Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

19 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы.

– Уже вторая седмица поста. У Вас это не первый пост в священном сане и вообще на протяжении жизни. Какие у Вас ощущения, когда наступает это время церковной жизни? Что самое главное?

– Когда наступает это время, оно всегда пугает: как ты с духовной точки зрения все это преодолеешь. Потому что к физическому посту по милости Божией мы уже привыкли за все эти годы, а сохранить равновесие, внутренний, духовный покой, стяжать дух мирен, чтобы вокруг тебя если не тысячи, то хотя бы один спасся, бывает достаточно сложно. Это основная тревога. Ну и надо постараться пройти пост достойно, чтобы встретить праздник Пасхи.

– Есть какой-то самый главный совет, который Вы даете своим прихожанам, чтобы это время действительно было благодатным? И чтобы подойти к празднику Пасхи достаточно уверенно, без сожалений?

–  Просто надо чаще заглядывать внутрь себя, особенно в эти дни Великого поста. Чаще делать анализ своей жизни, думать больше о своей бессмертной душе, что для нее нужно. И все-таки меньше стараться думать о тех материальных проблемах, которые нас сегодня одолевают в повседневной жизни. На них мы гораздо больше обращаем внимание, чем на ту жемчужину, которую нам дал Господь в виде нашей души.

Это тот драгоценный камень, который мы должны лелеять и совершенствовать, каждый раз нанося очередную грань на этот бриллиант. Становиться таким вот чудесным бриллиантом. А у нас, к сожалению, камушек лежит; часто мы не обращаем на него внимания, погрязаем в заботе, забывая слова: «Марфа, Марфа, печешься о многом; Мария же благую часть избрала». Вот как научиться сочетать в себе часть Марфы и часть Марии? И то и другое, конечно, необходимо.

–  Перестраиваться. То есть, пересекая порог храма, очень важно, чтобы все осталось за его порогом? Это сложно.

– Не только за порогом храма. Это нужно не столько для священника (каждый ведь выбирает свой путь), сколько для людей, приходящих в храм. Я все-таки советую больше думать об этом (да, наверное, не только я, но и многие батюшки). Но это не значит, что надо забросить все земные дела, которые требуют своего решения, но Богу – Богово, кесарю – кесарево. Всему свое время.

– Вопрос телезрителя: «Хотя мы все и грешные, но освящаемся истиной Христовой и становимся святыми в какой-то момент жизни… Собственно, вопрос такой: почему на Святой Земле в Иерусалиме в самом главном храме Храме Гроба Господня присутствуют разные Церкви: и Армянская, и Греческая, и Коптская, и Эфиопская, и другие?»

–  По моему ощущению и по знакомству с житиями различных наших святых (я имею в виду православных)  – не дай Бог ощутить свою святость. Что ты достиг какого-то уровня святости. Наоборот, каждый из святых чем совершеннее становился, тем больше считал себя недостойным  звания святости. Поэтому осторожнее с высказываниями, «блюдите, како опасно ходите», так как до прелести недалеко. Легко переступить этот порог. Если сегодня мы еще помним о своей греховности и о том, что святость – это все-таки дар Божий, то потом может получиться как у той лягушки-путешественницы: «Это я придумала, это я своими силами…» Мы, конечно, своими силами ничего не достигли. У католиков всех священников называют «святой отец», а мы отцы грешные, как все остальные. Поэтому стремимся к святости, но порой это тоже для нас бывает недосягаемо.

По поводу Иерусалима и Гроба Господня: во-первых, Кувуклия там одна; другое дело, что есть престолы различных конфессий. Да, это так, потому что это общехристианская святыня, которая, как краеугольный камень, лежит в основании любой христианской религии, и никуда от этого мы, к сожалению, уйти не можем. И сам по себе Иерусалим –уникальное место, потому что в относительном мире умудряются уживаться под одной крышей представители разных конфессий. Как и в России. Чем она уникальна в своей структуре? Тем, что здесь по милости Божией на протяжении не одного века в мире уживаются представители разных конфессий. Это тоже очень важно.

Но мы знаем, что в Кувуклию заходит только один патриарх Иерусалимский. Перед этим проводят его осмотр, чтобы удостовериться, что у него с собой ничего нет, производят осмотр Кувуклии. И там он молится о схождении Благодатного огня. Благодатный огонь сходит и в Кувуклии, и, как мы знаем из истории, может сходить и за ее пределами.  

Однажды Армянская Церковь попыталась не пустить патриарха в Кувуклию; сами молились. Но Благодатный огонь вышел совершенно в другом месте. С тех пор даже не пытаются преграждать путь патриарху, хотя все равно ставят под сомнение схождение Благодатного огня. Но для нас это великое чудо, и мы верим, что до скончания века Господь будет являть нам Свою милость, в этот день этот огонь будет сходить.

И сегодня, во время такой информационной коммуникабельности, весь православный мир в Великую Субботу замирает в ожидании сообщения о том, сошел или не сошел в Иерусалиме  Благодатный огонь. И когда доносится  благая весть, что Благодатный огонь сошел, конечно, мы с радостью это воспринимаем. И с облегчением воздыхаем, что Господь, наверное, дает нам еще время для того, чтобы радоваться тому дару жизни, который Он дал каждому из нас. И благодарим Бога за то, что Он дает нам еще какое-то время созерцания этого окружающего мира, созданного Им.

– Есть такое поверье, что если Благодатный огонь не сойдет, то будет конец света. То есть это такое пророчество?

– Да, но у нас есть много таких пророчеств. И то, что касается Иверской иконы Божией Матери: что она должна перед Вторым Пришествием уйти с Афона. Весь мир на это смотрит. Слава Богу, пока все эти святыни остаются на своих местах, а Благодатный огонь Господь каждый год, как чудо, являет по Своей милости. Но сейчас будем думать не о схождении Благодатного огня, а о наших грехах, которые нам надо бы исправить; может быть, особо потрудиться в эти дни Великого поста. А придет время, будем молиться (каждый у себя; или в храме, или дома, а Святейший Патриарх Иерусалимский – в Кувуклии) о том, чтобы Господь послал нам эту милость в виде Благодатного огня. Всему свое время.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии, когда юноша назвал Христа Учителем благим, Он ему ответил: никто не благ, только один Бог. Отсюда вопрос: спасительная благодать – это прерогатива только Бога?»

– Я понимаю так, что благодать – это вообще прерогатива Божия, которую Он дает или не дает. Иногда, может быть, Он дает ее в качестве аванса. Как талант: дал монету – приумножь; не приумножил – заберу и отдам тому, кто приумножил. Так и здесь получается. Но чаще всего бывает, что благодать, которую получает тот или иной человек, дается все-таки через те труды, которые человек совершает на ниве духовного подвига, духовного роста. История так показывает. Конечно, прерогатива Божия – дать или не дать.

Опять же что мы понимаем под этим понятием и как ощущаем благодать, как принимаем? Благодать Божию Господь на нас изливает каждую минуту, может быть, даже каждую секунду. Только мы порой не чувствуем эту благодать, не видим ее, а иногда и отмахиваемся от нее, как от назойливой мухи. Не каждый в силах понести благодать, которую Господь дает.

– Например, после таинства Причастия каждый замечает особенное состояние души и даже тела.

– Кто-то и надолго его сохраняет, а кто-то, получив, сразу забывает об этом, отойдя...

– Если говорить о причастии, как необходимо в этот Великий пост подходить к этому таинству? Как-то особенно готовиться? Еще такой вопрос есть. Многие считают, что литургия Преждеосвященных Даров не для всех, а лишь для особенной категории людей (больных и так далее). Как этот миф развенчать?

– Во-первых, это не миф, на самом деле изначально было так устроено, что литургия Преждеосвященных Даров Великим постом совершалась именно ради тех, кто нуждался в этом в данный момент. Поэтому младенцев (совсем маленьких, которые причащаются Кровью) за литургией Преждеосвященных Даров мы не причащаем, потому что Тело и Кровь здесь вместе. Причащают взрослых, если есть такая необходимость.

– То есть традиция сложилась так, что это всем доступно?

– На сегодняшний день да. Сказать, что это плохо? Ну почему плохо, если человек лишний раз причастится? Если он в силу своей работы в воскресный или субботний день не может быть в храме для того, чтобы принять Святые Христовы Таины, но хотел бы в Великий пост каждую неделю причащаться, почему же ему не причаститься за литургией? Главное, не делать из этого какого-то магического действа, это должно быть благодатью, которую мы получаем. Особенно у нас в Русской Церкви за многие десятилетия сложилась традиция, что вечерня служится с утра и литургия Преждеосвященных Даров служится с утра. Сейчас во многих местах начинают вечерню служить с вечера, и многие считают для себя, что вечером причаститься важнее, чем с утра. К сожалению, такое тоже есть. Поэтому могущий вместить да вместит. Главное, чтобы это достойно было, не в суд или в осуждение, а во исцеление души и тела. Если вы не получаете исцеление души и тела, а проявляете какую-то гордыню в этот момент или что-то не совсем благочестивое, то какой тогда смысл в таком причастии? И не только в дни литургии Преждеосвященных Даров, но и во время других литургий тоже.

– Вопрос телезрительницы: «В 118-м псалме из Псалтири много раз упоминается закон Божий. Заповеди Божии знаю, заповеди блаженств знаю, а закон Божий – что это?»

– Заповеди Божии и есть для нас с вами закон Божий, который Господь дал Моисею на горе Синай. Это Ветхий Завет, когда на горе Синай Господь вручил заповеди Божии, установил закон для верующего человека, тогда ветхозаветного. Но мы сегодня в Новом Завете, и этот закон Божий тоже для нас установлен. Как и Святое Евангелие, в котором Господь указывает, как нам правильно жить, как нам исполнять заповеди блаженств. Это тоже все является законом Божиим, который мы должны исполнять.

– Еще хотел бы сделать такой маленький анонс для нашей уважаемой телезрительницы: у нас есть программа «Читаем Псалтирь», ее ведет отец Алексий Ладыгин, она выходит по средам в 21.00 и в 8.00 по Москве.

Следующий вопрос, который нам прислали, звучит так: «Когда я захожу в церковь, у меня начинается истерика (смех и слезы), я теряюсь. Что это такое? Это бесы? И вообще что делать в этой ситуации?»

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, все-таки надо знать этого конкретного человека, который его задает. Тогда можно было бы определить, что это такое. Во-первых, надо самому немного думать о своем внутреннем состоянии, с чем-то бороться, приучить себя к храму. Насколько часто Вы ходите в храм? Насколько часто Вам это мешает? Каждый раз это происходит или бывает периодически? Тут сложно дать общий ответ. В любом случае надо это преодолевать и, несмотря на эти искушения, идти к Богу, к Причастию, к исповеди.

– Может быть, даже и к врачу сходить. Кто знает, что происходит… Не все болезни у нас духовные, есть и физические немощи.

– Надо все-таки с батюшкой общаться, надо ходить на исповедь, и батюшка что-то посоветует. Действительно, иногда бывают физические немощи, когда нужен специалист. Иногда говорят, что бес мешает… Тоже не все надо на нечистую силу сваливать, иногда и какие-то физические немощи у нас появляются. Поэтому с батюшкой надо советоваться, ищите батюшек, обращайтесь к ним. Не делайте из них кумиров, но ищите в них советчиков, помощников, ибо Господь поставил их для того, чтобы как-то вести вас. А через экран не всегда получается дать правильный совет тому или иному человеку, потому что есть общие правила, которые мы должны выполнять, но ведь все мы индивидуальны.

– Вопрос телезрительницы: «Мы и наши родственники всю жизнь жили без Бога. Как мы, всю жизнь прожившие без Бога, будем судиться?»

– Господь не дал мне такого дара – знать, как это будет. Во-первых, вы еще живы, вам дает Господь время, тем более Вы уже думаете о том, что рано или поздно надо будет дать ответ перед Богом за то, как жили. Значит, Вы уже все-таки задумались над тем, что Бог есть, и Его присутствие в какой-то мере ощущаете в своей жизни. Обратитесь к Богу, начните исправлять свою жизнь. Ведь разбойник на кресте только принял Бога и осознал Его, и Господь сказал: сегодня же будешь со Мною в раю. Иногда можно всю жизнь называть себя христианином – и Царствие Божие не наследовать, а можно, как разбойник, в одночасье... Одним днем Мария Египетская, осознав свою греховность, почувствовав сердцем эту любовь к Богу, отреклась от всего земного, ушла в пустыню и, преодолевая искушения, стала великой святой. Она же говорит, что не все просто: ушла – и святость стяжала. Нет, она трудилась; трудитесь – и Господь вам даст.

Что делать? Если Вы задаете такой вопрос, наверное, Вы ходите в храм, наверное, молитесь. Молитесь за своих близких, старайтесь сами не грешить. Молитесь о том, чтобы Господь вразумил тех Ваших родственников, которые живы, открыл им путь, показал путь истинный, чтобы они пришли к храму Божьему. В своей повседневной жизни будьте примером для них.

И за усопших молитесь, потому что никто из нас не знает, что с ними будет, как они будут судиться, все это в руках Божиих, все мы надеемся на Его великое милосердие. Они уже сегодня сделать ничего не могут, а Вы, пока живы, имеете  дерзновение своей молитвой просить Бога о своих усопших сродниках, чтобы Он их принял и явил это милосердие и снисхождение за их неверие или еще за что-то. Но все в руках Божиих.

Мы предполагаем, что по делам Господь будет судить, по справедливости, и молимся: «Если каждого из нас, Господи, будешь судить по всей строгости, кто из нас будет оправдан?» Никто. Ни у кого этого не будет. Поэтому надеемся на Его великое милосердие и помощь, заступничество Пречистой Владычицы Богородицы. Поэтому и молимся Ей, и любим Ее как Мать, Которая защищает Своих детей.

– Есть такой интересный рассказ, когда святой попадает в рай и спрашивает: «А где здесь Богородица?» А ему говорят: «Ее здесь нет, Она с вами, на земле».

У нас есть вопрос от телезрителя: «Батюшка, я работаю при деревенском храме. Я готовлю трапезу на весь приход, присутствовать на литургии нет возможности, но очень хочется участвовать в таинстве Причастия. Как я могу к нему приступить, если не находилась на службе?»

– Но ведь и ближнему тоже служить надо. Согласуйте со своим батюшкой,  как Вам поступать в этой ситуации, как правильно Вам подготовиться. Дома можно вычитать правило. Ведь можно и в храме на литургии стоять или на вечернем богослужении, но умом быть где-то в другом месте. А можно заниматься какими-то делами, а сердце и ум будут с Богом. Поэтому молитесь, и Господь покажет. Может быть, какие-то вещи надо делать заранее, чтобы успевать причаститься, а потом побежать разогреть все это, вовремя подать и накормить людей.

– Организовать правильно работу.

– Да, и помощников ищите среди своих прихожан, которые будут приходить к Вам и помогать, чтобы дать Вам возможность побывать на службе и приступить к таинству. Такое и у нас есть, в московских храмах, не только в сельских, когда одни и те же люди все большие и великие праздники, вместо того чтобы быть на службе, трудятся. Чтобы все, кто придет потом, ощутили радость не только богослужения, но и продолжения этой братской трапезы.

– Вопрос телезрительницы: «Как-то один батюшка по радио сказал, что Великим постом мы все должны стать немного монахами. Я бы хотела спросить, какой главный итог Великого поста для каждого из нас должен быть? Что мы должны на выходе получить? Понятно, что все мы разные и каждый берет по себе подвиг для духа, души и тела. Но если обобщить, что должно быть главным итогом нашего Великого поста?»

– Наверное, главный итог тот, чтобы, во-первых, мы были с Богом. Тут как-то сразу и не ответишь. Вроде вопрос простой: надо ли быть чуть-чуть монахом в пост? Наверное, да. Но ведь монашество – это тоже не панацея для спасения. Будучи монахом, тоже приходится стремиться к совершенствованию. Почему так говорят, что надо быть немножко монахом? В том смысле, что немножко отстраниться от земных забот (это то, о чем я говорил в самом начале), постараться больше сосредоточиться на внутреннем, духовном делании.

Знаете, хотелось бы получить в конце поста ощущение, что я хотя бы на полшажочка приблизился к тому, что мне удалось хоть чуть-чуть побороть, с Божией помощью, ту или иную страсть; что в дни Великого поста мне удалось сохранить внутренний, духовный покой. Никого не обидеть, не огорчить. Не опечалить чем-то ни Бога, ни окружающих. Я старался (может быть, не совсем получилось), и Господь как-то меня поддерживал. Вот это, наверное, и будет самым главным результатом поста: мы старались, мы трудились и просили Бога, чтобы Он нам помогал. Может быть, у нас что-то не получилось, но мы хотели. И от этого и праздник будет радостней. Потому что мы потрудились.

– Наверное, само ощущение праздника Пасхи главное...

– Иоанн Златоуст в своем слове говорит: «Радуйтесь все, независимо от того, постились вы или нет, потому что праздник Воскресения покрывает своей благодатью, своей любовью всех». Ведь из-за чего все произошло? Из-за любви Бога к человеку. И не просто к человеку, а из-за любви Бога ко мне, к Вам, к вам, дорогие телезрители. Потому что Господь настолько нас возлюбил, что пострадал за нас. Воскресая из мертвых, Он дает нам возможность воскресать с Ним для жизни вечной. В ожидании этой любви, в ожидании этого праздника мы и проходим через пост. Но прежде чем воскреснуть с Ним, надо научиться и пострадать вместе с Господом,  и умереть вместе с Ним для окружающего мира, но духовно потом возродиться. Если нам в дни Великого поста хотя бы чуть-чуть это удалось и мы ощутили, что стали хотя бы чуть-чуть в чем-то лучше, – это уже огромное счастье.

– Еще один вопрос: «Я с детства молюсь в душе Богу, проговаривая «Отче наш» и обращаясь к Нему с просьбами, но в церковь не хожу, не причащалась. Считаюсь ли я верующей?»

– Я отвечу такой байкой. По-моему, у Митрофана Воронежского как-то не очень ладились отношения с губернатором... К сожалению, западные течения во многом затронули нашу аристократию, губернатор в храм не очень-то ходил. И при каждом возможном случае, когда они встречались, архиерей ему говорил, что надо ходить в храм, а тот ему все время отвечал, что Бог у него в сердце. И на каком-то приеме или еще где-то архиерей опять говорит губернатору: «Приближается большой праздник, мы были бы рады видеть Вас на службе». А тот опять отвечает: «Бог у меня в сердце». Святитель не выдержал и сказал: «Да, а в голове колокольня, которая ветрами продувается». Дай Бог, чтобы в нашей голове не было этой колокольни.

Верующий – это образ жизни. Человек, не ходящий в храм, наверное, не может называться верующим на сто процентов, потому что не выполняет завет Божий. Вне храма нет причастия, а Господь в Священном Писании говорит: «Кто не вкушает Тела и Крови, того и Я не приму». Это надо помнить. Иногда бывает, что человек вроде бы и ходит в храм, и причащается, а тоже назвать его стопроцентно верующим невозможно, потому что в храме он один, а выходит за его пределы и становится совершенно другим. Любовь надо нести, а у нас иногда любви не всегда получишь (и в храме в том числе).

Поэтому  нельзя сказать, что Вы неверующий человек, но ищите спасение через храм. Потому что только Церкви Господь дал таинства, которые нам необходимы для нашего спасения. Только они преображают нашу жизнь и дают нам возможность совершенствования. Это покаяние, которое очищает нас, как воды крещения, и Святое Причащение, которое попаляет наши грехи и дает нам силы бороться с ними.

– Еще один интересный вопрос: «Я поминал на литургиях своего деда и подавал записки с его именем об упокоении, но недавно узнал от его сына, что он был некрещеный. Как мне быть сейчас? Продолжать подавать записки и поминать его в церкви или поминать только дома?»

– Если Вы точно знаете, что он некрещеный, то подавать записочку на литургию нельзя, потому что этот человек вне Церкви, не являлся ее членом, поэтому молиться о нем (даже как об отпадшем) мы не можем. В своей домашней молитве Вы, конечно, можете просить Бога, чтобы Он проявил Свое милосердие к нему. Также мы не можем в церкви на литургии молиться за тех, которые не являются православными, даже если они христиане. Пока они не придут в лоно Православной Церкви. Да, мы можем их любить, можем к ним хорошо относиться, можем в своей домашней молитве о них молиться. Но в чем должна заключаться наша молитва? Чтобы Господь открыл им разум и их сердце, прежде всего к видению истины.

– Еще вопрос: «Скажите, пожалуйста, с чего начать свой путь в Православную Церковь? Совсем ничего не знаю: как и когда ставить свечи, как правильно прикладываться к иконам и мощам святых, как общаться со священником».

– Просто начать ходить в храм. Не научитесь никогда. Начнете ходить, начнете спрашивать, познакомитесь, Господь пошлет Вам тех добрых людей, которые Вам что-то подскажут, пошлет нужного священника, если Вы этого хотите. Тот, кто хочет, ищет. Под лежачий камень вода не течет. Можно, конечно, в Интернете искать пути к Богу, но мы же знаем, что бывает и так: люди знают, что и как делать, а в храм все равно не идут, находя совершенно разные причины. Сегодня для нас причина, что мы не знаем, как свечку правильно поставить, завтра еще что-то.

Иногда приезжаешь в какую-то другую местность: вроде бы ты и священник, а ведь везде свои традиции, свои особенности. Те же Православные Церкви, находящиеся за рубежом (Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская), имеют свои особенности. И тоже сразу не знаем, как быть. Но это не значит, что мы к ним не должны идти и не должны иметь с ними какого-то общения. Пытаемся узнать друг друга, потому что единый Бог, единая Православная Церковь. А какие-то особенности? Ну да, есть. У нас в каждом приходе есть свои особенности. Но это же не значит, что не надо ходить друг к другу. Нужно ходить, нужно общаться, нужно любить друг друга.

Поэтому начинайте ходить в церковь. Как? Взять и переступить порог храма, не стесняться спрашивать, не обращать внимания на ту грубость, которая иногда бывает. Господь посылает нам испытания. Переступите через те испытания, которые на этом пути Вам попадутся. Потому что Вы должны помнить, что пока Вы в церковь не ходите, бес Вас не искушает. Чего Вас искушать? Вы и так его. А как только Вы обратили свой взор к Богу, пошли  к этому живоносному источнику, который должен Вам дать живую воду, из которого Вы должны испить и наследовать жизнь вечную, конечно, враг будет Вам препятствовать, подножки ставить и на пути, и у самого этого источника. Но мы должны это преодолевать.

– Как говорится, враг не дремлет, проблемы будут...

– Будут и всегда были. Но это не самое главное; главное, чтобы была любовь к Богу внутри нас и стремление быть с Ним, а все остальное не так важно. Кто против нас, если с нами Бог? Никто.

– Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, немощи, бремена и тяготы – это слова-синонимы или  разные понятия? В моем понимании это разные понятия».

– По-моему мнению, это все-таки одно и то же. Это как бы общее: носите тяготы друг друга и тем исполните закон Христов. Немощи, наверное, в разных рамках можно  понимать. Немощи можно понимать как физические, но они могут быть у нас и не только физические, но и духовные, которые мы тоже должны носить. Не осуждать брата своего за какие-то духовные немощи. Потому что надо ненавидеть грех, но любить грешника.

А если человек физически немощный, то надо проявить любовь, помочь ему в его немощи. Если видим инвалида, который не может что-то, нужно помочь ему перейти дорогу или подняться по ступеням. А брата своего, который духовно немощен, может быть, поддержать в его немощи, помочь ему без грубостей, понимая его немощь и скорби, сказать: «Брат, Господь же дал тебе силы, пытайся бороться, ищи свой путь к Богу, несмотря на соблазны и искушения, которые есть в твоей жизни». Здесь можно и духовные немощи также перебороть. Поддерживайте друг друга, тогда легче будет.

Святые угодники ведь не уходили сразу в пустыню одни. Только получив какой-то определенный духовный опыт, они уединялись от мира, и все равно Господь делал так, что уединения не получалось, всегда кого-то присылал к ним. Преподобный Сергий ушел на гору Маковец, но ведь изначально он не один пошел, а с братом. Брат не выдержал, ушел, Сергий остался один, но все равно Господь его одного потом не оставил, прислал ему учеников. «Где двое или трое во имя Мое, там и Я посреди них». А один в поле не воин.

– Еще вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие молитвы надо читать, когда супруг начинает злиться, обвинять тебя во всех смертных грехах, причем все это происходит на пустом месте, вдруг, внезапно. До сих пор не могу этого понять, хоть и живем уже 43 года в венчанном браке. Правда, супруг в храм не ходит, хотя верует».

– Любовь к супругу надо проявлять. Он упрекает, а Вы тут же, наверное, начинаете свою правоту доказывать. Мне одна знакомая приводила пример. У нее была родственница, у которой муж очень сильно пил и, приходя домой пьяный, требовал какой-то каши; она ему варила кашу и ворчала. Он заставлял ее переваривать эту кашу заново, если не нравилось. В какой-то момент она молча начала это делать. До восьми раз за ночь варила ему кашу, и все – муж и пить бросил, видя, что жена с любовью к нему относится.

Поэтому не ищите причину только в нем, причина иногда и в нас. Вообще во всех семейных неурядицах и проблемах всегда виноваты оба.  Прежде всего в этой ситуации загляните внутрь своего сердца и поищите причину в себе. Ворчит – ну что ж, с любовью его примите. За столько лет, наверное, должны были бы привыкнуть к каким-то его немощам.

У меня был один знакомый батюшка (к сожалению, уже покойный), который очень любил, чтобы ему после обеда сразу подавали чай. Они с матушкой прожили больше 50 лет вместе, и каждый раз была эта картина: когда батюшка покушал, особенно когда были гости, он говорил: «Манечка, будем ли мы пить чай?» На что Манечка говорила: «Ой, Витенька, сейчас заварю». То есть она не заваривала заранее, а он нервничал, потому что ему хотелось сразу попить чая.

Носите тяготы друг друга. Часто ведь из-за пустяков мы начинаем заводиться. Ну обвинили… Ведь блажени есте, егда поносят вам, и изжденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще. Неправду муж сказал – обнимите, поцелуйте, скажите: «Исправлюсь». Правду сказал – значит, задумайтесь над тем, что надо, наверное, где-то исправить свою жизнь. А мы же не так: или пытаемся доказать свою правоту, или обвинить кого-то в несправедливом отношении. Не нужно ничего доказывать. Бог видит, Бог свидетель.

– Вопрос телезрительницы: «Сейчас пост. Мои знакомые (некоторые женщины) звонят мне по телефону и начинают много всего негативного рассказывать, ругают своих близких, иногда нецензурно выражаются (не матом, но произносят другие нехорошие слова). Стоит ли в этой ситуации выслушивать эти разговоры, хотя они меня очень смущают и все это неприятно для души? Или же стоит как-то откровенно, стараясь при этом не обидеть людей (хотя это маловероятно, что получится не обидеть), прекратить эти разговоры и как-то этим людям дать понять, что не стоит на такие темы говорить? Не хочется слушать такую ругань. И не хочется своих знакомых обижать».

– Конечно, не только в дни Великого поста не нужно по телефону или в личной беседе слушать ругань, осуждение людей и самому участвовать в этом. Старайтесь этого избегать вообще во все дни Вашей жизни, потому что: «не судите, да не судимы будете», «каким судом судите, таким и вас судить будут».

 Во-первых, старайтесь искать себе друзей, близких Вам по духу, которые будут понимать, какие сейчас дни. Если не хотите обидеть, потому что бывают родственники, которым надо излиться, учитесь слушать так: в одно ухо впустить, в другое выпустить. Выслушайте, но участия в осуждении не принимайте. Но постарайтесь как-то дать понять, что Вам это неинтересно и что есть какие-то другие темы для обсуждения. Может быть, постарайтесь перевести разговор на что-то другое.

Это, знаете, из серии: «А вот меня постом пригласили в гости, а там надо будет все есть. Нужно ли мне показывать, что я пощусь?» Если это какие-то незнакомые люди, можно где-то и снисходительность проявить, а если это продолжается каждый год, в одно и то же время... ведь знают, что Вы верующий человек, что Вы ходите в храм, что для Вас это определенное неудобство. Они должны сделать вывод: или не приглашать Вас, или готовить что-то специально для Вас. Мои друзья это знают и, если приглашают, готовят уже что-то постное для меня. Я понимаю, что они хотят со мной общаться. Мне даже порой бывает неудобно им отказывать, потому что люди проявляют особую заботу, хотя сами не соблюдают пост.

– Меня один знакомый попросил задать следующий вопрос: «Во время Великого поста часто замечаю, что верующие люди ведут себя неадекватно. Почему так?»

– Я не знаю, в чем выражается неадекватность.

– Может быть, в осуждении других, кто не постится? Может, из-за того, что пост слишком строгий, нервничают сильно?

– Не знаю, на самом деле для меня лично Великий пост (по милости Божией, это не моя заслуга) всегда гораздо легче, чем, допустим, небольшие летние посты. Ты уже готов к Великому посту, настраиваешься и через него проходишь.

– Может, просто кто-то очень ревностно к этому относится?

– Раздражение из-за еды? Да лучше съешьте что-то, но сохраните внутренний мир, сохраните любовь. У нас же очень часто любят показать внешне, как постятся. А Господь в Евангелии совсем по-другому говорит: «Умой лицо свое, надень красивую одежду, не показывай никому свой пост, а когда в келье своей закроешься, там и совершай подвиги святости». А у нас получается, что мы на людях-то святые и подвиги совершаем, а как в келью заходим – совсем другие.

Неадекватные в любое время встречаются, и мы такими бываем. Беда другая. За что окружающий мир нас осуждает? «Вот мы пришли к вам в церковь, а у вас здесь такое…» А почему у нас должно быть по-другому? Из кого мы состоим? Из таких же, как и вы.

В свое время один архиерей проповедовал в Москве (в 20-е годы), у него был такой дар слова, что к нему на проповеди бегала вся Москва. И как-то во время проповеди он начал людей обличать: «Вы осуждаете монахов, но они в отличие от вас хотя бы раз в жизни, но хотели быть лучше. Хотя бы раз, в момент монашеского пострига, человек этого хотел. Получилось у него это или нет – неизвестно, но он хотя бы хотел. А вы?»

Вот и подумайте. Критиковать легко. А сам-то я правильно делаю? Батюшки у нас не такие? Воспитайте своего ребенка так, чтобы он пошел в семинарию и стал достойным священником, а потом вам сказали бы: «Какого хорошего сына воспитали, каким замечательным священником он стал». А критиковать и говорить, как все плохо, каждый может… В госпитале Бурденко, в экспозиции музея, посвященной первому доктору Бидлоо, который по указанию Петра I создавал госпиталь, висит такое выражение: «Я сделал что смог; пусть те, кто сможет, сделают лучше».

Мы видим и можем научить, как надо. Научить-то мы можем все, и за каждой проповедью священник говорит, как надо делать.  Но чем отличается старец, который действительно старец высокой духовной жизни, от любого другого священника? Когда я спросил одного батюшку про некоего старца, он ответил: «Это старенький батюшка, он служит, молится, проповедует так, как мы проповедуем. Только он живет так, как проповедует, а мы только проповедуем». Вот в чем беда. Старайтесь жизнь свою соотносить со своими словами, быть искренними. И, видя вашу искренность, Господь все управит. Не смотрите на неадекватность остальных, сами будьте адекватны. Вот это очень важно.

– Надо быть внимательными, потому что за нами наблюдают очень активно.  Неправильный шаг вправо или влево – и уже такой вопрос возник.

– Хотел сказать в конце: Великий пост страшит нас в своем начале. Вот уже вторая неделя, которая пролетит очень быстро. Совсем скоро начнется Крестопоклонная седмица, а это уже середина поста. А не успеет пройти Крестопоклонная седмица, мы уже будем готовиться к празднику Пасхи Христовой и радоваться Воскресению Христа. А уже вскоре после Христова Воскресения будем печалиться о днях Великого поста, что они так быстро пролетели, а мы их и не заметили.

Поэтому в эти сугубые дни цените каждую минуточку своей жизни, цените каждый свой вздох и не проводите жизнь бесцельно, а пытайтесь открыть свое сердце Богу, почувствовать Его, быть немножко добрее, внимательнее друг к другу и, конечно, к Богу. Старайтесь чаще ходить в храм и приобщаться к Церкви Христовой. Господь укрепит всех нас. Помощи Божией в дни Великого поста!

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы