Беседы с батюшкой. О молодежи

18 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает помощник ректора по воспитательной работе Смоленской православной духовной семинарии, ключарь семинарского храма Покрова Божией Матери священник Димитрий Гамиловский.

– Тема у нас будет следующая: мы поговорим о нашей молодежи, о проблемах, которые у нее возникают сейчас. Может быть, они каждый раз и повторяются, но поколение идет вперед, а эти проблемы остаются всегда насущными.

Но прежде давайте представимся. Вы такой молодой и уже проректор по воспитательной работе. Вкратце расскажите о себе, о Вашей деятельности, Вашем служении.

– Мне двадцать пять лет, я являюсь проректором по воспитательной работе Смоленской семинарии. Смоленская семинария представляет из себя одно из старейших учебных заведений города-героя Смоленска. Основана она в 1728 году.

Временно была закрыта в 1918 году; воссоздана по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в 1988 году как межъепархиальное училище. А с 1995 года является семинарией. Также надо отметить, что с 2012 года Смоленская семинария осуществляет обучение по аккредитованной программе; это одна из первых семинарий, получившая государственную аккредитацию.

Смоленская семинария небольшая. В ней обучается несколько десятков человек, но мы считаем это своим преимуществом, потому что там, где небольшое количество воспитанников, можно применять индивидуальный подход в обучении, воспитании и становлении целостной личности обучающегося.

– Да, становление личности особенно отличает семинарию от других вузов; в семинариях мы даже говорим «воспитанники», а не «учащиеся» или еще как-то.

Батюшка, я так понимаю, что часто в семинарию поступают после школы совсем молодые люди, неокрепшие…

– Совершенно верно. Большинство поступает после получения среднего полного образования на бакалавриат, но есть люди постарше. Это не имеет значения. Наша главная задача (в то короткое время, которое для нас отведено: четыре года) – взрастить целостную личность, которая была бы сильна и в физическом, и в духовном, и в нравственном, и в интеллектуальном плане. Потому что священнослужителю, который призван служить людям и Церкви Христовой (служить самоотверженно), необходимо быть на голову выше всех остальных людей,  быть примером. Потому что в обществе всегда должны быть примеры. Люди должны всегда за кем-то тянуться. И, конечно, в семинариях всегда была достаточно высокая планка и образования, и воспитания, и морально-нравственных норм, и правил. Но хотелось бы также поговорить и о современном поколении.

– Чем отличаются молодые ребята, которые приходят и учатся в семинарии, от тех, кто за стенами семинарии? Есть какие-то отличия на самом деле?

– Абитуриенты семинарии стараются посвятить свою жизнь служению. Они более открыты к любви, к благим делам, и у них есть удивительное качество: они хотят своей деятельностью немного изменить этот мир к лучшему и способствовать спасению человека. Это высокое призвание. Не каждому молодому человеку это дано, особенно в юном возрасте. А кто-то приходит уже в зрелом возрасте к этому, поэтому поступает... Но когда молодой человек приходит в Церковь и тем более в семинарию и хочет посвятить свою жизнь этому служению – это определенно чудо. Иным словом, наверное, это не назвать. Это чудо, которое было обеспечено собственными мыслями молодого человека, или это чудо, которое было обеспечено трудами его родителей и предков. Это не столь важно. Но это чудо, потому что современный мир зачастую предлагает совершенно иные ценности и полагает перед молодыми людьми иные цели.

– Это, кстати, касается не только семинаристов, а вообще всех, даже православной молодежи, ведь в миру-то все веселее, все по-другому, а Церковь все-таки предлагает, как говорят некоторые мои знакомые, службы долгие. Скучно, банально. Но ведь люди иногда не выстаивают эти моменты, а приходят только на большие праздники, когда красиво, красочно (на Пасху, например). Что Церковь может дать молодым людям?

– Не совсем согласен с тем утверждением, что Церковь более скорбная, чем внешний мир. В Церкви много радости, и радости истинной. Церковь и таинства – это источник воды живой. И прикосновение к этим таинствам укрепляет, одухотворяет человека, делает его ближе к Богу, делает его настоящим человеком – таким, каким его задумал изначально Бог. И человек стремится к Богу, стремится к этой святости, а временные радости, которые иногда предоставляет мир, могут являться суррогатом радости. Истинная радость может быть и в соприкосновении с Ним, и в приближении к Нему. Поэтому молодые люди, приходя в Церковь, только многое приобретают и, прикоснувшись к этому источнику живой воды, наверное, ни с чем уже качество воды не перепутают. Поэтому радостно в Церкви для молодежи. Это глубинный взгляд человека, который узнал Церковь изнутри. А тем людям, которые смотрят на Церковь только снаружи, внешне может показаться, что длительные службы, унылые лица...

– Бабушки злые.

– Но надо напомнить, что наша Церковь воинствующая. И хоть она и едина, но есть люди, которые живут сейчас – пока не в торжествующей Церкви. Поэтому мы боремся со своими грехами, носим тяготы друг друга и можем быть опечалены чем-то. Это нормально, но унывать не нужно. Господь нас приободряет и Своими высказываниями в Евангелии, и благодаря высказываниям святых. Благодаря вообще опыту Церкви думается, что это радость, что Церковь даст для молодого человека лучший путеводитель по жизни. Она откроет ему Бога, она откроет ему те духовные правила, которые вложил Бог в этот мир. Поэтому совершенно радостное событие, когда молодой человек приходит в Церковь – и Бог открывается молодому человеку. Дай Бог, чтобы молодые люди пришли к этому осознанию или кто-то им это подсказал из хороших наставников.

 Вообще любой молодой человек стремится к авторитетам. Невозможно представить человека, который находится в становлении своей личности без поиска авторитетов. И вот какие авторитеты, таков и человек. С них он берет пример. Задача родителей – стать благим примером для своего ребенка. Если молодой человек входит в достаточно протестный возраст, то, может быть, незаметно для него эти авторитеты создать. Правильные авторитеты. Чтобы человек не запутался, не ушел с дороги. И, конечно, мы отмечаем в современном мире потерю молодыми людьми ответственности, потерю самостоятельности. Это тенденции, но нельзя сказать, что это повсеместно. И желательно для благополучной взрослой жизни, созидательной жизни, чтобы молодой человек воспитывался и возрастал в труде, брал ответственность за поступки, которые он совершает,  и был человеком достаточно осознающим, не боящимся взрослой жизни.

– Вы так молоды на самом деле относительно многих священников, в том числе тех гостей, что сидят напротив меня в кресле на протяжении долгого времени.

Скажите, пожалуйста, часто бывает у молодого человека кризис веры? Он у каждого бывает. Например, у молодого человека (даже вне семинарии) начинаются сомнения. Сколько вокруг соблазнов! Вы ведь понимаете: говорят, Церковь такая-то, «там на такой машине», а «там вот так…» И в этот момент человек начинает отдаляться от Церкви. Что нужно говорить, как нужно думать, перестраиваться, чтобы этот вызов, порождающий маловерие и еще что-то, преодолеть? У молодых людей, мне кажется, это повсеместно.

– Думаю (раз мы говорили о примерах), желательно, конечно, чтобы в данный момент у молодого человека был пример ровесника. Когда молодому человеку говорит взрослый человек: «Остановись, постой, ты делаешь неправильно, не уходи, не махай рукой», – он отвечает: «Вы меня не понимаете, Вы в другом возрасте, у меня другие проблемы». Желательно, конечно, поставить перед ним человека-ровесника, который бы смог дать ему совет, с которым они бы поняли друг друга на своем языке. В семинарии это и происходит. Второе – чтобы не было у человека кризиса веры, он должен найти себя в Церкви, вписать себя в жизнь Церкви. И чтобы не являлось это для него мукой, а являлось радостью, нужно раскрыть для себя эту радость.

Существует при епархиях, при различных учреждениях множество православных клубов: спортивных, интеллектуальных; клубов, где молодежь собирается побеседовать, попить чаю. Думаю, что это такие островки, где можно обменяться мнениями, опытом и найти для себя выход из трудной ситуации.

– А если человек боится? Допустим, у нас говорят: я боюсь прийти на исповедь, сказать то-то и то-то. Я часто встречаю людей, моих сверстников, у которых уже накипело, и они говорят: «У вас в Церкви все плохо, я не хочу туда ходить…» Как сберечь людей, начиная, наверное, даже с воскресной школы, чтобы мы получили прихожан в храм, кто будет молиться, наполнять этот храм?

– Что можно сказать тем молодым людям, которые боятся прийти в храм, к Богу? Не бойся, только веруй! И лучше этого больше ничего не сказано. Страх является некоторым тормозом в развитии человека, созидании человеческом. Страх останавливает человека, замедляет его развитие, замедляет процесс реализации  талантов; он не должен быть присущ молодому человеку. Богобоязненность – да; волнение о том, что ты перестанешь почитать святое, станешь циником, – да; но страх, который является тормозом к действию, не должен овладевать молодым человеком. Наоборот, молодость дана нам для самореализации, для того, чтобы больше трудиться и созидать. Поэтому хотелось бы пожелать молодым людям избавиться от этого страха.

– А как это сделать? Какие-то механизмы есть? Бегать, может быть, из храма в храм? Что можно посоветовать? Искать удобного священника?

– Поиск – тоже хорошее средство; как паства разная, так и пастыри разные. Каждому подходит свой священник, свой пастырь. Можно найти для себя священника по духу, по своим культурным, интеллектуальным убеждениям, душевным убеждениям, по своему воспитанию. Если действительно молодой человек желает остаться в Церкви, он останется, и Господь преподнесет ему именно те методы, которые избавят его от проблем в Церкви и в его молодой жизни.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии Христос говорит: если не станете как дети, не войдете в Царствие Небесное.  Как с такими детскими свойствами (Вы понимаете, о чем речь) в современном мире выжить? Да и современные дети сейчас довольно изворотливые и хитрые…

«Будьте как дети» – слова Евангелия. Как можно со свойствами, которые присущи детям (доброта, искренность), выжить в современном мире?

Кстати, очень хороший вопрос. Мне кажется, если где-то  дашь слабину, то тебя сотрут в порошок. Как здесь быть?

–  Господь имел в виду и простоту, и искренность, и веру, и даже доверчивость, а это в современном достаточно жестком мире кажется слабостью, качествами, от которых надо избавиться. Но как сказал Фома Аквинский: «Верую, ибо это абсурдно». Господь говорит: «Кто смирит себя, тот возвысится, а тот, кто возвысится, низвержен будет». Поэтому прежде всего хотелось бы сказать о том, что через любовь, через жертву (ведь Господь есть Любовь) человек многое приобретает; и приобретает прежде всего от Бога, а не от людей внешних.

Поэтому Господь заповедовал нам уступать,  вести себя просто, не возноситься над ближними. И если мы соблюдем Его заповеди, если Господь станет для нас ближайшим Сподвижником, то и во всех наших делах примет участие и устроит их наилучшим образом. В современном мире быть ребенком для взрослого человека абсурдно. Но иного пути нет, ведь и в крестной жертве, и в Воскресении есть абсурдность. Как Бог, Создатель и Творец мира, был распят на кресте? Это тоже не укладывается в наше современное понимание. Как Всемогущий может быть унижен? Но ответ на этот вопрос кроется все-таки в том, что Бог есть Любовь. И смысл этой жизни в любви, а не в том, чтобы над кем-то довлеть и кого-то перехитрить. Человек рождается, чтобы умереть, и умирает, чтобы жить. И наша жизнь для того, чтобы подготовить себя к вечной жизни с Богом. Зачем нам нужны земные критерии, если мы готовимся к небесной жизни, если наше отечество небесное там, а храм является частицей соединения земного и небесного? Это нужно осознать, это нужно почувствовать, к этому нужно прийти. И когда вкусишь это, тогда уже не захочется никакой иной пищи.

– В дополнение к вопросу: с какого времени вообще в нашей православной вере, в традиции Церкви человек является совершеннолетним? Есть какие-то свои критерии?

– С каждым временем критерии менялись. В какое-то время это было четырнадцать лет, затем шестнадцать, сейчас восемнадцать. Здесь необходимо заметить тенденцию к возрастанию. По-видимому, ранее (скажем, две тысячи лет назад) молодые люди к четырнадцати годам уже достигали самостоятельного возраста. Почему? Потому что жизнь была трудна, все добывалось тяжелым трудом, люди жили в тяжелых условиях.

– И раньше взрослели.

– Да, раньше взрослели. Трудились с детства. Семьи зачастую были многодетными. Старшие братья, которые, может быть, на два года старше, скажем, своей двухлетней сестры, уже воспитывали свою сестру и в этом воспитании учились сами. Поэтому люди становились взрослее раньше. Сейчас, когда научно-технический прогресс ушел далеко вперед и упростил нашу бытовую жизнь, наши труды (хоть и ускорил время), возраст взросления передвинулся. Восемнадцать лет по паспорту, да. До восемнадцати лет человек получает среднее полное образование.

Но когда становится взрослым современный человек? У каждого это проявляется по-разному. Кто-то взрослеет с рождением детей, кто-то взрослеет, когда покидает отчий дом, уезжает учиться в другой город, кто-то взрослеет с начала осознания себя личностью (например, сироты, когда они лишены родителей). У каждого период взросления разный, самое главное, чтобы оно произошло. Потому что человек уже тогда начинает созидать и отдавать, а до взросления он принимает, впитывает и получает. Дай Бог, чтобы он впитывал все самое благое и лучшее и был готов к созиданию. Но если человек избегает того периода, когда он начнет приносить пользу другим, а не только забирать, то, думаю, здесь есть проблемы. Человек не рожден для того, чтобы всю свою жизнь паразитировать. Он призван к труду, и в труде человеческая личность выкристаллизовывается и приобретает свои лучшие качества.

– Не надо позволять душе лениться.

Вопрос: как нести свое миссионерское служение среди молодежи, среди своих сверстников, как им говорить о Боге (неверующим)?

– Это достаточно серьезное служение, и я прекрасно понимаю, о чем идет речь. Здесь самое главное – верить в то, что ты несешь, верить в то, что проповедуешь.

– Самому верить.

– Да. Если твои сверстники видят, что ты сам это исповедуешь и радуешься тому, что  исповедуешь и ценишь, не стесняешься этого, не скрываешь, то и их это заинтересует. И, конечно, «по плодам их узнаете их». У верующего молодого человека есть определенные плоды, их заметно. Он более открыт, более добродушен, он более быстрый на подъем в плане принятия положительных решений по отношению к своим ближним. Поэтому этого человека будут уважать и ценить, какими бы убеждениями он ни обладал. Пусть он в столовой не ест котлету, а ест только пюре, потому что у него наступил Петров пост или Великий пост; пусть он молится перед экзаменом, или крестится перед ответом, или не участвует в совете нечестивых (скажем таким образом), его будут уважать просто за его твердость, за его позицию.

– Если это будет искренне; как говорится, само собой разумеющимся.

– Первое – это искренность, а второе – жертва ради ближних. Потому что если молодой человек будет помогать другим по-христиански, искренне, не требуя ничего взамен, то для людей он станет авторитетом, они будут к нему прислушиваться. Потому что прислушиваются к авторитетам, к праведникам. Конечно, каждый молодой человек может сам себя миссионером назначить, и нет ничего в этом плохого, лишь бы все было по заповедям и по любви.

– При этом главное, наверное, – не перегореть. Ведь это тоже проблема.

– Думаю, что выгорание происходит в тот момент, когда человек перестает молиться, теряет связь с Богом, с благодатью Божией вследствие грехов. Выгорание вообще часто встречается у профессионалов. Скажем, это врачи, учителя, педагоги, которые посвящают свою жизнь служению людям. А когда служишь человеку, без помощи Божией никак. И главное – не терять связь с Богом. Выгорание наступает тогда, когда человек перестает обращаться к Богу, молиться, он гордится и считает себя источником всех благ и всех добродетелей. Не Бога.

– Прелесть такая...

– Да, тогда он выгорает. Происходит это для того, чтобы человек понял, осознал свою ошибку, покаялся, потому что покаяние – это точка, после которой начинается развитие, начинается благой процесс восхождения в добродетели. И человек снова может приступить к тому, что он делает. Поэтому если происходит выгорание, нужно обязательно стремиться снова к Богу, а не к своим собственным, если можно так выразиться, горделивым убеждениям.

– Вопрос: друг находится в монастыре (в каком качестве, не совсем понятно), но хочет вернуться в мирскую жизнь. И, по всей видимости, какие-то проблемы от этого (или, как мы сейчас говорили, выгорание). Что ему можно посоветовать? Оставаться в святом месте? Или же пусть идет в мир, пусть будет честен сам с собою? (К сожалению, я не знаю, кто он – монах или послушник.) Как здесь быть?

– Конечно, если этот друг является послушником, то все проще. Можно уйти из монастыря снова в мир, сравнить жизнь монастырскую и жизнь в миру и понять, что более содействует ко спасению. Ведь не каждый человек расположен к монашеской жизни. Монашескую жизнь можно понять, только непосредственно войдя в монастырь. Если человек понял, осознал – это хорошо, может уйти в мир и там сравнить и прийти к правильному выводу для себя. Быть может, жениться (если он послушник). А если он монах и испытывает духовный кризис, то духовник данного монастыря, который там находится и знает специфику монастырской жизни, даст ему лучший совет, чем я.

– Это правда: все-таки этот вопрос должен в монастыре решаться. А если послушник, то слава Богу, что еще не монах.

Следующий вопрос (как раз мы заговорили о выборе жизненного пути): к Вам наверняка приходят студенты с невестами и просят (как это положено в семинарии) благословение на брак. Мы сегодня много говорили о молодых людях, что нужно молодому человеку, что нужно ему понимать и знать, прежде чем принимать решение вступать в брак и брать ответственность за другого человека?

– Прежде всего молодой человек, желающий вступить в брак, должен ознакомиться с высказываниями из Священного Писания о браке, о том, что муж должен возлюбить жену, как Христос возлюбил Церковь. Необходимо посмотреть прежде всего в себя и понять, какого ты характера, с каким человеком ты бы прошел эту земную жизнь рука об руку, представить это для себя, и тогда выбор упростится. Конечно, необходимо осознавать, что одна жена на всю жизнь, как в народе говорят: первая жена Богом дана. И понять, что после таинства Венчания дверь за вами закроется – и нет пути назад, только вперед.  Понять, что семья – это малая церковь, корабль спасения, малая ячейка общества, то есть это государство в небольшом масштабе. И желать всем своим сердцем, помышлением, чтобы эта семья была крепостью, чтобы в семье выросли хорошие дети, счастливые дети, чтобы семейная жизнь становилась с каждым годом тише, спокойнее, любвеобильнее. Это  очень важный вопрос – создание семьи.

– Какие должны быть критерии, чтобы состоялась идеальная семья?

– Конечно, прежде всего  должно быть соответствие природе. То есть Господь сотворил мужчину мужчиной, женщину женщиной. И мужчина должен обладать мужскими качествами, а женщина – качествами женскими. Мужчина должен быть опорой для своей семьи. Женщина должна посвящать себя служению прежде всего своей семье, а затем своему призванию. Любовь важна в семье. Именно любовь воспитывает детей. Но любовь – это не вседозволенность и не позволение детям всего;  любовь и со строгостью может быть. Самое главное, чтобы она была и не иссякала. Ее нужно поддерживать, над ней нужно трудиться, как над всем благим нужно трудиться. Желательно, чтобы семья была многодетной, потому что (как мы уже говорили) дети воспитывают друг друга, но здесь у каждого свои возможности, и не стоит осуждать, если семья не многодетная. Но если ребенок один, то мы рискуем воспитать эгоиста. И как советуют некоторые (например, православный психолог Хасьминский), не нужно ставить ребенка в центр семьи, чтобы не воспитать из него эгоиста, чтобы он не вырос человеком, требовательным к этому миру, потому что это не позволит ему радоваться.

– Это очень сложно, мне кажется.

– Но возможно. И нельзя медлить с таинством Венчания, вообще с бракосочетанием нельзя медлить.

– Если  уверен, то нужно действовать.

– Да, лучше всего жениться до 25 лет, после окончания обучения. Когда люди молоды, они могут претерпеть бытовые невзгоды и лишения. Они могут притереться характерами, привыкнуть друг к другу.  Молодые люди более оптимистично и радостно смотрят на этот мир, поэтому им проще. А если человек оттягивает брак, то  рискует создать семью в неудобном для этого возрасте, хотя это никогда не поздно сделать; слава Богу, есть хорошие примеры.

– Труднее становится, больше работы.

– И мы должны помнить о том, что Господь сказал: Не хорошо быть человеку одному.  И сотворил Еву как восполнение Адама. Кто-то из людей идет на подвиг и обручается Христу (как монахини, или монахи), но с семьей проще. В семье поддерживают друг друга, что бы ни случилось.

– Мы говорим о рождении детей, это тоже  сложный вопрос. Часто сейчас говорят так: «Нужно пожить для себя, а дети  потом». Как здесь быть? Нужно ли бежать от детей, даже в законном браке? Это грех? Или добровольный выбор?

– Пришло на ум высказывание на эту тему одного мудрого смоленского протоиерея отца Александра Мельничука, что невозможно взять оттуда, куда ничего не положил. Если ты живешь для себя, в один прекрасный момент  поймешь, что  оказался у разбитого корыта. Жизнь для себя превращается в жизнь бессмысленную, бессодержательную. Когда человек имеет детей, начинает служить им ежедневно своими трудами, молитвами, он больше приобретает, как это ни парадоксально. Отдавая – приобретаешь. Хотелось бы пожелать нашим телезрителям не бояться ответственности и понять: жизнь устроена так, что, отдавая, ты приобретаешь.

– Очень важные слова. А как отдыхать молодому человеку, когда много соблазнов вокруг?

– «Все мне позволено, но не все полезно». Здесь хотелось бы сказать о свободе. Когда молодой человек связан грехом, он находится в рабстве греха, он не совсем свободен. Свобода прежде всего в Боге, свобода заключается в желании и стремлении  оторваться от греха. Вот молодой человек проводит свой досуг в пороке, к примеру: проснувшись утром, он может понять, что все это было излишним, что он только потерял, а не приобрел. Досуг обязательно должен быть, но должен быть без греха. Это не значит, что он будет скучным. Если досуг не имеет греха, он более содержателен и большую пользу приносит.

– Часто после бурных вечеров очень жалеешь о том, сколько потрачено времени. К сожалению, приходит понимание этого немножко позже.

Вопрос телезрителя: «Скажите, что делать, если родители против того, чтобы молодой человек  ходил в храм? Как убедить родителей, что это ему необходимо?»

– Да, молодой человек сталкивается здесь с проблемой, ведь сказано в Книге Притчей: «Сын мой, слушай отца твоего и принимай во внимание заповеди матери твоей». Как же ему поступить? Скорее всего здесь человек призван к подвигу, а Господь что-то не по силам не дает. Есть два решения: первое – это изменение самих родителей, когда они увидят, что их сын, ходя в храм, изменился в лучшую сторону; или  более радикальный и менее популярный путь, менее рекомендованный – уйти из семьи на какое-то время. Каждый выберет свое, но сложно молодому человеку отойти от родителей. Трудно выбрать Бога, оставив родителей. Он непременно столкнется с осуждением, и здесь главное – не надломиться и помнить, что он должен родителей почитать и молиться за них. Ведь если человек решил уйти от родителей к Богу (если они мешают ему идти к Богу), значит – он уже познал Бога в какой-то степени и сделал свой выбор. Если он познал Бога, то знает, что через свою любовь к ним он может изменить их решение и их отношение к себе.

– Часто бывает такое, что родители не верят, а ребенок верит.

– И за ним приходит вся семья, родственники. Истинное чудо.

– Есть вопросы, которые касаются современных проблем. «Начал играть в азартные игры; понимаю, что это плохо. Несколько раз обещал родителям прекратить, но начинал заново играть. Что делать, к кому обратиться? Если не перестану играть, это не приведет ни к чему хорошему».

– Одна из больших проблем современного мира, когда человек предпочитает реальной жизни, реальному существованию жизнь  виртуальную. К виртуальной жизни не только относятся компьютерные игры, погружение в просмотр кинокартин, сериалов, но и азартные игры. Человек соприкасается с этим и считает, что целью его жизни является победа: обыграть или выиграть. Но в азартных играх нет ничего доброго, нет ничего благого, они ведут к погибели  души человеческой, а иногда, к сожалению, к погибели самого человека. Человек должен, если хочет, вырвать себя из этого греха, достаточно злого и хитрого. Попросить кого-нибудь, чтобы его излечили, и заполнить то время, которое человек планирует потратить на игру, чем-то благим, чтобы избавиться от данной привычки. Но это трудно и невозможно с первого раза. Здесь важна воля, любовь ближних и помощь Божия. Намерение, желание – это уже полдела. Дай Бог, у молодого человека получится исцелить свой тяжкий недуг.

– Компьютерные игры очень затягивают. Как-то я установил игру прошлым летом, поиграл два дня, вышел на работу и раз в неделю задумываюсь о том, как бы эту игру  до конца пройти. Из-за того, что не хватает времени, я никак не могу включить эту игру...

Вопрос  интересный: «Понравился молодой человек в храме, да и сама часто ловлю его взгляд на себе. Как можно с ним познакомиться? Сам он не подходит, стесняется, наверное, да и в храме как-то это неуместно».

– Прежде всего хотелось бы сказать: «Слава Богу». Молодые люди нашли себя в церкви. Верующая девушка нашла молодого человека, и они друг другу понравились. Здесь нужно применить все приличные средства для того, чтобы состоялась первая встреча. Не все зависит только от Бога. Господь иной раз не может переступить нашу свободу, что-то должны сделать мы, чтобы это ценить и этим дорожить. Поэтому хотелось бы пожелать больше смелости в этом, но смелости приличной. Если этот человек ваш, то все произойдет естественно.

– Молодому человеку надо пожелать смелости. Если долго смотреть на девушку, можно увидеть, как она выходит замуж.

Я поздравляю Вас с дебютом. Благодарю, что Вы нашли время приехать к нам из Смоленска. Несколько слов телезрителям по окончании программы.

– Хотелось бы напомнить телезрителям, что любовь – это жертва и смысл нашей жизни, жертва ради ближних. В этом мы приобретаем. Будем же ежедневно жертвовать себя своему ближнему, памятуя о том, что каждый ближний носит образ Божий. И тем самым угодим Христу.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Светлана Тодосейчук

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы