Беседы с батюшкой. Познание

2 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы протоиерей Иоанн Кудрявцев.

– Сегодня мы говорим о познании. Тема познания очень актуальна сегодня, ведь современный человек стремится к нему, стремится как можно больше информации узнать об окружающем мире. Информационный поток в наши дни очень обилен. Но имеет ли смысл познание? Каковы его смысл и цель?

– Вопрос очень важный для каждого из нас, особенно сегодня. Пользуясь случаем, я всех – и детей, и родителей – поздравляю с Днем знаний, с началом нового учебного года. Для каждого человека сейчас начинается новый этап в жизни, он связан с приобретением новых знаний. Как Вы сказали, сейчас огромный поток информации. Мы все больше стремимся знать всё. Это стремление в человеке, наверное, является одной из сторон образа Божия. Человек создан по образу и подобию Божию. Один из признаков этого – стремление к познанию. Человек создан, чтобы познавать. Но что познавать и как? Наверное, многие из нас чувствуют: когда мы много знаем, много читаем, то порой не ощущаем от этого радости, внутреннего удовлетворения. Очень редко бывают моменты истины, когда какое-то знание наполняет нас осознанием чего-то очень светлого, важного; для нас открывается жизненный путь, нам становятся понятны очень глубокие вещи. После прочтения книги или после встречи с интересным человеком мы вдруг начинаем познавать что-то очень важное. Но такое бывает редко.

Как правило, мы находимся в потоке информации, которая накрывает нас с головой. Несмотря на то что мы сейчас все можем узнать с помощью Интернета, настоящего знания у нас нет. У нас есть поверхностное представление о разных вещах. Глубокого проникновения в суть вещей нет. Христианская жизнь как раз направляет человека к тому, чтобы мы не столько стремились к поверхностному знанию, чтобы охватить все, что существует в мире, сколько углублялись в смысл своей собственной жизни. Как говорят святые отцы, смысл человеческой жизни – это познание Бога. Это истинное знание, которое не просто удовлетворяет любопытство человека. Это совсем не то. Познание Бога дает человеку особое состояние, возможность ощутить свое бессмертие, потому что познание Бога есть общение с Богом.

Великий святой преподобный Силуан Афонский говорил, что познавать Бога мы можем только в Духе Святом. Многие ученые, философы, изучая мир, его закономерности, приходили к мысли, что Бог, наверное, есть, но они Его не познавали. Одно дело знать, что Бог есть. Большинство людей так и говорят: да, наверное, Бог есть, мы это чувствуем, понимаем, что Он должен быть. Но они не познают Бога, потому что познание Бога – это процесс всей жизни человека. Это работа над собой, самосовершенствование.

Чтобы познать Бога, недостаточно что-то читать, узнавать. Это процесс не столько рационального развития человека, сколько его духовного очищения, совершенствования. Совершенствования прежде всего в смирении, в кротости, любви, милосердии. Тогда человек и познает Бога. Он может быть неграмотным, не иметь никакого образования. Но, исполняя заповеди Божии, следуя движениям своего сердца, своей совести, он может познать Бога и быть в общении с Богом. Это познание дает человеку необыкновенную радость, дает ощущение вечной жизни уже сейчас, в наших условиях временной жизни. Уже сейчас человек может ощущать вечность, если старается познавать Бога.

Сейчас мы своих детей отводим в школу; наши выпускники начинают учиться в университетах, вузах. Конечно, родители думают о том, чтобы дети получили как можно больше знаний. Для этого детей отправляют в лучшие учебные заведения, за границу. Бывает такой парадокс, что ребенок получил лучшие знания в лучшем вузе, но оказывается ни к чему не пригодным, потому что цель была просто в приобретении знаний. Когда мы стремимся просто приобретать знания ради самоутверждения (вот я получу красный диплом, получу какие-то привилегии в жизни, буду лучше всех), ради собственной гордыни, такое знание остается пустым. Оно не дает ничего самому человеку и окружающим. Таких примеров много. Люди ученые, образованные, посвятившие много лет тому, чтобы приобрести это знание, оказываются в жизненном тупике, потому что не знают, для чего им нужно было это знание.

А ведь цель есть всегда. Цель любого познания – чтобы человек приблизился к Богу. Приблизился не только интеллектуально, но и своей жизнью. Познание заключается не только в том, о чем ты рассуждаешь, а в том, как ты живешь. Здесь сразу возникает вопрос о нашей повседневной жизни. Наше познание Бога, стремление к истине отражается на нашей повседневной жизни, на повседневном общении с близкими, на отношении к работе, к своим обязанностям. Внутреннее состояние человека очень хорошо видно по его внешним поступкам.

Конечно, процесс познания важен для всех нас – не только для тех, кто ходит в храм, не только для священнослужителей или монахов. Процесс познания Бога важен для каждого человека, если он хочет быть по-настоящему успешным в жизни. Успешность – именно в смысле удовлетворенность своей жизнью, обретение подлинной радости, подлинного счастья в жизни, ее смысла. Познание Бога необходимо для каждого из нас. Конечно, каждый познает Бога на своем уровне, в своей степени, но вектор этого движения всегда один – по направлению к Богу.

– Вопрос телезрительницы: «Батюшки говорят, что у Бога обителей много. И в Евангелии говорится об этом. Но ведь это не значит, что кому-то будет дано третье. Все равно ад или рай. Почему не дано третьего?»

– Не совсем понятно, что имеется в виду, что значит «третье»? Есть два состояния человека – либо жизнь, либо смерть. Конечно, здесь третьего нет. А то, что у Бога обителей много, – имеется в виду, что есть разные степени блаженства, приобщения человека к Божественной благодати, разная степень проявления таланта человека. В этом смысле у Бога много обителей, и каждый получает то, что он в себе сам взрастил. Каждый получает то, к чему он стремился. «Даст ти Господь по сердцу твоему», – говорит нам Священное Писание. Если у человека в сердце есть стремление к особому служению и Господь ему дает ощутить радость от этого служения, это и есть награда в Царствии Небесном.

Хотелось бы еще сказать, что есть знание, которое нам вредит. Почему-то существует предубеждение, что любое знание полезно: чем больше знаешь, тем лучше. Но есть знание, которое разрушает человека. Поэтому наш рассудок должен находиться под контролем нашего сердца, в послушании ему. И не только нашего сердца, ведь оно тоже может быть повреждено, может не совсем правильно чувствовать и ощущать жизнь. Для этого нам и дано Священное Писание, даны заповеди Божии, которые ограждают нас от уклонения в сторону, показывают нам прямой путь к истине. Не всякому знанию можно верить, не всякое знание можно принимать. Наверное, каждый из нас это ощущал, когда увлекался какими-то ложными учениями, читал какие-то книги. После этого чтения, после неправильного рассуждения, размышления в сердце человека приходит мрак, страх, уныние. Это как раз показатель того, что это знание вредно для нас. Мы должны следить, какое знание возвышает нас, дает нам мир, радость, а какое знание угнетает, приводит в состояние страха, отчаяния, уныния, и не допускать такое знание до своего сердца.

– Наверное, не всегда чтение православной духовной литературы может принести человеку пользу. Когда человек приобретает многие знания, он может возгордиться. Как правильно подходить к чтению духовной литературы?

– Безусловно, такая опасность существует, когда человек берется за то, до чего ему еще далеко, что выше его самого. Например, многие миряне стараются читать «Добротолюбие». Конечно, это прекрасное стремление к тому, чтобы прикоснуться к тайнам духовной жизни, к сокровищнице духовной мудрости. Это замечательно. Но в «Добротолюбии» есть такие вещи, которые людям, только начинающим движение к Богу, просто непонятны и даже соблазнительны. Они могут увести их совсем в другую сторону, привести в состояние прелести, духовного и психического повреждения. Поэтому так часты случаи, когда люди, увлекаясь духовным чтением без совета, без помощника, который может что-то подсказать, разрушают себя. Разрушают и духовно, и физически.

Для того чтобы правильно духовно возрастать, во-первых, необходим совет. Необходима регулярная исповедь, беседа со священником или с человеком, который живет духовной жизнью, чтобы можно было ориентироваться и не надеяться только на свое мнение. Ведь на пути собственной человеческой гордыни всегда опасно. Человеку кажется: я сейчас сам все пойму, во всем разберусь, мне не нужны никакие советчики. Пример этой гордыни – Мартин Лютер, великий человек, который очень много сделал. Он искренне хотел исправить недостатки в Церкви, искренне стремился к истине, очень самоотверженно и горячо. Но вера в самого себя подвела его, увела совсем не в ту сторону, так что он не только не исправил недостатки, но и фактически разрушил то, что было. Он лишил многих христиан таинств, лишил почитания святых, лишил того, что мы называем таинственным и благодатным. Оставил только чисто рациональную сторону в религии – чтение Священного Писания, разумение его по своему собственному разуму, это чисто рациональные вещи. То есть христианское учение для него превратилось просто в рациональное учение, которое не дает человеку приобщения к таинственному, к благодати Божией. Хотя он это делал из самых чистых намерений.

Поэтому когда мы приступаем к духовному чтению или стараемся больше молиться, мы должны, конечно, советоваться с кем-то. Мы не должны надеяться на свое собственное мнение. Свое мнение мы должны всегда с чем-то соотносить и спрашивать себя, правильно оно или нет, советоваться с кем-то. Нужно понимать, что мы очень много ошибаемся, и нельзя надеяться на самих себя.

– Может ли человек познать Бога, творя добрые дела? Когда человек бескорыстно что-то делает для другого или от души простит кого-то и почувствует вдруг в душе необыкновенное благодатное состояние, можно ли это назвать богопознанием?

– Конечно, можно. Самое удивительное и радостное в том, что это открыто каждому человеку – даже такому, который еще не пришел в храм, который не знает, что такое таинства, никогда не читал Евангелия. Но если человек слушает свое сердце, живет по совести, делает добро, как он это чувствует, искренне, то он может ощутить благодать Божию. Он может потихоньку через эту благодать познавать Бога, благость Божию. Познавать, что Господь ведет его по жизни. Тогда уже постепенно он может прийти к тому, что ему необходима и церковная жизнь, необходимо Священное Писание как руководитель в его духовных исканиях.

Есть очень много людей неправославной веры, других конфессий, которые вообще не знают Христа. Они спасутся или нет? Ответ на этот вопрос заключается как раз в том, что каждому человеку открыт путь к Богу, к спасению, если он живет по совести, если старается честно искать истину, отсекать все, что мешает ему пребывать в любви к людям, к истине. Этот закон универсальный для всех.

– Мы только что говорили про Мартина Лютера. Если протестанты не причащаются, не вкушают Тела и Крови Христовых, значит, они не спасутся? Ведь только вкушающий Тело и Кровь Христовы может спастись.

– У святых отцов нет такого мнения, что тот, кто не причащается, не спасется. Если нам открыта такая возможность и мы понимаем, что таинство необходимо, но пренебрегаем им, мы не можем спастись. Но если человек к этому не пришел, по каким-то причинам это не было ему открыто (в силу воспитания или он никогда об этом не слышал), это не значит, что спасение для него закрыто. Ведь существовало множество поколений людей, которые жили до Рождества Христова. Они спасутся или нет? Господь каждого судит по его совести, по сердцу. Если человек слушает свое сердце, не кривит душой, живет честно так, как он себе представляет, наверное, Господь такого человека не оставит.

– Вопрос телезрительницы: «Апостол Павел сказал в каком-то письме: мы видим всё как бы в туманном зеркале, и только познаем всё, когда там будем. Что такое познание, о котором Вы говорите? Это просто процесс воцерковления или мы все-таки что-то можем познать?»

– Спасибо за очень серьезный, глубокий богословский вопрос. Безусловно, человеку, который старается познать Бога, это открывается не просто как знание, а как некое переживание присутствия Бога в своей жизни. Это переживание настолько сильно, возвышенно, что порой в человеческом языке нет слов, чтобы его передать, рассказать об этом. В человеческом языке нет таких слов; невозможно выразить человеческим языком то, что Господь уготовил любящим Его. Безусловно, это не просо воцерковление, не просто соблюдение внешних правил и порядков. Это именно процесс преображения, обожения человеческой души. Процесс, когда человек освящается, очищается Божией благодатью от греха, от самости, от гордыни, от своей греховной ограниченности. Безусловно, этот процесс бесконечен.

Когда спрашивают, что люди будут делать в Царствии Небесном, ответ у святых отцов такой: они будут бесконечно познавать Бога. Это бесконечно, поскольку Бог бесконечен, до конца непостижим. Поэтому и процесс познания Бога бесконечен. В то же время он дает человеку все больше приобщения к полной жизни. Наверное, это и есть самое большое блаженство для человека, самая большая радость – познавать Бога.

– Можно ли сказать, что каждый человек призван к познанию Бога?

– Конечно! В Евангелии прямо говорится, что Господь хочет всем спастись и в разум истины прийти. Каждый человек должен прийти к познанию истины и к вечной жизни. О вечной жизни свидетельствует слово Божие: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога (Ин. 17, 3). То есть опытное, деятельное познание Бога, познание своей жизни как раз делают человека бессмертным, открывают ему вечную жизнь.

Именно к этому знанию мы должны стремиться. Но это знание, повторюсь, заключается прежде всего в жизни человека, в том, чтобы человек исполнял заповеди Божии.

– В чем главное отличие истинного познания Бога от ложного?

– Ложное познание направлено на самого себя. Человек, который неправильно познает мир, центром этого мира ставит самого себя. Он себя ставит все выше и выше. А человек, который стремится познавать Бога, как бы умаляется. Он думает не о себе. Он все больше и больше ощущает свое ничтожество, недостоинство по сравнению с Богом и – в то же время – необходимость быть с Богом.

Истинное познание всегда помогает человеку увидеть свои немощи, а ложное познание, наоборот, ослепляет. Человеку кажется, что он великий, необыкновенный. Так что очень легко это отличить: когда человек следит за собой, когда прибегает к таинству Исповеди, кается, наблюдает, какие страсти в нем происходят. Если он видит, что какие-то знания приводят его в гордыню, в превозношение над другими людьми, что появляется уверенность в своей правоте, значит, человек не на том пути. Значит, он приобретает ложные знания, которые не приносят ему ничего; наоборот, они разрушают его как человека. Истинное знание всегда приносит мир. Оно приносит радость и благодать. Оно приносит в сердце человека плоды Духа Святого. По плодам, как говорит Господь, «познаете их», то есть по плодам, которые человек несет в своем сердце, можно понять, истинно он познает Бога или на неправильном пути.

– То есть истинное познание Бога всегда сопряжено с радостью?

– С одной стороны, с радостью, а с другой – с покаянием. Оно сопряжено с тем, что человек все больше понимает свою немощь без Бога; понимает, насколько он слаб и ограничен, и все больше благоговеет перед Богом. Умножается любовь в сердце человека. Это пример истинного познания Бога.

Есть люди, которые обо всем этом не рассуждают, а просто исполняют свой долг. Например, нянечка (или медсестра, или врач) работает в больнице. Или люди взяли домой сироту. Или кто-то помогает больному человеку. Такой человек не знает, что он познает Бога, что он духовно возрастает. Он этого не чувствует. Ему кажется, наоборот, что он самый слабый и самый немощный. Но при этом, занимаясь добрым делом, милосердием, он в какой-то момент ощущает необыкновенную радость. Он чувствует, что живет не напрасно. Он чувствует, что Господь его не оставляет на этом пути.

Поэтому, как это ни странно, чаще всего Бога познают люди простые, малограмотные, которые о себе много не думают. Они просто трудятся, молятся, за все благодарят Бога и понимают, что они только в начале своего жизненного духовного пути.

– Есть ли тогда вообще смысл много читать, познавать, если существует такой путь?

– Да, есть соблазн об этом подумать. Но тут вспоминается жизнь святых. Вспомните историю Церкви. Многие великие святители были очень образованными. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов специально учились в языческих школах. Они были христианами, но специально туда приезжали и учились, чтобы приобрести знания. Множество есть святых, которые благодаря знанию смогли не только сами прийти к святости, спастись, но и многих людей привести ко спасению. В советское время был журнал «Знание – сила». Знание – это, безусловно, оружие. Тот, кто обладает знанием и правильно им пользуется, может сделать очень многое и для себя, и для окружающих.

Поэтому, мне кажется, если кто-то хочет стать священником, он должен сначала получить светскую профессию. Окончить институт, где-то поработать, приобрести знания о какой-то науке, знания жизни, жизненный опыт. Тогда, обладая этим богатством знания, он может им распорядиться с гораздо большей пользой, чем если он будет просто совершать таинства, требы. Молиться – это прекрасно, замечательно. Есть и такие примеры, когда молитвенники совершали великие деяния. Но все-таки в настоящее время, когда священник обладает знанием (даже светским, научным, житейским), ему гораздо легче найти отклик в сердце того, кто его слушает; гораздо легче коснуться каких-то сторон души.

Я вспоминаю рассказ одного паломника на Афон, грека. Он описывает встречу с одним старцем. Они поехали со своими детьми к старцу. Им говорили, что это великий старец, который принесет им большую пользу. Когда они приехали, начался разговор. И паломника поразило, что старец стал говорить о вещах совсем далеких от монастыря. Он стал спрашивать, как сыграла наша футбольная команда, а выйдет ли она в следующем году в полуфинал… А с ним были его дети, ребята-подростки. Их это так удивило, поразило, так расположило к этому человеку, что после разговора они сказали: «Папа, а можно к нему пойти на исповедь? Он оказался нам так близок, что хочется ему открыть свое сердце, исповедоваться».

Так же и здесь. Любое знание, даже не совсем возвышенное, не совсем полезное, просто житейское, дает возможность нам общаться, найти общий язык. Когда обладаешь этим знанием, то гораздо легче общаться с человеком. Ведь когда кто-то делает первые шаги к Богу, им нельзя сразу говорит о богословии, о том, что это великая тайна, что Бог стал Человеком, что мы призваны к обожению и так далее. Эти слова остаются непонятными. А вот если скажешь: слушай, ты за какую команду болеешь?.. Когда он найдет что-то общее, родное для себя, на основании этого общего, родного может завязаться теплое общение, дружба. А дружба потом приведет к желанию что-то узнать более серьезно.

– Вопрос телезрителя: «Как Бог создает человека? В Книге Бытия сказано, что Он в него вложил дыхание жизни. Дыхание жизни – это прерогатива исключительно Бога, человек такими свойствами обладать не может. Значит, получается, Бог участвует в рождении каждого ребенка. Но почему же тогда многие дети рождаются неизлечимо больными, даже мертвыми? Тем более ребенок согрешить еще не успел, а за грехи родителей он отвечать не обязан».

– Очень глубокий богословский вопрос. Богословы до сих пор спорят об этом. В какой момент появляется человек как бессмертная душа? Самое основное, общепризнанное мнение в том, что в момент зачатия Господь вдыхает в человека бессмертную душу; появление человека происходит уже в момент зачатия.

Почему же ребенок бывает больной или умирает? У него уже бессмертная душа. Он уже состоялся как человек. Он уже способен войти в вечную жизнь. Другое дело, что мы не знаем всей тайны этого. А как же ребенок, который не успел принять крещение? А как же ребенок, который погиб во чреве матери? Это от нас скрыто, это тайна. Если мы будем молиться об этом или просто вести христианскую жизнь, какие-то тайны, возможно, Господь будет постепенно открывать. Но что-то от нас пока закрыто, и пытаться все сразу понять тоже будет неправильно.

Помните, Антоний Великий спрашивал Бога: «Господи, почему не всем дается благодать, почему не все спасаются?» Господь ему ответил через ангела: «Знай себя, не испытывай судьбы Божии». Так же и здесь.

Возвращаясь к теме знания… Есть знания, которые для нас неполезны или преждевременны, не открыты. Нам надо остановиться и сказать себе: что ты делаешь, куда дерзаешь проникать? Со смирением преклониться перед Промыслом Божиим с благоговением и не испытывать судьбы Божии.

– Как познание Бога выражается во внешней жизни человека?

– Как говорил Силуан Афонский, познание Бога – это освящение Духом Святым. Когда человек принимает эту благодать, освящаются и душа, и дух, и тело человека. Освящается не только его состав, но даже то, что делает человек, что вокруг него, чем он пользуется. Мы это видим из примера святых. Такому человеку, конечно, необыкновенно радостно сохранить это благодатное состояние. Желая сохранить это благодатное состояние, человек боится проявить неправду по отношению к близкому, к Богу, к самому себе, даже к тем вещам, которыми он пользуется. Если мы бросаем или ломаем какую-то вещь или недостаточно бережно к ней относимся, мы согрешаем. Мы согрешаем против того дара, который Бог нам дал.

Человек, который стремится жить с Богом, познавать Бога, конечно, во всех деталях своей жизни сохраняет это трезвение, внимательность. Он старается не сказать лишнего слова, никого не соблазнить своим словом. Старается, если пообещал, сделать; быть точным, не опаздывать, исполнять свои обязанности, не лукавить. Конечно, все это проявляется в деталях его жизни – и в работе, и в отношениях с близкими, и в его отношении к самому себе; даже в том, как человек ходит, как разговаривает, проявляется его состояние духовного трезвения. Не зря говорят, что благочестие на все полезно. Если человек живет благочестиво, он достигает успеха во всем, даже занимаясь совсем «далекими» делами. Яркий пример этого – наши новомученики. Когда они сидели за веру в лагерях, когда были лишены возможности совершать служение у престола Божия, им были даны другие дела – например, быть писцом или бухгалтером. У них даже эти дела, далекие от их прежнего служения, получались лучше, чем у других. Поэтому их всегда ставили старшими в бригаде, давали более ответственные поручения, доверяли им хранение денег и так далее. То есть у человека духовного все получается лучше, чем у человека, который не стремится к Богу.

– Потому что он ко всему относится с благоговением и вниманием?

– Потому что он ко всему относится ответственно, глубоко, серьезно, внимательно. Внимательность – это признак духовного человека.

– Можно ли сказать, что молитва является главным инструментом познания Бога?

– Безусловно, молитва – это и есть связь человека с Богом. Только какая молитва? Можно просто читать слова, произносить их, тогда это ничего не дает, кроме утомления, усталости. Но надо поставить себе задачу в словах ощущать Бога, искать Бога, хотя это очень трудно. Самое трудное дело – молиться, ощущать Бога в молитве. Тогда, безусловно, молитва станет для человека опытом общения с Богом. Именно молитва, как ничто другое, дисциплинирует. Тот, кто молится, старается исполнять свое молитвенное правило, во всем дисциплинирован, точен. Он приучился себя понуждать, приучил себя терпеть, преодолевать внутренние негативные эмоции и состояния с помощью молитвы. Безусловно, именно молитва является главным средством, чтобы человек мог познавать Бога.

– Какие главные препятствия существуют на пути познания Бога?

– Мы говорили, что главное препятствие – это гордыня человека, когда человек ставит себя на место Бога. Но и все остальные грехи, которые мы совершаем вследствие своей гордыни, тоже являются препятствием. Вот почему святые так боялись согрешить – грех лишает человека общения с Богом, делает нас одинокими, несчастными. Мы начинаем бояться, унывать, чувствовать, что мир страшный, тяжелый; жить вообще не хочется. Это не потому, что на самом деле мир страшный. Все-таки в мире всегда присутствует благость Божия, это всегда можно ощущать и видеть. Просто мы не ощущаем эту благость в силу поврежденности своей души.

– Совместима ли критика своих ближних с познанием Бога?

– Критика никогда ничего положительного не дает, только разрушает. Она разрушает самого критика и все вокруг него. Некоторые люди спрашивают: а что делать, если видишь явные недостатки, неужели я не могу о них сказать, чтобы их исправить? Наверное, можно сказать, если ты готов проявить к этому человеку любовь, с любовью ему сказать о недостатках и помочь ему их исправить. Тогда, наверное, можно сказать. Но если это просто критика, взгляд сверху вниз («ты неправильно делаешь и вообще ты плохой»), это будет только разрушать и того, кто это говорит, и того, кому это сказано. Это будет приводить в состояние уныния и раздражения. Видимо, исправлять недостатки надо по-другому. Надо исправлять их молитвой, состраданием этому человеку, переживанием этой ситуации. Тогда можно будет этому человеку помочь.

– Подсказывать следует только в крайнем случае?

– Наверное, надо подсказывать тогда, когда ощущаешь к этому человеку любовь. Это твой брат или сестра, и он сейчас находится в беде, ему надо помочь. Можно сказать: «Знаешь, мне кажется, для тебя это плохо, давай попробуем по-другому». Если так сказать, если человек почувствует твою любовь и сострадание, наверное, это поможет. А если человек не почувствует любви, то лучше вообще не говорить. Это просто соблазнит, оттолкнет другого от нас. Это будет нашим грехом осуждения.

Хотел еще добавить. Очень важный момент: познание Бога неразрывно связано с познанием самого себя, своих грехов и немощей. Как раз вопрос о критике, о том, что мы видим недостатки, нам очень хочется осудить, всегда напоминает нам, насколько мы немощны. Сколько бы мы ни были в Церкви, сколько бы ни молились (может быть, даже ощутили благодатное состояние), мы всегда должны помнить и чувствовать, что мы только в начале пути. Мы полны недостатков и немощей. Познание самих себя, своих немощей как раз дает возможность человеку познать милосердие Божие. Познать, что Бог – это Любовь прощающая, милующая, Он надеется, что мы исправимся. Что мы, несмотря на все свои грехи, найдем в себе силы обратиться и пойти к Нему.

– Что Вы могли бы посоветовать человеку, который только начинает задумываться о духовной жизни, который стремится познать Бога? С чего начать?

– Самое главное, с чего надо начинать, – всегда слушать свое сердце и стараться все делать по совести. Если ты чувствуешь, что сделал проступок и твоя душа неспокойна, значит, что-то было не так. Значит, надо было подумать, что не так, и ориентироваться на это. Мы часто ориентируемся на мнение окружающих. Оно часто ошибочно или прямо ложно. Мы боимся, что нас осудят, и радуемся, когда хвалят. Но лучше ориентироваться на внутренний голос своей совести. Это вернее. А на человеческое мнение ориентироваться очень осторожно. Конечно, бывает, что люди, которые хотят нам добра, нам что-то подсказывают, осуждают нас за плохие поступки. Это нам помогает исправиться. Но чаще бывает так, что нас просто хвалят ради того, чтобы нам польстить. А мы принимаем это за чистую монету и начинаем говорить, какие мы замечательные.

Надо слушать свою совесть, свое сердце. Не случайно самое главное таинство в Церкви – таинство Покаяния. Это как раз начало пути к Богу – через покаяние, через осознание своих немощей. Если человек не может каяться глубоко, не может полностью принять чин исповеди (быть на службе, почитать каноны), хотя бы для самого себя в конце дня можно давать отчет, что сегодня сделал плохого, что должен исправить. И попросить у Бога прощения: Господи, прости меня, помоги мне. Так постепенно человек войдет в состояние покаяния, потому что именно через покаяние человек приходит к Богу. Потом у него появится потребность ходить в храм на исповедь и участвовать в таинствах, которые будут поддерживать его силы на этом пути.

– Вопрос телезрительницы: «Есть семья, у которой все не ладится, все слишком сложно. Я говорю им, что необходимо ходить в храм чаще, причащаться, исповедоваться – и все наладится. Они мне говорят: матушка, помолитесь за нас. А я говорю, что если я буду молиться, это все равно что я вместо больного буду пить его таблетки, что они должны сами себя исцелять молитвой, Причастием. Как мне это объяснить, какие слова им сказать, каким образом помочь?»

– Вопрос сложный. Как помочь людям, которые страдают, какими словами им объяснить, что надо прийти к Богу – и Господь им поможет? Наверное, таких слов нет. Нужно просто, чтобы человек ощутил сострадание, поддержку, сочувствие. Можно просто этой семье чем-то помогать, проявлять участие, заботу – самую простую, бытовую. Тогда через это у них откроется сердце, чтобы молиться, потому что человек обычно тогда начинает молиться, когда вдруг ощущает, что Бог есть, что в мире есть любовь, милосердие Божие. Тогда вдруг душа открывается, и человек начинает молиться Богу. Но для того чтобы это почувствовать, должен быть кто-то, через кого они ощутят любовь Божию. Поэтому, наверное, не надо много говорить. Чем больше человек страдает, тем менее он восприимчив к хорошим словам, они даже могут его раздражать, приводить в состояние ожесточения. Мол, что вы мне говорите о каких-то хороших вещах, а мне плохо, я страдаю... Можно просто помочь этой семье, в чем-то проявить участие, поддержку, даже в самом маленьком деле. Это уже может их расположить к тому, чтобы потом самим начать молиться.

– Иногда в крайних обстоятельствах человек быстрее находит Бога, чем если он живет в комфортных условиях.

– Это состояние риска, потому что когда человек страдает, он, с одной стороны, может найти Бога, а может, наоборот, впасть в бездну отчаяния, сломаться и разочароваться во всем; сказать, что все плохо, безнадежно и весь мир – зло. Человек на тонкой грани между тем, чтобы наконец-то познать Бога, и тем, чтобы свалиться в пропасть отчаяния. Здесь важно, кто рядом. Если тот, кто рядом, поддержит его, поможет сохранить равновесие, не упасть, то такой человек придет к Богу. А если, наоборот, будет говорить умные и хорошие слова, но жестоко, свысока, по-фарисейски, то может человека окончательно столкнуть в погибель. Надо очень осторожно относиться к таким людям, очень бережно, внимательно.

– Но молиться за такого человека небесполезно.

– Безусловно, важна молитва и за человека, и за самого себя, чтобы найти правильные слова, правильно поступать с этим человеком.

– Наша телезрительница сказала: это подобно тому, что она пьет лекарство вместо больного человека. Наверное, молитва за человека в этом случае все-таки нужна.

– Конечно, друг за друга молитесь – это заповедь апостола. Но кроме молитвы необходима и поддержка друг друга, внимание друг к другу.

– Прошу Вас подвести итог нашей передачи.

– Самый главный итог: цель нашей жизни – это познание Бога. Мы познаем Бога не столько интеллектуально, сколько деятельно. Познаем исполнением заповедей Божьих, стяжанием благодати Духа Святого; тем, что приближаемся к тому, чтобы научиться любить Бога и ближних. Тогда Бог открывает Себя человеку, а человек, получая опытное познание о Боге, обретает вечную жизнь. Это, наверное, главный итог нашей беседы.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать