Беседы с батюшкой. Хорошее настроение

11 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

– Сегодня мы поговорим о хорошем настроении. Отец Мелхиседек, причины хорошего настроения могут быть разные: кто-то рад своему материальному положению, кто-то своим успехам, каким-то достижениям, но все это не духовные причины хорошего настроения. 

– Кто-то рад отпуску, хорошей погоде, которая никак не наступает. 

– Каковы духовные причины хорошего настроения? 

– Вообще-то у нас настроение как погода, это настолько неуловимая стихия… На него что-то может, конечно, влиять. Но лучше иметь такое устроение, чтобы на наше настроение как можно меньше было влияний извне. Поэтому главное – стремиться к тому, чтобы внутри было настроение, стержень. Была цель, то дело, которое ты призван делать как христианин, как специалист, как семейный человек. И не зависеть от погоды, от того, вовремя пришел транспорт или нет, что там было в метро (уехал ты на первой электричке или пришлось ждать)… То есть как можно меньше зависеть от внешних обстоятельств –это первое, к чему нам всем надо стремиться. 

Второе. Мне понравилась у старца Паисия такая мысль. Он говорит, что в жизни каждый человек может испытывать две радости: человеческую и божественную. Как раз от радости бывает и хорошее настроение. То есть это все созвучно. Он говорит, что когда человек что-то получает (помощь, внимание, заботу, звонок, улыбку, поздравление, внимание), он испытывает человеческую радость; а ты можешь испытать еще и радость божественную, когда будешь источником этой радости, когда ты сам и позвонил, и похлопал по плечу, и улыбнулся, и спросил, как дела, и сделал конкретное доброе дело. Как апостол Павел сказал: «Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною». Вот тогда и может появиться хорошее настроение, когда ты являешься источником этого настроения. Однажды Сократ сказал: «Истинная жизнь – жизнь не только для себя». 

Мы с Денисом перед передачей пробежались по вопросам... И, оказалось, задали такой вопрос: «Что делать, как молиться, чтобы сыну нашлась хорошая жена?» Это тоже относится к добрым делам – молитва о сыне. И я даю такой практический совет: все, кто хочет создать добрую семью, приходите в наш Покровский храм в Ясенево. У нас много молодежи, есть опыт: за десять лет шестьдесят пар мы уже повенчали только в нашем храме. 

Когда у одного священника спросили, как найти вторую половину, он из своего личного опыта сказал: надо молиться и делать добрые дела. Поэтому добрые дела не только создают хорошее настроение, они могут решить вообще многие проблемы в жизни и сделать жизнь счастливой. 

Как апостол Павел говорит: что человек посеет, то и пожнет; сеющий доброе – пожнет доброе, сеющий злое – пожнет злое. И вот мы на этот вопрос, как вымолить сыну хорошую жену, ответим: пусть сын молится и делает добрые дела. Тогда у него будет хорошее настроение, тогда он приобретет навык, как жить не эгоистом, потому что в семье счастье может найти только тот, кто побеждает свой эгоизм. 

Кто-то из мудрых людей сказал: в нашей жизни побеждает тот, кто победит свой эгоизм, свою лень и свое нерадение. Вот кто побеждает. Поэтому надо самому быть источником радости, хорошего настроения. Тогда у тебя точно будет хорошее настроение. И сейчас в нашей печально-унылой Москве с ураганами, цунами и дождями с наводнениями надо быть друг для друга солнышками, предупредительными. 

Кстати, мне сегодня рассказали потрясающую историю. Мы, наверное, все-таки недаром воевали с немцами, и в следующем году будет семидесятилетие Победы над немцами в Великой Отечественной войне. Мои близкие люди рассказали вот что. Они были в Германии. Ищут на стоянке, где занять место, и параллельно ищут ящик, где оплатить за стоянку. Вдруг подходит к ним пожилая пара (одеты очень прилично): «Вы знаете, мы понаблюдали немного за вами, как вы место ищете; у нас остался билет с проплаченной стоянкой еще на целых три часа. Возьмите, пожалуйста». И сразу задают вопрос: «А вам этого времени хватит?» То есть они готовы были еще и дополнительно оплатить. 

Я был приятно удивлен: сколько же добрых людей на белом свете! Видно, и немцам передалась наша доброжелательность; теперь, наоборот, от немцев передается доброжелательность. В чем была самая суть? Для них это были копейки, и они посчитали, что для кого-то это тоже могут быть копейки (ну осталось это время и осталось), но они подумали о том, что даже этими копейками можно сделать доброе дело. 

В Евангелии Господь говорит: «Приобретайте друзей богатством неправедным». Кстати, это очень спорная и глубокая притча, у святителя Феофана есть целая статья об этой притче, он говорит: «Неправедное – не значит приобретенное неверным и обманным путем». Потому что в конце этой притчи есть конкретные слова: «Если вы не были верны в чужом, кто даст вам ваше?» Этими словами Господа упраздняется вообще всякое инакомыслие, что можно пользоваться неправедным богатством для того, чтобы приобретать друзей. 

Святитель Феофан говорит, что Господь вообще всякое материальное богатство называет неправедным, потому что как бы для вечной жизни оно значения не имеет. Важно богатство духовное. И Господь дает эту заповедь: приобретайте себе друзей тем богатством, которое особой роли не имеет; оно неправедное по сравнению с богатством, которое внутри: это доброта, любовь, милосердие, смирение. 

И вот эти люди, может быть, даже не знающие Евангелия, а может быть, и знающие, делают вот такую мелочь. И знакомые рассказывают: «Мы к ним с благодарностью; они улыбаются, мы улыбаемся, у нас хорошее настроение». Вот такой круговорот любви в природе. 

– Вопрос телезрителя: «В молитве Иисусовой есть такое монашеское правило – пятисотница. Как мирянам выполнять это правило, придерживаясь золотой середины, потому что там и поклоны, и другое? И как правильно понимать слово "помилуй"? Там и страх не купить квартиру, и болезни, и проблемы...» 

– Есть такой совет для мирских людей: все начинать постепенно и поэтапно. Поэтому лучше утром выделить время для того, чтобы перед иконами пятьдесят Иисусовых молитв совершить (ровно десятую часть от пятисотницы). Не торопясь, произнести их вслух перед Господом с пятью поясными поклонами… И этот навык пусть потихонечку прививается. Для этого надо не так уж и много времени. 

Кстати, откуда нам взять время? Надо переменить свой режим. Мы все почему-то привыкли ложиться поздно и вставать поздно. Поэтому надо всем в духовной жизни стараться переключиться, чтобы было как можно больше времени утром перед работой, перед началом трудового дня. Это наилучшее время, когда мы со свежими силами, мыслями, чувствами. Порой мы спим до последнего, а духовная жизнь все-таки предполагает начинать день с молитвы и со времени, посвященного своей душе. Это и несколько строчек Евангелия, а лучше глава, потом утренние молитвы; у кого-то, может быть, еще дополнительные молитвы. 

Но начните хотя бы с пятидесяти Иисусовых молитв, раз есть желание и намерение, а потом постепенно, через месяц, прибавьте десять, еще через месяц – десять. И так на каком-то количестве продержитесь какое-то время, чтобы понять, что это вам по силам. Потому что важно не уменьшать, а по миллиметру прибавлять. Это первое правило духовной жизни. 

Как говорил наш покойный архимандрит Венедикт, наместник Оптиной пустыни, гайка духовной жизни должна по миллиметру закручиваться, но никак не раскручиваться. Поэтому не набирайте себе много правил, чтобы не начать их уменьшать, потому что это будет означать, что гайка начала раскручиваться. Лучше прибавлять по миллиметру, чем по миллиметру убавлять. 

Что касается слова «помилуй», дело в том, что в каждый момент времени и молитвы мы под этим можем подразумевать разные вещи: сиюминутные ситуации, благословение на сегодняшний день, «помилуй мою семью, меня», моление о благополучии в работе. Самое главное – начинать с того, чтобы стать другим: «Господи, этот день помоги мне провести свято, в смирении, любви, кротости, доброжелательности, правдивости, отзывчивости, чтобы я стал для других источником хорошего настроения». 

В эти слова можно вкладывать разный смысл (по обстоятельствам вашей духовной и внешней жизни). Конечно, больше всего мы молимся о том, чтобы произошла перемена в нашей жизни. Но под «помилуй мя» подразумеваются и семья, и сотрудники, и соседи, и родственники, и близкие люди, и врачи, и учителя. Мы как бы можем обнимать любовью этих людей благодаря этой молитве. 

– Существует такое представление, что человек, который серьезно относится к жизни, задумчив и даже мрачноват, а о человеке, который пребывает в хорошем настроении, часто говорят, что он легкомысленный, поверхностный. Как совместить хорошее настроение и серьезное, глубокое отношение к жизни? 

– Если у человека глубокое, серьезное отношение к жизни, то у него всегда будет и хорошее настроение. Потому что серьезное, глубокое отношение к жизни свидетельствует о том, что у человека правильное устроение. Поэтому надо отличать хорошее настроение от веселости, эйфории, от какой-то восторженности. Угрюмость, как нам кажется, еще вовсе не означает, что у человека плохое настроение. Если вы начнете с ним говорить, то может оказаться все иначе. 

Человек может быть внимательным, задумчивым, сосредоточенным на каком-то внутреннем переживании. В конце концов, многие христиане даже в миру являются теми самыми делателями молитвы Иисусовой (я знаю много таких людей). И когда с человеком разговариваешь, думаешь, что он какой-то задумчивый. Нет, он не задумчивый, у него просто идет глубокая внутренняя работа, и необязательно на лице должна быть какая-то внешняя веселость. Не всегда это бывает и не всегда это признак хорошего настроения. 

Хорошее настроение может быть и без внешних выражений, особенно это свойственно мужчинам. Женщина проявляет свое хорошее отношение эмоциями, улыбкой, мимикой и прочим, а мужчины чаще всего скупы на мимику, слова, на внешнее выражение. Это вовсе не означает, что у него плохое настроение, что он тебя не любит, не уважает, не ценит. Поэтому надо, конечно, не переносить свое женское отношение к жизни на мужчин, не надо этого требовать от мужской натуры. Мужскую улыбку, внимание и доброе слово надо умножать на десять, а не думать о том, что если вдруг какая-то серьезность, собранность или какая-то замкнутость, то это признак, что человеку плохо и у нас с ним плохо. Внешние проявления далеко не отображают внутреннего состояния человека. 

– Вопрос: «Скажите, пожалуйста, почему после молитвы происходит все наоборот: ответ на просимое получаю, но результат прямо противоположный?» 

– Немного путаный вопрос. Часто так бывает у новоначальных людей. Молилась, молилась о муже, чтобы меньше стал пить, а он вообще в запой ушел. Молилась еще о чем-то – и ровно противоположный результат. Это, конечно же, стечение обстоятельств и действие лукавого духа в этой жизни, чтобы человеку в начале его духовной жизни показать, что в этом как бы нет смысла; мало того, будет только хуже; чтобы человек преткнулся, заранее сдал свои позиции. 

Поэтому не перестаем молиться о родных и близких, о том деле, когда хотим, чтобы оно совершилось, о тех обстоятельствах жизни, которые должны управиться. Но мы должны знать: под лежачий камень вода не течет, мы должны сделать один шаг навстречу Господу. А Господь делает навстречу нам девять шагов, и попутный ветер не дует тому, кто никуда не движется. Поэтому надо сначала начать движение вперед. 

Кто-то сказал: «Знаете, что надо для того, чтобы достичь цели? Главное и непременное условие – двигаться по направлению к цели хотя бы по миллиметру». И в деле спасения то же самое. Не можешь идти по пути спасения – ползи по пути к спасению, не можешь ползти по пути к спасению, хотя бы лежи в этом направлении. 

Как часто бывает в нашей жизни: всякие лукавые предлоги и увертки в духовной жизни –устал, настроение... Вечерние молитвы надо прочесть, а был трудный день – ладно, кратенькое правило Серафима Саровского. Дай Бог, если так, а может быть, и вообще никак. Но человек перекрестил лоб, лег в кровать и все-таки старается. 

И даю такой совет: когда уже совсем ничего не хочется, но что-то сделать все-таки надо, возьмите четки, которые есть в книжном магазине в любом храме, – тридцаточку. Можете сами сделать, из ниток навязать узелочки… И хотя бы тридцать Иисусовых молитв, лежа в кровати, прочитайте. Вот это и будет исполнение того совета, когда не можешь ползти по пути к спасению, то хотя бы лежи в этом направлении. Не получилось по-настоящему помолиться, хотя бы перед сном хоть что-то сделай ради любви Господа, ради твоей собственной души. 

– Вопрос телезрительницы: «Две недели назад я была на богослужении в храме и во время богослужения чувствовала чье-то присутствие. Когда пришла домой, это чувство меня не покидало. Сейчас все нормально, но вот сегодня на исповеди у батюшки я спросила об этом, но ответа так и не получила. Что это могло быть?» 

– Не совсем понятно: были в храме и чувствовали чье-то присутствие. Во-первых, в храме наверняка Вы были не одна, было множество людей, которые пришли вместе с Вами помолиться. Наверное, не о том идет речь, что чувствовали присутствие людей, а это какое-то, может быть, духовное явление. 

Не обращайте на это абсолютно никакого внимания. Было чье-то присутствие или не было... Если от этого не меняется к лучшему наша жизнь, если мы от соприкосновения со святыней не становимся смиреннее и не видим своего внутреннего состояния, тогда и не было никакой цены этому духовному явлению. 

Помните, когда ученики попали в бурю (и Христос является им и эту бурю прекращает), Петр, обращаясь к Господу, говорит: «Господи, выйди отсюда, потому что я человек грешный». Является Христос, а его реакция: «Выйди, Господи, потому что я человек грешный». То есть он смиряется перед величием святыни, перед этим явлением Господа. Любое духовное явление в нашей жизни прежде всего высвечивает наше несовершенство. Вот тогда этому есть цена как какому-то духовному явлению в жизни. 

Например, мы сейчас сидим в студии, у нас здесь зеленый палас. И поскольку здесь очень много света, я на паласе вижу какие-то нитки. А если мы сейчас свет погасим, я на нем ничего не увижу. Поэтому явление духовного света в нашей жизни высвечивает уголки нашего несовершенства, наше несоответствие христианскому имени. И тогда соприкосновение со святыней приводит человека к глубочайшему смирению. 

А явление не от Бога приводит человека к самомнению, когда человек начинает думать о себе: «О, я не такой, как прочие человецы». А тут что-то было, почувствовалось... Если не почувствовалось своего личного покаяния и смирения, то просто надо забыть, да и все. Мало ли что в жизни покажется. Поэтому спокойно дальше молитесь, посещайте храм Божий, ищите благодати Господней, покаяния. И самое главное – изменения своей жизни к лучшему. Вот для чего и существует храм, чтобы мы стали лучше. 

– Еще вопрос от нашей телезрительницы: «Мне 65 лет. Ровно год назад я умерла на несколько минут, была в реанимации. Но Господь помиловал меня. Потом была операция, и я жива. Прошел год, отнимались ноги, Бог дал мне силы, я хожу. Чем я могу отблагодарить Бога? Я пытаюсь воцерковляться, пела в хоре на клиросе, но проблема в том, что я с трудом запоминаю, только все порчу. Нарушена координация, быстро устаю, даже на службе не каждое воскресенье бываю из-за немощи». 

Видимо, главный вопрос – как ей отблагодарить Бога? 

– Жертвой хвалы. Пусть в течение дня уста произносят: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе! Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый; Троице Святая, слава Тебе!» И выбрать из Псалтири места, в которых больше всего слов благодарности. Это 102-й и 145-й псалмы, они являются предначинательными на Божественной литургии. Благослови, душе моя, Господа – так начинается первый из них. Хвали, душе моя, Господа – второй. Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (33-й псалом). Выберите эти благодарственные псалмы из Псалтири. Бывает, что нам в порыве благодарности своих слов не хватает или же, чтобы перейти к своим словам благодарности, надо сначала «печку» разогреть. Она разогревается молитвословием по книге, то есть это Псалтирь, акафист или канон благодарственный. Как хотите, но Бога благодарите. Это и будет Вашей жертвой хвалы, которая прославит Его. 

Ну а если в храме можете что-нибудь делать, то, конечно, в храме посильный труд может быть. О том, что не запоминаете, надо было тоже переговорить с регентом. А если возможность есть, желание, ревность такая, может быть, какой-то народный хор существует... То есть в храме нужно быть не только пассивным прихожанином, но и стараться тоже служить. 

– Вопрос телезрителя Игоря из Москвы: «Почему у человека есть постоянные жалобы на жизнь? Его одолевают злые духи?» 

– Он сам себя одолевает. Недавно подходит прихожанка в нашем храме Покровском уже преклонного возраста, далеко за семьдесят. Я спрашиваю: «Татьяна Сергеевна, как дела? Как жизнь? Как здоровье?» Она говорит: «По возрасту». Думаю: «Господи, ну какая мудрейшая женщина! Ну какое может быть здоровье после семидесяти, после семидесяти пяти лет? Понятно, что у многих никакого. И человек трезво оценивает свою жизнь – по возрасту. 

Ропотная жизнь – это когда человек не оценивает ни своих сил, ни своих возможностей, ни того, что имеет; и будет ценить это только тогда, когда потеряет. Поэтому многим из вас, кто смотрит нашу передачу, хотел сказать одно мудрое наблюдение, которое и выразила однажды наша прихожанка Покровского храма. Кстати, в этот храм всех приглашаем, потому что в нем две с половиной тысячи метров византийской мозаики, нижний храм Михаила Архангела имеет копии величайших христианских святынь: Гроба Господня, места Рождества Христова, Гробницы Божьей Матери, Камня помазания, водоноса из Канны Галилейской и пр. Поэтому когда-нибудь выберите время. В Иерусалим не всякий человек может выбраться, а в наш храм может выбраться любой. Кстати, наш храм зовут Иерусалимом на окраине Москвы, потому что Ясенево – это самая южная точка. 

Как раз прихожанка этого храма и сказала мудрую мысль: «Мое состояние по возрасту». А еще мы должны благодарить Бога не только за то, что имеем, но за то, что имеем, а сами не ценим. И она мне однажды сказала: «Батюшка, Вы знаете, и семьдесят лет – нормальный возраст. Но об этом я узнала в восемьдесят». Поэтому давайте сразу благодарить и за двадцать, и за тридцать, и за сорок, и за пятьдесят, и за шестьдесят, потому что о том, что было все хорошо, мы узнаем только лет через десять. Что та полоса, о которой мы думали, что она у нас черная, оказывается, была не черная, а белая. Поэтому надо ценить то, что сейчас имеем. 

– Вопрос телезрительницы Юлии из города Кирова: «Батюшка, как Вы пришли к Богу?» 

– Это разговор для отдельной передачи, потому что это было интересно, радостно и непросто, но очень долго. Поэтому, может быть, этой теме мы посвятим целую передачу. Но самый главный момент в жизни я озвучу. Я родился в нерелигиозной семье. И лет с пятнадцати самая главная мысль, которая запала в мою юношескую голову: для чего жить? цель жизни? чем все закончится? к чему стремиться в жизни, ради чего не жалко было бы умереть? То есть это поиск… Потом масса всяких совпадений, случайностей, как бы мы сказали: особый Промысл Божий. Но началось все, конечно, с поисков Господа. А самое главное потом стало мне по жизни понятно; как блаженный Августин сказал: вы думаете, что вы Господа нашли, но это Он вас нашел. И эту благую мысль Он и вложил. И средства осуществить эту благую мысль Он и дал. Поэтому я, конечно, Богу благодарен за то, что это был Его призыв. Я не знаю, какова на пути к вере роль самого человека, потому что мне вдруг запала эта мысль в абсолютно атеистической обстановке, среди друзей. Это, конечно, величайшая милость Божья. 

Вообще веру в людях и то, что человек верующий, мы порой даже не ценим. Но это великое чудо – вера конкретного, отдельного человека. Если мы когда-нибудь будем думать, что это наши какие-то заслуги, усилия, поиск, то это большая-большая иллюзия, ошибка. Это Господь взял кого-то за руку, кого-то за уши, кого-то за шкирку и из болота жизни вытащил на белый свет. Поэтому даже за чудо веры Бога надо благодарить день и ночь. 

Есть такая замечательная шутка об отношении к жизни. Если доброму и верующему человеку по жизни не повезло с деньгами, ему уже повезло, что он верующий и добрый человек. Как сказал Господь: сыны века сего мудрее сынов света в своем роде. 

– Вопрос: «Как перестать бояться смерти? Не только своей, но и близких людей? Я понимаю, что есть и рай, и ад, но очень страшно, что после смерти ничего не будет. Очень сложно поверить в существование таких мест в современном технологичном мире. Еще и современная медицина это подтверждает. Как с этим справиться? Каждый вечер думаю о смерти и рыдаю. Сил больше нет». 

– Непонятно, при чем здесь технологичный мир, при чем медицина. Как может технология опровергнуть воскресение? Как может медицина опровергнуть воскресение? Бояться надо своей дальнейшей судьбы там, в вечности, но надо и твердо верить. Любая христианская душа читает в Символе веры каждый день: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Что значит чаю? Жду с нетерпением. Поэтому, конечно, самое главное, чего надо просить у Господа, это веры. Верю, Господи, помоги моему неверию. И апостолы говорили: «Господи, умножь в нас веру». Боязнь смерти и мысли о сомнении в жизни будущего века, сомнения в рае и аде – это, конечно, признак маловерия. И сам дар веры – это, конечно, великая милость и чудо Божье, его надо просить. «Господи, я понимаю, что так должно быть, но до конца в этом нет абсолютной уверенности». У Бога надо веры, конечно же, просить. 

Один человек пишет: «Я стал умирать и подумал: слава Богу, что наконец-то пришел всему конец. А когда открылись мои глаза после смерти (имеются в виду глаза не телесные), я понял, что это только начало. И как же было жалко, что перестало биться сердце». Это, наверно, был человек, который, как и женщина, на несколько минут умирал. Наверно, это тоже посмертный опыт человека, который сказал: «конец», а оказалось только начало. 

Кто-то из наших писателей сказал, что для многих людей было бы выгодно (и они так хотят), чтобы ничего не было. Но на самом деле все есть: и добрый рай, и ад, и Милосердный Господь. Феофан Затворник однажды сказал: на Страшном Суде Бог будет искать не то, за что наказать человека, а то, за что бы оправдать человека, лишь бы только хоть что-то доброе, светлое и верное нашлось в его жизни. Поэтому с этой надеждой и надо жить, что Господь смерти не сотворил. «Я Бог Авраама, Исаака, Иакова, у Меня все живы. Я живу, и вы живы будете. И всякий верующий в Меня смерти не увидит вовек, всякий верующий в Меня будет иметь жизнь вечную». Это слова нашего Господа, а они непреложны. 

А переживать за себя и за своих близких, безусловно, надо, чтобы вдруг не оказаться среди безумных козлищ, а оказаться среди овец Христовых, чтобы не оказаться по левую сторону, а по правую. А выбор в этой жизни за нами. 

Кто-то из духовных людей сказал: «Знаете, что такое ад и что такое рай? Рай – это место, где человек сказал Богу: да будет воля Твоя. Ад – место, где Бог сказал человеку: да будет воля твоя». Никого Господь не определяет ни в рай, ни в ад. Сам человек уже при жизни предопределяет себе место. Жил с Богом – и будешь жить с Богом, жил здесь без Бога – и там, к сожалению, окажешься без Него. И это будет твой личный выбор. Господь до бесконечности стучится в сердце каждого человека. А взломать эту дверь Он не может. Она открывается только изнутри. 

То, что мы пришли к вере, имеем веру среди миллионов неверующих людей, – это, конечно, великий дар Божий. Поэтому когда возникает мысль, пойти на всенощное бдение или нет, в воскресенье пойти в храм или нет, надо не просто пойти, надо бежать. Кто не может бежать – тот ползет, кто не может ползти, тогда смотри телеканал «Союз», телеканал «Спас», которые транслируют богослужения, проведи утреннее время с благодарностью Богу, с благодарным сердцем за этот великий дар веры. 

Как сказал Григорий Богослов: если бы мы, кроме веры и кроме Христа, не имели в этой жизни ничего, мы с верой и со Христом уже имеем всё. И вот за это все, за богатство веры и за богатство внутренней жизни, Бога день и ночь мы должны благодарить. А если у нас еще есть немного денег, немного работы, немного здоровья смотреть телеканал «Союз», «Спас», слушать радиостанцию «Радонеж», молиться, книжку читать, видеть, слышать, то мы просто вообще счастливые люди. 

– Вопрос телезрительницы Натальи: «У меня трое деток. Я каждый вечер перед сном крещу детей три раза и говорю: Господи, благослови и помилуй. Правильно ли я делаю? И скажите, пожалуйста, главную молитву о детях». 

– Молитва может быть самой простой: «Господи, помилуй», «Спаси и сохрани, вразуми, дай сон, утешение, пусть не плачут…» Ваша материнская молитва – это разговор с Господом. Поэтому говорите своими словами, молитесь своими словами; как угодно; сначала с одним настроением, потом с другим. Но пусть это будет с благодарностью, с заботой о детях. 

Кстати, у Вас (как у многодетной матери, имеющей троих детей), наверно, иногда такие мысли возникают: много это или мало... Хочу Вам сказать замечательную мысль: дети – это не проблема. Дети – это средства передвижения в старости. У Вас уже «машина на трех колесах». У Вас уже очень большие шансы помощи Вам Ваших детей в старости. Я молодым и бестолковым, которые заявляют, что дети будут попозже, а пока они хотят пожить для себя, говорю: «Вы живете как раз не для себя; жизнь состоит не только из молодости, но иногда и из очень-очень длинной и немощной старости. Поэтому в молодости, пока у вас есть силы и возможности рожать детей, подумайте уже о своей старости. Дети – это гарантированный «негосударственный пенсионный фонд», поэтому этот фонд надо всячески приумножать. Я за Вас радуюсь, что у Вас уже целых три соцработника этого негосударственного пенсионного фонда. 

Дай Бог Вам сил, чтобы они выросли умненькие, добрые. Кстати, добрые – значит умные. Недобрый – не умный человек. Поэтому вам всем хорошей мысли к 1 сентября: образование может быть и средним, воспитание должно быть высшим. Высшее воспитание тогда, когда людям с тобой хорошо. К этому и надо стремиться: воспитывать своих детей так, чтобы приучать их создавать хорошее настроение другим. Тогда это и будет высшее и хорошее воспитание, залог счастливой семейной жизни и хорошего настроения. Когда человек стремится к тому, чтобы другим с ним было хорошо, – это и есть причина хорошего настроения, о котором мы сегодня говорим. 

Все кажется очень и очень простым, но почему-то мы сами свою жизнь так усложняем, что ищем настроение; даже на кнопку хорошего настроения так и не нажимаем, все вокруг да около. Хорошее настроение – это добрые дела, добрые слова и доброжелательность, потому что доброжелательность свидетельствует о твоем хорошем настроении. И она способна посеять доброжелательность и в других. А это и значит хорошее настроение. 

Мы на сегодняшний вечер и на целую неделю желаем вам, дорогие мои, хорошего настроения. Поэтому молимся, делаем добрые дела и стараемся, чтобы людям с нами было хорошо, а тогда и нам самим будет хорошо. И Господь будет радоваться, что мы Его дети, дети любви и веры. 

Ведущий Денис Береснев 
Записали Елена Кузоро и Инна Корепанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Епархиальной комиссии по социальному служению г. Москвы, настоятель храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Бирюлеве (Москва) протоиерей Михаил Потокин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы