Беседы с батюшкой. Здоровое и трезвое общество

25 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает руководитель Отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской митрополии протоиерей Игорь Бачинин.

– Очень часто, когда мы рассказываем о каких-то просветительских, благотворительных или социальных проектах, важно, что это могут быть не только начинания церковные (прихожан, волонтеров, людей доброй воли, которые приходят поучаствовать в этом). Это и сотрудничество между Церковью и какими-то государственными учреждениями. И что бы ни говорили по поводу слияния Церкви и государства, мы живем в светском государстве, и это разделение так или иначе есть; и если находятся случаи, когда можно объединить свои силы и направить их в русло, полезное для всего общества, – это, мне кажется, замечательный пример.

В эти дни в Екатеринбурге проходит Российский конгресс кардиологов, в котором Вам довелось поучаствовать, принять участие в круглом столе и поговорить и о трезвой жизни, и о том обществе, которое можно назвать здоровым. Каким же должно быть здоровое общество? Возможно ли немножко порассуждать и определить критерии, по которым можно назвать общество нездоровым?

– Вопрос здоровья, тем более общественного, вероятнее всего возник тогда, когда этого здоровья стало меньше. Когда у человека все нормально и хорошо, как правило, он о своем здоровье не задумывается. Но мы живем в техногенном обществе, и очень много факторов влияет на показатели здоровья; это то, что увеличивает или снижает заболеваемость, продолжительность жизни, приводит к каким-то социальным стрессам у человека. Для меня было большим откровением, что есть дисциплина «Общественное здоровье», что есть люди, которые этим делом занимаются, что ведутся научные исследования. И мне было приятно, что та проблематика, которой и я занимаюсь (трезвый образ жизни, здоровый образ жизни), оказывается, является интересом многих ученых, врачей-практиков. Они точно так же, как и церковные люди, озабочены здоровьем нашего народа, теми проблемами, которые у него возникают, и стараются найти пути решения.

Правда, на круглом столе вопрос, касающийся духовной, душевной составляющей, того или иного религиозного опыта, который накоплен в практиках церковной жизни, меньше всего освещался, и мне было радостно, что люди со вниманием слушали мой доклад, это выступление нашло в их сердцах отклик и благодарность. Они подходили, выражали слова благодарности, говорили, что им понравилось это выступление. Тема моего выступления была «Духовно-нравственное просвещение и общественное здоровье». Я как раз хотел показать, как традиции, которые есть в Церкви, и нравственные ценности, сопряженные с базовыми национальными ценностями, влияют на те традиции, которые существовали в обществе. В частности, на общественное здоровье влияет репродуктивное здоровье. Я рассказал о том, что у нас была традиция (люди зрелого возраста еще помнят), когда девушки в школах ходили в белых передниках. Вообще женщина, хранившая свое девство и целомудрие, носила повседневно белый передник. Когда мы утратили такую традицию, которая свидетельствовала о внутренней чистоте жизни женщины, говорила о нравственных христианских добродетелях и нормах жизни, то получили те проблемы, с которыми сейчас сталкиваемся. Возврат к религиозным нормам, к тем ценностям, которыми жил наш народ, вероятнее всего тоже мог бы повлиять на улучшение показателей общественного здоровья наших граждан.

– Что касается тем, которые были затронуты, о чем важном и актуальном говорилось?

– Мне было интересно слушать выступление заместителя министра здравоохранения Свердловской области. Они активно и давно ведут работу по снижению количества людей, курящих табак. Министр рассказала о том, что у них есть школа, которая помогает человеку бросить курить, рассказала о тех показателях, которыми они оценивают эту проблематику. И мне приятно было увидеть, что есть люди, заинтересованные в этом, они целенаправленно занимаются этим, приобрели определенный опыт. Они занимаются в том числе профилактикой табакокурения и злоупотребления алкоголем.

Я со своей стороны рассказал, что у Церкви тоже есть опыт; правда, мы не боремся с пороком, но у нас есть своя методология решения этих проблем, когда мы занимаемся утверждением трезвости. Рассказал о нашем общественно-государственном движении «Попечительство о народной трезвости», о тех проектах, которые мы реализуем, в плане профилактики в том числе. В этом году у нас был реализован один из проектов «Здоровое село – территория трезвости», в котором участвовало 19 населенных пунктов. Буквально завтра состоится финал, награждение. На очередном заседании областного Совета движения «Попечительство о народной трезвости» как раз будут объявлены победители и будет дан старт новому проекту следующего года.

Нужно сказать, что этому правительство Свердловской области тоже уделяет должное внимание, заботу и попечение. Увеличен призовой фонд до полутора миллионов: село, которое занимает первое место, получает приз в семьсот тысяч, за второе место – пятьсот тысяч, за третье место – триста тысяч. Завтра будут объявлены победители, кому достанутся эти финансовые средства. Эти средства они могут направить как раз на здоровый образ жизни, на сооружение каких-то спортивных площадок, на проведение мероприятий, повышающих общественное здоровье.

– На самом деле очень интересное начинание: «Здоровое село – территория трезвости». А как населенный пункт должен доказать, что именно там больше всего трезвенников? Я так понимаю, речь идет не о количестве людей, ведущих трезвый образ жизни, а о каких-то просветительских или спортивных проектах, которые в этом селе реализуются?

– Конечно. Есть положение о проекте «Здоровое село – территория трезвости», в этом проекте есть определенные мероприятия, балльная система. Когда село участвует в этом проекте, проводят различные мероприятия, освещают это в соцсетях, в своих средствах массовой информации, газетах, проводят различные мероприятия в образовательных учреждениях. По набору этих мероприятий мы оцениваем, какое село какое место занимает среди других сел.

При этом нужно сказать, что у нас несколько раз собиралось жюри проекта, и мы не только заслушивали участников, но еще и выезжали в населенные пункты, смотрели, какая работа ведется. Например, если люди написали в своих отчетах, что они проводили день трезвости, то мы приезжали в село, заходили в магазин, спрашивали, что потребляет народ, как люди относились к тому, что прекращали продажу алкоголя. То есть мы не просто формально относимся к этому проекту. Ценным является еще то, что люди это принимают, они рады тому, что этой проблематике на селе уделяют внимание и стараются стимулировать их стремление к здоровому образу жизни.

Вспоминается одно из сел нашей области. В этом селе порядка восьмисот человек населения; и на эти 800 человек было более тридцати точек, где торговали алкоголем! Был и легальный, и нелегальный алкоголь. Но когда они решили, что будут участвовать в этом проекте, они, в том числе благодаря народной инициативе, сумели решить эту проблему, что во многом способствовало и отрезвлению, и оздоровлению села.

То есть это не такое движение, которое сверху насаждается. Мы видим, что это находит реальный отклик среди населения и тех людей, которые управляют сельским поселением. То есть видна реальная здоровая заинтересованность и поддержка.

– Как-то можно оценить эффективность этого? То, что начинание положительное, несет пользу и благо, – это безусловно. Но что касается эффекта?.. Сейчас есть, например, день без автомобиля, когда всех автомобилистов на один день призывают пересесть на общественный транспорт; или день защиты Земли, когда сохраняют электроэнергию, выключают на определенное время свет в своих домах. Выглядит это как некая фикция... Что касается дня трезвости, который проходил в начале сентября, насколько все-таки этот день позволяет перейти на новый уровень жизни?

– Вы сами сейчас все продемонстрировали. Те проекты, которые приглашают людей сэкономить электроэнергию, или пересесть с автомобиля на велосипед, или прогуляться пешком, у Вас в памяти остались. Это работа, которая как раз влияет на формирование сознания человека. Все эти мероприятия и проекты, может быть, сами по себе большого экономического эффекта не имеют, но как педагог, занимающийся образовательной деятельностью, я прекрасно понимаю, что результат от этого будет не сегодня, не завтра, а может, через 10-15 лет. Но если этой работой не заниматься сегодня, то результата не будет ни через десять, ни через пятнадцать, ни через двадцать лет. Когда мы инициировали этот проект, мы понимали, что работаем на перспективу. Как и где эта перспектива проявится, какие будут результаты – как говорится, поживем – увидим.

В этом году в Мариинске в рамках нашего летнего слета трезвости и здоровья мы проводили научно-практический семинар, рассказывающий о территориях трезвости. Оказывается, такие территории есть в разных регионах России: в Оренбурге, на Алтае, в Якутии. Социолог Варвара Зотова, представляющая социальную группу «Циркон», рассказывала о том, как они выезжали в эти села. Есть разные мотивы, по которым люди отказываются от употребления алкоголя и выбирают здоровый образ жизни, где-то это бывает естественным образом. Приводили пример, что одна из деревень в советское время была неперспективной, из нее многие люди уехали, но осталась одна многодетная семья, которой, может быть, с таким количеством детей некуда было уезжать. Глава этого семейства принял трезвый образ жизни. В этом трезвом образе жизни выросли дети, они нарожали своих детей, появились внуки и правнуки. Вот таким естественным образом в этом населенном пункте образовалась территория трезвости. Когда спрашивают: «Если у вас здесь будут продавать алкоголь, люди будут пить?», они отвечают: «Уже приезжали, пробовали – это никому не нужно». Те торговцы, которые на этом получают прибыль, увидели, что там они не могут получить свою прибыль, потому что люди не употребляют алкоголь.

Были другие примеры. В 90-е годы женщины, которые в своих семьях пострадали от пьянства, через женсовет проявляли инициативу и объявляли свое село территорией трезвости. Да, были люди, которые этому противились, были торговцы, которые этому противились, но в конечном итоге все увидели преимущество трезвого образа жизни. Они увидели, что оказались в безопасной среде, у них сократились уголовные преступления.

Запомнилось одно из якутских сел, в котором населения чуть больше 900 человек и создано шестнадцать общественных организаций, люди участвуют в различной грантовой деятельности, получают средства, занимаются сельским хозяйством. И люди не хотят оттуда уезжать; наоборот, туда приезжают.

Кстати, в одном из сел в Свердловской области в условиях демографического кризиса, в котором мы все сейчас живем, наоборот, есть демографический прирост. Оказывается, это связано с тем, что головное деревообрабатывающее предприятие, которое у них в селе есть, думает о будущем: для своих работников строят бесплатное жилье. То есть людям есть где работать, они получают зарплату, преобразуется социальная среда, и люди не хотят никуда уезжать. Есть в настоящее время механизмы и опыт, которые можно использовать, изучать и предлагать другим людям для того, чтобы отрезвлялось их село и чтобы они жили трезво.

– Вопрос телезрительницы из Башкирии: «Что такое духовное здравие и как этого достигнуть?»

– Этот вопрос лично меня интересует, и на приходе мы как раз занимаемся организацией духовной жизни. Вопрос о здравии неоднозначный. В сегодняшний день мы праздновали память праведного Симеона Верхотурского. Человек вел определенный аскетический образ жизни. Может быть, физически он не был здоров (хотя мы об этом дословно ничего не знаем), но мы можем сказать, что он был духовно здоров. Наверное, духовное здравие в первую очередь определяется миром внутри самого человека, и Господь прославляет такого человека тем, что он причисляется к лику святых.

То есть духовное здравие – это духовная жизнь, которой живет человек, приносящая плоды, позволяющие причислить человека к лику святых. Это не означает, что любой другой человек не может иметь духовного здравия. Духовное здравие – это когда человек старается жить духовной жизнью, содержание которой, на мой взгляд, определяется в первую очередь тем, что человек упражняет себя в добродетелях, и вторая сторона духовной жизни – человек борется со своими страстями. И, безусловно, видны плоды всего этого.

– В начале сентября отмечался Всероссийский день трезвости. Вы немножко меня вразумили рассуждением о том, что наличие определенного дня (например, дня без автомобиля) хотя бы позволяет задуматься об определенной проблеме. Например, проблема пластика в мировом океане: казалось бы, как это касается нас, живущих вдали от океана. Но когда видишь фотографии с реками из мусора, по которому чуть ли не ходить можно, тогда понимаешь, что это общее дело. И если бы не было определенного дня, в который об этом говорится, как тогда об этом вообще можно было бы думать и рассуждать?

– Конечно. Одним из проектов нашего общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости» является «Молодежное братство трезвости». Мы регулярно проводим молодежный форум совместно со Свердловским областным медицинским колледжем. На форуме мне удалось побеседовать с ребятами, и я им задал простой вопрос: «Ребята, как вы думаете, что помогло бы вашим сверстникам жить здоровой и трезвой жизнью?» Ответ был очень простым, в нем была гениальность и глубина. Ребята сказали: «Для того чтобы мы жили трезво, не надо с нами говорить про наркотики, пьянство, надо с нами говорить про трезвость». Поэтому когда мы начинаем говорить о трезвости, люди начинают об этом думать.

Есть такой сервис «Яндекс. Метрика». Когда в 2014 году, пять лет назад, на Синоде Русской Православной Церкви было принято решение возродить традицию и 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, проводить праздник трезвости, тогда слово «трезвость» в Яндексе упоминалось порядка тридцати тысяч раз. В прошлом году – уже более 180 тысяч раз. Есть определенный прогресс. Мы видим, что на тему трезвости начинают говорить.

Когда мы проводили первые дни трезвости, всегда находились журналисты, которые сравнивали это с каким-то днем граненого стакана. Сейчас про это уже никто не вспоминает. В муниципальных образованиях у нас есть отделения «Попечительства о народной трезвости», и они проводят не один день трезвости, а декады трезвости, различные мероприятия. В городе Кушва был замечательный фестиваль чая, его инициировал приход святителя Спиридона Тримифунтского, но мероприятие поддержали и молодежь, и все горожане. Это была площадка для общения и еще площадка здорового образа жизни, где мы могли говорить не только о трезвости, но и о тех традициях, которые существовали у нашего народа.

Таких мероприятий стало проводиться достаточное количество. Мы видим, что пробуждается народная инициатива, все больше людей становятся приверженцами трезвого образа жизни. Об этом даже говорит статистика: если в 2009 году Всероссийский центр изучения общественного мнения говорил, что 24 процента населения россиян вообще не употребляют алкоголь, то в 2017 году они уже назвали цифру 39 процентов. Я думаю, что проекты, которые мы реализуем, в том числе по церковной инициативе, приносят свои результаты; люди знают, что есть категория трезвости, что вне трезвости человек не может войти в Царствие Небесное. И когда молодому человеку будут где-то предлагать что-то употребить, он несколько раз задумается, а если его будет поддерживать социальная среда, он сумеет сделать правильный жизненный выбор.

– Можно встретить рассуждения, что проблема не в алкоголе, не в его продаже и доступности, а в том, что у нас отсутствует культура потребления. Можно ли вообще это назвать культурой?

– Знаете, у меня несколько раз возникал такой вопрос, когда я бывал где-то за рубежом; например, в Греции. Греция – винодельческая страна, там производят алкоголь, но нет пьянства. А мы вроде бы не винодельческая страна, а пьянство у нас процветает махровым цветом. Возникал вопрос: почему?

Я пообщался с этими людьми, посмотрел литературу, традиции. Оказывается, в винодельческих регионах сохраняется отнюдь не культура умеренного потребления алкоголя, там есть культура трезвости, и человек, даже если и употребляет алкоголь, употребляет его столько, чтобы не лишить себя трезвости. Там, где это национальная традиция, национальная черта, где есть определенные праздники, выбор остается за человеком, как себя вести и что выбрать. Но почему мы не можем рассказать о том, что есть еще и другая традиция, есть другая культура, другой образ жизни, который душеспасителен, ведет человека к Богу, приводит в Царствие Небесное и дает ту самую радость, о которой говорил Христос?

Если мы посмотрим нашу историю, увидим, что эта традиция не нами основана, Всероссийский день трезвости проводился с 1912 года. Тогда, к слову сказать,  потребление спиртного не превышало четырех литров на душу населения. Сейчас даются разные оценки. Но для меня было откровением услышать на конгрессе, что в Свердловской области, оказывается, этот показатель ниже среднероссийского, но выпивается 64 литра пива на душу населения. Это, конечно, колоссальная цифра!

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «У меня вопрос из Евангелия. Когда в Кане Галилейской была свадьба и кончилось вино, Христос почему-то не сказал: ребята, хватит пить, давайте будем трезвенниками. Он сделал из воды вино. Почему Он так поступил?»

– Большое спасибо за такой вопрос, мне его часто задают. И вот что могу ответить. Мне сложно представить, что Христос пришел на свадьбу, увидел, что вино кончилось, больше нечего употреблять, и решил  совершить такое чудо, чтобы те, кто еще не напился, сумели решить эту задачу. Во-первых, нужно сказать, что Господь сотворил это чудо не по Своей инициативе, а по просьбе Матери, Которая Ему сказала: «Вина не имут»… Люди принесли водоносы, и дальше все знают, что произошло. Хотелось бы отметить еще такой факт: когда распорядитель пира отведал этого вина, то упрекнул хозяина и сказал: «Сначала подают хорошее вино, а потом худшее, а ты до конца пира сумел сберечь такое хорошее вино».

Знаете, меня больше всего впечатлило то, что один из участников пира (можно сказать, даже главное действующее лицо), когда вкусил вина, которое Господь претворил из воды, отнюдь не опьянел, он оставил свою красавицу-жену, оставил этот пир жизни и последовал за Христом.

В Ветхом Завете есть более десятка наименований продуктов из винограда, и когда в 1875 году Библия переводилась на русский язык под руководством митрополита Филарета (Дроздова), эти наименования были переведены одним словом «вино». Вином назывался свежевыжатый виноградный сок. Ведь тогда не было холодильников, термопаков, а нужно было этот виноградный сок сохранить, потому что если не применять специальных технологий, он просто-напросто сбраживался, переходил в вино, а потом это вино переходило в уксус. Современное вино в уксус почему-то не переходит, и это тоже могла бы быть отдельная тема для разговора.

На вопрос, почему Господь сделал такое чудо, я бы ответил – по любви и по просьбе Своей Матери. У иудейского народа существовала определенная культура, о ней кратко можно было бы сказать словами Иоанна Златоуста, что вино дано нам для трезвости. И именно потому, что существовала культура трезвости, люди если и употребляли вино, то не употребляли его до состояния опьянения. Вино, как мы понимаем его сейчас, и вино, которое было в Ветхом Завете и во времена Спасителя, – вероятнее всего разные напитки.

– Я думаю, подытоживая тему трезвости, нелишне было бы в очередной раз охарактеризовать трезвость как жизненную позицию и как определенный склад ума, определенную направленность.

– Да. Мне приходится много общаться с людьми, и я заметил особенность, что у большинства людей, когда разговор заходит о трезвости, в сознании срабатывает такой ассоциативный ряд, что трезвость нужна пьяницам. Дальше логика примерно следующая: я же не пьяница, поэтому разговор о трезвости – не для меня.

На самом деле ситуация не совсем так выглядит. С христианской точки зрения трезвость – это некий антипод пьянства. Иоанн Златоуст в свое время говорил, что пьянеть (то есть лишаться трезвости) человек может не только от вина; он может пьянеть от гнева,  похоти, чревоугодия. На основании этого мы можем сделать заключение, что трезвость – это не физиологическая характеристика человеческой личности, характеризующаяся количеством алкоголя в крови, а нравственная категория. В этом отношении, исходя из христианской антропологии, мы можем сказать, что для человеческого тела трезвость проявляется в первую очередь в воздержании, для человеческой души она проявляется в здравомыслии, для духовной жизни человека – в трезвении.

Буквально недавно у нас было выездное заседание, мы присутствовали в одном из муниципальных образований на совете «Попечительства о народной трезвости». Когда мне пришлось раскрыть в очередной раз категории трезвости, заместитель главы сказал после заседания: «Знаете, я никогда не смотрел на трезвость вот так». То есть у очень многих людей какое-то узкое представление, связанное с опьянением и алкоголем. А на самом деле это особая качественная нравственная и духовная характеристика человека. Трезвость – это наша христианская добродетель, и я глубоко убежден, что это не только добродетель, а базовая национальная ценность, которая присуща всем народам, населяющим нашу страну.

– При вашем храме систематически несколько раз в год проходят занятия и встречи для страждущих каким-то недугом и для их родных и близких. Когда планируется очередной курс?

– Очередной курс занятий для тех людей, которые хотели бы научиться трезво жить, планируем провести в день Покрова Божией Матери, 14 октября. Как правило, на эти занятия приходят люди, которые хотели бы жить трезво, именно потому, что  приобрели какую-то зависимость. Приходят на занятия родственники страждущих людей, которые понимают опасность этого. Они видят обратную сторону этой жизни, понимают, насколько страдают их близкие, и хотели бы им как-то помочь. И еще хотелось бы сказать об одной категории – это люди, которые вообще не имеют зависимости, но понимают опасность нетрезвого образа жизни в настоящее время и хотели бы себя сохранить в трезвости. Вот те люди, которые приходят к нам в храм на занятия.

Занятия проходят в течение двух недель. С 14 по 28 октября они будут проходить в храме святителя Николая при Уральском государственном горном университете по адресу: Куйбышева, 39. Занятия начинаются в 18:30. Пожалуйста, приходите, мы будем рады всем, кто нуждается и осознал необходимость трезвого образа жизни.

– Батюшка, предлагаю поговорить еще об одном поле Вашей деятельности – кафедре теологии в Горном университете. Как начинается новый учебный год? Какие есть планы? Каков интерес у студентов к богословскому образованию? Вообще насколько необходимо богословское образование в современных вузах?

– Я сразу хотел бы сказать, что мы имеем уже достаточный опыт. Кафедра у нас существует с 2010 года. Мы имеем государственную аккредитацию и готовимся в очередной раз к ее прохождению. Когда мы начинали обучать теологии, у многих людей, в том числе у профессорско-преподавательского состава нашего университета, было некое недоумение, непонимание. Некоторые сравнивали это с религией, мол, зачем нам в техническом вузе говорить о религии… Но после того, как теология вошла в перечень государственных специальностей, и в одном из ведущих вузов нашей страны, МИФИ, есть кафедра теологии, мы видим, что теология занимает свое достойное место. В первую очередь она занимается формированием ценностного мировоззрения.

У нас в университете в этом году в качестве экспериментального мы читаем курс «Духовно-нравственная культура и патриотическое воспитание»,  которым охвачено семь групп (четыре бакалаврских и три магистерских). Я читаю эти лекции и вижу, насколько эта тема востребована. Более того, не просто содержание темы вызывает у студентов интерес, но они имеют возможность задать свои вопросы, касающиеся личной духовной жизни: это вопросы выбора спутника жизни, отношений с близкими, друзьями. То есть через этот курс мы становимся ближе к студентам и видим, что это вызывает определенную заинтересованность у них.

Хотел бы еще сказать, что в рамках магистратуры мы занимаемся научными исследованиями. Одним из приоритетных исследований нашей кафедры является то, что мы занимаемся вопросами возрождения приходской жизни, или, как мы говорим, жизни евхаристической общины, тем, как в настоящее время организовать и возродить жизнь на приходе.

В силу того, что я занимаюсь вопросами трезвости, мне часто приходится выезжать куда-то, проводить семинары, беседы, курсы повышения квалификации. И когда приходится разговаривать с духовенством, у священников очень часто возникает такая дилемма: они понимают, что нужно заниматься трезвостью, что у нас пьют, что нужно заниматься религиозным образованием, катехизацией, социальным служением и многими другими проектами, но не понимают, откуда на все это взять народ. Они говорят, что приходят люди неинициативные, они не знают, как пробудить инициативу, как объединить людей.

Если мы посмотрим социологические исследования, то в 1991 году, когда Церковь только стала возрождаться, семнадцать процентов россиян называли себя верующими. Сейчас таковых более восьмидесяти процентов. То есть все больше людей проявляют интерес к религиозным ценностям, и в этом отношении должны быть люди, которые могли бы их научить, в том числе в нашей приходской жизни.

Также одним из направлений исследований на нашей кафедре является то, что мы разрабатываем различные проекты, касающиеся профилактики аддиктивного поведения. В рамках общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области мы реализуем социально-педагогический проект «Будь здоров». В прошлом году там участвовало 409 классов, 41 муниципальное образование, более девяти тысяч подростков. Это серьезный проект, который мы реализуем уже пятнадцатый год, и, безусловно, теологическая составляющая во всем этом присутствует.

Одним из важных направлений исследований нашей кафедры является то, что мы стараемся найти механизмы, как работать и со светской, и с православной молодежью. Потому что есть внутренние церковные проблемы, задачи, которые нам необходимо решить, и работа с молодежью является одной из приоритетных.

У нас при храме есть «Братство православных следопытов», где мы занимаемся с подростками. Несколько лет в Педагогическом университете у нас была магистратура и бакалавриат по педагогике и духовно-нравственному воспитанию. Можно много говорить о том, что надо делать, но возникает вопрос, как делать, кто будет делать; вот эти вопросы мы ставим на кафедре и стараемся их решать.

Один из проектов, который мы пытаемся реализовать в настоящее время, – система духовно-нравственного просвещения; мы ее разрабатываем вместе с Министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Предполагается, что в управленческих округах, на которые поделена наша область, на базе педагогических колледжей могут быть созданы центры духовно-нравственного просвещения, где мы будем стараться наладить эту просветительскую работу. Для чего это нужно? В первую очередь это необходимо для того, чтобы формировать и воспитывать ценностное мировоззрение; для того, чтобы проводить исследования; для того, чтобы сохранить  и восстановить социальные механизмы (которые у нас существовали), обеспечивающие преемственность ценностей от одного поколения к другому.

У нас обучение заочное. В настоящее время до конца октября еще идет набор. Тех, кто чувствует в себе силы, готов послужить Церкви, заняться какой-то конкретной практической исследовательской деятельностью, мы приглашаем к нам в магистратуру. Еще есть время, приходите. Обращайтесь к нам на кафедру в университет, и мы будем рады вместе определить тему вашего исследования и помочь ее реализовать.

– Вопрос телезрителя из Нижнего Тагила: «Сегодня очень актуальная тема. В 70–80-е годы малая часть населения спилась по простой причине – было плодово-ягодное вино. Я, кандидат в мастера спорта по плаванию, мог спокойно выпить немножко коньяка или вина и  после пойти поплавать – чувствовал себя прекрасно, и никогда не было никаких проблем. Мне кажется, проблема больше в том, что сейчас все завалено алкоголем, но там сплошные консерванты. За последние десять-пятнадцать лет я пытался брать одну, другую... десятую дорогую бутылочку вина, но там сплошные консерванты, вино не соответствует качеству. Я уже не говорю о крепких напитках – там технический спирт, чем-то подкрашенный. Мне кажется, от этого люди больше спиваются, теряют контроль над собой и у них появляется больше негативных проявлений. А если бы они выпили качественного вина стопочку, другую, у них не было бы состояния похмелья...»

– Действительно, существуют люди, которые считают для себя возможным употребление алкоголя даже при занятии спортом. Но мы говорим о несколько другой категории людей – о тех, которые хотят жить трезво. Я сам в юности занимался спортом и не могу сказать, что среди спортсменов (по крайней мере, с которыми я был знаком) было допустимо употребление алкоголя, тем более после этого принимать участие в соревнованиях. Может быть, Ваш уровень не исключал этого. Но для человека, который серьезно занимается спортом  и заботится о своем здоровье, нет разницы, ягодное это вино или нет, много там консервантов или мало; этому человеку важно сохранить себя в трезвости, потому что вместе с этим он обретает радость и полноту  жизни.

Если человек хочет употреблять алкоголь – это его право, его никто не заставляет, не принуждает жить по-другому. Я порядка тридцати лет живу трезво и не встречал таких людей, которые как употребляли алкоголь, так и продолжают его употреблять. Как правило, человек приходит к тому, что создает себе какие-то проблемы и на основании этого начинает анализировать и понимать: «А зачем мне вообще это нужно?» А есть люди, у которых изначально серьезные жизненные планы, и в их планы никоим образом не вписывается употребление алкоголя, ни хорошего, ни плохого – у них совершено другая жизненная цель и парадигма. И мы, в принципе, говорим об этом.

В Евангелии сказано, что человек нетрезвый не может войти в жизнь вечную. Я на личном опыте и на опыте тех людей, которые обращаются к нам за помощью, могу засвидетельствовать, насколько радостнее, полноценнее и богаче становится у человека жизнь, когда он встает на позицию абсолютной трезвости.

– Еще раз напомню телезрителям, что 14 октября начинаются курсы для страждущих при Никольском храме при Горном университете, а до конца октября есть возможность подать документы и поступить на магистратуру на теологический факультет Горного университета. Подробности можно узнать на сайте Никольского храма или на сайте Горного университета.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать