Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

12 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Сегодня передача посвящена ответам на вопросы. 

Вопрос: «Можно ли начать читать Библию без толкования? Посоветуйте авторов толкования Библии». 

– Хороший вопрос. Очень часто люди читают Священное Писание и начинают его толковать по-своему. Человеку так легче привыкать к тексту: он его понимает тем разумением, которое у него есть. Но на самом деле все не так просто. Чтобы изучать Священное Писание, о нем надо знать некоторые вещи. Когда медик начинает заниматься медицинской практикой, он обучается в медицинском институте, изучает предметы; в частности, досконально изучает анатомию человека. Для чего он это делает? Чтобы понимать, какие процессы происходят в организме человека. 

Священное Писание – это, если хотите, тоже определенный организм, который имеет свои составы, свойства. Написано оно в определенном жанре, который необходимо правильно понимать. Если человек, не искушенный знаниями, начинает изучать Священное Писание самостоятельно, ему очень легко попасть в ловушку неправильного толкования того, что там написано. Далеко за примером ходить не надо. Допустим, написано: если рука соблазняет тебя, отсеки ее и выкинь вон. Что должен человек здесь делать? Поступить так, как написано в Священном Писании либо прибегнуть к толкованиям (что по этому поводу говорит Церковь, святые отцы) и делать правильные выводы? 

Новоначальным, которые хотят изучать Священное Писание, конечно, лучше всего начинать с книги «Закон Божий». В Русской Православной Церкви это классическая книга Серафима Слободского. Он дает новоначальные понятия о Церкви Христовой, о Священном Писании, объясняет наиболее яркие библейские события из истории Ветхого и Нового Заветов и подготавливает человека, который хочет и готов посвятить свою жизнь служению Церкви, жить церковной жизнью, стать на правильную дорогу. 

Более серьезный учебник для изучения Священного Писания – учебник Лопухина. Он рассказывает о том, из чего состоит история Священного Писания Ветхого Завета, разделяет ее на периоды. Лопухин написал книгу «Изучение Библии». Таким образом, человек начинает более ярко представлять, что хочет Священное Писание Ветхого Завета донести до его сердца. 

И конечно же, классик толкователей из святых отцов Церкви – святитель Феофилакт Болгарский. Он пересказывает Иоанна Златоустого в более сжатой, краткой и доступной форме. Он объясняет все непонятные места в красивом жанре, так что человек очень хорошо понимает смысл Священного Писания. 

Конечно, раз мы коснулись великих святителей и церковных просветителей, – Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий тоже очень хорошо в своих трудах объясняют, толкуют тексты Священного Писания. Есть священная книга Псалтирь. Необходимо, чтобы ее растолковывали, чтобы нам было понятно, что там написано. Есть толкования на Псалтирь. Есть научные издания, которые в себе содержат несколько отцов- толкователей святой книги Псалтирь. Людям, желающим прибегнуть к их изучению, лучше всего записаться в воскресную школу. При многих храмах Москвы и других городов, при епархиях существуют курсы, куда тоже можно записаться, походить, послушать. И конечно же, по телеканалу «Союз» очень много интересных передач, которые завязаны на том, чтобы правильно понимать тексты Священного Писания. Арсенал очень большой, и человеку необходимо подобрать для себя наиболее удобный, приемлемый способ познания. 

– На чем основывается правильность толкования Священного Писания? В чем критерий правильности толкования и в чем опасность неправильного толкования Священного Писания? 

– Опасность прежде всего в том, что очень легко уйти в ересь. Люди, к сожалению, не знают историю Церкви, не знают, что существует очень много различных ересей, которые зарождались в неправильном толковании текстов Священного Писания. Часто бывает так, что люди, облеченные высокими научными званиями, вплоть до академиков Академии наук, свои умозаключения представляют как открытие. Они прочитали, растолковали, им стало понятно – и им «открылось». А оказывается, открытая ими ересь – IV века, арианская или несторианская. Это все уже было, Церковь с этим уже боролась, у нее существует определенный иммунитет. 

В Церкви зародилась такая наука, как догматика. Она предлагает людям не терзать свой мозг и сердце, а изучить определенные правила, познакомиться с правилами, с «дорожной картой» изучения Священного Писания, правильного отношения, правильной интерпретации текста Священного Писания. Это очень серьезное дело. Христианские деноминации протестантского толка (их просто сотни, если не тысячи) друг друга не признают. Каждая по-своему толкует тексты Священного Писания. Харизматы, допустим, толкуют так, как им в голову придет. Так что это очень опасное направление, прежде всего с духовной точки зрения. Человек теряет правильную дорогу к Богу и может заблудиться в дебрях своего неведения, что часто и бывает. 

– В чем заключается критерий правильного [понимания]? 

– Прежде всего в том, что уже есть определенная позиция Церкви, основанная на толкованиях святых отцов. Господь в свое время им открылся, дал им дар рассуждения, понимания, интерпретации текста Священного Писания. У этих святых людей были, если хотите, определенные компетенции в том, чтобы разбирать эти тексты, толковать их, интерпретировать в духе Спасителя Господа Иисуса Христа. Когда некоторые ученики Его не понимали, что говорил Спаситель? Он говорил: странно, что вам еще не дано это, не открылось – и вы не понимаете тех истин, которые Я говорю вам. Это прежде всего особый дар, который мы должны получить от Бога. Бывает, человек умный, но у него нет этого дара, и он рассуждает о том, что написано в Священном Писании, об образах, о содержании Священного Писания как ребенок или как человек, который вообще не знает, как правильно понимать те или иные слова Спасителя. 

– Вопрос: «Человек много лет болеет гепатитом; работает, ведет обычный образ жизни, но лекарства дорожают. Прошу Вашего совета, Ваших молитв и благословения». 

– Я примерно понимаю, о чем говорит человек. Необходимо прежде всего уповать на помощь Божию, надеяться на то, что в жизни будет все хорошо. Это очень важно. И конечно же, наблюдаться у лечащего врача и принимать лечение. Конечно, сейчас все дорожает, но медицина тоже не стоит на месте. Необходимо знакомиться с продвижениями медицинской науки. Может быть, сейчас уже существуют лекарства, вакцины, позволяющие человеку более комфортно и полноценно жить с болезнью или патологией. Поэтому унывать не нужно. Нужно просить у Бога помощи, у святителя Николая Чудотворца поддержки, чтобы человек в трудных жизненных ситуациях не оставался один. Как сказал один владыка в своей проповеди, Николай Чудотворец настолько любит людей, что в своей святости он призван помогать людям. Ничем иным он не занимается, он только слушает наши обращения, ходит к Богу и ходатайствует о наших проблемах. Он выпрашивает у Бога особенных милостей и передает их нам. Поэтому сердце человека должно быть настроено духовно к этому явлению – и жизнь будет проще, и жить легче. 

– Вопрос: «Имеет ли значение, какому образу Богородицы молиться в определенных нуждах? Например, об излечении от раковых заболеваний молятся „Всецарице“, а в нашем храме этого образа нет. Можно ли молиться любому другому образу Богородицы об исцелении от рака?» 

– Конечно, образ Божией Матери является чудотворным, спасительным в любом Ее изображении. Можно молиться и Казанской иконе Божией Матери, и Тихвинской. Но особой благодатью исцеления (это было подмечено людьми и отмечено особенным молитвенным правилом, деланием) прославилась икона «Всецарица». У нас в Москве чтимый чудотворный образ находится в Новоспасском монастыре. Заставка в студии сегодня как раз такая. В этом монастыре находится чтимый образ, к которому приходят люди с патологиями, с новообразованиями, проходящие курс химиотерапии, у которых обнаружили болезнь. Что с людьми происходит? Они впадают в отчаяние, уныние. Такие люди как бы сами себя бьют обухом по голове. Они узнали о болезни и сами себя ударили, оглушили, духовно себя обезоружили, находятся в состоянии духовного неведения, не знают, что делать. 

Если в храме нет иконы Божией Матери «Всецарица», отчаиваться не надо. Конечно, можно ей помолиться, но очень хорошо, когда человек поработает над собой, над своей ленью, имея особенное желание, особенное сердечное направление приложиться к особой святыне. Даже когда люди совершают паломничество, они его совершают не просто так, а для того, чтобы соприкоснуться с той или иной святыней; соприкоснуться, если хотите, с Богом. В Священном Писании сказано: дивен Бог во святых Своих. Святые – это и живые, и те, которые почили в Бозе, оставили нам особый след, отпечаток, изображение. Люди совершают многочисленные дальние паломничества, чтобы соприкоснуться с исцеляющей, оживотворяющей благодатью. 

Образ Пресвятой Богородицы «Всецарица», который находится в Новоспасском монастыре, относится к разряду именно таких великих спасительных, целительных святынь. А люди мало об этом знают. И я заметил (и как психолог), что человек лучше начинает себя чувствовать, лучше функционировать, лучше бороться с болезнью, если совершает определенные усилия. Можно лежать на кровати и умирать, а можно ждать от Бога исцеления и бороться за жизнь. Если человек соберет последние, как он думает, силы в кулак и пойдет к святыне; помолится, приложится, помажется маслом; возьмет себе домой масло и маленький образок, приложенный к образу «Всецарица», будет его иметь с собой, то он получит благодатную силу и помощь Богородицы особым образом. Потому что он своими действиями, своей работой, своими ножками пришел, поднялся по ступенькам, приложился к образу, помолился, поработал над собой, подумал над своей жизнью. Все это вызывает определенные духовно-нравственные изменения в сердце человека, страдающего той или иной болезнью (в данном случае онкологией). Я знаю, что очень многие, несмотря на то что им сказали, что они скоро умрут, до сих пор живут. 

– Есть конкретные примеры. 

– Это все реально работает. Просто необходимо прикладывать к этому усилия. Человек, который разочаровался в жизни, не видит смысла в ней, не имеет места в своем сердце для Бога, сам себя обрекает на добровольные страдания. А когда он уступает в своем сердце место Богу, когда свой ум нагружает мыслями о Боге, свою надежду (это тоже душевное качество) возлагает на Божию Матерь, то Божия Матерь такого человека не оставляет. 

Я очень часто заезжаю в этот храм, прикладываюсь к этому образу, молюсь и вижу таких людей. Вижу, что лучевая терапия или определенный стиль жизни и диета накладывают на этих людей отпечаток. Я вижу их, но очень часто вижу людей, которые не хотят мириться с тем, что у них такая болезнь. Они приходят и настойчиво просят [помощи] у Божией Матери. 

Бывает даже так, что мужчина или женщина прямо требуют у образа Богородицы, чтобы Она помогла, как-то поучаствовала в их жизни. И очень многие приходят к Ней снова и снова, чтобы поблагодарить за то, что Она испросила им у Сына Своего еще несколько лет жизни, чтобы жизнь их стала легче, чтобы они изменили свое отношение к жизни, подумали над своими грехами и начали жить так, чтобы войти в Царствие Небесное. 

Действительно, образ очень почитаемый. Молитва, которая сотворена перед этим образом (скажу гражданским словом), «работает». Не знаю как, но знаю, что это работает. 

– Если у человека нет возможности приехать в Новоспасский монастырь, приложиться к образу Всецарицы, имеет ли для него силу масло, освященное на иконе «Всецарица», или хотя бы маленькая иконка дома? 

– Конечно, имеет. Когда человек обращается к образу Божией Матери «Всецарица», он свое сознание перестраивает, заставляет головной мозг работать таким образом, что ожидает определенного действия, чуда. То есть тех проявлений, реакций духовного, душевного, телесного характера, которые проистекают в человеческом организме. Когда он запускает эти реакции, когда взирает на образ Пресвятой Богородицы «Всецарица», он, конечно же, очень часто получает просимое. Каким образом это происходит, мы объяснить не можем. С духовной точки зрения мы знаем, что это работа Божией благодати. С душевной точки зрения очень часто бывает, что это эмоции, психика человека. Конечно же, это объясняется тем, что в душе человека начинают работать душевные механизмы. Меняется настроение, меняется биохимический состав крови, по-другому начинают работать железы внутренней секреции, вырабатываются определенные вещества. Иммунитет начинает работать с определенной силой. Организм прилагает усилие, чтобы восстановиться. Это уже на телесном уровне. 

Господь так мудро устроил человека, что дал ему определенные правила и рецепты. Помните, Христос очень хорошо сказал, что блаженны нищие духом. Мы должны об этом помнить. Нищие духом – это те люди, которые все время нуждаются в Боге, в Его помощи, в Его участии в их жизни. И мы знаем, как человек справляется без Бога и куда такие люди попадают. Но если человек, следуя заповеди Спасителя, нуждается в Боге, все время просит Бога быть с ним и участвовать в его личной жизни, в его спасении, то Господь помогает ему. Он делает жизнь человека иной, более легкой, благодатной, прекрасной. 

Бывает, люди должны были, казалось бы, страдать, имея недуг или патологию, а они радуются и славят Бога. У них улыбка, лучезарное состояние духа. Они одухотворены. Их лицо источает свет. Такие люди очень часто бывают примером для тех, кто не имеет видимой или внутренней патологии. Когда у людей все хорошо в их доме и теле, они очень часто превозносятся и забывают Бога. Страдающие люди являются живым памятником, напоминающим нам, что с нами может всякое произойти, и к Богу мы должны обращаться в любых условиях – когда болеем и когда не болеем, когда у нас печали и когда радости. 

– Вопрос телезрителя: «Апостол Павел в Послании к Тимофею много рассказывает о женщинах. Там есть слова о спасении: „спасется через чадородие, если пребудет в вере, любви и святости и целомудрии“. Допустим, женщина родила детей, сама была в святости и целомудрии, но где гарантия, что ее дети будут настоящими христианами? Может быть даже наоборот. Антихриста тоже кто-то когда-то родит. Второй вопрос: есть масса женщин, которые рожают, но не все могут сказать, что они святы и целомудренны; значит, они вообще не спасутся?» 

– Мы же знаем, что жить «технически» и жить духовно, «технически» совершать свой жизненный путь или духовно – это два разных пути, два разных делания. Когда апостол приводит эти слова, он призывает, чтобы люди были готовы к тому, что их жизнь является особым благословением Божиим. Чадородие – это особенное благословение Божие. И технически это происходит, и духовно. Бог же обращается к людям, которые имеют образ и подобие Божие. Женщина каким образом спасается через чадородие? Она выполняет заповедь Божию «плодитесь и размножайтесь», правильно? 

Конечно, апостол не просто так обращается к людям. Перед тем как обратиться, он проповедовал им о Христе распятом, воскресшем, вознесшемся. Он имеет в виду, чтобы люди всегда и во всем использовали и применяли слова Спасителя (как правильно жить, как жить с Богом, как жить в Боге). О таком спасении в Боге и говорит Священное Писание; в частности, апостол. 

Эти слова апостола актуальны сегодня или нет? Актуальны как никогда. Может быть, еще актуальнее, чем в то время. Мы не можем сказать, что люди, которые живут сейчас, потеряны для Царства Небесного или для Бога. Да, людей стало больше, люди стали в общей своей массе, может быть, немножко умнее с точки зрения интеллекта, у нас нет проблем, которые были раньше (авитаминоз, допустим). Люди более здоровые и дольше живут, чем тысячу лет назад. Но вместе с тем слова апостола актуальны и в наше время. Христос и тогда, и сегодня, и вовеки будет таким же, абсолютно никаким образом не изменится. Нашему пониманию о Христе две тысячи лет. Святые отцы через Священное Предание, через святоотеческое наследие передают нам мысли, дух, понимание того, Кто такой Христос, как Его разуметь и как применять это в нашей жизни. Поэтому женщина должна выполнять свою благодатную функцию. Конечно же, она должна быть еще и матерью, воспитывать детей своей жизнью, своим примером показывать, как человек должен жить и возрастать во Христе, чтобы достигнуть Царствия Небесного. 

– Вопрос: «Как православная вера может помочь решить проблему отцов и детей, а именно вопрос отсутствия взаимопонимания между поколениями? Для меня эта проблема сейчас очень актуальна». 

– Проблема отцов и детей, к сожалению, наверное, будет всегда. Человек по своему устроению – психическому, психологическому, душевному, телесному – несовершенен. Очень часто все бывает замешано на эмоциях и мировоззрении человека. Очень часто бывает так, что проблему необходимо решать мирным путем. Бывает, что глубокая рана должна очиститься, зарубцеваться, перестать болеть, нагнаиваться и в конце концов перестать существовать вообще как рана. Какой-то след всегда останется. И в испорченных отношениях, и в непонимании. Что нужно делать? Нужно все-таки изучать друг друга, любить друг друга и пытаться найти какой-то компромисс. 

Очень часто таким компромиссом может быть и молчание. Оно должно быть не просто молчанием, но молчанием с молитвой. Нужно молиться за своего ближнего, просить у Бога помощи, поддержки, благословения. Если есть большой разрыв, чтобы он в конце концов не имел бесконечного характера; нужно пытаться сблизиться. А лучше не иметь вообще никаких претензий или обид, простить то, что было. Но нужно и не давать развиваться новым конфликтам. Чтобы этого не было, чтобы эта яма не углублялась (если она уже есть), необходимо применять психологические духовные методики, чтобы это расстояние сократить или, во всяком случае, не усугубить. Это тоже очень важно. 

Проблему эту, наверное, решить невозможно, потому что старое поколение не хочет понимать новое, а новое не может понимать старое, предыдущее. Всегда человек в чем-то совершенствуется, в чем-то уступает. Но самое главное – это работа над собой, прежде всего духовная, душевная. Тогда может быть результат. Конечно, эта работа должна вестись именно на духовном поле, потому что это духовный вопрос. Если она ведется в чисто материалистическом воззрении на проблему, чисто на душевных проявлениях, на эмоциях, то разрешить ее очень часто не удается. 

– Чем отличается духовный подход? 

– Духовный подход связан с тем, что ты призываешь имя Божье, Бога как Личность, как силу в эти взаимоотношения. То есть ты признаешь свое бессилие. 

– Блаженны нищие духом. 

– Да. Когда человек надеется на свои силы, свои душевные качества, долго ли он сможет улыбаться? Долго сможет прощать, если у него нет духовной поддержки? Ты прощаешь не ради Бога, а ради своих амбиций. Твои амбиции набираются как камни и тянут вниз, с ними можно утонуть. Без духовной поддержки, без поддержки Бога, святых угодников Божьих ничего не получится. А на душевных качествах человек далеко не уедет. Вы знаете, насколько артисты ранимые люди, насколько они могут на сцене играть одну личность, надевать одну маску, а в жизни глубоко несчастные люди. Очень часто многие спиваются, многие кончают жизнь самоубийством. Вы же знаете об этом. 

– Да, конечно. 

– Люди, которые не имеют духовной поддержки, не призывают имя Божье, не призывают Бога как Личность в свою жизнь, не хотят быть с Богом, очень быстро расточаются. Они исчезают как пепел. Поэтому очень важно призывать Бога в свою жизнь, и тогда ты сохранишься, будешь с Богом, будешь в системе ценностей Царствия Небесного, будешь учтен, когда Господь придет во Втором Пришествии устанавливать Свое Царство. 

– Вопрос телезрителя: «Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас, а мы стремимся к Царствию Божьему где-то на небесах. Получается, что Царствие Божие есть уже на земле?» 

– Действительно, Царствие Божие начинается с нас. Душа с ее качествами, свойствами – это частица Бога. Бог вдохнул Свое дыхание в человека и оживотворил его. Эта частица Бога и есть частица Небесного Царствия. Если ты нашел эту частицу, если радуешься с Богом – ты уже в этом Царстве и попадешь туда в конечном счете. Мы знаем больше: человек имеет тело. Тело сейчас несовершенное. По словам апостола Павла, оно должно быть посеяно в землю как семя, должно взойти – и будет совсем иной урожай, иное растение – совершенное. Семя и растение, которое дает семя, – это разные вещи. Семя – более компактный материал, который имеет в себе зачатки силы, потенции для растения. Растением будем мы. Мы будем в совершенстве. Почему мы верим в Спасителя? Потому, что Господь показал нам и совершенное тело по воскресении. Это же была настоящая плоть. Мы знаем, мы верим, что это была настоящая плоть, и она была совершенна. Господь ею распоряжался как хозяин. Если до Его смерти и воскресения Его плотью могли распоряжаться люди, которые могли Его схватить, судить, издеваться над Ним, прибить ко кресту, умертвить Его, то после того как Он умер, был посеян и воскрес, никто уже не мог Его поймать, использовать, убить, издеваться над Ним. 

Вместе с тем Евангелие нам приводит очень много случаев, когда Христос появлялся уже по воскресении, до вознесения, в среде Своих учеников; являлся путникам, шедшим в Эммаус, являлся Марии Магдалине. Являлся Своим ученикам апостолам и многим другим, когда они могли лицезреть Его совершенное тело. Казалось бы, это были две разные личности. Кому-то Он явился, и Евангелие не указывает, что у Него были раны, то есть Он явился как человек, тело которого не было повреждено. А вот Фоме неверующему надо было доказать, что это 

Тот, Кто был на кресте и воскрес, и нужно было практически показать и доказать другим через Фому, что это реально Тот Христос, Который был убит и воскрес как Бог и Человек, Богочеловек. Тогда Он показывает Свои раны. Евангелие ясно говорит, что можно было в эти раны палец вложить, а в ребра, где была широкая рана от прободения копьем, можно было вложить руку. Это очень интересный факт, который мы должны принять. Мы должны совершенствовать свою жизнь, чтобы иметь начатки жизни вечной, Царствие Небесное внутри себя, в своем сердце, чтобы попасть в Царство грядущего Христа. 

– Вопрос телезрительницы: «Что такое смирение и искушение?» 

– Начнем с искушения. Мы очень часто с ним сталкиваемся и поддаемся его воздействию, влиянию на нас. Искушение – это такое духовное состояние, когда человек начинает уступать греху и беззаконию; когда он имеет либо желание, либо уже совершенное действие. Искушение интересно тем, что человек, владея собой, своим сердцем, своими эмоциями и желаниями, может остановить этот процесс, а может поддаться ему и впасть в искушение. Он начинает сочетаться греху; греховные прилоги, мысли, действия, стреляния дьявольские начинают его одолевать. Человек начинает как бы загораться от тех стрел дроковых (то есть с огнем), когда бесы стреляют в человека. Если у него слабая вера, нет религиозно-духовных убеждений, она как сено: стрела туда попадает, и все загорается. И человека понесло по наклонной. Он начинает впадать в различные грехи, вести развратный образ жизни, начинает отдалять себя от Царства Небесного, от спасения. Это называется падением, но всему этому предшествует искушение, то есть соблазнение (это слово, может быть, больше подчеркнет это явление). 

Что такое смирение? Это более интересный вопрос. Смирение – это тоже душевное и духовное состояние человеческой личности. Это вместе с тем и процесс, потому что человек, который знает, что такое смирение, знает, что все бывает от Бога. Все, что может быть неудобным в моей жизни, неприятным для меня, я воспринимаю так, будто это исходит от Бога. Я подготавливаю свое сердце к восприятию всего это с миром. 

– Смирение. 

– Да. Я не делаю из этого проблемы, из-за которой надо волноваться, тревожиться, переживать. Я знаю, что это от Бога. Даже искушение. Бог попускает их. 

– «Искушение» переводится как «испытание»? 

– Конечно. Я со смирением это воспринимаю, но я знаю алгоритмы и рецепты, механизмы, как правильно жить в той или иной ситуации. Когда ты живешь с Богом, читаешь Священное Писание, святых отцов, знаешь психологию и православную педагогику, то это помогает человеку. Если человек имеет духовника, он может спросить у него, как поступать в той или иной ситуации. Умный духовный наставник всегда подскажет: только с Богом, только со святыми, с молитвой. Только когда ты исполняешь волю Божью, у тебя получится все, чтобы быть достойным христианином. Поэтому смирение – это и явление, и процесс, и состояние. Надо подготавливать себя к этому и с духовной позиции, и с душевной, и с телесной. Надо все свои чувствования, телесные переживания тоже уметь положить на алтарь смирения. Надо над собой работать, чтобы не впасть в искушение, но со смирением принимать волю Божию. 

– Вопрос: «Как быть, когда прощаешь человека, а боль от обиды остается и любви нет?» 

– Здесь, возможно, речь идет о формальном действии. Когда ты прощаешь человека, то все переживания, страдания, которые принес тот человек, забываются. Это самое лучшее чувство. Но люди душевные, у которых раздражительная часть души превалирует над духовной частью, сердечной, молитвенной, имеют особенные переживания, потому что это очень часто бывает завязано на биохимических процессах в организме человека. Вырабатывается гормон стресса кортизол. Сказал человеку что-то неприятное – ему стало плохо, он испытывает переживания. У кортизола есть определенный период распада, утилизации, чтобы он превратился в другие вещества, которые уже не вызывают таких процессов. У человека, который работает над собой, человека духовного, этот гормон может не вырабатываться. Он воспринял информацию – и слава Богу. 

– Со смирением. 

– Да, со смирением, с чистым сердцем, с сердечным, душевным миром. А люди раздражительные, которые не имеют духовной подпитки от Бога, очень часто страдают от этих процессов. Надо над собой работать. Если человек страдает психиатрической патологией (такое тоже может быть), то, может быть, нужно пройти лечение у специалиста и избавиться при помощи медикаментозных средств от тех или иных проявлений такого состояния. 

– Если осадок в душе остался, человеку следует, видимо, покаяться в этом на исповеди? 

– Да, если это имеет духовные корни. При правильной расстановке приоритетов и правильном изучении вопроса, почему это происходит у человека, истинное, искреннее покаяние может привести к облегчению состояния. Но если это патологический процесс, болезнь, то его уже надо лечить медикаментозно или при помощи каких-то методик. Допустим, у клинического или медицинского психолога есть познания в этой области, и он может помочь. Есть какие-то духовные упражнения, тесты, методики, которые помогают человеку выйти из этого состояния. С таким человеком надо работать, он должен наблюдаться и у духовника, и у психолога (или психиатра). 

– Вопрос: «Общаюсь на православных форумах. Столкнулся с неприятными вещами. В ответ на любой вопрос тебя стараются осудить, много оскорблений. Люди, не являясь духовенством, высокопарно рассуждают о воле Божьей и трактуют свои проблемы так, словно они старцы. Вместо живого общения – строки из Писания и цитаты святых. Как не осуждать и перестать воевать с ними? Как сохранить благое устроение, не отпасть от Церкви, общаясь с такими людьми?» 

– Очень хорошо, что такой вопрос напоследок задали. Я хочу ответить словами Святейшего Патриарха Кирилла, который очень много в своих проповедях, выступлениях говорит, чтобы человек не привязывал себя к гаджетам и высоким технологиям. Все, о чем говорит наш телезритель, обезличенно. И он очень «душевный», его раздражительная часть души хочет получить драйв, кайф, пообщаться, поругаться, доказать свою позицию. Ты не знаешь, с кем общаешься! Человек думает, что при таком виртуальном общении он может принести пользу своей душе, своему телу. 

Я слышал также проповедь викария Святейшего Патриарха – епископа Дионисия, который очень хорошо говорил о том, что раньше люди не имели книг, не могли читать, но языком своим молотили: осуждали, обзывались, перемывали всем кости. Сейчас все не так. Люди могут читать. Но это не приводит к духовной, душевной пользе. Очень часто люди занимают свое время участием в непонятных форумах: непонятно зачем пришли, зарегистрировались, провели там два, пять, десять часов. Они ничего не сделали для своей души, для своего тела, потеряли много времени, а пользы никакой не обрели. 

Православные люди должны воздерживаться от этого, больше молиться, больше ходить в храм Божий, заниматься своим телом, чтобы оно было здоровым. В здоровом теле здоровый дух. Хорошо было бы, если бы это было так. Чтобы наша Святая Русская Православная Церковь процветала благодаря таким людям. А кто эти люди? Мы с вами. Все, кто нас слушает и смотрит, кто мог бы украшать нашу Церковь своими делами. 

Пусть Божье благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами! 

Ведущий Денис Береснев 
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы