Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

21 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель строящегося храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

Не так много времени прошло с последней нашей встречи – и вновь Вы с нами,  вновь будем отвечать на вопросы, которые нам присылают в таком большом количестве. Первый вопрос: «Есть выражение: на все воля Божия. Так почему же в мире страдает столько людей? Что за несправедливость?»

 – За свободу надо платить. «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!» Гете вместе с Фаустом напоминают нам эту истину, евангельскую правду. Мы созданы по образу и подобию Божию, Господь нас сотворил свободными, и Он эту свободу хранит. И главная воля Божия – чтобы мы жили свободно. Если мы хотим по своей свободе исполнять заповеди Божии, приближаться к Нему – Господь рад. Если мы по своей свободе уходим в грех, в какие-то злодеяния – Господь печалится, но Его воля – нашу свободу хранить. Поэтому тут можно увидеть, насколько наша свобода такой дар, которым надо уметь пользоваться. Если ты, свободное существо, навредил кому-то из окружающих ближних, то это не получится списать на Бога.

Иногда для того, чтобы немножко подать нам подсказку, как из этой дилеммы выбраться, говорят: «Что-то происходит по воле Божией, а что-то – по Божиему попущению». То есть Господь, конечно, контролирует ход бытия, но что-то и попускает. Это противоречит Его благой воле о нашем спасении, о нашем счастье, но все равно это – в полном соответствии с Его волей о сохранении нас подобными Ему. Если бы Господь ограничил нашу свободу, мы перестали бы быть как Он. Бог абсолютно свободен. Ограничив нашу свободу воли, Бог показал бы, что Он Сам несвободен. Поэтому нам своей свободой надо очень бережно распоряжаться.

Свобода – это многоценный дар, поэтому мы ни в коем случае не можем ее порабощать греху и сатане. Можно сказать: что это за дар, который такие несчастья в мир приносит? Нет, свобода нас приближает к Богу, совершенствует. Если ангелы могут только воспевать Спасителя на небесах, могут выполнять какие-то прямые указания Божии (апостол Павел говорит, что ангелы – служебные духи, на службу посылаемые),  то венец творения –  человек – сам творец, и он может своим творчеством прославлять Господа.

А можно, наоборот, несчастьем мир наполнить. Иногда сатана просто на нас надевает шоры, говорит: «Какой мир жестокий». Но нет, мы же говорим: человек свободен, Бог по Своей воле дал человеку свободу и все контролирует. Несмотря на то, что люди все портят, столько замечательного в мире! Если б не было этого замечательного, мы бы все на себя руки наложили. Но все-таки так поступают только люди совсем безумные – либо в психическом плане, либо у которых душа уже совсем помрачена. Мы же все-таки, как бы у нас ни была тяжела жизнь, радуемся. Мы видим, насколько прекрасен мир, пусть и со смогом городов. Вроде нам тяжело дается труд, мы устаем, но все равно – мы отдыхаем, наслаждаемся, встречаемся с друзьями. И это перевешивает какую-то суету или тяжелую рутину нашего труда. В мире, несмотря на то, что человек все портит, гармония Божественная всегда есть.

А если мы все-таки хотим попасть в то место, где воля Божия уже на сто процентов исполняется, нам тогда надо не попасть туда, где исполняется Божие попущение. Разве Господь рад, если кто-то пойдет на добровольные мучения? В ад не Господь загоняет – в ад загоняет человек. То есть тот человек, который своей свободой распоряжался так, чтобы жить не по Божьей воле, а по Божьему попущению, он и попадет в то место, где действительно все будет по Божьему попущению. Господу никакой радости ад не принесет. Но если человек выбрал его для себя, то это будет. А мы же стараемся. И если мы волю Божию сейчас исполняем, то и попадем туда, где воля Божия совершается, где абсолютная любовь, где нет вражды, а непрестанная радость и очень-очень интересно и здорово.

– Вопрос: «Что такое епитимья? И что происходит, если ее не выполнить? По каким причинам допускается ее невыполнение?»

– Епитимья – это некоторое духовное упражнение, которое само по себе не имеет самостоятельной ценности. Когда ребенок пишет в прописях, это никак не сказывается на том, что он будет когда-то потом подписывать какие-то важные государственные документы или бизнес-план своей транснациональной корпорации, которую он построит. Это именно только для того, чтобы чуть-чуть почерк устоялся, чтобы научиться первым навыкам письма.

Так же когда человек делает какие-то физические упражнения – никакого смысла в самом по себе приседании, отжимании нет. Но есть смысл в том, что тело получает какую-то физическую крепость. Если на первом уроке английского заучишь какие-то слова, это не значит, что это самые важные слова в английском языке. Просто это такое начало,  упражнение. Точно так же и епитимья.

И кому больше надо делать упражнения? Кто допускает больше ошибок. Если человек спортивный, подтянутый – может, ему меньше физических нагрузок надо регулярно. Если человек пишет грамотно и с почерком все нормально – он будет меньше каких-то письменных упражнений делать.  Если у человека в уме все легко считается, цифры складываются (просто живой калькулятор), то ему не надо сидеть и решать какие-то бесконечные примеры, у него и так все это работает.

Точно так же и в духовной жизни. Грех – по-гречески «промах». То есть мы в цель не попали, совершили ошибку… И чтобы немножко закрепиться в каком-то своем делании после духовного падения, нам дается епитимья как духовное упражнение.

Человек после травмы сначала ходит на костылях. Так и с людей новоначальных не требуют как с людей, которые ходят в храм давно, они еще могут на какие-то свои послабления опираться как на костыли. Но если тебе сняли гипс с руки?.. Помню, в детстве ломал руку, мне сняли гипс, а я по-прежнему после этого еще некоторое время иногда все равно клал ее в повязку. Особенно в общественном пространстве – боялся, что кто-то заденет и будет больно. И нас с мамой даже пропустили без очереди к мощам целителя Пантелеимона, которые тогда, в 1994 году, первый раз привезли на Русскую землю с Горы Афон. Все увидели мальчика со сломанной рукой – и мы сразу попали к мощам.

Но надо сломанной рукой работать... Епитимья чаще всего последствие тяжелого греха, который не просто как болезнь, а как ампутация, например.  Но ты должен вставать и идти. Вставать на протезы, натирать мозоли – это неприятно, но это то упражнение, которое тебе поможет. И епитимья тоже воспринимается как духовное упражнение.

Однако тут нет никаких универсальных моментов. У разных людей разные способности организма, и им нужны разные упражнения. Что-то для одного нормально – а другой просто надорвется. Так и священник порой может не разобраться и дать очень тяжелую епитимью, с которой можно подойти к батюшке и сказать: «Батюшка, не могу я столько поклонов класть». Или: «Я вычитываю молитву, как вы сказали, но это для меня просто буквы – я читаю текст, но никакого общения с Богом нет». Или: «Батюшка, Вы мне запретили причащаться полгода, но я уже исправился –и моя душа жаждет. Уже три месяца прошло – можно, я причащусь? Правда, я этого хочу. А то боюсь остыть и вообще не прийти даже через полгода». И нормальный священник к этому прислушается.

Или бывает, например, человек приехал в монастырь, в другую епархию, к священнику, который не относится к его приходу. И в монастыре монах, который не привык к реалиям мирской жизни, к тому, как люди на приходах живут, – на чужое духовное чадо накладывает епитимью. Тут надо помнить: вы ее вообще не то что не обязаны исполнять, а исполнять вам ее запрещено. Это непослушание своему приходскому духовнику, что вы у кого-то другого берете епитимью.

 Даже этот монах – молитвенник, что по ночам на камне молится, человек святой жизни, – не сможет понять, что сейчас человеку полезно, а вы знаете, что он вынесет, что не вынесет, что ему полезно, что вредно Поэтому если вы что-то вне своего прихода получили, к своему приходскому батюшке подойдите и попросите вас от этой епитимьи освободить.

Если епитимья тяжелая и наложил ее на вас именно ваш приходской священник, то тут можно обратиться к духовнику епархии. Узнайте, кто других батюшек исповедует, и к нему сходите. И может, тот пожилой и уже заслуженный батюшка скажет: «Этот молодой, горячий. Борода еще не выросла, а уже епитимьи раздает. Я своим послушанием (не властью), которое на меня возложили (быть духовником епархии), разрешаю вам ее сократить». Это тоже вариант.

– Вопрос телезрителя: «У меня такой график работы, что часто не получается быть на всенощной перед причастием и приходится на литургии стоять и не причащаться. Я понимаю, что это неправильно. Насколько это серьезно?»

– Проблема системная, и надо ее системно решать. Сталкиваюсь постоянно с такой ситуацией. Действительно, в ритме современного города у работающего человека нет возможности ходить каждый раз на всенощное бдение. Однако причащаться, конечно, надо за каждой литургией. Уж тем более воскресенье без причастия мы не можем прожить, иначе мы Пасху Христову, Воскресение Христово не почитаем.

В то же время исповедь на литургии без какой-то уважительной причины – это настоящее кощунство. Мы празднуем, что Христос победил смерть и дает нам величайшие Дары, но стараемся эту великую радость замазать собственными грехами. Можно сказать: а как же батюшки стоят на исповеди? Но батюшки стоят на исповеди для кого? Бабушка еле встала, еще вчера у нее давление зашкаливало, ее просто шатало, она только с утра сюда дошла. Батюшка ее отвергнет? Исповедует. Мамочки пришли с маленькими детками или больной человек. Или человек был вечером на работе... То есть в экстренных ситуациях можно исповедоваться на литургии.

Посмотрим: уважительная причина у Вас? Уважительная. Но Вы говорите, что все-таки иногда можете выбраться на всенощную. Так этого достаточно. Выбирайтесь раз в месяц-полтора на всенощное бдение, спокойно  молитесь, исповедуйтесь и потом весь месяц каждое воскресенье причащайтесь. Потому что наша задача не отчитаться – галочку поставить перед причастием. Что имеется в виду, когда говорят «причастие после исповеди»? То, что ты покаялся и меняешь свою жизнь. Ты пришел на всенощное бдение, покаялся, искренне помолился на вечернем богослужении,  работаешь над собой, меняешь свою жизнь, сражаясь с грехами, и потом каждое воскресное богослужение  просто причащаешься.

Со своим духовником обсудите эту идею. Он может к ней отнестись немножко с подозрением. Возможно, он просто не читал документ «Об участии верных в Евхаристии», хотя этот документ принял Архиерейский Собор нашей Русской Православной Церкви. Если для человека епископы не указ, то он уже не священник. Потому что где епископы – наследники апостолов – там и Церковь.

Если рабочий день заканчивается уже к концу всенощной, то можно прийти к концу и исповедоваться. Исповедовался – и на службе вроде не постоял, а уже на литургии не отвлекаешься и батюшку не отвлекаешь, все вокруг воскресной службы сосредоточены. Точно так же и в будний день. Нет у тебя возможности в среду утром, например, причаститься, с утра работаешь. Исповедались во вторник – а потом месяц по воскресеньям причащаетесь.

– Вот и все, такой обычный совет.

Вопрос: «В чем причина очень частых, практически постоянных скорбей? Они начались у меня с тех пор, как я пришла в церковь. Как от них избавиться? Очень тяжело».

– Когда человек приходит в церковь и исповедуется, первое, что он после этого делает, –  целует крест Христов. Второе – целует Евангелие. Это не просто так, для красоты. Евангелие нам напоминает, что мы должны жить не по совести, которая у нас может быть дырявая и иногда все с ног на голову переворачивает, а жить по заповедям Божиим.

А то, что мы целуем крест, – этим говорим: «Господи, я спасаюсь. Освобождает меня от грехов то, что Ты Своей пречистой кровью, на кресте распявшись, омыл мои грехи и пострадал, не имея никакой вины». Господь страдал, мучился, хотя вообще ничего дурного за Свою жизнь не сделал. Мы же говорим: «Господи, я готов. Я чту Твои страдания, и я готов их с Тобой разделить. И раз я хочу разделить спасение, вечную жизнь, наследие Царствия Небесного, которое у Тебя есть, на пути к нему я готов тоже пострадать. Причем пострадать не за что-то, а именно за свои грехи».

Господь всех  любит. Если Он знает, что этот человек не хочет сейчас к Богу, – зачем его мучить? Господь же к нам относится как к своим детям. Пусть и неразумным. Зачем посылать испытания? Пусть живет, пусть все у него будет без испытаний, пусть грешит, радуется этой земной жизни – все равно потом в вечном мучении пребывать. А если человек все-таки понимает, что идет ко Христу, и понимает, что какие-то грехи есть, то Господь посылает испытания.

Порой человек не понимает, говорит: «Нет, я идеален, совершенен…» Тогда Господь продолжает посылать испытания. Поэтому Вам прежде надо разобраться: видите ли Вы, за что Вам Господь может посылать испытания? Возможно, за то, что делаете сейчас. Например, очень часто у людей вместо любви к ближним появляется формализм. И тогда Господь посылает очень много испытаний. Тогда формализм и желание всех поучать надо отвергнуть, с любовью к людям обращаться.

Может быть другая ситуация: сейчас человек живет по-христиански, но до этого были какие-то грехи, за которые сейчас можно пострадать. Есть замечательная книжка «На горах Кавказа» про монахов-отшельников, которые уходили в горы при советской власти. Комитет госбезопасности их выслеживал (кто им еду приносит, в горы идет). Их и горцы, дикие народы, тоже преследовали, избивали и так далее. Там был один монах, который постоянно молился (никто не знал о его прошлом): «Господи, накажи меня здесь, помилуй меня там». И вот он очень тяжело заболел. Там и так очень тяжело жить, а он еще болен, даже не может себя как-то обеспечить. Фактически лежачий человек.

Один раз монахи увидели, что приближаются горцы, и убежали еще дальше, спрятались в каких-то расселинах. А он не мог даже подняться с одра. Когда они вернулись, то увидели, что его избили и скинули со скалы. И если человек неверующий, то ему кажется – какой ужас... А монахи, наоборот, обрадовались. Они поняли, что Господь услышал его молитвы. Я помню, в детстве это очень впечатлило, показало разницу христианского и нехристианского восприятия мира – что Господь услышал молитвы. Возможно, у него до этого, в его молодые годы, были очень тяжелые грехи, и Господь ему дал их искупить.

Другое дело, что Господь все дает нам по силам. Нам как раз, может, не надо так молиться. Нам дерзать, как  монаху-отшельнику, не стоит. Наоборот, мы говорим: «Господи, помилуй нас!» Собственно, чаще всего мы на любой службе говорим: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Не заслуженную награду нам дай – не за что нас награждать, а действительно милость прояви. Поэтому Вы абсолютно вправе молиться: «Господи, я уже верю. Это раньше по гордости я сопротивлялась и говорила – за что? Вот там грешники, им Ты испытания не посылаешь, а у меня они незаслуженные, у меня не такие тяжелые грехи. Нет, теперь понимаю: у меня испытания заслуженные. И теперь, когда я это уже поняла, не надо меня вразумлять, Господи. Помилуй, дай мне что-то чуть-чуть полегче».

Господь увидит, что человек все понял и не споткнется, что его не надо тянуть из глубины. Вот если человек тонет, его надо спасать, хоть багром острым подцепить. Хоть этим багром ты человека покалечил, но он зато не утонул. Конечно, еще тяжело, ты наглотался воды, ты был в шаге от смерти, ты весь измотан. Но все равно уже спасен. Точно так же, может, Ваша душа прошла через какие-то испытания, и сейчас уже будет легче. Попросите Господа, скажите: «Господи, я заслуживаю, может, еще больших испытаний, но по Твоему милосердию помилуй меня. Я от Тебя не отступлюсь, не расслаблюсь, даже когда будет легче».

– Следующий вопрос: «Человек умер, не успев покреститься. При жизни говорил, что не сможет совсем не грешить, поэтому откладывал таинство Крещения. Как теперь нам, родным и близким, помочь ему, его душе? Как правильно молиться?»

– К сожалению, мы тут видим некоторый формализм, который был и в Древней Церкви. В Древней Церкви многие люди крестились в сознательном возрасте, а потом Церковь эту практику для христиан, по сути, запретила.

– Это как бы смываются крещением грехи прошлого.

–  Многие люди думают именно по формальному признаку: сейчас можно еще пожить, погрешить, потом все смоется. Человек живет с такой логикой. Но ты попадаешь в Царство Небесное не потому, что с тебя больше грехов смыто, а потому, насколько Господь увидел твое стремление к Нему.

Здесь Господь увидел, что человек к Нему не стремился, поэтому Он насильно не стал ему устраивать какое-то крещение; человек уже в полузабытьи, а родственники батюшку привели: «Батюшка, покрести». Человек что-то там говорит, в принципе – ну ладно... То есть прежде всего всем родственникам надо вынести урок: если мы стремимся ко Христу, то стремимся… Причем как родственникам некрещеным, так и родственникам крещеным. Надо со всеми близкими родственниками, кто беспокоится о нем, обсудить свое стремление к Богу: проявляется оно или нет…

 Сейчас надо молиться личной молитвой. За некрещеного человека Церковь не может молиться, могут молиться только отдельные люди, каждый сам, свободно. И батюшка тоже может лично помолиться, но на службе он уже его не помянет. Поэтому должны молиться за него близкие родственники и друзья. Но как может молиться человек, если у него собственные грехи нераскаянные? Поэтому обязательно те из близких, кто хочет помочь, обязательно должны сами покаяться и потом за этого человека молиться…

Человеку, который был крещен, но ни разу не исповедовался, не причащался и умер, не позавидуешь. Потому что он благодатью Божией пользовался всю жизнь, Церковь за него всю жизнь молилась, святые своим заступничеством ограждали, а он ничего Богу не принес.

Человек, который жил без крещения, церковной благодатью не пользовался, поэтому с него и спрос меньше. Кому больше дано, с того больше и спросится. Пришли два человека: ни у одного, ни у другого денег нет. Но один должен всего, можно сказать, тысячу рублей, а другой – сто миллиардов рублей. Ни у того, ни у другого денег нет, но с кого спрос больше? С того, у кого миллиардный долг.

Поэтому за некрещеного родственника можно воздохнуть даже чуть спокойнее – с него спрос будет меньше. Но молиться за него мы должны. При этом крещеные родственники должны помнить, что из своего миллиардного долга Господу нужно выходить, нужно молиться, стремиться к Нему. Тогда они не только себе помогут, но и помогут своему близкому человеку. И в Царствии Небесном все встретимся.

– Вопрос телезрительницы: «Как отличить самовнушение от истинной веры?»

– Интересная постановка вопроса. То есть человек убеждает себя, что вера есть, а на самом деле ее может не быть. Действительно, такое случается. Воспользуемся советом апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Например, тебе кажется, что ты православный христианин, но если дел любви никаких не совершаешь, то и толку нет.

Как узнать, у нас вера мертва или нет? Есть у нас дела любви или просто это какая-то суета житейская? Апостол Павел говорит: Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Вот и смотри: у тебя вера радостная или ты мрачный? Ты долго терпишь или тебя все выбивает из колеи, начинаешь охать, ахать? Ты действительно воздержанный человек или во время поста сидишь на хлебе и воде, а когда пост закончился, так наедаешься, что сдвинуться с места не можешь? Тогда это к воздержанию не имеет никакого отношения, а есть некий формализм. У тебя есть некоторая кротость или ты превозносишься над людьми (или, когда неуверенно себя чувствуешь, лебезишь перед ними)? Вот по этим плодам (или их отсутствию) можно понять, насколько наша вера живая.

Как говорит апостол Павел: и бесы веруют, что Христос есть, Бог есть. Конечно, ведь они были Его ангелами, Его созерцали, Ему служили. Но от этого никак их существование не меняется, они никак не меняют свое озлобленное состояние на любовь. Ведь на самом деле можно убедить себя, что я такой милостивый, заботливый. Но Господь посылает нам наших близких людей (в том числе и наших врагов), которые нам постоянно на наши недостатки указывают. Возможно, где-то они клевещут и все не так, но в чем-то надо прислушаться к ним и увидеть, что Господь через этих людей показывает: нам есть что исправлять, есть то, что с нашей верой не сочетается. И когда мы это исправим, тогда в полной уверенности сможем говорить: «Господи, я в Тебя верю».

Однако до самого последнего момента мы должны укреплять нашу веру. Как слепцы, которые пришли к Христу в Иерихоне, а Господь их почему-то не исцелял, пока они не признались: «Господи, мы верим, но помоги нашему неверию!» Вот и мы точно так же должны говорить: «Верим, Господи, но помоги нашему неверию». Мы свою веру должны постараться с запасом укрепить. Например, если тебе надо перепрыгнуть с крыши на крышу, преодолев расстояние в полтора метра, то лучше постараться прыгнуть на два метра, потому что если  чуть-чуть не долетишь, то упадешь и разобьешься, а если перелетишь чуть дальше – ничего страшного, сил не жалко.

Нужно свою веру узнавать, в том числе на рациональном, умственном уровне: читать Евангелие, творения святых отцов, пытаться формулировать и задавать вопросы, чтобы услышать ответы. Все это тоже нашу веру укрепляет. Но нашу веру укрепляет не только понимание. Если у нас будет и молитва – общение с Богом, и укрепление разума, и дела веры, тогда уже можно быть более спокойным – скорее всего это не самовнушение; вера у нас есть. И стремление к Христу у нас есть.

– Следующий вопрос: «Расскажите, пожалуйста, чем отличается баптистская церковь от православной?»

– Протестантские церкви можно достаточно условно назвать Церковью. Церковь – это собрание верующих людей. Есть филологический термин, а есть богословское направление, потому что Церковь – это прежде всего Тело Христово, Глава которой – Сам Христос, наш Спаситель, с Которым мы вступаем в единство, стремимся достигнуть обожения, в том числе через причастие Святых Христовых Таин.

Баптистов, как и всех других протестантов, даже самых консервативных (не берем каких-то совсем уж диких сектантов), все равно сложно назвать Церковью в полноценном ее понимании: не по юридической регистрации, не в филологическом смысле, а именно Телом Христовым. Потому что протестанты не считают, что Причастие – это истинные Тело и Кровь Христовы. Господь говорит в Евангелии апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание», то есть причащайтесь, преломляйте хлеб. Протестанты считают, что Господь на Тайной Вечере дал просто хлеб и вино, но не считают, что это Тело и Кровь Христа. Мы считаем, что это реальность. Конечно, отличий очень и очень много, но это самое главное – реальность соприкосновения со Христом. Если ты чего-то не смог достичь сейчас, то где основания, что после смерти к Нему приблизишься?

Конечно, у баптистов есть особенности и по сравнению с другими протестантами; в частности, относительно крещения. У баптистов есть акцент, что человек должен креститься в осознанном возрасте. Действительно, если человек крестится взрослым, он должен делать осознанный выбор. Бывает, многие люди крестятся в 20 лет, в осознанном возрасте, а в 40 лет впервые приходят на исповедь, двадцать лет спустя. Спрашивается: а зачем крестился? То есть даже в чем-то и у баптистов надо поучиться.

Но баптисты почему-то отказывают родителям в осознанном выборе крестить ребенка. Потому что родители тоже осознанно выбирают за своего ребенка все самое лучшее. Ребенок не должен ждать и умирать с голоду, пока вырастет и скажет: «Мама, я хочу есть». Если ребенку пора есть, мама его подносит к груди и кормит. Зима настала – ребенка тепло одевают, не ждут, пока он замерзнет. Мы как родители заботимся о ребенке. Мы не ждем, пока ребенок вырастет неграмотным и скажет: «Мама, я хочу выучить десять языков». Нет, надо ребенка учить.

Православный человек не может согласиться с баптистом, что ребенка надо лишать самого ценного; наоборот, родители должны крестить ребенка. В чем единственная крупица истины у баптистов – крестить нужно осознанно. То есть когда родители сами осознанно стремятся к Христу, исповедуются, причащаются, они крестят и детей тоже, потому что хотят, чтобы ребенок реально со Христом соединился.

Поскольку реального причастия у баптистов нет, то нет и стимула крестить ребенка. Зачем? Если они только хлеб преломляют в воспоминание, пусть даже и Евангелие прочли. Реального причастия у них нет. Для нас, православных христиан, Причастие – это реальность. Мы, конечно, стараемся соединиться со Христом, причаститься не в осуждение, превозмочь свои грехи. А ребенок безгрешен, поэтому для него очень важно причащаться, он на сто процентов может соединиться со Христом, и ничего в душе его не помешает этому, потому что благодатью таинства Крещения первородный грех уже омыт, а в силу возраста личных грехов еще никаких не появилось.

Различий с протестантами великое множество: и в понимании священства, и в понимании епископского служения. Много можно перечислять, но Причастие – самое существенное. Если в дальнейшем в диалогах с баптистами у Вас появится более конкретное затруднение, спросите – и мы это конкретизируем, обязательно найдем ответ. Потому что Христос с нами и веру православную хранит.

– Следующий вопрос: «Как найти праведного мужа?»

Не совсем понятно, что имеется в виду – супруга или праведника мужского пола? Давайте все-таки о супруге поговорим.

– Надо понимать, что если ты сам в пучине греха, то найти праведного супруга будет сложно. Если ты все-таки уже в силах свои страсти победить, то можно уже и на большее замахиваться. Надо помнить, что мужья не только праведные находятся, но их можно праведными сделать. То есть ты находишь такую «сырую глину»: родители худо-бедно воспитали, но человек слабоверующий. Для того чтобы сделать его достойным православным мужем, приведи его к вере. Не заставляй вычитать сто канонов, а покажи красоту православия, что это радостно...

– Только не очень настойчиво, а то испугается.

– Да. Насильно мил не будешь. Как нельзя насильно загнать в ЗАГС, так нельзя насильно и в храм привести. Можно, но не нужно, иначе за свои ошибки придется расплачиваться.

Понятно, что лучше сразу заботиться о своих детях. Потому что если ваши дети будут ходить в воскресную школу, с детства будут в храме, то им будет проще найти супруга в православной среде.

Есть, конечно, и более технические методы: например, ходить в молодежные клубы при православных храмах, самим устраивать их. В Москве с клубами лучше обстоят дела, в маленьких городах батюшки ленятся: «У нас одни бабушки, молодежь не придет». Тогда можно выступить инициатором, сказать: «Батюшка, давайте организуем клуб. Я помогу, буду чай наливать, а Вы будете приходить и чуть-чуть с нами беседовать». Главное – батюшку заинтересовать: «Вот бабушки умрут… А Вы поработайте с молодежью, это ваши будущие прихожане». Батюшка задумается и скажет: «Наливай чай, я обязательно приду и постараюсь что-нибудь интересное рассказать». Если на своем приходе не получится это организовать, можно предложить на другом приходе: «Батюшка, я готов быть главой молодежного клуба, даже готов отчеты писать, есть у меня активность». Господь за эту активность вознаградит.

Кроме того, очень полезно бывает узнать человека в труде. Есть, например, проект «Общее дело. Наследие Севера»: люди занимаются реставрацией храмов. То есть они не просто едут в какую-то поездку, но трудятся вместе, и видны сразу все негативные и позитивные стороны человека... А во мне что вылезло? Могу ли я над собой поработать?

В принципе, можно найти супруга в любом православном паломничестве, путешествии. Например, год назад я венчал пару, они познакомились в поездке. Мы ездили с молодежью в паломническую поездку в Ярославль, никаких бабушек не брали, только молодежь. Вот там они познакомились, теперь повенчались; замечательная семья. Другие ребята ходили вместе на евангельскую группу, там познакомились. Я их венчал несколько месяцев назад. Поэтому любая приходская активность помогает семьям состояться. И если батюшка так забегался, что у него нет сил заняться молодежью, надо просто помочь ему что-то организовать.

– Вопрос телезрителя: «Я все время хочу прийти в церковь, поучаствовать в богослужении, поставить свечку, но что-то как будто меня не пускает. Что это может быть?»

– Это наш противник. Душа наша по природе христианка и стремится в церковь. Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Господь нас ждет, Господь нас зовет. Кто не хочет нас пускать? Только бес, он предложит тысячу и один предлог. Он может повлиять, устроить через злых людей какие-то препятствия, какое-то стечение обстоятельств (поскользнулся, упал, дела какие-то навалились). Или, наоборот, может случиться что-то приятное: например, вас позвали в гости, на концерт, на стадион. То есть враг сделает то, что нас должно отвлечь. А может быть так, что нам дали какое-то задание на работе, возникла какая-то сверхурочная занятость, и мы из-за этого не нашли сил встать с утра и пойти на службу. Но надо себя превозмочь.

Для начала надо понимать, что сила бесовская боится молитв. Не нужно ждать, когда в храм попадешь, чтобы молиться, а начинать уже дома молиться: перед едой, вечером. Идешь по улице, например, мысли какие-то скверные лезут в голову – молись Господу. Если мысли радостные – Господа поблагодари. Если молитва в сердце появляется, то дьявольская хватка вокруг души уже ослабляется. Просто если человек не ходит в храм, хотя и верующий, христианин, дьявол воспринимает его как свою добычу: все, я его поймал. Верующий человек для него в два раза вкуснее, чем неверующий или иноверец, поэтому за христианина он будет держаться смертным боем.

Но когда человек дойдет до исповеди – уже легче будет. Если после исповеди человек проведет нормально вечер, с утра причастится, достойно подготовившись, – вообще будет легкость. Но если человек и после причастия не сорвался и благодать, которую в душу принял, остается, Господь поможет и силу бесовскую отодвинуть. Да, потом будут испытания, но главное – сделать первый шаг. Если ты первый шаг сделал, протянул Господу руку, Господь ждет с протянутой рукой, чтобы нас вытащить из этого болота. Но Он никогда не нарушит нашу свободную волю. Конечно, Ему печально, если Он видит, что человек почти до храма дошел, даже в храм зашел, свечку поставил, а на службу не попал. Поэтому решайтесь! Господь этого ждет. Никакой рогатый и хвостатый нам не должен быть помехой.

– Вопрос: «Можно ли говорить знакомым об их грехах, чтобы привести их к покаянию, если они сами рассказывали о своей жизни? И ты указываешь на их ошибки».

– Тут очень важна сила нашего авторитета. Если это не просто знакомые, а наши хорошие друзья, которые нам доверяют, которые знают, что мы прислушиваемся к их советам и тоже понимаем про свои грехи. То есть если это двусторонний процесс, то можно человеку помочь. Например, сказать: «Смотри, ты все время обижаешься на кого-то третьего, но ты сам ему обидную вещь говоришь (или делаешь).  Или, наоборот, не делаешь – и от твоего неделания у человека возникает обида в душе. Убери это, и тебе будет легче». Причем необязательно говорить об этом как о грехах, это может быть дружеский совет: «Смотри, если ты так не поступишь, то легче душе будет».

И обязательно надо это уравновешивать. Как любая горькая пилюля всегда бывает в сладкой оболочке, так и мы должны человека сначала в чем-то похвалить: «Посмотри, ты тут такой молодец, у тебя здесь получается, ты здесь всем фору дашь. И на этом фоне ты на кого-то постоянно срываешься. Ты же хороший человек! И это даже странно смотрится. Давай подтяни это. Если покаешься, начнешь менять свою жизнь с помощью Божией, исправишься и будешь идеален».

Если же ты так прессуешь человека, что тебе уже говорят: «Ты любишь всех поучать», указывая на твой грех, а ты этого не слышишь, то прежде всего надо начать самому обратить внимание на свои недостатки, о которых тебе близкие говорят, над ними поработать, поблагодарить близких за это и только после этого уже помогать окружающим.

– Следующий вопрос: «Правильно ли я исповедуюсь, называя грех одним словом, не рассказывая, как, что и почему?»

– Раз такой вопрос поступил, значит, ситуация более сложная. Если ты из раза в раз приходишь на исповедь и просто повторяешь грехи как считалочку, – это, конечно, кощунство. Потому что ты должен либо грех не повторять, либо разбираться с сутью греха. Бывают другие крайности, когда человек, наоборот, чтобы батюшку сразить, увлеченно рассказывает, какие обстоятельства были, уже не в своих грехах кается, а еще и о чужих рассказывает.

Краткость все-таки сестра таланта, но надо все равно говорить по существу. Тем более если совесть нас как-то обличает, то нужно сказать: «Батюшка, я из раза в раз пытался окольными словами это сказать, но грех этот меня не покинул, он повторяется. Поэтому я покажу Господу силу моего раскаяния и назову полностью то, что раньше называл одним красивым словом…» Батюшка задумается; может быть, даст епитимью или даже скажет, что нельзя причащаться (потому что иногда люди так завуалируют свои грехи!).

Кроме того, священник сможет помочь в какой-то ситуации. Например, если вы из раза в раз раздражаетесь из-за какой-то ситуации на работе, священник может сказать так: «Вот здесь ты сам не прав, здесь не надо раздражаться, а надо перетерпеть, сжать зубы и не реагировать. А вот здесь ты не виноват, но с начальником не поспоришь; зарплату платят вовремя, поэтому потерпи. А вот здесь, например, спуску не надо давать, надо человека поставить на место, это будет для всеобщей пользы». И мы тот грех, который сидел в нас огромным камнем, уже раздробили на три части. Когда камень в почках, например, засел и не выходит, его раздробили чуть-чуть, и он песочком вышел. Так и здесь: раздробили ситуацию на части и увидели, что это на самом деле и не проблема; по частям с этим грехом разобрались. Попробуйте чуть-чуть подробнее исповедоваться, не впадая в крайности, и, возможно, получится свой грех победить.

– Вопрос: «Ангел-хранитель человеку дается от рождения или с крещением?»

– Ангелов у Господа – легионы, хватит на всех: и на крещеных, и некрещеных людей. Поскольку Господь любит каждого человека, то у каждого есть ангел-хранитель. Но когда человек крестится, думаю, у него появляется уже ангел более высокого чина, хотя у нас нет каких-то доказательств этому. Но если человек проявляет ответную любовь, Господь о нем тоже больше заботится.

Мы помним, что в душе человека может несколько бесов гнездиться. Как говорится в Евангелии, когда человек поработал, изгнал одного беса, тот скитался по безводным местам, ища покоя, и, не найдя его, возвратился к этому человеку и привел с собой семь других бесов, более злейших. Если в душе человека может вмещаться восемь бесов (как мы помним, в бесноватом был легион бесов), что стоит Господу дать нам несколько ангелов: одного при рождении, другого при крещении, а потом, если мы сподобились благодати, еще сотню или тысячи ангелов?

Амвросий Оптинский говорил: «Где просто, там и ангелов со сто». Он был сама святая простота (правда, пять языков знал, не надо об этом забывать), и вокруг него легионы ангелов были. Люди заходили к Амвросию Оптинскому со своими бесами, а вся его келья при его таком самоотверженном монашеском подвиге была просто наполнена ангелами. Какая радость!

Поэтому если кто-то из ваших друзей спорит, что ангелы даются только при рождении или только при крещении – и там, и там ангелы даются, и их количество можно умножать до бесконечности. Их много у Господа, и Господу их для нас не жалко.

– Короткий практический вопрос: «Что означает в Евангелии сокращение «зач.» и числа в скобках?»

– Зачала – это церковные деления. Сокращение «Мф.» – Евангелие от Матфея, «Мк.» – Евангелие от Марка, «Лк.» – Евангелие от Луки. В том числе есть свои обозначения для апостольских и ветхозаветных книг; например, сокращение «Быт.» – Бытие. И так далее. Это сделано для того, чтобы, видя евангельскую цитату в каком-то тексте, мы могли найти эту цитату и посмотреть контекст. Первая цифра в скобках означает главу, вторая цифра – номер стиха.

Однако на богослужении используется немножко другая система отрывков, которые читаются. Они читаются тоже по стихам, но берутся смысловые отрывки, которые разбиваются на зачала. Зачала идут параллельно делению на главы и стихи. Зачала бывают совсем коротенькие – в несколько стихов; и длинные – на 20-30 стихов (особенно великопостные зачала). Зачало – это часть евангельского текста, который нужно на службе прочитать. Когда мы видим: «зачало 15 Евангелия от Иоанна», – мы знаем, что это не 15-я глава, не 15-й стих; мы пролистываем богослужебное Евангелие (в обычном Евангелии для домашнего использования этого может не быть) и находим именно 15-й отрывок из данного Евангелия.

– Отец Стахий, в конце передачи скажите краткое напутствие нашим телезрителям.

– Все мы находимся под покровом Пресвятой Богородицы. Ее чудодейственный образ Казанской иконы не только ограждал нас от врагов земных, но самое главное – он ограждает нас от всякой силы бесовской. Почему мы можем что-то у Богородицы просить? Потому, что Она нам как Мать Небесная. И давайте будем стараться быть как Христос, подражать Ему в прощении, в любви, в незлобии, в готовности послужить окружающим людям. Если мы так будем делать, будем молиться Пресвятой Богородице, Она обязательно увидит в нас сходство со Своим Божественным Сыном и обязательно за нас перед Его небесным Престолом походатайствует – и все у нас будет хорошо.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Татьяна Муравьева и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Может ли человек победить дьявола».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы