Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 1 марта

1 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Накопилось очень много обращений от наших телезрителей, поэтому я отступлю от заведенного правила и сразу перейду к вопросам.

Вопрос телезрительницы из Воронежа: «Дочь попала под влияние сайентологов. Чем это опасно?»

– Сайентологи – это тоталитарная секта, опасная для души человека. Когда мы говорим о каких-то христианских вероисповеданиях, то там, по крайней мере, говорится о Спасителе, о Христе, хотя много разных отступлений. А здесь самая настоящая тоталитарная секта, где вроде бы что-то есть, а на самом деле людей и их души уводят от Бога. Поэтому мы и называем эти секты тоталитарными: мало того, что они губят души, они еще и тела людей губят. Это очень опасно.

Я не буду рассказывать о сайентологах, кто они такие, чтобы не рекламировать эту очень опасную секту. Нужно сделать все возможное, чтобы человека вразумить, порекомендовать ему прекратить заниматься сайентологией. Это губительно, вредно и пагубно не только для души, но и для тела.

– Вячеслав из Подмосковья спрашивает, почему христиане поклоняются иконам. Он считает, что это идолопоклонство.

– Когда я с кем-то говорю на эту тему, то обычно рекомендую достать фотографию мамы, папы или любимого человека. Когда мне показывают фото, я предлагаю его порвать. Мы порвали любимого человека? Совсем нет. Фотография – это образ моего папы или моей мамы, это не он сам. Икона – это и есть «фотография», или образ, Спасителя, Божией Матери или святых угодников, это не они сами.

В советское время после революции один из пропагандистов, антирелигиозных агитаторов говорил: «Я сейчас вашего Бога убью». Взял топор, разрубил икону и говорит: «Я вашего Бога убил». Подошел к нему другой мужчина и сказал: «Миленький, ты не Бога убил, ты уничтожил историческую культурную ценность нашего народа». – «И Бог мне за это ничего не сделает». – «Да у тебя уже разум отнят. Ты же не Бога убил, а художественный образ».

Поэтому,когда мы говорим об иконах, то это не святой, не Бог, не Пресвятая Богородица, это их образ. И, глядя на этот образ, мы обращаемся к первообразу. Мы не кланяемся иконам. Обратите внимание на учение нашей Церкви, в частности постановление Седьмого Вселенского Собора, которое касается иконописания. Мы не кланяемся образам как существу, а мы почитаем их образами первообразов. Глядя на икону, мы молимся первообразу. Мы не идолопоклонники.

– У телезрительницы Веры домочадцы большие поклонники передачи «Битва экстрасенсов», из-за этого в семье даже возникают конфликты. Она спрашивает: «Безобидно ли увлечение подобной темой, особенно для подростков?»

– Для подростков это может быть неправильно и опасно. Возьмем, к примеру, спорт. Представьте, пришел молодой человек в спортивную секцию бокса (или кикбоксинга, борьбы без правил). Юноша только окончил школу, хочет заняться спортом, а вы его сразу выводите на ринг, чтобы он боролся с чемпионом. Что будет с ребенком? Чемпион его убьет или изуродует, потому что человек неподготовлен. А вот если новичок пройдет подготовку, пройдет все ступени созревания, потом он уже сможет выйти на ринг и побороться с любым соперником.

Мы очень часто смотрим такие программы или нам пытаются их навязать, а мы не имеем защитного иммунитета. Мы ничего не знаем о Православной Церкви,православном вероучении, а уже начинаем рассуждать о какой-то борьбе экстрасенсов. Друзья мои, будьте осторожны! Они изуродуют наши души. Я смотрел эту программу несколько раз, потому что люди часто о ней спрашивают. У меня это не вызывает ничего, кроме жалости. Думаю: «Господи, какие несчастные люди! Все что ни попадя показывают по телевизору, а люди смотрят и думают, что это полезно и хорошо».

У нашего народа за период советской власти сложилось особое отношение к средствам массовой информации – телевидению, радио, газетам. Я вспоминаю своего папу: когда я, будучи студентом семинарии, приехал к нему, он начал мне рассказывать, что написано в газетах. Я ему говорю: «Пап, что ты читаешь эти газеты? Там напишут что хочешь». Так он меня чуть «не съел»: «Да в газетах пишут только правду!» Я ему говорю: «Папа, нельзя все принимать за чистую монету, это же пропаганда». – «Ты что, не веришь газетам?»– «Верю. Но я верю, когда пишут:“Скончался Леонид Ильич Брежнев” или:“Скончался такой-то секретарь”. Остальное – пропаганда».

Так же и с телевидением: на каждый каприз придумают что хочешь, лишь бы только люди смотрели. Развлекалка. А люди смотрят и думают:как это серьезно. Люди понапрасну тратят время – драгоценный дар Божий, время больше никогда не вернется. Просмотр таких передач, как «Битва экстрасенсов», – это понапрасну проведенное время, которое больше никогда не вернется. Есть хорошие поучительные, познавательные передачи, приносящие пользу. «Битва экстрасенсов» – это шоу, которое ничего хорошего точно не даст, а плохому научит, по крайней мере винегрет в голове точно сделает, и потом будет трудно разобраться, что полезно, что вредно.

– Анна из Таганрога спрашивает, как подавить в себе гнев?

– Недавно у меня спрашивали: «Если все качества, которые есть у человека, – это дар Божий, гнев – это тоже дар Божий?» Конечно, дар Божий, но, к сожалению, мы его неправильно употребляем. Гневаться надо на грех, на страсти, иначе их не искоренишь. Вот для чего нам дан гнев – чтобы бороться со страстями, похотями, грехами, а не с другими людьми. Гневаться на других людей совершенно бессмысленно, да еще и вредно, в первую очередь для того, кто гневается.Надо понимать: «А за что я буду гневаться на человека?»Давайте подумаем: «А кто я есть на самом деле?» Если я пойму, оценю свой внутренний мир, свое содержание, то скажу: «Господи, да мне ли на вас гневаться?.. Да я сам хуже любого человека».Вэтом случае более приемлемо говорить: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Я вспоминаю свою юность, как один молодой священник советовал моему другу: «Если тебя кто-то обидит, попытается разгневать, тебе захочется на него “собак спустить”, ты прочитай молитву “Богородице Дево, радуйся”, а потом отвечай обидчику». Потом друг пришел к батюшке и говорит: «Пока я читал молитву, обидчик уже ушел». Священник ответил: «И слава Богу! В этом и есть смысл чтения молитвы “Богородице Дево, радуйся” – пока ты ее читал, твой обидчик ушел, и ты свой гнев не излил на него. Радуйся, ты поборол в себе гнев благодаря обращению к Матери Божией». Поэтому гнев – дар Божий, но его надо правильно употреблять.

– Вопрос, поступивший на голосовую почту от телезрительницы из Калининграда: «Мы верующие люди, ходим в храм, я уже немолодая. Я всегда читаю молитву “Отче наш”, в которой есть слова “да святится имя Твое”. Я хотела бы узнать имя Бога. Расскажите об этом».

– В Ветхом Завете были известны имена:говорили о том, что Бог – это Иегова, Бог – наш Творец и Промыслитель. Конечно же, это интересно. Но мы знаем из Нового Завета, что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. О Сыне мы говорим, что это Иисус Христос. Когда мы начинаем рассуждать о Боге, я всегда советую быть предельно внимательными и очень осторожными. Объясню, почему я пытаюсь предостеречь. Когда-то мы были детьми и начинали ходить в школу. Когда я пошел в первый класс, помню, у меня был букварь, книга «Родная речь», а у старшего брата и сестры – алгебра, какая-то математика. Мне все время хотелось открыть их книги и почитать, что же там. А они мне говорили: «Ты вначале научись читать свое, а уже потом будешь читать алгебру, геометрию, тригонометрию». Почему так? Да потому, что, не зная азов, нельзя понять книг для более старшего возраста.

Прежде чем начинать проникать в Божественное Откровение, узнавать имя Бога, Кто Он есть на самом деле, давайте вначале поймем, кто есть мы сами. Христос Спаситель – Сын Божий, Бог, ипостась Святой Троицы, говорил о том, что Бога может познать только тот человек, у которого чистое сердце. Поэтому, пока мы не очистили свое сердце, я вообще не рекомендую заниматься глубоким богословием, изучать Божественную Троицу, проникать в Божественное Откровение. Мы можем повредиться в прямом смысле слова: повредить себе, своему сознанию. По мере того, как мы будем очищать свою душу, свою совесть в таинстве Покаяния, по мере того, как мы будем изучать «букварь молитвы», проходить эти ступени, мы научимся быть кроткими и смиренными. И по мере нашего духовного возраста Господь нам все-все откроет. А мы сразу хотим проникнуть в Божественное Откровение и узнать: «Господи, Кто же Ты есть на самом деле?» Это очень опасно. Секретов нет: о Боге мы можем узнавать только из Божественного Откровения, поэтому читайте Священное Писание, читайте Евангелие. Все, что нам полезно и необходимо для спасения, открыто в Евангелии.

– Юлия из Санкт-Петербурга выходит замуж без любви, потому что надо устраивать жизнь. Она говорит, что могла бы уйти в монастырь, но тяги к монашеству нет. Спрашивает, как ей поступить.

– Хочется посочувствовать. Если нет призвания идти в монастырь, то не надо туда идти. Если монастырь находится недалеко от Вас, ходите туда, молитесь. Если Вы хотите выйти замуж только лишь потому, что надо как-то устроить свою жизнь, то я Вам сочувствую, как и многим другим. Создание семьи – это особый подвиг, и надо быть к нему готовым. Если у Вас нет чувств к будущему супругу, если у жениха нет чувств к Вам– повремените. Вы должны понять себя, понять своего избранника. Отвечая молодым на вопрос, когда наступает время создавать семью, я говорю: «Наверное, есть такой рубеж, когда вы поймете, что вы так любите этого человека, что готовы для него отдать все, даже самого себя».

Любовь и создание семьи предполагает жертвенное отношение друг к другу. Если этого нет, а есть просто желание создать какой-то семейный очаг, чтобы крыша была, то это страшно и опасно. Неизвестно, будет ли такая семья прочной, Вам потребуется очень много сил, энергии для того, чтобы потом сохранить эту семью. Должно быть такое состояние, когда «я без тебя дня не могу прожить, я настолько к тебе привязан,настолько тебя люблю, что не мыслю свою жизнь без тебя, и ради тебя я готов отдать все, даже самого себя». И вот когда вторая половина скажет Вам то же самое, тогда,наверное, наступает время, когда Вы можете создавать семью и домашний очаг.

Из своего личного опыта я не знаю, что такое семейная жизнь, но, видя, как жили мои папа с мамой, как живут другие, могу сказать, что это подвиг. Это не времяпрепровождение в удовольствиях и в роскоши, это подвиг взаимопонимания, подвиг взаимоподдержки. Это очень сложно, поэтому должна быть решимость. Точно также как у тех, кто хочет уйти в монастырь: если кто-то созрел и желает уйти в монастырь, его ничем не остановить. А если человек стоит и не знает – то ли туда пойти, то ли туда, лучше постоять еще на месте, подождать. Не спешите делать окончательный выбор.

– Еще один вопрос от Юлии: «Интимные отношения существуют только для продолжения рода или все-таки для удовольствия тоже?»

– В современном обществе сложилось так, что связь мужчины и женщины характеризуют как половые сношения. Говорят: половые органы, половые сношения. А в христианстве, в богословии есть немного другая терминология – детородные органы. И сразу все становится на свои места, все становится понятным. Конечно, человек создает семью для того, чтобы продолжать человеческий род, для того,чтобы муж и жена помогали друг другу совершенствоваться. Не для удовольствий все это создано, а для того, чтобы продолжать человеческий род, – это основная задача детородных органов.

Я вспоминаю одного нашего преподавателя в семинарии, который, отвечая на наши студенческие вопросы, говорил: «Близость мужчины и женщины перед зачатием ребенка вызывает какое-то особое чувство, какое-то, может быть, наслаждение, но это только момент, когда человек получает наслаждение от соития для рождения ребенка, а потом все только труды, страдания и подвиг».Только момент, но, видимо, Господь вложил это в сознание и чувства человека. Если бы человек понял, какие труды его ждут по рождению, воспитанию ребенка, он, наверное,никогда и не стремился бы к соитию, а вот такое чувство его привлекает, отвлекает. А потом оставшаяся жизнь – подвиги и труды.

Так что не для удовольствия это, да и вообще вся наша жизнь не для удовольствия. Хотя мы говорим, что человек создан для того, чтобы блаженствовать, но не в плотском плане, а блаженство – в общении с Богом. Люди, которые не стремятся к богообщению, находят удовольствие в другом: кто-то в плотских удовольствиях, кто-то ходит в рестораны, кто-то ходит в театры, еще куда-то. Но подлинное блаженство, подлинное удовольствие, конечно, только в богообщении.

– Вопрос, поступивший на голосовую почту от телезрительницы из Москвы: «Имеет ли право священник отказать в отпевании старушки девяноста четырех лет по причине того, что она не ходила к нему в церковь (она не могла ходить, у нее были больные ноги), не делала никаких приношений в церковь и ни разу не призывала его домой на соборование? Хотя в свое время она ходила в церковь, делала приношения, исповедовалась и причащалась».

– Вообще епископы и священники призваны не судить людей, а вести людей к Богу. Если священник отказывается совершать отпевание или еще что-то для людей по их просьбе, этим он уже совершает суд, он предвосхищает Божественную власть. Священник не должен судить. Если священник отказывается, не ходите к нему, это не священник, а псевдосвященник, наемник. Конечно, если бы Вы знали других священников, может быть, Вы бы пошли в другой храм.

Когда я разговариваю со священниками об отпевании людей,я им говорю: «Думайте не только о том человеке, которого будете сейчас отпевать, а подумайте еще и о тех живых, которые принесли этого покойника на отпевание. Над покойником уже власть не ваша, над ним Божественная власть, Господь будет судить усопшего. А вы, как пастыри, подумайте о тех, кто пришел в храм, не упустите возможности с ними пообщаться, проявить добрую пастырскую заботу, и вместе с ними помолитесь об усопшем».

К сожалению, есть такие священники, и не только в Москве, но и в Белоруссии. Мы проводим с ними работу, боремся. Поэтому не ходите к таким, как я их называю, наемникам. Я как экзарх, митрополит, епархиальный архиерей с такими священниками поступаю очень жестко. Таким священнослужителям не место в наших храмах. Это люди, которые под видом благочестия проводят самую что ни на есть антирелигиозную пропаганду. Поэтому в первый раз я стараюсь такого священника вразумить, в другой раз я наказываю, а потом просто его провожаю и рекомендую идти работать в колхоз.

Пастырь должен «душу свою полагать за овцы», пастырь должен сделать все возможное. Как я уже сказал, над покойником теперь суд Божий, а с живыми надо работать. Нужно сделать так, чтобы те, кто принес покойника, и на третий день пришли помолиться, и на девятый день, и на сороковой, и чтобы потом остались прихожанами. Священники, не упустите возможность: проявляйте любовь, внимание к людям. Люди у нас такие добрые и хорошие! Но ведь не всес детства воспитывались в христианской семье, у каждого свое воспитание, образование и отношение к Церкви. Пастырь должен это все понимать и проявлять заботу и любовь, тогда он будет добрым пастырем.

 

Ведущий: Владимир Бочков
Расшифровка:Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​