Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 15 марта

15 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Вопрос телезрительницы из Новокузнецкой области: «Существует ли какая-то последовательность в исповеди: с чего начать, как продолжать и чем заканчивать?»

– Тем, кто ходит на исповедь с самого раннего возраста, это понятно: им мама подсказывает или бабушка, которая водит их в храм. А людям, которые пришли в храм уже во взрослом состоянии, конечно, нужно знать, как и с чего начинать. Я иногда говорю так: как мы идем к врачу? Пока у меня ничего не болит, зачем мне идти к врачу? Когда что-то заболит, я иду, и то иногда не сразу. А уже когда серьезно заболит, тогда я иду к врачу и уже знаю, о чем с ним говорить: что болит, где, как и когда болит. Примерно то же самое и здесь, ведь священник – это духовный врач. Священник, совершая исповедь, кратко говорит людям, какие могут быть грехи: что мы делаем не так, чем и как преступаем заповеди.

Я вспоминаю одного человека в Нью-Йорке, который сказал: «Я вообще не знаю своих грехов, у меня нет грехов». Он никогда до этого не ходил в храм, поэтому так и сказал. А прошло какое-то время, он понял, что, оказывается, у него столько всего! Потом долго вместе смеялись, рассуждая об этом. – «Вроде бы хороший человек, работаю, на работу не опаздываю…Хотя как-то раз опоздал». Спрашиваю: «И что Вы сделали?» – «Я сказал начальнику, что опоздал по причине, а на самом деле это не так». Я говорю: «Вот видите, Вы уже обманули, это же обман». Мы начали так раскручивать, и оказалось много всего: того осудил, с тем проболтал какое-то время, тому позавидовал, тому не так сказал, на того не так посмотрел. Он говорит: «Так это же мы все во грехах живем!» Конечно, так, к сожалению, пока мы не научимся управлять собой, пока не научимся в себе тормозить прилоги. Увидел что-то, захотел – обруби: «Не надо мне этого». Когда у человека будет совершенно четко вырисовываться цель жизни на земле, приоритеты, тогда, исходя из этого, он и будет выстраивать жизнь и уже не будет обращать внимание на какие-то мелочи, посторонние, отвлекающие его предметы, вещи, явления. Это процесс.

Поэтому Вы не волнуйтесь, придите в храм, подойдите к священнику. Но перед тем как исповедоваться, зайдите в книжную лавку. Есть хорошая книга отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». Почитайте – и Вы поймете, о чем вообще идет речь. Точно так же, если я в медицине ничего не понимаю, если я никогда не ходил к врачам, то я даже не смогу объяснить, что у меня болит, смогу только показать, где болит. А когда я начинаю знакомиться с медициной, тогда я скажу: «Тут у меня нерв застудился»; или: «Что-то у меня бицепсы болят». Так же и в духовной жизни. Нужно почитать, что такое исповедь, понять ее необходимость. А потом священник Вам поможет, для этого он и служит. Пастырь добрый, как добрый врач: подскажет, как надо исповедоваться.

– У Марины из Москвы трагическая ситуация: умер сын. Она считает себя виновной. Кстати, таких вопросов очень много: видимо, каждая мать считает себя виновной в гибели своего ребенка. У Марины безысходность, уныние. Что делать?

– Конечно, от родителей зависит очень многое: рост детей, их воспитание, образование, жизнь. То, что родители вложат в ребенка в самом раннем возрасте, и пойдет с ребенком по жизни. Воспитание ребенка и его становление как личности во многом зависит от родителей. И воспитывать надо в детском возрасте, потом это уже бессмысленно. Сейчас, когда ребенок умер, остается только молиться. Молитесь. Себя бичевать и, как говорят, заниматься мазохизмом не надо. Впадать в отчаяние ни в коем случае тоже не нужно. Помните, что все мы ходим под Богом, все зависит от Бога, хотя многое и от нас. Сейчас постарайтесь чаще ходить в храм, потому что когда Вы будете молиться дома, пребывать в ограниченном пространстве, у Вас не будет такой поддержки, которая может быть в храме во время общественной молитвы на утреннем или вечернем богослужении. Творите дела милосердия, это чрезвычайно полезно и важно как для Вас, так и для усопшего человека. Поэтому – дела милосердия, милостыня и молитва. Приходите в храм, молитесь за сына, но не бичуйте себя.

– Вопрос телезрителя из Пензы: «Правда ли, что Бог сказал: «Первый мир утоплю, второй – сожгу».

– В Священном Писании такого нет. Видимо, кто-то так просто сформулировал.

– Недавно мы разговаривали о саентологах, теперь вопрос из Рязанской области: «У нас очень активны свидетели Иеговы. Кто они такие?»

– О них, как и о саентологах, я рассказывать не буду, чтобы не рекламировать их, иначе кто-то узнает от меня о них больше, чем они сами о себе скажут. Это тоталитарная секта, страшная, вредная, губительная как для души, так и для тела. Я это подчеркиваю. Этих тоталитарных сект (иеговисты, саентологи) избегайте, не имейте с ними никаких отношений.

– Вопрос из Владимира: «Как узнать, помогает ли наша молитва умершим родным?»

– Когда встретимся с ними, тогда и узнаем, насколько была полезна наша молитва. Церковный многовековой опыт свидетельствует о том, что каждое воздыхание, каждая наша молитва, каждая наша милостыня и приношение в честь и память об усопшем непременно приносят большую пользу и для усопшего, и для нас, живых. Поэтому продолжайте молиться.

– Вопрос, поступивший на голосовую почту, от телезрительницы из Нижегородской области: «Я крещена в старообрядческой церкви. Можно ли мне в обычных церквях молиться двуперстным крестом?»

– Конечно, молиться можно, потому что символ один и тот же, только в другой вариации. Мы осеняем себя крестным знамением, сложив три пальца вместе в память о Святой Троице; два пальца, пригнутые к ладони, означают два естества в Иисусе Христе. У старообрядцев по-другому сложены пальцы: два поднятых пальца тоже означают два естества в Иисусе Христе, а три пальца, сложенные вместе, символизируют Святую Троицу. Не так важно и не страшно.

Иногда, рассуждая на эту тему, мы говорим: «А как крестился преподобный Сергий Радонежский? А как молились в Древней Церкви?» Католики осеняют себя ладонью: у них тоже символ Святая Троица и два естества Иисуса Христа; или пять ран Иисуса Христа – потому осеняют себя пятерней, всей рукой.

Молиться так можно, но есть одна маленькая деталь. Если Вы будете это делать демонстративно, то другой человек, который Вас не знает и не захочет понять, осудит или, может, даже одернет. Поэтому осенять себя крестным знамением нужно так, чтобы на Вас никто не обращал внимания, чтобы не возникало конфликта в храме. Я бы так посоветовал: не нужно создавать конфликтных ситуаций в храме.

– Телезрительница из Москвы попала в тупиковое двусмысленное положение: ей нужно принять решение, и она не знает, правильное ли это решение, от Бога оно или от дьявола.

– Нужно принимать решение так, чтобы оно было и Богу угодно, и Вам спасительно. Если мы будем просить Бога: «Господи, благослови, помоги», тогда как решение может быть от дьявола? У нас есть хорошая, добрая традиция – каждое дело начинать с молитвы Святому Духу «Царю Небесный». Мы просим, чтобы Дух Утешитель пришел и вселился в нас, очистил нас от всякой скверны и спас души наши (я фрагментарно сказал). Молитва Святому Духу предшествует началу любого дела. Поэтому если Вы хотите начать дело, обдумали, взвесили все, что касается этого дела, да еще и прочитали молитву«Царю Небесный», испросили у Бога благословения: «Господи, Душе Святый, приди и вселися в ны, очисти ны от всякия скверны», какая здесь может быть темная сила? Так и скажите: «Господи, благослови». Не обращайтесь к темной силе, а просите, чтобы Господь Вам помогал, тогда будем верить и надеяться, что это будет благословение Божие.

– Вопрос, поступивший на голосовую почту, от телезрительницы из Краснодарского края: «У сына лопнуло на руке церковное кольцо с надписью «Спаси и сохрани». Что это значит? Страшно ли это?»

– Не придавайте никакого мистического значения тому, что произошло. Просто кольцо было сделано из плохого материала. Если Вы помните, где оно было куплено, обратитесь в этот магазин, объясните ситуацию, попросите, чтобы вам кольцо поменяли. Есть еще хорошая традиция: поскольку это серебряное кольцо (если я правильно понимаю), его можно отнести в храм как пожертвование, потом его используют как металл. Никакого мистического значения это не имеет, и сыну Вашему это ничего плохого не принесет. А вот те, кто изготовил некачественное кольцо, понесут ответственность перед Богом.

– Дмитрий из Тульской области считает, что православие – самая созидательная религия: это богатая иконопись, храмовое зодчество, духовная музыка, духовная литература. Есть ли в других религиях такое? Просит прокомментировать.

– Спасибо, Дмитрий. Мне приходилось соприкасаться с самыми разными культурами, разными вероисповеданиями. Доводилось даже бывать на Аляске, видеть алеутов. Даже между алеутами, которые остались язычниками, и алеутами, принявшими христианство, огромнейшая разница. Различается культура, даже народные песни алеутов-язычников и алеутов-христиан – как небо и земля. Христианство – это действительно прогресс, в нем заложена сокровенная мудрость, внутренний глубокий смысл. А язычники чем занимаются (как ловят рыбу, как загоняют тюленей), такие у них и песнопения, и танцы – вот и вся культура. Те, кто принял христианство, христианскую идею вкладывают в свою народную культуру, народное творчество. Я не осуждаю, просто говорю о том, что видел.

Православная Церковь основана на византийской православной христианской культуре. И конечно, для наших языческих племен, которые в то время жили на славянских землях, принятие православного христианского учения дало мощнейший толчок во всем: и в культурной жизни, и в национальной, и в языке, и в творчестве. Какую область ни возьмете, в любую христианское православное вероучение привнесло мощную энергию развития. Поэтому Вы совершенно правильно говорите, спасибо Вам. Так и должно быть.

В каждой национальности и в каждом вероисповедании есть что-то свое, но православие – это такая перспектива развития, кладезь неисчерпаемый!

– Вопрос телезрителя из Пензы: «Как поминать душевнобольного самоубийцу?»

– Мы ко всем самоубийцам относимся как к людям несчастным. А душевнобольной и есть душевнобольной; к таким всегда было особое снисхождение. Душевнобольной человек не контролирует себя, поэтому их и в прошлые времена отпевали. Если епископ благословляет совершать заочное отпевание такого человека, то поминают его как обычно. Если его не отпевали, молятся о близких покойниках.

– Телезрительница из Воронежской области говорит, что увидела на лице умершего мужа-самоубийцы светящийся ореол. Что бы это значило?

– Не знаю, что сказать.

– Вообще как относиться к таким видениям?

– Трудно сказать, правда это или нет, были ли тому свидетели... Но что бы Вы сейчас ни говорили, самоубийца и есть самоубийца. Поэтому говорить о том, что у него был какой-то ореол… Готов усомниться в этом. Может быть, близкие родственники хотели как-то его реабилитировать, по крайней мере в своем сознании. Но я не берусь давать никакой оценки.

– Телезритель из Рязани спрашивает: его матери должны выдавать бесплатные лекарства. Он попал в такую ситуацию, что лекарств не дают. Смириться ему или требовать их?

– Совсем отказываться не надо, что положено, то должны дать. Но расталкивать всех кулаками, локтями, рваться, судиться не надо, Вы больше здоровья потеряете на этом. Надо написать заявление, как это положено делать. Просить обязательно надо, если по закону положено. Уж если совсем не получается, в драку вступать не надо, сказать: «Господи, да будет во всем Твоя святая воля». Но не все так могут сказать. Если я скажу: «Господи, да будет Твоя святая воля», я должен купить для мамы (или бабушки) такое лекарство. А если нет денег, что делать? Надо просить.

– У телезрителя из Тюменской области родители атеисты и мешают ему вести духовную жизнь. Как поступить в этой ситуации: пойти против родителей?

– Я не знаю, в чем это проявляется. Помнится, в советский период было очень много таких случаев, когда родители были против, а дети продолжали ходить в храм, не афишируя это. Самое главное и важное, чтобы Вы не противопоставляли себя родителям, чтобы Ваши религиозные убеждения, религиозная жизнь, духовная настроенность не были протестом для родителей. Помолитесь так, чтобы родители даже и не знали, что Вы помолились. Пошли погулять – сходили в храм. Поступайте так, чтобы Ваше поведение не раздражало родителей и близких людей, не противопоставляйте себя им, чтобы это не было поводом для раздражения и вражды внутри семьи. А потом увидите: пройдет какое-то время, все успокоится, Господь все уладит. Если Вы будете мудро себя проявлять, то Господь и родителей, и близких приведет к Церкви, к Богу.

Иногда я слышу такое, что христиане дома себя противопоставляют близким, и родственники говорят: «Если все христиане такие, как мой брат (или как моя жена), лучше я туда не пойду. Вы проповедуете любовь, а сами на всех рычите, спорите, клянете, что мы, безбожники, такие-сякие и в ад попадем».

А вот когда близкие увидят, что от Вас исходит любовь, доброе настроение, умиротворенность после храма, они спросят: «А почему ты сегодня такой, почему ты так сияешь? Я тоже хочу так засиять. Где ты был, что ты делал?» Я думаю, что любовь должна быть поставлена во главу угла в Вашей жизни. А если человек сходил в храм, а потом готов всех «с потрохами слопать», кто пойдет в такой храм? Наоборот, это настроит близких против Вас. Поэтому не создавайте конфликтных ситуаций. Молитесь тайно. Я знаю много таких случаев, когда люди молились, а потом и помогали своим близким.

– Вопрос телезрительницы из Липецкой области: «Канонизированы ли убитые на Пасху оптинские монахи?»

– Пока нет, и я не слышал, чтобы этот вопрос как-то обсуждался.

 

Ведущий Владимир Бочков
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​