Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

26 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель строящегося храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

– Сегодня будем отвечать на вопросы телезрителей.

Первый вопрос обычный и, к сожалению, актуальный: «Стоит ли ходить в церковь, если можно спокойно молиться дома?»

– Если спокойно молиться дома, можно в церковь ходить реже. Если у нас очень хорошо идет молитва дома, то вполне достаточно посещать воскресные богослужения и богослужения великих праздников. Только не надо забывать, что воскресное богослужение и все его особенности начинаются именно на субботней всенощной. То есть всенощная в субботу вечером – это всенощная воскресная, именно там начинается воскресное богослужение. С утра на литургии мы уже сосредоточены на подготовке к причастию Тела и Крови Христовых. Так что если вы спокойно молитесь дома, то можете (если двунадесятый праздник не выпадает на будние дни) в храм  специально не заглядывать. Вполне достаточно почтить день воскресный.

Если же дома молитва спокойно не идет, то уместно после работы зайти в храм, когда там идет тихая будничная служба (или когда она уже закончилась, или еще не началась). Или в новых храмах, где еще нет большого количества священников и служба не каждый день, можно просто спокойно помолиться под тихими сводами. Попробуйте. Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Поэтому если вы спокойно молитесь дома – молитесь на здоровье.

Однако в любом случае не нужно думать, что без молитвы в храме можно обойтись. В храме мы собираемся не только для того, чтобы помолиться. Молитва должна быть нашим постоянным [деланием]. Апостол Павел говорит: непрестанно молитесь. Молитвой должно быть наше постоянное пребывание, наша жизнь должна обращаться вокруг молитвы, вокруг общения с Богом и сопровождаться ими. А в храм мы приходим за наградой.

У многих наших телезрителей старшего поколения позади девяностые годы, когда люди ходили на заводы, в шахты, а зарплату не получали месяцами и даже годами. В рабочей столовой покормили – уже хоть что-то. Зарплату деталями заводскими давали. Помню историю одного папиного знакомого. Он работал на производстве сантехники, и ему дали целую партию стульчиков сантехнического характера… Но когда человек приходит на работу, он надеется, что у него будет заработная плата. Как говорится в псалме, «работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом». Так и мы приходим в храм Божий прежде всего для того, чтобы прикоснуться к таинствам Церкви, чтобы получить соединение со Христом в таинстве Тела и Крови Христовых.

Господь молился с апостолами абсолютно везде – на горах, посреди Галилейского озера в лодке. Однако на Тайную Вечерю Он уже собрал учеников в горнице. Он не взял туда всех. Если на гигантском склоне горы после Нагорной проповеди Господь накормил пять тысяч человек, не считая женщин и детей (а учитывая многодетность, наверное, тысяч двадцать человек было), то на Тайную Вечерю Он призвал лишь избранных. Господь тебе говорит: хочешь стать таким избранным – таким, который должен быть с Богом? Приходи в храм, причащайся Святых Христовых Таин. А для того чтобы достойно подготовиться к принятию Святых Христовых Таин, следует помолиться накануне на службе. И конечно, не стоит отвлекаться на исповедь во время литургии, поэтому лучше прийти накануне.

Как часто нам следует вспоминать Тайную Вечерю? Конечно, раз мы празднуем и причащаемся Тела и Крови не умершего Христа, а прежде всего Христа воскресшего, то мы должны причащаться каждую Пасху. А поскольку каждое воскресенье – пасха, то, даже если у нас молитва спокойно идет дома,  как минимум каждое воскресенье мы должны приобщаться святых Христовых Таин. И мы должны молиться перед Причастием о достойном принятии этого величайшего таинства в храме.

– Вопрос: «Каждый раз перед причастием я исповедуюсь. Что мне говорить священнику, когда у меня закончатся грехи?»

– Лучше в самом начале сказать: «Батюшка, я на прошлой неделе исповедовался. Благословите мне причаститься. Не хочу кощунствовать и изображать таинство вместо реального покаяния». Батюшка скажет: «Нет, дружище. Ты только второй раз в жизни исповедуешься, тебе полезно глубже почитать Евангелие, сравнить его со своей жизнью. Давай пока каждую неделю перед каждым причастием исповедоваться». Или он видит, что наш телезритель на самом деле воцерковленный христианин, с детства при храме или уже несколько лет ходит туда осознанно. Он скажет: «Конечно, я вижу сам. Ты подходишь, и я уже знаю, в какой последовательности ты начнешь что-то перечислять. Поэтому мы вместе с тобой не будем кощунствовать, профанировать таинство, не будем делать отчет перед причастием вместо обещания изменить свою жизнь». Ведь исповедь – это, конечно, не отчет перед причастием, не тряпочка, о которую ноги вытирают. Это свидетельство, что я хочу свою жизнь поменять, и прошу Господа мне помочь.

Попросите своего духовника: «Батюшка, вспомните документ „Об участии верных в Евхаристии“, принятый Архиерейским собором Русской Православной Церкви и потому обязательный к употреблению во всех православных храмах всеми священниками, которые считают себя верными чадами Синода и Святейшего Патриарха. Благословите мне причащаться каждую неделю, а исповедоваться раз в месяц, если ничего экстренного не случится. А поскольку Вы меня знаете, мне доверяете, то можете верить, что если уж что-то стрясется, я на исповедь приду…»

– Вопрос: «Была молодая (16 лет), крестилась. Но крещение было нечестным, так как деньги на крещение я украла у подруги, которая стала мне крестной. До сих пор меня мучает совесть за этот поступок. Что мне делать, нужно ли заново креститься?»

– Ох, искушения бурной молодости… Сатана паразитирует на наших лучших стремлениях, в данном случае на любви к Богу. Порой любишь человека, и если он попал в какую-то беду, думаешь у кого-то даже украсть деньги, лишь бы выручить любимого человека. Так и здесь: любишь Христа, хочешь к Нему и даже крадешь деньги у подруги, чтобы пожертвовать на храм.

Конечно, здесь вина на настоятеле того храма, который ввел торговлю святыней, хотя Господь сказал апостолам: даром приняли, даром подавайте. Устанавливать тарифы на крещение – это практика антиевангельская. Даже если какие-то батюшки по старой памяти, по советской закалке ставят ориентировочные суммы пожертвований (хотя это все равно лукавство), человек нуждающийся может спокойно попросить: «Батюшка, мне 16 лет, не работаю, родители не в восторге от моего крещения, покрестите меня просто так. Я буду работать, ходить в храм и всегда буду на храм жертвовать». Никто в накладе не останется. Даже если батюшка сребролюбивый, он подумает: «Так, надо думать о будущем». А если батюшка искренний служитель Господа Бога, он, наоборот, вам еще на крестины подарит какую-то денежку и тоже будет в этом случае прав.

Но поскольку, увы, только следующему поколению шестнадцатилетних телезрителей телеканала «Союз» пригодятся такие советы, что же делать в Вашей ситуации? Мы верим «во едино крещение во оставление грехов». Чтобы об этом не забывать, мы в утреннем правиле в Символе веры это вспоминаем и в храме все вместе пропеваем. Поэтому, конечно, ни в коем случае [не нужно заново креститься], мы уже крестились, Господь нас омыл от первородного греха, родил нас для жизни вечной.

Конечно, мы еще должны вспомнить, что таинство Исповеди недаром называется вторым крещением. Вы каетесь Господу Богу, священник свидетельствует Ваше покаяние в разрешительной молитве. Вы обращаетесь к своей подруге, возвращаете ей деньги. Закхей в Евангелии возвращал четверицей. Тут тоже можно четверицей, а с учетом инфляции можно еще и подарочек ей какой-то выдать и сказать: «Милая моя, ты меня подвела к крещению, я так тебе благодарна, но я поступила вот так нехорошо. Прости, пожалуйста, я сейчас потрудилась, совесть моя должна быть чиста». И дальше будьте спокойны, потому что Господь всегда рад нас простить. Если человек, который подвел Вас к купели крещения, Ваша подруга, тоже христианка, она Вас обязательно простит, даже если немножко расстроится. Лукавый говорит: нет, никто тебя не простит, иди сдавайся или перекрещивайся, кощунствуй, обмани батюшку, скажи, что никогда не крестилась. Не надо так ни в коем случае. Господь нас любит, Он нас простит, Он все наши ошибки готов принять, лишь бы мы вынесли какой-то урок.

– Вопрос: «Нужно ли делать людям, приходящим в храм, замечания, если они мешают молиться, начинают разговаривать? Как поступить?»

– Тут лучше проконсультироваться с настоятелем храма, как он благословляет. Настоятель храма кому-то может разрешить делать замечания – кому-то очень терпеливому и настолько любящему, что даже сделанное им замечание будет как водопад любви на человека. Человек, которому вроде сделали замечание, застынет в трепете перед Господом и перед обращающимся к нему верующим человеком; огонь веры в его сердце пробудится и попалит все эти пустые разговоры.

Если же настоятель храма увидит, что перед ним человек еще не настолько совершенный, не настолько возросший в любви, но который, возможно, имеет некоторую склонность к осуждению (или он делает замечания не с ласковой улыбкой, а с неприятным выражением лица, так что у слушающего может остаться осадок), тогда настоятель скажет: «Нет, дорогая сестра (дорогой брат), тебе еще пока надо возрастать. Даже когда ты подошла ко мне и сказала «батюшка, благословите»,  я сам немножко испугался. Не настолько ты еще любовью наполнена. Может, и людям будет тяжеловато». Тут как раз можно свалить с больной головы на здоровую. Вот батюшка поставлен – пусть он и разбирается с разговорами в храме.

Иногда мне тоже приходится повернуться, приостановить службу, палец к губам поднести – и люди сами догадываются. Причем, как ни странно, очень любят поговорить в храме как раз постоянные прихожане, которые вроде должны быть крепкой молитвенной опорой для тех, кто случайно заходит в храм. Если же это люди, которые делают первые шаги в храме, ничего страшного. Они увидят, что постоянные прихожане вокруг не говорят – и через неделю, через месяц  начнут молиться спокойно, без болтовни.

– Вопрос: «Чем нужно руководствоваться при чтении Священного Писания? Не всегда получается сосредоточиться и читать внимательно. Что необходимо сделать для того, чтобы была собранность и внимание?»

– Конечно, лучше всего оставить всю суету позади, оставить домашние дела. Легче подойти к Священному Писанию после молитвы. Недаром даже в богослужении, на литургии, Евангелие читается в первой части службы (на литургии оглашенных). Можно сказать, это почти итог первой половины литургии, на которой в древности могли присутствовать в том числе люди, готовящиеся стать полноценными христианами, но пока не принявшие Святое Крещение. Вот помолились о мире всего мира, о благорастворении воздухов, о том, чтобы поля плодоносили, и так далее. Спели отрывочки из псалмов, то есть настроились. И священник перед самым Евангелием читает молитву:

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение: вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Эта замечательная молитва объединяет сердца всех верующих. Увы, зачастую в практике Русской Православной Церкви последних двухсот лет эта молитва читается батюшкой про себя в алтаре, чтобы никто из верующих, не дай Бог, ее не услышал.

– А почему так?

– А мало ли, вдруг кто-то чересчур сильно возрадуется от предшествующего чтения Евангелия! Так сложилось. Православие проникло на Русь, а у нас же холодный регион. Смотришь «Известие учительное»: что делать, если замерзли Дары до преложения, после преложения… Чтобы в алтаре Дары не замерзли, надо сделать глухой иконостас, чтобы стена была. Мы воспринимаем иконостас как стену, хотя, конечно, это была маленькая перегородка, чтобы никто из верующих, кто в храме стоит, не завалился в алтарь. В алтаре уже можно какую-то печку поставить, и если даже в храме совсем холодно, то, по крайней мере, когда батюшка берется за Дары, пальцы у него не превращаются в лед. К тому же стены, там уж читай-читай, не докричишься до народа.

Поэтому даже сейчас так. Хотя стали строить деревянные иконостасы и даже вернулись к традициям, которые были свойственны Православной Церкви изначально (а не были поздним нововведением, добавлением в эпоху проповеди на Руси). Сейчас, конечно, тяжелее. Тем не менее мы все должны быть очень благодарны Святейшему Патриарху Кириллу, который начал читать самую важную молитву – Анафору, молитву преложения Даров, вслух. Апостолы использовали все достижения современной им римской цивилизации для проповеди. Для того чтобы объединить людей в молитве, христиане использовали римские базилики. Базилики – это уже ассоциация с христианством. А это было как раз здание гражданских чиновников. Языческие храмы не были предназначены для молитвы внутри них. Там стояли статуи, а жертвы приносили снаружи. Точно так же и сейчас современные средства звукоусиления могут использоваться, чтобы все слышали молитвы… Очень многие люди удивляются и думают, что это какая-то особенность патриаршей службы, когда Святейший Патриарх ездит в разные епархии и служит при большом стечении народа, и все впервые в жизни слышат, о чем же мы молимся перед тем, как Дух Святой сойдет на Дары. Хотя это, конечно, нормальная практика; так должно быть.

Нам же, когда мы молимся перед Евангелием, имеет смысл встать и прочесть эту молитву вслух дома. Попробуйте, авось это как-то мотивирует. Однако, в отличие от чтения Евангелия на службе, дома по окончании рабочего дня нам совершенно необязательно стоять, шататься и думать, как бы сосредоточиться и что-то понять, если еле на ногах держишься. Нет. Помолились, поужинали, взяли чашечку чая, поставили себе на тумбочку, легли на диванчик, накрылись уютным пледом, пододвинули к себе компьютер, чтобы непонятные места толкования смотреть, – и спокойно читаем Евангелие. Прочли немножко, подумали: какое отношение это имеет к моей жизни? Господь обязательно подскажет.

– Вопрос: «Поругался с мамой. Она меня не хочет прощать из-за того, что я много уже просил прощения. Что делать?»

– Видимо, надо исправляться. Придется исправляться. Просить прощения все равно нужно, но только надо помнить: просьба о прощении должна сопровождаться каким-то исправлением. Сегодня я уже вспоминал Закхея. Господь к нему подошел, и он сказал: «Господи, кого обидел, возвращу четверицей». Если обижаешь маму, надо поступать как Закхей после встречи со Христом. Раз Вы православный человек, значит, с помощью Божией Вы должны маму обрадовать в четыре раза больше, чем огорчили.

Вспоминаем, чем мы маму обидели. Например, не протерли пыль. Значит, чтобы заслужить ее прощение, надо попросить прощения, вытереть пыль, а потом сделать еще в четыре раза больше, то есть пропылесосить, помыть посуду и даже полы помыть или раковину протереть. Если Вы так будете делать, мама Вас простит. Если это было непослушание, то в следующий раз надо не только послушаться, но и проявить какую-то инициативу. Если Вы с мамой спорили чересчур и любви она в Вашем голосе не чувствовала, то в следующий раз подходите к обсуждению вопроса с мамой после молитвы. Внутри своей души попросите: «Господи, укрепи меня, чтобы я сейчас маме все объяснил с любовью; даже если она на меня начнет ругаться и кричать, чтобы я ни капельки не показал виду, что мне дурно и плохо, а продолжал с любовью с ней объясняться». Если Вы так будете делать, мама Вас обязательно будет прощать и будет радоваться, а потом Вы так привыкнете относиться к маме с любовью, что и не за что будет просить прощения.

– Вопрос: «Что значит „о благорастворении воздухов“?»

– Мы живем в такую эпоху, когда у нас есть кондиционер, центральное отопление. Мы этим избалованы. На улице мороз не 10 градусов, а 30 или 50, а в квартире у нас все равно тепло. Может быть, чуть теплее или холоднее – но ничего, на котельной поддали жару, платежки коммунальные придут примерно одни и те же, даже не придется переплачивать. Летом, даже если нет кондиционера, поставили вентилятор, обдуваемся. Совсем жарко – открыли холодную воду из крана, умылись.

В древности человеку было тяжело. У нас на Руси – от холода; в более жарких странах не было такой суровой зимы, зато страшная жара летом. Это мешало человеку и молиться, и жить, и даже просто стоять в храме. Сейчас, когда у нас летом стоишь в храме, тоже бывает очень жарко, особенно когда батюшка стоит в облачении. Помимо гражданской одежды на нем подрясник, подризник, фелонь, он перемотан поясом и так далее. Конечно, батюшка хочет некоторого благорастворения воздухов. Мы молимся об этом, несмотря на то, что нас окружают системы отопления, кондиционирования, чтобы воздух был пригоден для жизни человека.

Следующее прошение – «о изобилии плодов земных» – взаимосвязано с этим. Мы еще хотим, чтобы погода была такая, чтобы было изобилие плодов земных. Даже изобилие – это следующий этап, а пока чтобы в принципе были плоды. Если будет стоять страшная сушь, то весь урожай просто спалится, голодать будешь. Если же прохладно, дуют ветра, не жарко, но постоянно льют дожди, то все сгниет. Тут уж не об изобилии плодов говорим, а хоть бы какой-то плод был. Мы говорим: «Господи, Ты нас поместил в самый замечательный уголок во Вселенной. Да, он на краю Вселенной, на краю нашей галактики Млечный Путь, он не на самой большой планете Солнечной системы. Но он расположен удивительным образом, так что человеку тут жить хорошо. Конечно, есть и извержения вулканов, и тайфуны, и землетрясения (сказываются последствия человеческого грехопадения). Но даже в этих условиях здесь хорошо. Господи, сделай окружающую природу чуть более дружелюбной к нам, а мы постараемся освободившиеся силы нашего тела и души направить на любовь к Тебе и нашим близким».

– Вопрос: «Можно ли нам, христианам, называть детей иностранными именами или лучше только русскими?»

– Смотря что иметь в виду под русскими именами. Например, русское ли имя Иван? Или Марья?

– А Стахий?

– Стахий – как раз даже географически к нам ближе, это имя греческое. А вот Иван или Марья – это самые что ни на есть еврейские имена (Иоанн, Мария). Вспоминаем Иоанна Предтечу. Русское имя он носил? Мария, Богородица Дева, Матерь Господа Бога нашего – получается, имя не совсем русское. У меня в паспорте имя Станислав – кажется, русское имя. Но если посмотрим, у поляков оно популярнее, чем у русского народа. Так что вопрос, что считать русскими именами. Те имена, которые мы используем, которые являются объектом нашей молитвы, восприняты нашей культурой и независимо от своего происхождения считаются достоянием нашего народа.

Кроме того, очень важно, когда есть святой Божий угодник, покровитель. Иногда некоторые батюшки не знают, что есть святой Эдуард – исповедник неразделенной Церкви. Имя православное, его может носить православный человек. Но порой Эдуардов лет двадцать-тридцать назад крестили с совершенно другим именем из-за элементарной безграмотности, даже духовенства. Имя Эдуард (хотя оно вроде далекое географически, никто у нас его не носил) – это наше христианское имя, можно спокойно им называть.

Возьмем же, к примеру, имя Мухаммед. Смотрим, есть ли такой святой у нас. Не находим: в православных святцах и среди христианских подвижников или пророков Церкви такого имени нет. Тогда, наверное, это имя мне будет не очень свойственно. Поэтому я бы обратил внимание на то, кто святой покровитель. Для русской культуры это было важно. Даже у греков и сербов люди могут носить древние, традиционные имена, хотя такого святого не было.

– Имя не привязывается к святому.

– Да, система празднования немножко другая. В частности, в Сербии не празднуют свои именины, а день славы, покровителя семьи. Это чаще всего один из популярных святых, наиболее известных, в чей день памяти много сотен лет назад родоначальник рода, семья приняли православное христианство. Нам же, русским людям, это более важно. Что касается какой-то огласовки, ничего страшного нет, когда люди говорят: «Хотим девочку назвать Агата». Назовите. Конечно, есть имя Агафья (русская огласовка), но если вам более приятна огласовка латинского характера – Агата, где «ф» заменяет «т», никаких проблем нет. Пусть она будет в паспорте Агата, дома будете ее звать Агата. Ведь мученица тоже на Западе просияла; скорее всего ее Агатой и звали, а Агафья – уже русская огласовка. А в крещении батюшка может сказать: «Крещается раба Божия Агафья». И никакого противоречия не будет.

– Почему у нас такая жесткая привязка к именам? Может быть, оставить те имена, которые есть в латинской традиции? Почему именно так? Боимся напугать людей или в чем проблема?

– Мы боимся даже тех бабушек, которые принимают записки. Просто это ненужный элемент в нашей церковной жизни. Бабушек, которые трудятся при церкви, есть чем нагрузить помимо того, что они записки берут. У нас в храме, например, лежит ящичек с записками. Ты пришел, положил записку, если хочешь – что-то пожертвовал; алтарник пришел и унес все в алтарь. Через руки бабушек ничего не проходит. А в большинстве храмов иначе. Я сам помню (в детстве): чем дальше от Москвы едешь в паломническую поездку, тем больше возникает вопросов, что «вот имя какое-то неправославное, мы его вычеркнем из записки» и так далее.

– Вам не говорили, батюшка, что у Вас имя неправославное.

– Благодаря телеканалу «Союз» люди уже немножко просвещены и знают, что есть и такое православное имя, как Стахий. А двадцать-тридцать лет назад было тяжело, и люди, конечно, были этим немножко запуганы. Что касается того, что на Руси была такая привязка… Не так давно мы праздновали память Бориса и Глеба – в крещении их именуют Роман и Давид. В июле мы праздновали память князя Владимира, но он в крещении Василий. И так далее. До монголо-татарского ига каждого человека (по крайней мере, из знатной семьи) при рождении называли каким-то традиционным славянским именем (можно сказать – языческим), а крестили с другим именем. И только на фоне монголо-татарского ига это разделение ушло; стали называть как привычными именами, так и теми, которые уже стали как русские, хотя были еврейского, греческого происхождения, но за несколько веков к ним уже привыкли.

Есть имена, которые не имели святого покровителя, но получили его благодаря тому, что это имя носил какой-то благоверный князь (как, например, князья Борис и Глеб). Крестили в их честь, называя человека именем, какое они носили в жизни.

У нас был еще советский период, когда появились различные составные имена, искусственные. Например, Даздраперма («да здравствует Первое мая»), Вилен, Владлен и так далее. У моего помощника на приходе недавно скончался отец – верующий человек, воцерковленный прихожанин. По паспорту его звали Владлен, но в крещении он Владимир. И мы всем приходом молились и продолжаем молиться за усопшего раба Божьего Владимира. Даже никакие богоборческие препятствия не послужили преградой для нашей молитвы.

– Еще говорили о таком явлении, как оглашенные. Вопрос от телезрителя: «В Древней Церкви люди принимали крещение в Великую Субботу. Почему сейчас у нас не совершается крещение так, как в Древней Церкви?»

– Служба Великой Субботы очень красивая и благообразная. На нее приходят постоянные прихожане, и храм (по крайней мере, наполовину) заполнен. Однако большинство людей в этот день приходят освящать куличи и яйца. Причем тут важно не только  покропить, но и листочки раздать, и в громкоговоритель небольшое наставление сказать. Это надо делать уже с утра. Иначе люди не будут приходить на службу.

Помню, я служил в другом храме до того, как наш храм построили. Там служба идет, а неверующие люди приходят и спрашивают: «Где тут будет освящение?» На службе поют: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом». Господь во гробе вспоминается, а тут: «Подскажите, когда у вас освящение? Что это попы в алтаре засели, бездельничают… Пусть выходят, покропят…» Увы – это данность. И в настоящий момент ты понимаешь, что никого уже не покрестить. Поэтому мы начинаем службу очень рано, спокойно молимся, до того как людские толпы захлестнут нас. И после того как мы, причастившись, постояли «со страхом и трепетом», сопроводили Христа, Его погребение во гроб, Его пребывание во гробе, сокрушение врат адских, которое происходит в этот день, мы выходим (конечно, уставшие, но тем не менее укрепленные Господом) и встречаем тех людей, которые зачастую приходят, увы, раз в год. И наша задача их встретить так, чтобы хотя бы один из ста пришел не через год, а пораньше (через месяц) – на исповедь. В такой момент не отвлечься на то, чтобы всех крестить.

Я готовил к крещению взрослую женщину. У нее муж не очень воцерковленный, но крещеный; они крестили детей. Она приводила в храм детей и однажды, задумавшись, что в этом есть какое-то несоответствие, решила серьезно подготовиться к крещению: молилась, читала Евангелие, приходила на богослужения как оглашенная. Но я не мог ее крестить в Великую Субботу. Для нее и ее детей это тоже яркое воспоминание – прийти с мамой, освятить кулич на Пасху, но зато на Страстной седмице (может, в Великую Среду) я ее крестил почти как в Древней Церкви.

Для нас еще важно – крещение младенца или взрослого? Младенцу все равно – он не поймет, какой это день. Для взрослого это более важно. Поэтому было бы здорово, если бы на Страстной седмице крестили взрослых людей, которые держали пост со всеми, молитвенно готовились к этому на протяжении поста. Хорошо бы, если бы эта традиция возрождалась на епархиальном уровне, в Москве, в других епархиях. Куда больше людей бы вдохновилось, если бы сам епархиальный архиерей совершал крещение или возглавлял его в сослужении других священников. А деток мы можем крестить в течение всего года, потому что дети и так совершенные, у них никаких личных грехов нет, Господь рад видеть их безгрешные детские души, которым только от первородного греха надо омыться, чтобы они скорей к Богу приходили и не ждали никаких дней.

– Вопрос телезрителя: «Часто вместо лечения (работаю врачом) советую пациентам ходить в церковь и заказывать сорокоусты о здравии. Правильно ли я поступаю? Некоторые пациенты этого не понимают и пишут жалобы».

– Все-таки надо, чтобы человек получил какое-то лечение, увидел заботу со стороны врача. Врач – это тоже хорошо для миссии среди неверующих людей. Почему люди пишут жалобы? Потому, что они подозревают, что врач им не хочет помочь; наоборот, хочет отделаться от этого. Не выполнять свою работу, а лишь бы прогнать.

– Может быть, кто-то в Бога не верит, обижается.

– Это как раз не страшно. Даже если человек совсем не верит в Бога, если он какой-то страшный сатанист, но при этом пришел к врачу, а врач с любовью над его болячкой потрудился и после этого говорит: «Ты подай сорокоуст за себя, за своих близких», тогда даже безбожник к его словам прислушается. Только советовать надо не тем, кто в первый раз приходит, а тем, кто уже приходил. И надо людям объяснять: «Если вы подаете сорокоуст (а сорокоуст – это поминовение во время Божественной литургии), то надо помнить, что хотя бы раз за сорок дней вы просто обязаны причаститься». На проскомидии вынимаются частицы, кладутся в Чашу, и мы говорим: «Господи, я соединен причастием с тем человеком, которого поминаю». Если подаешь сорокоуст и при этом не причащаешься – зря даже деньги на храм пожертвовал. Конечно, не зря – на доброе дело пойдут, но лучше было бы подать кому-нибудь из нуждающихся. Поэтому идем в храм, подаем сорокоуст, исповедуемся, причащаемся… Но врачу тем не менее о своих пациентах надо заботиться.

– Вопрос телезрителя: «Во время кропления святой водой на молебне батюшка требует подставить лицо, чтобы вода попала в глаза, при этом приговаривает: «Благодать Святого Духа». А я наклонилась, чтобы защитить очки и челку. Меня осудили. Разве это не суеверие? Куда бы вода ни попала – она же однозначно освященная».

– Я не думаю, что батюшка прямо требует: «А ну-ка, поднимайте лица!» Конечно, я вырос без очков, поэтому не понимаю глубины этой ситуации. Но я видел, как многие люди поступают. Кто-то из прихожан в очках подставляет лицо, а потом протирает очки, кто-то снимает очки, кладет в кармашек и тоже подставляет лицо живительной влаге. Конечно, Вы абсолютно правы: даже если кто-то стоит в дальних рядах, все равно благодать получает абсолютно ту же самую, что и стоящие в первых рядах, где вся вода вылилась на кого-то особенно стойкого.

Однако здесь некоторый все-таки символизм. Как мы человека встречаем? С распростертыми объятиями или говорим: «Я тебя, в принципе, люблю, но лучше отвернусь от тебя, иди своей дорогой». Есть разница? Точно так же, может быть, батюшке не очень приятно – он старается, от души кропит, хочет своей радостью поделиться. В ответ видит, как кто-то украдкой скрывается. Мы должны думать (как христиане) не о себе, а о ближних: что приятнее батюшке, что приятнее окружающим. И будем ради этого готовы пожертвовать протиранием очков (или надо снять очки и, быть может, впервые в жизни понять, насколько это здорово, особенно в жаркую летнюю погоду).

 Вопрос телезрителя: «Является ли грехом, если обманываешь руководителя? Убегаешь в храм во время поста; например, на соборование, на чтение Канона Андрея Критского. Поскольку руководитель далек от веры и не поймет искреннего желания быть в храме в эти часы и, конечно же, не отпустит».

– Надо все-таки о людях быть лучшего мнения и провести некоторый тест-драйв, то есть три дня хитростью выбираться на Канон Андрея Критского, а на четвертый день подойти к начальнику и спросить: «Можно я схожу в храм? Вы же знаете, что я отработаю и Вас не подведу». А он скажет: «Ну конечно! Я-то думаю, почему ты у меня лучший работник… Наверное, потому, что ты христианин. Иди молись спокойно, но смотри, чтобы план, как обычно, перевыполнил в три раза». Ты говоришь: «Хорошо». Идешь и молишься; и с помощью Божией возвращаешься.

Любой нормальный руководитель пойдет навстречу каким-то желаниям сотрудников, если речь не идет о том, например, что пожарник с дежурства уходит или врач бросает скальпель и посреди операции бежит... Поэтому попробуйте – авось руководитель окажется куда более отзывчивым, чем Вам кажется, несмотря на Ваше маловерие. Но тогда надо этому соответствовать: взялся за гуж, не говори, что не дюж. Надо работать так, чтобы руководитель из-за Вас не обиделся на Господа и Церковь. Если же руководитель какой-то богоборец или даже человек неплохой, но сатана его сердце сковывает, то тут можно проявить изобретательность, подойти к этому творчески и  некоторую тактическую хитрость допустить. Но если Вы так делаете, нужно постараться, чтобы Ваш результат на работе был лучше, чем у всех других сотрудников, которые ни на одну службу не пойдут, а все рабочие часы проведут на работе.

– Сейчас идет период отпусков, многие люди уезжают за границу. Как вести себя правильно за рубежом? Есть ли какой-то кодекс поведения, если храмы другой конфессии или очень хочется помолиться, причаститься на чужбине? Вы, как известный путешественник, можете ответить на вопрос очень хорошо.

– Вопрос по адресу. Не только путешественник. Несколько лет своей жизни я посвятил работе в Управлении Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. И как раз старался содействовать  своей работой (пусть бумажной, контролирующей, рапортующей) тому,  чтобы нашим соотечественникам, отправляющимся на отдых в дальнее зарубежье, и постоянно живущим там было удобнее молиться и проще найти место для причастия  Святых Христовых Таин. Когда езжу в отпуск, стараюсь за границей в воскресный день послужить Божественную литургию в одном из наших таких отдаленных русских храмов, которые разбросаны по всем уголкам земного шара.

Если мы собираемся в отпуск,  мы должны понять, насколько он продолжительный. Если пять дней, то можно обойтись без богослужения; если дней десять, то, конечно, с натяжечкой можно. Но если выпадает воскресный день, нужно постараться узнать, где ближайший храм. До того как Константинопольский Патриарх присоединился к расколу ряженых, организованному на Украине, было проще. Наши соотечественники могли в Турции пойти на службу. Туда командирован мой старший товарищ отец Георгий Сергеев. Он служит постоянно в Стамбуле, но в курортный сезон совершает для наших соотечественников Божественную литургию уже в курортных местах Турции, где самые людные направления; выезжает туда.

Если посмотрим на жителей Дальнего Востока и Сибири, которым далеко летать до турецких берегов и ближе и проще добираться до Юго-Восточной Азии и Таиланда, то там есть целый десяток наших православных русских храмов. И на Кубе есть русский приход. В принципе, почти везде; и в Западной Европе. Нужно посмотреть на сайте Патриархии карту с приходами. Если вы сами не ориентируетесь, спросить об этом у людей более молодого поколения или у батюшки на приходе: «Батюшка, я буду в отпуске (или в командировке) в Берлине или Париже, подскажите, как там приход найти». Батюшка, если сам не знает, спросит у кого-нибудь в епархии и вам подскажет, напишет адрес, даст адрес сайта.

Что касается храмов иных конфессий, апостол Павел говорит: любой, кто прославляет, проповедует  Христа, – это здорово. Апостолы говорили: «Господи, кто-то проповедовал Тебя, но не из числа апостолов. Мы ему запретили». Господь говорит: «Вы что? Каждый пусть благовествует». Поэтому мы радуемся, сердце ликует, когда мы видим Крест Христов, вознесенный над улочками испанского или итальянского города. Пусть это католический храм (или в Северной Европе чаще протестантский). Все равно мы радуемся. Мы можем  туда зайти, если заранее подготовиться. Возможно, есть мощи святого, еще православного, эпохи неразделенной Церкви первых тысячелетий. Или величайшие реликвии, которые по стечению обстоятельств были перевезены с Востока на Запад. И тоже этим мощам поклониться, приложиться к ним (насколько это возможно).

Не так давно я ездил со своими прихожанами в паломничество в Рим. Это кажется – Рим, Ватикан, папа Римский и т.д. Нет, это же город древних мучеников: что ни храм, такие святыни! Мученица Татьяна Римская, мученики бессребреники Косьма и Дамиан, царь Константин, царица Елена, все действующие лица Рима.

– Апостол Петр.

– Конечно, прежде всего апостолы Петр и Павел. Мы на Западе можем попасть в окружение таких великих святынь, что даже не в каждом православном городе нашей богоспасаемой державы найдешь. Поэтому тоже надо этому радоваться. Если мы приходим в храм и видим католическое богослужение, конечно, мы не можем в нем участвовать. Но необязательно нам показательно шарахаться и, как книжники и фарисеи, фукать. Зашли, может, даже с эстетической точки зрения насладились, как играет орган, вдохновились тем, что, несмотря на будний день, очень много пришло людей, в том числе и молодежи.

Думаем, вернемся в свой город, будем свой приход организовывать, чтобы не только бабушкам на завалинке было хорошо сплетни распускать, но чтобы для молодежи приход был открыт и дружелюбен. Раз у католиков получается, мы чем хуже? Батюшке своему скажем: «Батюшка, давайте мы Вам чуть-чуть больше на жизнь подкинем, лишь бы Вы меньше бегали и крутили кадилом и кропилом, а больше молодежью занимались. А то как-то наше сердце скорбит, что у католиков молодежь, а у нас в основном старушечки». Так бывает. То есть этим всем можно вдохновиться. Но если кто-то идет причащаться – нет. Если человек нашел золото, он его на серебро не променяет. Мы имеем величайшее сокровище православной веры, это не повод, само собой, для гордости, но это Господь нам ее дал, не мы ее заслужили. Господь нам вручил этот дар, мы его должны хранить и ни на что не разменивать.

– Сегодня мы упоминали о водосвятных молебнах. А зачем нужно освящать воду, если уже ее освящали на Крещение?

– На Крещение чин Великого освящения воды. Чин Малого освящения воды по Уставу тоже совершается один раз в год. Тут я не оговорился: на Крещение чин Великого освящения воды один раз в год, и это именно на крещенский Сочельник. То, что чин освящения совершается и в сам день Крещения, 19 января по новому стилю, – это некоторое снисхождение к немощам людей, которые на Сочельник не бывают в храме, их нет на службе.

По Уставу Церкви чин Малого освящения воды тоже совершался раз в год; и не для нужд людей, чтобы кто-то святой водички набрал. Это получается, что ветер дует, потому что деревья качаются. Нет. Люди набирали воду, потому что есть возможность, потому что вода освящена. Она освящалась на праздник Преполовения Пятидесятницы. Такой незаметный день, среда, ровно посередине между Пасхой и  Троицей – Пятидесятница. «Жаждущую  душу мою напой благочестия водами. Яко Ты, Спасе, возопил:  жаждай да грядет ко Мне и да пиет...» Вот это замечательное песнопение мы вспоминаем, как Господь исцелял в купелях Силоам и Вифезда... Господь мог бы сказать: «Я на Иордане крестился у Иоанна Предтечи. Это Великое освящение воды – и точка».

А Господь, наверно, нас очень любит, поэтому Церковь нам дает и Малое освящение воды в память об этих чудесных исцелениях, благодеяниях Божьих… И как выпил святой водички, как-то  неудобно мне с Богом не пообщаться. Хоть немного, да молишься. И поэтому молебны стали служить чаще, чтобы все люди, которые редко в храм заглядывают, могли при необходимости водички набрать и тем самым свою домашнюю молитву укрепить.

– Давайте подытожим нашу программу.

– Дорогие братья и сестры, как всегда, большая радость общаться с вами на ТК «Союз». Вы задаете очень важные, содержательные вопросы. Сразу видно, что они беспокоят ваше сердце. Но Господь говорит: «Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами». И раз мы жаждем, чтобы наши вопросы и недоумения разрешились, то давайте будем заботливы к окружающим нас людям. Если у них какие-то недоумения из-за нашего поведения возникнут, чтобы мы не с озлоблением, не с косым взглядом, не жесткими словами, а с любовью, снисхождением все недоумения разрешали. Люди слабы. У тех людей, которые не ходят в храм,  нет укрепления во Христе в отличие от нас – христиан. Будем к ним более милостивы, более снисходительны. Если мы будем так обращаться с людьми вокруг нас, то Господь обязательно через священников, через друзей или Сам непосредственно осенит наш разум несовершенный, откроет нам ответы на самые важные жизненные вопросы. И жизнь наша станет куда проще и интереснее, потому что она будет со Христом, в любви.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Маргарита Попова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать