Беседы с батюшкой. Благодарность

18 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста священник Николай Конюхов.

– Сегодня поговорим о благодарности. Почему благодарность важна для христианина и какие подтверждения этому мы находим в Священном Писании?

– Прежде всего вспоминается евангельский эпизод, когда к Христу пришли десять прокаженных. Они кричали, находясь в отчаянном положении, потому что проказа (по-современному – лепра) тогда почти совсем не лечилась, случаи выздоровления были единичными. Тем более это считалось религиозной болезнью, и нужно было потом прийти к священникам, чтобы они человека посмотрели. Считалось, что просто так человек этим не может заболеть, что Господь его наказал. Больные были ходячими мертвецами. Они издалека кричали (потому что им было запрещено подходить к людям): «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» Христос подзывает их, хотя это опасно, ведь болезнь заразная, и говорит: «Идите покажитесь священникам». И когда они пошли, увидели, что очистились.

Но только один из десяти, самарянин (то есть он не был иудеем; по-нашему – он был язычником), вернулся, упал в ноги Господу и поблагодарил Его. Он был обреченным на смерть, а Господь вернул его к жизни. Христос же с жалостью сказал: «Не десять ли очистилось? Где девять других? Почему они не пришли воздать славу Богу?»

Часто бывает, что мы, прося что-то у Господа, забываем поблагодарить Его: «Господи, Ты откликнулся на мою молитву». Благодарность делает нас людьми обязательными и последовательно верующими. Неблагодарный человек – неблагонадежный. Апостол Павел в Первом послании к Фессалоникийцам говорит об этом: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, сия бо есть воля Божия во Христе Иисусе о вас». Православный девиз такой. То есть для нас благодарность за все – один из столпов, на которых мы стоим, это нас поддерживает. Очень важно это понять: это не обязанность, не тяжелое ярмо. Наоборот, это радостная возможность для нас правильно устраивать свою жизнь, это помощь нам.

– То есть благодарность – это не реакция человека на исключительный случай, подарок от Бога, а образ жизни? Человек должен непрестанно благодарить – как дышать?

– Да, Игнатий (Брянчанинов) говорит: словосочетание «слава Богу!» должно быть у нас все время. Холодно, горячо, скорбь ли, теснота, гонения, что угодно происходит – вспомни эти два слова. Они тебя уберегут, настроят на правильное состояние духа. «Слава Богу! За все Тебя благодарю». Такое состояние предохраняет человека от многих искушений и опасных состояний. Без благодарения есть очень большая опасность впасть в уныние. Человек не благодарит Бога, и у него сразу начинаются какие-то претензии. Уныние – часто последствие неблагодарности. Даже не уныние, а печаль, скорбь, тоска. Как так, я заслуживаю большего, у меня должно быть всего больше, чем у соседа, а у меня не все складывается так, как мне хочется. Значит, меня Бог не любит? Сразу какие-то претензии к Богу, зависть к ближним. А достаточно было просто пресечь это и сказать: «Господи, спасибо Тебе большое за все, что у меня есть».

– Вопрос телезрителя: «Если мы не будем благодарны Богу, то будем хуже животных. Но как можно Бога за все благодарить?»

– Действительно, непонятно, как это можно. Когда Он дал нам что-то хорошее, положительно ответил на нашу молитву (мы же хотим именно положительного ответа), тогда понятно, за что говорить Богу спасибо. А вот если что-то произошло не по нашей воле, против шерсти, нам непонятно, как за это благодарить. Но посмотрите: когда ребенок о чем-то просит, ты не всегда отвечаешь на его просьбу, потому что его любишь. Ну как можно маленькому ребенку дать нож или дать съесть десять конфет сразу? Когда Господь  не отвечает на молитву (у Иоанна Златоуста прямо написано),  мы либо не того просим, либо не так просим, либо не готовы принять от Бога то, что Он нам может дать. Три причины. В Евангелии ведь Господь четко сказал: просите, и дано будет вам. «Безусловно, Я всегда вам дам благодать Духа Святого». Если вы просите полезного себе, конечно, Господь ответит на молитву. Он может ответить немного по-другому, но не надо пытаться Бога впихнуть в какие-то рамки; мол, если сделаешь, как мне хочется, тогда я Тебя поблагодарю. В молитве «Отче наш» мы молимся: да будет воля Твоя на земле, как на небе. Твоя, а не моя.

Благодарность за все возможна только при наличии смирения. Человек смиренный готов от Бога принять не только похвалу, когда гладят по шерсти, но готов поцеловать и наказующую руку. Нужно вырасти духовно для этого. Ребенок, когда вырастает, подходит к престарелому родителю и говорит: «Пап, как хорошо, что ты ко мне в детстве был строг, не разрешил этого сделать: я бы сам себя разрушил. Благодаря твоей строгости я сохранился». В свое время я так подошел к маме, которая, несмотря на все мое упрямство и нежелание, последовательно заставляла меня заканчивать музыкальную школу. Я очень не хотел и сопротивлялся. Через десять-пятнадцать лет я подошел к маме, обнял ее и сказал: «Мама, спасибо тебе большое, что ты потерпела меня, несмотря на все мое упрямство, и довела дело до конца».

– Как научиться искренней благодарности, когда человек испытывает скорби? Устами он говорит «слава Богу», но в сердце не чувствует благодарности. Как научиться тому, чтобы благодарность шла из сердца, искренне, по-настоящему?

– Не всегда это связано с чувствами. Чувства могут быть, но их может и не быть. Когда духовные вещи непосредственно привязывают к чувствам, это не совсем правильно. Например, будто покаяние должно быть обязательно сопряжено с рыданиями, слезами, биением себя в грудь. Это не всегда так. Покаяние может быть тихим, беззвучным. Просто в человеке что-то надломилось; как у Закхея, к которому Господь пришел в гости. Не видно, чтобы Закхей плакал или заламывал руки. Он встал и сказал: «Господи, половину своего имения отдам нищим, а тому, кого чем обидел, воздам в четыре раза больше». Вот покаяние.

Так и благодарность. Это не всегда: «Хвалю Тебя, Господи!», падать, воздевать руки. Можно и так, но не надо ставить чувственное в зависимость от этого. Благодарение может быть и тихим, спокойным, вдумчивым. Проверкой, лакмусовой бумажкой может быть присутствие тоски. Если мы благодарим Господа и тоска ушла, значит, мы сделали это искренне. Мы поблагодарили Господа и успокоились. А если поблагодарили формально, но все равно нам плохо, то до конца мы Господа «не простили»…

Меня поразила мысль митрополита Антония Сурожского об этом. Он говорит, что нам нужно научиться у Бога не только просить прощения на исповеди (это мы худо-бедно делаем), но и уметь простить Бога. Когда я это прочитал, был поражен. О чем это владыка Антоний говорит? Он говорит, что нужно принять от Бога то, что Он послал – даже тяжелые испытания, смерть близкого человека, несчастье, трагедию. Нужно сказать: Господи, мне тяжело, я не совсем понимаю, почему Ты это сделал, как это получилось, но я доверяю Тебе и готов простить Тебя, то есть принять все, что происходит со мной. В примирении всегда участвуют две стороны. А мы про это забываем. Нам кажется, что примирение – это одна сторона. Нет, мы тоже проявляем инициативу, говоря: Господи, и от Тебя я принимаю то, что Ты мне послал.

– Вопрос телезрителя: «Известно, что Бог – Творец и Создатель живого и неживого. Меня интересует, кто автор таких зловредных бактерий, как чума, холера, тиф, которые косили подряд и праведников, и грешников. Сатана творить не может, он не творец, он сам тварное создание. Тогда кого мы должны благодарить за эту гадость?»

– Кого благодарить? Наверное, самих себя. Господь творил мир прекрасным, как это описано в Библии. Понятно, что там есть иносказания, где-то это описано в духовном смысле, но очень интересно, что Господь творит что-то и говорит: «Это хорошо». Когда Бог сотворил человека, Он тоже сказал, что это прекрасное творение. Он создал его по образу и подобию Своему, вдохнул в него то, что есть в нас от Божественного. Бог вдохнул в тело Адама жизнь, произошел творческий акт. Человек – прекрасное творение, да? Все согласятся с этим. Или нет? Или человек может быть зверем, убивающим других людей? Я недавно читал страшную статью про серийного убийцу на Украине: 37 маленьких девочек погубил. Разве можно вообще его человеком назвать? Вы говорите про бактерии. А это что? Неужели Бог творил такого человека? Что же произошло? Дело в том, что в мир вошло зло, которого Бог не творил. Это мы точно знаем: Бог зла не творил. Зло не имеет онтологического основания, оно не существует. Зло – это отсутствие добра, как тьма – это отсутствие света. Зло вошло в этот мир и изменило его. Иногда приезжаешь в промышленный район, кругом трубы, смрад, дым, неужели это тот самый мир? А когда сидишь на даче, на природе, речка течет, деревья растут, птицы поют, солнце заходит, говоришь: Господи, какой прекрасный мир! А там? Что же изменилось? То же самое в человеке.

Откуда появились болезни? Неужели Бог их создал? Нет, это последствия испорченности. Грех вошел в мир и изменил его. Господь может поправить, изменить плохие вещи, направить их к доброму. Промышление Божие о мире состоит в том числе в том, чтобы исправить дефекты, несовершенства мира. Господь может сделать их прямыми. Даже болезни, в том числе тяжелые, могут быть на пользу человеку. Не всегда, но если мы просим у Бога помощи, Он может их направить в доброе русло.

– Наверное, болезни, вирусы, о которых говорил наш телезритель, – это способ человека обратиться к Богу. Он может почувствовать на собственной шкуре, как жить без Бога.

– Не всегда. Я знаю людей, которые смертельно больны. Они делятся на несколько категорий, в том числе есть люди, которые озлобляются. Для них болезни только усугубляют внутренние проблемы, которые уже были. Бог готов помочь; Он хотел бы прикоснуться к их сердцу, но они не готовы Его впустить в свою жизнь и не готовы смириться, примириться с этим. Некоторые люди, узнав о тяжелом диагнозе, заканчивают жизнь самоубийством. Они не готовы ни терпеть, ни бороться и принимают такое решение. Я ни в коем случае не хочу сейчас кого-то осуждать. Я просто говорю, что есть такая тяжелая беда. Но есть и другие люди, и я их знаю. Я практикующий священник, хожу к людям исповедовать их, причащать, соборовать перед смертью и часто сталкиваюсь с тем, что человек через болезнь, как через очки, что-то начинает видеть и понимать по-новому.

– Что мешает человеку благодарить Бога?

– Непонятно… Мы привыкли говорить спасибо, когда нам дали что-то вкусное или что-то подарили. Чтобы быть благодарным, надо перестать быть эгоистом, стяжателем, который все хочет себе... Понимание блага очень важно. Если спросить десять человек, что такое благо, поверьте мне, большая вероятность того, что понимание не совпадет. Поэтому мы ориентируемся на высшее благо, стараемся ориентироваться на то, что Бог считает благом. Для этого человеку необходимы и вера, и смирение, и доверие Богу. Когда у нас такой настрой, когда мы говорим: «Господи, всяк дар совершен свыше есть»; когда все, что подает свыше Господь, для нас дар, тогда мы начинаем благодарить правильно, от всей души. У нас бывают такие состояния, когда нам совсем не хочется никакой благодарности. Это очень тяжелое для человека состояние, когда он не может благодарить. Это очень тяжело. Чем быстрее мы выйдем из этого состояния, тем лучше нам станет.

– Вопрос телезрительницы: «Чем отличается пустословие от празднословия, является ли оно грехом?»

– Это одного поля ягоды. Пустословие – это когда мы перестаем вкладывать в слова смысл, это просто как горох об стенку. Празднословие – праздные беседы. Знаете, прихожанки мне часто говорят: вот у нас есть перерыв на работе, мы собираемся чай пить, и начинаются праздные разговоры. В разговорах нет ничего греховного. Но должен быть какой-то смысл. Мы должны в слова вкладывать смысл. Это очень важно. Это не просто какой-то мусор, который сыпется из нас.

Евангелие от Иоанна начинается так: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Учение о Боге Слове возносит нас на совершенно новый уровень понимания творческого акта Божественного Слова. Это название второй Ипостаси Святой Троицы. Мы не можем к слову относиться небрежно. Русская мудрость гласит: слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Словом можно и утешить человека, и убить. Два слова – «Господи, благодарю» – и уже по-другому можно настроиться. Словом можно разрушить то, что долго созидали. К этому нужно относиться внимательно. Бездумными словами, в том числе пустословием, Игнатий (Брянчанинов) называет молитву без внимания. Человек молится без внимания – это пустословие. Оно не только неполезно, но даже вредно. Если мы не прикладываем ума и сердца к тому, что произносим, это может быть даже вредно.

Обсуждаем что-то с коллегами – это не грех (поделиться новостями или новой книгой, обсудить поход в театр, фильм, представление или просто текущие дела). Но часто люди садятся и начинают говорить о том, что не имеет никакого смысла… А чаще всего, если честно сказать, это беспрерывный процесс осуждения. Суды-пересуды – причем о том, кого нет. Вот Татьяна Алексеевна не пришла с нами чаю попить, давайте ее обсудим. Завтра она придет, но не будет Анастасии Игоревны, мы ее и обсудим. Что это такое?

– Наверное, пустословие – это форма неблагодарности. Ведь слово – это дар человеку, он должен его использовать по назначению.

– Конечно. И слово, и творчество, умение излагать свои мысли – это величайший дар. Посмотрите, как поэты пользовались словом, как Пушкин относился к слову. И как иногда бездарно мы дискредитируем в самих себе этот дар. Как мы иногда используем бранные слова, сквернословие, пустословие, празднословие. Если мы день или два помолчим,  начнем их ценить.

– Как благодарность связана со счастьем?

– Мы перестали радоваться обычным вещам. Тот, кто никогда не терял, никогда не жил в бедности, не понимает радости человека, который садится за стол и у него есть холодильник, а в холодильнике продукты. Он радуется.

Мы часто с прихожанами обсуждаем, что нужно уметь сказать: «Господи, спасибо Тебе за дождик, за солнышко». «У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать». Нужно ее благодарно принимать. Песня очень важная. Нужно с благодарностью уметь это все принимать и радоваться мелочам, радоваться тому, что у нас есть возможность общаться друг с другом. Мы не ценим эту возможность. А когда ты что-то не ценишь, это может быть отнято. Уже оскомину набило выражение, что люди ценят только то, что теряют. Может, нам не надо обязательно терять? Давайте научимся ценить и благодарить тогда, пока это есть.

Давайте построим такую цепочку. Человек, смиренный сердцем, за все благодарит, все ему хорошо. Он не ждет звезд с неба, не считает себя пупом вселенной, вокруг которого все крутится. Это смирение приводит к благодарности, а благодарность приводит к счастью.

– Я слышал выражение, что благодарность – это рука, простертая за новыми благодеяниями.

– Да, у Иоанна Златоуста тоже есть очень интересная фраза. Он говорит, что Богу нужна наша благодарность, чтобы в ответ на нашу благодарность дать еще больше благ. Это для нас очень радостная новость. Когда Бог видит благодарное наше устройство, Он еще больше готов дать. Это можно наблюдать и у нас. Сделал супруге какой-то подарок – она обрадовалась как ребенок, подошла, обняла тебя – и тебе хочется ей вообще все отдать. Это реакция на благодарность еще большей любовью. А поскольку Бог есть любовь, мы при наших отношениях с Богом тоже можем это наблюдать.

– Почему так важно благодарить своих родителей?

– К родителям должно быть особое отношение. Почтение к родителям имеет очень важное, принципиальное значение. Это нас делает даже не христианами, это нас делает просто людьми. Человек учится благодарности – начиная с родителей. Родители тоже не всегда просто дают тебе что-то. Какое-то время, пока ты маленький, они все время тебе дарят себя.

Беседуя с прихожанами, я говорю: когда возникают конфликты с родителями (хоть мы уже выросли, у нас свои дети, а они стали бабушками и дедушками), мы им говорим: «Мам, ты ничего не понимаешь, неправильно моих детей воспитываешь…» Потом приходят ко мне на исповедь и жалуются на своих престарелых родителей: мне с ними тяжело. Я говорю: «А представьте себя, что вам один годик, вы ничего хорошего не делаете, ничего полезного от вас нет. Только кричите, требуете, вас нужно кормить, ночью вы просыпаетесь и родителям спать не даете. Родители занимались с вами с терпением и любовью. Когда вы росли, болели, сколько они проводили с вами времени, читали вам книжку, чтобы легче было заснуть…» Нужно это вспомнить. У нас память короткая. Мы про это забываем, это кажется само собой разумеющимся. А начнешь вспоминать, смотришь старые фотографии: никто со мной больше так не возился, как родная мама; никто так не переживал за меня, как папа. Да, сейчас у нас не совпадают какие-то мысли, есть конфликты. Но при чем здесь это все? Родителям можно все простить. Это то, что делает нас людьми.

Понятно, бывают тяжелые исключения, когда отец в семье тяжело пьет, поднимает руку на мать или еще что-то. И все равно почтение к родителям в какой-то мере остается. Но, к сожалению, приходится иногда не общаться. Это боль человека.

У некоторых родители ушли рано, человек остался один. Таких людей под особенное попечение берет Господь Бог, Он особенно привечает вдов и сирот и усиленно помогает им. Для нас это очень важно. Если мы будем забывать о благодарности к родителям, то мы уж точно не научимся благодарности Богу.

– Почему человеку, который испытывает благодарность к родителям, с почтением к ним относится, Господь продлевает дни на земле? Какая здесь связь?

– Да, человек, который почитает своих родителей, относится к ним с благодарностью, готов за ними ухаживать, тем самым заслуживает этого. Это закон. Как то, что предмет, подброшенный вверх, падает вниз. Ты проявил такое внимание и милосердие, поэтому и твою жизнь Господь продлит.

В одном из толкований я читал: если ты заботился о своих родителях, то и твои дети, видя твой пример, что так положено, что это важно, будут заботиться о тебе. Ты не будешь брошенным стариком (или даже не стариком), один на даче. Сердце прихватило, надо вызвать скорую, а ты не можешь дотянуться до телефона. А все разъехались, никого нет. Ни детей, ни внуков, ни жены. Поэтому, конечно, не особо долголетен будешь. А когда ты сам проявлял внимание к своим родителям, старался, то и детям показывал: пойдемте к дедушке, дедушку нельзя бросать; пойдем к бабушке, она нам что-нибудь расскажет… Дети видят это и потом проецируют это все на вас.

– Почему важно благодарить своих учителей и наставников? Можно ли чему-то по-настоящему научиться без благодарности своим учителям?

– Апостол Павел прямо пишет: поминайте наставников ваших. Это предохранение от гордыни. Когда мы растем, развиваемся, у нас что-то начинает получаться, в том числе в профессиональной, творческой деятельности, появляются успехи. И хорошо воспитанный, вдумчивый человек, произнося первую речь на вручении медали или торжественном акте, говорит: «В первую очередь хотел бы поблагодарить своих родителей, во вторую – свою наставницу Анну Михайловну, которая научила меня кататься на коньках». Всегда видно, кого человек благодарит, приписывает ли он себе все заслуги («это я такой талантливый и замечательный, что научился»). Одно дело – благодарить кого-то, а другое – принимать благодарность. Это гораздо тяжелее. Многие святые убегали от этого, не хотели этого, всячески от этого отходили. В патериках написано: в равной степени бегай и хулы, и благодарения, потому что и то, и другое для тебя может быть искусительно. Нам нужно научиться не только благодарить, но и принимать благодарность. Особенно на юбилей, день рождения, когда начинают тебя хвалить, говорить тосты.

Эти моменты – очень скользкий путь. Есть большая вероятность скатиться в гордыню, причем самого отвратительного качества. Нужно умение переадресовать это, сказав: это не моя заслуга, это заслуга многих людей. Режиссер выходит и говорит: фильм получился благодаря не мне, а всей команде. Выводит монтажеров, гримеров и тех, кто ему воду приносил, – всех. Все участвовали в этом.

То же самое и нам нужно: вспоминать родителей, наставников, учителей. И конечно, то, что написано в 113-м псалме: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему воздадим хвалу». Слава и хвала за то, что наш народ процветает, что мы побеждаем в войнах (в Ветхом Завете), что наше государство так устроилось, – не нам, это не наша слава. Это Твоя слава. Умение переадресовать благодарность – очень важное качество для православного христианина. Оно может нас уберечь от падения в страшный, тяжелый грех гордыни и тщеславия. Вот если поблагодарили не лично тебя, а нескольких, ты уже обижаешься... Нужно самому всем всегда говорить спасибо. А если тебе не сказали спасибо, ничего страшного. В конце концов, вспомни, что Господь говорит: делайте добрые дела тайно, и Господь, видя тайное, воздаст явно. Если тебе сейчас не сказали спасибо, Господь Сам тебе скажет, да так, что ты даже не представляешь.

– Вы сказали, что публичная благодарность может быть искушением. Может быть, стоит воздержаться от громких слов, сказанных прилюдно в адрес какого-то человека, от публичной благодарности, не создавать повод для этого искушения?

– Вы правы: иногда мы, желая кого-то поблагодарить, можем его больше смутить. Нужно знать самого человека и знать меру. Многим людям, особенно в последнее время, стали неприятны похвальные витиеватые речи, пафос. Иногда достаточно простых слов. Если ты хочешь поблагодарить человека, в этом нет ничего зазорного. Но как ты это сделаешь, чтобы и самого человека не ввести в искушение? Можно сказать с юмором, с самоиронией. Иногда просто сказать: «Дорогой, спасибо тебе большое, ты очень выручил, а больше ты и сам знаешь; не буду говорить и тебя смущать, спасибо тебе большое». Иногда лучше сказать простые, доступные фразы, просто подойти, молча обнять.

Я недавно был на отпевании. Когда люди теряют своих близких,  подбираешь слова, хочешь как-то утешить. Когда ты сам переживаешь это горе, то понимаешь, что слова-то тебе и не нужны. Достаточно, чтобы человек просто обнял тебя и дал почувствовать, что он тоже скорбит вместе с тобой, что он тебя очень любит.

Когда у одних моих знакомых умер ребенок, они мне позвонили и сказали об этом. Я начал им говорить какие-то правильные вещи, но понял, что они не готовы это слышать. Потом я позвонил одному опытному священнику, которому доверяю, и спросил, как в таких случаях быть. Он ответил: только переживать их горе как свое собственное, только так. Сострадание может быть молчаливым, немногословным, ни в коем случае не пафосным.

Так и благодарность. По-моему, Иоанн Златоуст пишет, что нам нужно научиться благодарить не только словом, но и делом. Сказать спасибо, к сожалению, для нас иногда слишком легко, некая отмазка. А Иоанн Златоуст говорит: научись в том числе и Бога благодарить не только словами, но и делами. Когда мы приходим на богослужение – это же тоже благодарность. Мы приносим жертву хвалы. В древности приносили вещественные жертвы, а мы приносим в жертву себя самих, свое время, свою жизнь, когда священник во время Евхаристического канона («Евхаристия» переводится как «благодарение») говорит: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся». Мы Тебе приносим (понятно, не только хлеб и вино, которые сейчас станут Телом и Кровью) все, самих себя приносим, свою жизнь, свое время, свое сердце. Священник говорит: «Горе имеем сердца», то есть устремим их ввысь, к Богу. Этот момент богослужения – тоже форма благодарения Бога. «Себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим…» Принести Богу все – это да, я понимаю, благодарение. Не только словами, но и делом.

– Мы говорили о благодарности родителям, своим наставникам. Хотелось бы задать вопрос о благодарности недоброжелателям. Как благодарить людей, которые к тебе относятся негативно, как суметь их искренне поблагодарить и за них помолиться?

– Нужно понимать, что люди, ругающие нас, делающие нам замечания, критикующие нас, –первые наши друзья. Почему? Мы просим у Господа: «Господи, не дай мне погибнуть в моем болоте. Моя гордость – это болото. Мне там удобно, я там сижу как лягушка, принюхался уже, привык». Но мы там можем погибнуть. Мне очень нравится такой пример, я его привожу детям. Вот бездомный человек на улице, бомж. Ему холодно, он замерзает. Выпил рюмашку (уверен, что не одну), пригрелся и засыпает. Если он заснет, то умрет от обморожения. Неравнодушный прохожий вызывает скорую помощь, она приезжает, медики его будят, иногда и по щекам бьют, чтобы не дать ему заснуть. Если он заснет, то уже скорее всего не проснется. Если есть такие люди, которые нас иногда тормошат, даже по щекам дают немножко (приди в себя!), то надо поблагодарить таких врачей, они тебя вернули к жизни. Да, они сделали тебе больно. Мне очень нравится, как говорит Осипов: если бы инопланетяне посмотрели на землю, они увидели бы в том числе вот что: стоят люди в белых халатах, просто варвары какие-то, садисты, и ножом режут другого человека. Это убийцы какие-то, почему их в тюрьму не посадили? Оказывается, они лечат. А тем показалось, что наоборот: больно ему делают. Или отрезали ему кусок. Явно это негодяи, преступники! Нет, оказывается – врачи.

То же и с нашими окружающими. Нужно уметь в человеке, который нам делает замечания, прислушаться. Вот жена тебя критикует не просто потому что у нее настроение плохое или она вредная. Может быть, через нее до тебя Господь хочет достучаться? Может быть, через случайного прохожего, или незнакомого священника, или даже ребенка Господь может постучаться в твое сердце и сказать такие слова, которые тебя ранят, уколют наше самолюбие. Но мы потом подойдем и скажем: «Спасибо большое, ты мне тогда сказал это, и это было правильно, хоть для меня это было больно и непросто». Как в знаменитом «Служебном романе», хотя там не очень искренне герой Басилашвили сказал герою Мягкова: «Ты меня тогда ударил, и ударил по заслугам» (ведь его герой Самохвалов действительно плохо поступил). Можно усомниться в его искренности, но мысль понятна. Мы должны уметь быть благодарными людям, которые нас критикуют или, кажется, несправедливо обижают. Для нас это полезно. Если не будет таких людей, если все нас будут хвалить – это самая ужасная ситуация.

– С чего начинается обучение благодарности?

– С маленьких вещей. Сначала нужно научиться быть последовательным. Встал из-за стола: «Мамочка, спасибо большое». Почему-то у нас совсем ушла культура, например, благодарить кассира в магазине за его труд. Мне горько, я один раз об этом даже с амвона сказал: вроде бы мы христиане, а иногда так общаемся с людьми – с официантами, работниками на заправке, в магазине, с обслуживающим персоналом в торговом центре – как со слугами! Как будто это крепостное право. Без уважения, не благодарим. Иногда некоторые люди еще, наоборот, возмущаются. Культура уходит. Кому, как не нам, православным, ее восстанавливать? Как так? Разве можно православному человеку с надменностью говорить: «Что вы мне тут принесли, принесите другое!»? Откуда это взялось, эта важность? Голубая кровь? Дворянские пережитки? Дворянство заключается прежде всего в благородности духа, чести, достоинстве, а не во всем этом («я высший сорт, а это какие-то людишки ходят, мне можно к ним так относиться»). Нет, это совершенно недопустимо.

Нужно учиться и женщине за прилавком сказать спасибо, и официанта поблагодарить, и того, кто тебя подвез. Иногда я женщине даю документы в окошко и говорю: «Спасибо Вам большое!» И она аж теряется: за что? Некоторые обычно: «Быстрее-быстрее, я спешу!» Схватил и побежал. Благодарность начинается с таких вещей. А дальше уже постепенно, в отношениях с Богом, потихоньку уметь благодарить и тогда, когда что-то не по-нашему; даже за какие-то скорби. Очень тяжело благодарить за болезни, но это настолько благодатно... Если человек научился этому, ему уже ничего не страшно.

– Главное, что благодарность питает того человека, который благодарит. Он дарит благо и получает его.

– Конечно. Это такая вещь, данная нам Господом, которая, как и многие, закольцована. Например, когда мы делаем добрые дела, обычно человек получает от этого радость. Есть фраза, которую приписывают Господу Иисусу Христу (хотя в Евангелии ее нет): блаженнее отдавать, нежели принимать. Ее приводит апостол Павел. Это действительно так. Иногда мы подарим кому-то подарок от всей души и сами радуемся гораздо больше, чем тот, кому подарили. Или ты помог человеку, и такая благодать опускается на твое сердце, что прямо подпрыгнуть хочется. То же и с благодарением. Поблагодарил Бога – и у самого сердце преобразилось.

– Прошу Вас подвести итог нашей теме.

– Сегодня мы с разных сторон посмотрели на благодарность. Конечно, в первую очередь благодарность делает нас людьми благородными и помогает нам осознать, что в нашей жизни все не так уж плохо. Бесконечное уныние, нытье, когда мы, уже вставая утром с постели, находимся в унылом состоянии. Послушайте Игнатия (Брянчанинова). Потрясающий святой, интеллектуал, глубокий человек, святитель. Он говорит: «Помни фразу “Слава Богу!”». Не надо произносить ее всуе, не надо относиться к ней как к пустословию. Это должно четко звучать в голове: «Слава Богу! Все хорошо, Господи; спасибо Тебе большое!» Тогда, поверьте мне, и настроение улучшится, и жизнь наша будет более духовной.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы