Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 23 февраля

23 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– В прошлой беседе Вы уже затронули некоторые вопросы, касающиеся Всеправославного Собора. Опубликованы очень важные документы, которые были приняты на предварительном совещании Предстоятелей Православных Церквей. Сегодня хотелось бы задать вопрос: этот Всеправославный Собор некоторая часть людей называют Восьмым Вселенским Собором, который якобы предвещает конец света. Как Вы можете это прокомментировать?

– Сама история предыдущих Вселенских Соборов говорит о том, что Собор никогда не нумеровался. Собирались православные епископы, но нумерации Соборам никто не давал, никто не говорил: «Мы едем на Пятый (или Шестой) Собор». А вот последующие Соборы признавали предыдущий Собор, давали оценку тому, что было принято раньше, и говорили, что данные постановления, решения необходимы для всех христиан (тогда еще не было православных, говорили обо всех христианах). Уже потом историки стали нумеровать Соборы.

В прошлой передаче я говорил о том, что собирался так называемый Синаксис, то есть Предстоятели всех Православных Церквей и делегации. А разве это не Вселенский Собор? Можно и так сказать, только его никто не нумеровал. На нем обсуждались те же самые вопросы. За прошедшие два с половиной года Предстоятели Церквей собирались неоднократно, но на встречах не было принято каких-то серьезных решений. Это тоже был Всеправославный Собор, но мы его так не называем, потому что он не принимал решений, которые имели бы чрезвычайно важное значение для всего православия.

Когда говорят, что это Восьмой и последний Собор, то это не так. На самом деле люди еще будут собираться. Самое важное, какие решения будут на Соборе приниматься. Огромная заслуга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в том, что он защищает интересы верующих людей, Русской Православной Церкви, всего православия. По слову апостола Павла, должны быть споры, дискуссии для того, чтобы открылась истина, правда и выявились искусные люди, которые сильны в богословии. Другое дело, что были в истории Церкви так называемые «разбойничьи» соборы. Но никто не говорил: «Мы собрались на “разбойничий” собор». Уже последующие Соборы говорили о том, что решения того собора неприемлемы, и в народе стали говорить «разбойничий собор».

Сейчас Всеправославный Собор под вопросом: будет или не будет, потому что есть несколько серьезных нерешенных вопросов, которые сегодня, к сожалению, волнуют.Иерусалимская Церковь и Антиохийская Церковь противопоставляют себя друг другу. Некоторые документы не подписали представители и Предстоятель Грузинской Православной Церкви (это вопрос, который касается брака), там есть расхождения с законодательством Грузии. Сложные вопросы. Но, как я уже сказал, этот Собор должен свидетельствовать всему миру о единстве Православной Церкви.

Мы все сегодня стоим перед угрозой уничтожения христианства. Живя в Белоруссии и в России, мы во всей полноте даже не представляем происходящего. То, что до нас доносят средства массовой информации, –это малая толика. Что происходит сегодня на Украине, в Европе, в Северной Африке, в Сирии, на Ближнем Востоке? Даже от малых крох, которые мы узнаем, страх берет! Уничтожаются христиане: открыто, демонстративно, перед камерами, только за то, что люди не отказываются от Христа, от Бога. А в мирной Европе люди сами с себя снимают кресты, потому что боятся гонений. Вот тебе и христианская Европа! Оказывается, сегодня ее надо христианизировать заново, она утратила христианские духовно-нравственные ценности. Это беда…

А что происходит на Украине? Мы все молимся за наш братский украинский народ. Людей извне столкнули, поссорили, и братоубийственная война приносит только горе и несчастье. Каждый день во всех наших храмах мы молимся о примирении враждующих на Украине. Враг не дремлет…Поэтому задача православных иерархов и Предстоятелей Православных Церквей заключается в том, чтобы сесть за стол переговоров, конечно, предварительно помолиться, призвать благодать Святого Духа.

Этот Собор предполагается провести на острове Крит, где будет спокойная обстановка, не будет оказываться никакого давления. Но Собор даже по своему составу не может быть Вселенским, потому что от нашей Церкви поедет делегация в составе 24 епископов. А у нас сейчас 360 епископов, архиереев. А говорят, что Собор будет Вселенским. Вот если бы все участвовали... И еще раз хочу сказать, что Синаксис уже неоднократно собирался, то есть подобных Соборов было уже несколько. Поэтому не надо бояться, надо просто молиться, наблюдать, отслеживать, как это будет происходить. Но ничего страшного в том, что ожидается на предстоящем Соборе,нет. Так что будьте спокойны, молитесь, и Господь все управит.

– Вопрос, поступивший на голосовую почту, от телезрительницы Раисы из Тамбова: «Я больна онкологией. Как мне быть с постом? Болезнь требует следить за питанием. Надо ли постоянно исповедоваться в несоблюдении поста?»Похожий вопрос задает Маргарита из Дюссельдорфа (Германия). Она тоже страдает подобным заболеванием и ее волнует, как держать посты.

– Мы уже говорили о постах. Надо разделять пост и диету, воздержание в пище. Поститься должны все, я многократно об этом говорю. Стоять на страже своей души должны все. Что касается ограничения в еде, то больной человек и так еле ходит, а мы его заставим еще ив пище воздерживаться? Церковь делает послабления в этом плане для детей; матерей, которые носят в утробе младенцев;матерей,кормящих грудью; для тех, кто работает на тяжелых работах; путешествующих. Если шахтеру не дать поесть, он же из шахты не сможет подняться после тяжелой смены. Ему надо сказать: «Церковь делает тебе послабления, но ты не ругайся матом, никого не оскорбляй». Это уже пост.

Есть целый ряд тяжелых заболеваний, например, онкология, диабет. Если диабетику не дать вовремя поесть, с ним случится беда. Поэтому Церковь, понимая это, не заставляет таких людей воздерживаться в пище. Должно быть разумное отношение ко всему. А вот от того, что вы больше всего любите, воздержитесь. Что касается онкобольных и тех, кто находится в больницах, нужно придерживаться того режима, который предписывают врачи. Но с соседками по палате не сплетничайте, не ссорьтесь, не ругайтесь. Это уже будет воздержание. Если вам совесть говорит, что вы не соблюдаете телесный пост, скажите об этом на исповеди: «Батюшка, была в больнице(или по болезни пост не соблюдаю), прошу прощения. Господи, прости меня». В этом не будет ничего страшного. Не думаю, что какой-то батюшка вам скажет: «Вот с сегодняшнего дня этого не делай!», а если скажет, к такому священнику в следующий раз не подходите, идите к доброму пастырю, который поймет, оценит ситуацию и даст правильный, хороший совет, который будет способствовать вашему духовому росту.

– Маргариту из Дюссельдорфа волнует еще одна проблема. В Евангелии сказано, что больных нужно навещать, а она считает, что в том состоянии, в котором она находится, она этого делать не может. Маргарита не находит в Евангелии слов о том, как должно вести себя больному.

– Лично я больному всегда желаю терпения. Если человек лежит на одре болезни, не надо роптать на Бога. Очень часто, когда человек здоров, он про Бога не думает, а когда что-то с ним случится, тогда он начинает говорить о Боге, а если еще и на больничной постели оказался, то начинается ропот: «За что мне, Господи? Почему все здоровые, а я больной?..» Поэтому больным мы советуем с терпением, безропотно переносить недуг. Если порассуждать о смысле болезни, почему она вдруг появляется, то для человека, неверующего в Бога, не только болезнь – полный абсурд, но и вся человеческая жизнь на земле с ее страданиями, бедами – полный абсурд.

Но если взять во внимание существование Бога, загробного мира, Царства Божия, то тогда все, что с нами происходит, приобретает другую значимость и ценность. Нам нужно подумать об этом и спросить: «Господи, скажи, зачем?..Открой мне, ради чего?..» Один преподобный так молился: «Господи, скажи число дней моих, чтобы я потерпел,скажи, чего я лишусь, если не буду терпеть». Если взять во внимание существование Бога и загробного мира, тогда болезни приобретают особую ценность, это временное явление, которое приуготовляет каждого человека к иной жизни.

К примеру, когда берешь огромное количество кристаллов или минералов, обжигаешь их в огне, то пепел и зола отходят в одну сторону, а золото, серебро или другой драгоценный металл становится видимым, чистым. Примерно то же самое происходит и здесь: в горниле страданий человек выпестывается и становится драгоценным существом для будущей вечной жизни. Страдания приобретают смысл.

Вы не можете посещать других, а я часто своим прихожанам говорю, что необязательно делать добрые дела физическим образом. Я знаю одну женщину в преклонном возрасте, которая по состоянию здоровья уже не выходила из дома. Сидя у окна, она видела хромого с палочкой и говорила: «Господи, какой несчастный, помоги ему!»; когда кто-то нес большой груз, она говорила: «Как ему тяжело!Господи, помоги ему». Вот уже и доброе дело: милосердие, соучастие в страдании других людей. Так что можно совершать добро, даже не выходя из квартиры.

– Телезритель из Татарстана спрашивает, как правильно молиться.

– Это целая наука, но я постараюсь сказать очень кратко. Есть молитва, называемая молитвой праведников или ангельской молитвой, а есть рабская молитва. Уподобляться ангелам – это значит славить, хвалить и благодарить Бога. Ведь и ангелы, и архангелы, и херувимы, и серафимы воздают славу, хвалу, благодарения нашему Творцу и Господу, нашему Промыслителю, нашему Спасителю. Он дал нам жизнь и делает ее для нас самой-самой благоприятной, Он ниспосылает на нас Свою Божественную любовь. Что можно сказать в ответ Тому, Кто делает нам благо? Конечно, слава, хвала и благодарение Богу!

Есть молитва рабская: «Господи, подай… Господи, помоги…» Есть еще молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти меня, грешного. Прости меня, Господи». Это стремление, чтобы Господь помиловал, очистил и спас. Конечно, мы не осуждаем тех, кто молится: «Господи, подай, Господи, помоги». Это тоже нужно и важно. Но более возвышенная молитва – это слава, хвала и благодарение Богу. Господь знает, что нам надо. Господь научил молиться Своих апостолов. Они просили Его: «Научи нас молиться», и Он дал Свою молитву, которая так и называется – молитва Господня,«Отче наш». В ней содержится все.

Но у нас сложилось так, что богослужения бывают очень продолжительными, и монахи очень много молятся. Зачем это надо? Мы просто не понимаем, что человек, обращаясь к Богу, общаясь с Богом (ведь молитва – это общение с Богом), получает такую радость и наслаждение, что не хочет отрываться от этого блага, он хочет общаться с Богом, поэтому он может произносить «Господи, помилуй»не только сорок раз, а целыми днями. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей молился: «Боже, милостив буди мне, грешному». Разве не было другой молитвы? Была. Но он в этом состоянии чувствовал единение с Богом, это его вдохновляло и одушевляло. В молитве мы общаемся с Богом, и если мы этому научимся, то никакое время не будет нас ограничивать.

– Наталья из Владивостока слушала лекцию профессора Неумывакина. Ее смутило утверждение, что ношение крестика убивает душу человека, якобы передается боль распятого Христа. Правда ли это?

– Прочитав этот вопрос, я открыл лекцию профессора Неумывакина и немного послушал. Во-первых, должен спросить: вы помните, кто боится креста? Крест – оружие на диавола, креста боятся темные сила. Для Церкви крест –украшение, слава церковная, это спасительный жест Бога, Который желает спасения каждому человеку. Поэтому мы все носим крестики, мы верим, что ношение креста, да еще и с образом Христа Спасителя, – это символ победы жизни над смертью. Освящая крестики, мы испрашиваем благословение Божие на этот крест и на тех, кто будет его носить, верим, что Господь охраняет человека Своею неизреченною благодатью и силою Честнаго и Животворящего Креста. Так что носите крестик.

Что касается лекции профессора Неумывакина, я послушал и могу сказать, что это несчастный человек, который сам сбился с пути и людей сбивает. Сегодня много людей, которые биополю придает такое значение, что даже страшно об этом подумать. В этой краткой лекции я услышал столько глупостей, что просто ее выключил, чтобы не тратить время. У человека так случилось, что в какой-то период его жизни болезнь отступила, и теперь он считает, что все происходит только благодаря биополю. Но самое страшное, что человек уходит от Бога и губит не только свою душу, но и души тех, кто его слушает. Вроде бы профессор должен сказать что-то умное, полезное, а это самая настоящая экстрасенсорика. Не слушайте эту глупость, с которой здравомыслящий человек никак не может согласиться. Мы ссылаемся на многовековой церковный опыт, а сколько времени профессор пропагандирует биополя? Каждый, кто желает, может проверить на своем личном опыте, что Господь действительно хранит тех, кто к Нему обращается. И, как я уже сказал, крест – это не только символ, это действенное оружие против диавола, поэтому диавол его и боится.

– Людмила из Тулы читала, что праведники отрешаются от своей воли. Получается, что они становятся игрушкой в руках Бога. Надо ли подражать им?

– Задавая такой вопрос, Вы, видимо, до конца не понимаете смысл жизни человека на земле. Православная аскетика, православное вероучение призывает человека не стать игрушкой в руках Божиих – мы призваны уподобиться Богу. Мы созданы по образу и подобию Божиему, такими нас создал наш Творец, Господь. Иоанн Златоуст говорил:«Горшечник делает какие-то предметы из глины, разве какой-то горшок будет у горшечника спрашивать: “Почему ты меня сделал для хорошего употребления(или для плохого)?” – “Я горшечник: что хочу, то и делаю”».

Господь – наш Творец, Он нас сотворил не как игрушки, Он сказал: «Вы должны стать богоподобными». Мы должны пройти путь духовного совершенства, уподобиться Богу. Этот процесс начинается на земле и заканчивается в вечном, загробном мире. Человек – это высшее творение Божие, он призван стать богоподобным, но совсем не игрушкой.

Когда монах отрекается от своей воли, это значит, он вручает себя более опытному духовнику. Как это: отрешиться от своей воли? Если бы нам не нужна была воля, тогда Господь не дал бы нам этот дар. А Он нам его дал. Человек, который приходит к старцу, опытному духовнику, говорит: «Я хочу достичь вот такого уровня духовного совершенства». Разве не то же самое происходит, когда молодой человек приходит в какую-то спортивную секцию? Попробуй ты, начинающий спортсмен, сказать тренеру: «Я не буду выполнять твои команды». Все по команде «Бегом, марш!» побежали, а я скажу: «Я что, игрушка в твоих руках?» Что мне ответит тренер? Он скажет: «Если ты хочешь стать спортсменом, тогда слушай меня, свою волю здесь не показывай. Если ты хочешь проявить свою волю, уходи». Также и в других случаях: если человек хочет чему-то научиться, он приходит в училище, институт, университет. Разве студенты немножко не придавливают свою волю? Они приходят и усердно учатся. А могли бы сказать: «Да не буду я сидеть на лекциях».

Так и в духовных вопросах: если я пришел в монастырь, то я должен смириться и сказать: «Я хочу стать такими, как вы, поэтому свою волю буду немножко ограничивать. А если Бог даст, буду совершенным, тогда на жизнь буду смотреть совершенно по-другому».Так что мы не игрушки в руках Божиих. Мы должны стать богоподобными – в этом великая честь для каждого человека.

 

Ведущий: Владимир Бочков
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​