Беседы с батюшкой. Эфир от 30 октября

30 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе города Екатеринбурга, руководитель Отдела по социальному служению Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко.

– Предлагаю начать наш разговор с темы дня – сегодня день памяти жертв политических репрессий: тех людей, кто был осужден, убит, сослан в лечебницы по политическим мотивам, а это миллионы наших сограждан. В этих мероприятиях Церковь принимает активное участие: совершаются молебны на месте массовых захоронений, звучат заупокойные молитвы. Почему об этом важно помнить в наши дни?

– У Евгения Евтушенко есть такое стихотворение:

Впасть в историческое беспамятство –

Молодцем быть без меча и без палицы.

Впасть в историческое беспамятство –

Это безвесельно, это беспарусно.

Можно любить без памяти женщину,

Родину – нет, память завещана...

Невозможно любить Родину без благоговейного трепета перед историей нашего Отечества, нашего государства. Поэтому так важно знать ключевые события жизни нашего государства в прошлом, переживать это и этим делиться со своими детьми, внуками, потому что важно передать чувство благоговения, любви, причастности к истории нашего Отечества.

Разные страницы в ней были. Сегодня мы вспоминаем одну из самых трагичных страниц, когда одни граждане взяли на себя власть и право чинить суд над другими, очень часто без суда и следствия, очень часто по ложным доносам. И появилось столько этих товарищей в нашей стране! Откуда они взялись? В царской России были периоды, когда на все государство был один человек, который исполнял смертную казнь. Более чем за столетнюю историю (с 1800 по 1917 год) смертной казни по политическим мотивам были подвержены 56 человек. Это более чем за 100 лет! Но начиная с 1917 года миллионы людей были осуждены за политические преступления по самой тогда популярной статье и назывались «врагами народа».

Очень просто было человека заклеймить, надеть на него ярлык, и тогда можно что хочешь с ним делать. Людей отправляли в лагеря, лишали всевозможных социальных пособий, льгот, условий жизни. Сотни тысяч расстрелянных, замученных! Появились люди, которые со звериным неистовством, упоением брали на себя это страшное дело – совершение смертной казни. Расстреливали людей тысячи палачей! Откуда, из каких недр нашего народа выросли эти упыри? Сколько людей, которые из зависти к жене соседа, из-за желания покуситься на жилплощадь, из-за недоброжелательного отношения к кому-то просто писали: он сказал то-то… «А он рассказал такой анекдот». И за несколько слов человек получал десять лет лагерей, Гулага, где система работала на уничтожение, все было организовано так, чтобы люди оттуда не возвращались. Что такое случилось с народом, что он разделился на палачей и их жертв?

Современным мальчикам и девочкам это непонятно, они не знают страниц истории, а сейчас еще и пытаются убедить, что все это не имеет значения. Но все мы знаем выражение «красный террор»; в трудах Владимира Ильича были прямые указания устроить террор (и чем больше будет уничтожено тех или иных представителей сословий, тем лучше).

Сегодня день траура в нашем Отечестве, мы вспоминаем сотни тысяч людей, которые были замучены в безбожное время большевиками, человеконенавистниками, устроившими человеческую бойню. Но были среди них и те, что смогли пройти весь этот ужас и остаться людьми, не потеряв человеческого достоинства, человеческого образа, сохранив любовь к людям, более того – сохранив любовь к своим палачам.

Один подвижник, старец Никита, пройдя много лет лагерей, говорил: «Жалко было тех, кто по эту сторону, но еще больше жалко тех, кто был по ту сторону. Понятно, за что мы-то страдаем: у нас была идея, цель, ценности, за которые мы отбывали эти сроки. А они-то за что себя заключили в тюрьмы?» Спустя годы к старцу приехал один пожилой человек со своей бесноватой внучкой и просил, чтобы он помолился. А старец Никита вгляделся в него, узнал в нем начальника лагеря и спросил: «Вы меня не узнаете? Вы же много лет тому назад грозились меня убить». Тот со скорбью упал на колени, стал обнимать ему ноги: «Отче, прости меня. Я к вере пришел и теперь не знаю, как из души вычистить всю боль от своего преступления, которое я сейчас осознаю». Старец прижал его голову к груди, гладил, убаюкивал с любовью.

В 50–60-е годы случилась реабилитация: стали понимать, что репрессированные были ложно оклеветаны, ни за что осуждены и казнены. Как люди, которые учиняли эти казни, все это потом проживали? Конечно, Бог справедлив, и многие из них прожили очень тяжелую, несчастную жизнь, но лучше в этой жизни отдать долг через скорби, болезни. Потому что если человек не пройдет покаянный путь здесь, после смерти его ожидают тяжелейшие страдания.

У нашего прихода есть традиция: уже несколько лет мы в этот день приезжаем на 12-й километр Московского тракта к Екатеринбургскому мемориалу, где стоит большой крест. Там похоронены более двадцати тысяч расстрелянных, уничтоженных в подвалах НКВД в нашем городе (тогда Свердловске). Мы молимся за них, а они, конечно, молятся за нас. Я уверен, что среди них много святых. Люди, которые претерпели до конца и остались верными своей вере, своему делу, своему служению до смерти, – святые мученики. Они, может быть, не прославлены здесь, на земле, для всеобщего поминовения, но у Бога точно они славны. Очень важно быть в этой связи и передать эту память нашим детям.

– Вопрос телезрителя из Ленинградской области: «Давно интересуюсь таким вопросом: в Предании ничего не сказано по поводу тех воинов, которые видели воскресение Христово. Что с ними потом случилось?»

– Сотник Лонгин был во главе этих воинов; с ним случилось следующее: он стал христианином, исповедником, ушел из римских легионов, жил какое-то время у себя дома, трудился, исповедуя Христа и открывая то, что видел, когда Христос был на кресте. Потом весть о нем дошла до императора, и тот послал воинов, чтобы они его убили. Мы его знаем как святого мученика Лонгина.

Про другую часть воинов в Священном Писании говорится так. Иудеи дали им денег и сказали: «Говорите всем, что вы уснули, а в это время пришли ученики и унесли тело Христа. А если слух дойдет до правителя, то мы освободим вас от ответственности». Пронеслась об этом весть (видимо, с помощью тех воинов, которые восприняли это за деньги) между иудеями, и многие верят в это даже до сего дня. Так говорится об этом в Священном Писании.

– Продолжим нашу тему. Важно учиться на своих ошибках и наблюдать ошибки нашего прошлого. Как не допустить повторения той ситуации, когда каждый твой сосед по лестничной площадке или знакомый может оказаться человеком, который напишет на тебя определенное заявление? И где грань между состоянием, когда человек безразличен к обществу (может быть, происходящее вокруг и кажется ему противозаконным, но он старается этого не замечать, живет в своем мирке), и состоянием, когда человек старается быть очень активным гражданином (например, увидел неправильно припаркованную машину, обязательно сфотографировал и показал куда надо)? Понятно, что это вещи совсем разного порядка, но где та грань, когда человек безразличен и сверхактивен (так, что просто придумывает, что и на кого написать)?

– Надо Евангелие читать, заповеди Божии соблюдать. Нужно быть христианином, а не казаться им. Нужно учиться жить по совести, а свою совесть воспитывать, оттачивать, учиться ее слушать, беречь ее чуткость, не затирать. Нужно воспитывать в себе мужество и решимость. Какое важнейшее качество отличает святых людей от нас? Это решимость встать и выйти из ряда вон, решимость сделать шаг, решимость пойти против течения. Нужна постоянная работа над собой. Мы вообще много говорим, но мир устал от слов, миру нужны дела. Нужно, чтобы каждый человек делал больше, чем говорил.

Нужно с детьми разговаривать о вере, о нашей истории. Нужно обязательно показывать им пример мужества. Вообще дети воспитываются исключительно на примерах. Есть два пути воспитания. Проще воспитывать на примерах художественных фильмов. Но не на голливудских фильмах, в которых много спецэффектов, затирающих саму суть, когда ребенок сосредотачивается на шуме, криках, стрельбе, взрывах, а содержание мимо проходит, то, о чем хотел сказать режиссер. Нужно смотреть хорошие, добрые советские фильмы, в которых выражается любовь к Родине. Например, замечательный фильм «А зори здесь тихие», где показан подвиг обычных девочек, которые по страшной иронии судьбы оказались на войне один на один с вражескими диверсантами. Как они умирали, за что они умирали, с какими словами они умирали?.. Ведь ценность жизни человека определяется тем, за что он готов эту жизнь отдать; в этом человеческое достоинство, в этом принцип выживания человека в каких-то критических обстоятельствах: у него есть сокровище, за которое он готов отдать жизнь.

Сейчас мы все чаще слышим, что самое дорогое, что есть у человека, – это его жизнь (слова Николая Островского). Жизнь – это не самое дорогое, что есть у человека; это антихристианская гуманистическая идея, что свобода человека, его достоинство, его жизнь являются высшей ценностью. Нет, это ложь. Потому что дороже жизни человека – например, Родина. Если жизнь – самое дорогое, тогда каждый будет спасать свою шкуру при любых стрессовых обстоятельствах; тогда каждый будет в своей хате, которая с краю. Дороже жизни человека вера во Христа. И когда человек стоит перед выбором, нормальный человек должен совершить нормальный человеческий выбор. Дороже жизни человека его семья, за которую он должен отдать свою жизнь. Вот эту систему ценностей надо воспитывать. Для этого должны быть примеры героев. Надо об этом говорить, читать об этом книги, делиться переживаниями, не жалеть на это время для своих детей. Это первый путь: книги, фильмы и совместное их проживание с детьми. Потому что чтобы что-то передать, нужно это иметь. Чтобы передать любовь к Родине, нужно любить Родину и об этой любви рассказать.

Второй путь сложнее, но гораздо действеннее, чем первый, – это личный пример. Однажды случилась история, когда наш советский разведчик оказался в плену где-то в Южно-Африканской Республике. Его пытались расколоть, чтобы завербовать. Причем его не били, а оказывали психическое воздействие: лишали сна, включали громкую музыку, действовали светом. Всех вокруг уже раскололи, а он держался и не сдавался. Потому что каждый раз, когда он оказывался на грани, перед ним вставал образ его отца. Отец вернулся с войны без ноги, был назначен директором колхоза. Когда ему нужно было обходить свое хозяйство, он вставал на костыли и десять-двадцать километров на костылях твердо шагал от одного пункта к другому. Для его сына, разведчика, этот пример всегда вставал картинкой, он понимал, что есть ради чего терпеть. Вот личный пример мужества, подвига.

– Это пример стойкости.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я услышал, как Вы сказали: откуда берутся такие упыри, которые расстреливают собственный народ? У меня вопрос. Сейчас молятся за репрессированных, но как минимум пятьдесят процентов нашего современного населения поддерживают товарища Сталина и его политику. Вот откуда сейчас берутся такие? И это далеко не старые люди».

– Наверное, так потому, что мы плохо знаем свою историю. Какая-то мифология формируется в сознании людей благодаря определенным ток-шоу, определенному воздействию средств массовой информации. У нас в каждой семье есть раны, нанесенные советским правительством, в том числе товарищем Сталиным; раны, которые искалечили род. Думаю, что те люди, которые находятся под воздействием этой пропаганды, просто невежественные и плохо знают историю. И здесь им можно только посочувствовать.

– Вопрос телезрительницы из социальный сети «ВКонтакте»: «Как отпустить из сердца человека, вместе с которым быть не суждено?»

– Самый верный и, наверное, самый эффективный способ выражен народной мудростью: с глаз долой, из сердца вон. Потому что когда человек, к которому возникла симпатия (или были отношения), находится на виду, с ним возникает какой-то контакт, душевная связь, и при постоянном контакте сердце измучается, исстрадается. Народная мудрость говорит: хочешь отрубить собаке хвост, не надо это делать по пять сантиметров, а сделать один раз и сразу. Это гораздо проще, чем идти путем вычищения своего сердца. Потому что вычищение сердца – это великий подвиг молитвы, покаяния, работы над собой. Если с человеком возникла душевная связь, а точнее зависимость, то сердце все время будет частью своей энергии прилеплено к этому человеку. Поэтому надо постараться сделать так, чтобы с глаз долой...

– Одно дело, когда человек пропадает из поля зрения. Но в наши дни есть социальные сети, и вольно или невольно можешь попасть на страницу этого человека...

– Можно вспомнить про муху-цокотуху, которая по полю пошла, денежку нашла, потом появился паучок, который ее в сети закрутил. Но потом прилетел комарик и спас муху. Любовь все побеждает. В любой зависимости (алкогольной, наркотической, игровой) если человек находит объект, который любит больше, чем себя и свои привычки, то ради этой любви он может себя изменить. Когда человек влюбляется во Христа, в Его образ, в Его Личность, когда со Христом возникают личные отношения, то ради этого человек может изменить все (конечно, с помощью Христа).

Если есть какие-то зависимости в сетях, надо найти любовь и этой любви отдать свое сердце. И вообще сердце нужно беречь. Не надо ходить там, где бродит купидон со своим колчаном стрел. Это в наших силах, в нашей воле; человек, когда надо, умеет себя контролировать, просто не нужно распускаться. Распущенность – это когда человек идет туда, где на него ставят силки. Кстати, в этом заключается зрелость юноши. Когда юношу можно отпускать на свидания? Когда юноша понимает, какими дорогами ходить не надо, где расставлены силки, в какие заведения ходить не надо, с какими женщинами общаться не надо. Когда у юноши воспитан этот вкус, тогда его можно отпускать, потому что он сможет себя проконтролировать.

– Вопрос телезрительницы из Башкирии: «Я хотела бы спросить, как Вы относитесь к активно обсуждаемому сейчас закону о семейно-бытовом насилии, когда по звонку будут изымать детей из-за психического, информационного насилия над ребенком. Это сейчас активно обсуждается всеми».

– Это те же волки в овечьей шкуре, ювенальная юстиция, вид сбоку. То есть враги нашего Отечества проводят разные программы, чтобы камушки здания нашего Отечества расшатать, выбить из основания. Кирпичики – это семьи. Для того чтобы семью уничтожить, нужно, чтобы у организаций, которые как бы занимаются заботой о семье, были развязаны руки. Для этого нужно максимально упростить систему вторжения в семью, изъятия детей и так далее. Это вражеский закон, который еще больше ослабит положение наших семей.

Все статьи есть в Уголовном кодексе. Если человек испытывает насилие в троллейбусе, театре, метро, подъезде или  квартире, он идет, пишет заявление, снимает показания физического насилия... Эти механизмы давным-давно отработаны. Зачем запускать какие-то процессы, которые будут разрушать семью? Просто нужно выполнять уже существующие законы, по которым насильник оказывается там, где ему место. В лоб ювенальная юстиция сейчас уже не вторгается, но какой-то заход слева по-прежнему есть. Почему мы не принимаем законы про насилие, например, в такси? Ведь тоже бывают случаи, когда пассажир нападает на шофера. Давайте тогда будем издавать законы о насилии в трамвае, например. Но зачем глупостями заниматься?

– Батюшка, не так давно Вы были в отпуске и посетили Грузию. Хотелось бы услышать от Вас рассказ не о том, как прошла поездка, где были, что посмотрели. Мне кажется, после каждой поездки, особенно паломнической, когда посещается множество святых мест, происходит некая перезагрузка, появляются мысли для размышления, которые в дальнейшем сопровождают тебя еще долгое время, оставляя послевкусие. Удалось ли переключиться? И на что получилось настроиться?

– Еще немножко скажу по закону. Если мы не согласны с этим, мы не просто должны об этом порассуждать, но должны проявлять активную жизненную позицию. Если у нас в Конституции написано, что в нашем Отечестве власть принадлежит народу, то народ должен по тем или иным вопросам выражать свою позицию. Нужно писать в Администрацию Президента, в профильные министерства, что мы не согласны, что мы – против и считаем, что это ненужный закон. Чиновники больше всего боятся народа, что народ организуется, как-то объединит свои усилия и выразит свою волю. Поэтому когда количество возмущений будет десять или тридцать тысяч, любая власть будет вынуждена на это реагировать. Вот мы сейчас с вами говорим не просто для того, чтобы поговорить или сформировать свое отношение к этому. Слово должно рождать дело, тогда будет какой-то результат.

Теперь расскажу про одну встречу в поездке, потому что всегда важно делиться сокровищами. Мы нашей семьей нашли такое сокровище в самом центре Тбилиси. Там есть местночтимая подвижница, которая именуется сидящая Анастасия. Сначала меня потрясла история ее жизни, а потом произошел маленький опыт молитвенного общения с этим человеком.

Родилась Анастасия в конце XIX века. Господь одарил ее, можно сказать, неземной красотой, она была очень красива. Мама у нее умерла рано, отец женился на другой. Мачеха невзлюбила свою падчерицу и всячески ее притесняла. Когда девушка подросла, в нее влюбился молодой красивый боевой офицер. Как-то он зашел в дом, хотел погулять с девушкой, а мачеха говорит: «Это невозможно, потому что она сошла с ума, ее увезли в психушку; скорее всего она оттуда не выйдет». Офицер настолько был этим потрясен, огорчен, опечален, что, выйдя во двор, тут же застрелился. Анастасия выбежала к телу своего любимого, склонилась над ним и так до конца своей жизни больше и не встала, просидев всю жизнь на этом месте. То есть она взяла на себя такой подвиг юродства, как в свое время блаженная Ксения Петербургская. В снег, зной, дождь она сидела в этом грузинском дворике. Потом люди стали замечать, что ее молитвы слышит Господь, что ей открыты судьбы Божии. К ней стали приходить, просить ее о заступничестве.

Когда мы о ней прочитали, решили посетить это место. Узнали адрес, ехали на метро, потом шли пешком по навигатору, нашли эту улочку, этот дом... А двери закрыты. Мы так расстроились! А потом дернули за веревочку – двери открылись. Мы зашли: грузинский дворик, заборчик, горит лампадка, фотография Анастасии. Видно, что это место посещаемое. Мы постояли, помолились. И было удивительное ощущение мирности, тишины, признак присутствия Божьего и благоволения Божьего к этой угоднице. Вот делюсь таким сокровищем. Когда будете в Тбилиси, навестите могилку Анастасии или место ее подвижнических трудов.

Очень важно уметь перезагрузиться, потому что отпуск дан для того, чтобы отключиться от рабочих вопросов и посвятить время семье. Бывают такие обстоятельства, когда делаешь выбор: на неделю взять деток с собой или оставить, чтобы они учились. Мы поняли, что неделя общения с детьми – это ценность большая, чем если бы мы их оставили учиться. Конечно, мы не пожалели. Думаю, что такие впечатления остаются на всю жизнь, формируя добрые чувства. Пройдет тридцать-сорок лет, а дети будут вспоминать это и потом своим детям рассказывать, как они путешествовали, как ощущали себя в этой поездке. Очень важно отключиться от работы, чтобы соскучиться по ней, чтобы не было долгого отходного периода, чтобы, вернувшись, с радостью увидеть своих сотрудников, прихожан и снова эту лямочку тянуть.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Грузия – удел Богородицы. Дивеево – удел Богородицы. Афон, Киево-Печерская лавра... Как правильно нацелиться, чтобы понять, что мы живем не в какой-то обыденной стране, а под покровом Богородицы? Чтобы, понимая это, мы меньше курили, блудили, сквернословили, меньше угождали бесам. Ведь мы живем на святой земле. Грузия – это практически второй Иерусалим. В России очень много святых мест, и Богородица покрывает всю землю нашу Русскую. Я сам армянин, но православный. Тоже был в Грузии. Как говорится, во Христе нет ни эллина, ни иудея».

– Чтобы человеку от чего-то отказаться, нужно что-то приобрести. Иногда приходишь к подросткам, пытаешься с ними говорить, что материться – это нехорошо, что курить – это плохо, опасно для здоровья, но видишь на их лицах абсолютное непонимание: «О чем он говорит? Это же прикольно! Все так живут». Это же признак преждевременного взросления: кричать, шуметь, привлекать внимание, ругаться скверно, дымить сигарету. Жажда подростков – поскорее вырасти и стать взрослыми, и вот так искусственно они это из себя изображают, подражая своим кумирам.

Хотя в фильмах и пишут: «Курение вредит вашему здоровью», но тут же показывают, как герой перед принятием какого-то решения долго сидит, курит, думает, потом идет и совершает какой-то поступок. Это пропаганда. И это называется лицемерие, когда создается только видимость: мы вроде указываем, что курение вредит, а по сути – все равно пропагандируем.

И вот девочка, которая в 14 лет курит, этого не понимает. В 18 она влюбилась, в 19 вышла замуж и в 20 вдруг ощутила, что у нее под сердцем зашевелилась жизнь. И только тогда она поймет, что если не выправит свою жизнь, не перестанет трястись на ночных дискотеках, курить, материться, принимать алкоголь, то пройдет несколько месяцев – и она будет за это платить. Но самое страшное, что за ее бестолковость будет платить ее ребенок страданиями, болезнями. Ради любви к ребенку женщина меняет свою жизнь. А мужчина – ради любви к своей жене, к своей супруге.

В Евангелии есть такие слова: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Когда человек понимает, что внутри его зародилась какая-то жизнь, которая не им создана, а дана свыше, и есть что-то, что может эту жизнь убить, он начинает аккуратнее относиться к своим словам. Он понимает, например, что мат и радость сердца несовместимы. Мат и молитва несовместимы; не может из одного источника течь горькая и сладкая вода. Невозможно, чтобы человек Бога благословлял и тут же Его хулил. А мат – это богохульство, мат – это язык бесов. В некоторых житиях есть указания, что бесы разговаривают на языке сквернословия. Сквернословцы Царства Божия не наследуют. Когда человек начинает говорить на языке врага, он завербован, уже находится в плену.

Уважать мужчину, который не может отвечать за свои слова, невозможно. Бывает, познакомишься в компании с человеком, вроде пошел разговор, а потом вдруг человек допускает мат. И ты понимаешь, что это человек, который не умеет управлять собой, не отвечает за свои слова, который не понимает, что говорит, а просто управляется привычками, модой. И этот человек неоснователен.

Когда мы приобретаем сокровище сердца, мы этим сокровищем начинаем дорожить, боимся его потерять. Кстати, за людей, которые ругаются матом, Божия Матерь не молится. Если человек дорожит молитвой Пресвятой Богородицы, так он выблюет из себя мат навсегда. А если человек это не ценит, как его уберечь? Подрастет, повзрослеет, может быть, поумнеет и покается, изменит свою жизнь.

– Употребление нецензурной лексики в телевизионном эфире имеет определенные ограничения. Если речь идет о кинопрокате, то это определенный возрастной ценз; если речь о телевидении, то это определенное время показа и тоже возрастной ценз. Иногда в фильмах придумывают некие альтернативные ругательные слова, которые не являются матом, но человек прекрасно понимает, о чем идет речь. Не так давно мы со знакомыми рассуждали о том, что у некоторых людей такие слова могут быть просто как паразиты, они просто используют их, не задумываясь о том, что говорят. Говорили мы это в связи с тем, что когда вокруг дети, материться при ребенке совесть не позволяет, а использование таких слов-паразитов кажется не очень страшным и опасным. Считаете ли Вы такое явление подмены матерных слов опасным?

– Чтобы защититься от матерных слов, нужно говорить на русском языке: прекрасном, великом, могучем. Нужно его любить и свою речь обогащать, читая Пушкина, Лермонтова, Чехова, Достоевского. Совершенно нет необходимости заменять мат словами, по форме вроде не совсем матерными, потому что, по сути, человек так же ругается, так же выбрасывает из себя эту энергию. Это лукавство.

На прошлой неделе мы провожали на пенсию нашего прораба Валерия Васильевича. Он несколько лет был руководителем строителей при восстановлении нашего собора. Во-первых, это великая честь – закончить карьеру участием в восстановлении собора в честь Пресвятой Богородицы. Потому что далеко не каждый строитель удостаивается такой чести. Кто-то строит детские сады, кто-то строит квартиры, кто-то ночные клубы, кто-то торговые центры, но вспомнит ли кто-то, кто там был прорабом? Когда что-то случится, – конечно, вспомнят, кто был прорабом, чтобы к нему предъявить какие-то претензии. А так не вспомнят никогда. А когда строится храм Божий, то сколько он будет стоять, столько лет, веков в этом храме ежедневно будут молиться за строителей, благотворителей, жертвователей этого святого храма; и человеку будет хорошо.

Так вот, когда мы провожали Валерия Васильевича, мы его благодарили за то, что он со своими рабочими на стройке никогда не разговаривал матом. Для строителя это просто подвиг. Некоторые из них говорят, что по-другому люди просто не понимают. Но он смог в себе эту выдержку и сдержанность воспитать. Он понимал, что есть святыня, храм, и ради этого он сдерживал себя. Конечно, не всегда он может себя так контролировать, но здесь ради храма он себя сдерживал.

Думаю, что любой уважающий себя мужчина, внимательный к окружающим, женщинам, детям, дорожащий своей верой, своим крестом, который у него на груди, который подтверждает звание, что он христианин, помнит, что сквернословцы Царствия Божьего не наследуют. Если его цель – наследовать Царствие Божие, то мат – это шлагбаум на этом пути. Если человек матерится, он не христианин, сколько бы крестов на себя ни надел и сколько бы раз ни крестился; это признак, что для человека слова Христа не имеют значения; значит, он – нехристь.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать