Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

5 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– У нас накопились вопросы с предыдущих программ, давайте их озвучим и попытаемся на них ответить. Первый вопрос: «Молюсь утром и вечером за Россию. Как можно еще молиться?» 

– Хорошо, что человек молится за Россию, но прежде всего каждый православный христианин должен помнить, что он еще является гражданином иного Царства, не земного, а Небесного, и что важно быть рядом со Христом. Поэтому не нужно забывать о своей душе, о том, что человек – это все-таки сложный организм; требуется, чтобы все время шла внутренняя духовная работа. 

Если человек просто молится за Россию, но забывает о своих грехах, то здесь, наверное, о хорошем говорить не приходится. Потому что человек не занимается поиском доброго в своем сердце, в своей душе, не занимается тем, чтобы обрести Царствие Небесное. Когда человек будет, помимо молитв за нашу Святую Русь, также еще молиться утренними, вечерними молитвами, молитвами в течение дня, читать акафист по пятницам Пресвятой Богородице, как этого требует наш богослужебный канон, ходить в храм Божий, приобщаться Святых Христовых Таин, исповедоваться, то, конечно, будет очень хорошо. 

– Вопрос телезрительницы из Сочи: «Недавно слышала о том, что у Адама была первая жена (наполовину химера), ее звали Лилит. И получается, что она была создана из глины. А затем она ушла из рая – и появилась Ева. Я хотела бы узнать, насколько это правда; вообще Ваше мнение об этом». 

– Это псевдобиблейские басни, даже святые отцы первохристианской Церкви обсуждали этот вопрос. В догматическом богословии, которое преподается у нас в духовных школах, это тоже рассматривается. И там однозначно говорится, что не было никаких преадамитов (то есть людей, которые были созданы до Адама), никаких первых жен, в том числе этой Лилит, которая восхваляется некоторыми гимнографами и поэтами, видящими в ее образе именно знойную женщину, являющуюся прообразом сегодняшних феминисток. Православное догматическое учение Церкви полностью отвергает эту историю. 

Нам необходимо больше изучать страницы Священного Писания, а также толкования, которые дают святые отцы Церкви – Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский. У нас также есть книга, которая была выпущена к 1000-летию Крещения Руси, – «Библия» Лопухина в трех томах. Там тоже очень неплохо объясняются тексты Священного Писания, поэтому люди, которые хотят придерживаться традиционных взглядов Православной Церкви, должны смотреть именно такую литературу. И ни в коем случае не нужно брать во внимание то, что не имеет абсолютно никакого отношения к православию. 

– К нам пришел еще один вопрос: «Моя мама часто заставляет меня молиться. Надо ее слушать или все-таки делать по-своему? Дарья, 13 лет». 

– Дело в том, что здесь надо взять маму за руку и вместе с ней молиться, чтобы молитва была антифонная: первую молитву читает мама, вторую – ребенок. И такое попеременное чтение молитв должно присутствовать в каждой семье, тогда укрепляются семейные узы, семейный очаг. Люди очень хорошо находят взаимопонимание, когда встают на молитву, когда у них в семье присутствует взаимное уважение, когда в доме есть этот особенный дух молитвы. 

Многие не понимают, что это такое, но это действительно духовное молитвенное состояние, пребывающее в доме, которое освящает, благословляет. Мы, православные христиане, знаем, что это работа Духа Святого. Потому что мы Его призываем, когда молимся, и Он уже непосредственно в каждом доме, в каждой семье работает таким вот образом. В доме поселяется мир, благоденствие, взаимопонимание, любовь. 

А когда люди не молятся, когда один встал в шесть часов, другой в семь, убежал на работу, прибежал с нее, принес какие-то плохие новости, другой что-то неправильно сделал, то здесь этого духа любви нет, присутствует другой дух – раздора, соперничества, нелюбви, противления. Поэтому чтобы дома было все хорошо, необходимо этой девочке взять маму за руку и вместе становиться на молитву перед иконами, возжечь свечу или лампаду и благодарить Бога за все. 

– В продолжение Вашего ответа еще один вопрос: «Дело воспитания детей должно начинаться с духовного воспитания родителей. Оправданны ли какие-то занятия с родителями на приходе? Если да, то в какой форме?» 

– Человек получает информацию извне посредством слов, дела и того, что написано. Поэтому человек должен, соответственно, читать, ходить в благочестивые христианские сообщества (то есть на приход) и смотреть, как там взаимодействуют люди (в нормальных приходах они взаимодействуют абсолютно нормально), и, конечно, слышать то, что говорит либо катехизатор, либо священник. Поэтому человек, который получает такую информацию в виде слова, дела, чтения, во многом преуспевает в духовном деле и воспитывает себя в том числе. 

– Только что пришел вопрос: «Очень люблю молитву святителя Филарета Московского. Там есть такая фраза: "Приношу себя в жертву Тебе". Как ее понять?» 

– То есть я посвящаю Тебе (Господу) свое время, сердце, внимание, любовь, хочу научиться от Твоей Божественной любви, хочу получить от Тебя внимание, хочу, чтобы Ты участвовал в моей жизни. Как я посвящаю себя Тебе, так я хочу, чтобы Ты обратил на меня внимание и поучаствовал в моей жизни Своей любовью и благодатью». 

– Еще один вопрос: «Когда мы молитвенно поминаем других, то, получается, соприкасаемся душа с душой. Как правильно молиться за других, чтобы их участь была легче в этой жизни и в той? И как можно молиться Иисусовой молитвой за других?» 

– Чтобы преуспеть в Иисусовой молитве, необходимо посвятить себя служению Богу. Допустим, идешь по городу, занимаешься своими делами или работаешь – и если думаешь все время о Боге, то Иисусова молитва как бы проистекает изнутри, ее не надо вспоминать внешне очень часто и много. 

В монастырях мы можем увидеть Иисусову молитву на дверях келий братии или сестер, на стенах, также эту молитву мы очень часто слышим из уст других людей. Поэтому такое внешнее напоминание говорит о том, что нужно молиться, вспоминать об этой молитве. Но когда человек уже посвятил свою жизнь служению Богу, молитва проистекает как бы из его сердца. И даже когда такой человек споткнется или упадет, он не скажет плохие слова, а скажет: «Господи, помилуй»; встанет и идет дальше. 

– Можно ли здесь попасть в такую ловушку, что ты как бы произносишь имя Бога всуе? 

– Чтобы произносить имя Бога всуе, это надо делать сознательно. Но когда призываешь имя Божие или Господа Иисуса Христа, чтобы Он тебе помог, то суетливости тут никакой нет. Здесь надо иметь в виду, что ты живешь по церковным, христианским, благочестивым правилам. И если ты попадаешь в какую-то глупую, нехорошую ситуацию, когда есть риск умереть, а ты последний преступник, но призываешь имя Божие, то это очень хороший признак. Господь может откликнуться на эту просьбу и спасти такого человека. 

– Часто встречал такие вопросы, что муж (или жена) постоянно ходит в церковь, читает молитвы, акафисты, все выполняет, но в то же время раздражительный, срывается на тебе, грубит и так далее. Как это вообще соотносится? 

– Работать над собой – это самое сложное действо. Мы можем поучить другого человека, можем научить его очень хорошим характеристикам, сделать его хорошим специалистом в чем-то, чтобы он преуспел в какой-то области, однако сами можем даже не иметь возможности соответствовать тому, чему учим. Поэтому когда человек учит другого, подсказывает ему что-то, он должен иметь свидетеля со стороны. Это духовник – духовный врач, который поставит тебе диагноз и скажет, что правильно делать для того, чтобы не уйти в прелесть, не споткнуться. А если ты уже упал, он увидит духовное падение и поможет тебе встать. Поэтому здесь необходима духовная работа над собой прежде всего. 

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Бог – Творец огромной Вселенной, где миллиарды звезд, миллиарды галактик, триллионы планет, из них миллионы таких, как Земля. И Он уделяет особое внимание этой песчинке под названием Земля, которую в космосе и не видно, с ее грешными людишками (считает волосы у каждого грешника на голове), и остальное Его вроде как не интересует. Зачем тогда было создавать такую огромную Вселенную ради одной Земли?» 

– Мы, люди, в своем природном естестве ущербные. Наш мыслительный аппарат (головной мозг) не может обработать информацию, и мы пытаемся Бога наделить этими антропологическими функциями; мы думаем, что раз мы ущербны, значит, ущербен и Он. Мы думаем, что если мы не можем понять, то и Он не может понять; если мы не можем уследить за всем окружающим миром, то и Он тоже. Большая часть людей даже не знает, сколько у них в организме клеток или костей, как устроено сердце, как правильно питаться, чтобы не болеть какими-то болезнями, которые происходят от неправильного питания. При этом лезем куда-то выше и хотим дать оценку действиям Бога, когда не понимаем, как это все происходит. 

Поэтому мы должны себе четко уяснить, что Бог – это Личность, и человек называет Его Богом, потому что Он богат во всем: в знаниях, умениях, способностях. Прежде всего Он наш Хозяин, Который может дать нам жизнь, забрать ее и снова дать, Он умеет и знает, как это делать, и Он настолько преисполнен великого качества любви, что в конце концов захотел поделиться ею с кем-то, то есть создал человека и захотел с ним общаться, дал ему Свой образ и подобие. То есть мы как маленькое отражение Его сущности. 

Поэтому мы должны это осознавать и смиренно идти в Его сторону. Нам не нужно думать о том, сколько галактик, звезд и всего остального существует помимо нашей Земли. И если Господь через Своих учеников, божественных пророков, дал нам такое откровение и сказал, что Он знает даже о количестве волос на нашем теле, количестве клеток в нашем организме, значит – так оно и есть. 

У меня нет потребности проверять Его слова, потому что я для себя уяснил: Господь мне дал инструкцию по жизни – и я должен следовать ей. Конечно, я могу потратить свою жизнь на изучение шрифтов, которыми была написана первая страница Библии, изучать историю, объяснения тех или иных историков, но есть ли в этом большой смысл? Для истории, науки, может быть, какой-то небольшой смысл и есть, но для моего личного спасения в этом нет никакого смысла. Церковь дала мне, благословила и преподнесла прекрасную инструкцию в виде очень важной книги, которая называется Библия. Я просто для себя выбрал самым главным не поддаваться сомнениям, а брать ее, принимать и исследовать то, что там написано. Поэтому я рекомендую всем людям поступать так же просто, потому что Бог прост. 

– У нас сегодня много вопросов о молитве. Например, следующий: «Что означают слова из утренних молитв к Богородице: "избави мя от многих и лютых воспоминаний"»? 

– Действительно, для того чтобы человеку совершить какой-то грех, нужно иметь эти прилоги, которые здесь называются. И Божия Матерь, как имеющая особую благодать и силу, полученную от Своего Божественного Сына, может отгонять эти бесовские наветы. Она призвана Своим служением избавлять человека от таких бесовских нападений. Вот так прямо это и нужно понимать. 

– Следующий вопрос: «Как научиться не осуждать ближнего?» 

– Это очень сложно, почти невозможно. Даже иногда читаешь письма святых людей и находишь у них такие воспоминания, где они поддаются этому духовному недугу. Но он абсолютно излечим, лечится. Во всяком случае, это как простуда, которая очень часто нападает на человека, он начинает болеть: кашляет, чихает, появляются выделения из носа, тяжело дышать. Если он не будет лечиться или не будет беречь себя от переохлаждения, может заболеть пневмонией и даже умереть. А если подлечится, спрячется от этой вирусной инфекции, побудет дома пять-семь дней, то поправится. 

Так и здесь: необходимо себя ограждать от тех сообществ, которые могут человека свести в духовную могилу. То есть человек жив, ходит, но духовно он мертвеет. И надо от таких сообществ уходить, потому что «худые сообщества развращают добрые нравы», об этом написано в Священном Писании. Чтобы не осуждать, надо меньше слушать, как другого осуждают. Потому что мы все время греем уши от этого, когда нам пытаются что-то преподнести. Нужно избавиться от таких людей, меньше с ними общаться, больше молиться, читать Псалтирь. 

Однако мы должны помнить, что надо над собой работать. Если мы избавимся от всех и начнем читать Псалтирь, далеко не уедем. Поэтому нужно для себя ставить духовный, психологический фильтр и дифференцировать разговоры. Слышим, что он идет не туда, надо молиться, заниматься делами, «всего хорошего, до свидания». Будем работать над собой. 

– Следующий вопрос: «Недавно прочитала в Интернете, что при чтении Псалтири дома не читают 15-ю кафизму; вместо нее читают 20-ю. Так ли это?» 

– Дело в том, что если человек хочет прочитывать Псалтирь, то он прочитывает ее полностью. За неделю он ее должен прочитать; как в храме. Но это вообще монашеская обязанность, устав так трепетно и серьезно не относится к мирянам. Они должны довольствоваться утренним, вечерним правилом, канонами, акафистами, потому что у них много домашних дел. А если человек будет заниматься таким духовным деланием и при этом ссориться с мужем или детьми, что они по дому ничего не делают и даже за собой не ухаживают, здесь тоже хорошего мало. 

Все-таки каждый человек должен заниматься своим делом. Хочешь много молиться, тогда определись со своей жизненной позицией и выбери какой-то путь служения: работай при храме или совсем уходи в монастырь, там молись, работай, и это будет твой подвиг. Чтобы подвиг дома не посрамлялся, его нужно правильно делать, не нужно себя нагружать особыми правилами, особыми молитвенными стояниями или деланиями. 

– Еще один вопрос о молитве: «Каким образом может повлиять наша молитва на усопшего родственника, который стал отступать от Бога в последние дни своей жизни? Как мы можем повлиять на его судьбу, можем ли изменить его участь в том мире?» 

– Дело в том, что нужно иметь твердую веру, чтобы заниматься этим духовным действом. Потому что человек должен помнить, что спасает Христос и вся Церковь. Как бы я ни молился, каким бы святым человеком себя ни чувствовал, от моей святости и моих дел мало что произойдет. Потому что мы верим, что такие люди спасаются по молитвам Церкви, когда там служится Божественная литургия, когда происходит поминовение, церковное молитвенное делание (по церковному Уставу) по особым дням, по особым праздникам. Мы верим и знаем, что в эти дни и небо открывается для молитвы, поэтому мы должны и храм посещать. 

А то у нас есть такие умники, которые и в храм не ходят, и сами не причащаются, а берут правила вымаливать человека с того света. Это называется уже легкой степенью духовной прелести. Потому что я не могу ничего сделать без Бога, без Крови Христовой, без искупительной жертвы Господа Иисуса Христа. А все это я могу найти только в храме. Прихожу, подаю записочку, служат панихиду, вынимают частичку, молятся об этом человеке, совершают специальные молитвы, специальные действия, и я верю, что все это приводит к тому, что его участь будет легче, что Господь помилует его по молитвам Церкви. Не по моим грешным молитвам, а по молитвам Церкви. И об этом нужно помнить. 

– Следующий вопрос: «Почему Господь избрал апостола Иуду, зная о том, что он предаст Его?» 

– Потому что есть такой план спасения, более современным языком – алгоритм спасения, а православным языком это называется: Промысл Божий. И он был таков, что необходимо было и наличие Иуды, и всего, что произошло, потому что и в Ветхом Завете у великих и малых пророков было сказано о распятии и смерти Христовой, как будто они видели эту смерть и описывали ее на своих страницах. 

Это все относится к промыслительной части плана Божьего о нашем спасении. Потому что когда человек согрешил в раю, то Господь сказал, что Он уже знает, как человека спасти, но придется людям жить от начала. И мы живем в то время, когда Христос уже был на земле, Он восшел к Отцу Небесному, и Дух Святой творит в Церкви Божией. Поэтому мы прошли уже определенный период от обещания Божия до исполнения Его благой воли и живем в эпоху обетования, когда ждем Пришествия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 

– Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, если я полюбила мужчину, который моложе меня, и он предлагает выйти замуж, стоит ли мне принять его предложение?» 

– Лучше сходить к духовнику в церковь, которая находится рядом, чтобы священник, знающий ситуацию, изучил ее и дал правильный духовный совет. Потому что мы не знаем, что там на самом деле. 

– Следующий вопрос из соцсетей: «Почему все думают, что у каждого своя судьба, ведь судьбы не существует, а есть свободная воля?» 

– Дело в том, что люди хотят видеть такую судьбу, которая была бы прописана кем-то и была для него хорошей. Либо пытаются сходить к кому-то, чтобы прописать ее хорошо для себя. Это делают те люди, которые не хотят духовно работать над собой. Потому что судьба судьбой, а жизнь человеческая – это определенное крестоношение, и Господь никому не говорил: будете прыгать от счастья, бегать от радости. То есть Он говорит, что каждому человеку будет дан свой крест; и этот крест нужно достойно донести до определенного места. И Господь будет нам помогать в этом, потому что Он не даст крест тяжелее или легче, а каждому даст свой крест. Поэтому нам необходимо относиться к своей духовной жизни ответственно, иметь духовника, приобщаться Святых Христовых Таин, стремиться быть в церкви или у церкви, если пока не ходим в храм Божий, и стремиться работать над собой духовно. А все начинается с утренних и вечерних молитв. 

– Следующий вопрос: «Можно ли человеку, крещенному в Католической Церкви, причащаться в Православной? И можно ли покойных католиков поминать в нашей Православной Церкви?» 

– Дело в том, что у нас есть определенные догматические расхождения с Католической Церковью. Человек, который хочет причаститься Святых Христовых Таин, но крещен в католичестве, должен стать православным, отказаться от того учения, которое предлагает Католическая Церковь, пройти обряд присоединения к Православной Церкви, и уже после беседы со священником или епископом он может быть допущен к Причастию. Это делается очень осторожно, аккуратно, и, если есть такие люди, мы не против, чтобы они приходили и становились православными. Главное, чтобы было внутреннее желание. 

Что касается молитвы, то, естественно, частная молитва может быть за таких людей. Потому что те люди, которые умерли в католичестве, для себя выбрали определенный путь. Господь Сердцеведец Сам определит их участь. Если у человека есть такое желание молиться, если он может это делать дома регулярно, то это ему никто не возбраняет. Но церковная, соборная молитва о таких людях у нас не произносится. Есть же католики, и они считают себя самыми правильными, которых Господь спасет. 

– Можно прийти в храм и помолиться за них? 

– Прийти в храм и поставить свечку, конечно, можно. 

– Это сейчас частая проблема, потому что страна многонациональная и многоконфессиональная. 

– А свечку можно даже за мусульманина поставить, я не понимаю, в чем проблема. А записку подавать не можем, потому что мы не можем вынимать частичку за такого человека, так как молимся за тех людей, которые находятся в этой общине, а в ней находятся все люди, которые приняли крещение в православной вере. Поэтому молиться мы можем даже за безбожника, но это будет не церковная, не литургическая молитва, а частная. 

Допустим, родился ребенок, он не может ничего сказать, не может ничего понять, мы же за него молимся, потом несем к таинству Крещения и крестим. Поэтому Церковь разрешает молиться за всех, даже если это индус, мусульманин, католик или еретик. Даже за них мы молимся, чтобы Господь открыл им сердце, разум, чтобы они поняли свои ошибки и пришли ко Христу. 

– Вопрос телезрительницы: «… Моя жизнь полностью разладилась. Я почувствовала какой-то надрыв, пропало желание ходить в церковь и вообще открывать кому-либо душу. Как выйти из этого состояния?» 

– Нужно для себя определить, нужно ли ее вообще открывать кому-то, потому что это дело добровольное. 

– Возможно, речь идет об исповеди. 

– Нет, здесь речь идет именно об открытии души. Исповедь и открытие души – это два разных понятия. Здесь просто-напросто надо определиться, какая проблема: психологическая или духовная. Это две разные проблемы. Потому что если это психологическая проблема, то необходимо сначала сходить к психологу и найти гармонию душевной и психической жизни с самим собой. Потом уже нужно себя подготовить и определить свои духовные потребности, найти человека (священника, пастыря, духовника), который увидит какие-то отклонения в духовной сфере: как человек молится, как относится к Богу, к вере. 

Если, допустим, священник лезет не в свою сферу (не является психологом, а лезет в психологическую сферу), то грош цена такому воздействию, потому что много будет наломано дров. Надо все-таки быть образованным священником. И также будет неправильно, если психолог будет лезть в духовные проблемы: как поститься, как молиться, как относиться к Церкви, к святым. Очень часто бывает, что психологи тоже перегибают палку и начинают говорить, что это все какие-то рудименты, атавизмы, этим заниматься не надо, человек прогрессивный должен найти силы в себе. 

Нет, надо найти православного психолога, а потом уже приходить к священнику, чтобы решать духовные вопросы. Православный психолог просто не будет перегибать палку, как это делают светские психологи, которые могут быть иноверами или вообще агностиками. Они будут давить чисто на эмоции, на характер, на черты личности человека. А православный психолог все-таки будет знать, что человек своими силами не справится, что нужна помощь Божия, и он будет как бы переходным звеном между священником и специалистом, который может наладить твой душевный профиль. 

– То есть когда тебе батюшка на исповеди говорит, что лучше обратиться к психологу, обижаться на него не надо? 

– Правильно батюшка говорит, надо его поблагодарить, потому что он понимает, как ты устроен. Если этот батюшка не психолог, то да, надо обратиться именно к психологу. Есть священники, которые занимаются психологией, имеют познания и образование. 

– А если у священника есть опыт, он сорок лет служит? 

– Опытный священник тоже понимает, как человек устроен. Здесь есть такое понятие, как христианская антропология, надо знать, как человек устроен. Потому что не может хирург заниматься хирургической деятельностью, не зная хирургической анатомии. Даже если он знает анатомию человека, но не знает хирургическую анатомию, ему нельзя заниматься хирургической деятельностью. Поэтому и священник, бывает, знает, как человек духовно устроен, но не имеет специальных познаний в устройстве человеческой личности, души, эмоций, не знает каких-то особенных или личных качеств человека. 

Надо изучить человека, понять, нет ли у него какой-либо патологии, чтобы максимально ему помочь. А когда приходит человек, имеющий проблему, а ему говорят: «Поститесь, молитесь», – и человек со временем становится хуже и хуже, катится вниз по наклонной, то здесь допустил ошибку священник. Человеку, может быть, сначала психолог или психиатр должен был помочь, а потом уже «постись, молись и слушай радио "Радонеж"», как говорится. Поэтому здесь все не так просто. Опытный священник должен это увидеть. Когда читаешь старинные издания по пастырскому душепопечению, видишь, что священники и в то время не боялись посоветовать человеку обратиться к психиатру (психиатры были православные). 

– А могут священник и психолог работать в паре? Это вообще нормально? 

– Конечно. Когда есть высокая организация пастырского душепопечения на приходе, так и происходит. Но это не везде, к сожалению. Во всяком случае, сейчас, по благословению Святейшего Патриарха, священникам, как и врачам, внушается такая мысль: не навреди. То есть священник должен тысячу раз подумать, как правильно сделать, как сказать, как посмотреть, как ответить. Здесь преследуется главная цель: если не можешь помочь, то хотя бы прояви эмпатию, поучаствуй в жизни этого человека и не бросай его, если он будет нуждаться в твоей поддержке. Чтобы человек, когда не знает, куда бежать, бежал, как мотылек, на свет, а свет – это храм. Чтобы он пришел в храм, а священник уже, допустим, должен знать, где находится социальная служба. Там всегда есть православный психолог, православный педагог, который может изучить проблему и дать правильный совет. 

– Вопрос телезрительницы: «Вопрос к Вам как к врачу: где находится душа у человека?» 

– Когда человек зарождается – это, по сути, одна клетка, и тогда создается душа. Она как бы растворена в плоти человеческой и существует во всем теле человека: начиная от одной клеточки, которая потом делится на две, на четыре, и в такой прогрессии человек развивается. Душа во всем. И когда человек формируется, она тоже во всем. И когда у человека, допустим, бывают такие травмы, когда руку или ногу оторвало на войне или он потерял их из-за болезни, он чувствует фантомные боли. В медицине даже не могут объяснить это. То есть это все-таки свойство человеческой души, которая заявляет о том, что что-то было. Части тела нет, а она заявляет фантомными болями, что что-то есть. Поэтому душа как бы растворена во всем организме человека. Потому что у нас все клеточки живые, и свойство души – давать им жизнь. 

В православии есть учение о том, когда душа отделяется от тела. У нас есть молитва на отделение души от тела, когда человек очень трудно умирает, ему больно, он страдает, очень часто видит уже что-то страшное из того мира. Священник начинает молиться (есть особое последование на разделение души от тела), и человек успокаивается, умиротворяется. То есть здесь уже идет работа Духа Святого, потому что мы к Нему обращаемся. Мы обращаемся к духовной сфере, и тогда душа легко отделяется от тела. 

Душа находится в эллиптическом шарообразном состоянии и светится. Но мы не имеем возможности увидеть, как это происходит. Адам и Ева, когда были в раю, не имели одежды. Говорят, как же они ходили, как им было не стыдно? А очень просто. Посмотри на лампочку, ты увидишь нить накаливания? Нет. Это простое устройство, а ты ее не видишь. Так и они сверкали, сияли, что не было такого вопроса, какое у них тело. 

А когда человек пал, отделился от Бога, ушел из рая, тогда эта «нить накаливания» стала холодной, хрупкой. Так и наше тело: какой-то зачаток есть. Адам и Ева прожили до тысячи лет, потом Господь сказал: «Хватит». И стали жить сто двадцать лет и меньше, а в Псалтири вообще сказано, что семьдесят лет в трудах и болезнях. А в восемьдесят лет нам вообще будет нужна помощь. Так и сбываются эти слова на большинстве людей. Поэтому это очень неоднозначный вопрос. 

– Но интересный. 

– Во всяком случае, Церковь его объясняет. Объясняют Иоанн Дамаскин и Дионисий Ареопагит, Иоанн Златоуст. Они дают такое объяснение в силу разума. То есть они не утверждают, что именно так, с математической точностью доказано. В Америке уже придумали такую глупость: человек умирает, а они проверяют, что тело на два грамма меньше стало весить, но не учитывают при этом много других факторов. Вместе с тем душа растворена во всем теле человека. 

– Интересный вопрос по поводу предсказаний: грех ли это, ведь святые тоже предсказывали? 

– Дело в том, что святые не предсказывали, а говорили то, что видели. А у дьявола есть такая функция: обманывать людей, вводить их в заблуждение. То есть когда святые люди говорили, они делали это уверенно: «мне Бог явился» или «мне ангел сказал». А предсказатели говорят: «Вот я тут вижу...» Мы не той пробы, чтобы Господь нам через кофейную гущу открывал какую-то божественную информацию. 

Если ты уважаешь в себе образ и подобие Бога, то этой ерундой никогда не будешь заниматься. Как не будешь есть плохие продукты, которые принесут тебе вред. Ты всегда выберешь хороший хлеб, качественные овощи, гниль не будешь есть, она не принесет пользу, а только вред. Так и здесь. Это духовная гниль, к ней не нужно прикасаться, это болезнь, это смрад. Когда говорят, что гадают, такая вонь ощущается от этого человека… Это условно я говорю, но прямо не хочешь прикасаться или общаться, потому что человек несет какую-то духовную заразу. Поэтому каждый человек должен к этому так относиться. 

Серафим Саровский и Сергий Радонежский говорили, что грех очень воняет, он смердит, что эти бесы гнусные вызывают отторжение. Поэтому у православного человека даже упоминание об этих гаданиях, предсказаниях должно вызывать именно такую реакцию. Скажут, ненормальный. Да, ненормальный, но мне этого не надо. 

– Следующий вопрос: «Не всегда батюшки читают разрешительную молитву после исповеди, просто крестят голову. Правильно ли это?» Может, они ее про себя читают? 

– Дело в том, что мирянин на то и мирянин, чтобы рассуждать по-своему. Если батюшка будет рассуждать, как ты пришел и как ты неправильно стоишь, ты устанешь его слушать. Поэтому пусть мирянин будет на своей ступени духовного послушания принимать от священника то, что происходит. Священник читает разрешительную молитву, когда накрывает епитрахилью, просто бывает так, что знает ее наизусть и проговаривает. Но это тайносовершительная молитва, он не должен отчитываться перед мирянином, как это делает. 

У нас люди с завышенной самооценкой или завышенными потребностями к своей персоне. Но если играть по Вашим правилам, то, наверное, Вы проиграете. Поэтому, по благословению Святейшего Патриарха, у нас очень икономичное отношение к людям в Церкви. И просьба к мирянам – быть очень терпеливыми и грамотными по отношению к священнику. Это все равно что приходят к врачу и говорят: «Он меня не послушал». А зачем тебя слушать, если и так видно, в чем ты нуждаешься? 

– А можно ли спросить об этом священника? 

– Конечно, спросите у священника, прочитал он или нет разрешительную молитву, не нужно бояться. 

– Ваше последнее наставление в этой программе нашим телезрителям. 

– Хотелось бы пожелать людям мира душевного, спокойствия и чтобы они действительно не боялись церкви, а нуждались в ней, чтобы она была для них средством успокоения и мира на этой земле. 

Ведущий Сергей Платонов 
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать