Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 19 января

19 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– 19 января православный мир празднует Крещение Господне. Известно, что крещение совершается погружением в воду. Вода – источник жизни, и там, где нет воды, – пустыня. Но вода еще к тому же и источник разрушения: например, цунами – сколько таких случаев мы знаем! Почему такое, казалось бы, противоречивое явление, как вода, выбрано для того, чтобы совершать святое действие?

– Обратите внимание, что цунами – не только вода, этому явлению что-то предшествовало: видимо, какой-то толчок, землетрясение или какое-то движение земной коры, которое привело к такому массовому движению воды.

И в таинстве Крещения само по себе погружение в воду ничего особенного не несет, за исключением внешнего вида омовения. А ведь этому тоже что-то предшествовало. А предшествовало покаяние. Когда Иоанн Креститель приходил на воды реки Иордан, к чему он призывал? Он ведь не просто говорил: «приходите купаться» или «приходите погружаться в воду». Он призывал: «Покайтесь! И принесите плоды, достойные покаяния». Покаяние – вот что было самое главное. Во-первых, осознание своего предыдущего состояния, своих грехов, проступков, преступлений. Человек должен понять, что это плохо, это наносит рану его душе, это противостояние Богу, если хотите – богоборчество, поэтому покайтесь в своих грехах. И внешним символом покаяния было погружение в воду: как внешне мы омываемся водой, так внешним действием омывается и наша душа. Вот какой был смысл крещения, которое совершал Иоанн Креститель, а потом святые апостолы, да и до сегодняшнего дня так.

Не самое главное, сколько воды выльют на человека и в какой водоем его опустят. Самое важное и главное – покаяние, попытка человека начать новую жизнь: отказаться от врага рода человеческого – дьявола, от всех его дел и начать новую благочестивую, христианскую жизнь. Обещание жить по-христиански – вот что главное. В таинстве Крещения, по слову святителя Кирилла Александрийского, в человека всевается благодать Святого Духа – зернышко, которое должно принести свои плоды: достойный христианский плод благочестия и доброй, христианской жизни.

Так что не просто омовение, не просто вода имеет чрезвычайно важное значение, а это является символом, внешним проявлением того, что вы покаялись, пообещали исправиться, и теперь как тело омывается, так и душа ваша очищается в таинстве Покаяния. Вот что чрезвычайно важно: не просто сказать – «я грешный» или «ох, какой я плохой», а принести плоды, достойные покаяния. И уже последующую после покаяния жизнь надо проводить в духе благочестия, праведности, святости.

Вода, как Вы сказали, действительно является источником жизни, а ее переизбыток – аномальное явление (как цунами), которое действительно может принести что-то разрушительное. Но это не сама по себе вода, эту воду использовала или взрывная волна, или землетрясение, и она стала таким средством, которое даже наносит и вред человеку.

– Если сдвиг коры меняет структуру земли, то покаяние – это тоже сдвиг, который происходит в человеке…

– Конечно, должен быть сдвиг. Но покаяние – это сдвиг целенаправленный: направленный на добро, на прекращение и ограничение зла. Поэтому покаяние – чрезвычайно важная составляющая таинства Крещения.

– Вопрос телезрителя из Самары: «Нужно ли заставлять ребенка молиться?»

– Я бы так не сказал: «заставлять молиться». Я бы порекомендовал учить ребенка молиться. Вы же с ребенком общаетесь, и ребенку нужно (так же, как и нам) научиться общаться с Богом, чтобы молитва не стала каким-то тяжелым бременем, например: «Ух, надо что-то такое сделать, а потом уже что-то более благоприятное». Прежде чем покушать что-то приятное и полезное, обязательно надо совершить молитву. Зачем? Если Вы не объясните ребенку, зачем нужна молитва, то ребенок не поймет, что молитва – это общение с Богом. Мы ее читаем перед вкушением пищи. Перед началом доброго дела мы всегда просим помощи Духа Утешителя, призываем Господа нашего, третью Ипостась Живоначальной Троицы – Святого Духа, чтобы Он пришел и помог нам. Молитва – это особое состояние человека, это наше общение с Богом. И плохо, если мы начинаем заставлять кого-то молиться.

Или еще иногда бывает такое: духовник наказывает человека, дает епитимью: «с сегодняшнего дня ты должен делать десять (или больше) поклонов»; «в наказание за свои грехи читай Псалтирь или псалом «Помилуй меня, Боже»; или: «теперь акафист такой-то читай». Наказывают! Высшей степени глупость не придумаешь! Да надо награждать молитвой: «За твою добрую жизнь мы награждаем тебя и вручаем тебе такую возможность – молиться ко Господу». Этим надо награждать, а не наказывать!

Конечно, надо учить ребеночка молиться с самого раннего возраста, объяснять ему это, и не только объяснять, но и пример показывать, чтобы ребенок видел, что и папа, и мама молятся, и знал, что он молится вместе с ними. А когда мы вместе молимся, мы должны понимать, что там, где двое или трое собраны во имя Иисуса Христа, там и Он пребывает. Так что надо приучать ребенка молиться и воспитывать его не только словами, но и своим примером.

– Вопрос, поступивший на голосовую почту от телезрителя из Калужской области: в семье воцерковляется пока только он, жена не торопится. Хочет найти духовника, но не знает где.

Об этом же спрашивает телезрительница из Нижнего Новгорода: она давно ищет духовника, но не может найти. Почему священники не хотят быть духовниками?

Этот же вопрос волнует телезрителя из Татарстана.

– Мы совсем недавно говорили на эту тему: как и где найти духовника. Не ищите духовников, друзья мои. Читайте Евангелие, наследие святых отцов, и там вы найдете все-все ответы на вопросы, которые вас волнуют.

Что касается жены, которая не хочет и не торопится воцерковляться, видимо, она действительно не готова, она не может понять, зачем это нужно. Человек должен понять, что это здорово, это важно – иметь общение с Богом и жить такой жизнью. Время настолько быстро летит, жизнь настолько быстро проходит! Мы просто не понимаем и не осознаем, что потерянные минуты, час, или день уже никогда не возвратятся. Мы никогда не сможем компенсировать или возвратить то, что уже прошло. Совершенно не случайно говорят, что время – самое драгоценное для человека, что есть на земле.

То, что жена хочет повременить, не хочет пока ходить в храм, исполнять что-то – это ее выбор. Богу не нужны рабы, которые неразумно подчиняются чему-то, Господь ждет наше сердце сокрушенное и смиренное, Он ждет, когда мы сами пожелаем к Нему прийти. Ему не нужны невольники, а нужны доброхоты, кто желает посвятить себя служению Богу. Видимо, Ваша благоверная супруга еще не поняла этого, может быть, ей никто не объяснил, насколько это важно и полезно, в первую очередь, для нее, для семьи, для сохранения единства духа в семье, для того чтобы в Вашей семье было благочестие, благоволение Божие и благословение Божие. Это же ничего плохого не несет, а только хорошее и доброе. Поэтому подумайте, взвесьте, и надо будет сделать какой-то шаг.

– Вопрос телезрительницы из Кингисеппа: «Есть ли такая икона «Двенадцать апостолов»?»

– У нас очень много таких икон, которые посвящены святым апостолам, например «Тайная Вечеря», где Иисус Христос со Своими учениками, апостолами. Есть разные изображения святых апостолов.

– Вопрос телезрителя из Кургана: «Почему много религий? Вроде Бог один, а религий много. Кто такой Иегова?»

Иван из Рязанской области спрашивает: вообще что такое Бог?

– Наверное, на вопрос Ивана проще всего ответить. Святой апостол, евангелист Иоанн Богослов очень кратко и четко ответил на этот вопрос: Бог есть любовь. Наверное, из всех живущих он первый, кто вот так охарактеризовал Бога, дал имя Ему: Бог – это любовь. В действительности это вопрос сложный и на него так однозначно ответить нельзя.

Что касается множества религий, мы знаем, что религия только одна – она богооткровенная. Религия, если хотите, – это союз человека с Богом. И люди всегда стремились к этому союзу, особенно после грехопадения прародителей Адама и Евы и их изгнания из рая, они ведь еще помнили, как они в раю общались с Богом. А потом, по мере того как люди совершали преступления, прегрешения, они все дальше и дальше уходили от Бога. Эта связь нарушалась, утрачивалась по мере грехопадения человечества. Но все равно в каждом человеке есть совесть – голос Божий, который призывает человека к Богу. И люди, утрачивая этот союз с Богом, все равно как-то пытались найти к нему пути, и пути эти были самыми разнообразными. Именно поэтому и произошло разделение людей, каждый, по-своему понимая, говорил, что только его путь праведный.

В богословии существуют такие понятия, как богооткровенная религия и естественные религии. Богооткровенная – это, конечно, наша Православная Церковь, православное учение, которое основывается на Божественном Откровении. Ведь о Боге мы можем узнать только из Божественного Откровения; никаким другим путем мы это не можем понять. В Ветхом Завете Господь особым образом открывал Себя праведникам, праотцам нашим, пророкам. А спустя определенное время Господь Бог Отец послал Своего Сына Единородного Иисуса Христа в мир, чтобы Он открыл людям Бога и восстановил утраченный союз человека с Богом. Придя на землю, Христос Спаситель основал Свою Церковь, и врата адовы ее никогда не одолеют. Все мы, кто является последователями Христа Спасителя, представители, члены Православной Церкви. Наша религия – богооткровенная.

Есть другие – естественные религии: предположим, буддизм. Язычество – тоже естественная религия, хотя в нем нет Бога, его нельзя даже назвать религией. Потому что, говоря о религии, мы сразу подразумеваем, что Бог – это Высший интеллект, это Сущность, Творец, Промыслитель, Спаситель мира. Вот так мы Его понимаем. И к Нему стремимся.

В Ветхом Завете Господь открывал людям Свое имя. Да, было имя Иегова. Сегодня часто это имя Божие употребляют сектанты, иеговисты, признавая только себя праведниками, а на самом деле являются сектантами, потому что все остальное из богооткровенной религии они отвергают. Как можно отвергнуть то, что дал Господь через Свое Откровение?

Я специально дословно зачитаю (думаю, что своими словами я лучше не скажу), что сказал святой апостол, евангелист Иоанн Богослов в своем Послании в 5-й главе, 20-м стихе. Во-первых, Откровение о Пресвятой Троице нам дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея сказано, как Господь, посылая учеников, говорит им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19). Разве это не Откровение Божие? Господь говорил: «Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына». «Знаем также, – говорит апостол, евангелист Иоанн Богослов, – что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5,20). Иоанн Богослов открывает нам то, что принес на землю Сын Божий. Так что о Боге мы узнаём из Священного Писания, из Божественного Откровения. Поэтому мы и рекомендуем: читайте Евангелие, там есть все ответы на наши вопросы.

– У телезрительницы из Москвы произошла трагедия: два года назад умер сын. До сих пор она не может справиться с тоской, живет воспоминаниями. В чем найти утешение?

– Мы уже говорили на подобные темы, и конечно, лучшего утешения, чем пребывание в храме, молитва, мы нигде не найдем. Поэтому рекомендую чаще ходить в храм: здесь и молитва церковная, и Господь посещает, потому что где двое или трое собраны во имя Иисуса Христа, там и Он пребывает. И Он утешает. И конечно, нужны дела милосердия: чтобы Вы делали людям хорошее и доброе. Это будет отвлекать Вас, во-первых, внешне, Вы поймете, что жизнь не остановилась со смертью Вашего сына, она продолжается. Потому если Вы действительно хотите своему сыну сделать что-то хорошее, доброе, творите дела милосердия, любви. Это и будет самый лучший подарок Вашему сыну. Ради спасения его души помогайте людям. И, конечно, молитесь, приходите в храм: лучше, чем в храме, Вы нигде себя чувствовать не будете. Там будет и молитвенная помощь всей Церкви, и Господь будет посещать Своею благодатью. Поэтому хочется Вам пожелать помощи Божией! Не впадайте ни в отчаяние, ни в уныние, ни в тоску – это губительно.

– Телезрительница из Ростовской области недавно побывала в Оптиной пустыни. Когда приехала домой, естественно, стала всем рассказывать о том, как там все замечательно, прекрасно, какая благодать! А ей сказали: «Не рассказывай! Нельзя – благодать уйдет».

– Кроме как суеверием, это никак нельзя назвать. Во-вторых, посмотрите, какой враг рода человеческого хитрый! Ведь Вы же рассказываете о монастыре, о том, как Вам там понравилось, если хотите – это проповедь: рассказ о монастыре, о благочестивой жизни насельников. А что враг? Под каким хорошим соусом преподносит: «чтобы не растратить благодать – молчите, не распространяйте эту благую весть». Раз – и рот закрыл под благочестивым предлогом! Ничто не изменилось со времени искушения Евы. Вспомните, как дьявол искушал Еву: «Он запретил вам. Да Он просто не хочет, чтобы вы, вкусив этот запретный плод, стали богами». Вот как все перевернул.

Так и здесь. Это суеверие. Продолжайте рассказывать, хвалите имя Господне, и все будет хорошо. Не бойтесь врага. Это враг навевает такую мысль людям.

– Телезрительница из Курска спрашивает: она беседовала с иеговистами; грех ли это и нужно ли в этом каяться?

– Я не знаю, о чем Вы беседовали. Если Вы беседовали с иеговистами о чем-то таком, что требует покаяния, то надо каяться. Общаясь с людьми, я иногда слышу такой вопрос: «Мы работаем на предприятии, там есть и люди неверующие, и сектанты разных толков и направлений. Как нам быть?» Я всем говорю: «Вы продолжайте работать, потому что нам нельзя уйти из мира и жить за его пределами. Жить надо в обществе, продолжать трудиться, а на богословские темы с сектантами не заговаривать». Работать – работайте. Отработали смену – и ушли домой.

Почему с ними не говорить на богословские темы? Да потому что сектанты так настроены, у них заложено в их сектантском основании пропагандировать это учение, побольше зазвать людей, сбить людей с праведного, христианского пути. Вы с ними никак не можете сравниться по проповеди. Мы (те, кто не учился в духовных школах) не запрограммированы на это. Мы исповедуем, живем по-христиански, делаем какие-то добрые дела, совершаем хорошие, добрые поступки – вот так усреднённо живем. Мы не заострены, не направлены на пропаганду или проповедь. Мы сами стараемся стяжать благодать Святого Духа. Вот так в большинстве своем верующие люди проводят свою жизнь. А сектанты настроены, «заточены» на то, чтобы пропагандировать, поэтому они будут вас к этому вести, подстрекать, для того чтобы вас настроить на эту волну. Поэтому с ними на богословские темы не говорите, не рассуждайте. «Ты веришь – верь, меня не смущай. Живи своей жизнью, я буду своей». И всё. Чтобы не допустить никакого проникновения, иначе они, как хитрый бес: влезут в такую щелочку, о которой даже не подразумеваешь, и собьют вас с правильного пути. «Да, мы – немощные, мы – слабые, поэтому не сбивайте нас с пути». Когда укоренимся, тогда, может быть, и попытаемся с ними поговорить. Со священниками они как-то не особо в дискуссии вступают, а с простыми людьми легко, потому что для них это легкая наживка.

– Вопрос телезрителя из Самары: «Надо ли брать благословение перед началом дня у родителей?»

– Если в семье есть такая традиция, то почему бы и нет? Можно взять.

– Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Почему нельзя в храме ставить свечи, купленные в другом храме?»

– Во-первых, свеча – это наша жертва на храм. А если вы приобрели свечу у бизнесмена или самодельщика, то вы для него поработали, а не для Церкви. Конечно, свеча – это символ того, как должна гореть наша молитва, но это и жертва на храм.

– Если в другом храме свечи дешевле…

– Если дешевле – это выгода. Поэтому если вы хотите пожертвовать на храм, то лучше просто положите копеечку на общую свечу или купите ее в этом храме. А если вы покупаете в другом месте, то не жертвуете на данный храм.

– Телезрительница из Санкт-Петербурга больна. Можно ли читать Евангелие лежа в постели?

– Конечно, если человек болен, не встает, то можно читать и сидя, и лежа. Лучше читать лежа, чем вообще не читать.

– Вопрос телезрительницы из г. Заполярный Мурманской области: «Если ребенок делает что-то не так, не то, нужно промолчать или одернуть его?»

– Ребенка надо воспитывать, одергивать не надо. Можно по-разному одернуть, можно по-разному сделать замечание, а родители должны показывать детям свой хороший, добрый пример.

 

Ведущий Владимир Бочков
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​