Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 22 марта

22 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– В этом году Великий пост начинается с 14 марта. Почему этот период имеет такое важное значение для жизни каждого православного человека?

– Я хотел бы сразу обратить внимание на то, что пост предваряется подготовительными неделями (воскресный день у нас называется неделей): Неделей о мытаре и фарисее, Неделей о блудном сыне, Неделей о Страшном Суде. И последняя подготовительная неделя перед вступлением в Великий пост – воспоминание изгнания Адама и Евы из рая, еще этот день мы называем Прощеным воскресеньем. В эти подготовительные недели Церковь напоминает нам притчи, которые Христос Спаситель рассказывал Своим ученикам и апостолам.

В притче о мытаре и фарисее Господь приводит пример того, как люди могут приходить в храм. Мытарь и фарисей пришли в храм помолиться. Один пришел показать себя перед Богом, какой он хороший, как он регулярно постится, делает добрые дела, милостыню подает, отчисляет десять процентов от доходов. А второй осознал свои прегрешения, понял, что он неподобающе себя вел, неправильно живет и даже головы не смог поднять к небу, а только бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному». И Христос Спаситель говорит, что мытарь ушел из храма более оправданным, потому что он изменил свой внутренний мир, свое отношение к людям и к Богу, он преобразился, стал лучше. Это замечательный пример для каждого из нас.

Следующий воскресный день ­– Неделя о блудном сыне. Притча рассказывает нам, как младший сын, взяв от отца свою часть наследства, пошел в страну далече и расточил все, что имел. А потом дошел до такого состояния, опустился до такой степени, что от голода пытался вместе со свиньями есть желуди, и даже этого ему не давали. Попав в такое положение, он подумал: «Да у моего отца столько наемников и работников, которые питаются лучше, чем я». Он понял, до какой глубины падения снизошел. Осознав это, он встал и пошел к своему отцу. И отец его принял. Примерно то же самое происходит и в духовной жизни: как бы человек ни жил, как бы ни падал, осознав свое падение, он может получить прощение от Бога, может вновь стать сыном у Бога, сыном возлюбленным. Господь показывает глубину грехопадения человека и результаты покаяния, радость от покаяния, которую может ощутить человек.

В Неделю о Страшном Суде говорится о чрезвычайно важном событии, которое непременно произойдет после окончания земной жизни: Господь будет судить живых и мертвых. И это ни в коем случае не угроза для людей, тем более для последователей Христа Спасителя. Господь, как чадолюбивый отец, предупреждает всех: «Будьте внимательны, грядет Страшный Суд». Разве это плохо, что Господь нас предупредил? Мало того, Он нам рассказал, о чем будут спрашивать человека после смерти. Многие думают, что, имея какое-то богатство, положение, они получат привилегированное положение на Страшном Суде. Совсем нет. Господь будет спрашивать нас о наших делах милосердия: «Накормил ли ты голодного, напоил ли жаждущего, посетил ли сидящего в темнице или находящегося в больнице, приютил ли ты странника?» Мы в земной жизни должны стремиться делать дела добра, любви и милосердия, чтобы потом на Страшном Суде сказать: «Господи, мы делали это людям». И Он, конечно же, воздаст каждому по его трудам и заслугам.

Последняя подготовительная неделя – воспоминание изгнания Адама и Евы из рая – это еще одно напоминание нам истории человечества: за грехопадение прародители были изгнаны из Эдема. Теперь наша задача – вернуться в утерянный рай. Хотя все мы прекрасно понимаем, что того рая уже не существует. После изгнания Адама и Евы врата рая были закрыты, и он прекратил свое существование. Сегодня Господь призывает нас всех в Свое Небесное Царство. Это будет действительно величайшее благо для каждого человека, который пожелает быть с Богом.

Начало Великого поста предваряется чином покаяния, чином прощения. Это чрезвычайно важная ступенечка, через которую каждый, кто желает снискать милосердие, любовь и прощение Божии, должен пройти, – простить ближним своим. Ведь у каждого из нас есть обиды на кого-то, а у них – на нас, поэтому есть хорошая добрая традиция: просить друг у друга прощения. Чтобы тот, кто искренне простит своему ближнему обиды, завтрашний день начал с чистого листа. Я думаю, что каждый, кто хотя бы раз от всего сердца простил обиды своим ближним, сразу чувствовал великую радость от этого! Конечно, мы должны понимать, что Господь и нам простит, как Он сказал Своим ученикам и апостолам в Своей молитве (она так и именуется «Молитва Господня»), которую мы произносим каждый день и неоднократно просим: «И прости нам прегрешения наши, как и мы прощаем нашим должникам». Поэтому мы должны понимать: насколько искренне мы простим другим людям, настолько и нам Господь простит. Вот такая взаимность должна быть.

Великий пост – это особое время для души каждого человека. Это период, когда человек может и должен заглянуть в свой внутренний мир. Как мытарю нам нужно осознать: «Что же я сделал плохого?» Ведь когда мы приходим к врачу, мы не рассказываем ему о том, как хорошо окончили школу, как хорошо учились в институте, как хорошо растет у нас капуста в огороде и так далее. Мы приходим к врачу с какой-то проблемой, и если мы врачу не расскажем об этой проблеме, то врач нам не поможет. А если он будет знать, что у нас болит, тогда, имея врачебный опыт, он сможет помочь нам избавиться от болезни.

Примерно то же самое происходит постом. Мы, осознавая свои проступки, прегрешения, приходим на исповедь и приносим Богу не только свое раскаяние (раскаяние – это одна из составляющих нашего покаяния: мы должны осознать свои проступки). Мы именуем это таинством Покаяния. В переводе на русский язык слово «покаяние» означает изменение своего внутреннего состояния, то есть это преображение внутреннего мира человека. И не только внутреннего. Изменяя свой внутренний мир, мы, конечно, изменяемся и внешне. Это даже, как говорят, написано на лице человека: злой он или добрый, пребывает в нем зло или любовь, даже на внешности отражается внутреннее состояние человека.

Великий пост – это особое время, когда все члены Церкви молятся друг о друге, и каждый молится о себе, просит у Бога прощения, приносит покаяние, изменяет свой внутренний мир. Этому способствует целый комплекс вспомогательных мер: воздержание в пище, более продолжительные и сугубо покаянные молитвы, земные поклоны, сама обстановка в храме не праздничная, а носит несколько скорбно-покаянный тон и характер. Весь этот комплекс мер и всеобщая молитва Церкви помогает каждому человеку изменить свой внутренний мир, преобразиться. Вот задача нашего поста. И, конечно же, главная цель здесь, в земной жизни, по окончании Великого поста встретить светлый праздник Воскресения Христова.

– Но при этом всего три процента людей, по данным социологов, готовы соблюдать великопостные правила по всей строгости. По Вашему мнению, о чем говорит эта цифра?

– Лично для меня эта цифра ни о чем не говорит. Все ведь по-разному воспринимают и понимают, что такое пост. Социологи делают какое-то заключение, расспрашивая людей, но ведь не все люди понимают и говорят то, что у них на душе. Один человек думает, что пост – это воздержание в пище, строжайшая диета. А другие предполагают, что они не смогут поститься, понимают пост как воздержание в пище, хождение каждый день утром и вечером на молитву, совершение земных поклонов, то есть направление всего себя на покаянное молитвенное настроение. Я думаю, что даже не все монахи в совершенстве могут это делать. Это процесс всежизненный. Если три процента людей совершают такой полноценный подвиг Великого поста – слава Богу. Хорошо, что есть такое количество людей, которые всё хотят исполнить. Но нельзя на человека сразу навалить огромный груз и заставить нести. Кто-то этим Великим постом начнет делать первые шаги, кто-то поймет, что здесь он смог, здесь – не смог, ведь у каждого свои жизненные обстоятельства. Великий пост, как я уже сказал, – это целый комплекс духовных упражнений, сказать: «Я сразу весь этот комплекс буду исполнять», наверное, будет не совсем точно. Самое важное, что люди хотят стать лучше, хотят преобразиться. Насколько у кого это получится – Господь Сам будет судить.

Кстати сказать, в древних монастырях монахи, которые уходили в пустыню на время Великого поста, возвращаясь перед Лазаревой Субботой обратно в монастыри, не расспрашивали друг у друга, как они провели это время, где они были. Я иногда нашим прихожанам говорю, что когда у нас заканчивается любой пост (будь то Рождественский или Великий), то люди спрашивают друг у друга: «Ты держал пост?» – «Да, держал». – «Сколько сбросил килограммов?» И получают ответ, сколько сбросил или не сбросил. Вот какое отношение к посту у сегодняшних людей: надо сбросить вес. Это значит, люди думают только о диете, а не о духовном посте. А вот древние монахи, возвращаясь из пустыни и встречая друг друга, спрашивали: «Как твоя молитва? Удалось тебе встретиться с Богом? Пообщался ли ты с Богом в пустыне?» Вот какая была задача: увидеть Бога, познать Бога. Вот в чем заключается пост: преобразиться и в молитве иметь общение с Богом. А сбросить лишние килограммы – это не пост, это диета. Надо четко это различать. Диета – это воздержание в пище с определенной целью, например, чтобы сбросить лишний вес. А пост – это комплекс духовных упражнений, это очищение своей совести и души от всякой скверны и нечистоты, это стремление стать чище, добрее, это время для молитвы и совершения добрых дел. И конечно, нужно встретить Господа, научиться общаться с Ним в молитве. Вот если три процента людей готовы этот целый комплекс соблюсти, то надо сказать: «Слава Богу!», что люди способны на такой подвиг.

– Очень важный на данный момент вопрос: примерно месяц прошел со дня встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским. Какое значение имеет это событие для Белоруссии?

– Это чрезвычайно важный вопрос, и он до сих пор обсуждается во всех кругах: и в политических, и в церковных. Может быть, для России это не так принципиально, как для Украины и Белоруссии. Для жителей Белоруссии эта встреча имела чрезвычайно важное, я бы даже сказал, непреходящее значение. В России есть Русская Православная Церковь, есть небольшая группа католических церквей, есть другие конфессии. А Белоруссия – страна небольшая, здесь очень много православных и немало католиков, и очень часто можно встретить смешанные в религиозном отношении браки, когда в семье муж – православный, жена – католичка или наоборот. В Белоруссии последние годы муссируется совершенно новая, ранее неизвестная идея: якобы православные – это Москва, католики – это Польша или Италия, и некоторые, как я их называю, псевдоисторики или псевдорелигиоведы говорят, что настоящая религия для белорусов – это униатство. Так ли это на самом деле? Вот эта встреча как бы подвела итог. Папа Римский и Святейший Патриарх совершенно определенно в своем заявлении заверили, что униатизм не есть средство для достижения единства. Униатство было основано, создано (и мы изучали это в богословских школах) для того, чтобы православных перевести в католичество. На этой встрече было подписано заявление, в котором был один очень важный пункт о том, что осуждается прозелитизм, то есть мы не одобряем «переманивание» в свою Церковь людей другого вероисповедания, например, православных – в католичество, католиков – в православие. Из этого заявления следует, что нет такой самостоятельной религии, как униатство, поэтому оно не может быть исторической религией для Белоруссии. Униатство, униатизм – это часть Католической Церкви, именно в Католической Церкви было рождено это явление, но оно никак не способствует братолюбию или примирению между Церквами. Вот это чрезвычайно важно.

Сегодня заявляют, что, встречаясь с Папой Римским, Патриарх изменил Православной Церкви. Совсем нет, и просто наивно так думать. Если недавно Патриарх встречался с муфтием, мы разве стали мусульманами? Или если он встретился с главой коммунистической партии Зюгановым, то мы теперь все стали коммунистами? Какие глупости! От недопонимания происходит эта «турбуленция». К сожалению, в Белоруссии есть некоторые священники, которые мутят воду, вносят раздор, разделение, подозрение.

Я знаю Святейшего Патриарха Кирилла более тридцати лет, под его руководством я работал и служил в церкви более двадцати пяти лет, поэтому совершенно официально могу сказать, что это преданнейший Церкви человек. Он никогда ничего не сделает во вред Церкви, он защищал и защищает интересы Русской Православной Церкви и Православной Церкви в целом. А тех, кто сомневается (в Белоруссии даже есть несколько человек, которые подали прошения о том, что теперь не будут его поминать, якобы он перестал быть православным), прошу почитать шестую главу Евангелия от Иоанна, особенно вторую ее часть, после тридцатого стиха, как я советую иногда прихожанам.

Со Христом ведь ходило много народу: и ученики, которые слушали Его проповеди и наставления, и простые люди, которые наслаждались Его учением, рассказами. Однажды Христос Спаситель ученикам сказал: «Я – хлеб, сошедший с небес. Кто будет есть Мою плоть и пить Мою кровь, тот будет иметь жизнь в себе». И многие из учеников говорили: «Что Он говорит? Какой же Он хлеб? Да Он такой же человек, как и мы. Как можно есть Его плоть и пить Его кровь?» Многие этого не понимали, и как говорит евангелист Иоанн Богослов: «Многие из учеников отошли от Христа и больше не ходили за Ним». Но это же не значит, что Он потом всем говорил: «Нет-нет, Я не так сказал, вы не так поняли». Христос Спаситель, обращаясь к Своим ученикам, говорит: «А не хотите ли и вы оставить Меня?» Апостол Петр Ему говорит: «Господи, куда нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной». И Христос Спаситель произнес очень важные слова, которые можно отнести к тем, кто сегодня делает заявления о выходе из Православной Церкви. Он говорит: «Они ходили за Мной не потому, что поверили Мне, что Я сошел с неба, что Я – Мессия, а потому что они ели хлеб и насытились». И те, кто сегодня пишет заявление и говорит, что не может больше находиться под омофором Патриарха – это такие же люди, которые были в ограде церковной, но никогда не были истинно верующими православными людьми. Они просто получали зарплату, работали, кормили свою семью; «они ели и насытились». А сегодня они уходят. Конечно, это очень печально, но эти люди никогда не были в лоне Православной Церкви.

Я думаю, сегодня происходит очищение нашей Церкви, этот балласт (простите, иначе не могу их назвать) уходит из Церкви. Тот, кто понимает свое место в Церкви, кто искренне верит, кто доверяет себя нашему Первосвятителю, Святейшему Патриарху Кириллу, тот никогда не поддастся провокации, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вдруг стал неправославным. Это «турбуленция», это преднамеренное волнение в Церкви, и оно пройдет. Святейшему Патриарху Кириллу и Папе Римскому надо за эту встречу, за это заявление низко поклониться и сказать: «Спасибо вам за то, что вы сделали, особенно для Белоруссии». Мы видим, что сейчас происходит в Украине – беда. И в этой беде самое активное участие принимают униаты, они вносят смуту. И то, что прозвучало это заявление, – это милость Божия. Будем надеяться, что это войдет не только в историю, но и в сознание каждого человека. Я иногда говорю: если кто-то не доверяет водителю автобуса или командиру (капитану) корабля, самолета – не летите, выходите. Если вы не верите, что Патриарх Московский – преданнейший человек Церкви, лучше сразу уходите, потому что ваше пребывание не принесет пользы ни вам, ни окружающим.

Думаю, это поистине историческое событие, которое, как правильно сказал Святейший Патриарх Кирилл, происходит в правильном месте и в правильное время. А для белорусов это глоток, даже некая мощная струя духовного кислорода вечности, которая должна поддержать и православных, и католиков, чтобы мы друг с другом больше не боролись, не воевали, не занимались прозелитизмом, а униатов поставили на место: «Друзья, если вы имеете свое историческое существование, оставайтесь такими, какие вы есть!» Но это заявление должно положить конец прозелитизму и униатизму. Между нашими Церквами не должно больше быть откровенной и прикрытой вражды. Будем надеяться, что воцарится мир между православными и католиками.

Надо сказать, что на этой встрече не обсуждалось ни экклезиологических, ни богословских вопросов, не было никакой совместной экуменической молитвы. Это была церковно-политическая встреча в защиту христиан, которые сегодня страдают и в огромном количестве уничтожаются на Ближнем Востоке и в Северной Африке. А что сегодня творится в Европе? Уже нельзя открыто носить крест. Разве это не преследование христиан? Даже молитвы нельзя произносить вслух, нельзя креститься. Какие же мы христиане? Европа, одумайся! Конечно, эта встреча чрезвычайно важна, и это милость Божия, что она произошла.

– Вопрос телезрительницы из Приморского края: «Если бы Адам и Ева не согрешили в раю, как бы размножалось человечество?»

– Среди современных людей очень часто бытует такое мнение, что Адам и Ева согрешили половым сношением. Совсем нет, не об этом говорит Церковь. Мы же сегодня не говорим, что бык и корова согрешают тем, что они совокупляются и у них появляется потомство. Это было задумано Промыслом Божиим, что люди так могут размножаться. Это не грех, когда муж и жена зачинают младенца. Грех был другой: преступление Адама заключалось в том, что он нарушил заповедь Божию о невкушении плода от древа познания добра и зла. Что это древо могло нести?

Господь при творении Адама вложил в него Свой образ и идею богоуподобления; по образу создал его и по подобию. Образ Божий был заложен в Адама, а богоподобным он должен был стать во время своей жизни: он должен был подвизаться, трудиться. Вторая заповедь – возделывать рай (первая заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла). Адам согрешил. В чем его грех? Враг рода человеческого, искушая Еву (поскольку Ева первая вкусила запретный плод), говорил: «Не потому Он запретил вам, что вы познаете добро и зло. Если вы вк у сите этот плод, то вы сразу станете богами». Грех заключается в том, что Адам решил стать богом не так, как замыслил Господь, он противопоставил себя Богу. Адам и Ева не пошли путем, на который указал Господь, где необходимы были труд и самосовершенствование. Говоря сегодняшним языком – принял допинг и хотел сразу стать «чемпионом». Не получилось. Грех не в том, что они познали друг друга как мужчина и женщина, а в том, что Адам противопоставил себя Богу, решил нарушить заповедь Божию. В результате он отпал от Бога – это самое тяжкое последствие. Отпадение от Бога сразу же повлекло за собой и болезни, и страдания, и смерть.

Мы в дни Великого поста как раз будем вспоминать это событие. Мы должны вновь возвратиться к тому состоянию, в котором находились Адам и Ева: чистота, святость и подлинное общение с Богом. Вот в чем заключается задача нашего поста – стать чистым, святым, уподобляться Богу, научиться общаться с Ним. У Адама и Евы в раю было с Богом самое непосредственное общение. Сегодня эта связь каждого человека с Богом может быть восстановлена посредством молитвы через чистоту, очищение и святость.

Как всегда, дорогие друзья, желаю вам всего самого доброго. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами! Пользуясь возможностью, дорогие телезрители, я прошу у всех вас прощения за то, что, может быть, не ответил на ваш вопрос или своим поведением позволил себе кого-то осудить. У всех вас прошу прощения и желаю помощи Божией в наступившем Великом посту.

 

Ведущая Александра Гудкова
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​