Беседы с батюшкой. Начало нового учебного года

3 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Батюшка, вот такой банальный, простой вопрос: Ваши дети уже пошли в первый класс?

– Нет, у меня еще не успели. Хотя у меня трое детей, но пока еще никто не дорос.

– Все впереди. Но знаю, что Вы преподаете в одной из православных школ. И Ваша роль учителя, Ваше преподавание что для Вас значат, когда Вы общаетесь с детьми и что-то пытаетесь им объяснить?

– Для меня как для священника преподавание значит некоторую проверку на профессиональную пригодность. В храм приходят люди, и, конечно, они порой не хотят прислушаться к словам священника и меняться, но, по крайней мере, могут его выслушать. Пусть они не согласятся с батюшкой, может, обидятся, развернутся и уйдут, но дослушают. А вот внимание детей надо еще удержать.

Я веду «Закон Божий» – предмет, которого нет в обязательной государственной программе, так как преподаю в православной школе «Спас» нашего Северо-Западного викариатства. Тем, кто живет на северо-западе Москвы или в прилегающих районах Подмосковья, очень советую к нам поступать, пока еще народу у нас не очень много... Тем не менее, хотя классы не очень большие, ребята очень бойкие, и надо удержать их внимание, особенно в понедельник, когда они только накануне были в храме, уже там и Евангелие послушали, и, пока ждали крест, батюшка что-то им (а в основном их родителям) тоже сказал. То есть здесь мне надо немножко уйти от своей какой-то, может, гордости, когда кажется: ох, я сейчас скажу какие-то слова, и все просто аж рот разинут от изумления, восхищения и даже, возможно, благоговения.

Понятное дело, что детям можно поставить ту или иную оценку, для того чтобы взбодрить либо подбодрить хорошо учащегося человека, либо, наоборот, немножко подбодрить того, кому надо подтянуться хотя бы прежде всего во внимании к предмету. Но самое главное – держать внимание детей через какой-то интересный рассказ. Понятно, детям интересны лирические отступления, о чем-то еще поговорить... Если младшеклассникам это интересно постольку-поскольку, то старшеклассники уже более хитрые. Они, наоборот, какие-нибудь вопросы задают: «Ой-ой, как интересно, батюшка, а не скажете ли то-то, то-то…»  Чтобы от программы увести. Но в том и вся сложность – именно донести что-то для детей важное и полезное, чтобы это им было интересно слушать, но чтобы это и способствовало спасению души и пополнению знаний.

– Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: «У меня два вопроса к Вам. Первый вопрос: нужно ли при воспитании детей рекомендовать им прислушиваться к голосу совести? Я знаю, святые отцы говорят, что совесть – это голос ангела-хранителя. И  второй вопрос, который меня волнует: знаете ли Вы или, может быть, слышали или читали о том, сколько у человека ангелов-хранителей? Я предполагаю, что один ангел-хранитель дается душе, когда, по слову Игнатия (Брянчанинова), мужская клетка соединяется с женской – и происходит прикрепление души. И я предполагаю, что, наверное, и ангел-хранитель прикрепляется. И второй ангел-хранитель прикрепляется при крещении, по словам Господа, через Святой Дух и воду. Вот такое мое мнение. Что Вы думаете по этим вопросам?»

– Интересные и содержательные вопросы. Начну со второго, он немножко проще, потому что тут сразу нам нужно отсечь лишнее. В семинариях и на богословском

факультете, где я учился в Свято-Тихоновском университете, обязательный предмет – история Церкви. Причем на истории Церкви проходят не только то, как жили православные, но проходят и различные ереси, отклонения, расколы, которыми, увы, история Церкви сопровождалась. В том числе в рамках истории Церкви есть такая дисциплина, как история западных исповеданий. Кроме того, еще есть курс философии. Кажется, зачем будущему священнику какие-то вот такие теоретические знания? Потому что если ты что-то уже узнал, то тебе не придется ломать голову самому и заново изобретать велосипед. В том числе, как мы знаем, дураки учатся на своих ошибках, а умные на чужих.

И поскольку Господь нас создал венцами творения, разумными существами, то мы можем немножко поучиться на ошибках наших собратьев католиков. Когда они уже отделились от полноты единства христианской Вселенской Церкви, то их путь пролегал через различное набивание духовных шишек. В частности, через период схоластики. И вот в период схоластики до того дошел абсурд в рассуждении о каких-то технических вещах в умосозерцаемом духовном мире, которые все равно нашими критериями временного, тленного мира не определить, что вправду обсуждался вопрос, сколько может уместиться ангелов на кончике иглы, а сколько бесов и так далее.  

Поэтому тут нам не следует думать, что как-то на нашу жизнь повлияет то, если нам Господь, например, представит vip-охрану – десять ангелов-хранителей. Причем там может быть один архангел, девять ангелов, еще серафим сверху прикрывает на крыше, как снайпер на мероприятиях, и так далее. Нет, если мы будем грешить, то и легион ангелов нам не поможет. Кроме того, как мы помним, Господь имел в Гефсиманском саду единственное такое рассуждение о ниспослании ангелов человеку. А Господь наш Иисус Христос и истинный Бог, и истинный Человек. Он говорит: «Неужели вы думаете, что Мой Отец не мог бы легион ангелов послать Мне, чтоб они Меня защитили?» Тем более в псалмах об этом говорится, что не преткнешься о камень ногою…

Мы, когда подражаем Христу, действительно вступаем в общение с Богом, вступаем в общение с ангельским миром. Ангелы, по словам апостола Павла, – служебные духи, в службу посылаемые. Они не венец творения, они не обладают всей той полнотой свободы и совершенства, как человек. Поэтому то, что ангел рядом с нами оказывается, – это непосредственное веление Божие.

Если мы приближаемся к Богу, то, конечно, и ангельский мир, мир духовный, где души святых, тоже становится к нам ближе. Если мы отдаляемся от Бога, то, увы, как мы помним евангельские слова, бес, изгнанный из души, возвращается и находит ее прибранной и зовет с собой семь злейших бесов. Поэтому не приходится говорить, что в нашей душе обязательно вот набилось семь злейших бесов и будут с ними один, два или десять ангелов, как в коммунальной квартире, соседствовать. Увы, как мы знаем (и тоже очень часто эта аналогия используется в святоотеческом учении),  ангел отходит, опечаленный.

Нам, конечно, хотелось бы, может, по какой-то гордости сказать: вот человек некрещеный – у него один ангел-хранитель, а я крещеный – у меня два, еще в момент крещения мне ангел прибавился. Но если мы допускаем такую горделивую мысль – возвыситься над своим ближним, пусть и некрещеным, то, увы, уже в этот момент ангел начинает слезинки пускать и в стороночку от нас отходить. Поэтому не стоит ломать себе по этому поводу голову, сколько именно у нас ангелов-хранителей, потому что в Священном Писании однозначного ответа нет. А оно боговдохновенно, оно абсолютная истина. А те или иные святые отцы рассуждали на эту тему, но рассуждали они не в математическом ключе, а именно в ключе спасения души, приближения ее к Богу или удаления от нее.

Поэтому я бы на Ваш вопрос ответил, что, конечно, с самого момента рождения Господь хранит любую душу любого человека, с самого момента ее появления на свет, который действительно происходит с момента зачатия. И Господь хранит любого человека. И даже если человек полностью впал в грех, для того чтобы он смог вернуться в покаянии, конечно, рядом с ним, можно сказать, дежурный ангел остается, который может сказать: «Господи, вот человек, страшный злодей, убийца, разбойник (вроде того, который висел на кресте одесную Христа), вот он кается». И действительно, сразу же прилетят и второй, и третий, и десятый ангел, и все у нас будет хорошо. Поэтому мы не беспокоимся: если мы будем держаться в стороне от силы бесовской, то рядом с нами всегда будет много ангелов.

Теперь о другом вопросе, он действительно более интересный, менее теоретический, а там как раз некоторая практика. Еще  иногда спрашивают о настоящих чудесах, особенно люди не очень церковные. Евангелие, жития святых – это все интересно, а вот нам именно чудеса нужны.

– Сверхъестественное, невероятное и интересное.

– Да, как раз в духе каналов, где про вампиров, про пришельцев. «И Вы нас, батюшка, тоже развлеките». На самом деле чудеса вокруг нас. И одно из этих чудес в том, что я сегодня со своими школьниками как раз беседовал о том, что является ориентиром в нашей духовной жизни. Даже не то что в духовной жизни, а если простыми словами, что является ориентиром для христианина. И мы пришли к выводу, что совесть – хороший ориентир для старта, но не объективный. А все-таки нам надо отсчитывать свои поступки, свои мысли, свои действия от Евангелия.

Более того, мы даже успели начать, но уже прозвенел звонок, и придется нам с ними продолжить через неделю рассуждать, как нам действительно быть в общении с родителями… Это в том числе и взрослым людям пригодится, порой и взрослому 50-летнему человеку со своей старушкой-матерью еще тяжелее общаться, чем подростку со своими родителями. То есть проблема, так или иначе, сохраняется у всех возрастов.

Как нам действительно это определить? Вроде люди любят друг друга: мама, папа любят своего ребенка независимо от возраста – и маленького, и большого. И чаще всего (слава Тебе, Господи), по крайней мере, в детском возрасте, дети любят родителей. Но когда вырастают, тоже наша задача – это сохранить.

И вроде друг друга любят, и каждый по совести старается что-то подсказать, посоветовать или настоять на своем. И родитель по совести думает: для ребенка будет лучше, надо его тому-то научить. Ребенок по своей детской совести, которая, надо признать, несмотря на отсутствие житейского опыта, просто в силу возраста более чиста, чем совесть родителей, тоже старается и действительно убежден, что надо так. Мы не берем те случаи, когда ребенок юлит, старается вывернуться, скрыться от какой-то вины, от того, что уже сделано, и покрыть это каким-то враньем.

Для начала, конечно, если уж такая ситуация происходит, то можно говорить: «Дорогие дети, вы хотя бы для начала пропустите через первый фильтр: по совести вы делаете или нет? Если вы действительно что-то взяли, не послушались или что-то не успели, поленились, нужно ли к этому добавлять еще дополнительную вину?» Можно сказать: «Мама, папа, извините, что-то забегался, заигрался, позже вернулся домой, попросили меня пыль протереть, а я не протер. Ничего, завтра пораньше встану, протру; или не буду долго бегать, в футбол играть, вернусь, протру». И так далее.

Но этим не стоит ограничиваться. Следует действительно больше призывать детей жить в соответствии с Евангелием. При этом, конечно, детки не то что читают Евангелие, разбирают каждую фразу, но все равно некоторые евангельские заповеди у них на слуху:  если кто-то тебя попросил, надо не только просимое исполнить, но и в два раза больше. И если это будет звучать не из уст родителей (они просто помнят, что вот есть такие слова Христа), то они, чтобы порадовать родителей, которые просят их помыть посуду, помоют не только тарелочки, но и чашечки, мытье которых мама милостиво решила на свои плечи взвалить. Поэтому христианин – максималист. Начинаем учить деток опираться на совесть и продолжаем, чтобы они на свои воспоминания о Евангелии тоже опирались.

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос о душе. Многие священнослужители на вашей передаче, да и на проповедях тоже, считают обиталищем души сердце человека. Но сейчас медицина очень далеко ушла, и человеку делают пересадку сердца. Что же происходит с душой? Ему подсаживают чужую душу, а его душу вместе с сердцем выбрасывают?»

– Господь нам сказал в Евангелии (а это, как мы выяснили, прекрасный жизненный ориентир и для деток, и для взрослых): не бойтесь убивающих тело, не могущих душу убить. И тут это можно фрагментировать: не бойтесь тех, кто, например, отрезает руку от тела, но не может отрезать кусок души, потому как тело действительно можно убить, душа все равно бессмертна, ничего с ней не будет. Даже если душа вся грешная, она, конечно, в глубины адские, увы, скатится (в том-то и печаль адских мук, что охота, чтобы они кончились), но все равно душа бессмертна, никак с ней ничего не происходит. Но от души невозможно отпилить кусочек. Если у человека теряется рука, душа не исчезает.  Господь, наоборот, в Евангелии говорит: «Если глаз твой соблазняет, вырви его, без глаза войдешь в Царствие Небесное».

– Не нужно это воспринимать буквально.

– Да, буквально не нужно воспринимать некоторые слова Христа, Он недаром в притчах говорил. Членовредительством заниматься не надо по окончании передачи (на всякий случай говорю)... Но если действительно нас принуждают отречься от Христа, как древних мучеников… их даже пытали и глаза выкалывали, они не боялись потерять глаз или руку. То же самое и сердце. Это тоже всего лишь часть нашего бренного тела, которое все равно умрет, если, конечно, мы не будем людьми не просто святой, а максимально святой жизни, что Господь сохранит наше тело нетленным – и оно станет мощами, как мощи Сергия Радонежского или других святых, которым мы можем поклониться. Скорее всего оно будет подчиняться законам этого тварного мира, распадется на кусочки, его съедят червячки…

Как мы видим, увы, наше тело временно, и не стоит о нем беспокоиться. Это всего лишь одеяние души. Тело – не часть души, а ее одеяние. Душа не принадлежит к этому материальному миру, душа не замкнута в этом теле. Вспоминаем слова апостола Павла: «не знаю, было это во сне или наяву, но был некий человек, который был восхищен до третьего неба». Но мы все знаем, что по скромности апостол Павел (это единодушное мнение святых отцов) о себе самом писал. То есть его душа действительно созерцала рай. Понятное дело, что тело никуда в этот момент не телепортировалось.

Поэтому не нужно думать, что в нашем сердце (а это очень важный орган, который качает кровь, чтобы она прогонялась через легкие, обогащалась кислородом) содержится душа. Душа больше и важнее тела. Бывает, не только сердце пересаживают, а бывает, временно человека подключают к аппаратам… То есть сердце у него повреждено, но успели его спасти, подключили – и просто насос качает. Более того, даже есть уже некоторые  сложные дорогие механические конструкции, когда даже необязательно человеку в больнице быть, а надо просто приходить периодически проверяться. И он в ожидании донора, какой-то ситуации даже живет с механическим сердцем. Человек стал бездушным? Отнюдь нет. Бездушным человек становится, когда он свою бессмертную душу погружает в пучину грехов, и уже до нее не достучаться.

Понятное дело, мы из Псалтири знаем: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, дух прав обнови во утробе моей». Но мы же не думаем, что Дух прав, Дух Божий, Сам Господь Бог, Святой Дух приходит к нам в утробу. Утроба – это что? В живот залезает? Конечно, нет. Мы действительно понимаем, что Бог шире всего этого мира. Точно так же мы вот этот поэтический образ царя Давида рассматриваем: мы не загоняем Дух Святой в живот. Мол, больше святой воды выпил – больше благодати получил. Ни в коем случае. Хотя в детстве, наверное, даже и я так думал. Но все-таки уже в более взрослом возрасте от такой мысли можно отказаться.

Точно так же мы абсолютно символически воспринимаем и слова царя-псалмопевца Давида про сердце. Сердце – это некоторый образ души. Тем не менее мы знаем, что даже сердце может остановиться, а жизнь продолжится, будет спасена, что вроде все-таки наше сознание именно в нашу голову вложено, наш мозг трудится, работает. Но даже если у человека трепанация черепа, какие-то доли мозга удалены, на его душе это не сказывается.

Я призываю всех, у кого действительно есть решимость, как-то поучаствовать в церковных программах по работе с людьми, у которых есть какая-то умственная неполноценность. Да, это действительно люди-инвалиды, но можно увидеть, насколько в них душа жива. Это взрослые люди, которые, может, не очень опрятные, в чем-то даже пугающие, но за этим скрыта действительно чистая душа. Господь их ограничил в какой-то силе разума, и, может, даже мозг у них пострадал, тем не менее душа их совершенна. Это тоже лишнее свидетельство, что наша душа на теле не замыкается, и что бы с телом ни происходило, мы можем об этом не беспокоиться.

– Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: «Я сегодня шел по улице и увидел: валялась молитва святой блаженной Матроне; там было написано: «В бедах и нуждах». Я ее подобрал, сохранил, оттер от грязи и пыли. Хотелось бы поинтересоваться, можно ли ее сохранить. И правильно ли я сделал?»

– Короткий ответ: абсолютно правильно. Потому что не дело, чтобы кто-то ходил по молитве, пусть даже случайно. Люди бегут по своим делам…Даже если бы иконка лежала… Ничего страшного, если ты случайно наступил, но если уже увидел, конечно, надо поднимать. Очень радует Ваше такое благоговейное отношение к тексту молитвы: хоть и бумажка, но не поленились отчистить грязь. Поэтому тоже можно сказать, что Вам Господь эту молитву послал: возможно, какие-то  беды и скорби тоже Вас иногда посещают. Промысл Божий нам неизвестен, мы можем только предположить, что Господь тоже Вас захотел укрепить через эту молитву. Поэтому если Вам этот текст нравится, молитесь и читайте. Если устанете, никто Вас не обязывает, не то что вот Господь бумажку послал, поэтому будь добр ее каждый день или каждую неделю читать. Но когда действительно какая-то беда, скорбь, почему бы не попросить присоединиться к нашей молитве ко Господу и блаженную Матрону Московскую или кого-то из других святых?

– Вы часто проводите время с детьми. Как маленьким детям объяснить истинность христианства, истинность православия? Какие аргументы можно привести ребенку, который может спросить: а почему мы православные, а почему мы ходим в церковь? Что Вы можете посоветовать, исходя из Вашего опыта преподавания?

– Тут вопрос очень обширный, прежде всего по возрастным параметрам... Маленький ребеночек, большой – с кого начнем?

– Я по себе сужу, когда я первый раз начал задавать такие вопросы: а как это – Бог вечный? Я спрашивал у родителей, мне было, может, лет шесть-пять. Я только научился читать и читал Библию, и мне было непонятно; я задавал вопросы. Давайте возьмем семилетнего ребенка, который идет в первый класс.

– Хорошо. Семилетний возраст – очень важный возраст, потому что как раз с этого возраста Церковь советует начинать ребенку принимать участие в таинстве Исповеди. Причем на всякий случай подчеркну, что это возраст именно примерный. Кто-то вот сущий младенец и в восемь, и в девять лет, не стоит такого тормошить.

– Вот у меня было в семь лет, я помню. 

– Господь младенческую душу, в чистоте содержащуюся, хранит, а потом уже лукавый пытается забросить какие-то свои семена. Но поскольку душа еще не изрыта бороздой греха, то этим семенам негде зацепиться, и они от души отскакивают как от ровной поверхности. Тем не менее авось что-то уже прилипло. Господь точно так же заботится, чтобы мы возрастали и совершенствовались. И действительно, хоть дети все совершенны и безгрешны, никто не делает священником пятилетнего мальчика, например. Хотя любой пятилетний мальчик безгрешнее всех самых заслуженных и незаслуженных батюшек, которые на канале «Союз» появились, и тому подобное.

Мы возрастаем, и самое главное – возрастаем в своей свободе выбора. Когда ребеночка крестят, ему постригают волосики: он как бы подчиняется воле родительской. Но он растет, растет, свободы все больше. Свобода – это свойство Божие, мы созданы по образу и подобию Божию. Поэтому Господь отнюдь не противится, Он мог бы лукавого отогнать и не разрешать ему такие вопросы закидывать в нашу душу. Но Он хочет, чтобы мы делали свободный выбор.

Поэтому самое главное (это как раз можно уже ко всем возрастам отнести; такой общий совет, поэтому с него и начну) – не заставлять ребенка: «Ты прими мою точку зрения, я так сказал, и чего ты споришь, да и вообще, ты что – еретик? Я тебя вообще накажу, ты никудышный, ты Бога не любишь, маму не любишь». Ни в коем случае. Мы ценим свободу ребенка, мы действительно стараемся вместе с ним разобраться. Если наши богословские знания слабы и мы не очень можем ребенку ответить, значит, Господь нам посылает сигнал, что нам самим надо побольше Священное Писание почитать, духовную литературу; может, посоветоваться с тем священником, который ребеночка с детского возраста знает, знает его темперамент, что-то может предложить. То есть стартовая позиция: ребенок правда не виноват в том, что он такой вопрос задает, ничего дурного в этом нет; наоборот, здорово, что ребенок растет и старается для себя Бога побольше открыть.

– Живой ребенок, начинает интересоваться.

– Конечно. Как объяснить, что Бог вечен? Поскольку мы созданы по образу и подобию Божию, здесь нам ребеночку уже проще ответить, что мы тоже, в принципе, вечны, только не совсем как Бог, а почти. То есть наша душа тоже будет существовать вечно, и наше тело воскреснет, будет вечно существовать. Но мы хотим, чтобы эта вечность рядом с Богом протекала, а не в неких более жарких, даже чересчур, местах.

У нас папа, мама полюбили друг друга, и Господь решил поддержать их любовь и вдохнул бессмертную душу, чтобы у мамы в животике появился малыш, потом родился и рос. То есть  был действительно момент, когда нас не было. Однако дальше мы вместе с Богом вечно будем существовать. Или, увы, вдали от Него. Бог же, поскольку создал весь этот мир, был всегда. Нам, конечно, это сложно понять, потому что мы ограничены в мире, у которого было начало и, более того, будет конец. Поэтому наш разум это не в силах оценить. А мы должны развивать свой разум, свою душу, поэтому наша задача – почувствовать вечность Бога. Поэтому сформулировать точный ответ мы, конечно, не можем для ребенка, но должны признаться: хоть я и взрослый человек (папа или мама), я все равно до конца не могу осознать этот факт. Но поскольку я Богу верю, доверяю, я знаю, что Кто-то послал мне тебя, чтобы ты у меня родился, значит, этот Кто-то существовал до нас. И раз Он нас ждет в жизни вечной, то зачем Ему нам вечность давать, а Себя вечности лишать?

Кроме того, надо понимать, что мы в этом времени встаем по часам. Например, семиклассник в школу собирается, и ему непривычно, что его каждый день на протяжении недели будят теперь уже не только в храм, но еще и в школу. И то потом нам не хватает времени сделать уроки. Или, например, уроки сделали, а вот наиграться после школы – не хватает времени. А у Господа есть все, Он распоряжается всем временем, поэтому Он нас и сотворил.

И действительно, можно привести такой пример, как Бог распоряжается временем. Если мы что-то с молитвой начали делать, помолились, потрудились, то есть Бога не посрамили своими трудами, то тогда мы успели и в школу сходить, и на кружок сходить, и хорошо поиграть. Вечером папа с работы вернулся, успели с ним пообщаться. Всё успели. Господь дал нам время. А другой день у нас начинается со ссор, с раздоров; в итоге и на уроке отвлекался, учительницу не слушал, домашнее задание не сделал, с папой поругался, ничего не успел. И зачем этот день прожит? Вроде времени столько же, а Господь, видя наше поведение, нам столько времени не дал.

А если же мы действительно становимся как святые, которые у нас на иконах, в красном углу, рядом с нами за нас молятся, то Господь дает целую вечность, говорит: «Вы настолько хороши, что вот вам вечность. Поскольку Я Сам вечен, бесконечен в обе стороны, и для маленьких деток, и для святых Мне времени совсем не жалко».

– Вы говорите много интересных вещей касательно детей. А как молиться с детьми? Как научить их молитве? В каком возрасте уже начинать требовать от них знания молитв, исполнения молитвенного правила утром, вечером? Как это вообще регламентируется с детьми?

– Знание молитв можно не требовать вообще.

– С меня требовали, с «Трисвятого» по «Отче наш» я знал наизусть. Это я прямо учил с родителями.

– Необязательно. Потому что самые важные молитвы постоянно повторяются и так, поэтому запоминаются. Те же стихи, положенные на музыку, легче запоминаются. Все основные молитвы поются: «Отче наш», «Царю Небесный» в начале молебна, Символ веры – длинный сложный богословский текст, а все равно ребенок маленький поет, никакого усилия не прилагает  – помимо того, что просто в этой молитве участвует.

Поэтому я рекомендовал бы не стараться, чтобы ребенок зазубривал молитвы. Если у ребенка это получается, ему доставляет удовольствие выучить тропарь к празднику, чтобы больше понять его смысл, порадоваться – почему бы и нет? Но если ребенок не хочет учить – пожалуйста. Главное, что он будет приходить в храм, причем тут надо не упустить момент… А то если приносят малыша только к концу службы, он только «Отче наш» слышит. Когда ребеночек становится чуть постарше, уже приходят к Символу веры, он уже  его поет. Потом еще раньше приходят, и он слышит часы; каждый раз с «Трисвятого» по «Отче наш» читается – и тоже запоминается.

– Рецепт один на самом деле: бывать чаще в храме, молиться дома, и ребенок сам все запомнит. То есть требовать, наверное, будет неправильно.

– Главное, начинать это требовать с себя, а с ребенка требовать в разы меньше.

– Вопрос телезрителя: «Говорят, что нельзя осуждать человека, надо осуждать грех, который заставляет его это делать. А как отделить грех от человека, чтобы не злиться на него? Потому что нельзя на него злиться, а надо как-то с ним по-хорошему».

– Очень просто. Нам Господь сказал: возлюби ближнего, как самого себя. Вот мы себя же любим, точно так же нам надо и к ближнему проявить любовь. Мы же приходим на исповедь и не говорим: «Ой, Господи, у меня были такие грехи, отправь меня в ад». Мы, наоборот, говорим: «У меня были такие грехи, я хочу от них избавиться, прими мое покаяние и направь меня обратно к Царствию Небесному». Поэтому мы должны начать за этого человека молиться. Если мы за него помолимся, то уже действительно увидим разницу между ним и тем лукавым бесом, который поработил бессмертную душу этого человека. Кроме того, мы не должны потакать его злобе. Если мы можем как-то человека остановить, в том числе какую-то жалобу куда-то подать или еще что-то, – пожалуйста, но главное – это делать не для того, чтобы отомстить человеку, а по любви к нему.

– Вы могли бы вспомнить самый неудобный вопрос, который Вам задавали дети? Были такие ситуации, когда Вы затруднялись ответить ребенку?

– Был неудобный вопрос. Одна девочка, которая как раз задавала вопрос про вечность Бога, про рай, спросила: а где живут пегасы? И я думаю: какие пегасы? Может, не расслышал? Потом все-таки вспоминаю греческую мифологию про пегасов. А выясняется, что дети сейчас смотрят какие-то глупые мультики, там много пегасов, а не один мифологический. Тоже, значит, родители больше мультиков позволяли, чем мифологию давали ребенку читать. То есть действительно выбивает из колеи, когда у ребенка все перемешивается в голове.

Очень важно с ребенком говорить, и я благодарен своей жене, как она с детьми беседует: так, это сказка, мы тут про Кощея Бессмертного читаем; вот это миф, там Геракл и такие-то его подвиги; а вот церковные праздники, ангелы – это настоящее, это то, что есть. Поэтому чтобы не ставили дети батюшек в ступор своими вопросами (самим их содержанием, а не то что возможностью ответа на них), то я бы всем родителям советовал тоже проводить линию: это сказка, в ней ложь, но в ней намек, а вот это абсолютная истина – то, что направляет нашу жизнь.

– А Вы разрешаете детям смотреть какие-то мультики? Как-то их фильтруете? Как вообще происходит воспитание детей, когда и телевизор, и компьютер, которые доступны в том числе и детям?

– Самое главное правило (тут я не такой эксперт, потому что тоже это на жену можно переложить, и она за этим тщательно следит): ребенок не может сам выбирать, какие мультики смотреть. То есть ситуация: вот тебе планшет и ищи что-то в Интернете, – не годится. Мультики для ребенка выбирает родитель. А следующий этап – контролировать время. Нельзя, чтобы у ребенка была свобода, потому что свобода ребенка для его же пользы Господом ограничена, родители им управляют. Поэтому действительно нужно смотреть, сколько времени ребенок посвящает мультикам. И третье – это выбирать мультики сообразно возрасту.

Не нужно ребенка замыкать, без мультиков держать, потому что запретный плод более сладок; к подростковому возрасту это накопится, и он скажет: надоело мне это ваше православие, буду мультики смотреть, в компьютерные игры играть и так далее, развернется и сбежит, потом вернется, покушает и опять сбежит. Поэтому чтобы этого не произошло, надо, чтобы ребенок не перепутал православие и какое-то просто дуболомство. Нет, просто выбирать для маленького ребенка соответствующий мультик.

Для ребеночка двух-трех лет даже нельзя выбрать мультик про богатырей, потому что даже если богатыри сражаются с Кощеем Бессмертным, со Змеем Горынычем, то ни в коем случае малышу это нельзя показывать. Потому что он думает: я богатырь. И своего брата или сестру начнет дубасить или других детей на площадке. А вот для ребенка пяти-семи лет это уже действительно можно показывать, какие-то сражения и так далее.

И еще важно избегать мультиков для взрослых. Тут имеется в виду не что-то неприличное, а просто снимаются кассовые мультики, которые показываются в кинотеатрах для семейного просмотра. Они доступны все-таки для деток уже старше десяти лет. Их действительно завороженно посмотрит и маленький ребенок, но прежде родителю лучше самому посмотреть это и понять. Потому что бывает и юмор низкопробный, который, в принципе, взрослый человек может оценить и его душе это не повредит, потому что и так мир вокруг нас уже жесток. А вот в детской душе он действительно может что-то расшатать, то, что в ней еще прекрасно сохраняется.

Поэтому задача родителя выступить в виде такого фильтра, а для этого, конечно, надо немножко в мультиках самому ориентироваться. Тут необязательно все с утра до ночи смотреть; действительно, можно по совету. В частности, такой совет от моей жены. У нее нет времени что-то писать на каком-то форуме, но может зайти, какие-то отзывы почитать; потом смотрит сама, дети посмотрели – все довольны. Детки отдохнули, получили награду за примерное поведение в течение дня (или не получили, если поведение было непримерное). Наш мир создан Господом максимально красивым, радостным, но действительно: делу время, а потехе час. Это надо воспитывать с детского возраста, в том числе с помощью мультиков.

– Я помню, в детстве мы всегда ждали «Спокойной ночи, малыши»; буквально 10-15 минут, но это было что-то важное, и после этого мы шли спать.

– Сейчас проще, выбор больше, необязательно ждать «Спокойной ночи, малыши». Уже у наших детей больше соблазнов, увы, но зато и больше возможностей, наоборот, от этих соблазнов оградить.

– Я хотел бы попросить Вас как-то подытожить нашу беседу. И, может, какое-то краткое наставление Вы хотели бы сказать.

– Дорогие телезрители, среди вас, я думаю, есть родители и бабушки, дедушки тех деток, которые пошли сегодня в школу, и родители, бабушки и дедушки студентов. За лето вы немножко расслабились, потому что не нужно было беспокоиться за деток, как они учатся, или за взрослых детей, которые студенты. А сейчас беспокойство, возможно, будет нарастать. Дай Бог, чтобы этого не случилось. Тем не менее обязательно помните, что детям и подросткам, и даже детям, которые по документам взрослые, но еще все-таки учатся, что-то для себя новое узнают, чтобы потом в профессии применить, очень важна ваша поддержка.

Причем эта поддержка для более маленького ребенка – это уделить ему время, а для более взрослого – это не мешать. И самое главное и в той, и в другой ситуации: за ребенка молиться. Если ребенок чувствует за собой крепкий тыл, если он чувствует, что его неуспех в учебе не будет караться обезображенным, гневливым поведением, а будет действительно все равно подбадриваться (но при этом никто не будет, конечно, хвалить за недостатки, а все-таки будет мягко корить с любовью), то ребенок будет более охотно исправляться. Если на ребенка давить, в том числе речь и о студенте, то ему, конечно, это не будет нравиться. Вы его будете подталкивать к этой стене лжи, которой он, не дай Бог, отгородится от вас. Поэтому сделайте так, чтобы ваш ребенок вас всегда видел своим сторонником, который ему всегда помогает в его неудачах и всегда радуется вместе с ним его успехам. Помощи Божией в этом.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать