Беседы с батюшкой. День православной молодежи

15 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Покровском и Патриаршего подворья храма благоверного князя Александра Невского в бывшей Покровской богадельне г. Москвы протоиерей Кирилл Сладков.

– Отец Кирилл, хочу Вас спросить, как сегодня проходило празднование дня православной молодежи?

– Сегодня я приехал в студию фактически сразу после праздничного богослужения и не менее праздничной встречи с православной молодежью. Основная служба прошла в храме Христа Спасителя, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Мы же с православной молодежью, при участии сводного молодежного хора и ответственных за молодежное служение в викариатствах и на приходах города Москвы, совершали богослужение в Елоховском кафедральном Богоявленском соборе. Возглавлял богослужение епископ Павлово-Посадский в сослужении духовенства и православной молодежи, а по окончании владыка Фома любезно нас угостил чаем, пирогами. Мы пообщались и выслушали напутственное благословение владыки, при этом каждый поделился какими-то своими навыками, умениями, была скрипка, гитара, пение а капелла. Все было очень душевно, сердечно. Я очень рад тому, что мы сегодня наш профессиональный праздник встретили и в молитве, и в добром христианском общении.

– Вы описали весь сегодняшний день. Что запомнилось больше всего?

– Конечно, не может не запомниться богослужение, особенно когда поет наш сводный молодежный хор. У нас сегодня было около шестидесяти человек – молодые ребята, приехали со всей Москвы в рабочий день специально, чтобы вместе встретить этот праздник, который вызывает особые чувства. У меня особая благодарность за их служение, потому что это служение совершенно безвозмездное, по зову души. Они собираются, готовятся, учат ноты, собираются на спевки. Когда приходит день праздника, слышишь молодые, звонкие, светлые, чистые голоса, поющие в храме, разносящиеся под сводами древнего святого Богоявленского собора. Это, конечно, особенные чувства.

– Как работать с молодежью? Почему приходит столько людей?

–  Мы служим молодежи, молодежь служит Церкви и Богу, и в таком единении, наверное, что-то получается. При этом меня иногда спрашивают: насколько профессиональный наш хор? Наш хор очень профессиональный, но мы не ставим перед собой задачу привлекать только специалистов или людей, имеющих музыкальное образование. Мы рады каждому, кто имеет горячее желание петь или научиться петь. Для этого у нас есть разные хоры: хоры добровольцев, когда только начинающие молодые люди  учатся петь. С регентом Александром Демидовым мы, например, сейчас планируем открытие школы молодежного пения, где будем ребят учить пению, музыкальной грамоте. Неформальная, дружественная обстановка, позволяющая поучаствовать в богослужении, понять его, познакомиться, подружиться, объединяет и сплачивает ребят.

– По Вашему мнению, что притягивает молодежь в Церковь?

– Молодежь в Церковь, на мой взгляд, в первую очередь притягивает искренность. Ведь Господь есть Истина. Истина – это когда отсутствует даже самая минимальная составляющая лжи или неискренности. Поэтому надо стараться быть искренним, открытым по отношению к молодежи. Я стараюсь услышать ребят, что они хотят сказать, что их беспокоит, прошу их об этом говорить. Надеюсь, что через это они смогут найти в Церкви для себя не только назидание или наставление, но и настоящих друзей и тех людей, которые готовы и хотят их услышать.

– Как Вы думаете, отличается ли чем-нибудь подход в плане воцерковления молодежи от воцерковления других любых людей?

– Что такое воцерковление? Это возможность и способность души принять Бога в свою жизнь, руководствоваться заповедями, которые нам оставил Господь, и постараться всецело соединиться с Его Телом и Кровью, с Его учением, которое Он преподал. В этом контексте воцерковление одинаково для молодежи, детей и людей старшего возраста. Но при этом у каждого из этих возрастов есть свои психологические особенности, которые необходимо учитывать. Учитывая их, я думаю, мы выстраиваем соответствующим образом эту работу. Важно уметь дать ответы на те вопросы, которые у ребят возникают: о молитве, смысле жизни, призвании, о счастье, семье. Вместе с ними постараться поискать ответы на интересующие их вопросы.

– Часто молодежь воспринимает окружающий ее мир критически. В том числе критически молодежь воспринимает и Церковь. Как получилось, что появилась православная молодежь, которая Церковь критически не воспринимает?

– Быть критически настроенным – это очень понятно, естественно и может быть даже правильным. Это свойственно возрасту человека – задавать вопросы и искать на них ответы, сомневаться, думать. Но когда эти ответы приходят, появляется и та тропинка, которая приводит их к храму. К каждому здравомыслящему, думающему человеку приходят такие вопросы: зачем я живу, чего хочу достичь, каким я себя вижу через десять, двадцать, тридцать лет, как обрести счастье в семье и как самому стать хорошим родителем (мамой или папой). И многие другие вопросы, на которые мы стараемся вместе находить ответы. Сами мы при этом вместе с молодежью для себя находим какие-то ответы. Все это создает то братство, общность молодых людей, которые не только задают вопросы, но, находя ответы на них, готовы идти дальше вместе с нами.

– Вопрос телезрителя: «Чем отличается православная молодежь от просто молодежи? Насколько я знаю, молодежь – это люди, стремящиеся к чему-то новому, не очень закоснелому, желающие найти какое-то совершенство. Как это сочетается с канонами Православной Церкви, которые не меняются тысячелетиями? Все одинаково, повторяется, службы все на одном уровне. А молодежи нужно что-то новое. Как это все сочетается? Или разница только в том, что эти воцерковленные, а те нет?»

– Разница между православной молодежью и просто молодежью, как Вы отметили, в воцерковлении. Есть ребята, которые нашли себя в Церкви, есть ребята, которые находятся еще в пути… А что такое хорошо и что такое плохо – это надвременные понятия, не имеющие ограничения в каком-то контексте сиюминутного исторического бытия. Это нравственные составляющие, которые появились вместе с человеком на земле и вместе с ним идут по жизни тысячелетиями.  Поэтому с православной молодежью на сегодняшний день мы также обсуждаем, что такое хорошо и что такое плохо. Понятия нравственности, сердечной, плотской чистоты – это вопросы, которые будут актуальны всегда, они находятся за границами каких-то временных отрезков.

– Действительно.

Если молодежь ищет новое, стремится открыть что-то новое, как она воспринимает церковную традицию?

– Церковную традицию все ребята воспринимают по-разному. Кого-то она больше привлекает. Например, то же облачение священника, которое уже на протяжении не одного столетия перестало быть каким-то обычным. Хотя, например, в XVII веке тот же подрясник, что носил священник, был вполне приемлемым, в какой-то степени даже светским платьем, которое носило духовное сословие. Сейчас это уже атрибут и принадлежность церковнослужителей, священнослужителей. Кого-то это привлекает. Очень часто ребята спрашивают: «Батюшка, а что это на Вас надето? А почему это так?» И через такие вопросы, через интересующие их в какой-то степени даже устаревшие формы они приходят к тому вечному, что не теряет своей актуальности в истории.

Есть ребята, которые задают и другие вопросы. Например, ребята, чуть дольше находящиеся в Церкви, буквально сегодня мне задали вопрос: «В храме произносят молитву об оглашенных (напомню, что оглашенные – это люди, которые готовятся к таинству Крещения). Для чего же мы произносим эту молитву, если фактически сейчас  очень быстро совершаем крещение над людьми?» Я кратко отвечу на этот вопрос. Действительно, приходит еще много людей креститься, и они готовятся чуть меньше, чем раньше: это не два-три года, а три беседы как минимум, которые мы посвящаем людям. И об этих оглашенных мы молимся сегодня.

Но сам факт того, что ребята задают этот вопрос, показывает их интерес, желание понять что-то, окунуться в ту глубину (в том числе культурологического христианства), которую за столетия Церковь накопила, несет и передает как традицию, как определенный духовный опыт.

