Беседы с батюшкой. Благоразумное подвижничество в современном мире

23 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, клирик храма Ахтырской иконы Божией Матери (село Ахтырка), кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

– Поздравляем вас с грядущим праздником Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и памятью преподобного Силуана Афонского. Его память Мать Святая Церковь молитвенно чтит завтра.

– Сегодня тема нашей передачи – «Благоразумное подвижничество в современном мире».

Вы сказали, что завтра Церковь празднует память преподобного Силуана Афонского – великого подвижника. Давайте напомним нашим телезрителям о его жизни и духовном пути.

– С большой радостью. Это один из любимых моих подвижников, если вообще возможно делить святых на любимых и нелюбимых. В миру преподобного Силуана звали Симеон Антонов. Он родился в многодетной благочестивой христианской семье. У него было пять братьев и две сестры. Как было принято в благочестивых, глубоко верующих крестьянских семьях, он с самого детства получил христианское воспитание. Его отец, крестьянин, был человек очень широкой, щедрой души и очень любил приглашать к себе странников, нуждающихся, кормить их.

Впоследствии преподобный Силуан вспоминал эпизоды своего детства, которые повлияли на его будущий выбор жизненного пути. Однажды его отец пригласил одного книгоношу. (Это были странники, которые были образованными людьми; среди общей массы необразованных крестьян они пользовались авторитетом, от них можно было что-то узнать.) Будучи четырехлетним мальчиком, Симеон слушал, как отец разговаривает с этим книгоношей. Книгоноша начал ему говорить, что Бога нет, Христа нет. Потом мальчик с недоумением спрашивал своего отца: «Отец, ты мне говоришь, что надо молиться Богу, а этот грамотный человек говорит, что Бога нет. Где Он вообще?» Отец со скорбью вздохнул: «Я думал, что он умный человек, а он совершенно глупый. Не слушай его, сынок». Тогда в сердце четырехлетнего мальчика заронилась мысль: когда вырасту, обязательно пойду по всей земле и буду искать Бога.

Святой возрастал телесно, стал высоким, красивым, сильным юношей, работал столяром в крестьянской артели. Уже тогда в его душе зародилось искание Бога, желание найти Господа. Он молился со слезами как мог, и Господь хранил его от различных соблазнов этого мира. Работая у князя Трубецкого, как впоследствии вспоминал преподобный Силуан, он на юных красивых дочерей князя смотрел просто как на сестер – с любовью, но без вожделения. Однако же юность берет свое. В юности были у него некоторые свойственные молодому возрасту падения. Одно событие потрясло его до глубины души и оставило след на всю последующую жизнь.

Однажды после не очень целомудренно проведенной ночи он наутро во сне увидел, как какая-то мерзкая, отвратительная змея будто бы входит ему через уста внутрь. Он с отвращением,  ужасом проснулся и услышал голос необыкновенной кротости, любви, неземного милосердия – но он с необыкновенной властью обращался к нему и говорил: «Ты сейчас проглотил змею; видишь, как тебе противно? А каково же Мне видеть то, что ты делаешь?» Он понял, что это был голос Пресвятой Пречистой Преблагословенной Девы Марии, Матери Божией. Это обстоятельство буквально переменило всю его жизнь. Он искал монашеской жизни, положил себе на сердце стать на путь подвижничества. Он спрашивал разрешения у своего отца пойти по монастырям, посетить Киево-Печерскую лавру. На это отец ему достаточно просто, но строго сказал: сначала отслужи воинскую службу, а потом делай что хочешь.

Он отслужил в лейб-гвардии в саперном батальоне. Перед демобилизацией многие солдаты уже собирались домой, а он служил недалеко от Петербурга приехал к святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Некоторые из его сослуживцев, кто знал о великом кронштадтском пастыре и тоже хотел получить от него благословение, молитвы, но не имел возможности с ним встретиться, начали писать красивые письма, излагая свою просьбу. А Симеон Антонов написал очень короткую просьбу: «Батюшка, хочу пойти в монастырь. Помолитесь, чтобы мир меня не задержал». Он отдал эту записку и после этого почувствовал, как вокруг него стало гореть буквально адское пламя. Вся окружающая обстановка стала для него чуждой.

В 1892 году по благословению родителей Симеон прибыл в Свято-Пантелеимонов монастырь на Горе Афон. В то время было принято при посещении монастыря брать холсты, подарки, пожертвования. Симеон взял все это. Он поступил в послушники, и так начался его подвижнический труд. По афонскому уставу начинающему послушнику разрешалось несколько дней побыть в покое, осознать свою жизнь, прийти в себя, вспомнить свою жизнь, основательно подготовиться к исповеди. После первой, очень глубокой, обстоятельной исповеди за всю жизнь (именно первой исповеди в условиях монастыря, в качестве послушника) он почувствовал в своем сердце глубокий жар ревности к иноческим подвигам. Его духовник сказал ему такие слова: «Ты пришел в обитель спасения, оставил мирскую жизнь. Теперь радуйся, потому что Господь тебя привел в ковчег спасения». Так началась его подвижническая жизнь.

– Насколько мне известно, преподобный Силуан Афонский в начале своего духовного подвижнического пути испытывал много искушений от не совсем опытных духовных наставников. Правда это или нет?

– Совершенно верно. Сам преподобный Силуан в силу его глубокой, почти детской простоты и непосредственности говорит в своих писаниях: «Вначале я испытывал очень многие искушения». Может быть, и нам, дорогие друзья, тем, кто желает в условиях мира, светской обстановки подвизаться по мере сил, этот опыт, через который прошел преподобный Силуан, стоит всегда иметь в виду. Далеко не всегда руководство может быть действительно рассудительным. Может быть, в силу своего простосердечия и того, что он обращался к тем духовникам, какие были, он столкнулся с таким искушением. Об этом он писал в своих воспоминаниях.

Он приехал к духовнику старцу Анатолию в Старый Русик испросить, как научиться умной сердечной молитве. Старец ему ответил, как надо держать ум в сердце. Во время молитвы нужно стараться не принимать никаких помыслов, образов. А затем сказал ему, молодому послушнику: «Если ты сейчас такой, то какой же будешь в старости?» С точки зрения святоотеческого Предания, духовного опыта эти простосердечные слова духовника для молодого послушника были не только непедагогичны, но и очень опасны. Как говорят подвижники веры ХХ столетия, это было против благодати. Сказать молодому послушнику такие слова – дать ему повод для тщеславия. А гордыня и тщеславие – это две самые страшные страсти, с которыми подвижник борется порой всю жизнь. Это кровавая, невидимая миру борьба до смерти, которая продолжается иной раз до последнего вздоха. Самая тяжелая брань – с гордыней и тщеславием.

Преподобный Силуан вспоминал, что после этих слов, простосердечно сказанных духовником, ему стали приходить помыслы: смотри, как ты хорошо подвизаешься, на все послушания ходишь, безропотно все терпишь, трудолюбив, со всеми миролюбив, снисходителен. Эти помыслы начали его мучить изнутри, и благодать стала видимо отходить от него. Он в своей келье стал видеть телесными очами множество бесов. Очень важный нюанс: духовники не предупредили его о такой возможности, что нужно быть осторожным и не внимать их словам, и он в силу своей простоты с ними беседовал как с людьми. Преподобный Силуан пишет в своих воспоминаниях, что бесы говорили ему то «ты спасешься», то «ты не спасешься и погибнешь». Он их спрашивал: «Почему вы говорите то одно, то другое?» На что они ответили: «Мы никогда правды не говорим».

Эта брань продолжалась в течение пятнадцати лет. Брань эту не описать никакими словами. Это то, что испытывает подвижник в своей внутренней духовной борьбе за чистоту своей души. Будучи сильным физически, трудясь целый день на самых разных послушаниях, преподобный Силуан никогда не ложился спать. Лишь на 15-20 минут, сидя, склонив голову, «отключался» в сон, затем вставал опять на молитву. Эта брань дошла до кульминации, когда однажды, как он сам вспоминает, вставая ночью и желая сделать поклон в сторону образа Спасителя, он увидел огромную фигуру беса, ставшего между ним и иконой. Бес как бы ждал поклонения себе. Дойдя до внутреннего надрыва, до отчаяния, он вновь сел на лавку, склонил голову и мысленно сказал: «Бога умолить невозможно». То есть он пришел в отчаяние.

В этот же вечер в храме он увидел живого Христа. Господь Иисус Христос явился ему, чтобы он, еще будучи во плоти, увидел живого Спасителя. Лишь мгновение он Его видел,  когда встретился с Ним очами, но бесконечно любящий и бесконечно смиренный милостивый взор Христа настолько изменил его душу, что всю свою оставшуюся подвижническую жизнь он плакал и говорил: «Как милостив Господь, как Он любит народ, что если меня, грешного и мерзкого, не погнушался, явился мне». Он получил дар слез молиться за весь мир, в первую очередь за усопших и живых.

Преподобный Силуан вспоминает, что однажды один монах его спросил: «Как ты молишься за усопших?» – «Я молюсь и плачу за них больше, чем за себя». На что тот монах в силу неопытности своей говорит ему: «Ты за себя молись и плачь, а других Господь Сам помилует». И он в силу своей простоты послушался этого совета, перестал плакать за усопших и на какое-то время потерял дар слез о своих грехах. Видите, как необходима мудрость, рассудительность. Необходимо просить Бога, чтобы Он послал тебе духовно опытного наставника.

– Вопрос телезрительницы: «Нужно ли молодым людям отстаивать, защищать свои убеждения перед сверстниками?»

– Да, ситуация весьма актуальная, и не только для молодежи, но и для любого возраста. Мы, верующие, живем в окружении людей, не всегда понимающих и разделяющих наши убеждения. Я попытаюсь на Ваш вопрос ответить такой аналогией. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что жизни учит сама жизнь. Представьте в обычной жизни ситуацию, что Вы с родителями или близкими находитесь на вокзале в зале ожидания и ждете, когда на табло появится информация, что ваш поезд подали к перрону. В зале ожидания мы видим самых разных людей. Кто-то спешит, суетится; кто-то ждет другой поезд. У Вас билет на руках, Вы едете в город М. Кто-то, узнав об этом, вдруг начнет смеяться и говорить: «А что там делать, в этом городе? Надо ехать в город Н. или в город С., там весело, там дискотеки, что за отсталость, что за ретроградство, чего ради туда ехать? А в городе М. вас ждут родные и близкие». Как вы будете поступать? Неужели Вы пойдете сдавать билет из-за того, что кто-то не понимает, зачем Вы туда едете? Наверное, так мы не будем делать, потому что это крайне неблагоразумно. Или начнем оправдываться и объяснять людям, куда Вы едете, с какой целью, кто Вас там ждет? Скорее всего мы так делать не будем, а просто спокойно и даже с некоторым добрым равнодушием отнесемся к непониманию других людей, так?

Наверное, будет уместно провести такую аналогию, что вся наша земная жизнь – это зал ожидания. Каждый из нас ждет, когда придет наш поезд, когда Господь призовет нас в наше небесное отечество. Естественно, в этом зале ожидания кто-то думает, что его поезд придет не скоро, и старается устроиться здесь поудобнее; кто-то начинает притеснять других, смеяться, чинить другим беспокойства, забывая, что и его поезд когда-то придет. Но нужно ли нам как-то стесняться, стыдиться нашего упования, нашей веры или оправдываться? Это совершенно не нужно. Мы знаем, что нас ждет Господь, Пресвятая Владычица Богородица, целый сонм святых, наши благочестивые предки, которые жили по-христиански и уже перешли в небесное отечество. Поэтому не надо оправдываться, комплексовать, спорить, что-то кому-то доказывая, а просто быть цельной личностью, жить по-христиански. И сама ваша жизнь будет лучшим доказательством.

– Насколько мне известно, не все подвижники благочестия однозначно относятся к книге архимандрита Софрония, в которой описан путь преподобного Силуана.

– Совершенно верно. В богословской науке. И не только в ней, но наипаче среди духовно опытных подвижников ХХ столетия, которые были знакомы с книгой «Преподобный Силуан». Ее первая часть – творение архимандрита Софрония (Сахарова), который описал свое знакомство и общение с преподобным Силуаном и дает свою оценку его слов, действий, его подвижничества. Некоторые отдельные главы другие подвижники благочестия,  такие как игумен Никон (Воробьев), характеризуют как написанные от ума, то есть с позиции рационализма. Не от опыта, а с позиции рационализма. Проведу такую аналогию: одно дело человеку замерзшему греться у костра, а другое дело – будучи продрогшим, рассказывать, как хорошо было бы посидеть у костра. Ты лишь умозрительно знаешь, что неплохо бы посидеть у костра. С такой позиции оценивают некоторые его главы.

Дорогие друзья, я ни в коем случае не дерзаю осуждать отца Софрония (Сахарова), тем не менее констатирую, что более полезно было бы читать творения самого преподобного Силуана. Господь ему что-то открывал, на сердце ему клал, и он все это записал. Это более просто, но все это пронизано благодатью.

– Вопрос телезрителя: «Если я буду молиться или поминать на службе человека, который ведет аморальный образ жизни или проповедует ересь, я буду оправдывать его беззаконие и соучаствовать в его грехе?»

– Постараюсь Вам ответить не своими словами, потому что я тоже могу ошибаться. Давайте обратимся к первоисточнику, к Священному Писанию Нового Завета, к Первому посланию святого апостола Павла к Тимофею. Вторая глава начинается с таких слов: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую, безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу». Смотрите, святой апостол Павел, который сам столько гонений потерпел за слово Божие, о себе говорил, что для него жизнь Христос, а смерть – приобретение, своему возлюбленному ученику Тимофею говорит такие слова.

Кто были цари в I веке, когда жил апостол Павел? Были такие римские императоры, о которых в силу их безнравственности уже тогда шла молва (Нерон, Калигула или другие). Это были, во-первых, идолопоклонники, и даже по меркам языческого мира они вели совершенно аморальный образ жизни. Им принадлежала власть в ту эпоху. Как вы думаете, почему святой апостол Павел, призывая «прежде всего совершать молитвы, прошения, моления и благодарения», упоминает властителей? Если бы молитва о ком-то подразумевала соучастие в его беззакониях (или, что хуже, оправдание его беззаконной жизни), то, разумеется, святой апостол Павел никогда бы не призвал христиан молиться за предстоящих у власти. А это вошло в канон Нового Завета. В тот момент это были языческие императоры, совершенно далекие от христианства и вообще от благочестия. Никакой человеческой морали. Император Нерон даже человеческий образ терял, не то что образ Божий. Об этом можно узнать из истории древнего мира. Очень полезно почитать книгу святителя Василия Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка». Он там описывает как раз исторический срез – в какую эпоху это Евангелие писалось.

Когда мы молимся, мы просим Господа, чтобы Он даровал нам веру и покаяние. Если мы просим о ком-то, зная, что тот ведет аморальный образ жизни, что он еще не дошел до осознания, что есть Господь, есть вечная жизнь и Господь будет нас судить, мы просим, чтобы Бог вразумил и просветил этого человека. Господь хочет, чтобы  все спаслись и пришли к познанию истины. Мы просим Бога, чтобы Господь этого человека спас. Это не значит, что мы соучастники его греха.

– Какое расположение души наиболее правильно, полезно для человека – если он уверен в своем спасении? Или если сомневается?

– Здесь уместно опять вспомнить преподобного Силуана. Он прошел через огонь таких страданий и искушений, которые многим современным людям покажутся фантастикой. Эта тяжкая мысленная брань была настолько напряженная, что отражалась и на физическом составе человека, тем более в условиях такого режима. Представьте: спать по 15-20 минут сидя, а днем – разные послушания, неукоснительно богослужения, еще и непрестанная умная сердечная молитва. Во время этой брани, когда демоны очень сильно досаждали преподобному Силуану, он возопил от всего сердца: «Господи, хочу молиться Тебе чистым умом, но враги не дают мне. Научи меня, как молиться». И слышит голос, ответ Божий, о чем более поздний современник Силуана иеромонах Серафим Роуз в одном богословском трактате сказал: «Божие откровение человеческому сердцу» (когда Господь дает человеческому сердцу ответ, откровение).

Сейчас тот ответ, который получил преподобный Силуан, стал уже преданием Церкви. Он услышал в сердце ответ: «Гордые так всегда страдают от бесов. Демоны просто не дают тебе покоя, всячески досаждают». Он просил: «Господи, научи меня молиться». И Господь ответил: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Всю глубину этого Божественного откровения человеческому сердцу я даже не дерзаю комментировать, это могут сделать  более духовно опытные люди. Но этот аскетический совет стал неотъемлемой частью Священного Предания Церкви: держи ум во аде и не отчаивайся. То есть умом считай себя достойным ада, вечных мук. Но не отчаивайся. Есть же разница, когда человек считает, что попадет в ад, и руки у него опускаются. Это отчаяние, это как раз на радость врагу. А тут держать ум, чтобы ум не возносился (величием откровений, видений или дарований, которые тебе дал Господь), не превозносился, и не отчаиваться. Вот правильный аскетический путь.

– Вопрос телезрительницы: «Как утешить человека, который находится в большом смущении, столкнувшись с грубым нарушением заповедей Божиих со стороны священнослужителя, в результате чего человек может потерять веру?»

– Наша жизнь преподносит много сюрпризов, и у меня нет сомнений в том, что Вы спрашиваете на основании какого-то неприятного опыта. Разумеется, врагу не пожелаешь увидеть случай, когда христианин, а тем более священнослужитель как-то недостойно поступает. Это может даже поколебать веру. Но я бы Вам посоветовал (и всем, кто в подобных ситуациях оказывался) всегда стараться приводить себе на память (не только когда ты оказался в искушении) слова Священного Предания, учения Церкви: Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Господь никогда никому не попускает ситуацию, которая могла бы повредить вере, и искушения, которые превышают силы. Господь не попускает человеку оказаться в ситуации, которая выше его сил. Если что-то попускается, то Господь дает это дозированно, зная, что это тебе по силам и на пользу.

Если какой-то человек столкнулся с примером безнравственного поступка со стороны священнослужителя, надо задать вопрос самому себе: а разве Господь этого не видит? Из-за того что я увидел недостойный поступок, Господь разве напрасно приходил на землю? Разве напрасно, как говорит Священное Писание, возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную? Напрасно разве Сын Божий сошел на землю, стал Человеком, пострадал за нас и умер? Вот я вижу недостойный поступок человека, от которого жду только светлые примеры, это же не значит, что Господь напрасно приходил, напрасно в Святом Евангелии открыл нам Свою волю и Свое учение, призвал к Царствию Божию. Да, мне попущено искушение. За что мне попущено увидеть что-то, что колеблет веру? Наверное, тоже не просто так.

К священникам часто подходят и говорят: батюшка, я там видел такое, это ужас, уму непостижимо, волосы дыбом, такой-то батюшка что-то такое делал!.. Спрашиваешь: «А Вы-то там как оказались?» – «Вечеринка, все выпивали…» – «А Ваша супруга знала, что Вы там были?» – «Нет, не знала». – «А если бы Вы там не оказались, Вы бы не увидели то, что не надо видеть». Так что надо самим стараться жить по-христиански, Богу хранить верность, не торопиться никого осуждать. Я не сомневаюсь, что то, о чем Вы говорите, имело место. Но это не значит, что нет Бога, что мы должны перестать теперь быть христианами. Если мы увидели недостойный пример, это не значит, что мы сами теперь должны пуститься во все тяжкие. Раз нет образцов, светлых маячков, то и я теперь буду жить греховной жизнью, нарушать посты, не молиться, не исповедоваться. Как раз негативные примеры должны верующего человека понуждать быть внимательнее к себе. «Блюдите, как опасно ходите», – говорит святой апостол Павел.

– Вопрос телезрительницы: «Мне часто приходится общаться с людьми, которые начинают воцерковляться, исповедуются, причащаются, а потом отходят и от Церкви, и от православия; считают, что православие для них “не работает”, потому что они не получили того, чего хотели. Я не знаю, что им сказать, посоветуйте».

– Как говорит преподобный Паисий Святогорец – один из любимых святых, наверное, всех верующих людей в России, каждый случай имеет до 10-15 подслучаев, нюансов. Почему у конкретного человека произошел кризис, искушение? Вот он вроде молился, начал поститься, а «ваше православие что-то не работает». Есть много нюансов. Один из них таков. В своей книге «Духовное пробуждение», во втором томе, преподобный Паисий говорит, что когда мы начинаем подвизаться, в нас появляется добрая обеспокоенность; мы начинаем молиться, по мере сил соблюдать пост, регулярно ходить в храм Божий, стараемся что-то уделять нуждающимся, творить дела милосердия, то враг воздвигает на нас брань еще более сильную. Мы можем подвизаться и не видим успеха, не видим изменений к лучшему, потому что враг мобилизует все большие силы на борьбу с нами.

Преподобный Паисий говорит: если раньше ты воевал с одним бесом, то теперь с пятью или десятью. Ты этого не видишь, Господь закрывает твои духовные очи, ты не знаешь, какая брань на тебя идет. Раньше ты с одним бесом сражался, и он тебя одним пальцем укладывал на лопатки, теперь десять демонов с тобой воюют. Тебе тяжелее, хотя ты вроде бы делаешь то же самое. Тебе труднее вставать в воскресный день на службу, хотя раньше было легко. И поститься тяжело, и молиться лень. Это духовная брань, которая воина Христова должна только закалять и побуждать двигаться далее. Наша брань не против плоти и крови, а против мироправителей тьмы века сего.

Преподобный Паисий говорит (и не только он), что когда мы подвизаемся с гордостью, то есть что-то делаем, но начинаем внутренне превозноситься над теми, кто этого не делает. Допустим, остальные члены семьи не могут пока поститься так же, как я, и начинается внутреннее чувство превозношения. Я стою молюсь, а они смотрят телевизор. Или я среду и пятницу соблюдаю, а они едят всё подряд. И начинается внутреннее чувство презрения, осуждения их. Оно может не всегда высказываться в словах, но есть чувство, что я лучше, я подвижник. А за гордыню благодать Божия отступает сразу же. И тут ты чувствуешь, что привычное тебе не дается, все начинает раздражать.

Мой долг сказать еще вот о чем. Говорят, что православие не работает... А как вы живете, что оно у вас не работает? Ну как: вчера в ночном клубе был, наелись, напились… И что-то, смотрю, у меня православие не работает. Так его у вас и не было никогда. Ты просто носишь крестик, говоришь, что ты верующий, один раз перекрестился. Регулярно читать Священное Писание не хочешь, молиться не хочешь, пост не соблюдаешь, а говоришь, что православие не работает. Так оно же само не будет работать без твоей работы над самим собой.

Поэтому мой совет Вам, уважаемая телезрительница: тем людям, кто говорит, что православие не работает, надо внимательнее посмотреть в себя. Им может помочь опытный духовный наставник.

– Какая литература скорее вредит человеку, желающему вести правильный духовный образ жизни, чем помогает?

– Преподобный Паисий в книге «Духовное пробуждение», во втором томе, пишет так. Преподобный Силуан подвизался в условиях монастыря. А людям, живущим в условиях мира, которые могут сказать себе, что они не монахи и не должны быть как монахи, враг ставит подножки: чрезмерное любопытство пустой информацией. Я не дерзаю осуждать тех, кто издает духовные журналы, но порой даже они больше отвлекают внимание от души. Очень полезно регулярно читать Священное Писание и святоотеческую литературу, в первую очередь патерики (Древний патерик, Алфавитный патерик, «Отечник» святителя Игнатия (Брянчанинова)). Там короткие, но, как говорит преподобный Паисий, согревающие душу примеры из монашеской жизни. Когда их читаешь, согревается душа и как бы настраивается на подвиг, на работу над собой, на борьбу с грехом. А читать просто разные журналы, где разные точки зрения, богословские мнения?.. Один говорит одно, другой другое...

Отвечая на Ваш вопрос, уместно сказать, что сейчас же не только что-то читают. Сейчас в основном сидят в Интернете. Однажды ночью мне пришла ссылка на видеовыступление. Три часа ночи. Потом узнал у некоторых своих знакомых – в это же время нескольким моим хорошим знакомым в три часа ночи пришло сообщение с незнакомого номера со ссылкой на фильм в таком же ключе («идем до конца, боремся с тем-то и тем-то, тот плохой» и так далее). Вопрос к размышлению, дорогие друзья. Может быть, тем, кто рассылал это, посчастливится – и они увидят эту программу. Три часа ночи – значит, человек как минимум полночи в Интернете сидит, что-то находит, копирует и делает рассылку. Предложить этому человеку: может, Евангелие почитаешь или Псалтирь до трех ночи? Скорее всего он откажется, потому что устанет; скажет, что ему завтра на работу. Предложи ему в больнице, в онкологическом отделении посидеть у тяжелобольного, помочь человеку, сделать доброе дело, пожертвовать своим временем ради блага ближнего – тоже не каждый согласится.  А вот хорошо просто сидеть в Интернете, что-то доставать и рассылать... Принесет ли подобное занятие пользу Родине, Церкви или твоей душе? Ответ очевиден.

– Способна ли окружающая среда помочь человеку в духовном преуспеянии или она может затруднить его духовный рост?

– Святые отцы Церкви к этому тоже подходят с рассуждением. Не было более благоприятной обстановки, чем у Иуды-предателя. Какую можно более благоприятную обстановку представить, когда Сам Господь, Спаситель мира, Сын Божий тебя в числе еще одиннадцати учеников приблизил к Себе? Они три года были рядом со Спасителем, слышали из Его Божественных уст такие истины, видели такие чудеса своими глазами, были свидетелями таких событий, которые ни до этого, ни после в истории никогда не происходили. Можно ли представить себе более благоприятную обстановку для спасения? Когда душа человека черная, неблагодарная, жестокая, сребролюбивая, то даже максимально благоприятная обстановка не идет на пользу.

А ветхозаветный праведный Лот, один из праотцев, жил в Содоме, то есть в атмосфере максимального нечестия, где не дай Бог вообще оказаться. В то же время это не помешало ему сохранить целомудрие и чистоту. Это диаметрально противоположные, очень яркие примеры, которые говорят, что многое зависит и от окружающей среды, и от внутреннего твоего устроения.

– Вопрос телезрительницы: «Со многими знакомыми я разговариваю о покаянии, что нужно прийти в храм, исповедоваться, причаститься. Тем не менее, несмотря на возраст, мне очень трудно убедить людей. Они говорят: схожу завтра, потом. Я не знаю, как разговаривать с ними, хотя я за них очень переживаю. Какие слова находить, чтобы убедить людей, что покаяние – вещь необходимая и что времени у человека может не быть?»

– Существует, к сожалению, очень опасное заблуждение. Я бы хотел Вашу мысль дополнить. Есть иллюзия, что пока находятся силы и время заниматься чем-то другим, значит – мне пока некогда молиться, соблюдать пост. Есть более важные дела, я работаю, у меня учеба, карьера и так далее. А в глубокой старости (и лучше перед смертью) я успею покаяться. Перед смертью я точно покаюсь, а раз Бог есть любовь, то Он меня обязательно простит, даже если я буду жить нечестиво. Я точно знаю, что в конце я успею покаяться. Вот такая есть распространенная в современном мире иллюзия. Опасность такого подхода – пренебрежения милосердием Божиим – не только в том, что мы не знаем, каков будет конец, в каком мы будем состоянии перед переходом в вечную жизнь, но и в том, что подлинной веры, подлинной любви к Богу у таких людей нет.

Можно провести аналогию. Вот перед свадьбой молодой человек думает: я сейчас успею по всем злачным местам, ночным клубам совершить путешествие, пущусь во все тяжкие, а когда мы будем подъезжать к загсу, тогда я своей возлюбленной скажу, что она у меня единственная и что, кроме нее, я никого не люблю. Как вы думаете, любит ли он ее на самом деле? Очевидно, что нет. Если человек думает, что сейчас может жить как хочет, как может, а покается перед смертью, это свидетельство, что по-настоящему такой человек вообще в Бога не верует и Бога совершенно не любит.

– Что такое духовное здравие и что нужно для его приобретения?

– Я зачитаю преподобного Паисия Святогорца, потому что лучше его о духовном здравии вряд ли кто-то может сказать.

Из второго тома «Духовного пробуждения».

«Духовное здравие равняется чистым помыслам, просвещенному уму и очищенному сердцу, постоянно имеющему в себе Христа и Пресвятую Богородицу. Многое внимание, самонаблюдение и молитва весьма помогают приобрести здравие души. Молитва необходима для очищения души и благоразумие – для сохранения доброго духовного состояния».

В заключение, дорогие друзья, по традиции зачитаю вам очень мудрые наставления преподобного Силуана Афонского, память которого завтра чтит Святая Церковь.

«Дух Святый учит любить врагов так, что будет жалеть их душа как родных детей. Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в вечном огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир. Ты говоришь, что он злодей и пусть горит в адском огне, но спрошу тебя: если Бог даст тебе хорошее место в раю и ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его? Кто бы он ни был, хотя и враг Церкви. Или у тебя сердце железное? Но в раю железа не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко. Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией. Милостивый Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов и слезно молиться за них. О, Господи, дай Духа Святого на землю, чтобы все народы познали Тебя и научились любви Твоей». Так молился преподобный Силуан Афонский.

Благодарим всех вас, дорогие друзья, кто задавал вопросы и терпеливо смотрел нас. Желаем вам всем помощи Божией.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы