Беседы с батюшкой. Духовные основы и концепция православной миссии. Принципы синергии, симфонии для личного, семейного, общественного благочестия и благополучия

5 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает преподаватель Центра дополнительного образования МДА иеромонах Никодим (Шматько).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня тема нашей передачи – «Духовные основы и концепция православной миссии. Принципы синергии, симфонии для личного, семейного, общественного благочестия и благополучия». Отец Никодим, такая интересная и сложная тема. Почему именно ее Вы выбрали и почему именно тема православной миссии актуальна сегодня?

– Православная миссия включает в себя самые важные, основополагающие истины о человеке, Боге и обо всем мире. И миссия Сына Божия от Пресвятой Троицы, и миссия апостолов от Сына Божия, и миссия мужей апостольских, и миссия святителей и священников будет до Второго Пришествия, ибо Господь основал Церковь в день Пятидесятницы и сказал: «Созижду Церковь, и врата ада не одолеют ее». И эта миссия вложена в саму сущность Пресвятой Троицы. Отец – символ Пресвятой Троицы, мы крестимся во имя Отца (большой пальчик – символ Отца), Сына (указательный палец; Господь показывает нам Царствие Небесное) и Святого Духа.

Человек создан по образу и подобию Божию, но это подобие он должен был достигать, свободно развиваться. Господь не требует, чтобы мы были биороботами (как сейчас современный мем – трансгуманизм)… Мы не слышим от Бога: «Я тебе приказываю, скажи Мне, что любишь». Это даже в семье неприемлемо; настоящий отец, настоящая мама не приказывают, чтобы мы стояли по стойке смирно, выполняя приказы. Должно быть творческое, свободное развитие.

Человек свою свободу отдал врагу рода человеческого, он греховно пал. И только Богочеловек, придя на землю (вот Божественная и человеческая природа, вот оно – перстосложение), выполнил миссию спасения. И эту миссию: ниспослал Духа Святого. Это тоже посланничество. То есть основы миссионерского служения, основы Церкви немыслимы без проповеди, немыслимы без духовной передачи этого опыта слова Божия. И, по сути, апостолы были первыми миссионерами, а самый Первый с большой буквы – это Сам Богочеловек. Он стал Человеком, чтобы нас сделать богами.

Ведь Господь заложил это совершенство – хранить и возделывать рай. Это принципы самосовершенствования. Растительность саморазвивается, рыбки через икру саморазвиваются... А человек как? Человек должен развиваться в Боге; не только в природе, а в Боге. Человек – посредник. Он как песочные часы, и весь «песочек» должен был просыпаться через человека. Все созданное творение должно просыпаться, человек – венец творения, и через него должно произойти преображение всей вселенной. Но человек это утратил.

И вот Господь Иисус Христос был послан от Отца, Он выполнил миссию вплоть до Креста, Он воскрес, Он вознесся, Он сел одесную Отца с нашей человеческой природой. Это и есть восстановление образа и подобия Божия. И именно эта концепция – это система взаимосвязанных понятий, когда мы выстраиваем картину отношения человека к Богу, к ангелам, к природе, отношения Бога к человеку, когда все имеет гармонию, нет противоречий. А в хорошей концепции нет противоречий. В православном богословии нет противоречий.

А кто привносит противоречие?  Вы задали вопрос, и я плавно подошел к тому, почему именно эта тема актуальна. Как священник, пастырь, как преподаватель, как просто христианин я сталкиваюсь постоянно с проблемами, мы все с ними сталкиваемся. В основном они какие? Личное неустройство, уныние, греховное притяжение. Они сказываются на семье. Девяносто процентов проблем, называющихся обычно на исповеди, – это проблемы семьи. Наверное, в монастырях меньше, просто там нет семейных проблем, там братские. А в основном – проблемы семьи, а также проблемы в обществе. И когда начинаешь понимать, получается, нет единой концепции. Когда начинается евхаристический канон, мы, священники, подымаем руки: «Горе имеем сердца, благодарим Господа». Единомыслие должно быть: «едиными усты и единым сердцем». Концепция и есть единство.

Почему генералиссимус Суворов одерживал победу? Ни одного поражения! И контр-адмирал Ушаков, Скобелев? Почему Господь помогал Александру Невскому? Потому что (как у Суворова, от повара до генералиссимуса) – у всех была одна концепция, одно понимание, единство. Как мы знаем, когда саранча идет – страшно, она все съедает на своем пути… Как комары летят тучей; как пчелы целым роем могут на человека напасть,  даже медведь боится этих пчелок; и муравьи в целом муравейнике… Единство духа должно быть направлено. Только куда? По какой концепции? По евангельским духовным основам.

– Указательный палец вверх.

– Да. Вот Он, Господь Иисус Христос, – наша концепция; духовные основы православной веры заложены в Евангелии. Это вечное Евангелие, которое дано нам для того, чтобы мы научились здесь и потом вечно пребывали. То есть это и есть богочеловеческая основа и духовная концепция миссионерского служения.

А знаете, как еще по-простому сказать? Есть в машине центр у двигателя. Если будет диссимметрия, то есть центр собьется (у колес собьется центр, у стиральной машинки, у другого чего, что вертится: вертолет, самолет с пропеллером), – что произойдет? Если у поезда колеса будут асимметричны, он просто сойдется с рельсов. Так же и в семейной, и в общественной, и в государственной, и в личной жизни – мы теряем центр.

– Стержень.

– Стержень. Попробуйте ось земли чуть-чуть наклонить вправо-влево, вперед-назад, не дай Бог еще перевернуть вверх ногами, по-сатанински, тогда всё – восток будет сходить с запада, на белое будем говорить черное, на черное будем говорить белое. И вот эти концептуальные основы заложены в Библии, а еще лучше сказать, в Евангелии они раскрыты. Они заложены во всей Библии, но в Евангелии Сам Господь их раскрыл.

А где этот стержень? Знаете, когда мячик крутят на одном пальчике, там же всего лишь одна точечка. Чуть сдвинь – и все, весь земной шар полетел под откос. Так где эта точечка? «Дайте мне точку опоры, – говорит Архимед. – И я переверну Землю». Где эта точка опоры – духовная, не физическая? Если перефразировать, где у нас точка опоры в химии? В таблице Менделеева. Точка опоры в математике – таблица умножения. Точка опоры в любом языке – это алфавит. Есть определенные точки, килограммы и метры… В духовной жизни есть эти основы?

– Заповеди.

–  Правильно, заповеди. И недаром мы такую картиночку поставили в студии, когда Господь дает заповеди блаженств. Здесь все слои населения: и воины стоят, и мытари, и ученики, и страждущие, и больные, и хромые, и государственные чиновники, и общественные деятели. Все слушают Господа, все социальные прослойки, начиная от законодательной, судебной, исполнительной до обычного народа. И если у нас одна концепция, – концепция любви (а по сути, это жертвенная любовь, вся Библия написана принципами жертвенной любви), то, соответственно, проблемы будут разрешены. Потому что даже если человек пал, Господь говорит: «Носите тяготы друг друга – и так исполните закон Христов». Другой человек поддержит. Если не этот человек поддержит, не жена, не дети – другая семья поддержит. Не семья, так общество поддержит.

А сейчас происходит фундаментальное разрушение концептуального мышления, то есть системного понимания жизни. Как в западном мире обучают: если ты часы выпускаешь, ты профессионал в часовых делах или в машине, но ты ничего не понимаешь в других областях и тобой можно манипулировать. Чем советское образование отличалось? Даже безбожное образование давало системное мышление обо всем.

Соответственно, есть нарушение вот этих концептуальных основ: десяти заповедей Божиих, девяти заповедей блаженств… То есть десять заповедей Божиих нас научают быть простыми людьми, человеками с маленькой буквы, а девять заповедей блаженств научают нас быть людьми с большой буквы: человек Ной, человек Иов, человек Даниил, человек Авраам…

И вот эти духовные основы мы и должны проповедовать. Более того, когда человек познает эти духовные основы, он как настроенный инструмент. Вот когда гитара, пианино, скрипка не настроены, они дисгармонию создают. Они есть, но они бесполезны, только приносят дискомфорт душе. Как по стеклу скребут – такой вот дискомфорт. Так же и каждая душа, которая не имеет основ. Камертона нет. Нужен камертон, вот эти духовные основы, нужно концептуальное понимание.

И сейчас мы подошли к моменту, когда нужно сказать два слова. Одно слово – одно направление концепции, а второе слово – сатанинское, другое направление. Есть концепция богочеловеческая. И есть концепция человекобожеская. В центре богочеловеческой стоит Бог. Авва Дорофей говорит: Бог должен быть у нас в центре, а мы движемся к центру по радиусам и становимся ближе друг к другу. Вот мы далеко, наши отношения тяжелые, мы конфликтуем, а если ближе к Богу, то между нами жертвенная любовь. Мы готовы отдать душу за други своя, «блаженны миротворцы», но чтобы этого достигнуть, надо осознать свои грехи. Вот где наши локоточки становятся. Десять заповедей – фундамент.

Мы уже с Вами неоднократно говорили про сакральный язык Священного Писания, заповеди Божьи и заповеди блаженств как основу духовного счастья. И мы опять возвращаемся к тому, что в миссионерском служении то же самое. Духовные основы – это чтобы на земле не наступил ад, нужны десять заповедей Божиих. Это заповеди послушания. Заповедей по отношению к ближним – шесть, заповедей по отношению к Богу – четыре. Вот они – критерии минимального счастья. То есть ты не вреди ближнему, как ты будешь вредить, так и тебе навредят; чего не хочешь себе, то не делай другому. Это первое минимальное условие счастья хотя бы среди ближних.

– Земного.

– Второе условие более высокое – это любить Бога. Но чтобы любить Бога, надо уклоняться от лжебогов (вторая заповедь), не сквернословить, словами Его не оскорблять, почитать день субботний, стараться ходить в храм Божий. Потому что именно здесь, в храме Божием, в концептуальных основах, желтый цвет – символ Царства Небесного, зеленый цвет – символ преподобнический, синий цвет – символ Матери Божией, чистоты, красный цвет – символ мученичества, белый цвет – символ преображения, вечной нашей жизни.

Мы видим алтарь, завеса открывается, закрывается – это символ вот этой красоты богочеловеческой религии. И когда мы знакомимся с этой формой, то она возвращает нам духовные основы. То есть это своего рода как настройка, как баня, в которой мы чувствуем очищение, как врачебница, в которой, если операция, убирается из организма что-то ненужное.

Так же и в духовной жизни. Церковь и больница, и врачебница, и «ремонтная мастерская» – есть разные символы. Это и «парикмахерская», где мысли приводят в порядок, а то мы как ёршики ходим… Как, например, эмо, готы – что в голове, то и на голове. Кто-то кольца себе вставляет… Это все концепция человекобожеская: я главный, и вы смотрите на меня… Вот каждое утро мы встаем, смотрим в зеркало и расчесываемся. С какими мыслями? Нужно себя уловить… Я расчесываюсь, чтобы я никому не повредил, чтобы не выделиться? Или расчесываюсь, чтобы на меня обратили внимание? Я тут главный, сейчас такое скажу, вот я такой... Какая концепция? Тщеславная, человекобожеская: я тут главный, а Бог у меня на посылках, как в русской народной сказке о золотой рыбке.

То есть вот эти концептуальные основы проверяются просто на любом бытовом уровне. В древности даже эти концептуальные основы Православной Церкви обсуждали на базарах: «Ты как – веришь, что Сын Божий сотворен (арианская ересь), или Он Богочеловек?» То есть настолько люди были проникнуты церковным мировоззрением, богочеловеческим, что даже в обыденной жизни они решали вопросы, и общались, и пели песнопения на этой основе, для того чтобы преобразить свою сущность, чтобы спасти свою душу.

Вот поэтому проблемы возникают у нас сейчас в обществе и на личном уровне… То есть вроде бы все хорошо… Как-то приехал освящать квартиру к одному адвокату, у него пять комнат; освящаю комнату одну, вторую, третью – все красиво, вазочки, цветочки… Я говорю: «А зачем пять комнат? А где дети?» – «Ушли, жена ушла… Я самый лучший юрист, я всех защищу, у меня лучшее образование». Начал хвалиться. То есть концепция человекобожеская. Мы не осуждаем этого человека, мы констатируем факт, что человек получил прекрасное юридическое образование (или какое-то высшее, три высших образования), а счастья в душе нет. Значит, какая-то концепция нарушена; значит, что-то в этих учебных заведениях недодали.

Или, например, мы видим: в семье проблема, муж с женой ссорятся. Нравственная концепция их отношений неправильно построена. Вот жена не выдержала и говорит: «Ну что ж мы ссоримся? Давай узнай, почему от соседей мы не слышим криков, воплей; мы каждый день кричим; ты узнай, как они там». Он приходит к ним и застает такую картину:  муж идет и случайно цепляет ведро, а жена мыла пол, ведро перевернулось, и вся грязь по полу разлилась. И вдруг он говорит: «Жена, прости меня». А жена говорит: «Да это я неправильно поставила, ты меня прости». Они друг у друга просили прощения. И так во всем: ложка упала – «Ой, прости». Они друг у друга все время просят прощения. Он пришел домой и говорит: «Знаешь, я понял, у нас всегда все правы, а у них все виноваты». То есть разная концепция.

Или концепция в басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак»? Это же концептуальное мышление. Душа имеет три свойства: лебедь как ум, щука как чувства, а рак как воля. Воля слабенькая, все время пятится назад (рак назад перемещается), щука живет за счет кого-то, чувства за счет кого-то, а лебедь все время летит. А ум слабенький, не может телегу нашего тела сдвинуть. То есть вот эти основы пронизывают и русские народные сказки, и юридические отношения, и любые отношения. Если мы изменим духовные основы нашего понимания, то на земле наступит некое благоденствие, благочестие и благополучие.

– Вы сказали, что в одной семье все правы, в другой все виноваты. А если в семье, допустим, один человек всегда прав, может ли другой человек стать как бы на позицию виноватого и исправить всю ситуацию?

– Конечно, дело в том, что апостол Павел говорит (перефразирую немножко): «Разве ты, жена, не знаешь, что вы уже единое целое? И разве не знаешь, что своими молитвами можешь исправить своего мужа? А муж? Разве ты не знаешь, что можешь исправить свою жену?» То есть когда мы развиваемся по заповедям блаженств (а это духовный подъем, мы с Вами сказали о десяти заповедях, а вот девять заповедей блаженств – осознание своих грехов), сильный человек, даже если он не прав, первый попросит прощения, а слабый человек – всегда прав. Слабый человек – это гордый человек, он всегда прав. Помните, Господь сказал: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». И сразу же сотник: «Ты Сын Божий». И потом, после проповеди апостола Петра, три-пять тысяч присоединились.

То есть смиренный человек, как Даниил Московский, – сильный человек, а гордый человек – слабый, его очень легко поддеть, очень легко победить. Потому что его легко возбудить. А тот человек, который возбуждается, гневается, допускает ошибки. Человек смиренный, волевой, выдержанный, как Александр Невский, Дмитрий Донской, как контр-адмирал Ушаков, Суворов, – это выдержанные, смиренные люди, которые с дерзновением были. Смиренный – это не трусливый, не надо путать понятия. Смиренный тот, который растет по заповедям блаженств, и он уже молится даже за врагов своих...

Когда я преподаю детям, вот так рассказываю. Представим себе: два человека ссорятся. Одного человека рисую полненького – кружочек, ножки, ручки, а другого худенького. Один чревоугодник, второй тщеславный человек, и они ссорятся друг с другом, кто лучше, кто хуже. А почему они ссорятся? Потому что они не понимают, что ими страсть владеет. А когда человек осознает свои грехи (один кается в тщеславии, другой в чревоугодии), он духовно поднимается. Когда они ближе к Богу, они говорят: «А зачем мы ссорились-то? Из-за чего ссорились? Из-за пустяшек». Например, из-за квартиры при живых родителях брат с сестрой ссорятся. Такие факты сплошь и рядом наблюдаются, потому что люди не понимают, что у них бессмертная душа, что нужно жить по заповедям блаженств, по заповедям жертвенной любви.

И вот именно эти концептуальные духовные основы нам нужно и преподавать, нести. И человек, который эти основы знает, – это, как, например, мастер, который знает машину от руля до последних колес, какая резина… Он сразу же по звуку, по стуку слышит: «Вот двигатель; вот колесо пробито, а вот это…» Раз-раз, за десять минут все сделал. Или вот женщина на кухне. Если она знает, как сготовить суп, то из подручных материалов, из ничего у нее может суп получиться. То есть человек – профессионал.

Вот так и мы должны плавать в Священном Писании, в этих концептуальных основах. Заповеди Божьи, заповеди блаженств и, конечно, Символ веры – вот основы, духовные концептуальные основы нашей православной миссии. И эти основы дают преображение человека. Вот такой образ: идут три сыночка, и тут три мамы несут ведра. Три сыночка бегут навстречу. Один сыночек стихи рассказывает или прыгает, сальто делает, показывает, какой он сильный. Это телесное развитие, то есть мама уделяла внимание телесному развитию ребенка. Это как первая концепция, мы же трехсоставны: тело, душа и дух. И ребеночек прыгает, скачет, мама радостная, под тяжестью ведер, но все равно радостная, она несет ведра, сыночек скачет, прыгает.

Она другим женщинам говорит: «Вот какой мой сыночек, смотрите, какой он у меня сильный, как он меня будет защищать». Вторая мама говорит: «Да что твой? Вот у меня какие стихи рассказывает (а он давай Александра Сергеевича Пушкина, Лермонтова читать), какой он у меня умный! Не то что твой: прыгает, скачет, а старенький станет – ничего не сможет. А мой всю жизнь будет в интеллигенции». А другая мама ничего не говорит; сыночек подошел, взял ведра и понес. А потом, когда принес домой, от радости мамочка не знала, что и сказать, а сыночек и сальто сделал, и стих рассказал.

То есть вот концепция, – концепция православного воспитания: сделать духовными, душевными и потом крепкими, сильными. А лучше, чтобы в гармонии все было, потому что дух творит форму. Вот она – третья концепция, православная. А мы сейчас скатились до телесного уровня, причем мышцы у нас уже скоро силиконовые станут. Вот эти все фотомодели… Мама пишет: «Как хорошо, моя дочь выиграла, стала мисс города такого-то, а теперь она ездит в область, будет мисс такой-то, а потом, может быть, мировой мисс станет». Это телесный уровень, это тщеславие. А какая горечь, какое страдание, разочарование, если она не станет мисс! Посмотрите фильмы про тех, которые пили, их же дух тщеславия довел, спились, показывают, как он в мусорном ведре бутылочки собирает, продает. И что? Какой голос был! Дух тщеславия. Потому что нет духа смирения. Стержень – «блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное». Этих духовных основ нет, семья разрушена, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

То есть мы видим, что православная концепция, богочеловеческая, очень важна для понимания. И как мы не хотим этого, когда говорим: вот, я атеист. Ну, сами себе это говорим, это все равно что сказать: солнца нет, и я не хочу, чтобы тепло было. Ну как это? Ты же будешь просто болеть очень тяжело. Бог есть. Тогда у тебя будет здоровый дух, здоровая душа и здоровое тело, у тебя будет гармония. У тебя есть камертон девяти заповедей блаженств, у тебя есть мастерская – Церковь Божия. Как мы телефоном пользуемся, даже на таком бытовом уровне (я уж немножко опущусь даже до такого символичного примера)? Надо батарейку заряжать… Надо же и себя заряжать, чтобы на недельку нас хватало хранить нищету духовную, плакать о своих грехах, алкать и жаждать Священного Писания, святых отцов, быть милосердными.

А где найти силы, чтобы быть проводником благодати? Нужно верить в Бога, что Он центр нашей жизни, нужно верить, что мы бессмертные, тогда мы готовы умереть за други своя, тогда мы готовы стоять за правду (восьмая заповедь), тогда мы готовы умереть за Христа. Вот она – концепция. И так жили у нас тысячу лет на Руси, лишь с петровскими реформами мы докатились до 1917 года. Домострой разрушили, возник атеизм... Свергли монарха – царя Николая. В Синодальный период враги предприняли очень много изменений, алфавит стали изменять. Посмотрите, даже там какие-то символы ложные, какие-то треугольники, квадратики, циркули, свобода, равенство и братство... Вот критерии – потеря духовных основ. Поэтому в этом мире идет борьба двух миссий. И посредниками какой миссии мы будем? Или посредниками православной миссии, богочеловеческой… Это очень важно понять: Бого-человеческой, Бог соединился с человеком, чтобы человека сделать богом, а человек хочет подмять Бога. Это антихристова вера, антихристово состояние. Вот эти слова: трансгуманизм, гуманизм, либерализм, космополитизм, – все оттуда, это попытка того, что человек – это звучит гордо.

Помните, «я гражданин Советского Союза», достаю, как писал Маяковский, паспорт; это звучит гордо… «Нужно прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». А как прожить? Во имя коммунизма? Но нас на Страшном суде не коммунисты встречать будут, не либералы, не мусульмане, не католики, не протестанты, а Христос, Господь Иисус Христос, Который нам оставил апостольское учение. Он нас будет встречать… Не будет ни Будды, ни Кришны.

И вот эта наша богочеловеческая религия в лучшей степени называется православной, правильно славящей Бога. Она и дает нам фундамент благополучия: честь, честность и благочестие. Честь – это десять заповедей, благочестие – девять заповедей, и мы получаем благополучие. Мы не должны стремиться к благополучию, акценты не должны смещаться, должно сначала быть благочестие – соблюдение девяти и десяти заповедей. В тридевятом царстве, помните? Вера в Троицу, девять заповедей. В тридесятом государстве. Почему не наоборот? Потому что тридевятое царство важнее. Тот человек, который даже помыслить не может, чтобы убить или своровать, разве не будет надежным гражданином государства? Будет.

То есть концепция православного исповедания имеет тридцать один критерий. Фундамент – благополучие, и мы решим все экономические, политические проблемы, если будем проповедовать православную веру наших отцов. Немного эмоционально скажу: как мы будем в глаза смотреть Александру Невскому, Дмитрию Донскому, контр-адмиралу Ушакову, Суворову, Минину и Пожарскому, которые отдавали жизнь за веру, за Русь Святую православную? А мы скажем: да мы так толерантно, либерально, мы другие концепции принимали, надо же уважать другие религии... Да, мы уважаем их, но мы должны свою любить. Кто чужую веру хвалит, тот свою будет хулить. Он хулит автоматически. Хвалить можно только православную веру, а другие уважать… Мы, как в хорошей семье, больных людей не уничижаем. В хорошей семье больных уважают больше, чем даже на здоровых обращают внимание. Так и в нашем обществе: уважать, но давать возможность возрастать.

Вот государственные законы в Российской империи были выстроены так, что на государственную должность должны были идти только православные христиане, чуть пониже – католики, еще пониже – мусульмане, еще пониже – протестанты, еще пониже – атеисты. Если государственную должность займет какой-то другой человек, он перевернет все, потому что другое мировоззрение, другая концепция развития. Соответственно, у нас уже будет не воскресный день, а субботний. А может, когда мусульманин придет, пятница будет. И тогда в обществе будет просто разнобой.

А сейчас, получается, концепция подменяется человекобожеской религией, гуманистическими принципами. Преподобный Иустин (Попович) определяет миссию следующим образом: Церковь – это богочеловеческая вечность.

Мы знаем, что Церковь – это Тело Христово, а он немножко переделывает: богочеловеческая вечность. То есть это не только Тело Христово на земле, это в вечности. Наша православная вера – вечная, ни одна религия, ни одна партия не может похвалиться этим, потому что эти принципы дал Бог, Моисей дал десять заповедей от Бога, Господь Иисус Христос Сам дал нам девять заповедей блаженств, по ним построено все богослужение. Мы говорили: девять песней канона, девять заповедей блаженств, семь прошений молитвы «Отче наш» по семи заповедям блаженств. Семь таинств соборования, семь дней творения, семинарист, семья – то есть такие вот ключевые понятия раскрываются в православии.

Богочеловеческая вечность, воплощенная в границах времени и пространства. То есть Христос стал Человеком, чтобы человека сделать богом. Она в этом мире, но не от мира сего, заповеданная Христом и осуществляемая святыми отцами. Миссия Церкви состоит в следующем: насаждать и взращивать в душе народной чувства и сознание того, что каждый член Православной Церкви личность соборная и вселенская…

То есть каждый человек что-то помыслил – и уже повлиял на весь ход мировой истории; хоть чуть-чуть, микро, но повлиял. А если два человека, а если десять тысяч, а если один миллиард? Меняется все. Один человек задал тон. Например, Маркс, Энгельс и Ленин – и сто миллионов мы потеряли в атеистических конвульсиях (прости, Господи, что так говорю), потому что сразу пошел геноцид народа. Мы изменили православное мировоззрение, царя-батюшку убрали и получили геноцид народа. А всего лишь изменили концепцию, светлое будущее захотели. Какое светлое будущее? Повелись на этих человекобожеских принципах врага человека, каинитских.

Поэтому Иустин (Попович) и говорит: … личность соборная, вселенская, личность вечная, богочеловеческая он (то есть человек, который принял Христа, надел крест, крестился) Христов и потому брат всех людей, слуга всех людей и твари. Это данная Христом цель Церкви, а всякая другая цель – не от Христа.

То есть человекобожеская миссия – антихристова. Трансгуманизм, проповедование современной рекламы – это миссия разврата, миссия закабаления человека, миссия человекобожеская, которая приводит к чипизации людей. Электронная экономика, биоданные собирают – это контроль внешний. Человек, не имеющий совести, конечно, будет это все получать. А человеку, у которого совесть, этого не надо, он сам свою жизнь готов отдать за други своя, за Христа. Поэтому нас довели до состояния, что мы готовы отдать свою жизнь и быть биороботами; вот к чему нас сейчас ведут. Это человекобожеская религия, антихристова. Он хочет прийти сюда.

… всякая другая цель не от Христа, а от антихриста. Чтобы быть Христовой, Соборной, Вселенской, наша Поместная Церковь должна непрестанно осуществлять эту цель в нашем народе. Какими средствами может она осуществлять эту богочеловеческую цель? Никакими иными, как только богочеловеческими. (А это значит –через таинства церковные, это церковная жизнь.) Богочеловеческая цель может достигаться исключительно богочеловеческими средствами, никогда человеческими и никогда никакими другими.

Какими человеческими средствами достигалась цель? Мы видим: человек – это звучит гордо; русла рек поменяли, города затопили, внедрились в природу. И что получили? Экологический кризис. Внедрились в психологию людей – и получили психологические стрессы. Вот эта реклама и гипноз – это все внедрения незаконные, с грязными руками. Для того чтобы влиять на душу человека, нужно самому очищаться. А разве у нас психологи ходят в храмы Божии? Большинство не ходят, ни причащаются, не исповедуются. Какое они имеют право? А вот человек, который стремится к самосовершенствованию в Боге, то есть во Христе, не просто сам в себе самосовершенствуется… Имея страсти, разве он может помочь другим? Поэтому богочеловеческая концепция очень актуальна в наше время.

– Вы сказали, что борются две концепции: богочеловеческая и человекобожеская, то есть третьей не дано, человек в любом случае принадлежит либо одной, либо другой.

– Как бы он ни говорил, что он атеист, кришнаит или буддист, он автоматически попадает под человекобожескую религию, он хочет устроить сам себе рай здесь, на земле. Пусть он даже себя закапывает, вверх ногами стоит, читает мантры, перемещается в воздухе, но это все закончится катастрофой прелести. Состоянием прелести, экзальтации, когда стигматы, например, появляются у людей, когда они думают о Христе. «Я слышу свист моего Христа, – вопиет одна западная святая. – Я хочу быть мячиком в руках Божиих… Сойди со Креста… я таю в Твоих объятиях». Франциск Ассизский говорит: «У меня столько заслуг, что они превышают Христа и сравниваются с ними». То есть это состояние прелести, состояние, когда человек теряет контроль.

А православные заповеди блаженств, православная вера дают возможность через святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника держать нас в узде, не доверять себе, духовно подниматься от силы в силу в меру возраста Христова, сораспятия, стоять в истине даже до смерти. Соответственно, атеисты и другие выбирают только внешнее, отнимая у людей внутреннее. Внутреннее преображение важнее. Настоящее счастье человека – это внутреннее преображение, а не внешнее. Человек может обладать всем миром, говорит Господь, а душу свою повредить. А толку от этого никакого не будет.

Даже вот есть такие рассказы. Один старец подвизался и умер, и настоятель монастыря спрашивал: «Господи, он, наверное, в раю? На каком уровне?» И вдруг Господь открывает: оказывается, в аду. Как же так? А он все делал ради тщеславия. Это целая борьба. Но мы должны, по крайней мере, выделить, что православная вера и в исторической, и в нравственной, и в догматической части – это вера, которая дала нам огромное количество подвижников, огромное количество святых, которые прославились у Бога и постоянно нам помогают. Это блаженная Матрона, блаженная Ксения, преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий. Ни одна религия не может похвалиться такими чудотворцами, чудесами, которые изменяют человека ради Бога, а не мир и Бога под человека.

Чтобы завершить такие понятия, приведу простой пример. Первая миссия: мы приходим и человека приводим к покаянию, и он исправляется. Вторая миссия – беседуем с человеком, играем на гитаре, развлекаем его, а человек какой был, такой остался. Толку нет от этой миссии. Вот у нас в соседней школе провели волонтерскую миссию. Дети собрали денежки, купили конфеты, написали: «У нас в школе не курят». Потому что в школе курили. И когда дети выбегали покурить на переменке, им раздавали конфеты, а сигаретки забирали. В общем, на следующий день миссионерское служение закончилось тем, что они принесли в директорскую мешок недокуренных сигарет и сказали: «Вот наша миссия». На следующий день пришли ребята, говорят: «А где ваши конфетки?» То есть у родителей выпросили деньги на сигареты, так же курят, но еще и конфетами заедают. Ну что это за миссия?

Миссия – это когда ты человека привел к тому, что он осознал: он не паровоз. Мы родились здесь для того, чтобы прославлять Бога, а не для того, чтобы курить... И вот человекобожеская антимиссия – это удовлетворение страстей. Голливудские фильмы – это как раз спецпроект для уничтожения нашей России и вообще всего мира. Это человекобожеская миссия, когда панки, рок-музыка… Это миссия для того, чтобы нашу молодежь одурманить, чтобы они не были директорами заводов, чтобы они не работали, чтобы они не трудились, чтобы они в каких-то экстремальных ситуациях заканчивали жизнь непонятно где: кто-то сорвался со скалы, кто-то катался на всяких ристалищах, кто-то в игры заигрался.

В богочеловеческом центре исихазм, синергия. Мы такие понятия еще ввели на шестой

заповеди блаженств – «синергия» и «симфония». Когда мы осознаем свои грехи, когда мы каемся в них («блаженны плачущие»), когда приносим покаяние («блаженны кроткие»), когда мы алчем и жаждем Священного Писания, когда мы совершаем дела милосердия (пятая заповедь), мы достигаем этого: «блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Вот синергия, где Бог встречается с человеком.

Помните, блудный сын ушел от отца? Это вот концепция человекобожеская: я тут главный, ты, отец, для меня умер, давай сюда богатство, что мне положено, я пошел его транжирить… И дошел до того, что даже свиньи питались лучше, чем он. И только тогда он осознал, что без Бога он никто, что рабы питаются лучше. Он вернулся к богочеловеческой концепции: я хочу быть последним рабом. И отец, видя, слыша и понимая его мысль, сказал: «Нет, сыночек, ты изменил концепцию своего мышления, ты теперь понял, в чем богатство. Богатство в том, что ты любишь меня, я тебе дам все». И он заколол тельца упитанного (это Христос, это Причастие), то есть вот она – концепция возвращения наших блудных сыновей нашей Святой Руси.

Мы Святая Русь, Господь нам доверил быть богочеловеками. Москва – Третий Рим, Святая Русь, есть такие выражения. Нам, конечно, больше подходит Святая Русь, мы не хотим быть ни Римом, ни Китаем, ни Японией. Святая Русь – это название даже не мы дали себе, дали наши враги, потому что настолько благочестие было велико, что комар носа не подточит, дети слушались. Конечно, были разные. Но целеполагание, симфония Церкви и государства именно были построены на этой шестой заповеди блаженств.

Русские народные сказки – это как раз и есть концептуальные сказки. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» – вот оно. «По щучьему велению, по моему хотению», то есть не то, что я хочу, а то, что Бог хочет. А то, что хочу я, хочет Бог; а то, что Бог хочет, я хочу. Вот синергия, синергия личной жизни, и она (синергия) будет в покаянии, потому что без покаяния ты причастишься как Иуда. И когда наступает синергия через Причастие, восстанавливается, ты будешь искренне исповедоваться. Некоторые говорят: «А как это? Вот я причащаюсь, ничего не получается». Значит, что-то неискренне.

Преподобная Мария Египетская семнадцать лет вымаливала эту синергию, и потом, последние тридцать лет, в этой синергии пребывала. Помыслы семнадцать лет ее не оставляли, а мы думаем – за одно причастие сразу синергия будет. Нет, надо потрудиться. Как мы причащаемся? «Но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».  То есть концепция человекобожеская – это фарисейская концепция, которая привела к распятию. «Я тут заповеди выполняю, в храм хожу, а что еще надо? А грехов у меня нет» – вот концепция протестантская. А у католиков экзальтированная, то есть если они хотят православное принимать, должны осознать свою греховность, ложное устремление и, соответственно, уже принять это православное мировоззрение блудных сыновей.

Благоразумный разбойник – это как вода сухая и огонь мокрый. Но он благоразумный в чем? Он был благоразумный именно на кресте. Поэтому православие начинается со Христа, с креста. А там, где есть крест, есть Христос. И где есть Христос, там есть спасение, там есть Церковь. Вне Церкви нет спасения, а Церковь есть Тело Христово. Поэтому вот такие слова и выражения нам позволяют утвердиться в том, что у нас должен быть подвиг. И вот святители Иустин (Попович) и Николай Сербский единогласно говорят, что человек должен быть подвижником, подвигать себя. Это значит – изменять себя. Не все вокруг себя, а себя, отбросить свои ложные стереотипы.

Восьмое марта, 23 февраля праздники уже отчасти воцерковленные, люди чаек пьют, поздравляют себя с боевыми подвигами. Но когда «омывают» медали и, простите, чуть ли не ползком приползают домой, а женщины после корпоративных связей идут в абортарии – разве это концепция богочеловеческая? Это человекобожеская концепция самоуничтожения. Что интересно, дьявол создал эту каинитскую религию еще в раю. Господь создал в раю богочеловеческую, а дьявол переформатировал на человекобожескую. Она впоследствии получила название «каинитской». Каинитская цивилизация довела до чего? До потопа. Там уже были генномодифицированные люди; нефилимы, гебаримы, пирамиды оттуда. Уже внедрялись в сущность человека. Сейчас тоже по телевизору, по Интернету показывают, что уже соединяют гены человека с лягушкой – и получается маленький человечек. Это и есть трансгуманизм, вершина антихристовой религии, каинитской. Семь с половиной тысяч лет антихрист готовился к приходу.

Христос по нашей богочеловеческой концепции принял природу человеческую и преобразил ее, и вознес ее, и посадил одесную Отца. Антихрист уже пыжится семь с половиной тысяч лет для того, чтобы стать человеком. И когда становится человеком, человек начинает гавкать, хрюкать, квакать, кукарекать – бесноватый. У нас вот отец Герман отчитывает в Свято-Троицкой Сергиевой лавре бесноватых. Они хрюкают, квакают. Как магниты нельзя соединить минус к минусу, плюс к плюсу – они отталкиваются, так и бесноватые, их прямо дергает. Почему? Потому что или грехи родителей, или личные грехи, или родовые грехи – все это сказывается в нашей жизни. Вот оно: ложь концепции приводит к тому, что бес внедряется в нашу жизнь. Если у нас в голове нет царя, нет порядка, нет православного богочеловеческого понимания, мы рано или поздно попадем в руки врага. Все. Нейтрального не может быть, только две религии существуют: богочеловеческая православная и все остальные.

– Может быть, еще в конце передачи следует сказать, какие конкретные шаги должен предпринять человек, чтобы отдалиться от человекобожеской концепции и приблизиться к богочеловеческой?

– Есть учебник «Миссиология». Он как раз и посвящен этому, здесь труды очень многих миссионеров. Вообще было много миссионерских съездов. Миссионеры стремятся искренне, чтобы богочеловеческая религия проникла в нашу Святую Русь, вернее – чтобы мы это осознали. И вот эти шаги здесь все описаны. Что такое богословие миссии? Как нужно понимать тринитарное обоснование, экклезиологическое, эсхатологическое? Какова была история, каковы принципы миссионерского служения? То есть очень интересное повествование.

Миссионерский стан, миссионерский приход, миссионерское служение мирян, проповедь среди мигрантов, методики диспута с сектантами, богослужебный язык, миссионерские экспедиции, миссия в средствах массой информации, миссия-проповедь в Интернете, проповедь в воинской среде, в тюремном служении, среди молодежи, среди социально незащищенных людей, социальное служение... Это целый предмет, который с 1994 года на Архиерейском Соборе был принят. А до этого было пять миссионерских съездов, которые подготовили Поместный Собор.

Так вот, какие принципы, как вернуться к ним? Самое важное – это понимание того, что мы образ и подобие Божие. Это первое. Что мы не инопланетяне, с неба упавшие, и не от обезьяны, с дерева свалившейся. Мы образ и подобие Божие. Мы должны понимать, что мы царское священство, что мы цари на этой земле. Мы не марионетки, не биороботы. И, поставив на чело и на руку печать и соединившись со всеми, мы не станем здесь царями. Наше царское достоинство заключается в том, что мы соединяемся с Богом через Тело и Кровь Господни по православным принципам. То есть это первое понимание, что мы образ и подобие Божие.

Второе. Мы должны иметь это понимание как первосвященники, основываясь на принципах жертвенной любви. То есть первое: ум наш должен быть царем; наше сердце должно быть первосвященником, Господь нам даровал первосвященническое служение; наша воля (руки и ноги) должна быть укоренена в Священном Писании, в пророческих знаниях, в знаниях Апокалипсиса, в знании Евангелия. То есть мы должны быть и царями, и первосвященниками, и пророками, не утрачивать и не отдавать это; чтобы не искажали нашу историю, возвращать нашу историю. Преподавать ее в воскресных школах, возвращать к тем исконным истинам, которые были в симфонии Церкви и государства, где царь и патриарх – это как отец и сын. Патриарх – отец, царь – сын; но в некоторых экстремальных случаях и царь становится отцом народа, и народ становится сыновьями.

Вот она – симфония Церкви и государства, синергия в личной жизни. То есть навести порядок в уме, в чувстве, в воле. В уме, чтобы мы знали нашу историю. В сердце, чтобы любили от всего сердца Бога. В воле, чтобы ходить на службы, причащаться Тела и Крови Господних, навести порядок в личной жизни. Вот у апостолов наступил момент синергии – это сошествие Духа Святого, и они на этом личном уровне пошли в обычные семьи. Они не пошли сразу к императору, они в обычные семьи пошли, навели порядок в семьях. Общество уже стало за них. И какие бы ни были гонения (там 15 000 убили, там 30 000 убили, сразу несколько тысяч пришло ко Христу, когда увидели мучения Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона), они на своем личном уровне показали, что вот  образец, вот гаранты, вот носители этих принципов, этой концепции, этих основ духовной миссии. Они стали проводниками, они как факелы, как яркие лампочки, как свет во тьме засветились на личном уровне, осветили семьи, а эти семьи составляли общество, а общество семей составляет государство.

И когда приехали к нам четыреста врагов, нехристей, они закабалили всю Россию. Почему? Потому что за двести лет принципы ложного западного разложения внедрились в нас. Поэтому возрождение должно быть и на личном уровне, и на семейном. То есть мы, мужчины, должны понимать, что мы глава семьи, мы должны заботиться о своей семье, о своих матерях, братьях, сестрах. И на общественном уровне не быть толерантными, либеральными, а знать свою веру, знать ее основы: десять заповедей Божиих наизусть, девять заповедей блаженств, знать, как духовно подыматься по ним; и двенадцать положений Символа веры. Вот они – духовные основы. Соответственно, синергия в личной, семейной жизни приведет к симфонии Церкви и государства. А сейчас синархия.  

Вот симфония: православная вера и царь – двуглавый орел, одно сердце, два крыла, две головы; первосвященническое и царское. А сейчас готовится вот такое – синархия: туда, вниз, когда лжесвященство, лжепатриаршество и лжецарство. Это и есть антихрист. Он как раз будет создавать свою систему, одну мировую религию. И нам нашу православную веру предавать нельзя и прославлять другие. Поэтому стоять в истине и знать, что мы призваны преображать себя. Цель нашей жизни – это спасение души через стяжание, уподобление, преображение. Стяжание благодати, как стяжал Серафим Саровский; уподобление Богу в несении креста и помощи ближним (седьмая, восьмая заповеди) и преображение (восьмая, девятая заповеди), когда мы готовы идти на смерть ради того, чтобы сохранить верность нашей православной вере.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать