Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 8 декабря

8 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Как нам стало известно, теперь каждый год 19 декабря в храмах Белорусского Экзархата будет возноситься усиленная молитва о заключенных. Расскажите, как родилась такая инициатива?

– Мы стараемся заниматься просвещением не только приходящим к нам в храмы, но и тех, кто находится в больницах, и тех, кто оказалсяс егодня в местах лишения свободы. Они тоже нуждаются в пастырском окормлении, потому что большинство из них не были воспитаны в семье, им не было привито христианское учение, взгляды на жизнь через призму христианской Православной Церкви. Люди жили так, как жили, никто их не воспитывал, и потому жили они, что называется, по своему усмотрению. И очень многие спотыкались, очень многие были на этом пойманы, осуждены и находятся сегодня в местах лишения свободы. Наша задача – по-пастырски отнестись к ним: призвать людей к покаянию, помочь им встать на спасительный путь, осознать совершенный проступок и оставшуюся жизнь провести так, как учит Православная Церковь. Поэтому наши священнослужители, общаясь с находящимися в местах лишения свободы, размышляют, как помочь таким людям, потому что своих человеческих сил не всегда бывает достаточно, для того чтобы преодолеть, побороть в себе эти страсти. Только сообща, только вместе с Церковью, вместе с церковной молитвой можно действительно сделать очень многое. И мы все прекрасно понимаем, что сила церковной молитвы не имеет границ, она действительно может совершать великие чудеса. По молитве Церкви Господь помогает людям преодолеть самые непредвиденные обстоятельства. Поэтому, общаясь с теми, кто находится в темнице, в местах лишения свободы, сотрудники нашего отдела по взаимодействию с людьми, находящимися в местах лишения свободы, обратились ко мне с предложением, которое мы обсудили с нашими архипастырями, и приняли решение ежегодно совершать такую общую, общецерковную молитву. Рассуждая, мы задали себе вопрос, когда лучше это сделать. И пришли к выводу, что, наверное, самое лучшее время для такой общей молитвы за осужденных – это 19 декабря, день памяти святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. Святитель Николай – это такой святой, который еще при жизни помогал очень многим людям. Господь за благочестивую, добрую жизнь наградил его таким даром – помогать нуждающимся. Святой Николай в дни своей жизни неоднократно помогал невинно осужденным,содействовало сужденным в исправлении образа жизни. Он и сегодня является для нас действительно ярким примером для подражания. Поэтому мы приняли такое решение – в день памяти святителя Николая все вместе, во всех храмах после совершения Божественной литургии обратиться к нему в общецерковной молитве и попросить, чтобы он помог всем оступившимся, всем, кто преступил закон и сегодня находится в темнице, осознать совершенный проступок и исправиться. Вот такая будет общественная общецерковная молитва. Я думаю, что это чрезвычайно важно и полезно.

– Вопрос телезрительницы из Нижнего Новгорода: «Считается, что при венчании благодать передается детям. А если родители разведутся, эта благодать уйдет?»

– Мне хочется спросить у телезрительницы,а где это считается? Я такого не слышал. Все дело в том, что, к сожалению, сегодня многие, вступая в брак и желая этот брак закрепить в храме, приходят и венчаются. Но, видимо, есть какой-то пробел и в действиях священнослужителей: мы так и не смогли толком объяснить людям, что означает венчание для тех, кто вступает в брак. Некоторые думают, что благодать, как венчальное платье: одел, потом снял, передал детям, и благодать венчальная будет переходить к детям, внукам, правнукам и так далее. Совсем нет.

Что означает венчание? Это наша церковная молитва, наше стремление испросить у Бога благословение на супружескую жизнь. Во время совершения таинства Брака священник (вместе со всеми, кто пришел в этот день помолиться в храме)молится и просит, чтобы Господь благословил эту семью (жениха и невесту), чтобы они, вступая в брак, жили целомудренно, благочестиво, у Бога испрашивается благословение на рождение и воспитание детей, крепость и сила духа для вступающих в брак людей, чтобы они любили друг друга, жили целомудренно и праведно. Во время таинства дают испить из чаши вино поочередно мужу и жене (или пока еще жениху и невесте), показывая, что и радости и горести они должны разделять вместе. Когда вы будете вместе, вам легче будет переносить трудности и проблемы, которые будут встречаться на жизненном пути. А если будет радость, то она будет приумножаться, когда вы будете вместе. Все делать вместе, сообща, рассуждая и обсуждая вопросы и проблемы, которые будут встречаться. Испрашивается Божие благословение на супружескую жизнь. Глубочайший смысл заключается в том, что мы испрашиваем у Бога помощи. Но это не значит, что сейчас мы венчались и на этом всё. Нет, это только начало совместной жизни. А потом надо постоянно молиться вместе, трудиться вместе, вместе обсуждать семейные вопросы и приходить к общему решению. Это не существующее сегодня в народе поверье, что повенчался или покрестил детей и словно приобрел какой-то оберег, как будто нажал на кнопочку, включил сигнализацию – и к вам никто не подойдет, вас никто не тронет. Нет, надо все время согревать эту любовь, все время вместе молиться. Это значит, что мы вступили в семейную жизнь, испросили у Бога благословения, но надо все время согревать эту совместную любовь, надо быть все время вместе.

Исчезнет ли эта благодать, если человек разводится? Когда люди разводятся, значит, уже наступил такой момент, что благодати как таковой уже не осталось. Потому что благодать пребывает в том случае, если вы сохраняется верность друг другу, любовь друг к другу. В этом случае с вами будет пребывать и любовь. А когда начинается вражда и ненависть, какая там любовь? Вы же все это разгоняете.Человек сам отгоняет от себя Божественную благодать, поэтому благодать всегда будет с теми, кто действительно стремится к этому. Господь будет сохранять Свою Божественную благодать в семье, если сами муж и жена будут к этому стремиться.

– Вопрос телезрительницы из Адыгеи: «Мученица Варвара на иконе изображена с Чашей. Что это означает?»

– Сама мученица Варвара претерпела страдания. Она была воспитана в языческой семье, но потом познала истинного Бога. Благочестивые люди смогли направить ее на спасительный путь: огласили, рассказали о том,Кто есть Жених, Который действительно может быть ей обручен, и что для того, чтобы быть с Иисусом Христом, надо проводить жизнь так, как учит христианская Церковь.

Святая мученица Варвара изображается сегодня с Чашей, потому что она сама стремилась ко Христу. Она помогает людям и охраняет их от внезапной смерти. Люди обращаются к ней и просят, чтобы она не допустила, чтобы Господь застал человека внезапно. Может быть, помните,как в советское время комсомольцы говорили и пели о смерти, что если смерть, то пусть внезапная и безболезненная. А для христиан это самое страшное. Смерть для христианина – это такой момент жизни, к которому человек должен готовиться, смерть надо воспринять достойно, по-христиански, осознанно. Как правило, православные христиане стремятся и просят Бога, чтобы Он сподобил их перед смертью исповедоваться, очистить свою душу и причаститься Тела и Крови Христовых, и потом уже, соединившись в таинстве Евхаристии с Христом, перейти в жизнь загробную.

Святая великомученица Варвара сама пострадала и теперь помогает людям избавиться от внезапной смерти. К ней обращаются и просят, чтобы она умолила Господа сподобить причаститься перед смертью каждого верующего в Него человека. Есть предание, что она имеет особое божественное дерзновение и Божественную благодать и что она даже причащала людей Телом и Кровью Христовыми. Но это имеется только в предании, хотя и довольно благочестивом.

Святая великомученица Варвара предохраняет людей от внезапной смерти, является ходатаицей пред Богом, чтобы Он не допустил внезапной смерти человека, а сподобил перед смертью исповедоваться и причаститься.

– У телезрителя из Минска возник вопрос о принятом на июльском заседании Священного Синода особой молитве за Божие творение, он просит рассказать об этом чине.

– Вообще это явление уникальное. Хотя мы обсуждали это на Поместном Соборе и об этом говорится в Социальной концепции Русской Православной Церкви, Вы правильно обратили внимание,что на заседании Синода было принято решение совершать молитвы за Божие творение. Обратите внимание: Церковь сегодня бьет в набат, призывает людей относиться к окружающей среде и природе по-человечески. Сегодня у нас очень острая экологическая проблема. Я иногда рассказываю своим собеседникам о том, как мне в прошлом году довелось ехать в Псков. Мы остановились в лесу под Витебском, и я не увидел ни одной бутылки, ни одной бумажки, никакой грязи. Проехали границу, въехали в Псковскую область – жуть какая-то, нельзя нигде на обочине остановиться, нельзя заехать в какой-то лесочек, такое впечатление, что как будто вчера закончилась война: везде грязь и мусорная свалка. До какого состояния доведена природа в России! Беларусь сегодня является примером для подражания, здесь чистота. Наш водитель, после того как мы перекусили, собрал все бумажки в мешочек и положил в багажник, чтобы потом отвезти в мусорный бак. Я удивлялся и удивляюсь, что происходит в России на берегах рек и озер: такое впечатление, что там отдыхали инопланетяне, которые залетели на эту землю с какой-то неведомой планеты, отдохнули в субботу-воскресенье, намусорили, улетели в неизвестном направлении и больше сюда никогда не возвратятся. Но вы же с семьей в следующие выходные опять приедете сюда, что же вы делаете?! Посмотрите, вы живете на свалке и отдыхаете на свалке. До чего довели сегодня берега рек и озер в России – катастрофа! Это касается лично каждого человека.

В промышленных масштабах тоже катастрофа. Я вспоминаю пребывание в Соединенных Штатах Америки. Там, когда прокладывают какую-то дорогу и берут грунт, гравий, то когда заканчивают строительство, это место рекультивируют: если взято много гравия или песка, там делают какое-нибудь озеро или иначе рекультивируют эту землю. В России этого не делается. Земля обезображена, она стонет от варварского отношения к ней человека. Но это же наше Отечество, мы же здесь живем! Надо по-человечески относиться к ней: это творение Божие. Ведь первая заповедь, которую Господь дал Адаму, это заповедь возделывать землю, возделывать рай. Земля – это место нашего земного пребывания, и к этому месту надо относиться по-доброму, как к своей квартире, к родному дому. Ведь такое безответственное отношение к земле, окружающей природе приводит к самым тяжким последствиям. Мы, может быть, этого не подозреваем, хотя и являемся свидетелями того, что происходит с ранней весны и до поздней осенив Сибири, на Дальнем Востоке, в Центральной части – в лесах постоянные пожары. Человеческий фактор!Но не обязательно поджигать, сегодня в лесу столько бутылок, что когда на бутылку попадают солнечные лучи, то она действует как увеличительное стекло, воспламеняя траву,– вот и пожары! Мы удивляемся, откуда все это?Да мы сами все это делаем! Сегодня в промышленных масштабах выкорчевываются и вырубаются леса, а ведь потом они не культивируются, саженцы не высаживаются. Оскудевает наша земля,и страшно подумать, что ждет следующее поколение, которое будет жить на ней. Поэтому сегодня мы не только сами должны делать все необходимое, но и просить Бога, чтобы Он нас вразумил, наставил нас правильному отношению к окружающей среде. К окружающему миру надо относиться как к своему родному дому.

– У телезрительницы из Санкт-Петербурга дочь страдает навязчивыми идеями. К сожалению, непонятно, заболевание это или нет. Телезрительница спрашивает, как ей помочь?

– Я бы посоветовал Вам подойти к священнику. Я пока еще не прозорлив и не могу провидеть, что с ней происходит. Но у нас есть хорошая, добрая практика – подойти к священнику и сказать: «Батюшка, у нас в семье такая проблема. Как быть? Может, привести к Вам мою дочь? Подскажите, как лучше?» Для этого и существуют священники, и не надо пренебрегать этим и бояться этого. Не надо думать, что священник нас прогонит или не примет. Не примет один, подойдите к другому, третьему. У нас много хороших священников, и они не просто так называются пастырями. Добрый пастырь, конечно же, будет заботиться о каждом человеке, который будет к нему подходить. Ему дана такая власть, и во время обучения ему рассказывается об очень многих моментах в жизни каждого человека, он все это изучает в семинарии, академии, готовится к пастырской деятельности. Поэтому подойдите к священнику, и если он добрый пастырь, то поговорит и подскажет, если не добрый – найдите другого.

– Телезрительница из Удмуртии спрашивает, правда ли, что до сорокового дня после смерти человека нельзя ничего переставлять в доме?

– В учении Православной Церкви такого нет, это суеверия. Существует много всякого суеверного, в частности иэто. Когда умер человек, понятно, что в первый–третий день, пока его не похоронят, конечно, не до имущества, вещей покойного, потому что все заняты погребением. Это же действительно очень серьезное явление в жизни людей, которые хоронят близкого человека. Все заняты: готовят какие-то документы, кто-то занят подготовкой могилы, кто-то гроба, похороны – это всегда хлопотное дело. Часто это случается неожиданно, надо многое сделать, все заняты, поэтому не до второстепенного. Похоронили и потом постепенно, не спеша можно заниматься и этим, но чтобы не было такого: отнесли покойного на кладбище – и тут же начинаются ссоры, распри, кому что принадлежит. Должно быть доброе, благочестивое отношение даже к вещам покойного. Но какого-то указания о том, что нельзя переставлять вещи, нет.

– У телезрительницы Натальи из Тулы сложная история: после того, как она побывала у колдуньи (так случилось), ей стало плохо.Люди посоветовали ей повторно креститься с другим именем, и она стала Татьяной. Но ничего не изменилось. Что делать?

– Ничего и не изменится.То, что Вам стало плохо после колдуньи, – это естественно. Пойдете еще раз – станет еще хуже. Не ходите ни к колдунам, ни к ворожеям, ни к каким магам, ничего доброго они Вам не сделают. Все люди, которые этим занимаются, экстрасенсы зарабатывают на этом деньги, обогащаются на Вашей духовной неграмотности, пользуются ей. Прошло уже более 20 лет после того, как распался Советский Союз. В то время хотя бы Комитет государственной безопасности ограничивал все эти эксрасенсорные явления в нашей жизни. Когда распался Советский Союз, вся чернота, все темные адские силы – все начали зарабатывать деньги, понимая, что за период советской власти у людей атрофировался защитный иммунитет против этих явлений, которые в то время хотя и существовали, но были «в загоне». А тут вдруг все всплыло: вся нечисть, все темные силы начали себя показывать. И должно быть понятно, что помочь Вам они ничем не могут и не хотят, у них нет этой цели. Бойтесь и опасайтесь: они не только тело, но и душу могут погубить, вот что самое страшное. Поэтому Вам лучше и не будет.

А то, что кто-то посоветовал повторно креститься, убежден, что это был не священник, священник такой глупости не допустит. Креститься второй раз только лишь потому, что Вы были у колдуньи, это глупость, это неправильно. Зачем креститься повторно? Даже предательство христианских идеалов, отступление от Церкви не снимает и не отменяет таинства Крещения, оно сохраняется пожизненно. Конечно, если человек сам не отказывается, не отступает и не отрекается от Бога. Демонстративное, официальное отречение от Бога, действительно лишает человека этого таинства и дара Божественной благодати. А если Вы побывали у колдуньи, потом пошли и повторно крестились,то враг не отстанет от такого человека.

Когда мы желаем, чтобы изменился мир, мы не понимаем, чего мы хотим, измениться надо нам. Церковь призывает преобразиться нас самих: изменить свой внутренний мир, изменить свое сознание. Вот к чему призывает нас православное богословие и Православная Церковь. Поэтому Вам непременно надо пойти на исповедь, рассказать, что Вы совершили:ходили к колдунье, вторично крестились, попросить у Бога прощения и больше никогда этого не делать. Священник совершит таинство Исповеди, испросит у Бога Вам прощения. И больше этого не повторяйте. Только с Божией помощью человек может измениться, стать лучше и исцелиться.

– У телезрительницы из Пензы муж почему-то против того, чтобы в иконы помещали частички святых мощей. Прав ли он?

– Если он против этого, как можно сказать, прав он или не прав? Он этого не хочет, и заставить его нельзя. Такая практика существует и ничего плохого не приносит: частички святых мощей вкладываются в специальные мощевики, совершается молитва, эти мощевики освящаются и вкладываются в иконы. Нахождение таких икон в храме или в доме способствует возвышенной духовной молитве. Ничего предосудительного в том, что в иконе есть еще и частица святых мощей, нет, это служит только доброму и хорошему.

 

Ведущий: Иван Игнатов
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​