Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 22 декабря

22 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– 19 декабря весь православный мир чествует святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Огромное количество храмов, освященных в его честь, есть на русской земле, а также, наверное, на белорусской. Почему все-таки в нашем славянском народе этот угодник Божий так почитаем?

– Я бы сказал, что не только в каждом храме есть иконы святителя Николая, но и в каждом доме, каждой квартире; люди действительно его почитают, и совершенно не случайно. Святитель Николай получил очень большое наследство от своих родителей и еще юношей сумел рассудительно распорядиться имуществом. По тем временам это действительно было огромное состояние. Я даже не представляю, как бы я распорядился, если бы мне родители оставили такое наследство. Общаясь с молодыми людьми, я понимаю, что сегодняшнее молодое поколение воспитано на сериалах, предлагаемых нашему вниманию телевидением, сегодня многие молодые люди воспринимают мир через телевизионную рекламу. В сериалах, которые уже более 20 лет на экранах российского телевидения, – шикарные яхты, шикарные машины, особняки. Детям с самого раннего возраста рассказывают о том, что можно отдыхать – всё для плоти: живи, ешь, пей, наслаждайся, человек!

Я вспоминаю одну девочку, одноклассницу. Когда ее спрашивали: «Лена, ты вырастешь, окончишь школу, какая твоя мечта?», она говорила: «Я мечтаю выйти замуж за хорошего богатого человека, чтобы у меня была хорошая квартира, машина, маленькая собачка, и больше мне ничего не надо». Я ее нисколько не осуждаю; она в этом была воспитана, она знает только хорошего жениха – красивого, богатого, чтобы была машина, квартира и маленькая собачка, и это уже верх блаженства для человека. И конечно, если к такому человеку попадет богатство, можно представить, как он будет употреблять его. А святитель Николай распорядился совсем по-другому: в описаниях его жизни очень ярко, красочно говорится об этом – он помогал нуждающимся. Мы помним рассказ о том, как он подбрасывал мешочки с золотом одним родителям, когда узнал, что их старшую дочь хотят отдать в дом терпимости для прелюбодеяния. Чтобы этого не случилось, он подбросил мешочек с золотом, и ее благополучно выдали замуж. Потом вторая, третья дочь так же вышли замуж, пока их отец не нашел этого благодетеля.

Конечно, это очень интересная, поучительная история, но обратите внимание на то, кому он помогал – своим соседям. Я иногда прихожан спрашиваю: как мы относимся к своим соседям? Уж если вылить помои, то, конечно, в сторону соседа. Мусорный мешок куда поставить? Конечно, к двери соседа, не к своей же двери ставить! Как мы относимся к своим соседям, своим близким? Святитель Николай для нас является ярким примером: он деньги, наследство употреблял на благо людям, раздавал нуждающимся, он помогал и строил храмы, спасал души людей, способствовал этому. В то время он даже не был священником, не был епископом, это был мирянин, юноша, который так благоразумно распорядился богатством. Впоследствии, когда он стал священником, затем епископом, то сохранил стремление помочь нуждающимся. Он не ждал, когда к нему придут и будут просить, писать прошения: «помогите, окажите содействие…» Он сам искал людей, которые нуждаются в посторонней помощи, и помогал им. И он настолько утвердился в таком жизненном образе, что Господь ему даровал этот дар – помогать людям.

Святитель Николай еще при жизни совершал великие чудеса, помогая людям, избавляя их от смерти, от неправедного осуждения. И после его смерти Господь продолжал давать ему этот дар помогать людям. Люди, зная его, обращались к нему в молитве с просьбой, чтобы Господь через святителя Николая помог им избавиться от каких-то проблем, страданий или несчастий. Он помогал и путешествующим. Святитель Николай вошел в сознание очень многих людей как искренний, безвозмездный благотворитель. Обратишься к нему – и он скорый помощник в любых скорбях, печалях. Поэтому действительно люди его почитают. И для каждого из нас он является ярким примером для подражания. Получив такую небесную помощь в экстремальной ситуации, которую ни от кого из людей нельзя получить, человек, конечно, будет прославлять Бога и святителя Николая. Он в своей жизни стремился к добру, к добрым делам и по смерти своей остается ходатаем пред Богом.

– Вопрос телезрительницы из Барнаула: «Что делать, если ребенок по тем или иным причинам расплакался в храме?»

– С одной стороны, вроде вопрос простой, а с другой стороны – очень серьезный. Я как-то рассказывал о своем личном опыте пребывания в США: там во многих храмах делали детские комнаты – в храме выделяют какую-то часть, застекляют, и она так и называется «детская комната». В храме стоит микрофон, в детской комнате – динамики. В комнате множество игрушек, детишки там развлекаются, кто-то из родителей за ними присматривает, и дети не мешают родителям молиться в храме. Был такой случай, когда в Филадельфии пришли к одному настоятелю и говорят: «Батюшка, во многих городах в храмах есть детские комнаты, давайте у нас сделаем такую комнату». Он спрашивает: «А зачем она нужна?» «Вы знаете, – говорят члены церковного совета, – дети нам мешают молиться в храме». Отец Викентий, очень мудрый священник, говорит: «А мне детский плач не мешает молиться. Я даже больше вам скажу: детский плач в храме – это музыка для моей души. Пока есть музыка детского плача в моем храме, я понимаю, что мой приход живой, а когда прекратится детский плач, то я, как пастырь, как священник, должен задуматься: значит мой приход умирает». Конечно, это очень интересный рассказ.

Но, с другой стороны, бывает, что в храме так расплачется ребенок, что не слышно, что говорит священник, что поют, читают. Поэтому здесь должна быть ответственность родителей, крестных родителей или тех, кто привел этого малыша. Отношение родителей к детям должно быть благоразумным, нельзя заставить ребенка стоять в храме столько же, сколько стоит взрослый человек. У нас, взрослых, уже есть опыт пребывания в храме, мы натренированы и понимаем, что такое-то определенное время надо потрудиться, постоять, помолиться. Ребенок этого не понимает. Поэтому родители должны правильно воспитывать ребенка и не перегружать его.

Я иногда говорю родителям, что есть большая разница между взрослым человеком и ребенком. Нагрузите ребенка мешком картошки: донесет он? Не донесет, надорвется. А взрослый мужчина может перенести мешок картошки, с ним ничего не случится. Но он же не сразу стал таким, он развивался, проходило время его физического становления. И в духовной жизни тоже должно быть развитие, нельзя сразу перегружать, иначе человек надорвется. Если вы сейчас ребенка заставите стоять два часа на молитве, то в следующий раз он вам скажет: «Мама, я не пойду в храм, мне тяжело». Поэтому родители должны мудро воспитывать ребенка, чтобы он потихонечку, постепенно привыкал, чтобы ему нравилось в храме. Надо ему говорить, о чем сейчас читается в церкви, зачем это делается, какой смысл в этом заложен, чтобы ребенок понимал, в чем смысл стояния в храме. Когда он это поймет, будет получать радость от этого.

Конечно, иногда случается такое, что ребенок расплачется. Здесь, еще раз хочу сказать: должна быть мудрость родителей. Вы же понимаете, что если ребенок плачет, он мешает другим молиться. Ребенок есть ребенок, но вы как родитель, зная своего ребеночка, вставайте в храме так, чтобы вы могли его вывести, успокоить, если вдруг он расплачется. Успокоится – еще придете. Постепенно надо делать так, чтобы ребенок созревал и с радостью приходил в храм. Я знаю, что в некоторых храмах иногда и грубость бывает по отношению к плачущему ребенку, к родителям. Вот этого быть не должно, должно быть мудрое отношение и родителей к своему ребенку, и служителей церкви. И мы, взрослые, тоже можем себя иногда плохо почувствовать, но нас же не выгоняют из храма.

– Телезритель из Бреста интересуется: как относиться к тому, что во время службы видится красивое свечение икон, царских врат и тому подобное? Что это может быть?

– Не буду говорить, что это прелесть, но надо сказать, что в православии мы не стремимся к каким-то иллюзиям. В отличие от других вероисповеданий мы не должны превращать молитвы и службу в спектакль, не должно быть какого-то видения. Если вы стремитесь к тому, чтобы увидеть что-то необычное, то враг рода человеческого – дьявол обязательно вам это покажет и отвлечет от самого главного – от молитвы. Поэтому, приходя в храм, я не должен себя настраивать на то, чтобы что-то увидеть и стремиться к этому, а если вышел из храма и рассуждаю: «Сегодня я ничего не видел, значит плохо помолился», то в следующий раз враг рода человеческого покажет что-нибудь такое, но самое страшное, чем отвлечет от молитвы. Конечно, в храме красивый иконостас, прекрасные иконы, но не стремитесь увидеть что-то. Иначе если вы будете стремиться к этому, то будете это видеть, но подобное называется прелестью.

– Телезрительница из Саратова спрашивает, что такое заказная обедня?

– Есть такая хорошая, добрая практика, когда люди приходят в храм и просят сугубо помолиться о ком-то: о живых или об умерших; или происходит какое-то событие в жизни человека, например решается вопрос о трудоустройстве, у кого-то – судебный процесс, какие-то разбирательства, проблемы… Поэтому люди приходят в храм и говорят: батюшка, мы хотим заказать службу, чтобы сугубо помолились за моих родных вот тогда-то. Это происходило еще и оттого, что в некоторых храмах богослужения совершались не каждый день. «Батюшка, хочу именно в этот день, потому что судебный процесс или какое-то очень важное дело решается в этот день», а батюшка говорит: «Вы знаете, а у нас в этот день служба не совершается, приходите в другой раз». – «Батюшка, очень просим, помолитесь». И тогда, даже если по расписанию этого богослужения нет, оно совершается. Но даже если богослужение совершается, то пишут записку батюшке, и он в этот день на службе сугубо молится: поминает о здравии, молится о болящих, а если у кого-то совершается операция в этот день, молится, чтобы операция прошла благополучно. То есть это просьба об усиленной молитве по какому-то конкретному случаю.

– Вопрос телезрительницы из Рязани: «Про некоторые иконы говорят, что они чудотворные, а остальные – какие?»

– Вообще-то все иконы святые и чудотворные. Каждый раз, когда заканчивается написание иконы, когда икона готова, совершается чин освящения этой иконы, испрашивается Божественная благодать – и Господь ниспосылает ее на каждую освящаемую икону, тогда она становится святой. Но были в жизни нашей Церкви такие случаи, и их очень много, когда Господь особым образом проявляет Свою Божественную волю через ту или иную икону. Люди обращаются к Богу, стоя перед этой иконой, молятся, просят, и Господь ниспосылает им просимое. Потом люди говорят: «Я помолился перед этой иконой, и Господь мне помог». Иногда случается, что Господь благословляет источение благоуханного миро или иконы источают миро без запаха. Люди видят такое неестественное, неземное проявление через икону и такие иконы именуют чудотворными.

Есть иконы намоленные, перед которыми люди много молятся. У нас много икон в храмах, но иногда люди обращаются к иконе из поколения в поколение. Такие иконы и именуют намоленными, потому что перед ними совершалось или много молебнов, или были крестные ходы с этими иконами. Иногда в народе говорят «любимая икона», когда людям нравится икона, они перед ней много молятся, и она становится намоленной. А потом, может быть, даже и какие-то чудеса совершаются после молитв перед этой иконой. Самые разные бывают случаи.

– Телезрительница из Ижевска спрашивает, можно ли на кладбище есть просфору.

– Наверное, можно, только нужно ли на кладбище есть просфору? Если проголодались, взяли с собой – съешьте, проблемы нет. Но ведь просфора дается людям в храме. Просфора – это выпекаемый хлеб специальной формы, из которого на проскомидии во время совершения Божественной литургии (в первой ее части) вынимаются частички с поминовением о здравии или об упокоении кого-то. Во время Божественной литургии, когда совершается Евхаристический канон, и по его завершении, по завершении причащения верующих Телом и Кровью Христовыми, все эти частички, вынимаемые за того, о ком мы молились, погружаются в Чашу. А просфоры, из которых вынимались частички в память о здравии или об упокоении, раздаются людям. Такая просфора является освященной, и люди вкушают ее. Как правило, люди употребляют просфоры после Причастия. Кто-то несет их домой и каждое утро после утренних молитв вкушает частицу просфоры и запивает святой водой. Если Вы хотите придать какое-то особое значение посещению могилы, кладбища и там съедать просфору, наверное, это не совсем правильно. Я про такое не слышал.

– Вопрос телезрителя из Пензы: «Кто такие святые отцы?»

– Это святые жители земли, которые жили на земле благочестиво, праведно, свято. А после их смерти люди осознавали и понимали их святую, праведную жизнь, и они Церковью причислялись к лику святых. Это и святители, и преподобные, и князья, и воины, а также мученики или новомученики – те, кто пострадал за Христа и был убит.

– Телезрительница из Златоуста спрашивает, почему Бог исполняет не все просьбы.

– Во-первых, не все они полезны и спасительны для нас. Я не знаю, кто о чем просит, потому что просить можно о многом. Я иногда говорю: «Давайте проведем параллель с нашей жизнью». Вспоминаю своих родителей: когда мы были маленькими, нам почему-то мама с папой не разрешали брать спички, острые предметы. Почему? Да потому что мы тогда не умели правильно использовать эти предметы: ни спички, ни острые, ни тяжелые, ни колющие предметы. А когда стали взрослыми, то никаких запретов уже не было. Потому что мама с папой знают, что нам полезно, а что – неполезно или даже вредно. Так же и Господь: Он наш чадолюбивый Отец, Он знает, что нам полезно, а что вредно. И если мы действительно искренне будем Его просить о чем-то, Он будет нам подавать, но только в том случае, если это будет полезно и спасительно. А если Господь будет выполнять все наши просьбы, тогда мы забудем о нашем главном предназначении – о совершенстве, спасении. Хорошо, если кто-то будет просить полезное и спасительное, а кто-то будет просить и не такое полезное. Я уже рассказывал, как одноклассница говорила, что ей бы только хорошего жениха, квартиру, машину и собачку – вот верх счастья! Другой будет просить хорошую яхту, а третий – не просто яхту, да еще и остров для себя. Это полезно, спасительно? Конечно, нет. Поэтому нельзя пытаться превратить Бога в какого-то доброго дядю, который будет исполнять все наши прихоти и желания.

Господь – это Всесовершеннейший Дух, наш Творец, Промыслитель, Спаситель, Который желает, чтобы мы стали совершенными, желает нашего спасения. Поэтому даже если мы просим что-то очень полезное, нужное и важное, то Господь все равно не сразу исполняет наши желания, точно так же, как и наши родители. Обратите внимание, если ребенок просит что-то, то родитель ведь не сразу исполняет его желание. «Мама, помоги мне задачу решить!» Мама разве сразу будет помогать? Даже если задача трудная, сложная, мама или папа сначала скажут: «А ты сам поработай, сам потрудись, сам подумай». Родители сразу не исполняют желания ребенка, иначе он разбалуется. Если ребенок все будет с легкостью получать, он перестанет сам трудиться, будет надеяться, что попросит родителей – и они сразу всё исполнят. Нет, ты вначале сам потрудись, сам сделай, сам реши. И я, как родитель, буду видеть, что каждый раз, когда ты что-то делаешь сам, ты совершенствуешься, упражняешься: становишься мужественным, если трудишься физическим трудом, а если умственным, то с разных сторон посмотришь, как эту задачу решить, – ты развиваешься.

И задача родителей сделать так, чтобы ребенок был всесторонне развитым. Поэтому – «трудись, ребеночек, я не сразу твои желания исполню, но уж если у тебя совсем не будет получаться, я помогу и подскажу, как это сделать». Может быть, это немного грубая аналогия, но помогает понять, почему Господь не сразу исполняет наши просьбы и желания. Он может исполнить, для Него это не проблема, но будет ли это полезным и спасительным для тех, кто просит? А может быть, просто самим нужно потрудиться? А Господь, когда увидит, что мы сделали всё, но не получается, то в этом случае, конечно же, Он поможет. Но просить все равно надо то, что спасительно и полезно. Господь все видит, знает и слышит – это нужно прекрасно понимать. Есть очень хорошая мысль у подвижников благочестия, они советуют, как надо просить Бога, чтобы не отчаяться и не разувериться: обращаясь к Богу, надо просить: «Господи, если Тебе угодно, а мне спасительно, помоги мне!» Очень мудрая молитва.«Да будет, Господи, во всем Твоя святая воля!» В этом случае Господь нам подаст все необходимое, и мы никогда не разуверимся и всегда будем сохранять веру в своей душе, что очень важно.

 

Ведущий Иван Игнатов
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​