– А если перейти к истокам христианской традиции, то есть к Евангелию, как молодежь воспринимает Евангелие?

– Например, сегодня у меня последний день, когда я в своем Instagram ежедневно задавал ребятам вопросы из Ветхого и Нового Заветов. Сам я когда-то пятнадцать лет преподавал в семинарии, и мне было интересно, насколько глубоки познания молодых ребят в Священном Писании. Больше двухсот человек обычно ежедневно у меня участвовало в этой викторине, и я могу оценить ее очень положительно.

Конечно, было много и неправильных ответов, но важен сам факт интереса к изучению этого вопроса. Многие, увидев вопрос и не зная на него ответа, с удовольствием самостоятельно его изучают. И во время пандемии это оказалось очень востребовано. Но при этом нужно сказать, что почти в каждом храме города Москвы есть библейские кружки, куда приходят и молодежь, и взрослые для того, чтобы больше познать Священное Писание. И, судя по тенденции увеличения этих библейских богословских кружков, запросов в Интернете об изучении Библии, различные проекты образовательного характера по Священному Писанию, которые мы сейчас предлагаем, вызывают большой интерес и большой резонанс в среде как молодых людей, так и старших. То есть я вижу, что интерес не только не падает, но и во многом возрастает.

– А что вызывает этот интерес и резонанс?

– Вы же знаете, что Священное Писание – это не просто литературное произведение. Это книга, которую верующие люди называют богодухновенной, то есть вдохновленной Богом, книгой Истины, живой книгой, вечной книгой. Поэтому ее изучение позволяет найти ответы на все вопросы, с которыми сталкивается человек в своей жизни. И как только сам человек начинает задавать себе вопросы о своей собственной жизни, неизбежно тема Библии возникает в его голове и сознании. И слава Богу, что в нынешней ситуации есть все возможности для того, чтобы ее изучать как самостоятельно, так и под руководством опытных библеистов или священников.

– Обычно, когда начинаешь читать Евангелие и примерять его к своей жизни, сталкиваешься с аскетической традицией Церкви. Не вызывает ли она отторжения у молодежи? Потому что там зачастую есть очень строгие вещи, которые могут, честно говоря, и соблазнить.

– Попытка всех мерить под одно всегда ущербна. В равной степени это относится и к вопросу о том, что вся молодежь ищет чего-то одного – нового, старого или еще какого-то. Все ребята разные, и это очень здорово, когда кто-то подходит к тебе и интересуется трудами исихастов: Нила Мироточивого и других отцов. У меня даже целая лекция была для молодежи о молитве и о том, как исихазм в целом влияет и на физическое, и на духовное здоровье.

Кого-то интересует больше тема русского языка и понимания богослужения в славянском контексте, кто-то больше через социальное служение находит свой путь к Богу. Но все равно все это в конечном счете приводит к Священному Писанию. А тот уровень аскетики, который есть в Церкви, достаточно гибкий. И для тех, кто хочет в большей степени в него погрузиться, Церковь предлагает свои варианты, но никого не принуждает к этому. Потому что вера в Христа – это прежде всего вера радости и любви.

Даже недавно во время богослужения мы читали Евангелие, в котором апостолы обратились к Иисусу Христу со словами: «Научи нас, Господи, молиться». Мы помним, что Христос дал нам молитву Господню, и при этом сказал: «Не будьте многословны, как язычники», тем самым показав, что часто многословие или излишняя ревность без осознания слов, без внутреннего их содержания бессмысленны. Ведь язычники очень часто, произнося формулы в бесконечном множестве, совершенно не понимали, что, зачем и как они делают. Поэтому крайне важна не столько сама аскетика как форма, а аскетика как содержание. И если это будет только молитва «Отче наш», но прожитая сердцем, это тоже будет очень хорошим и, возможно, даже глубоким аскетическим деланием для молодого человека.

– Вопрос телезрительницы: «Когда царь Давид послал своих подданных сделать перепись по всей Иудее, его за это Бог наказал. Почему?»

– Я пытаюсь вспомнить, когда царь Давид послал их делать перепись и в каком контексте. Я думаю, необходимо нам вместе перечитать это место из Священного Писания, чтобы понять контекст.

Если же мы говорим о временах Нового Завета и о том, когда Квириний издал указ о переписи в Палестине и потомки царя Давида, Иосиф и Мария, исполняя этот закон, пошли в свой родной город Вифлеем, то, как мы видим, они показали нам пример послушания тем законам, которые необходимы. И в самой переписи населения нет никакого греха, как нет греха в каких-то аналитических и статистических данных. Если Вас может как-то смущать именно вопрос переписи или того, что могут собрать о Вас определенные данные, то надо понять, что это в какой-то степени важно и для самого государства, чтобы регламентировать и выстраивать внутреннюю политику, помогая в том числе и нашему населению.

– Вы упомянули о переписи населения, бывшей при Квиринии, когда Дева Мария и Иосиф приняли в ней участие. Я предлагаю продолжить эту новозаветную сюжетную линию и перейти к празднику Сретения Господня. Почему именно Сретение совпадает с днем православной молодежи?

– День православной молодежи носит всемирный характер. Больше тридцати лет назад было принято решение (в самом начале 90-х годов), что этот день будет праздноваться в день Сретения. И поэтому во всех уголках нашего мира православная молодежь сегодня празднует свой праздник. Но богословское обоснование этого напоминает нам о встрече праведного Симеона, как представителя Ветхого Завета, с Господом Иисусом Христом – Новым Заветом. Это как некий призыв для молодежи, ищущей Бога, уйти от ветхого и, приняв Христа, фактически заново родиться и принять новую, счастливую, жизнь.

– Когда мы говорим о Сретении, мы еще говорим о празднике этой чудесной встречи. Как эта встреча воплощается в жизни?

– Каждый человек, даже воспитанный с детства в христианстве, рано или поздно переживает событие личной встречи с Богом. Когда мы совсем маленькие, мы всецело доверяем родителям, священникам, учителям. Но в какой-то момент, задавая те самые критические вопросы, о которых мы сегодня говорили, мы как раз приходим к выстраиванию новых осознанных реальных личных взаимоотношений с Богом. И эта встреча (в подростковом возрасте или чуть старшем) обязательно должна произойти как минимум для того, чтобы вера для нас не превратилась в некие магические ритуалы, в какую-то культурологическую форму, надо, чтобы Христос стал частью жизни каждого человека. Именно для этого должна произойти личная встреча – совпадение твоего внутреннего состояния с теми заповедями, которые оставил Христос. И в этом контексте чаще всего это происходит в молодом возрасте. Поэтому именно тема встречи как чуда освящения твоей души Богом, безусловно, очень важна для каждого ищущего молодого человека.

– Молодежь, которая приходит к Вам в храм, которую Вы знаете, с которой работаете, – ищущая или уже встретившая Бога?

– У всех это происходит по-разному и в разное время. Как я уже сказал, зависит от того, какая это молодежь. Если это молодой человек, с детства воспитанный в православной вере, эта личная встреча может происходить позже, как ни странно. Потому что иногда мы живем так, как привыкли, в той парадигме жизненных обстоятельств, которые уже в течение многих лет сложились вокруг нас.

Например, мы видим совсем другую картину, когда в тот же наш православный хор приходят ребята фактически с улицы. Они еще ничего не знают о Христе, но, может быть, интуитивно почувствовав, что это то самое место, куда им нужно прийти, они приходят в наш хор и пытаются понять, Кто такой Бог и каково Его место в их жизни. У таких молодых людей встреча с Богом происходит гораздо ярче и быстрее.

− Происходила ли на Ваших глазах такая встреча? Видели ли Вы изменения в человеке, по которым Вы поняли, что у него эта встреча произошла?

− Православная молодежь очень разная, и вообще каждый человек уникален и индивидуален. Лично на моей памяти таких примеров сотни, и я могу рассказывать о них не одну передачу. У меня было много друзей, с которыми мы в детстве начинали ходить в храм. Например, один парень в кризисный подростковый период перестал ходить в храм. Но спустя два или три года я вновь его увидел в храме и с большой радостью могу сказать, что сейчас этот человек священник на протяжении уже многих лет, принявший священный сан и окончивший семинарию. Это был его путь, начавшийся с детства. Потом был кризис и поиск, а затем возвращение к Богу, в лоно Церкви. И сейчас это человек, преданный всецело служению Богу. И это очень радостное и вдохновляющее событие.

− Мне кажется, у многих есть такая проблема, когда сын или дочь перестают ходить в храм в подростковом возрасте. Вы считаете это проблемой?

− Я считаю это проблемой. Но в первую очередь это проблема взрослых, потому что часто мы не замечаем тот период, когда наш любимый маленький и послушный сын или дочка вдруг превращается в человека со своим «я», со своими желаниями и своими «не хочу», «не буду», «не пойду», «хочу отдохнуть». И если мы в этот момент начинаем настойчиво его уговаривать принять нашу волю (и у нас до поры до времени может это получаться), то часто до добра это не доводит. Когда ребенок вырастает и становится более-менее самостоятельным, он может дойти вплоть до сильного отрицания Церкви. Как мне известен случай о возвращении человека в храм (о котором я вам рассказал), так мне, к сожалению, известны случаи прямо противоположные: когда излишне настойчивые родители привили детям стойкое недоверие к Церкви и нежелание идти к Богу. Таким детям достаточно сложно найти путь обратно, и требуется очень много такта и христианской любви для того, чтобы осторожно, аккуратно вновь показать им, что такое Церковь, в которой превалируют понятия радости, любви, сострадания, терпения и помощи.

− Но ведь по другую сторону осталась боль родителей, переживание за ребенка, который перестал ходить в храм. И это длится не день, не месяц, а несколько лет. Как родителям пережить это?

− Я как священник часто исповедую детей. И сами дети, и их родители привыкли, что ребенок, приходя на исповедь, по привычке говорит: «Я не слушался родителей, плохо учился, поссорился с сестрой или братом». Для ребенка семилетнего возраста, который учится отделять плохое от хорошего, это хорошая исповедь. Но такая исповедь в десять лет, двенадцать, тем более тринадцать и старше показывает, что ребенок не погружается в глубину проблемы, не задает себе вопросы, а если и задает, то не получает на них ответы. Я иногда ставлю детей, подростков в тупик, когда они говорят, например: «Я поссорился с сестрой». А я говорю: «Почему ты считаешь, что поссориться с сестрой – это грех?» И часто видишь некое недоумение: «Как, батюшка, почему это грех? Я привык уже много лет об этом говорить на исповеди». Или: «Я не слушался своих родителей». Я говорю: «А почему ты должен их слушаться?» И опять то же недоумение. Я спрашиваю ребенка: «А вдруг тебе мама скажет не ходить в храм, а ты хочешь пойти, ты ее послушаешь или нет?» Задаю такие вопросы, чтобы ребенок начал анализировать свою исповедь.

Один из самых сложных вопросов для ребенка – это когда мы ему говорим: «Перед экзаменом тебе нужно обязательно сходить в храм помолиться, поставить свечку, чтобы хорошо сдать экзамен». Ребенок идет на экзамен и получает двойку. «И что же – свечка не работает?  Меня Бог не слышит?» – задает он себе вопрос. В следующий раз он вновь приходит в храм, ставит свечку, молится − и вновь двойка или тройка. И он опять спрашивает: «Почему так? Ведь я прочитал где-то о том, что по горячей молитве может достаться один-единственный билет, который ты выучил». В этот момент ребенку важно объяснить, что Бог, может быть, хочет, чтобы ты учился хорошо и прилежно; чтобы ты понял, что для тебя важно; может быть, тебе стоит научиться быть более дисциплинированным, задать себе другие вопросы: чего ты хочешь, к чему ты стремишься, как ты живешь? И в такой беседе и родители, и мы, священники, должны помочь подростку не потерять дорогу к храму и той искренности, истины, которые он почувствовал в детском возрасте, ходя в воскресную школу.

− Если ребенок закрывается, все глубже и сильнее уходит в себя, можно ли ему как-то помочь?

− Безусловно. Не просто можно, но и нужно. Если ребенок от нас закрывается, значит, мы что-то делаем не так, и надо понять что. Надо постараться сделать так, чтобы ребенок имел возможность с нами делиться, не боялся несправедливого наказания. Мы, взрослые, часто думаем, что мы более опытные или знаем больше ребенка, и, не объясняя ему ситуацию, просто стараемся его волю прогнуть под наше мировосприятие. Это вызывает у ребенка в первую очередь негатив и недоверие, в результате которого он закрывается. Если он от нас закрылся, то это повод нам, взрослым, задуматься, почему это происходит и что мы неправильно делаем.

− Вопрос телезрителя: «Какова божественная суть праздника Сретение Господне?»

− Святая Церковь в своем литургическом богословии выделяет двенадцать особенных великих праздников (двунадесятые), которые так или иначе связаны с жизнью Господа Иисуса Христа. И праздник Сретение – один из тех праздников, которые Церковь с древних времен чтит как имеющие прямое и непосредственное отношение к жизни Христа. Причем этот праздник очень интересен тем, что он уникален в своем роде: мы в равной степени прославляем и Господа Иисуса Христа, и Его Пречистую Матерь. Богородица, как поется в величании к празднику, исполняя необходимый закон, принесла Богомладенца Христа в храм для того, чтобы посвятить Его Богу и принести ту жертву, которая по закону Моисееву была приносима за каждого первенца.

Это событие из жизни Иисуса Христа так или иначе имеет отношение к каждому из нас. Мы чуть ранее говорили и о встрече Ветхого и Нового Заветов, и о важности встречи каждого человека с Богом − в этом и заключается богословская основа, сущность сегодняшнего праздника. Каждому из нас крайне важно встретиться с Богом и, может быть, как святой старый Симеон, произнести молитву: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Но если Симеон завершал свой земной путь, то мы должны попрощаться со всеми теми страстями, духовными плевелами, что существуют в нашей жизни; оставить их в прошлом, родиться заново, приняв Христа; встретиться с Ним и жить новой жизнью христианина. Поэтому, если хотите, сегодняшний день – это очередная возможность, которую нам дает Церковь, начать новую жизнь со Христом, встретившись с Ним и отказавшись от своих дурных привычек и страстей. По крайней мере, нужно постараться сделать это для вечной жизни, для нашего Бога и Спасителя.

− А еще во время Сретения Симеон Богоприимец, помимо встречи с Иисусом Христом, сказал Богородице пророчество о будущих страданиях Спасителя и страданиях, которые Она Сама испытает. Всегда ли этой встрече сопутствуют страдания?

− Да, святой Симеон сказал, что оружие пройдет душу Божьей Матери, но эта встреча для обычного человека не всегда сопровождается страданиями. Ведь Господь Иисус Христос был не просто младенец, а Богомладенец, Богочеловек, миссией Которого было спасение всего человечества. А для этого спасения необходимо было искупление Его кровью, Его смертью и преодоление смерти через славное и святое Воскресение Христово. Но у каждого из нас есть возможность встречи со Христом и при других обстоятельствах, наполненных любовью, взаимопониманием, терпением. По крайней мере, в наших молодежных организациях мы стараемся каждого вновь пришедшего человека окружать христианской любовью и заботой для того, чтобы он из внешней суеты, проблем и переживаний попал в атмосферу семейственности, тепла и дружбы. И мы стараемся, чтобы человек почувствовал, что он не один, что рядом с ним есть братья и сестры. Мы называем друг друга братьями и сестрами, используя эти слова не как некий архаизм, принятый Церковью много лет назад, но с тем же чувством, с которым мы относились бы к своим родным братьям и сестрам.

− Как помочь с созданием этой атмосферы? Что зависит от самих людей?

− От людей зависит очень многое, если не все. Если ты сам еще находишься в поиске, смятении, сомнениях, в каких-то внутренних переживаниях, то новые люди могут привести тебя к нетерпению, раздражению, иногда даже к озлобленности в определенные моменты, и некоторые могут сказать: «Я пришел в храм, а мне кто-то высказал что-то негативное, неприятное». Иногда батюшки бывают резки, потому что они тоже люди: они устают, им тяжело… Но в целом мы понимаем, что очень важно всецело доверять Богу. А если ты доверяешь Богу, то это значит, что принимаешь и дурное, и хорошее как определенную волю Бога, как то, через что тебе надо пройти. И постепенно ты видишь, как уныние, печаль, переживания становятся не такими острыми и не так сильно захватывают сознание и душу. И вот ты уже видишь, что Бог находится рядом с тобой и ведет тебя за руку. Как же тогда ты не поможешь ближнему твоему, когда ему нужна помощь? Поэтому получается такая цепочка: ты обретаешь Бога – обретаешь внутренне спокойствие, равновесие, гармонию, счастье, и этим ты обязан поделиться с тем, кто этот путь только ищет. По крайней мере, мы стараемся так делиться. Конечно же, получается всегда по-разному, но к этому призван каждый.

− Что бы Вы посоветовали делать старшему поколению, чтобы не отталкивать молодежь? Как правильно относится к молодежи в храме?

− Что бы я ни посоветовал, это будет все равно несколько неправильно с моей стороны, потому что старшее поколение мы безмерно уважаем. А вот в контексте Вашего вопроса я бы хотел посоветовать молодым ребятам: мы все должны к нашим бабушкам и дедушкам-прихожанам относиться с большой любовью, уважением и пониманием. И даже если вам сделали какое-либо замечание, то это замечание, я уверен, чаще всего вызвано желанием помочь. Форма помощи может быть не всегда такой, как мы ожидаем, но чаще всего нашим старшим поколением движет желание помочь, подсказать что-то, научить, поделиться своим опытом. И мы должны с благодарностью за их опыт сглаживать острые углы, покрывая все любовью и терпением.

− О чем лично Вы задумываетесь в праздник Сретения Господня?

− Я вспоминаю свое детство, свой путь к Богу, встречу с Ним; как я, будучи ребенком, ждал этот праздник, потому что Рождество, Крещение, где все было очень насыщенно, торжественно, ярко, уже прошли, и ты думал о том, что скоро праздник Сретения. Этот праздник всегда у меня ассоциировался с чем-то семейным, теплым, добрым, радостным, тем, что не имело внешней большой праздничной канвы, но при этом всегда от него исходило особое внутреннее теплое ощущение.

− Отец Кирилл, спасибо большое. Прошу в конце программы по традиции подвести итог и что-то пожелать нашим телезрителям в праздник Сретения.

− Дорогие друзья, от всей души еще раз поздравляю вас с праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа и с днем православной молодежи! Желаю вам быть искренними, настоящими, задавать вопросы и искать на них ответы. Если мы (православные христиане − священники, миряне) сможем каким-то образом вам помочь, поддержать, то мы всегда этому рады, мы всегда ждем вас в храмах, всегда готовы прийти к вам в школы, вузы, в другие места, где нас будут ждать, где нам будут рады. Божьего вам благословения. Пусть благодать Божия пребывает со всеми вами.

− Отец Кирилл, спасибо Вам большое. Я также хочу поздравить Вас с праздником Сретения и днем православной молодежи, поскольку Вы являетесь руководителем молодежного отдела Московской городской епархии, и пожелать помощи Божьей в Ваших трудах, чтобы православная молодежь не оскудевала, а, наоборот, возрастала.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Наталья Богданова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Августовской иконы Божией Матери Выборгской епархии Ленинградской области священник Василий Тищенко. Тема беседы: «Какие молитвы угодны Богу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать