Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

15 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель строящегося храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Сегодня мы будем отвечать на вопросы, которые присылают наши телезрители. Первый вопрос звучит так: «Во время молитвы возникают хульные мысли. Как их побороть?»

– Не факт, что получится, потому что есть даже клинические случаи. Я знаю, что это прямо как настоящее заболевание: человек имеет некоторый психический сбой, а лукавый этим пользуется, потому что бывают некоторые навязчивые образы и идеи. Единственная наша задача, которую мы можем решить в данном случае (помимо курсового лечения с помощью медикаментов), – это чем будет невольно заполняться наш разум, то есть какие образы вспыхивают в нашем мозгу. Но, как мы знаем, человек начинает ругаться, если внутри его ругань есть. Если в нем этого нет, то даже если он будет злиться, он не будет злобу вымещать так, как человек, чья душа уже черна и наполнена бранными словами.

Хульные мысли надо постараться заменить на что-то другое. Когда люди готовятся к молитве, они это делают по-разному. Кто-то все дела бросает на середине и становится на молитву. Но когда именно такие навязчивые идеи с использованием хулы лукавый нам подсовывает, тут я бы посоветовал, наоборот, тщательнее к молитве подготовиться: пройтись по улице, посмотреть на листву, посмотреть на это творение Божие.

Если за окном уже вьюга и никуда не хочется выходить, даже в Интернете открыть и посмотреть какие-то прекрасные картинки, включить телевизор и посмотреть не новости про какие-то беспорядки, войны, убийства, а канал, где показывают природу, то есть как-то насладиться этим, душа этим наполнится; эти образы тоже будут будоражить, мы будем вспоминать, как какая-нибудь белочка прыгала в фильме про природу с веточки на веточку, но зато уже что-то постыдное не будет лезть в разум. В эту дыру в нашем сознании будет что-то проникать, но вещи будут более безобидные.

А так, конечно, надо понимать: все равно, пока мы находимся в этом грешном мире, лежащем во зле, наше общение с Творцом затруднено. Абсолютно без помех человек может общаться с Богом только тогда, когда он уже умер и попал в Царствие Небесное. Именно поэтому мы просим святых присоединиться к нашим молитвам. Когда они молились при жизни, им было точно так же тяжело, пока они доросли до какого-то своего высокого уровня, когда могли, как подвижники-пустынники, молиться почти полные сутки без сна. Они через страшные искушения прошли. Мы читаем в патериках, что со святыми отцами происходило.

А что уж говорить о нас, грешных и недостойных, которые живут в миру, вращаются среди всех этих страстей и среди бушующего житейского моря? Я бы хотел сказать самое главное, что не надо здесь унывать. Если  не хочешь хулить Господа, не хочешь хулить святых и Церковь, а эти мысли непроизвольно появляются, лукавый говорит: «Сдавайся, ты виноват, ты от Бога отступил». Но это лукавый тебе мешает. Наша задача – просто стараться убрать эти помехи с пути.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я хотел бы прояснить притчу о талантах: там десять талантов, два и один. Что Христос подразумевал под этими талантами? Не думаю, чтобы Он поощрял ростовщичество. Личные таланты? У меня тоже возникают сомнения. Можно быть очень талантливым вором или мошенником. Так какие таланты поощрялись Христом Богом для того, чтобы иметь путь в Царство Небесное?»

– У нас сейчас стоит задача понять притчу о талантах и ее актуализировать, как ее применять в реальной повседневной жизни. Что же Господь имел в виду? На самом деле недаром Господь не давал какие-то четкие инструкции, а беседовал в притчах, чтобы был диапазон толкований. Самый простой и очевидный смысл, что речь идет о деньгах. Вполне возможно эту притчу о талантах здесь применить. Если ты родился в какое-то время невзгод, революций, голода, раскулачивания (как сто лет назад были события в эпоху Гражданской войны и после), понятное дело – спрос один. Если ты, наоборот, родился в богатой семье, ты обеспечен (или родился бедным, но неожиданно пришел к какому-то богатству честным трудом) – спрос совсем другой.

Тут тоже эта притча о талантах применяется. Если у тебя есть такое количество денег, Господь тебя не осудит. Помните лепту вдовицы? Она дала две копеечки, но Господь ее поставил в пример всем, потому что ей совсем мало дано; и мал с нее будет спрос. А вот богач думает: «Ой, я дал миллион, а другие люди в моем приходе на строительство храма дали по сто, по пятьдесят рублей». На самом деле, если посмотрим даже в процентном соотношении, люди дали один процент своего дохода, а миллионер дал, может быть, сотую долю процента от своего дохода.

То есть мы видим, как притча о талантах тоже применима даже на таком примитивном уровне. Да, это примитивный уровень, а мы все-таки пойдем дальше и постараемся разобраться. Но об этом тоже нужно помнить; когда Господь нам посылает какие-то материальные радости, тоже надо понимать ответственность: если Господь посылает нам радость, надо ею делиться и послужить этим Богу и ближним. Понятно, мы люди материальные и телесные, поэтому Господь и начинает с самого простого – с богатства, причем показывает, что талант – это очень большая мера.

И если Господь дает нам какой-то талант, то здесь имеется в виду то, что в переносном смысле вошло в русский язык и вообще во все европейские языки, а через них в общую мировую культуру. Современное слово «талант» – это как раз отсылка к евангельской притче. То есть две тысячи лет назад никто и ни в каком языке под словом «талант» не имел в виду какое-то дарование, какой-то навык или творческую способность человека.

Вот Вы привели ситуацию с воровством. Нет такого таланта. Господь дает, например, ловкие пальцы, и ты можешь на фортепиано играть, а можешь по карманам лазить. То есть ты свой очень большой талант либо взращиваешь и становишься хирургом или замечательной швеей (вышиваешь облачения или свадебные наряды), или, наоборот, взламываешь замки, шаришь по карманам, грабишь людей и таким образом тот же самый талант ловкости зарываешь в землю. Потом говоришь Господу: «Я этим талантом пользовался, никуда его не убрал, пальцы себе не отрубил», а Господь говорит: «Нет, увы, получай свою заслуженную печальную награду».

Точно так же мы можем сказать и про талант разума. То есть человеку даны какие-то способности к власти, лидерству, к какой-то вдумчивой усидчивой работе, что человек может проанализировать информацию, и все зависит от того, куда человек их направит. Можно провести какую-то финансовую махинацию, построить пирамиду, всех людей разорить, самому разбогатеть, а можно  поменять мир вокруг себя и тоже этим людям помочь. Поэтому тоже мы это здесь не отсекаем.

Но надо понимать, что на самом деле самое правильное толкование относится ко всему, что нам дал Господь. Господь нам дал абсолютно все, что мы имеем. То есть то, что мы родились, живем, у нас жизнь еще продолжается, те люди, которых нам Господь посылает, – все это дает нам Он от и до. У слуг из причти, может, что-то и было, что не от господина. Например, их родители родили, а не господин им жизнь дал.

А вот мы все-таки от Господа приняли абсолютно всё, поэтому все, что Господь нам дал, весь комплекс, является Его даром (и таланты, и, наоборот, какие-то слабости). Господь мог дать нам какую-то слабость, и нам кажется, что это не талант. А эта слабость, наоборот, нас удержала от какого-то греха. Как, например, бывают люди нерешительные, и кажется: ну какой же это талант? Так нет, наоборот, решительный человек уже со всеми поскандалил, переругался, подрался, дров наломал, а нерешительный человек тоже бы возмутился, но какой-то решительности нет – и не полез, а нашел выход лучше. Это тоже некоторый дар Божий.

Или, наоборот, можно сказать, что какой-то рьяный, вспыльчивый человек – разве это талант от Господа? Понятное дело, нет. Это можно обратить в страсть, но можно, наоборот, заступиться за слабого или какую-то ситуацию, с которой уже все смирились, поменять, обратить к лучшему. Поэтому все, что нам дал Господь, мы должны ценить и за это отвечать: за любой наш поступок, за любую нашу мысль, за любое наше дарование (и материальное, и интеллектуальное), за то, что мы живем в XXI веке. Все это, что нам дает Господь, и то, что Он дал нам сейчас возможность перед телеэкранами собраться, надо ценить и на службу Господу поставить.

– Вопрос телезрительницы: «Мне иногда приходится читать каноны, кафизмы по усопшим. Но говорят, что грехи, которые имел усопший, могут перейти на меня. Насколько это правда и надо ли мне как-то от этого ограждаться?»

– Конечно, это абсолютное суеверие и чепуха. Для того чтобы нам попасть в геенну огненную, никакие чужие грехи нам не нужны, своих хватит. В принципе, если бы Господь судил справедливо, ни один человек, даже Иоанн Предтеча, не попал бы в Царство Небесное, потому что у любого человека есть хоть какой-то грех, и любой грех от Бога отделяет. Поэтому больше или меньше грехов – все равно Господь прощает нас с таким запасом, что даже если кто-то продолжает, несмотря на мои уверения, думать: «Ну ладно, батюшка говорит, что это суеверие, а вдруг все-таки нет?» – не беспокойтесь, все равно Господь нас простит.

Помните слова Евангелия: кто душу свою положил во имя любви, за своих ближних, тот ее, наоборот, спасает. Я сам сталкивался с такими ситуациями, когда даже люди просят: батюшка, у нас годовщина такого-то родственника, давайте о нем помолимся. Я молюсь, поминаю: помяни, Господи, приснопамятного раба такого-то и всех православных христиан (потому что Церковь за всех молится). А они говорят: «Ой, батюшка, не надо всех православных христиан». – «Как это не надо? Мы же все православные христиане, призываем всю Церковь в данном случае помолиться за вашего покойного дедушку или папу». – «Мало ли, там были какие-нибудь дурные люди, с какими-то грехами». Я на это отвечаю: «Так если бы были не с грехами, мы бы за них и не молились, в этом-то и есть весь смысл, что мы просим: Господи, прояви Свое милосердие». Поэтому не надо бояться ради любви, ради молитвы за людей всем пожертвовать. Конечно, лукавый может обозлиться на нас, что мы за кого-то молимся, но разве это повод отказываться от молитвы?

Молитва – это не заклинание (это надо понимать), а живое общение с Богом. Можно даже такую картину очертить: мы общаемся не с усопшим грешником, чья душа отягощена страстями, грехами и мучается в неизвестности, какой же даст Господь приговор на Страшном суде, и надеется только на наши молитвы. Мы не общаемся с усопшим напрямую, это не спиритический сеанс, мы всегда обращаемся в молитве к Богу. И Господь, принимая наши молитвы, поскольку Он источник любви, получая от нас это крохотное проявление любви к ближнему, к Нему Самому, куда больше любви изливает на душу усопшего.

Это настоящий праздник. И даже если кажется, что (мало ли!) вдруг обратно идут грехи усопшего к нам, – они обратно через Бога идут? Это уж совсем кощунство получается. Бог абсолютно несовместим с грехами, поэтому даже если представить, что от усопшего идет к нам обратно что-то нехорошее, в лучах Божественной любви и славы это полностью проходит такую духовную дезинфекцию, что мы получаем от Господа обратно только любовь.

– Возник такой вопрос: «Если ты решительный человек и способен, как ты считаешь, принимать какие-то действительно ключевые решения, стоит ли идти напролом, по головам? Потому что ты понимаешь, что так будет правильно,  нужно идти и делать это дело, хотя, возможно, кому-то это будет не очень приятно. Что делать в такой ситуации?»

– Этот вопрос лучше разбирать по каждой отдельной ситуации.

– Когда есть возможность продавить ситуацию, то есть полностью взять под контроль, но при этом, возможно, придется кого-то подвинуть.

– Мы действуем всегда по любви.

– А где эта граница? Для тебя это любовь, а для другого нет.

– Надо понимать, что любовь у нас безгранична, в том числе и к врагам она должна быть. Порой ребенок капризничает, не хочет выпить какое-то лекарство, но родитель должен его заставить, потому что он думает сейчас не о себе, а ребенок не понимает, что к нему сейчас проявляется любовь. Если мы видим, что кто-то у нас в трудовом коллективе работает неэффективно и вредит окружающим, из-за него в коллективе все меньше зарабатывают, то если такого человека не уволят, всем от этого плохо.

А как же его уволить, если он, допустим, был заслуженный работник, а сейчас крайне пожилого возраста и его держат из-за старых заслуг? Надо понимать, что за старые заслуги можно оформить ему какую-то повышенную пенсию. Но если человек сейчас уже не приносит пользы, то, конечно, нельзя, чтобы из-за него страдали окружающие. Потому что очень часто бывают какие-то сотрудники, которые втерлись в доверие к начальству и делают вид, что они много трудятся. И если не донести до начальства, если не показать, что такое эффективный способ работы, то страдаешь не только ты сам, но и окружающие.

Поэтому тут надо прежде всего взвесить: забочусь ли я о себе любимом или все-таки будет польза кому-то помимо меня? Наш мир несовершенен, и здесь абсолютно всем не угодить, но если мы берем на чашу весов, смотрим, что пятерым будет лучше, если ситуация изменится, а одному придется свое горделивое «я» задвинуть на задворки, значит, ради этого стоит побороться. А уже когда ты какого-то результата достиг, ты должен не торжествовать, не плясать на чьих-то костях, а действительно как-то человеку помочь, согреть его любовью, дать какие-то возможности для исправления.

В частности, бывали такие ситуации среди священников. Например, священника, командированного в Москву, но не находящегося в штате, из-за какого-то его поведения в штат не утверждали, а говорили: «Нет, придется Вам за пределами Московской епархии служить». И я знаю, что настоятели отправляли их куда-то в провинциальные епархии, но старались там дать им не самое страшное место, где нет крыши над головой, а тоже какую-то заботу проявить.

То есть мы действительно должны всегда улучшать мир вокруг себя и ни в коем случае не должны улучшать мир для себя, а именно для Бога и  ближнего. Если нами не движет любовь к ближнему, а движет только самолюбие, тогда надо взять и притормозить. Потому что решительность человека подталкивает: «Сейчас есть самый короткий способ, пройди по десяти головам», а Господь говорит: «Остановись, помолись, пообщайся со Мной, Я тебе подскажу способ, как ни на одну голову не наступить и того же результата достигнуть». Кто-то может, конечно, обидеться, но никому хотя бы не будет больно. Поэтому когда лукавый говорит, что совсем нет выхода, он обманывает. Всегда есть лучший способ, который Господь может подсказать.

– Следующий вопрос: «Возможно ли упражняться в Иисусовой молитве, чтобы потом достичь чистой молитвы, когда ум и сердце полностью соединяются с Богом?»

– Возможно. Люди молились, молились, попали в рай, ум и сердце с Богом соединились, а потом на Страшном суде еще телами воскреснут – и все праведники в рай пойдут. Поэтому путь общения с Богом в молитве – это путь, который нас к Богу приближает.

– А как упражняться?

– Тут надо понимать, что фраза «упражняться в молитве» из западного христианского философского подхода, объяснения к молитве. Это не значит, что это какой-то католический подход, но некоторая переводная терминология есть. Даже у католиков есть такое выражение: «духовные упражнения». И кажется, что это – «духовные упражнения»? Духовно надо жить, а не упражняться. Но на самом деле, когда я стал разбираться с этим терминологическим вопросом, это означает, что человек пробует некоторый духовный путь, он раньше так не делал, а теперь поступает так.

Например, человек упражняется в общении со святыми через чтение и пение акафистов. И как-то приелось уже, и молитва уже как-то не звучит, там повторяется «радуйся, радуйся», а радости никакой и нет. Что будет для такого человека духовным упражнением? Если человек будет читать канон этому же святому. То есть это другой жанр. Возможно, у него это не пойдет, но ему стоит попробовать поупражняться, пойдет или нет. Если нет, стало только хуже – закрыли канон, вернулись к акафистам или поменяли акафист и теперь другому святому читаем и поем; или вместо этого читаем Псалтирь.

Или мы читали обычно десять минут, а теперь поем те же самые молитвы десять минут, но успели не двенадцать фрагментов пропеть, а только три-четыре, потому что медленно пели. Это тоже некоторое духовное упражнение, то есть попробовали, идет или нет. При этом не бывает никакого тренировочного режима, тут нужно выкладываться на все сто. Но если ты понимаешь, что уперся в стену, то возвращаешься на проверенный путь, который со своими трудностями. Либо находишь новый, которым в том числе можешь потом поделиться со своими близкими: «Ой, друзья мои, давайте попробуем канон вместе нараспев спеть».

Как мы помним, акафист – это все-таки особый жанр. На днях мы праздновали память Романа Сладкопевца, автора самого первого акафиста. Следующие акафисты появились спустя пятьсот лет. Это уже начало второго тысячелетия. То есть жанр молодой, ему всего лишь тысяча лет. А канон – очень древний жанр. Я тоже люблю акафисты, и вечерние службы в будние дни стараюсь с акафистом проводить, люди приходят, подпевают, это тоже здорово. Но порой мне иногда даже обидно бывает за каноны, потому что их прочитывают на субботней всенощной, когда люди уже ничего не слушают и стоят в очереди, лишь бы помазаться и, может, пораньше со службы уйти. Тоже можно попробовать в этом упражняться.

Что касается упражнения в Иисусовой молитве, что здесь может иметься в виду? Что тоже человеку стоит попробовать. Если будешь просто, как попугай, повторять и это от сердца отскакивает, то и не нужно, лучше пой про себя «Отче наш», что хорошо знаешь, в храме поешь, в молитвах читаешь. Поешь «Отче наш», и не нужно никакой Иисусовой молитвы. А если, наоборот, попробовал и это именно то, что тебя к Богу приближает, почему бы тогда здесь все усилия не приложить и этим путем молитвенно с Богом не общаться?

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Мне 67 лет, меня и моих сестер крестили в детстве староверы, батюшка приходил на дом. И мы не знаем, как нас крестили, в православной вере или нет. Потом свою дочь я крестила по старой вере, но ее крестила дочка батюшки. И у меня сейчас возник такой вопрос: правильно ли, что мы ходим в православный храм? Я уже десять лет исповедуюсь, причащаюсь. А вдруг перед Господом предстанем на Страшном суде, а Он скажет: «Вы не Моего стада овцы». И я слышала, что в старой вере не помазывают во время крещения елеем. Я этого не знаю, и меня это все смущает».

– Когда произошел старообрядческий раскол, вначале не думали, что это как-то надолго зафиксируется, но спустя пятьдесят-сто лет кто-то из старообрядчества возвращался в полноту церковного общения. И Поместный Собор Русской Православной Церкви уже в XX веке утвердил практику святителя Филарета Московского, жившего за сто пятьдесят лет до этого Собора, в XIX веке. Он считал своим авторитетным богословским мнением (сейчас это общее мнение нашей Церкви, соборно установленное), что старообрядчество – это не ересь, а именно раскол, который обусловлен, как и все расколы, причинами гордости, некоторого малознания, политическими событиями.

Мы признаем таинства старообрядцев. Очень часто люди крестят своих детей и не знают (может, невнимательно слушали на беседах), что совершается сразу два таинства: Крещение и почти сразу таинство Миропомазания, которое по значению даже больше, потому что крещение – это рождение в жизнь вечную, а миропомазание – это приобщение к благодати Святого Духа (как апостолы на Пятидесятницу приняли в виде огненных языков).

Поэтому с дочерью у Вас ситуации немного разные. То, что приходил старообрядческий батюшка (тут даже не важно, что не в храм приходили, была эпоха гонений, потому на дому крестили), если он крестил, то, естественно, сразу и миропомазывал. Поэтому Вы, перейдя из старообрядческого раскола в полноту Вселенской Православной Церкви, через покаяние приобщились к Церкви и можете исповедоваться, причащаться.

А вот ситуация с Вашей дочерью другая. Потому что крестить может любой мирянин в экстренной ситуации, то есть даже женщина. Кто-то рядом гибнет, говорит, что так и не крестился, все откладывал, и мы берем даже капельку водички: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа крещается раб Божий (называем имя)», – и человек считается крещеным. Если человек оправился, выжил, батюшка пришел, миропомазал – человек с Церковью сочетается целиком. Если Вашу дочь крестила дочка старообрядческого батюшки, то она считается крещеной. Но ей надо после прохождения огласительных бесед пояснить батюшке, что крещение уже состоялось, но не было миропомазания.

Причем это относится не только к старообрядцам; есть люди, которые в советские годы были крещены в таких регионах, где священника с открытым храмом за сотни километров не найдешь. Все вспоминают, что в Москве было достаточно много храмов. Но это в Москве, а были места, откуда только по зимней дороге можно выехать. Мы ездили в студенческие годы с миссионерской целью в Мезенский, Лешуконский районы Архангельской области: оттуда до Архангельска было не добраться. Снег растаял, и все. Это зимой на маршрутке за 15 часов можно доехать, а летом уже никак. Конечно, можно вплавь, но нереально. И многие люди, крещенные мирянами, точно так же приходили в храм – и их присоединяли к Церкви через благодать таинства Миропомазания.

Вашей дочери, если она стремится к Богу, если хочет ходить в храм, тоже надо принять таинство Миропомазания. Тут может быть интересный казус. Дай Бог, если Ваша дочь не теплохладно относится к вере, а сама уже давно исповедуется и причащается. Но Господь нас обязательно примет, если мы хотим попасть в стадо Господне. И даже если мы что-то не сообразили, неправильно сделали, не знали, Господь не ждет, чтобы нас подловить на чем-то.

Но сейчас, когда Ваша дочь уже знает об этом, пусть обратится к своему духовнику и скажет: «Мама вспомнила, что меня даже не старообрядческий батюшка крестил, а старообрядческая женщина, поэтому не могли бы Вы совершить таинство Миропомазания?» И через это таинство, когда она приобщится к Церкви, все труды по покаянию, по подготовке к причастию, что были у нее в предшествующие годы жизни, Господь ей обязательно зачтет.

– Вопрос телезрительницы: «Как известно, икона – это великая святыня, это образ Божий. Ее можно повесить на стене, в святом уголке, а можно ли иконы держать в сумке?»

– Действительно, Господь говорит еще важные слова: не давайте святыни псам, не мечите бисер перед свиньями. Если у Вас есть рабочее место, свой стол, Вы там вправе поставить икону, чтобы это вдохновляло, чтобы не отвлекаться, чтобы, когда начинаются какие-то разговоры, сплетни, сразу на образ Спасителя, Богородицы или святого покровителя падал взор – и мы отступали от этого греха.

Другое дело, если у Вас нет отдельного кабинета, а есть соседи; даже если они не особо верующие, но при этом не против иконы, то, конечно, лучше повесить икону на стену. И они, может, не особо задумываясь о вере, будут иногда на нее поглядывать и тоже про себя, как умеют, своими словами молиться.

И третья ситуация, если есть кто-то, кто агрессивно против. Его прямо корежить начинает нечистая сила, когда он видит икону. Зачем человека специально мучить? Насильно к Богу не приблизишь. В таком случае икону не на стену вешаем, а ставим себе на стол, делаем какую-то подставочку, стараемся держать стол в порядке, не заваливать бумагами. Раз это святыня, то там уже шелуху от семечек не кладем, и бумаги должны быть аккуратно в папках сложены, а не навалены. То есть это тоже должно нас мобилизовать. Сама по себе икона нас к Богу не приближает...  Важно то, как мы молимся и живем, глядя на икону.

– Следующий вопрос: «Не могу себя уговорить исповедоваться. Очень стыдно за свои грехи, плачу, стыжусь, молюсь в храме, молюсь дома, каюсь дома, рассказываю все Отцу Небесному. Если я приду на исповедь к батюшке, знаю, что будут слезы и оправдания с моей стороны. Как быть, как себя преодолеть, как довериться?»

– Есть такой метод (он экстренный и не может быть нормой), когда мы пишем список своих грехов не как напоминание себе, а именно чтобы батюшке отдать и сказать: «Батюшка, у меня немного нервное состояние, могу в слезы удариться, причем не покаяния, а саможаления (надо различать, когда человек скорбит о своих грехах и когда говорит, какой он бедный и несчастный, что все его обижают). И чтобы этого не было, не могли бы Вы принять мою исповедь, просто прочитав ее?»

Из раза в раз, конечно, повторять так не стоит. Порой это бывает печальная практика, что люди подходят к батюшке, дают ему бумажку, а он, чтобы побыстрее освободиться и пораньше после всенощной ужинать побежать, тоже только рад, что люди ничего не говорят, только прочел – и до свидания. Это именно только в качестве временной терапевтической меры.

Когда болеешь, хромаешь, то, конечно, с костылем ходишь – и он тебе помогает. Если же пусть даже легкая хромота осталась, то костыль  будет только мешать, не стоит его все время с собой таскать и мешать окружающим в общественном транспорте. Поэтому и здесь эту бумажку, как духовный костыль, мы тоже стараемся уже отложить.

А потом уже Господь в исповеди действует. Потому что лукавый говорит: «У тебя не получится, будет только обременение». Нет, Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я дам вам покой». И мы пришли, исповедовались, благодать Божия подействовала. И уже в следующий раз, когда через месяц на исповедь пойдем, получим возможность более спокойно исповедоваться, нам будет легче. Тем более после исповеди мы уже с чистой совестью идем причащаться.

А когда мы принимаем в себя Христа, то вспоминаем слова апостола Павла: «Не я живу, но живет во мне Христос». И то, что казалось совсем невозможным, уже в следующий раз получится. Может быть, на следующей исповеди мы немного пожалуемся и поплачем, но не будем оправдываться. Уже хоть полмеры, но какое-то исправление.

– Следующий вопрос: «У меня такая проблема: я не могу войти в церковь, как будто что-то туда не пускает, хотя у меня есть желание поставить свечку. Как мне быть?»

– Решиться и преодолеть это, потому что это не что-то, а кто-то. Есть такие духовные личности (не в смысле высокой духовности, а в смысле принадлежности к духовному миру), силы злобы поднебесной. Апостол Павел нам говорит: «Наша война не против плоти и крови (то есть не против людей), а против духов злобы поднебесной». И самое печальное на войне, когда ты даже не на фронте находишься, а в плену, в концлагере; ты понимаешь: мало того что страдаешь, но тебя заставляют работать на противника, вместо того чтобы ему противостоять.

Человек, который не дошел до храма, которого нечистая сила в храм не пускает, находится, можно сказать, в рабстве у сатаны, то есть работает на своего собственного противника. Что может быть хуже? Поэтому, конечно, молитва нам все равно поможет. Господь слышит нашу молитву и вне храма. В храм мы уже приходим, чтобы получить от Господа Его благодатные дары в таинствах. Поэтому прежде чем собраться в храм, постарайтесь в этот день ни с кем особо не скандалить, постарайтесь примириться, потому что любое примирение уже наши души облегчает (уже будет легче тот груз грехов, который нас не пускает в храм), постарайтесь помолиться, причем не только у входа в храм, а начните молиться понемногу дома. И уже потом говорите: «Все, отыди от меня, сатана, я иду к Господу и Спасителю моему».

Еще, может быть, проблема в том, что сатана, как опытный шахматист, может пожертвовать пешкой – взять и неожиданно показать: «Ой, какой ты молодец, ты дома помолился, ты с кем-то помирился, и я отступаю. Ой, боюсь, боюсь, иди в храм, ставь свечку». И человек ставит свечку в храме и думает: «Вот, свершилось». Уходит и думает: «Я почти что святой человек», а сатана хихикает, потому что человек не остался ни исповедоваться, ни причаститься. Вот какая беда. Поэтому в эту западню давайте не попадать, но первый шаг, как мы знаем, самый сложный. И если уж свечку поставили в храме, то в следующий раз идем туда, чтобы каяться.

– Следующий вопрос: «Как правильно дать священнику деньги? Уместно ли дарить подарки? Что лучше подарить – продукты, вещи?»

– Что неуместно дарить батюшке? Батюшку неуместно спаивать и подсаживать на профессиональную болезнь – сахарный диабет, который в связи со стоячей работой и с необходимостью потреблять Дары после литургии тоже аукается. Аукается еще и из-за неправильного режима питания, потому что завтрак очень часто в рацион не входит. Поэтому подходить к священнику как к врачу (конечно, он врач души), которым дарят алкоголь и конфеты, не стоит. Это плохой вариант, разве что вам пришла партия вина многолетней выдержки и вы хотите с батюшкой поделиться. Надо понимать, что пожертвование человека, идущее на заботу о храме, его функционирование, его коммунальные платежи, реставрационно-строительные работы, – это одно, поддержка священника – абсолютно другое.

Даже у нас на сайте строящегося храма есть номер моей карты, но это именно на строительство храма. Другое дело, когда люди хотят перевести мне лично. То есть если мы священнику что-то даем, мы должны ему подсказать, что даем это лично ему. Потому что священники по-разному поступают. Кто-то все, что ему дают, несет в семью и на храм ничего не передает, хотя люди именно на храм жертвуют. Это печальная крайность. Но бывают и батюшки, которые думают: «Ой, я почти святой». Такой ничего в семью не приносит, а опускает все в церковный ящик после того, как возвращается с треб. Это тоже печальная крайность.

Надо батюшке сказать: «Возьмите эту денежку»... Надо понимать, что это не взятка. Порой люди говорят: «Батюшка, давайте мы Вам на полочку положим, а Вы возьмете, чтобы факта передачи не было». Я говорю: «Мы разве что-то постыдное делаем?» Постыдно, когда человек за что-то получает зарплату, а помимо этого ему еще  деньги дают. Другое дело, что вы просто священника хотели чем-то вознаградить. Тут проблема в том, что мирянин решает позаботиться о священнике именно в условиях торгово-денежных отношений. «Батюшка, ты мне что-то освятил, какой-то молебен послужил, на дому причастил, вот тебе заработок».

– Как услугу оказал.

– Ни в коем случае. Надо так: «Батюшка, у меня зарплата пришла, я хочу Вас поддержать». Или зарплата пришла, а тут какой-то двунадесятый праздник, приходит человек: «Вот хотел Вас с праздником поздравить». То есть надо быть проще и искреннее и не привязывать это ни к какой работе. Если вы так будете делать, то и священник будет по-другому к этому относиться.

Очень часто многие миряне жаловались, что пришел батюшка, требует денег за какую-то требу. Ужасная ситуация. Конечно, каждый священник за такие ситуации будет перед Господом отвечать, и никакого оправдания нет, даже если сам батюшка голодает и вся его семья. Как только вы слышите, что священник от вас требует фиксированную стоимость за какие-то свои духовные услуги, лучше в этот раз какую-то копеечку ему отдать, а потом уже с этим священником постараться меньше контактировать. Но чтобы этого не было, лучшее лечение – это профилактика. Не покупайте у батюшек услуги, а просто старайтесь позаботиться о них и об их семье.

Кроме того, порой можно и какое-то целевое финансирование сделать, сказать: «Батюшка, мы знаем,  Вы человек аскетичный и если Вам деньги дать, Вы их раздадите окружающим многодетным семьям на приходе, поэтому вот мы собрались двадцать прихожан и хотим Вас в отпуск отправить. Вы уж сами определитесь, куда поедете, а билеты за наш счет». Тоже можно так поступить, тогда уже точно знаешь, что батюшка никуда эти деньги не растратит, а это пойдет на полезное для семьи дело.

– Кстати, о помощи храму. Ваш храм строится, и сколько-то передач назад мы говорили об отоплении в воскресной школе.

– Да, как раз отопительный сезон начинается; у нас отопительные работы идут, хоть и с большим отставанием. Тоже был бы очень признателен. У нас собрана вся сумма, но, увы, из этого миллиона восьмисот рублей пятьсот тысяч нам даны в долг. Просто нам дали материалы, а оплатить мы обещали потом. Если мы их обманем и не вернем эти деньги из-за их отсутствия, будет нехорошо.

Поэтому если кто-то может помочь, на нашем сайте в разделе «Пожертвования» все подробно написано: и как пожертвовать, и на что именно пожертвовать, и как идет ход работ. Так что заходите на сайт нашего храма, помогайте делу Божьему. Крест над Москвой, столицей нашей Родины, засияет, и всей нашей богоспасаемой державе будет от этого только лучше.

– Действительно. Столько разрушили, а сейчас многие ропщут: зачем храмы строить? Последний вопрос на сегодня: «Может ли наступить в жизни человека такой момент, когда он хочет покаяться, есть стремление и желание, силы, но уже произошел необратимый процесс, когда выбор пал в сторону греха и спасение уже становится невозможным?»

– Спасение возможно всегда, потому что невозможное человеку возможно Богу. Апостолы думали примерно так же до воскресения Христа, до сошествия на них Святого Духа. Они тоже говорили: «Господи, невозможно так спастись, как Ты учишь. Кто же тогда может спастись?» Господь им говорит: «Невозможное для человека возможно для Бога». Главная наша задача – Ему не препятствовать. Как бы низко мы ни пали, если  всем сердцем хотим покаяться, если готовы пройти через испытания, которые нам встретятся на пути этого покаяния, то Господь обязательно даст нам такую возможность – и мы наследуем Царствие Небесное.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Августовской иконы Божией Матери Выборгской епархии Ленинградской области священник Василий Тищенко. Тема беседы: «Какие молитвы угодны Богу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать