Беседы с батюшкой. Милосердие - сокровище души

25 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, клирик храма Ахтырской иконы Божией Матери (село Ахтырка), кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

– Сегодня тема нашей передачи «Милосердие – сокровище души». Отец Димитрий, вчера на Божественной литургии читалось Евангелие о милосердном самарянине, и уместно было бы поговорить в рамках нашей сегодняшней темы об этой притче, ее смысле, добродетели милосердия, рассказать, почему необходимо милосердие.

– Да, совершенно верно, вчера на Божественной службе мы слышали эту удивительную многогранную притчу о милосердном самарянине. Если можно так сказать, то самая главная сюжетная мысль была в следующем. Подходит к Спасителю один из законников – человек, который знает закон, букву закона, буквально наизусть. Приходит, чтобы потщеславиться, себя показать, покрасоваться, и задает, скажем так, юному галилейскому проповеднику и чудотворцу, каковым считали вожди Израиля Спасителя (разумеется, никто из них еще не дошел до осознания, что это Сам Сын Божий), вопрос:«Какая самая большая заповедь в законе? Что мне сделать, чтобы спастись?»

А Господь задает ему встречный вопрос: «Что написано в законе, как ты читаешь?» И законник тут же цитирует, что сказано в Писании, причем цитирует правильно – что надо возлюбить Господа всем сердцем, всей душой, всем помышлением, всей крепостью (с  этим никто не спорит) и возлюбить ближнего, как самого себя. Казалось бы, взоры всех окружавших людей смотрят на этого законника, и Господь, будучи Сердцеведцем, спокойно отвечает ему: «Так поступай – и будешь жить».

Но поскольку на самом деле у этого законника мотивы были не очень честны, он спрашивает у Спасителя: «Кто же мой ближний? К кому эту милость, любовь я могу проявить, а к кому могу не проявить?» То есть «кому я обязан, будучи ближним по кастовому или сословному принципу, не могу отказать, а кому могу отказать?» (Потому что у ветхозаветного Израиля представление о ближнем было специфическое.) И вот Господь приводит эту удивительную, многогранную притчу.

Дорогие друзья, все, кто в христианской традиции воспитан, наверно, читали много святоотеческих толкований на эту глубокую притчу. Но мне хотелось бы вот на что обратить ваше внимание. Господь Своим ответом в этой притче показал совершенно новую меру родства, доселе неизвестную людям: оказывается, твой ближний – это тот человек, который встретился на твоем жизненном пути, который нуждается в твоей помощи и ты имеешь возможность ему помочь.

То есть принцип не такой, что это родные мне по плоти люди или это члены какого-то сообщества, знакомые или люди, с которыми я связан какими-то узами (и если я им помогу, они мне помогут в случае чего). А это любой человек, любого возраста, пола, состояния, национальности, вероисповедания, который попался на твоем жизненном пути и нуждается.

Тебя Господь сводит с ним: он нуждается, а ты можешь ему помочь. Вот это есть твой ближний – чтобы мы научились действительно мыслить по-евангельски, по-новозаветному.

– По-евангельски все люди, окружающие нас, являются нашими родственниками?

– Нашими родственниками по Адаму. Любой человек является нашим родственником, которому я могу помочь, и если Господь свел меня с ним, я должен ему помочь. И вот в конце этой притчи Спаситель очень мудро отвечал законнику и в то же время всем слушающим и всем читающим Священное Писание до скончания этого века: «Иди и твори так же». То есть: «Иди и поступай так же, как поступил милосердный самарянин».

Но мы знаем из святоотеческих толкований, что под образом милосердного самарянина подразумевается Сам Господь Иисус Христос. Сам Господь по милосердию сошел на землю, воплотился. Все, что только возможно, максимально сделал для человеческого рода: открывал людям в притчах о тайнах Царствия Божия, исцелял всякую болезнь, воскрешал мертвых, жизнь Свою отдал, умер на кресте и воскрес. То есть Господь все сделал для падшего человечества, и вот так мы должны поступать по отношению к нашим ближним.

Не случайно, в частности, святитель Иоанн Златоуст (завтра Святая Церковь чтит память этого великого святителя, богослова, необыкновенного оратора, учителя, несколько раз в году празднуется его память) в своих пламенных проповедях воодушевлял, вносил в сердца слушателей этот огонь ревности к богоугождению, добродетелям. Мы читаем произведения святителя Иоанна Златоуста и видим, как много внимания  уделял этот великий святитель  именно добродетели милосердия.

Даже некоторые его современники, в частности святитель Палладий Еленопольский, один из ближайших его учеников, вспоминает, что святитель хотел весь Константинополь сделать как бы одним странноприимным домом. Как он пламенно в своих проповедях бичевал жестокосердие богатых людей, которые жили только для себя и, имея реальную возможность, чуждались ближних, нуждающихся, как будто они люди совершенно другого сорта. И вот, если выразиться современным языком, программа максимум, которую наметил святитель Иоанн Златоуст среди достаточно развращенного столичного общества, заключается в том, чтобы все научились благотворить друг другу.

– Какое было бы счастье, если бы так было! Отец Димитрий, что такое милость духовная и милость телесная? В чем разница и какая из них более необходима человеку?

– Необходимы нам и милость духовная, и милость телесная, потому что они связаны между собой. Святитель Иоанн Златоуст, о котором я только что упомянул, во многих своих проповедях толкует Священное Писание, приводя евангельские слова о том, что Господь любую жертву приемлет (в сто, шестьдесят и тридцать крат) и вознаграждает даже намерения.

Естественно, и телесная милостыня очень нужна. Спасительно для каждого человека, кто имеет возможность, помогать телесно, материально нуждающемуся. А душевная помощь заключается в том, чтобы вовремя посочувствовать человеку, поддержать его, дать добрый совет, утешить человека, который подавлен какой-то скорбью, печалью, трагедией, потерей близких.

В душевной помощи, душевной милостыни тоже ни в коем случае нельзя отказывать. И более высокая степень милостыни – это милостыня духовная, это молитва за нуждающихся в молитве. Может быть, даже за тех людей, которые тебя об этом даже не просят. Но ты сам видишь, что человек нуждается в молитве.

И вот это буквально пастырская  любовь, которая была у святителя Иоанна Златоуста, святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, которого тоже сегодня чтит Святая Церковь. Именно в этом состоит духовная милостыня – в молитве и в том, чтобы жизнь свою полагать за ближних. Такая пастырская, самоотверженная любовь.

– В Евангелии сказано, что следует милостыню творить тайно. Правая рука не должна знать, что делает левая. И в то же время, чтобы научиться добродетели, человек должен иметь перед собой видимый пример. Так стоит ли скрывать добродетель или стоит ее показывать?

– Любая добродетель, как говорят нам святые отцы Церкви, имеет такое свойство – она себя выдаст. Смирение, кротость, терпение, милосердие, чистота сердца – рано или поздно себя выдадут. В каком смысле? Это не значит, что человек делает что-то напоказ, напоказ молится или напоказ дает милостыню, постится. Если человек делает милостыню по-евангельски – тайно, чтобы правая рука не знала, что делает левая, все равно эта добродетель его выдаст.

У преподобного Паисия Святогорца есть такое наблюдение. Он рассказывал об одном монастыре (монастырь был особножительный, не общежительный – такой устав у него был), где каждому из братии давалось за послушание какое-то материальное вознаграждение. В той обители более крепкие, сильные по возрасту братия брали на себя по нескольку послушаний, получали за них большие вознаграждения и изобильно творили милостыню. И преподобный Паисий вспоминает, что в этой обители был один монах, которого все прозвали Скрягой. Потому что он тоже трудился, тоже получал вознаграждение, но практически никому ничего не давал; по крайней мере, это не было заметно.

Все знали, что если у любого из братии попросишь помощи, они помогут. А у Скряги даже не просили. Но когда он скончался, на его похороны собрались бедные со всей округи и говорили: «Этот монах меня спас. Я умирал, а он прислал деньги, помог купить мне вола». В то время купить вола (или коня, телегу) было важно. То есть он те средства, которые получал, копил и делал тайно добрые дела, скажем так, большого масштаба. Находил человека, который в нужде, и это делал.

Вот видите, какая добродетель была у человека, которого прозвали Скрягой. Он смог  скрыть свою добродетель, а она его выдала после блаженной кончины, и все плакали и говорили: «Если бы не этот монах, я и моя семья пошли бы по миру».

– Вопрос телезрительницы: «Как  быть, если люди просят помощи, а сами пьющие? Они не хотят брать продукты, а только деньги. Полезно ли давать таким людям?»

– Непростая ситуация и достаточно актуальная в нашем греховном мире. Мы имеем заповедь Божию: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». И святой псалмопевец Давид говорит: Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь.

Заповедь такую имеем: дать просящему. Вот тут надо стремиться к стяжанию добродетели рассудительности, благоразумия. Если вы видите, что человек явно страждет таким тяжелым недугом и с большой долей вероятности  можете предположить, что он полученные средства использует на усугубление этой страсти и на гибель своей души, то, конечно, лучше по возможности предлагать ему или продукты, или одежду. Но если даже этого человек не хочет, а только деньги, тогда нужно дать ту духовную, душевную милостыню, которая всегда в нашей власти, даже если мы материально бедны сами, – это помолиться за этого человека. То есть не формально отнестись.

Вот если вы узнали, что сосед или какой-то ближний выпивает, ходит и у всех просит на это, нужно взять на себя хотя бы малый труд: делать по одному земному поклону за этого человека. Допустим, вы знаете его имя. Можно читать по главе Евангелия.

Это норма жизни православных христиан: читать по одной главе Евангелия и две главы Апостола каждый день. После чтения главы Евангелия можно обратиться своими словами ко Господу: «Господи, имиже веси судьбами (то есть как Ты знаешь) спаси этого раба (имя его), избавь его от недуга пьянства, пробуди его совесть, даруй ему веру и покаяние». Это будет уже ваша духовная милостыня, необходимая ему.

Вы не можете дать деньги – видите, что ему это неполезно. Продукты и одежду он не берет, то хотя бы так помочь мы должны. Потому что полностью дистанцироваться, отказаться от этого – нарушить заповеди. Просящему у тебя дай – но дай то, что можешь и что ему полезно.

– Еще у меня есть такое наблюдение. Может, это будет полезно и нашим телезрителям. Подобные люди иногда просят деньги на билеты. Они говорят, что им нужно уехать туда-то, и когда им даешь билет, они могут никуда не уехать, а этот билет поменять. Казалось бы, не делаешь ничего вредного для них, делаешь что-то доброе, творишь милостыню, но понимаешь, что они действуют тонко, чтобы потом купить спиртное на вырученные деньги.

– Бывают и такие случаи. У моего хорошего знакомого тоже был случай, когда у него  несколько месяцев просили билет в одном и том же направлении. Просто  предлагали этому человеку: «Давайте вместе поедем на вокзал и купим билет, вручим Вам его и посадим Вас прямо на поезд, куда Вы следуете». И конечно, тогда выясняется, действительно ли человеку надо ехать. И опять-таки это надо делать с мирным настроением, без осуждения, презрения к человеку, потому что, если глубже посмотреть, человек, который опустился до того, что вынужден лгать и себе испрашивать средства, наверно, не от хорошей жизни дошел до этого.

– Он, наверно, чувствует свою неправоту.

– Да, и у нас должно быть милосердие к такому человеку, сострадание к нему. Потому что даже народная пословица говорит: от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Кто из нас знает, в каком положении мы бы могли оказаться и как бы себя вели, будучи в таком положении?

– Вопрос телезрительницы: «Как помочь близкому человеку, который отходит от Церкви и хочет насытиться грехом, ничего не хочет слышать, а говорит: „А что мне сделает ваш Бог? Я хочу жить так, как мне нравится“. Как помочь такому ближнему?»

– Такой ближний, а если это еще и член семьи, – большая беда. Этот человек, наверно, еще больше нуждается в милости, чем бедные. Нередко можно такое встретить: человек уже начал воцерковляться, соприкоснулся с благодатью Божией и почувствовал, как хорошо с Богом, какое облегчение в душе после покаяния, молитвы, посещения святых мест, какое окрыление, внутренний восторг, радость… Но не надо забывать, что враг нашего спасения – дьявол, как сказано в Священном Писании, как рыкающий лев, ищет кого поглотить, продолжает борьбу с человеком. Если человек будет невнимателен, он действительно может оказаться в таком положении.

Об этом очень хорошо сказал Господь в притче о блудном сыне. Психология блудного сына – это когда хочется почувствовать как бы свободу. Вот блудный сын уходит из отеческого дома: «Отец, дай мне надлежащее имение, и я пойду в страну далече».

Иногда хочется человеку как бы насытиться, накушаться, мягко говоря, грехом –наблудиться, насмотреться всевозможной информации в Интернете. Если пить, то напиться без меры. «И что мне ваши посты? Никто мне ничего не сделает. Что мне ваш Бог?»

А знаете, что можно ответить такому человеку? Надо с любовью и состраданием сказать ему: «А знаешь, что тебе сделает Бог? Господь может просто смиренно отступить в сторону. Потому что наш Бог не только есть великая любовь, но и великое смирение. Христос Спаситель, видя, что ты отворачиваешься от Него и рвешься, чтобы насытиться грехом, смиренно отступит, Он не будет тебя насильно держать». Но тут один очень важный нюанс: не может человек сознательно повернуться спиной ко Христу и тут же не оказаться лицом к лицу с совершенно другим персонажем, который сделает  жизнь невыносимой  , сразу превратит в ад, хочешь ты или не хочешь. Мы не можем быть в абсолютной свободе     – когда мы порабощены грехом, мы несвободны. И у человека, отвернувшегося от Христа и устремившегося, разогнавшегося, подобно блудному сыну,  впереди корыто для свиней. Путь закончится там рано или поздно. И вот этот персонаж – враг нашего спасения – будет тебя окунать в это корыто, пока у тебя, простите за выражение, содержимое этого свиного корыта не будет из ушей, из носа литься; он невыносимой сделает жизнь.

Это иллюзия свободы, когда нам хочется все: «Вот я насыщусь, и ничего мне Бог не сделает». Господь насильно тебя держать не может, но что потом?..  Счастье, если ты еще успеешь что-то по молитве других, которые, может быть, тебя терпят. Близкие тоже рано или поздно перестанут что-то говорить, перестанут напоминать: «А пойдем в храм, исповедуемся, сейчас – среда, пятница, давай попостимся». И это – самое страшное. И тогда скорбь, безысходность, тоска тебе так надоест, что поймешь: это – не жизнь.

Очень мудро владыка Тихон, ныне уже митрополит Псковский, в своей замечательной книге «Несвятые святые» описывает послушание в Псково-Печерском монастыре. Что когда находишься сам в глубине канализационного люка, весь мир тебе кажется несправедливым. Когда сам исполнен грязи (и внутри, и снаружи). То же самое человек, который удаляется от Христа и хочет насытиться греховной жизнью. От таких людей потом услышите: «Почему меня не уважают? Почему меня никто не ценит? Почему же ко мне такое отношение?» Да потому, что ты сам отвернулся от Христа,  сам презираешь ближних и свое человеческое достоинство растоптал в свином корыте. Такие люди, которых Вы сейчас упомянули, еще больше нуждаются в милости со стороны. За них надо только молиться. Если человек не принимает слов, не надо ему ничего говорить – только молитесь за него с болью, просите, чтобы Господь даровал ему веру и покаяние.

– Отец Димитрий, почему бывает так, что человек творит милостыню, но не чувствует в душе радости. С чем это связано?

–  Очень мудро преподобный Паисий Святогорец рассуждает примерно на такую тему: надо всегда глубже посмотреть в свою душу, каковы внутренние мотивы твоей благотворительности, милосердия. Особенно если мотивы эгоистичны – допустим, хочется прославиться или получить какое-то уважение, чтобы действительно прослыть благотворителем.

Он вспоминает интересный случай. Когда преподобный Паисий подвизался в монастыре Стомион, он был одним из инициаторов того, чтобы в одном городе на праздник Рождества Христова раздать подарки нуждающимся, бедным семьям. Нашлись люди, имеющие такую возможность, и преподобный Паисий их организовал, вдохновил. Они накупили подарков, узнали, сколько примерно в городе нуждающихся людей, и собрались к празднику Рождества Христова. Нашелся один мудрый человек (преподобный Паисий не говорит – кто, но скорее всего это был он сам), который сказал: «Надо все сделать тихо, смиренно – ради Христа». Все возмутились, возроптали: «Как?! Это же праздник Рождества Христова!» Мол, надо, как сейчас принято говорить, акцию провести, чтобы было известно, сделать хорошую рекламу, хорошую огласку. Сделали хорошую огласку. На площади собрались те люди, которые как раз не нуждались, – более бойкие, решительные.  И (я цитирую преподобного Паисия) подобно гориллам набросились на все эти подарки. А бедным, на самом деле нуждающимся, ничего не досталось. И когда организаторы этой благотворительной акции пытались всё как-то упорядочить, они еще и по шее получили во славу Божию от этих вот решительных людей.

Хочешь вроде бы сделать добро… Но если делать это с эгоистичными мотивами, не смиренно, не ради Христа, а чтобы так или иначе прославиться, это приводит вот к такому результату. Поэтому и радости нет в душе, нет внутри той тихой благодатной радости, что бывает у человека, который сделает милостыню ради Христа, тайно. Видишь, что кто-то нуждается, дай во славу Божию тайно и забудь, не жди благодарности, признательности – тогда в душе будет радость.

Хочется одну главную мысль подчеркнуть. Когда мы должны благотворить, не должны даже и радости искать, даже не должны об этом думать: «Вот я дам милостыню – и у меня  будет в душе радость». Такие мысли – это уже некий тонкий эгоизм, тонкое тщеславие. Надо делать все только ради Христа, по заповеди ты должен помочь ближнему.

– Отец Димитрий, скажите, милостыня атеиста, человека неверующего, угодна ли Богу? Как она ценится в Божьих глазах?

– Милостыня, святые отцы говорят, вообще царица добродетелей. Люди вроде бы еще не верят в истинного Бога, не читают Евангелие, никогда не исповедовались, но ведь человеческая душа – по природе христианка. Хоть и не у всех, к сожалению, есть еще это осознание и действительно глубокая вера, но по природе человек создан по образу Божию – и в него вложена любовь, устремленность к добродетели. И порой даже люди неверующие внутренне восхищаются каким-то подвигом, чем-то добродетельным – такое, безусловно, есть, поэтому и люди неверующие тоже могут быть благотворителями.

Преподобный Паисий Святогорец вспоминает, как в Швейцарии жила одна женщина, она была достаточно богатой и очень щедрой и обильно раздавала что-то нуждающимся, но была неверующей. К концу своей жизни она практически все раздала и осталась сама в нищете. Но в благодарность о ее благотворительности те, которые когда-то получали от нее помощь, направили ее в одно достаточно состоятельное учреждение для пожилых людей, в некий  дом престарелых, и пытались с ней разговаривать, привести ее к вере. Но она о Христе говорила: «Христос – это просто общественный деятель, просто человек». Уклонялась от всякого разговора о Христе.

Преподобному Паисию о ней рассказали, и те люди, которые рассказывали, просили: «Геронда, помолись за нее, чтобы не погибла ее душа. Она сделала столько добра!» Преподобный Паисий молился. И подобно тому, как в Книге Деяний апостольских мы читаем у Корнилия Сотника, ему явился ангел и говорит: «Корнилий, молитвы твои и милостыни пришли на память Богу». В каком смысле «на память»?  У Бога и так ничего не забыто. Просто такая форма обращения. Преподобный Паисий за нее молился и потом получил очень доброе известие, что эта женщина, когда ее в очередной раз посетили  знакомые, была светлой, окрыленной, говорила: «Теперь я верую в Бога, я обрела веру». Видите, какую пользу может принести даже милостыня неверующего человека.

– Замечательная история!

Вопрос телезрителя из Подмосковья: «У меня вопрос не по теме сегодняшней передачи. Батюшка, меня и моих знакомых очень огорчил и смутил очередной ролик о расколе РПЦ, где один достаточно умный священник (не буду называть его имя) говорит о глубоком кризисе и расколе в нашей Церкви. Очень субъективно, и это больше похоже на очередной пиар.  Что Вы посоветуете? Нужно ли вступать в дискуссию, отвечать что-либо?»

– Все равно Ваш вопрос тоже по нашей теме – о милосердии, о сокровище души. Что я могу сказать?  Святая Церковь у нас состоит из живых людей. Церковь земная, воинствующая состоит из живых людей, а мы все люди немощные и грешные. Приходя в Церковь, особенно в        сознательном возрасте, мы привносим в Святую Церковь – это сообщество людей – именно свои страсти, и страсти в нас долго живут. Кто-то более решительно борется со своими страстями силой благодати Божией и побеждает, кто-то сам побеждаем страстями. Естественно, такой человеческий фактор имеет место, и бывает такое, что какой-то человек даже в священном сане вдруг может почувствовать себя несправедливо обиженным. Может быть, действительно несправедливо с ним поступили – вполне такое может быть на нашей грешной земле. И если он не имеет какой-то глубинной скромности и смирения, ему может показаться: «да, со мной несправедливо поступили». Может показаться, что в Святой Церкви глубокий кризис – свой личный кризис мы проецируем на всю Церковь. Это одна из причин. Я хочу подчеркнуть, дорогие мои друзья, все, кто нас сейчас слушает: не единственная причина, но одна из достаточно широко распространенных причин – когда какому-то даже священнику вдруг что-то не понравится, что-то в его жизни произойдет не так, как ему хотелось, как он запланировал.

На самом деле – ничего нового. Даже в нашей светской среде какого-нибудь человека сократили с работы, как он считает, несправедливо, и он тут же начинает поливать грязью свое начальство и своих коллег. Это обычное дело, привычное, к глубокому сожалению, которое не вызывает никакого  удивления. И точно так же, к сожалению, бывает: не благословили какому-нибудь батюшке что-то, или посоветовали что-то не делать, или, например, освободили от должности – тут же человек воспринимает это с глубокой обидой, и тут же ему хочется буквально на следующий день выложить в Интернете какой-нибудь ролик, чтобы рассказать всю правду про РПЦ. Сколько там таких роликов! Я, конечно, их не смотрю и Вам не советую это делать. Сколько роликов с громким названием «Срочно! Вся правда про РПЦ». Смотришь, какой-нибудь батюшка, освобожденный от должности где-то, тут же хочет рассказать всю правду про РПЦ.

Давайте вспомним, например, преподобного Иоанна Дамаскина – одного из великих отцов Церкви – выдающегося и талантливого человека, гимнографа, автора многих произведений, в частности «Точного изложения православной веры». Когда он подвизался в монастыре святого Саввы Освященного, его – талантливого человека, гимнографа, богослова – благословили однажды (в монастыре же разные бывают послушания) чистить выгребные ямы. Представьте себе, если бы он сказал: «Мне?! Я – богослов, гимнограф, такой талантливый человек, я могу богословские трактаты писать – и мне благословили чистить выгребные ямы?! Несправедливо!» И взял бы перо, чернила и написал бы в то время трактат «Вся правда про монастырь» (или «Вся правда про Церковь»).

Или взять святителя Иоанна Златоуста (завтра мы чтим его память) – выдающийся оратор, учитель. Когда он проповедовал, весь город приходил в движение. Его современники вспоминают, что даже ремесленники закрывали свои лавки, все шли его послушать, когда он проповедовал. И такого выдающегося богослова, несравненного оратора по зависти изгнали. И представьте себе на мгновение, если бы у него были мотивы, как у многих из нас сейчас, он взял бы и написал всю правду про Церковь. Однако же мы читаем его бессмертное произведение «Письма к диакониссе Олимпиаде». Палладий Еленопольский вспоминает незадолго до кончины: «Святитель шел с поникшей головой, он был подобен созревшему плоду на древе, который уже склоняется, чтобы отломиться…»  С какими словами он закончил свою жизнь? «Слава Богу за все». Нет ни слова ропота на Бога, ни вопросов: «Господи, за что мне?» Кто желает, почитайте «Письма к диакониссе Олимпиаде», пронизанные надеждой на Бога, благодарностью Богу, глубокой верой, любовью к Богу.

Нет ни слова осуждения властей, по вине которых святитель Иоанн Златоуст был изгнан. А у нас сейчас достаточно чуть-чуть что-то «против шерсти» кому-то сделать, что-то не по нраву – и тут же на следующий день выйдет ролик «Вся правда про РПЦ», а правда-то субъективная. Помните, есть в известном фильме: «А в чем правда, брат?»  А правда в том, что надо быть чуть-чуть скромнее. Я даже сейчас не говорю: смиреннее. Как-то надо видеть все-таки и Промысл Божий в своей жизни. Может быть, тебе, такому талантливому и одаренному, не все полезно. Господь тебя останавливает посредством других людей. Так это не в Церкви проблема, а твоя проблема. Тебе бы на исповедь лучше сходить, чем ролики выкладывать, которые лишь усугубляют смущение среди людей.

Сейчас предостаточно лживой информации. Я, например, такого рода информацию не читаю и не смотрю. По какой причине я лично это не читаю и не смотрю? (Это мое субъективное мнение, дорогие мои, я его никому не навязываю.) Потому, что в жизни я имел счастье общаться с людьми, которые пережили в советское время гонения за веру, страдали за Христа, пережили заключение. Это пастыри, которые вспоминают: «В заключении гнилой кусок хлеба отламываешь – а там черви! Даже умирать будешь от голода – не можешь такое есть». Побои, насмешки, издевательства… Прошли тюрьму. И в то же время у этих людей, пострадавших за Христа, не было ни слова ропота на Бога, ни осуждения вождей тогда, в советский период, и никаких вопросов: «За что мне это?» А сейчас чуть что-то не по нраву – и тут же выкладывают в Интернете такие ролики…Это просто недостойно.

Вопрос телезрителя: «Благотворительность и милостыня это одно и то же или есть отличия?»

– Дело в том, что это вроде бы синонимы в нашем русском языке, но есть, наверно, все-таки нюансы. Благотворительность – это больше тогда, когда делается напоказ, с широкой оглаской. Вот примерно как то, о чем я немножко ранее говорил в случае из жизни преподобного Паисия Святогорца… Вот какие-нибудь известные личности какому-то детскому дому или дому престарелых, имея возможность (у «звезд» больше возможностей, чем у простых смертных), привозят какие-то подарки. Но обязательно стоят камеры, когда туда приходит «звезда», и обязательно все заранее срежиссировано, всё будут снимать: какой-нибудь счастливый ребеночек лежит на кровати, ему вручаются игрушки; улыбки, рукоплескания, вся комната или палата (если это в медицинском учреждении) полна людей… Никто не говорит, что это плохо. Неплохо то, что ты имеешь возможность и благотворишь. Но когда это делается все-таки во имя свое и для того, чтобы себя прославить, – это благотворительность, как мне кажется.

А милостыня – это когда поступают (и всегда поступали) истинно верующие во Христа люди так: постараться сделать ради Христа, тайно. Узнать, кто нуждается, и любую помощь: материальную, душевную, духовную – оказать тайно. Как святитель Николай. Классический пример: ночью три узельца золота бросил именно тем, кто действительно нуждался. И если бы не было Богу угодно, мы даже об этом случае и не узнали бы, потому что святитель Николай сделал много подобного добра, много милостыни. Но Богу было угодно, чтобы этот случай стал известен миру. Вот что значит милостыня – сделать тайно.

Отец Димитрий, есть люди, которые легко могут попросить о милостыне, а кто-то стесняется попросить, даже если сильно нуждается. Кому следует отдавать большее предпочтение и как узнать тех людей, которые истинно нуждаются, но никогда об этом не попросят?

– Да, это, конечно, вопрос непростой: как узнать таких людей? Мы все живем в социуме. Все мы более-менее знаем, кто живет рядом с нами; по крайней мере, должны знать. Конечно, сейчас действительно есть духовная болезнь – отчужденность, замкнутость людей. Порой люди даже на одной лестничной площадке живут и не знают, кто живет за стеной. Надо стараться интересоваться, узнавать, кто живет рядом. Не с целью, чтобы что-то иметь от этих людей, а с тем, чем я могу этим людям помочь.

На приходах сейчас, слава Богу, есть такая деятельность: и социальная, и миссионерская, катехизаторская. На многих приходах, особенно городских, она достаточно развита, но везде немножко по-разному: разные возможности. По крайней мере, такая деятельность есть. Также неплохая идея: на приходе иметь тетрадочку, в которой пусть каждый желающий напишет, чем он может помочь.  И человек пишет (допустим, преподаватель): мог бы помочь вести такие-то уроки. (Или спортивный инструктор: могу заниматься с детьми, могу помочь престарелым…) А с другой стороны страницы любой желающий, нуждающийся в помощи, напишет то, в чем  нуждается. Потом можно легко и настоятелю, и приходскому совету посмотреть эту тетрадь и помочь людям встретиться: тем, кто нуждается, и тем, кто может помочь. Естественно, есть люди очень скромные. Они нуждаются, но об этом не говорят. Но если поставить себе цель – искать таких людей, то Господь обязательно поможет. Найдешь тех, кто нуждается, и будешь им помогать.

  Вопрос от телезрителя (продолжение): «Разные люди, которые осуждают и критикуют священство, говорят: я стою в истине. Отец Димитрий, поясните, как понимать эти слова?»

– Я думаю,  не будет большим открытием, если я скажу то, что говорит Священное Писание: Истина – это Господь Иисус Христос. Потому что Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос в Святом Евангелии говорит: Аз есмь путь и истина  и жизнь. И в Священном Писании, в частности у святого апостола Павла в Послании к Тимофею, сказано, что Церковь есть столп и утверждение истины. Господь сказал о Себе в Евангелии: «Создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». Христос сказал о Себе главное (если так можно выразиться нашим ограниченным человеческим языком): миссия Его – основать на земле Церковь, в которой бы люди спасались, в которой будет пребывать благодать Духа Святого; и врата ада (то есть никакие силы падших духов) никогда не смогут победить, уничтожить Церковь. Человек, который хочет стоять в истине, должен быть в Церкви.

В Церковь мы входим через духовное рождение, через таинство Крещения. В таинстве Миропомазания мы получаем залог благодати Духа Святого. Грешим, падаем под тяжестью своих страстей, немощей, козней дьявола, стрел вражьих, которые, раскаленные, летят в нас… Но у нас есть таинство Покаяния, в котором мы получаем прощение грехов, исцеление, возрождение. В таинствах Елеопомазания, Соборования получаем прощение грехов забытых, сделанных по неведению, получаем исцеление душевных и телесных недугов. Есть таинство Брака (сейчас его всё больше хотят сделать якобы необязательным, но на самом деле в Церкви есть таинство Брака), в котором супружеский союз освящается благословением Церкви, особой молитвой, особым священнодействием. Люди получают благодать, в том числе благословение на чадородие. Есть таинство Священства, когда некоторые люди, которые хотят служить Господу, посредством рукоположения получают благодать эти таинства совершать. И самое главное таинство Церкви – причащение Святых Христовых Таин, когда мы соединяемся со Христом. Поэтому «стоять в истине» – это стоять в Церкви, а не отклоняться от нее, не критиковать ее, не учить Церковь и не думать, мол, если уйду в сторону и буду со стороны указывать на церковные проблемы, то буду стоять в истине. Отнюдь.

– Отец Димитрий, совсем немного времени осталось до конца нашей передачи...

– Очень жаль. Тема такая необъятная…

– Я попрошу Вас подвести итог сегодняшней беседы.

– Дорогие мои друзья, мы сегодня начали говорить (я надеюсь, может быть, еще когда-нибудь продолжим) на тему милосердия. Это одна из важнейших добродетелей, которая, по словам святителя Иоанна Златоуста, «самого Бога низвела на землю». Милосердие – настоящее сокровище христианской души. Оно украшает душу, украшает именно тем, что делает человека обителью благодати Божией. И самое, пожалуй, главное условие для того, чтобы милосердие было подлинно христианским, – это на любого человека, который к тебе обращается, смотреть как на посланного Самим Христом. А в идеале (как мы читаем у святых отцов Церкви) – смотреть на каждого нуждающегося, на каждого нищего как на Христа. В Евангелии Господь ясно, недвусмысленно говорит, что на Страшном Суде Божьем Он скажет: «Алкал Я (то есть нуждался в пище), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы Меня напоили; был наг, и вы Меня одели; был в темнице, был болен, и вы Меня посетили». То есть Господь применяет к Себе все, что мы сделаем в этой земной жизни более нуждающимся.

В нашей жизни много нуждающихся и среди тех, с кем мы сталкиваемся. Поэтому если будем смотреть на ближних как на Самого Христа, то, конечно, будет совсем другая мотивация. Ты будешь смотреть на то, что человек попросил у тебя помощи, не как на какую-то обузу, некий раздражающий фактор («ой, опять у меня просят, да у меня у самого нет; отстаньте от меня» и так далее), а как на милость, Божий подарок тебе. То есть если у тебя попросили помощи – это милость к тебе в первую очередь. Если Богу будет угодно, у тебя и не попросят. Ты будешь все иметь и не будешь знать, куда это деть, а у тебя никто не попросит. То есть надо заслужить такую милость, чтобы у тебя попросили. А если у тебя попросили, ты счастливый (Сам Христос к тебе обращается и просит); максимально все, что в твоих силах, сделай, чтобы помочь. Можешь материально – помоги материально, не можешь материально – помоги душевно, хотя бы поговори, утешь, как-то поддержи человека.

Бывают люди, которые сами настолько нуждаются, что не могут помочь материально, но помолиться, воздохнуть, сопереживать – это мы можем все. Поэтому самая главная, пожалуй, мысль нашей сегодняшней беседы – нужно смотреть на каждого нуждающегося как на Христа и как на подарок Божий тебе. И чувствовать себя счастливым, что у тебя попросили.

В заключение зачитаю вам коротенькое напоминание святителя Иоанна Златоуста: «Милостыня есть царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей на самое небо, и лучшая защитница. Великое дело – милостыня! Посему и Соломон восклицает: Велика вещь человек, и драгая муж творяй милость. Велик полет у милостыни: она рассекает воздух, проходит луну, восходит выше лучей солнечных, достигает до самых небес. Но и на этом она не останавливается, она проходит все небо, обтекает сонмы ангелов и лики архангелов и представляет человека Престолу Небесного Царя». Поэтому будем стараться, дорогие мои друзья, по мере наших сил эту добродетель полюбить и в ней упражняться.

– Благодарю Вас, отец Димитрий! Благословите наших телезрителей.

– Храни вас Господь на все доброе, дорогие друзья, и с наступающим Рождественским постом! Это удивительное время, праздник для нашей души.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать