Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

9 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Сегодня наша передача посвящена ответам на вопросы телезрителей. Первый вопрос: «Объясните, в чем разница между чтением молитв на русском и церковнославянском языке?»

– Надо читать молитвы на том языке, на котором понимаешь эти молитвы. Потому что молитвы – это особое правило для твоей души, твоего духа и твоего тела. Для тела потому, что ты таким образом упражняешь свое тело, головной мозг, волю. Для души это необходимо, чтобы отвлечься от всего наносного, ненужного, что мешает думать о Боге. А для духа это необходимо потому, что человек должен иметь общение с Богом, пребывать в молитвенном информационном состоянии с Богом. Бог есть Дух, и мы все время должны думать о Нем, все время должны обращаться к Нему, все время должны думать о своих близких и просить у Бога милости и благословения.

Если молиться на непонятном языке, то, как говорил апостол Павел, пользы будет мало. Поэтому люди, которые молятся на церковнославянском языке и делают это осознанно, чтобы понимать богослужебный язык Русской Православной Церкви, – делают правильно. Пополняя свой словарный запас, изучая церковнославянский язык, они делают большое дело.

Церковнославянский язык очень важен для православного богослужения, для молитв, потому что имеет особое духовное значение и передает особый духовный смысл многих слов, фраз и выражений. Когда человек использует церковнославянский язык для того, чтобы помолиться Богу, и понимает его, он делает большое дело для своего сердца, своей души и исполняет церковное правило и молитвенное послушание.

– Если читаешь молитвы на русском языке, привык к ним, имеет ли смысл постепенно переходить на церковнославянский?

– Только так и нужно делать. При многих храмах существуют воскресные школы, даже кружки по изучению церковнославянского языка; люди выписывают непонятные слова, изучают этот великолепный красивый язык богослужения, и начинается понимание молитв, Псалтири и Евангелия. Сам богослужебный язык должен быть понятен всем, кто приходит в храм и молится. Но если человек не понимает каких-то слов, фраз, выражений, то не нужно обижаться на Церковь, а потихонечку изучать язык и становиться в этом вопросе более совершенным.

– Я слышал о том, что когда человек изучает любой древний язык, он духовно укрепляется и ограждает себя от любых психологических негативных воздействий, которых в современном обществе так много.

– Это правда. Дело в том, что церковнославянский язык для нас является более родным, более древним, более приемлемым языком, нежели русский язык, в котором многие фразы и слова, бывает, имеют более поверхностное значение, они более новые, появились недавно. Используемый в богослужении церковнославянский язык передает правильный образ мысли. А мысль в дальнейшем рождает действие, побуждает человека к молитве, совершенствует в нем волю. Поэтому здесь церковнославянский язык является большой силой.

– Следующий вопрос: «Как быть, если нашел крестик на улице? Нужно ли его подбирать? Есть поверье, что таким образом берешь на себя чужой крест».

– Это действительно поверье. Когда человек видит, что лежит крестик, конечно, он должен его поднять. Как с ним поступить? Если это деревянный крестик, то можно его сжечь, а пепел выкинуть в речку или закопать в непопираемом месте. Если это металлический крестик, то можно принести его в храм и положить на канун, а церковнослужители уже определят, как использовать этот крестик. Если он драгоценный, тоже принести в храм – его можно помыть, освятить и повесить на иконку; это будет и приношение, и таким образом человек проявит уважение к изображению. Потому что крестик – это маленькая икона, это символ нашего спасения, и попирать его ногами нельзя, лучше его поднять и не испытывать никакого страха.

– Следующий вопрос: «Как быть, если сын семи лет не слушается и не уважает старших, может командовать и дерзко говорить даже с незнакомыми взрослыми?»

– Прежде всего необходимо почитать книжки по педагогике, по правильному, христианскому воспитанию детей. И, конечно же, не проявлять агрессии к ребенку. Потому что когда родитель проявляет агрессию по отношению к своему ребенку, пытается его побить, заставить что-то каким-то образом, он унижает личность этого маленького человека, который формирует взгляды на окружающий мир, на окружающую среду. Если ребенок так себя ведет, значит, он увидел эту модель поведения дома у близких, значит, неполадки в самом этом доме, в этой семье – там нет духовного настроя, молитвы, церковного уклада жизни.

Обычно такие люди секулярны, то есть отделены от Церкви и живут инстинктивными заботами: как достать хлеб, вещи, как заплатить за жилье. А о душе такие люди не думают. Поэтому вся атмосфера в этом доме, в этой семье находит отражение в поведении этого ребенка.

Чтобы воспитать ребенка, необходимо загрузить свой «компьютер» (головной мозг) определенной информацией и правильно ею пользоваться. Потому что это не собачку или кошечку завести. Надо воспитать христианскую личность, полезную для общества, которая впоследствии сможет обрести Царствие Небесное. Если родители это понимают, они начинают пересматривать свое отношение к жизни.

И, конечно же, необходимо такому ребенку объяснять, что правильно, а что неправильно, как надо поступать, а как не надо. Такому ребенку надо уделять больше внимания. Видимо, он находится в положении свободного полета (или плавания), поэтому берет информацию из открытых источников, пропускает ее через свое сердце, через свой развивающийся ум и совершает ошибки.

Поэтому к этому необходимо относиться правильно. Агрессию ни в коем случае не проявлять. Почитать самому книги (хотя бы Макаренко) по воспитанию ребенка. Есть много христианских педагогов, которые пишут о христианском воспитании детей, православном воспитании мальчиков и девочек. Есть и американские авторы; Бенджамин Спок – классика для родителей, у которых есть ребенок. Они должны быть знакомы с «бестселлерами» о правильном воспитании детей.

– Вопрос телезрительницы из города Энгельса Саратовской области: «Я недавно прочитала, что Алексий I в свое время просил не приносить в храмы бумажные цветы, так как это является как бы имитацией душевного обращения к Богу... А сейчас? Простите, конечно, мы очень любим ваш канал, берем много полезного для себя, для исправления своих грехов и страстей. Но сейчас ввелась новая программа с компьютерным дедушкой (это дед Еремей), который в конце своих сообщений благословляет от имени Господа: "Да хранит вас Бог". Как вы к этому относитесь?»

– К сожалению, не понял, кто такой Алексий I и при чем здесь цветы. А что за дед Еремей?

– Видимо, это персонаж телеканала.

– Если он говорит или передает слова евангельские, пусть даже это и мультяшный персонаж, то плохого здесь ничего нет. Потому что по телевизору можно увидеть и библейские мультфильмы, в которых мультипликационные персонажи передают образ тех людей, о которых идет повествование. Поэтому если этот дед Еремей говорит хорошие вещи, основанные на Евангелии, на любви, правде, то плохого ничего нет, это можно смотреть.

– Нашу телезрительницу, видимо, волнует то, что этот мультяшный персонаж телезрителей благословляет.

– Ну, он же благословляет не как священник или архиерей. Мать благословляет сына? Благословляет. Сын благословляет мать? Благословляет. Родители благословляют своих детей? Благословляют. Благословение – это благое, доброе слово, которое поддерживает человека, дает ему возможность реализовать свои добрые и благие помыслы в делах.

– Следующий вопрос: «Как человеку причащаться, если у него непереносимость к алкоголю даже в малых дозах, даже к запаху алкоголя?»

– Пусть такой человек не боится, потому что когда священник дает в лжице частицу Тела и Крови Господних, запахов никаких нет. Может быть запах виноградного плода. Вино, которое вливается в Чашу, пресуществляется и становится Кровью Господней. После того как в Чашу вкладывается Тело Господне, исполняются определенные богослужебные литургические правила, вливается теплая вода – и содержимое Чаши становится определенной температуры. Разбавленное таким образом вино в себе не содержит спирта – он испаряется (мы знаем, что теплая жидкость быстро испаряет спирт, который содержится в маленьких количествах в вине). Поэтому такому человеку бояться не стоит, пусть смело подходит к Чаше и причащается Святых Христовых Таин.

– Вопрос телезрительницы: «Я часто слышу на Божественной литургии в воскресный день слова из Евангелия: "Сие есть Тело Мое, за многих ломимое во оставление грехов". Почему за многих, а не за всех ломимое? Разве Христос не за всех распялся?»

– Дело в том, что Христос пришел и страдал сначала за людей, которые были призваны к высочайшему служению Богу, – это был иудейский народ. Христос совершает литургию сначала в иудейской среде, среди апостолов (они были иудеями, Христос тоже был иудеем). «Многие» – это как бы аванс для тех, кто хочет прийти к Чаше, то есть весь мир. Христос этими словами не определяет круг, не замыкает его.

Сказать, что к Нему придут все, – это будет как конечное, завершенное действие, а здесь имеется в виду совершающееся действие. Литургия совершается каждый день, и многие, многие приходят, имеют посвящение и надежду на приобщение Святых Христовых Таин. Здесь нельзя сказать, что «все», потому что литургия – это процесс, это незавершенное действие. Церковь совершает литургию для мира, для того, чтобы человечество пришло ко Христу, литургия – это совершающееся действие. Мы говорим: «Христос воскресе!» Мы не говорим «воскрес», а употребляем глагол «воскресе» – это совершающееся действие, Он пребывает в мире с нами. Он не прибыл один раз и ушел, а всегда пребывает вместе с нами. «Воскресе» – продолжающаяся форма действия.  

– Следующий вопрос: «Как лучше молиться: на коленях или стоя; шепотом, про себя или вслух?»

– В Священном Писании сказано: если хочешь помолиться, войди в комнату свою (клеть), затвори ее и помолись. Наверное, лучше молиться так, чтобы было комфортно и тебе, и окружающим. Вот мы говорим: ребенок ворчит, имеет свой характер. Может быть, стоит с ребенком вслух помолиться, чтобы ребенок знал молитвы наизусть? Если он уже умеет читать, пусть громко читает, чтобы все слышали. И чтобы это было правильно. Если речь идет о личной молитве, то, конечно, можно и вслух молиться, можно и про себя. Устав предписывает определенные дни, когда есть поклоны, а когда поклонов нет. Например, от Пасхи до Троицы поклоны в храме не положены.

– Даже келейно?

– Если мы живем церковной жизнью, то кто я такой, чтобы делать келейные поклоны, когда Церковь в уставе своем этого не прописывает? Я большой праведник, что ли? Или моя келейная молитва выше церковной молитвы? Нет, конечно. Поэтому я не вижу смысла делать то, что не делается в Церкви, и накладывать на себя «бремена неудобоносимые». Наступит праздник Троицы, отслужим литургию, причастимся, потом будет сразу совершена вечерня, и будут прочитываться молитвы коленопреклоненные. Очень часто люди, которые возлагают на себя бремена неудобоносимые, могут в пасхальный период колени преклонять, а в храме их не увидишь. Приходите в церковь, возьмите коврик или что-то иное, чтобы подложить под колени, постойте на коленях, помолитесь, проявите солидарность со всей Церковью. Это будет полезно. А если люди живут по своему уставу, это неправильно. Церковь нас учит, чтобы мы пребывали в ней «единеми» устами. Не «едиными», а «единеми» звучит на церковнославянском языке, то есть «одинаковыми», единением. Важно, чтобы мы пребывали так, как вся Церковь. Так надо поступать.

– Какой духовный смысл в этом?

– Когда течешь по течению в Царствие Небесное – легче в него попасть: ты не попадаешь ни в какие водовороты, тебя никуда не выкидывает, ты вместе со всеми идешь ко спасению. Когда корабль плывет в тихую гавань, на нем легче добраться. Кто там находится? Люди, единомышленники. Кто не хочет – прыгает за борт. Кто-то плывет на спасательном круге, кто-то – на лодочке, кто-то – вплавь. Но доплывут ли они до конца – мы не знаем. Знаем, что на корабле доплывут. Церковь – это корабль, который ведет нас ко спасению.

– Следующий вопрос: «Можно ли делать другим замечания? Не является ли это осуждением и не ставит ли другого человека ниже тебя самого? С другой стороны, если не делать замечание, не значит ли это быть равнодушным к другим людям?»

– Важно, кто кому делает замечание и уместно ли оно. Если имеешь привычку всем делать замечания, то, конечно, этого делать не нужно. Если видишь, что человек делает что-то неправильно, но это не приводит к нарушению службы, например, то можно потом к человеку подойти и, если он будет расположен выслушать тебя, посоветовать, как правильно делать. Но только если он готов воспринять эту информацию; если нет – жизнь его научит.

Если же видишь, что совершается какое-то неправильное действие, которое может привести к определенным последствиям, то необходимо поступать по ситуации. Но делать это надо с добрым сердцем, с добрыми намерениями; не для того, чтобы вызвать конфликт, а чтобы было благочиние, порядок. Например, если в храме человек хочет совершить беззаконие, конечно, этому надо помешать.

Если человек, допустим, не знает, как креститься правильно, пусть он пока крестится так, как крестится, а потом ему можно подсказать. Но это должна делать не какая-нибудь бабушка, а все-таки наученный человек, катехизатор, который знает, как это сделать правильно. Потому что немало случаев, когда человек с парализованной (или поврежденной) правой рукой крестится левой, кто-то подходит и начинает его учить, как надо. Он говорит: «Извините, этой рукой я не могу». И человек садится в калошу: и того человека поставил в неудобное положение, и сам оказался в неудобной ситуации. Поэтому надо все делать аккуратно.

– Следующий вопрос: «Как преодолеть одиночество, если в своем окружении не находишь доверительного, глубокого общения? Может быть, причина в самом человеке? Или причина в том, что ритм современной жизни не позволяет людям общаться по-настоящему близко, друг на друга просто не хватает времени?»

– Каждый человек общается с определенным кругом людей, которые ему приятны. С человеком, который мало чем интересуется, мало что знает, а только хочет советовать, неинтересно, и, конечно, найдется мало людей, которые будут готовы исполнять его прихоти, желания, подсказки, потому что от него нечему научиться. Когда человек хамит или дерзит, с таким человеком и не общаются. С «сильно умными» тоже не хотят общаться, потому что если человек превозносится, смеется над тобой, кому приятно находиться с таким человеком, правда? Если причина в этом, то человек остается один.

Для человека же, склонного к монашескому деланию, такой образ жизни (уединенный) должен быть правилом, потому что он должен все время находиться в богомыслии, молитвенном состоянии, читать Священное Писание, Псалтирь. В принципе, у монашествующего или у человека, близкого к этому состоянию, не бывает моментов одиночества – он мысленно все время с ангелами, святыми, все время что-то изучает, у него не хватает времени на самого себя.

А если человек находится в праздности, в состоянии, может быть, легкой прелести, то для него это душевное состояние будет очень тягостным. И очень много людей нуждаются и в психологической поддержке.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Многие носят красную нить в качестве оберега. Правильно ли это?»

– Нет, неправильно. Люди, которые ее носят, надеются на какие-то потусторонние силы, на какие-то, может быть, оккультные методики защиты себя от темных сил.  Православный человек должен носить на своем теле крестик. Есть маленькие четки, которые человек может надевать на руку для того, чтобы помолиться в домашней молитве. Эти четки могут быть в том числе и красного цвета (они бывают разного цвета).

Я видел таких людей, которые завязывают на себе нитки (это могут быть и христиане, и мусульмане), даже разговаривал с ними (священник же должен со всеми разговаривать) и в непринудительной форме общения узнавал, что они завязывают их для того, чтобы себя от чего-то сохранить. Когда их спрашиваешь, от чего может нитка сохранить, люди не могут объяснить, но уверены, что это помогает. А от чего помогает, кому помогает, каким образом – объяснить не могут.

Для нас, христиан, такая надежда на красную нитку – глупое занятие, потому что защищает Бог, ангел-хранитель, защищает молитва, слова 90-го псалма реально защищают. Бывают случаи, когда на тебя могут напасть или может разгореться какой-то конфликт, начинаешь про себя читать 90-й псалом  или молитву Иисусову – и куда-то исчезает дух вражды; духовное состояние, которое обычно бывает между людьми конфликтующими, пропадает. Мы все-таки должны возлагать свою печаль, надежду, упование на Бога, а не на оккультные нитки, штучки, заколки и подобные вещи.

То есть ношение красной нити – это недостаточное упование на Бога.

– Это глупость прежде всего и, конечно же, неверие.

Следующий вопрос: «Что такое счастье с точки зрения православия?»

– Счастье – это когда ты с чистой совестью, с чистой душой имеешь надежду и упование войти в Царствие Небесное; когда ты можешь проявить себя в этой жизни правильно, по воле Божией. А воля Божия – всем людям спастись. Счастье – это когда твои дети здоровы (если ты родитель), когда родители, близкие здоровы и пребывают в молитве и уповании на помощь Божию; когда ты правильно принимаешь определенные испытания и утешения, посылаемые Господом, можешь этим правильно распоряжаться и можешь другим людям помочь, как распорядиться тем, что посылает Бог.

– Вопрос телезрительницы из Нижнего Новгорода: «Когда я читаю Символ веры, могу как человек воцерковляющийся прочитать и подумать о каждом члене Символа веры. Но последнюю фразу: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» я не очень понимаю и информации по этому вопросу нахожу мало. Последнее время в нашей семье уходит много родственников. В молитве на отпевании я слышу такие слова, что вначале воскреснут все ушедшие, а потом мы. Это когда произойдет – во время Пришествия Господа? И как это вообще связано с Писанием и святоотеческой литературой?

И второй вопрос связан с молитвой «Господи и Владыко живота моего…», которую мы читаем Великим постом. У меня такая потребность, что мне очень хочется читать эту молитву утром. А кто я такая, когда келейно меняю правило церковное? Слышала разные ответы священников (смотрю и «Союз», и «Спас»): иногда говорят, что если есть такая потребность и молитва дает человеку многое, то можно ее читать, особенно в утреннем правиле. А мне эта молитва очень многое дает, она как бы устанавливает мой день».

– Отвечу сразу на второй вопрос. Действительно, в келейном правиле (если есть такая потребность) можно дополнительно добавлять чтение Псалтири, определенных канонических молитв, чтение житий святых, Священного Писания, особенно если человек испытывает душевную пользу от этого. Никто этому не препятствует; наоборот, это только приветствуется. Но старайтесь все-таки это делать в канве правильного распорядка молитвенного дня.

Когда человек приходит в храм Божий и хочет причаститься, я спрашиваю: «Какие молитвы Вы читали?»  Отвечают: «Серафимово правило (причем оно разное бывает) и “Отче наш”». Я говорю: «Вы считаете, что этого достаточно? Скажите, пожалуйста, а Вы питаетесь только хлебом дома? Наверное, хотите и сыра поесть, и колбаски, может быть, и овощей, и супчика, и компота еще выпить?» Так вот, молитвы тоже разнообразные, они разнообразят душевное и духовное «меню» для нашего спасения. Я специально говорю таким приземленным языком, чтобы человек понимал, что это такое.

Когда человек читает «Отче наш» (и то неправильно) и считает, что только при помощи этой молитвы можно спастись, такой человек находится или в прелести, или в неведении. Такой человек должен расширять свой кругозор, погружаться в церковную жизнь, жить богослужебной церковной жизнью, молиться и делать так, как рекомендует Церковь, выполнять эти «рецепты» для спасения души.

Поэтому запрета на чтение этой постовой молитвы, конечно же, нет. Эта молитва была составлена Ефремом Сириным, подвижником христианского благочестия, который столько много сделал в духовном плане, что нам нужно у него учиться и учиться и познавать эту высоту и глубину духовной жизни. Поэтому если есть возможность и желание – пожалуйста, читайте.

«Чаю воскресения мертвых», то есть ожидание воскресения мертвых – это тоже продолжающееся действие для всего человечества до определенного момента и дня, когда придет Христос. Мы находимся в состоянии ожидания прихода Спасителя и всеобщего Суда. Первые семь членов Символа веры были приняты на Первом Вселенском Соборе, остальные члены – на Втором Вселенском Соборе. На Первом Вселенском Соборе в 325 году разбиралась ересь Ария (он был пресвитером, но не признавал Христа как Бога; признавал Его как Человека, как высшее творение, но не как Бога). Отцы Первого Вселенского Собора собрались, чтобы осудить эту ересь, и утвердили семь первых членов Символа веры.

Чаяние Пришествия Христа – это, если хотите, особая функция нашего ожидания. Мы крещены, исповедуемся, приобщаемся Святых Христовых Таин, познаем Бога, познаем мир, но вместе с тем Церковь нам напоминает, что будет такой момент. И мы, люди верующие (верующими мы называемся потому, что верим в Иисуса Христа Воскресшего – Истинного Бога, Истинного Человека, второе Лицо Пресвятой Троицы), находимся в этом ожидании. Как это произойдет – говорит апостол Павел в своем послании (оно читается на отпевании). Если переводить на русский язык, то будет это примерно таким образом: придет Христос во славе, и  все люди это увидят. Насколько быстрым или медленным будет этот процесс – знает только Сам Бог, но произойдет изменение живых людей; люди, которые умерли, воскреснут. Мы все встретимся, произойдет Суд, и каждый узнает свое место, каждый будет знать, где он будет находиться. Христос нам приготовил такой подарок, сюрприз, если хотите. Мы будем находиться либо со Христом, либо без Него. Поэтому мы должны жить и подготавливать себя каждый день к этой встрече.

Есть частный суд, частная встреча со Христом, когда каждая душа приходит на поклон к Богу, видит красоты рая, видит «красоты» ада, и потом ей готовится определение частное. А потом уже будет всеобщий Суд, всеобщее определение. Поэтому Церковь молится (у нее еще есть время до общего Суда) за каждую душу, и по молитвам Церкви, по молитвам близких людей можно вымолить душу человека, который был, например, преступником – Господь по молитвам Церкви, по молитвам просителей может ее помиловать.

Господь имеет благое желание, чтобы все крещеные спаслись. Но спасемся мы или не спасемся, хотим мы или не хотим спастись – это зависит во многом и от нас. Не только от обстоятельств, но и от нас лично.

– Следующий вопрос: «Как связаны между собой здоровье тела и здоровье души? Бывает так, что немощь телесная идет на пользу душе, а телесное здравие является почвой для самоуверенности и гордости».

– Да, в здоровом теле здоровый дух; так раньше говорили. Но апостол говорит: хотелось бы, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. И мы помним также, что апостолу Бог дал жало особое, чтобы усмирить в нем какие-то качества плотские. Иными словами, Бог дал апостолу Павлу  какое-то ограничение по  здоровью для того, чтобы он мог выполнять свои миссионерские функции, вместе с тем имея какую-то болезнь. Да, такое бывает очень часто. И бывает так, что Господь посылает болезнь, но не Господь злодей – наше человеческое тело несовершенно. По нашим грехам дается нам и испытать на себе болезни.

Есть очень много людей, которые, в принципе, не испытывают определенного болезненного состояния и ведут достаточно здоровый духовный образ жизни. А есть люди, которые имеют и определенные ограничения, и стараются вести такой же здоровый духовный образ жизни. А есть люди, которые имеют и телесные недостатки – и ведут нездоровый духовный образ жизни. Поэтому, понимаете, очень много категорий людей, которые имеют все хорошее. Но есть категории людей, которые имеют все плохое: и душевное состояние у них в упадке, и духовное состояние никудышное, да еще и телесные болезни имеются. Поэтому мы должны молиться за таких людей. Если имеется возможность помочь встать с колен на ноги, помочь людям осознать свои грехи, осознать свою неправильную жизнь, то мы должны это делать. Во всяком случае, молиться за таких людей должны обязательно.

– Следующий вопрос: «Чем можно заинтересовать ребенка, чтобы отвлечь его от компьютера и планшета? Как с ним говорить, как объяснить, что это вредно? Как приучить ребенка к труду и молитве?»

– Прежде всего мы должны понимать, что у ребенка развивающаяся нервная система. Ребенок готов открывать все новое. А гаджеты, смартфоны, компьютеры устроены таким образом, что они действительно помогают человеческому мозгу познавать новое: проходить новые уровни, познавать какой-то неизведанный мир. Каким-то образом ребенок уже умеет понимать цифровые технологии и процессы, которыми оснащен компьютер. Вот мы, взрослые, не понимаем, а он уже каким-то неизвестным нам способом понимает, как это работает, что нужно сделать... Поэтому здесь все-таки необходимо знать, что такое дозированность, дозированное проведение времени ребенком у компьютера, смартфона и что такое общение с ребенком.

Головной мозг выбирает все-таки более сильную сторону в общении. Если бабушка носки вяжет и говорит ребенку, чтобы он протер пыль, то, конечно, с бабушкой будет неинтересно, потому что чему ты от нее научишься? Пыль протирать – это не самое главное в жизни. А вот узнать что-то новое – да, это полезно. И вот если бабушка носки отложит и пойдет, допустим, с ребенком куда-нибудь на огород или погуляет с ним, сходит на карусели, в парк, зоопарк, музей, почитает с ним интересную книгу... словом, если проявит интерес к нему, то, конечно, ребенок выберет то, что ему интереснее; он выберет живое общение. Если он не находит этого в домашней среде, то, конечно же,  свой мозг будет тренировать при помощи вот этих гаджетов, различных устройств. Поэтому здесь родители должны сами пройти технику безопасности: как правильно и что правильно давать ребенку. И знать самим, как обращаться с этими устройствами: как правильно дозировать время, в какое время давать ими пользоваться, а в какое их изымать. Страшного здесь ничего нет. Допустим, контролировать интернет-трафик, чтобы у ребенка, допустим, не было денег  на счете. Тогда он не сможет Интернетом пользоваться. Поэтому здесь много чего самим взрослым людям нужно изучать.

– Последний вопрос: «С чем связана традиция украшения храма на Троицу березовыми ветвями? Как это связано со смыслом праздника Троицы?»

– Дело в том, что в иудейской среде в Праздник кущей (Суккот) из зелени делали себе шалаш. Туда приносили ветви пальмы, мирта и ивы, которые имели под собой очень глубокое богословское значение. Ветви мирта символизируют собой людей, которые не знали закона (Тору), но имели намерение творить добрые дела. Ветви пальмы  –  тех, которые, наоборот, знали Тору, но добрых дел не творили. А был еще фрукт, похожий на наш лимон. Были люди, которые и Тору знали, и творили добрые дела. И еще были люди, которые ничего не делали – ни Тору не знали, ни добрых дел не творили. Но тем не менее вместе они составляли общество иудейское, в котором должен был появиться Мессия.

Мессия пришел, но некоторые традиции перекочевали к нам из Ветхого Завета. И  этот иудейский обычай приносить ветви перекочевал и к нам в христианское богослужение. У нас стали приносить травку, пахучие травы  (допустим, на Украине, в Белоруссии приносят чабрец) и укладывать их на пол. От этого в храме запах очень приятный, который – всегда символ добрых дел. Мы хотим, чтобы была милость, милосердие. Это тоже определенный символизм.

Мы держим веточки ивы, березки и так участвуем в богослужении. В иудейском обществе, когда встречали царя, особенно Христа, брали веточки, махали ими... Это было проявлением определенной сердечной радости. И вот в каждой религиозной общине, христианской православной, люди используют эту зелень – веточки березовые, цветы, луговую траву. Это все символизирует приветствие Бога. Какого Бога? Третье Лицо Пресвятой Троицы –  Духа Святого. Мы этой зеленью приветствуем пришествие Духа Святого. Потому что Христос вознесся и обещал послать Утешителя. И мы держим эти веточки для того, чтобы встретить Утешителя, Который приходит в храм Божий. Он наполняет, меняет и совершенствует нас и уже участвует в нашей духовной жизни.

Помните, когда еще зелень мы держали? В Вербное воскресенье. Христос идет на страдание, приходит в Иерусалим, входит в город. И отроки, и женщины, и мужчины  в руках держали пальмовые веточки. Это было тоже не зря, потому что мы знаем, что пальма символизировала. Она дает вкусные плоды  – это именно изучение закона. Они именно закон хорошо знали. И знали, что Христу предписано прийти в Иерусалим и там учить, творить чудеса и умереть. И мы в Троицу Бога Духа Святого таким образом приветствуем.

– Спасибо большое, отец Александр! Благословите наших телезрителей.

– Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами.

Ведущий Денис Береснев

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать