Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

17 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель прихода во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина и строящегося Благовещенского храма Святых Божиих строителей в Академическом районе города Екатеринбурга, ключарь Архиерейских подворий и преподаватель Екатеринбургской православной духовной семинарии священник Даниил Рябинин.

– Последняя неделя Святой Четыредесятницы. Потом наступает совершенно особый период Страстной седмицы. Остаются считанные дни до Пасхи. Это время особой сосредоточенности, время финишной прямой к празднику праздников, торжеству торжеств, как еще называют Светлое Христово Воскресение. Поэтому начать сегодняшнюю программу хочется с разговора о том, чему посвятить оставшееся время: отметить важные богослужения, которые в эти дни будут проходить в храмах, кратко рассказать, почему каждый из дней Страстной седмицы именуется великим, что вспоминается…

– Действительно, впереди нас ожидает совершенно уникальное время. По большому счету большинство богослужений, которые будут проходить в оставшийся период, совершаются всего лишь один раз в год, и христианину, который позиционирует себя человеком глубоко верующим, или тому, кто только начинает свой путь воцерковления, вхождения в Церковь, важно этот период, конечно, не пропустить. Понятно, что, живя в современном мире, многим людям трудно синхронизировать свое время с богослужебным ритмом. Потому что мы говорим не только о праздничных и субботних, воскресных службах, когда у большинства людей выходные дни и можно выделить время для храма. Этот период, который всем нам предстоит пережить, обозначен своими особенностями не только в субботние и воскресные дни, но и в дни будние.

Говоря о Великом посте, мы всегда просим людей выбрать время и хотя бы пару раз прийти на богослужение в будний день, чтобы понять, прочувствовать, чем отличается время Великого поста от непостного времени. Потому что в богослужебном плане в пятницу и субботу нет поста, то есть отменяются земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина, совершается полная литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого, соответственно – воскресное всенощное бдение визуально фактически ничем не отличается. Оно может быть чуть длиннее, добавляются какие-то песнопения. Поется песнопение – богослужебный «маркер» Великого поста – «Покаяния отверзи ми двери» как очередное напоминание о необходимости того, чтобы ограничить себя не только от каких-то гастрономических яств, но позаботиться еще и о внутреннем своем содержании.

Поэтому, говоря о том периоде, в который мы вступаем, необходимо найти возможность  обязательно посетить богослужения, особенно во время Страстной седмицы после Великой Среды. К слову сказать, в некоторых храмах такие ключевые службы, как последование святых и спасительных страстей Христовых (утреня пятницы, которая будет совершаться в четверг вечером) с чтением 12 страстных Евангелий, начинают для удобства позже. Есть хорошая, добрая традиция, когда огонь от двенадцати Евангелий относят к себе домой, зажигают лампадки, осеняют крестным знамением вход в свое жилище. Или служба Великой Пятницы (особенно вечерняя)... Часто в храмах такие важные службы стараются начать чуть позже. Не в 16 часов, как обычно, а в 18 или 19 часов. Или еще позднее, чтобы каждый человек, который в силу своих трудовых обязанностей находится на работе, но желал бы присутствовать на этой службе (которая, повторюсь, проходит всего лишь раз в год и наполнена глубочайшим содержанием), мог на ней быть.

Фактически с вечера пятницы этой недели мы вступаем в дни Страстной седмицы. Ей предшествуют два значимых события, праздника. Один из них – Лазарева Суббота. В пятницу вечером будет совершаться утреня, которая уже посвящена теме воскрешения Лазаря Четверодневного. Это знаменательное и замечательное событие, которым открывается тема Входа Господня в Иерусалим (по-другому этот праздник называется Вербное воскресенье или Неделя ваий), когда мы вспоминаем, как Иисус Христос входит в Иерусалим в преддверии праздника пасхи и Его торжественным образом встречает народ. Звучит знаменитое приветствие «Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне!»  Вся эта драматичная история (если так можно выразиться) разворачивается и имеет свое начало с того момента, как Христос воскресает Лазаря.

Но здесь надо понимать, что в богослужебном цикле два этих события идут как бы друг за другом: Лазарева Суббота, вечером уже всенощное бдение праздника Входа Господня в Иерусалим. Однако если мы посмотрим Писание, то между двумя этими событиями был относительный временной промежуток. Сначала Христос воскрешает Лазаря и уже чуть позже вместе со Своими учениками входит в Иерусалим – и совершается это знаменательное, значимое, пророческое событие, которым Господь пытается донести некие внутренние глубинные смыслы до всех тех, кто присутствовал в этот момент в Иерусалиме. А мы знаем, что праздник пасхи, который, безусловно, пронизан Божественным Откровением и Божиим водительством, всякий иудей не то что желал, но в какой-то степени обязан был посетить. Поэтому в то время на пасху, как и сегодня в дни христианской Пасхи (и в особенности в Великую Субботу, когда совершается такое удивительное событие, как схождение Благодатного огня), всякий желал присутствовать в Иерусалиме – в месте, где совершалось поклонение Истинному Богу.

Поэтому вот два важных события, которые ожидают нас впереди (через пару дней), – Лазарева Суббота (воспоминание о воскрешении Лазаря Четверодневного) и Вход Господень в Иерусалим (или Вербное воскресенье). На Вербное воскресенье многие приходят в храм, чтобы освятить вербочки. Есть традиция хранить эти вербочки в течение года рядом с иконами в молитвенном углу в квартире. Это символ пасхальной победы. Мы приносим Христу вербы, подобно тому, как пальмовые ветви постилали Ему, когда Он входил в Иерусалим, сидя на ослике.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Я читал в книге протоиерея Андрея Ткачева, что апостол выполнил все нормы, даже сверх евангельских норм. Как это понять? То есть там говорится, что он не только молился, не только выполнял какие-то служебные молитвенные дела, а также работал. Как понять, что он выполнил все это выше Евангелия?»

– Господь говорит в Священном Писании: попросят тебя пройти с другим один километр, пройди с ним три. Как бы есть норма, которая дана в Священном Писании, но мы можем выполнить и сверх этого. Или говорится, например: попросит у тебя ближний рубаху,  отдай ему и штаны. Вот это и будет сверх евангельской нормы, если так можно выразиться. Это образы. Я немножко не понял вторую часть вопроса. Но в целом это некие образы. Есть заповедь о любви – и есть то, что можно назвать ее максимальным воплощением, что выйдет за рамки.

Господь говорит, что Он пришел в этот мир не нарушить закон, но исполнить его. И вот исполнение закона Ветхого Завета для нас явлено в полноте Божественной любви. Для нас любовь очень часто ограничивается кругом наших близких людей, друзей, знакомых, семьи. В целом это правильно, нас за это никто не осудит и даже похвалят. Но больше этой нормы будет любовь к тем людям, которые находятся за рамками наших друзей и с которыми мы имеем индифферентные отношения. А еще большим выражением любви будет проявление любви к тем людям, которые нас не любят, презирают и делают нам пакости. С одной стороны, и первый, и второй, и третий случаи – это евангельская норма (хотя мне это словосочетание не нравится). Но в каждом случае мы видим все большее и большее ее выполнение. Думаю, можно что-то еще сверх этого добавить. Наверное, как-то так. Такой у меня ответ.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Правильно ли посещать могилки на Пасху?»

– На Пасху надо быть в храме, приобщиться к пасхальной радости, повстречаться и пообщаться со своими родными и близкими людьми. У нас в русской традиции сложилась практика заупокойного служения, посещения кладбищ и мест упокоения на Радоницу. Это не богослужебное поминовение, богослужебный устав такого поминовения не знает, но это традиция, которая сложилась в церковной среде.

Пасхальный период, сама Пасха – это торжество жизни над смертью. Наше сердце, конечно, не может не откликаться, не чувствовать наших близких, родных людей, которые перешли в иной мир. Хочется поделиться этой пасхальной радостью и с ними, посетить место их упокоения. Конечно, это возможно сделать, и здесь никаких предписаний нет, что этого делать не надо. Но сам по себе пасхальный цикл и пасхальная радость предполагает иные переживания, и надо постараться ими зарядиться (если можно так выразиться). А уже в день Радоницы, который в нашей русской традиции становится традиционным, особенным днем помина, заупокойного богослужения, посетить кладбища.

Конечно, ничего предосудительного не будет, если мы в тот или иной день придем на могилу покойного близкого, помолимся, споем пасхальные песнопения, будем радоваться вместе с душой усопшего и надеяться, что Господь простит ему грехи и примет в обители небесные. Мы в наших программах очень много говорим, что традиционное и нормальное поминовение усопших – это молитва. Поминовение не связано с какими-то иными погаными вещами, которые проросли, к сожалению, из безбожного и атеистического сознания. Все мы знаем об этой беде, но сегодня об этом говорить не будем.

Поэтому, если уж сильно хочется посетить кладбище, – придите. Можно убраться на могилке. Но в целом надо ориентироваться на праздник Радоницы – это самое верное время, когда после богослужения можно спокойно сходить на могилки усопших.

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «В Священном Писании написано, что Царство Небесное не наследуют пьяницы, прелюбодеи и так далее, в том числе упоминаются хищники. Кто эти люди – хищники?»

– Мне кажется, это собирательный образ. Собирательный в том смысле, что, наверное, речь идет не только о тех, кто присваивает себе чужое имущество, – они обычно называются разбойниками и ворами. Как действуют хищники? Хотя они и созданы Богом, чтобы поддерживать некий природный баланс внутри природы, но вместе с тем, когда все выходит из-под контроля, хищники – это всегда те, кто характеризуется со знаком «минус», кто побеждает слабых, уничтожает их, ест. Поэтому человек-хищник – это, наверное, человек, выражаясь современным языком, который идет по головам людей, невзирая ни на что, который не имеет в себе любви, а действует исключительно по зову своих страстей и эмоций.

В современном мире мы таких людей видим. Чаще всего это человек, который повержен абсолютно разными страстями, в том числе злобой, ненавистью и так далее. И, к сожалению, не всегда его глаза открываются на свое большое падение, на свое в каком-то смысле бесноватое состояние. Поэтому в Писании и говорится, что такие люди Царствие Небесное не наследуют. Но каждого, кто покается, Господь примет. Об этом и свидетельствует для нас праздник Светлого Христова Воскресения, Пасхи.

– Каждый, кто покается. То есть надо продолжать свою жизнь уже по-другому, изменив ее...

– Надо всем нам иметь понимание, что покаяние – это не просто рассказ Богу о своих «достижениях»: Господи, согрешил тем-то и тем-то...

– ...а дальше живу так, как хочу.

– Покаяние – это разворот на 180 градусов. Человек шел одним путем – путем греха («грех» – это непопадание в цель), и чтобы двигаться нужным путем, чтобы вернуться в Божье русло, требуется покаяние. Но если ты, как грязное животное, опять возвращаешься к этой грязи, сколько тебя ни отмывай, толку будет ноль. Поэтому всегда пастыри Церкви и Церковь назидает нас: исповедь как факт совершенного покаяния должна заключаться в том, что ты обещаешь Богу к этому греху более не возвращаться. Тогда это покаяние действительно действенное. Конечно, мы понимаем, что со многими грехами и страстями, которые в нас живут, мы сразу справиться не можем, поэтому они появляются вновь и вновь. Но надо над собой работать. Есть время жизни – надо работать. А дальше будем надеяться, что милующий Бог нас простит и примет.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Когда священники в храме кадят иконы, они идут по часовой стрелке, а крестный ход совершается против часовой стрелки. Почему?»

– Есть такая традиция и практика. Крестный ход вокруг храма действительно совершается против часовой стрелки. Хотя если заглянем в историю, то были разногласия о том, как креститься и как ходить крестным ходом. Но есть такая традиция и практика. Что касается каждения внутри храма, то действительно священник (или диакон), когда стоит на амвоне, кадит с левой стороны. Каждение внутри храмового пространства он совершает так же, идя слева направо. Это связано с традицией, существующей в современном богослужении.

Самое главное – понимать, что такое каждение, молитва и богослужение. Богослужение отчасти символично, оно складывалось в исторических рамках времени, согласно своим разночтениям и порядкам. Вместе с тем символу и образу, неким традициям мы придаем значение, но не абсолютизируем это – это не абсолют, это сложившаяся практика и традиция.

– Телезрителем задавался вопрос по поводу посещения кладбищ на Пасху. Очень часто бывает, что некоторые церковные праздники воспринимаются людьми совсем по-другому. Например, в праздник Крещения Господня человек считает главным окунуться в прорубь, но не прийти на богослужение, или набрать святой воды, но не зайти в храм. В череде Великого поста одним из таких праздников является Вербное воскресенье, когда людей в храмах может быть даже больше, чем на пасхальной службе. Мы сейчас опустим тему, почему так происходит, почему люди приходят за неким материальным символом, но предлагаю порассуждать на другую тему. Как сделать так, чтобы эти люди не просто пришли освятить вербы и унести их домой, а чтобы они и на Пасху пришли, и в течение Светлой седмицы приходили? Чтобы они заходили в церковь не раз в год освятить вербы, а стали воцерковленными и систематически посещали храм?

– Знаете, этот вопрос философский. Об этом, конечно, можно порассуждать; может быть, даже предложить какие-то практические вещи, но в целом так устроено наше религиозное сознание. Есть вещи и праздники, которые воспринимаются нами как хорошая, добрая традиция, не всегда мы в них вкладываем какое-то глубокое значение, просто так есть, это надо выполнить – и это хорошо. Кто-то из-за этого очень сильно переживает; и мы, священнослужители, тоже переживаем. Но, с другой стороны, мы в этом должны видеть и евангельский посыл; посыл того, как Господь каждого человека призывает в храм Божий, призывает к Себе в конечном счете.

Многие, например, в период святок перед праздником Крещения рассуждают: «Вот люди придут, водички святой наберут, а потом их не видно. Какие все плохие! Что делать? Может, воду им не давать? Надо пытаться как-то их воцерковить...» Я всегда предлагаю: давайте этой ночью будем сугубо молиться о каждом, кто приходит в этот день в храм.

В будние дни в храм столько людей не приходит, и Господь так устроил этот праздник, что сердце каждого человека откликается в этот день, он волей-неволей, с осознанием или нет, но идет в храм. Не надо устраивать каких-то препятствий этому. Нужно этим воспользоваться и до человека, пришедшего в этот день в храм Божий, донести что-то. В Вербное воскресенье всегда в храме есть священник. Освящаются вербы. Всегда говорится слово о празднике.

Возьмем, к примеру, Великую Субботу. Богослужение утром в Великую Субботу всегда продолжительное. Достаточно продолжительное чтение паремий (все они имели практическое значение когда-то, сейчас это в большей степени то, что мы можем послушать, это пророческие вещи о Христе). Вообще ветхозаветные тексты всегда важны для нас, необходимы. И не будем себя обманывать, но с ветхозаветными текстами многие из нас плохо знакомы. За богослужением ветхозаветные тексты практически не читаются, они исключены сейчас из порядка полной литургии. Иногда мы их можем услышать на всенощном бдении в великие праздники. Изучая историю литургики, мы можем вспомнить, что в целом в литургии ветхозаветные отрывки присутствовали.

Великим постом ветхозаветные тексты мы слышим постоянно (это чтение паремий в литургии Преждеосвященных Даров, на часах, на вечерне). Это важно. Книга Иова читается почти весь Великий пост. Этот текст по своему содержанию, красоте, мыслям можно сравнить со всем Писанием.

Но что я хочу сказать о Великой Субботе? Великая Пятница переходит в Великую Субботу. С одной стороны, уже как бы раскрывается Пасха, даже внешне облачения меняются на белые, уже идет подготовка. Но все-таки день Субботы сохраняется: мы исповедуем и говорим, что Христос нисходит во ад. На престоле совершается тайна. Мы находимся в предвестии Пасхи весь день. И вот в этот день тишины и покоя (как поется в песнопении за литургией: «да молчит всякая плоть человеча») что происходит в храмах? Священник в этот день освящает куличи, яйца и все, что приносится. Вроде бы правильная традиция: ночью люди уже будут разговляться, и уже все освящено. Да, с одной стороны, практической, это понятно. Но концептуально и содержательно немного непонятно, что все это происходит в Великую Субботу, когда «молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет».

И вот в этот совершенно миссионерский (катехизаторский, просветительский) момент священник при освящении всего, что приносится (а это происходит в течение всего дня, до самого позднего вечера, чуть ли не до ночной службы), должен донести этот смысл: сказать о Пасхе, о спасении, о Христе, о жизни и смерти. Даже два слова всегда доходят до сердца человека. Поэтому все вот так должно быть устроено.

И это очень хорошо, что в сердце русского человека всегда есть желание и стремление посетить храм Божий. И хорошо, что храмов становится больше. И не правы те люди, которые говорят, что храмы будут стоять пустые. Ничего подобного! Всех приглашаем, приходите в храм Божий в дни Страстной седмицы, в Вербное воскресенье, в праздник Пасхи – и вы увидите, сколько человек искренне приходит туда по зову своего сердца.

