность. Не зря  кто-то говорил, что один христианин – не христианин. Он говорил как раз о том, что мы соборно себя ощущаем. Мы причастились, мы соединились со Христом и друг с другом. Вот это очень важно. Православная вера помогает укрепить семейные узы и отношения в семье.

Поэтому все должно быть на своих местах. Мы же переживаем, когда ребенок с ножиком бегает по комнате? Переживаем. Так же должны переживать и за гаджеты. Если замечаем, что ребенок утаил что-то, что-то недоговаривает, не надо «наезжать». Надо поговорить, а может быть, поиграть или даже придумать какой-то свой отдельный праздник. Почему бы  нет? Конечно, у нас много отговорок. Честно говоря, я иногда не из-за Интернета, а из-за каких-то своих послушаний тоже виню себя, что не всегда уделяю время дочерям. Но я стараюсь по своим возможностям восполнять это. И я это чувствую. Как только ты к ним обратишься и они станут центром внимания, сразу они и поделятся последними новостями. Ты как бы пробу снимаешь с их настроения, отношения. Тогда можно контролировать климат  духовный, семейный. Как только идет похолодание, надо что-то придумывать.

– Вы сказали о своих дочерях. Я не могу Вам не задать вопрос. Вы стали автором проекта «Дети – детям». Проект очень популярен. Я смотрел, наверное, все ролики, которые были выложены опять-таки в сетях. Это было действительно интересно. Насколько этот проект вписывается в современный мир? Или это просто нечто абсолютно новое и относиться к этому нужно как-то совершенно по-особому? И это не является интернет-жизнью?

– На самом деле этот проект родился у нас из наблюдений. Я заметил, что иногда мои дети смотрят ролики, где другие дети открывают, например, сладости какие-то. Заметил, что там много просмотров. Я подумал: ведь детям сами же дети могут объяснить азы православия, а не взрослый человек, серьезный, с бородой, хоть и будет говорить приятно.  Ребенок ребенку – это уже интереснее. Чаще всего дети участвуют в роликах. Мы попробовали это сделать. Действительно, даже младшая дочь посмотрела и буквально за день все выучила. А мы как раз сняли серию «Как правильно зайти в храм». Нас даже взрослые благодарили, что мы так подробно это описали. Потом рассказали, например, как взять благословение у священника. Кажется, простой вопрос, но некоторые не знают, руку целовать или не целовать… Мы это объяснили, и оказалось, это помогло не только детям.

Формат «дети – детям» – доверительный, простой, как раз пример положительного содержательного ролика, который призван им помочь. Мы надеемся, что наш опыт поможет нашим детишкам. Но это не значит, что мои детишки снимаются регулярно в этих роликах. Нет, буквально часик уделяем этому внимание, им интересно попробовать. Как Вы сказали, дети знают блогеров, а тут посмотрели, сами снялись, поняли, что это очень сложно, надо учить текст и так далее. Поэтому пока мы так, по чуть-чуть... Мы делаем ролик раз в три месяца, раз в месяц, не так часто.

– Пятиминутный.

– Да.

– Понятно. То есть это не влияет на жизнь детей, этот продукт помогает им; соответственно, помогает и другим детям.

– Только как что-то дополнительное. Потому что у них есть тоже свои кружки, есть обязательно наше семейное время. Это все очень четко прописывается.

– То есть, в принципе, можно посоветовать всем, кто не боится взять в руки фотоаппарат или камеру, делать подобные проекты? Может быть, это будет очень интересно и в жизни любого храма. Это может быть реально интересно.

Вопрос следующий. Вы стали очень известным благодаря проекту «Техника духовной безопасности». Когда этот проект появился, был просто фурор. В чем Вас обвиняли, когда Вы сделали этот проект?

– «Техника духовной безопасности» – это молодежное пособие в картинках. Нас обвинили, что мы сделали какой-то комикс. На самом деле это, конечно же, не комикс. Этот проект был призван помочь молодежи ответить на их вопросы. Я не хочу сказать, что был фурор, что он стал знаменитым, нет. Здесь была цель все-таки именно помочь молодежи найти ответы на их вопросы. В данном случае мы сделали небольшую рисованную брошюру, где главный герой у нас священник, который объясняет, как правильно зайти в храм. Я думаю, это поможет молодежи.

– Вопрос телезрительницы: «Какие есть методы привлечения в храм подростков, кроме разговора со священником? Какая-то еще дополнительная база планируется? Как их привлечь в храм и во внехрамовую православную жизнь, кроме разговоров с родителями, бесед с батюшкой и прочего?»

– Этим занимается Отдел по делам молодежи в каждой епархии. Проводятся спортивные мероприятия, молодежные форумы, есть православные лагеря. Очень хорошо себя показывает такая форма работы с молодежью, как лагеря, когда люди выезжают в монастырь, несут послушание; все это под контролем священников. Также в свое время был очень интересный проект: выделялся автобус, например, на сорок человек, собирались студенты (по десять человек брали с разных вузов). Для миссионерства и катехизации брали десять семинаристов. Я участвовал в одном таком проекте. И мы, например, выезжали из Санкт-Петербурга в Великий Новгород. Туда едем – никто не общается. Там  ходим на экскурсии, в храм, знакомимся, общаемся – и на пути обратно уже теплая, дружеская обстановка, начинают задавать вопросы. Потому что молодой человек молодому может задавать вопросы про храм: а почему у вас так, а у нас так? По окончании поездки мы обменивались телефонами, общались. Так мы рассказывали об основах православной жизни, наших традициях.

То есть это множество мероприятий, просто в каждом регионе они по-своему проходят: где-то спортивные, где-то балы проводятся... Пасхальный бал мы тоже проводили. На нем была не только наша молодежь, но и все желающие. Мы провели соревнования по картингу среди православной молодежи. Получилось организовать, было 120 человек. Было прекрасное общение… Так что очень много форм работы есть.

Но я считаю, что все-таки большую роль должны играть родители. Они должны чувствовать, что нужно ребенку, видеть, к чему он имеет склонность…

Вы очень правильно сказали про поездки. Например, на Коневец приезжают дети как верующие, так и неверующие. Когда они общаются друг с другом (каждый вечер сидя у костра), это очень интересные беседы. Вопросы, которые задают еще пока неверующие ребята, очень интересны.

Я понимаю, что тема, в принципе, раскрыта. Мы все-таки должны отдавать себе отчет в том, что ребенок и  работа с Интернетом – это серьезное дело. Нельзя это пускать на самотек, можно добраться до очень неприятных вещей. С другой стороны, Интернет – и кладезь мудрости в том числе. «Добротолюбие» в электронном виде занимает очень мало места…

Благословите наших телезрителей.

– Я бы хотел всех поздравить с днем святой мученицы Татианы; всех, кто носит святые имена, поздравить с тезоименитством. И конечно же, всем пожелать Божьего благословения и ограждения от всякого зла.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать