Беседы с батюшкой. Чтение духовной литературы

15 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель Покровского храма города Лыткарино священник Александр Ионов.

– Тема нашей передачи: «Чтение духовной литературы». В чем заключается польза от чтения духовной литературы?

– В нынешнем мире, в потоке информации, когда человеку из многообразия информации столько приходится выбирать,  должны быть какие-то ориентиры. Наши ориентиры – это слово Божие, Священное Писание. Не каждый человек готов сразу читать Священное Писание. Для кого-то это сложно. Поэтому приходится читать другую литературу, не только комментарии к Священному Писанию; особенно когда христианин готовится к таинству Исповеди, Святому Причастию, нужны какие-то ориентиры. Несомненно, есть польза в чтении духовной литературы.

– Помимо информации, которую человек черпает из чтения духовной литературы, что еще он получает, соприкасаясь со страницами, которые дают духовную пищу?

– Если мы читаем творения святых отцов, подвижников благочестия, мы даже мыслить начинаем как они. Это очень важно для христианина. Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит, что мы, христиане, имеем «ум Христов». Если разобраться, какой поток мыслей постоянно у нас? Ум свой нужно периодически чистить.

– Чтение духовной литературы – это своеобразная чистка для ума и сердца.

– Потому что чтение литературы дает не только пищу для ума, но и для эмоций. Понятно, что нынешний мир предлагает нам такую информацию, что дает не положительные эмоции, а отрицательные.

– Можно сказать: что мы читаем, тем и становимся. Когда читаем святых отцов, мы свой ум меняем в соответствии с этим. Чтение формирует сознание человека. Очень важно, с чем мы соприкасаемся. Необходимо быть разборчивым в литературе. Какие книги, на Ваш взгляд, необходимо прочитать православному христианину? Может быть, из художественной литературы, из святых отцов? Что бы Вы посоветовали?

– Что касается художественной литературы, то значительная часть нашей русской художественной литературы взращена на христианской традиции. Если же говорить о том, что почитать новоначальным из церковной литературы, чтобы найти ответы на те вопросы, которые у них возникают, то сейчас у нас издается очень много литературы. Когда я начинал воцерковляться на рубеже 80–90-х годов, книги выписывали из-за рубежа. Их пересылала Русская Православная Церковь Заграницей. Можно было написать письмо, и оттуда присылали книги. В настоящее время, если новоначальный хочет почитать что-то серьезное, чтобы чтение было не на уровне какой-то брошюрки, я бы рекомендовал для человека серьезного книги митрополита Волоколамского Илариона. Есть целая серия книг – «Православие», где затрагиваются не только вопросы вероучения, богослужения, нравственной жизни христианина, но и культурные стороны жизни Церкви, церковной истории.

– Вопрос телезрителя: «Как помочь другу, который интересуется храмом, хочет развиваться в этом направлении? Какую литературу Вы посоветуете на первых ступенях, которая бы его не отпугнула, а, наоборот, понравилась?»

– Для новоначального, если он интересуется широким спектром вопросов, я бы посоветовал книги и брошюры протоиерея Андрея Ткачева.

– Книги митрополита Илариона подходят ли новоначальному? Либо они являются слишком твердой пищей?

– Думаю, что нет, потому что владыка Иларион пишет достаточно ясным языком.

– Такие известные, основательные книги, как «Лествица» или творения аввы Дорофея, подходят новоначальному? С них следует начинать или начинать надо с более легкого, что-то из художественной литературы, на рубеже между художественной и духовной литературой? Может быть, с этих книг нужно начинать новоначальному?

– Что касается «Лествицы» и творений аввы Дорофея – это литература монашеская. Для мирян она, несомненно, полезна, недаром Святая Церковь ежегодно, на четвертой Неделе Великого поста, напоминает о святом Иоанне Лествичнике: ему совершается богослужение в отдельный воскресный день. Тем не менее, если практически подходить к этой книге, – это наставление для монашествующих. Для мирян тоже очень много литературы. Можно взять наших русских святых отцов. Например, святитель Феофан Затворник. Одна из его первых книг о христианской жизни, которая мне попалась, – «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это письма святителя Феофана, точнее ответы на вопросы одному человеку, который хотел посвятить свою жизнь Богу. Естественно, у новоначальных часто такое бывает – сразу начинается разговор о монашестве. Человек, не готовый к этому, говорит о том, что хочет быть монахом. А святитель Феофан пишет: «Нет. Ты сначала поживи в миру, посмотри, спасайся, напитывайся словом Божиим, а Господь тебе покажет, в какой монастырь идти».

– Что лично Вас впечатлило из той литературы, которую Вы читали на первых ступенях духовного пути? Вы не могли бы поделиться своим опытом?

– Когда я в начале 90-х годов начинал воцерковляться, происходили первые канонизации новомучеников. Приходилось читать их жития. В 1992 году были канонизированы: митрополит Киевский Владимир, священномученик Петроградский Вениамин, преподобномученица великая княгиня Елизавета. Я тогда не знал, что мне придется в ее честь создавать больничный храм в городе Лыткарино.

После канонизации выходило много литературы по этой теме, приходилось много читать. Это, возможно, предопределило то, что в итоге я выбрал свою первую специальность – историка. Меня поразило, как люди, в тяжелых условиях гонений ХХ века находили путь к Богу.

Митрополит Вениамин накануне своих страданий писал: «В детстве я зачитывался житиями мучеников и думал, как наши времена отличаются от тех времен, когда христиане так самоотверженно исповедовали веру во Христа. И не думал, что на моем веку все это повторится, что мы тоже станем участниками этих событий». Владыка, конечно, не знал, что ему тоже уготована мученическая кончина, тем не менее он это предвидел.

Конечно, такая литература – пример святых угодников Божиих – помогает трезво смотреть на вещи, которые происходят в нынешнем мире. Предположим, полтора десятилетия сейчас Церковь у нас вроде не гонима. Времена в жизни Церкви бывают разные, поэтому жития святых – это очень полезное чтение. Не просто мы изучаем какую-то историю, а пытаемся проникнуть во внутренний мир угодника Божия. Какой выбор ему приходилось делать в конкретных обстоятельствах. Это должно помогать христианину в его частной жизни делать правильный выбор.

– Наверное, ничто так не вдохновляет, как живой пример, с которым ты знакомишься через чтение книг, житий.

– Это не только жития святых. Я с детства полюбил церковную мемуаристику, воспоминания деятелей церковной истории, особенно ХХ века. Одна из первых книг, которая мне попалась, вышла в мои школьные годы – «Путь моей жизни» митрополита Евлогия. На этой неделе было 70-летие со дня его кончины. Очень интересная судьба человека, который воспитывался в старой царской России, стал архиереем, служил в интересном регионе – Холмщина, которая тогда относилась к Царству Польскому, хотя это территория Российской империи. Приходилось взаимодействовать с католиками, униатами, отстаивать интересы православных. В последнее десятилетие жизни владыке пришлось служить в эмиграции, там организовывать церковную жизнь. Его книга произвела большое впечатление, особенно такие моменты, когда перед ним стоял выбор: избрать путь женатого священника или монашествующего. У него очень интересные размышления; например, он писал: «Я решил попробовать и возложил все на волю Божию». В итоге митрополит Евлогий принял монашество и стал одним из ярчайших иерархов Русской Православной Церкви ХХ века.

Тогда же примерно вышли воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова). Ему тоже пришлось служить в эмиграции, даже на двух континентах, не только в Европе, но и в США, потом вернуться в Россию. Начинал он свое служение как монашествующий священнослужитель, еще в дореволюционный период. Конечно, это не канонизированные церковные деятели,  но тем не менее митрополит Вениамин (Федченков) очень почитается, особенно в Псково-Печерском монастыре, где он почивает.

– Безусловно, чтение духовной литературы приносит огромную пользу. Самая главная книга для православного христианина – это Евангелие. Почему полезно читать Евангелие каждый день?

 – Физическую пищу мы принимаем ежедневно, а слово Божие, как говорит апостол Павел в своем Послании к Колоссянам,  «да вселяется в вас обильно». Мы называем себя христианами, а чье слово звучит в наших сердцах, умах? Конечно, это должна быть евангельская проповедь. В церковном общественном богослужении Священное Писание читается ежедневно, Евангелие читается в Церкви практически каждый день. Единственный перерыв – это будни Великого поста. Но мы не имеем возможности каждый день бывать на богослужениях. Я знаю людей, у которых плавающий график работы, не каждый воскресный день человек может пойти в храм, услышать евангельское слово, проповедь священника с объяснением Евангелия. Поэтому чтение Евангелия  не то что полезно, но очень важно. Можно по-разному читать. Кто-то читает подряд, кто-то по главе или две в день. Кто-то читает вместе с Церковью, согласно с тем зачалом (отрывком), который помещен в календаре. Знаю, что среди мирян и духовенства достаточно распространена практика оптинского правила чтения Священного Писания, когда за 89 дней прочитывается весь Новый Завет. Читается одна глава Евангелия, две главы Деяний, или посланий (последовательно), или Апокалипсис. Поскольку глав Деяний, посланий и Апокалипсиса меньше, чем в Евангелии (в сумме), то семь последних глав Апокалипсиса читаются по одной. Через 89 дней можно повторить это чтение. Даже опытные подвижники советуют начинать день Священным Писанием. После утренних молитв прочитать отрывок из Евангелия, посланий, Деяний апостолов, чтобы целый день над этим размышлять. Некоторые говорят, что творения святых отцов лучше читать во второй половине дня.

– Нужно хранить евангельское слово, размышлять над ним и пытаться воплощать его в своей жизни. Чтобы это было не интеллектуальным действием, а живым восприятием слова Божия.

– Священное Писание – это чтение на все времена. Несмотря на то, что тексты были написаны в определенную эпоху, тем не менее Священное Писание является главной частью нашего церковного Предания. В то же время Священное Писание нельзя понять вне контекста Предания Церкви. Шестой Вселенский Собор постановил: если толкуется слово Божие, то его нужно толковать согласно тому, как объясняли его прежде всего святые отцы. У мирян, особенно новоначальных, вызывает определенные сложности чтение Евангелия, посланий апостолов, Псалтири особенно. Тут можно прибегнуть к толкованиям, которые в большом количестве сейчас издаются, переиздаются, пишутся новые комментарии, не только чисто исторические, но и научно-богословские, и более простые.

– Достаточно ли просто читать Евангелие или необходимо читать его с комментариями?

– Можно читать Евангелие без комментариев, но, естественно, возникают вопросы, и человек может обратиться к духовнику за разъяснениями. Духовник даст свое объяснение, но очень полезно читать толкования, которые дали святые отцы нашей Церкви: святитель Иоанн Златоуст, например, для которого главным делом жизни была проповедь Евангелия в широком смысле слова. Он оставил комментарии на некоторые библейские книги.

– Вы сказали, что новоначальным особенно трудно дается Псалтирь. Почему так трудно читать Псалтирь и в чем заключается польза от этого чтения?

– Польза от чтения Псалтири несомненна. Святитель Василий Великий говорит, что никакие другие книги так Бога не хвалят, как Псалтирь, потому что одновременно это не только книга Священного Писания, но и книга, на которой построены ежедневные богослужения Святой Церкви. Даже в пасхальные дни, когда кафизмы из Псалтири не читаются, многие части богослужения – это цитаты, стихи из Псалтири, антифоны, например, на пасхальной службе, или аллюзии на тексты Псалтири.

Что самое главное можно сказать о Псалтири? Обычно пророка Исаию мы называем ветхозаветным евангелистом, потому что многие его пророчества о Христе практически дословно сбылись. Но в Псалтири тоже много мессианских мест, которые говорят о Христе. И Давид, живший примерно за девять столетий до Спасителя, как будто своими глазами видел то, что с Ним происходило: и крестные страдания, и другие моменты Евангельской истории он как будто провидел. В Псалтири запечатлены различные состояния души человека. Это и гонимый человек – Давиду приходилось быть таковым в своей жизни; и покаянный настрой, когда человек, несмотря на то, что был почтен от Бога многими дарованиями, совершил много грехов в своей жизни; это и различные хвалебные псалмы. Все оттенки состояния души человека, борения или, наоборот, его благодатное, умиротворенное состояние – отражены в Псалтири.

– В чем заключается сложность чтения Псалтири?

– Сложность чтения Псалтири и других книг Священного Писания в том, что они имеют исторический отпечаток. Иногда человек не знает контекста, и сложно понять, о чем речь. Изредка упоминаются имена, ссылки на какие-то события. Многие моменты в жизни Давида, когда он был гоним, сравнивают с моментами жизни Спасителя, особенно последних дней Его земной жизни. Поэтому вторая часть всенощного бдения, которая называется утреней, начинается чтением Шестопсалмия – там говорится о гонимом Праведнике. Давид говорит как бы от своего лица, а на самом деле в словах псалма говорится о страданиях Спасителя.

– Получается, что Псалтирь очень тесно связана с Евангелием?

– Несомненно.

– И событийно, и пророчески эта связь существует.

– Святые отцы говорят, что Ветхий Завет раскрывается в Новом. Иногда люди спрашивают: «Начал читать Библию с Ветхого Завета. Прочитал Книгу Бытия, другие книги. И очень тяжело, потому что столько жестокости, страсти человеческие, пролитие крови и прочее. Мне тяжело все это читать, в голове не умещается… Как же это может быть Священная история?» Можно им ответить: «Мы стоим на плечах у двухтысячелетней христианской цивилизации. Может быть, у нас был семидесятилетний перерыв в советской истории, но с молоком матери нам прививались христианские нравственные ценности, поэтому когда мы читаем о том, что говорится о падшем человечестве в древнем мире, когда Христос еще не пришел, – ничего удивительного, им еще не было проповедано Евангелие».

Наша художественная русская литература (значительная часть) отталкивается от религиозной традиции. Поэтому даже если человек не читал Священное Писание, но прочел, например, Лескова, Достоевского, Пушкина, Лермонтова, то какое-то понятие о христианских нравственных ценностях, о том, что проповедует Евангелие, у этого человека уже есть, даже если он позиционирует себя неверующим.

– Вы говорили, что в тексте Ветхого Завета много говорится о жестокостях, греховных проявлениях людей. В том числе есть такие моменты и в Псалтири, что иногда отталкивает людей. Человек не может довериться этой книге и воспринять ее как книгу священную, читая о кровопролитии, о мести, которую призывает пророк Давид на своих врагов. Как можно объяснить эти моменты Псалтири?

– Давид был человеком своего времени. Мы видим в Ветхом Завете: «око за око», месть, то есть это суровые меры, когда за определенные грехи человек мог быть побит камнями, например. Но это для того, чтобы народ Божий в Ветхом Завете был огражден от заразы, от беззакония, которое творилось вокруг. Таким образом народ Божий должен был понять, где грех. Например, почему разделение животных на чистых и нечистых? Не потому, что само творение Божие нечисто. Человек должен был понять, что в мире есть грех, а есть благодать. Он к этому времени был в состоянии грехопадения. Несмотря на то, какие благодеяния Господь оказывал Своему избранному народу (вывел их из рабства, привел в землю обетованную и прочее), удивительно, что этот народ постоянно от Бога отступал. Оградить людей мог только Закон. Это была необходимость того времени. Апостол Павел говорит: закон был воспитателем, который готовил людей к Пришествию Христа. Был пестуном.  А когда пришла благодать, пришла вера, пришел Сам Христос, мы стали не под пестуном, а свободны.

‒ Давайте поговорим о чтении молитв. Как следует молиться, чтобы молитва приносила пользу?

‒ Мы знаем, что главная наша молитва – это молитва Господня «Отче наш», которую мы читаем в Евангелии, которую Сам Бог дал Своим ученикам на просьбу научить их молиться. Мы помним, что в этой молитве есть такие слова – «Да будет воля Твоя». Самое главное в молитве – это всецело предать себя воле Божией. Господь, как чадолюбивый Отец, знает, что нам нужно.

Молитва по святым отцам – это всецелое обращение ума и сердца к Богу. Если мы Богу доверяем, то должны полностью отдать себя в руки Божии, а там уже как Господь решит. Такая молитва будет сильной.

‒ Как нужно читать Иисусову молитву человеку, который только приступает к ней? Как часто следует ее читать? Какую пользу несет чтение Иисусовой молитвы?

‒ Для монашествующих Иисусова молитва – это обязательный элемент их жизни. Когда во время пострига им даются четки, то говорится, что они должны непрестанно пребывать в Иисусовой молитве. Но для человека очень сложно сосредоточиться и читать постоянно Иисусову молитву. Некоторые духовники говорили, что не всегда это человеку полезно, потому что начинается элемент гордыни от осознания, что я пребываю в богомыслии, что у меня постоянно Иисусова молитва. Или бывают деформации молитвенного сознания.

Я читал наставления одного современного подвижника о том, что они так быстро читали Иисусову молитву, что между ними бес не мог пролететь. Но к истинной молитве это не имеет никакого отношения. Дело не в скорости, не в количестве молитв. Важно, чтобы в любых обстоятельствах жизни, радостное событие произошло или горестное, ты в первую очередь подумал о Боге. Если что-то произошло тяжелое, можно хотя бы в сердце произнести: «Господи, помилуй!» Не каждый скажет на память Иисусову молитву, но хотя бы имя Божие призвать можно. И Господь здесь и готов помочь.

‒ Как приучить детей к чтению и молитве? Особенно в наше время, когда дети сидят за компьютером, в телефонах. Как отвлечь их от этих электронных игрушек и привлечь к  живому слову?

‒ Это сложный вопрос. Дело в том, что новые информационные технологии, Интернет, гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни, как когда-то электричество или железная дорога, транспорт. Как нужно рассматривать этот вопрос? Во-первых, дети смотрят на своих родителей, на реакцию родителей на все эти устройства. Интернет стал основным источником информации. Человек уже не обращается к книге, смотрит все в Интернете: приходят письма, указания, административные документы, даже к проповеди приходится готовиться в общественном транспорте. Достанешь телефон, посмотришь цитаты Священного Писания. Но, как мы знаем, в Интернете много мусора, что отвлекает человека. Получается, что обратился к Интернету для пользы, а теряешь много времени. Дети, конечно, на все это смотрят и повторяют за своими родителями. И, к сожалению, не всегда с ребенком удается установить правильный контакт. Ребенка важно заинтересовать. Если забрать из рук гаджет и дать книгу, то, наверное, никакого педагогического эффекта не будет. Потому что ребенок эту книгу отложит или отвлечется на что-то другое. Здесь нужно действовать более мягко, чтобы ребенок в первую очередь понял, что родителям с ним интересно, что им важны его переживания. Может быть, ребенка надо спросить, во что он играл. И тогда получится отвлечь его от техники и перевести общение в нормальный формат.

Я недавно читал рассказ одной современной писательницы. Она рассказывает, как встретились два друга. Даже изложила в стихотворной форме, как один друг пришел с мобильником, а другой пришел с планшетом. Они сели, уткнулись в гаджеты и стали друг другу посылать фотографии, ставить лайки. В конце такого общения один другому говорит: «Давно мы с тобой не виделись, хорошо посидели, завтра снова приходи и не забудь планшет». Люди не могут в глаза друг другу посмотреть, нормального человеческого общения не хватает. Во многом это зависит от родителей. Конечно, нужно отвлекать ребенка. Этому способствуют прогулки, посещение культурных мест...

‒ Что может пересилить? Какое-то живое общение, человеческое тепло? Чего не хватает человеку? За кем или чем он может последовать и отложить свои любимые электронные игрушки?

‒ Если ребенок видит, что родителю с ним интересно, он отвлечется от гаджетов. Потому что человеческое общение более важно. А если запустить этот вопрос, то последствия могут быть необратимыми. Приходится исповедовать в основном мамочек, которые жалуются, что ребенка оттащить невозможно от электронных средств общения. У него нарушается эмоциональный фон, когда у него отбирают гаджет. Я не медик, не психолог, не психиатр, но, насколько знаю, сейчас существует целый раздел психиатрии на эту тему. Если запустить ребенка в этом вопросе, то бывают случаи, когда приходится его лечить. Как лечат от наркомании, от алкоголизма. Есть даже целый раздел «игромания».

‒ Противостоять этому может, наверное, только живое общение с родителями, живой интерес к ребенку.

‒ Если эта ситуация не запущена, то живой интерес к ребенку поможет.

‒ Как научить ребенка молиться?

‒ Это тоже сложный вопрос. Пока ребенок маленький, нужно молиться с ним коротко перед сном, потому что дети ложатся раньше взрослых. Весьма полезно петь. И петь, наверное, те же песнопения, которые поются в церкви. Ребенок может спеть «Отче наш», Символ веры. Когда он придет на Божественную литургию, то будет уже их знать. И дома скажет: «Мама, давай споем перед сном песнопение, которое все вместе пели в церкви». Например, «Богородице Дево, радуйся» и другие важные в нашем общественном богослужении песнопения. В домашней молитве они тоже весьма уместны. С маленьким ребенком надо начинать петь с того момента, как он научился говорить.

‒ Если ребенок взрослый и сами родители только недавно начали ходить в храм, как можно его приучить к молитве? Как ему привить интерес?

‒ Бывают такие ситуации, когда ребенок входит в подростковый возраст, а родители начинают воцерковляться. Тогда самое важное не ломать ребенка через колено. Можно пригласить ребенка посетить вместе богослужение, помолиться, съездить в святые места.

Даже если родители давно воцерковлены и ребенок с детства ходил в храм, наступает такой возраст, когда у ребенка возникают свои интересы, появляются новые друзья и знакомства, когда речь идет о поступлении в вуз ‒ и теряется интерес к тому, что было в домашнем патриархальном быте. И здесь важно тоже проявлять интерес к тому, что с ребенком происходит. Не говорить: «Мне неинтересно, что у тебя в школе, с друзьями». А стараться узнавать что-то о друзьях, пытаться подмечать их положительные стороны. А если есть что-то отрицательное, то следует осторожно ребенку указывать на это.

‒ Звонок от телезрительницы: «Какую духовную литературу можно посоветовать читать невоцерковленному человеку? Дает ли чтение классической литературы духовное развитие?»

‒ Наша классическая литература, да и западная тоже, пропитана религиозной традицией. Здесь важно, что человек будет выбирать, читая эту литературу. Если человек живет вместе с Церковью, участвует в церковных таинствах, пытается соотнести ритм своей жизни с ритмом церковной жизни, постов, праздников, то когда он читает духовную литературу, он будет находить там положительные стороны, ему будет проще проникнуть в христианскую традицию.

Новоначальным же необходимо читать больше литературы о подготовке к таинствам. Сейчас такой литературы много (начиная от дореволюционной и заканчивая современной). Когда я воцерковлялся в отроческом возрасте и начал ходить в воскресную школу, для меня встал вопрос о покаянии, исповеди. Тогда литературы было немного. На меня большое впечатление произвела книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». Я до сих пор людям, которые хотят что-то небольшое почитать, советую эту книгу. Она состоит из двух частей: первая часть по десяти заповедям ветхозаветным, а вторая часть по девяти заповедям блаженств. Если первые заповеди говорят о том, чего не делать и ограничивают, то последние говорят о том, что делать необходимо. Вся польза книги в том, чтобы человек мог почувствовать свою греховность. А человек порой не может через себя переступить, он привык жить мирскими форматами: важен успех, построенный на гордыне и тщеславии. Нас учат в рекламе и слоганах: «Бери от жизни все! Ты этого достоин!» А когда человек начинает воцерковляться, то приходит в себя и понимает, что жил не так.

‒ Что почитать человеку, совершенно далекому от храма, чтобы привлечь его к духовной жизни? Может быть, как раз мостиком здесь может послужить художественная литература?

‒ Если у человека не лежит сердце к Богу и Церкви, я не думаю, что его можно убедить какими-то аргументами. Только если есть непосредственный пример. Я часто вспоминаю историю обращения к вере, становления на духовный путь митрополита Антония Сурожского. Когда он молодым человеком учился в учебном заведении и был в эмиграции, вопросами веры интересовался мало. Однажды их позвали и сказали, что школу посетит известный в то время священник протоиерей Сергий Булгаков. После выступления духовного лица у молодого Антония начались размышления, и он решил разделаться с ними раз и навсегда: пришел домой и спросил, есть ли у них Евангелие. Открыл оглавление и посмотрел, где меньше всего страниц. Им оказалось Евангелие от Марка. Прочитал это Евангелие залпом и больше никогда не расставался с этой книгой.

Так что по-разному происходит обращение к Богу. Если человек прочитает самое короткое Евангелие от Марка, мы не знаем, что произойдет у человека в сердце. Мы можем предложить труды богословов по естествознанию, которые пытаются отстоять христианский взгляд на мир, и человек атеистического склада их прочитает. А мы будем иметь надежду, что он убедится в существовании Бога. Но ни на какую книгу, даже самую серьезную, возлагать надежды нельзя.

Ведущий Денис Береснев

Записали Людмила Кедысь и Ольга Румянцева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии священник Илия Макаров. Тема беседы: «Культура как путь к вере».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы