Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 8 марта

8 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Вопрос телезрителя из Волгограда: «В Священном Писании везде говорится о бессмертии, но все люди смертны. Наверное, имеется в виду бессмертие в духовном смысле? Как это понимать?»

– Совершенно правильно. Вообще человек создан для вечной жизни, но наши прародители Адам и Ева преступили заповедь Божию о послушании, и за нарушение заповеди Божией они подверглись болезням, страданиям и смерти. Теперь после грехопадения и изгнания из рая Адама и Евы каждый человек на земле уже рождается с испорченной человеческой природой, подверженной болезням, страстям и смерти. Все мы должны будем умереть, каждый – в свое время, но у нас есть бессмертная душа. Поэтому мы молимся о спасении своей души, верим и надеемся, что после проведения нашей жизни на земле благочестиво, праведно и свято Господь после всеобщего воскресения сподобит нас воскреснуть с нашими телами для жизни вечной, бессмертной. Вот тогда и наступит Царство Божие и жизнь вечная, бессмертная. А до всеобщего воскресения души пребывают в селениях, там, кто где заслужит свое место.

– Телезрительница из Воронежа считает, что она грешница, и спрашивает, как может грешница молиться за грешников?

– Это естественно. Я часто вспоминаю слова святителя Иоанна Златоуста, который, рассуждая о священстве и отвечая на вопрос верующих людей: «Почему грешные люди (священники) совершают Божественную литургию?», отвечал так: «Конечно, Господь мог бы и ангелов определить на служение Божественной литургии, но ангелы, видя нас, грешных, попалили бы нас огнем за наши грехи. А вот священник, который и сам грешный, может и других грешных понять, и их слабости». В этом случае очень поучительно и важно, чтобы мы, видя, когда человек грешит, понимали: «Я тоже грешный, Господи. Как я могу его осудить, если я сам такой, а может быть, и хуже?» Поэтому у нас должно проявляться чувство смирения, сокрушения, должно быть состояние смиренного духа: «Как я могу Вас осудить, если я хуже, чем Вы? Поэтому давайте будем вместе молиться: я буду молиться за Вас, а Вы – за меня». А может быть, даже и не нужно брать на себя такой подвиг, а молиться: «Господи, я такой грешный, Ты меня спаси и помилуй».

Я часто вспоминаю преподобного Серафима Саровского. Казалось бы, он был уже подвижник благочестия, а стоял на камне и молился: «Боже, милостив буди мне, грешному». Он был такого смиренномудрого состояния, что даже не дерзал молиться о ком-то, о чем-то; он молился о себе. И чем чище он становился, тем ярче были видны какие-то еще, может быть, пробелы, сориночки... Поэтому чем совершеннее становится человек, тем совершеннее становится его смирение; и тем больше он молится и просит у Бога прощения. Поэтому ничего страшного – молитесь.

– Вопрос из Краснодара: «Настоятель храма не благословляет ходить в другой храм на престольный праздник. Правильно ли это?»

– Добрый пастырь, конечно, посоветует ходить в любой храм, а если не советует, то это не пастырь. Не знаю, может быть, я осуждаю таких священников. Я считаю, что ограничивать свободу людей нельзя. Если вы хороший, добрый батюшка, то найдите ключик к людям: не заставляйте, не насилуйте, а своей любовью и молитвой привлекайте, чтобы люди ходили к вам. Но если они хотят пойти в другой храм, почему бы и нет? Ведь Церковь не ограничивает свободу любого человека. Каждый вправе выбирать для себя храм. Если батюшка Вам запрещает, не ходите к нему, идите в другой храм, где более мудрый настоятель или священник.

– Вопрос, поступивший на голосовую почту, от телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Скажите, почему вода освящается во всех водоемах? Она же одна на земном шаре. Не достаточно ли освятить ее в Иордане?»

– Нечто подобное у нас уже было в советский период времени, когда продукты со всего Советского Союза возили в Москву и все, кто хотел, приезжали и покупали их в Москве; был один большой супермаркет. Теперь супермаркеты строят в каждом городе, в районных городах. Для чего это делается? Для удобства людей.

Конечно, можно было освятить воду только в Иордане. А что делать другим людям? Тогда надо всем ехать к Иордану? Если все православные приедут туда и наберут воду, река высохнет. Это в качестве шутки. Все промыслительно в Церкви, и все устраивается для блага людей. Конечно, можно освятить воду только в Иерусалиме, но каждый человек стремится принять участие в этой молитве, а не просто открыть кран, налить воды – и всё. Ведь молитвы на великое освящение воды настолько вдохновенные, трепетные, они так вдохновляют людей! Поэтому, конечно, мы все хотим принять участие в этом. Иначе была бы очень большая ущербность для всех остальных людей. Поэтому так устроено в нашей Церкви для удобства, для молитвы и для всеобщего возможного взятия воды. Все очень промыслительно.

– Телезритель из Мордовии видел, как маленького ребенка в храме насильно причащают. Есть такие ситуации, когда ребенок кричит, вырывается, а его все равно держат у Чаши. На пользу ли это ребенку?

– Я с Вами полностью согласен. Если ребенок капризничает, не стремитесь его причастить, особенно сейчас (подчеркиваю). Почему сейчас? Я помню далекие годы, когда люди приезжали в храм, преодолевая расстояние в 400 – 800 километров. Например, к нам в город приезжали из Сибири (там не было храмов) на один-два дня специально, чтобы причаститься. И вдруг ребенок закапризничал. Ребенок никогда не ходил в храм, для него обстановка незнакомая, столько народу, и вдруг его причащают; конечно, он начинает капризничать. Батюшки иногда умудрялись такого ребенка быстро причастить... Потом он успокаивался, все проходило. Сегодня есть возможность бывать в храме хоть каждый день, храмов практически в достатке, это не тот далекий советский период. Поэтому когда родители приносят ребенка на Причастие и вдруг он начинает капризничать, то я родителей прошу встать рядышком, а ребенку говорю: «А ты посмотри, как мы причащаем. Сейчас вот этого причастим, этого причастим, а теперь ты подходи». Иногда ребенок смотрит, понимает, что это не страшно, и соглашается причащаться. А уж если ребенок совсем не успокаивается, я родителям говорю: «Не спешите, не надо его насиловать, потому что если вы сейчас причастите его насильно, когда он плачет, вырывается, то завтра он в храм уже не пойдет».

Поэтому не надо заставлять ребенка ходить в храм, а воспитывать его. Иногда бабушки приносят детей и говорят: «Сейчас владыка даст тебе медку причаститься». Я говорю: «Нет, медка у меня нет, у меня Тело и Кровь Христовы». Не надо ребенка обманывать, надо воспитывать. Дети, которые с самого раннего возраста приходят в храм, не боятся этого, для них это родная стихия, родной дом. Поэтому когда ребенок плачет, это первое свидетельство того, что, видимо, он редко бывает в храме. Если вы его еще и насильно причастите, какая от этого будет польза? Будет протест. Поэтому должна быть мудрость и пастырское отношение и к этому ребенку, и к родителям.

– У телезрительницы из Ивановской области проблема. Она верующая, ходит в храм, и вдруг близкие перестали с ней общаться, подруги отвернулись. Как быть?

– Вы не смущайтесь. Хотя удивительно, что сегодня такое может происходить. Я вспоминаю свою молодость, когда я поступил в семинарию, так от меня тоже многие отвернулись, а потом прошло какое-то время, и все встало на свое место. Поэтому не смущайтесь, это просто очередное искушение со стороны врага рода человеческого. Продолжайте ходить в храм молиться; и за них молитесь, их поминайте, и все уладится. Они поймут, что Вы ничего плохого для них не несете.

– Вопрос телезрителя из Рязани: «Правильно ли то, что монах принимает участие в проекте «Голос» на телевидении и даже побеждает?»

– Вы знаете, я не слежу за такими программами, тем более шоу-программами. Обычно я стараюсь новости просматривать, а это развлекательная программа. Я никого не хочу осуждать, но думаю, что не только монаху, но и священнику это не подобает. Если человек решил посвятить себя служению Богу, да еще и ушел в монастырь, делай то, что начал делать, не оборачивайся вспять. Потому что кто оборачивается вспять, как говорил Христос Спаситель, тот неблагонадежен для Царства Небесного. Мы неоднократно на наших встречах с епископами обсуждали и говорили, что не подобает даже священнику участвовать в шоу-программах. Шоу есть шоу, развлекаловка, там ни до какой истины и дела нет. Иногда случайно попадешь на такие программы, посмотришь: даже дискуссии по серьезным вопросам и те превращаются в жалкое зрелище. Какая там истина? Там каждый только себя пытается показать, свою эрудицию, свое знание и опыт. Тем более на таком шоу, как «Голос». Я считаю, что не подобает в таком проекте участвовать, я своим никому не благословляю и сам не участвую.

– Петр живет в Украине. После вечернего правила читает молитву о мире в Украине. Можно ли так делать?

– И можно, и нужно. Мы каждый день молимся в наших православных храмах и в России, и в Белоруссии, и в Украине о мире во всем мире. Тем более что сегодня украинский народ нуждается в примирении, в прекращении вражды и ненависти. Люди жили столько веков в мире и согласии и поссорились, что называется, на ровном месте. Печально. Враг рода человеческого через своих слуг замутил такое положение в стране. Поэтому молитесь, Петр, Бог Вам в помощь, Господь слышит Вашу молитву. Молитесь и просите: «Господи, дай нам мир, благословение и благополучие нашему благословенному украинскому народу».

– У телезрителя из Красноярска очень сложная ситуация: он считает, что брат хотел его убить. Как ему поступить, может ли он простить своего брата?

– Простить, конечно, надо, как бы там ни было, даже если брат хотел убить. Я знаю подобные случаи. Совсем недавно был такой случай: одна сестра хотела убить свою сестру. Но у них есть разное жилье, они разошлись. Сестра говорит: «Я обиды на нее не держу, она просто несчастный человек, но и жить в одной квартире с ней не могу, боюсь». У нее есть такие помыслы, и враг искушает, хотя она понимает, что это слабость. По-христиански она сестру прощает, обиды на нее не держит, но жить в одной квартире с ней боится.

Тем более если брат просит прощения, конечно, надо поступить по-христиански и простить. Но если у брата, который хочет это совершить, психическое состояние не совсем нормальное, может быть, не нужно оставаться с ним наедине. А простить нужно, Господь пусть будет ему Судьей.

– Вопрос из Подмосковья: «Крестница поменяла веру. Потом при родах умерла. Как теперь за нее молиться?»

То есть осталось ли с ней крещение, или она его как бы упразднила?

– Крещение остается. Но смотря что произошло, бывает ведь отречение от Бога, отречение от Христа. Недавно был такой случай: позвонил брат и сказал, что его брат отрекся от Христа и принял язычество. Хотя мы понимаем, что крещение одно и оно остается; если вдруг человек покается, то мы уже не совершаем вторично крещение, а принимаем человека через покаяние. А если человек умер, отрекшись от Христа, то уже всё… В данном случае я не знаю, отреклась она от Христа или не отреклась. Но молиться все равно можно. Если Вы хотите, как крестная, помолиться, помолитесь, а там как Господь управит. Но тот, кто отрекся от Христа, несчастный человек.

– Телезрительница из Таганрога спрашивает: «Не будет ли отказ от операции в случае смерти считаться самоубийством?»

– К самоубийству можно отнести целый ряд случаев, если подходить к этому так скрупулезно. Отказался от операции –­ самоубийство? Может быть, а может и не быть. Кто-то превысил скорость на машине, попал в аварию, кого-то погубил и сам погиб – самоубийство? Можно сказать, что самоубийство, а можно сказать, что это несчастный случай. Кто-то любит и ест жирную пищу, печень не выдержала, умер – самоубийство? Можно сказать, что самоубийство, потому что знал, что ему нельзя, а ел. Кто-то пьет, кто-то курит… Если хотите, то можно любую страсть квалифицировать как самоубийство. Но будет ли это являться таковым, вопрос другой. Ведь тот человек, который превышает скорость на машине, не стремится убить кого-то и себя, просто торопится куда-то, но неаккуратно. Тот, у кого страсть к жирной пище, не хотел себя убивать, он просто хотел вкусно поесть.

Почему Вы отказались от операции? Может быть, был какой-то страх, боязнь. А я знаю таких людей, которые говорят: «Господи, сколько Ты мне определил, да будет Твоя святая воля. Я боюсь». Разве можно считать это самоубийством? Совсем нет. «Господи, вручаю себя в руки Твои. Как Ты благословишь. Господи, я боюсь». Я знаю таких людей, которые боятся операций. И врачи не дают гарантий. А других оперируют один раз, второй, а человек умирает… Конечно, человек стремится к жизни. И нельзя осуждать того, кто хочет жить и идет на одну операцию, на вторую, на химиотерапию. Он же не для самоубийства идет, а потому, что хочет жить, но не получается. Господь определяет возраст и дни жизни каждому человеку. Поэтому если Вы преднамеренно что-то делаете, тогда можно квалифицировать это как самоубийство. Но в данном случае думаю, что нет.

– И второй вопрос от этой же телезрительницы: дала денег в долг игроману, зная, что у него такая страсть; не грех ли это?»

– Опять сошлюсь на святителя Иоанна Златоуста, который говорил: если вы знаете, что человек злоупотребляет спиртными напитками, а когда просит у вас деньги на спиртное и вы ему даете, то вы становитесь соучастником его пьянства. Поэтому если Вы знаете, что он все деньги проиграет, то Вы соучастник этого. Не давайте. Если кто-то просит: «Подайте мне ради Христа», а мы знаем, что человек пьяница или употребит деньги на игры, не давайте. Я знаю таких людей, которые говорят: «Хлеба тебе дам, хочешь поесть – покормлю, но деньгами не дам». И наверное, так будет правильно. Если человек действительно хочет поесть, можно его покормить. А если мы знаем, что он проиграет или пропьет, и даем, значит будем ему соучастниками, по слову святителя Иоанна Златоуста; не от себя говорю.

– Вопрос, поступивший на голосовую почту, от телезрительницы из Ульяновской области: «Можно ли обращаться с одной просьбой к разным святым?»

– Почему же нельзя? Можно попросить: «Господи, отправляюсь в дальний путь, помоги мне»; или: «Хочу устроиться на работу, никак не могу, Господи, помоги мне; Матерь Божия, помоги; святитель Иоанн Златоуст, святитель Николай, святитель Спиридон Тримифунтский, все святые, помогите…» Ко всем святым можно обращаться, потому что они имеют дерзновение пред Богом. Почему же нельзя? Просите.

– Телезрительница из Ставрополя считает, что Святой Дух трижды с ней говорил. Может ли такое быть?

– Трудно сказать. Будьте внимательны, не исключено, что это вражеское искушение. В таких случаях лучше себя смирить и сказать: «Господи, да я недостоин. Кто я такой, чтобы со мной говорил Святой Дух? Я такой грешный, что со мной не только Святой Дух, но и ангелы не захотят разговаривать. Со мной и близкие-то мои не разговаривают, потому что я грешный и недостойный человек». Лучше смиритесь, иначе Вы можете попасться на вражеский крючок. Враг поймает так, что потом и не отпустит. Поэтому не поддавайтесь, лучше отказаться по своему смирению, чем попасться на крючок врага рода человеческого – дьявола.

– Вопрос телезрительницы из Новгорода: «Можно ли во время утреннего правила читать Деяния апостолов?»

– А почему же нельзя? Можно. Во-первых, у нас в календаре есть на каждый день чтение апостольского Послания и какого-то отрывка из Евангелия. Я знаю, что есть такая традиция и практика: читать по одной главе из Евангелия и по одной главе из апостольских Посланий, начиная от Деяний святых апостолов – и далее соборные Послания, Послания апостола Павла. Некоторые люди, у кого есть свободное время, много читают, не ограничивая себя, наслаждаются этим чтением. Преподобный Серафим Саровский в дни Великого поста в неделю прочитывал все Евангелия, начиная от Матфея и заканчивая Апокалипсисом. Так что читайте, это как раз не повредит. Это не развлекательная программа, это самое настоящее душеполезное чтение, это Бог разговаривает с человеком через Священное Писание. Читайте, будет только польза.

 

Ведущий Владимир Бочков
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​