Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 16 февраля

16 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Хотелось бы поговорить о тех важных событиях, которые произошли в последнее время. Прежде всего об Освященном Архиерейском Соборе. Вы были его участником, трудились в качестве председателя редакционной комиссии, то есть через Вас прошли все документы. Расскажите, пожалуйста, о решениях Собора.

– Каждый Архиерейский Собор действительно становится историческим событием, потому что здесь принимаются важные документы, которые обязательны и чрезвычайно важны для полноты нашей Церкви: и для епископата, и священнослужителей, и мирян. На этих Соборах обсуждаются самые важные, насущные вопросы, которые волнуют всех. В целом нынешний Собор, как и предыдущий, проходил в духе единомыслия, братской любви, взаимопонимания. Конечно, такой настрой давал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

На Соборе была предоставлена возможность высказаться абсолютно всем и по всем вопросам. Каждый епископ мог сказать, что волнует его, его паству, духовенство. Давалась возможность всем высказать свое мнение, пожелания, соображения по тем или иным вопросам. Потом принимались решения.

Помимо обсуждения основных вопросов, а их было два, Святейший Патриарх Кирилл сделал доклад о том, что произошло в жизни нашей Церкви в межсоборный период (с прошлого Архиерейского Собора и до нынешнего).

Глава Украинской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий тоже сделал доклад о жизни и деятельности в Украине за этот период времени. А потом были дискуссии, в том числе и по докладу Святейшего Патриарха.

Конечно, главной темой стал предстоящий Всеправославный Собор, он действительно волнует всех. Подготовка к нему длилась более 50 лет, и надо сказать, что большинство вопросов, которые поднимались тогда, сами собой отошли на второй план. Но некоторые из них до сих пор волнуют православных людей по всей планете. В последние годы какое-то недопонимание, скрытность всех вопросов, которые будут обсуждаться, вызывали у людей сомнения, недоумения, подозрительность. И по настоянию Святейшего Патриарха Кирилла все документы, принятые на последнем Синаксисе, опубликованы. Все темы были утверждены, буквально отработан текст, который был принят и подписан практически всеми главами Церквей, за исключением нескольких тем. В эти тексты теперь не будет вноситься никакого изменения, они опубликованы в религиозной церковной прессе и в интернете. Каждый может посмотреть, какие темы, о чем будет говориться и что будет приниматься. Еще раз скажу: никаких дополнений, изменений в эти тексты вноситься не будет. Прочитав материалы, каждый человек поймет, что никакого раскола и объединения с инославными не ожидается. Православная Церковь должна – и в этом будет заключаться задача предстоящего Всеправославного Собора – засвидетельствовать миру единство Православных Церквей. Мы все должны сегодня сплотиться перед угрозами терроризма, насилием над христианством.

Один из самых важных вопросов, который волновал верующих Русской Православной Церкви, – календарный вопрос. По настоянию Святейшего Патриарха Кирилла он снят с повестки дня и обсуждаться не будет. Предложение перейти на григорианский стиль в Русской Церкви однозначно вызовет раскол, и это ничего хорошего не даст. Понимая это, Святейший Патриарх Кирилл настоял, чтобы календарный вопрос был снят с повестки дня Всеправославного Собора

Три вопроса, которые, по моему мнению, заслуживают внимания, – это вопросы о браке, о даровании автономии Церквам и о посте. Нужно помнить: посты не упраздняются. Народ в Русской Православной Церкви, Белоруссии и Украине соблюдал четыре основных поста: Рождественский, Великий, Петро-Павловский (или Петров), Успенский. А вот на Западе Петровский и Успенский посты люди практически не соблюдали. В этом документе зафиксировано, что настоятельно рекомендуется соблюдать и эти посты, и конечно, однодневные. Так что этим документом посты не отменяются, а свидетельствуется о важности поста для каждого, кто идет по евангельскому пути.

Еще один чрезвычайно важный для Русской Православной Церкви вопрос – «екатеринбургские останки». Сегодня продолжается исследование тех останков, которые захоронены в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Выявляется целый ряд новых документов и устанавливается их подлинность. Было принято решение пока не говорить об этом публично, не высказывать свои мнения, чтобы не оказывать давление на следствие. Мы ждем результатов исследований этих останков. Думаю, что потом и Священный Синод будет принимать решение по этому чрезвычайно важному вопросу. По настоянию Святейшего Патриарха Кирилла сегодня проводится независимая экспертиза этих останков. Так что будем надеяться на справедливое решение.

Надо отдать должное Президенту Российской Федерации В.В. Путину за то, что он дал согласие вскрыть гробницу императора Александра III, чтобы, как он сказал, «восторжествовала истина как для государства, так для Церкви, так и для народа». Народ, государство и Церковь должны знать истину об этом событии, произошедшем в 1918 году. Сегодня следственный комитет ведет серьезную работу. Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будут результаты следственных мероприятий.

Кроме послания Освященного Архиерейского Собора к клиру, монашествующим и всем верным чадам, также были приняты определения и постановления Архиерейского Собора. Постановление, касающееся прославления святых, включает в себя и причисленных к общецерковному почитанию шестерых святых Белорусской Церкви, среди них преподобный Елисей Лавришевский, преподобный Мартин Туровский, святитель Мина, епископ Полоцкий, святая праведная княгиня София Слуцкая. Для Белорусской Православной Церкви это действительно радость и праздник. Когда в день памяти всех новомучеников и исповедников Русской Церкви мы совершали память (50-летие со дня кончины и 10-летие со дня прославления) святой праведной блаженной Валентины Минской (пока еще местночтимой) и я сказал, что княгиня София Слуцкая теперь объявлена для всеобщего православного почитания, народ ликовал. Так что для Белоруссии это действительно праздник, – думаю, что не только для Белоруссии, но и для Псковской епархии, и других, где прославлены преподобные.

– Телезрительница из Горловки Донецкой области пишет: «Низкий поклон всем, кто молится за нас и помогает людям Донбасса. Находясь в сложной ситуации, мы много молились». В своей личной молитве она просит у Бога милости для всех пострадавших в этой жуткой братоубийственной войне – воинам, пленным, раненым, оставшимся без крова, без родных; поминает невинно убиенных. Телезрительница просит объяснить, как правильно молиться в такой ситуации, не будет ли ее молитва дерзкой перед Богом.

– Вы правильно делаете, что молитесь. Есть некоторые люди, которые считают, что молиться надо только за своих благодетелей, за своих близких, друзей, и забывают, что Христос Спаситель заповедовал молиться за врагов. Ведь Он говорил: «Молитесь за врагов, благословляйте проклинающих вас». Мы не совсем понимаем значение и смысл этого призыва Христа Спасителя, почему Он сказал молиться за врагов. Я очень часто вспоминаю слова Святейшего Патриарха Кирилла на празднике преподобного Сергия, когда он сказал, что часто задумывался о том, как мог преподобный примирить враждующих князей. Ведь в то время не было таких средств коммуникации, как сегодня: почта, телеграф, мобильный телефон. Сегодня есть самолет, поезд, можно приехать и пообщаться за «круглым столом», примирить, если не получится – в следующий раз приехать. А как преподобный Сергий, никуда не выезжая из обители, примирил враждующих русских князей? В чем секрет? И Святейший Патриарх Кирилл сказал, что, рассуждая на эту тему, он подумал еще об одном средстве связи – спутниковом телефоне. Если с мобильного телефона, высоко поднявшись или, наоборот, спустившись в погреб, позвонить нельзя связь прерывается, то по спутниковому телефону можно звонить из любой точки планеты. Смысл в том, что сигнал из спутникового телефона идет на спутник, который, как ретранслятор, усиливает сигнал и передает тому адресату, которому мы звоним. Так вот, секрет в том, что преподобный Сергий, молясь за враждующих князей, обращал свою молитву к Господу, а Господь слыша эту молитву, как ретранслятор, усиливал ее и, как противоракетный зонт, воздействовал на князей, гасил их вражду. Это образное выражение, но оно очень точно передает смысл. Вот что значит молиться за врагов. Не «Господи, дай им оружие помощнее», а «Господи, спаси их, вразуми, наставь на путь истинный», и Господь Сам управит, нейтрализует этого врага, не даст возможности злую энергию направлять против кого-то.

Молиться за врагов надо, потому что Господь Сам будет управлять и гасить злую вражескую энергию. И нужно благословлять проклинающих, это имеет еще и духовно-нравственный аспект: если я тому, кто меня проклинает, буду говорить только хорошее, благословлять его, ему самому будет стыдно, будет воздействие на его совесть человека. Так что, конечно, и за врагов надо молиться, чтобы Господь их вразумил, наставил на путь праведный и они прекратили вражду и ненависть. Наша молитва – это знак нашей любви к Богу и людям.

– Телезрительница из Калининграда спрашивает, нужно ли поститься перед Причастием на Святках. Этот же вопрос задает телезритель из Новосибирска.

– Мы очень часто забываем, что пост – это не только воздержание в пище. Воздержание в пище – это диета, и тогда правильно спрашивать, нужно ли соблюдать диету. Телесного поста на Святки соблюдать не принято, а для тех, кто хочет причащаться, есть послабление, но пост должен быть. Поститься, то есть стоять на страже своей души, надо всегда. Это должен делать и взрослый человек, и ребенок, и даже младенца надо приучать к посту. Не делать ничего злого – это уже пост, не принимать в себя ничего плохого – тоже пост, стояние на страже своей души. И взрослому, и человеку в преклонном возрасте, и больному, и немощному поститься, то есть стоять на страже своей души, надо всегда, чтобы от нас не исходило ничего злого или недоброго и чтобы в себя этого не допускать.

А что касается диеты, воздержания в пище, то для больных есть послабления. Тем, кто хочет причаститься на Святки, есть можно, но есть маленькая тонкость – все-таки в чем-то нужно воздержаться. Например, я знал человека, который любил жареную картошку, не мыслил без нее ни одного дня, если он не ел ее, то чувствовал себя голодным. Это скоромная пища? Совсем нет. Но важно отношение человека, хотя это пища постная, ешь хоть круглый год, это пристрастие. Поэтому даже в дни Святок откажитесь от того, что вы любите. Некоторые любят мороженое, кто-то не может дня прожить без шоколада, а кто-то – без компьютерных игр. Может быть, и нет смысла в дни Святок или на Пасхальной седмице воздерживаться в пище, но от своего пристрастия попробуйте отказаться. Наша задача не в том, чтобы съесть одно яичко или два, а чтобы в дни поста понять: могу ли я управлять самим собой, своими мыслями, чувствами или нет. Задача в том, чтобы научиться этому. Потому попробуйте воздержаться от того, что любите, а в том, что необходимо для жизни нашего тела, организма, Церковь не ограничивает.

– Получается очень интересно: если говорить о диете, то Церковь рекомендует ее периодически соблюдать: во время многодневных или однодневных постов, но в принципе пост христианин должен соблюдать всю жизнь, без перерыва.

– Да, всю жизнь стоять на страже своей души, и днем, и ночью, – в этом пост. Задача научиться управлять самим собой: чтобы не страсти управляли и руководили мной, а чтобы я управлял своими чувствами, мыслями, страстями.

Телезрительница из Калининграда задает еще один вопрос. Она видела, что некоторые женщины перед тем, как сесть на скамью в храме, крестят ее. Нужно ли это делать?

– Много всякого суеверия сегодня существует: крестят и скамейки, и при зевании рот... Это суеверия. Недавно я встретил такого человека и спросил, зачем он это делает. Он ответил: «Чтобы в меня темная сила не зашла». А сосед рядом сказал: «Так, может, злая сила из тебя хочет выйти, а ты ее не выпускаешь». Это суеверия. Если уж хотите, перекреститесь со словами: «Господи, спаси и сохрани». И Господь будет благословлять, освящать наше тело, наше внутреннее состояние. А если вы пришли в храм, зачем там что-то крестить, ведь в нем все освящено. У святителя Никиты Новгородского был такой случай: он подвизался, и бесы его так искушали в прямом смысле слова, что однажды, войдя в келью, он увидел, что на его постели отдыхает бес. Как говорит жизнеописание святителя, он перекрестил беса, связал его, а имея очень большое желание посетить Иерусалим, слетал туда на этом бесе.

В храме Божием все освящено, поэтому не надо крестить скамью, это суеверие. Это мы должны наполняться святостью храма, а мы о себе такого высокого мнения.

– Кстати, не гордыня ли это?

– Я не думаю, что у всех гордыня. Думаю, что это происходит у кого-то от незнания, а другому какая-то бабушка сказала – и до сих пор это хранится в памяти. Все это суеверие, не надо крестить.

– Телезрительница из Тамбова спрашивает, как молиться за детей, убитых во время абортов. Еще есть вопросы, касающиеся некой молитвы задержания.

– У некоторых людей есть такое желание – молиться за детей, убитых во время абортов. Но я думаю, что о них совершенно нет смысла молиться. Господь Сам души убиенных, еще не родившихся младенцев упокоит в Своих селениях. Нам надо молиться не об убиенных младенцах, а о тех, кто совершил это убийство: о супругах, о врачах, которые совершают аборты. Это преступление относится к категории особо тяжких, потому что если покушаются и хотят совершить убийство взрослого человека, тот может как-то защищаться, применять силу, а младенец ничего не может сделать, он никак не может воспротивиться, и его, совершенно невинного, убивают. Поэтому о младенцах не следует молиться, Господь Сам их упокоит, а вот об убийцах надо молиться.

Молитва задержания появилась совсем недавно. Я вообще никогда о ней не слышал, пока ко мне не обратилась женщина с вопросом: «Как мне быть? Сын ушел на работу, а я не прочитала молитву задержания». Потом в интернете я посмотрел, что это за молитва, и ужаснулся. К православию она не имеет никакого отношения. Не читайте этой так называемой молитвы, я ее даже молитвой назвать не могу. Это какое-то язычество, шаманство – обращение к врагу как к благодетелю: «Ты не трогай моего сына (мою дочь), повремени немножко, пусть он созреет…» Друзья мои, это же самое настоящее общение с темными силами! Забудьте ее, кто-то специально путает сознание людей. Никогда не читайте, и если у вас есть этот текст, изничтожьте его: сожгите или порвите. В этой так называемой молитве человек просит темную силу. Никакого отношения к христианству, тем более к Православной Церкви, она не имеет. Не читайте, не губите свою душу и душу своих детей.

– Вопрос телезрительницы из Ульяновской области: «Прочитав книгу отца Иоанна (Крестьянкина), я обнаружила грех, в котором не исповедовалась, но причащалась. Что меня ждет?»

– Думаю, что Вас ждет следующая исповедь. Не смущайтесь, ведь процесс исповеди и покаяния целожизненный: всю жизнь человек совершает процесс очищения, преображения своего внутреннего мира. Поэтому нисколько не смущайтесь. Если Вы поняли свой грех, это чрезвычайно важно, очень полезно, и слава Богу, что Вы что-то еще вспомнили. Будете читать другие книги, еще вспомните. По мере того как человек начинает воцерковляться, ходить в храм, он начинает больше внимания обращать на свой внутренний мир и понимать детали своей жизни. Образно можно сравнить состояние души человека с ведром с мутной водой: столько всякой мути, что не разберешь, что там внутри. По мере того как начинаешь процеживать эту воду: один раз, второй, третий, через сито, через более мелкое сито, потом через еще более мелкое, вода настолько очищается, что уже каждую соринку можно увидеть. Примерно такой же процесс происходит и с людьми. Приходя первый раз на исповедь, люди исповедуются обычно так: «Согрешил делом, словом, помышлением» – и все, о большем человек пока не задумывается. Вот это и есть мутная вода, и должен пройти первый слив. Во второй раз человек придет на исповедь и скажет: «Я согрешил не только делом, словом и помышлением, я еще утренние молитвы плохо прочитал или в такой-то день пропустил». В третий раз он вспомнит, что и вечерние молитвы не читал, а в следующий – что еще и пост нарушил. Исповедь – это как сито, через которое мы все время будем свою совесть пропускать, очищать. И в конечном итоге начнем замечать даже свои недобрые помыслы, а это уже очередная ступень духовного совершенства. Так что не смущайтесь, а на исповеди скажете: «Батюшка, вспомнила вот такой-то грех», и не надо этого стесняться.

 

Ведущий: Владимир Бочков
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​