Что делать дальше? Будем сугубо молиться о том, чтобы Господь просветил каждого пришедшего (и даже, может быть, противника любого действа Божьего), вразумил его и Своей Божественной благодатью озарил его сердце. Я хотел бы всех призвать к такой сугубой молитве. Потому что наше христианское дело – молиться, а дальше Господь все будет устроять и совершать.

– Предлагаю порассуждать еще на такую тему. Настроение поста – это время определенной сосредоточенности, приобретения полезных навыков, отказа от вредных привычек, время усиленных молитв, участия в службах. Этому способствуют и особые богослужения Великого поста. Но как сделать так, чтобы время поста не переживалось как что-то тяжелое? Чтобы не было такого, что пост закончился, выдохнул и вроде жизнь началась. Как вынести из этого времени максимум полезного? И как сохранить потом пасхальную радость на год вперед? Все-таки Пасха – центральное событие...

– Вообще пасхальное чувство должно присутствовать в нас всегда. Даже сейчас, когда идут дни Великого поста и некоторые богослужения знаковые. Например, недавно было Благовещение – чтимый и любимый русским народом праздник. Кажется, что те события, которые ждут нас впереди, окрашены в темные краски, но на самом деле это не так – внутри пасхальное эмоциональное напряжение присутствует. Все-таки выстраивание своей жизни, взгляд на жизнь через призму Евангелия – это всегда пасхальный настрой. Этот пасхальный настрой сопряжен с молитвой, с благодарностью Богу и с исполнением наших христианских обязанностей, которые приносят нам огромную радость и, не побоюсь этого слова, удовольствие.

То, чему нас учит Святое Писание, к чему нас призывает Господь, к чему зовут нас святые апостолы и чем в целом живет Предание Церкви, – это доброе дело. Подготовительные недели к посту мы начинали с того, что общались с журналистами и говорили, что пост – это не то время, когда ты ничего не делаешь. Это, наоборот, призыв к совершению добрых дел; это стартовая площадка. Вот где открываются дела любви и одновременно многие искушения, испытания. И вот где ты можешь поработать над собой. А не так, что я не буду есть скоромного, а буду есть только картошку, например...

Тема Великого Понедельника – смоковница. Когда Иисус Христос проклинает смоковницу. Почему Господь ее проклинает? Он смотрит: листья есть, а плодов нет. При этом один из евангелистов говорит, что как бы еще и не пришло время плодов. А Господь, не найдя на ней плодов, проклинает ее. Это пророческое действие: всякое бесплодие рождает проклятие. Апостол Павел в своем послании дальше пишет: «Если ты любви не имеешь и дела любви не совершаешь, то ты медь звенящая». То есть ты никчемный человек; ты здесь не должен быть, если ничего не делаешь.

В этом смысле пост, сопряженный с молитвой, обязательно должен быть сопряжен и с добрыми делами, как и вся жизнь христианина. У нас в Екатеринбургской епархии, например, по благословению нашего владыки уже не первый год проходит акция, которая называется «Верим. Действуем!» Не верим и бездействуем, а верим и действуем. Например, в субботу 20 апреля в 13:30 у медгородка пройдет первый субботник. Сейчас тема субботников актуальна не только для Екатеринбурга, но и для всех городов и населенных пунктов. Давайте к Пасхе приберем свой город, место, где мы живем, территорию храма, приберем там, где после зимы остались, так сказать, последствия современной цивилизации. Это отличное, доброе дело. Приглашаю подключиться всех, кто нас смотрит и знает.

И не надо на этом останавливаться: мол, сегодня сделали доброе дело, а завтра Светлая седмица. Нет, надо это продолжать. И мы очень рады, что к этому подключается молодежь вузов, студенты, православная молодежь, казаки, приходы храмов. В прошлом году мы много трудились на старинном ивановском кладбище, где многие могилки действительно находятся в запущенном состоянии. Сейчас все это прибирается. Красота! Замечательно! Люди сплачиваются в один коллектив. Чем не пасхальная радость? Как сохранить пасхальную радость и дальше? – Жить пасхальной вестью, жить Евангелием. И в таком ритме, в таком ключе она никогда не пройдет.

Вот сейчас мы молимся молитвой Ефрема Сирина, чтобы Господь от нас убрал духа праздности. Как его убрать, когда ты лежишь на диване и смотришь телевизор? Так дух праздности никуда не денется. Он может уйти тогда, когда ты активизируешь все свои силы, мобилизуешься духовно и покажешь, что ты христианин по-настоящему.

Поэтому всех жителей города Екатеринбурга, близлежащих окрестностей, районов приглашаем в субботу 20 апреля в 13:30 к медгородку. Приходите, возьмите с собой все, что надо, и вместе потрудимся. А дальше вступим в дни Страстной седмицы и будем продолжать трудиться вместе. Вот вам уже начало Пасхи. Это уже давно началось, продолжается и развивается. Как тот огонь, что в Великую Субботу получают верующие христиане всего мира, – символ Евангельской Благой Вести, которая охватила весь свет, согрела его и направила в нужное, светлое и правильное русло.

Приходите. Всех приглашаем.

– Не случайно во многих городах и странах в день Пасхи совершаются общегородские крестные ходы – чтобы показать некую общность и чтобы празднование Пасхи было не просто в храмах... Хотя, конечно, все вокруг слышат звон колоколов, которые звучат в течение всей Светлой седмицы на всех колокольнях храмов. Тем не менее общегородские крестные ходы здорово поднимают пасхальное настроение и показывают, что верующих людей, в общем-то, много, а не один человек, не одна бабушка в храме...

– Вы сказали правильную мысль. Каждый священник вместе со своим приходом, архиереи в кафедральных соборах – все будут праздновать Пасху. Все соберутся на молитву, на богослужение, храмы будут переполнены. И какая замечательная традиция вечером всем вместе собираться на пасхальной торжественной праздничной вечерне, которую совершает правящий архиерей, епископ или митрополит с сонмом духовенства всей епархии. Верующие стекаются со всех приходов и храмов. Это действительно Торжество, это действительно Пасха, когда все собираются вместе, все христосуются. Ночь, многие устанут. Но как-то не чувствуется этой усталости, все приходят бодрые духом, с отличным настроением, вместе с детьми. И дальше совершается пасхальный крестный ход.

У нас в Екатеринбурге традиционно крестный ход проходит от Свято-Троицкого кафедрального собора по улицам города Екатеринбурга с остановками у некоторых храмов и часовен. Начинается он всегда в 16 часов. В этом году пасхальный крестный ход приобретет еще и свою уникальность. Ведь все мы, горожане Екатеринбурга, верующие люди, чье сердце в этот день откликнется на пасхальное приветствие. Вместе с нашим архипастырем, нашим владыкой митрополитом Кириллом и сонмом духовенства Екатеринбургской митрополии мы отправимся крестным ходом до храма святой великомученицы Екатерины, который будет воздвигнут в ближайшее время. Город скоро обретет свое сердце, это сердце уже начинает биться, к нему стекаются люди.

Был торжественный молебен Торжества православия – замечательное событие, которое нас внутренне настроило на дни поста. И следующим событием, откликом, следующим нашим общим молебном, общим молитвословием, когда мы едиными устами будем прославлять Христа Воскресшего, будет, конечно, пасхальный крестный ход. Всех жителей города Екатеринбурга (и не только жителей города) приглашаем приехать в этот день, в этот вечер вместе помолиться, и это тоже задаст свой тон, свое настроение. Потому что очень хорошо, когда мы вместе, мы чувствуем единство, мы чувствуем опору, духовный внутренний стержень, который (я в это верю) раскрывается для нас в этом замечательном прекрасном празднике, наполняющем наше сердце торжеством и великолепием.

Всех приглашаем к 16 часам в Свято-Троицкий кафедральный собор. Оттуда крестный ход пройдет до храма святой Екатерины, до сердца нашего города. С этого святого места, с этого храма нашей небесной покровительнице город Екатеринбург начинался, и я думаю, что здесь будет воссоединение, в духовном смысле настоящее торжество для всего нашего города. Это действительно большая радость. И к этой радости мы приглашаем приобщиться каждого жителя города. Я думаю, что никто не уйдет в этот вечер неутешенным, все обретут и почувствуют радость о Христе Воскресшем. Всех приглашаем к Свято-Троицкому собору, вместе двинемся по улицам города Екатеринбурга к будущему храму святой Екатерины.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы