Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

14 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

–  Первый вопрос (достаточно практический, но, думаю, очень важный): «Расскажите, пожалуйста, какое значение имеют церковные свечи? Насколько необходимо использовать свечи при домашней молитве?»

– Церковные свечи – действительно оригинальный атрибут православного христианина и в домашней, и в церковной молитве. Свеча как символ знаменует собой горячую молитву. Горящая свеча как бы символизирует душу человеческую, которая Богу светит молитвой. Таким образом, свеча играет очень важную роль в системе ценностей православного христианина.

Если вдаваться в историю, мы знаем, что в ранних христианских общинах не было света – и свеча играла практическую роль. Потому что нужно было подсветить священные тексты и гимны,  чтобы помолиться по книгам. Для этого использовались свечи. Но также система христианского богослужения устроена таким образом, что по свечам люди могли ориентироваться, какой момент службы идет. Потому что очень часто бывали богослужения и в катакомбах, где не было света, и при помощи свечи можно было увидеть, что выносят Святые Таины, что при помощи свечи архиерей благословляет, осеняет народ.

Сама свеча имеет большой символический смысл. В домашней молитве это также имеет большое значение, воспитывает человека, прививает ему правильное христианское делание дома. Когда человек хорошо, бережно относится к своему домашнему иконостасу и в домашнем богослужении использует свечи, которые он, может быть, взял в храме, это также говорит о том, что это церковный человек.

И, конечно же, когда человек приобретает эти свечи в храме, то не секрет, что он помогает и храму существовать. Храму нужно платить за свет, за воду, платить определенные налоги, оплачивать хор, различные работы, связанные с восстановлением, ремонтом. Поэтому свечи играют большую роль как в духовном, так и в практическом смысле. Использовать свечи необходимо; хорошо и правильно делает человек, когда приобретает в храме свечи для домашней молитвы.

– Такой вопрос: «Ты дал обещание человеку, которого не стало, и теперь нужно делать обещанное до конца? Или уже нет человека – нет обещания?»

– Обещание, бывает, дается в результате определенной позиции – успокоить человека или продолжить его благое дело. Я знаю людей, которые были последователями какого-нибудь профессора, учителя, который завещал им довести до конца начатую им работу. И они говорят – да, мы закончим, опубликуем книгу или исследовательскую работу, чтобы это было доступно широким кругам специалистов, людям. Здесь, конечно же, необходимо выполнить обещание. Бывает (практическая сторона вопроса, пасторского руководства к действию), допустим, умирает человек, завещая, чтобы его тело было кремировано. Приходят люди и говорят: родители хотят, чтобы их кремировали. Что делать? Я говорю: «Вы пообещайте, что вы сделаете это, а поступите по-другому». Потому что все же это православный человек…

– А переубедить человека?

– Если не получается переубедить (и чтобы не было предсмертных страданий) – пусть он будет уверен в том, что сделают так, как он хочет. Но если он крещеный, если он хоть как-то принадлежит Церкви Христовой, можно его обнадежить, но выполнить так, как обычно поступают с православными усопшими людьми (то есть погребают в землю). Поэтому вопрос неоднозначный. Можно посоветоваться со священником, духовником и принять правильное решение.

– Вопрос: «Если в Бога веришь, а священникам нет – что тогда делать?»

– Священник тоже человек, зачем всем верить? Священное Писание нам приводит один очень хороший пример. К Христу обратились и говорят: «Фарисеи учат народ, а сами так не поступают; что делать? Не слушать то, что они говорят?» Христос говорит: «То, что они говорят, – делайте. А вот как они поступают – то не делайте. Пусть внешняя сторона их жизни не будет для вас примером. А в том, что им повелел говорить Бог (то, что написано в Священном Писании), – в словах Бога не сомневайтесь. Выполняйте то, что требует Бог, а жизнь грешных людей не повторяйте».

 Священник может иметь свои как превосходные духовные качества, так и какие-то человеческие, негативные качества, которые не являются благопристойным признаком его служения. Но надо разделять священное служение и личную жизнь человека. Поэтому мы должны слушать священников в том, что касается нашей духовной жизни и душевной. А если мы видим какие-то излишества (то, что не касается Церкви и церковной жизни), то, конечно же,  можем и не принимать эти слова во внимание.

– Вопрос: «Как относится наша Православная Церковь к вакцинации детей? Знаю, что многие отказываются от прививок. Очень хочется узнать Ваше мнение».

– Есть болезни, которые могут привести ребенка к смерти. Та же самая дифтерия – страшнейшее заболевание, которое приводит очень часто к летальному исходу. Очень часто бывает, хватаются за голову мамочки, которые не привили детей 18–25 лет назад (уже тогда эта истерия началась); они говорят: сын не может с женой иметь ребенка. Начинаешь копать глубже, и оказывается, что он переболел волчанкой – со всеми клиническими осложнениями. Это такая вирусная болезнь, которая поражает все железы внутренней секреции, в том числе и репродуктивные железы мальчиков и девочек. Происходит воспалительный процесс, который приводит к тому, что начинает плохо работать поджелудочная железа, надпочечники. Но, самое главное, мальчик, который переболел свинкой (вирусным паротитом), становится бесплодным.

– Многие не верят в то, что вакцины помогут.

– Есть клинические исследования, клинические данные. Если бы, допустим, я видел какой-то вред в прививках – одним из первых взял бы знамя и пошел на демонстрацию, чтобы говорить, что там какой-то обман. Но я  сам исследую эти вопросы и знакомлюсь с данными по организации здравоохранения, потому что являюсь специалистом в этой области. И удивляюсь, насколько люди не могут защитить сами себя.

Причем они это делают по своей глупости, добровольно – отказываются от того, чтобы их ребенок был здоровым. Когда один-два случая на миллион населения – это одно. А когда это тысячи, десятки тысяч – то мы столкнемся в конце концов с глобальной проблемой, которая коснется нас, нашей нации. Россия, получится, будет находиться в определенной опасности. Потому что те болезни, которые могут развиться, которыми могут переболеть дети, наложат определенный отпечаток на здоровье нации. Таким вот образом это можно трактовать.

… И если какой-то старец, который не имеет никакого отношения к медицине и определенных познаний, не приводя абсолютно никаких аргументов и фактов, ничего не зная в этой области, начинает говорить, что вакцинация – это плохо, уходите, мол, как бы в такое добровольное подполье, не напоминает ли  это секту мнимых старообрядцев? Которые в избах закрывались и поджигали сами себя. Они какой-то хороший пример показали?

…Есть люди, которые говорят, что этого не надо делать. Но постойте, господа, вы же привиты? Вы же не болели этими болезнями? Вы же не сталкивались с этой проблемой в реальной жизненной ситуации? Зачем вы людей подталкиваете к таким глупостям? Приводят много аргументов…

– Верят в заговоры, например.

В какой-то ситуации, чтобы себя обезопасить и быть уверенным, что вакцина соответствует тому, что действительно нужно для человека, – как это сделать? Покупать ее отдельно?

–  Какая разница?.. Кому по кошельку ударит? Тебе или кому-то другому? Тебе, конечно.

Бывает, люди говорят, что мы загранице помогаем. Спрашиваешь: а каким телефоном пользуешься? Заграничным. Какая у тебя машина? Иномарка. Какие у тебя девайсы, телевизор?

– Одежда та же.

– Все у тебя заграничное, и вопроса не возникает, что ты поддерживаешь чужую экономику. А тут на вакцинах вдруг… Бывают и дорогие вакцины. Но государство это закладывает в бюджет, и Министерство здравоохранения тратит определенные деньги, необходимый минимум для поддержания здоровья населения страны. Поэтому я не вижу смысла покупать это за свои деньги.

Люди, которые не разбираются ни в токсикологии, ни в медицинской микробиологии, начинают плести ерунду, что они прочитали какие-то инструкции, которые вложены в вакцины. Это вообще пишется для врачей. Умник какой-нибудь прочитал и начинает говорить, что там ртуть, какие-то химические вещества. Ну да, какое-то количество есть, но это не имеет для организма никаких  вредных последствий. Да, бывают какие-то осложнения, но – одно на тысячу. И то это может быть, а может и не быть.

Вместе с тем сегодня и Министерство здравоохранения за этим следит, и вообще народ у нас более начитанный – понимает, как нужно следить за ребенком, который вакцинирован. У нас раньше вакцинировали – и иди гуляй; придешь через три дня – может быть, посмотрят, может быть, не посмотрят реакцию на вакцинацию. А сейчас каждая жалоба может быть зафиксирована, есть специалисты узкие и широкого профиля, могут помочь. И сейчас вакцины действуют более точно, они более чистые. Поэтому нет таких осложнений, о которых придумывают люди.

– В любом случае нужно быть очень внимательным ко многим вещам. Если сомневаетесь – проверяйте. Общество разделено: кто-то – за, кто-то – против.

– Сомневаться можно в чем угодно. Едят всякую ерунду, что для здоровья имеет наиболее губительные последствия, если принимать это в пищу регулярно; или бывает отравление – у людей из-за этого голова не болит…

– Вопрос: «Я знаю, что гордыня – смертный грех. Много где встречал отождествление понятий "гордость" и "гордыня". Однако как тогда воспринимать гордость за страну? Гордость от гордыни отличается?»

– Гордыня – это такое определенное качество твоей духовной, душевной жизни, когда ты чувствуешь превосходство над другими людьми.

Наш русский язык – и могучий, и широкий, в нем много понятий и слов, но, к сожалению, бывает так, что не каждое понятие выражено правильным словом. Гордость – это все-таки больше радость, ликование (например, за страну или за семью). Гордыня – это качественное понятие превозношения, то есть когда я нахожусь над человеком, доминирую над ним, когда мои интересы превосходят интересы тех, кто меня окружает. Вот это состояние уже называется гордыней, и это действительно является смертным грехом. А гордость как выражение радости, возвышенного чувства ликования – это абсолютно нормальное состояние души человека (как церковного, так и нецерковного), которое выражает его солидарность с обществом.

– Вопрос телезрительницы: «Как понять, что Бог меня любит, как это почувствовать? И как понять, насколько сильно Он любит?»

– То, что Бог Вас любит, очевидно уже по тому, что Вы дожили до таких лет… Признаки Божественной любви – это и здоровье, и печали; и достижения, и потери; и радости и горе. Это все то, что Господь дает людям почувствовать, испытать на себе, чтобы определиться в главном – хочет человек быть с Богом или нет. Мы знаем, что даже ангел восстал против Бога – и Бог не стал ему препятствовать, дал ему сделать свой выбор. Так и человеку Господь дает выбор, чтобы человек определился в своем жизненном пути: хочет он быть с Богом или нет.

Бог любит нас. Но любит не так, как мы хотели бы это видеть, как нам показывают в голливудских фильмах, что по нашим прихотям Он может явиться нам каким-то образом, повеселить народ или сделать то, что мы хотим. Нет; Бог любит нас той любовью, которая делает нас подобными Ему, богоподобными, достойными Царствия Небесного. Любовь Божия делает все, чтобы мы выработали в себе определенные духовные качества. Любовь Божия чувствуется прежде всего сердцем. Бог любит нас всех, мы в этом даже не сомневаемся. Призываю и Вас тоже не сомневаться в этом.

– Вопрос: «Все молитвы написаны в мужском роде, от имени мужчины. Нужно ли при совершении молитвы дома менять слова на женский род, если я – женщина или можно читать от имени мужчины?»

– Вообще – сама душа женственна по своей природе и тянется к Христу. Слова молитвы написаны святыми отцами, которые были мужчинами; это их молитвы, мы молимся их молитвами. Если у Вас есть смелость, если Вы владеете знаниями церковнославянского языка и можете изменить слова мужского рода на женский – пожалуйста. Я видел женские молитвословы, в которых изменены слова на женский род. То есть ничего страшного в этом нет.

Что касается общецерковного богослужения... Например, в храме мы поем «Верую...», а не «Веруем», хотя и собрались все вместе. Но чтобы доказать, что каждое слово христианского богослужения относится к каждой личности отдельно, используются личные местоимения, которые символизируют молитву от лица каждого человека, находящегося в сообществе. Но если кто-то захочет спеть: «Веруем», – никакого греха в этом не будет, потому что люди собрались единым сердцем и едиными устами славить Бога.

Вопрос глубокий, широкий, требует дискуссий. Я не считаю, что гендерная идентичность в молитве превалирует, нет... Мы молимся словами святителя Василия Великого, Иоанна Златоуста или других святых, которые написаны от мужского рода. Главное – суть, смысл молитвы.

– При отпевании, например, принято говорить: «Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей».

– Конечно. И при крещении также.

– Сейчас достаточно грамотные священники, они на ходу, в зависимости от ситуации, могут менять род слов абсолютно свободно. Поэтому любая женщина может произносить, например: «Помилуй мя, грешную рабу Твою».

– Да.

– Вопрос: «Как избавиться от плохих мыслей? И правда ли, что болезни даются человеку за его грехи?»

– То, что за грехи даются болезни, – можно сказать и да, и нет. Потому что есть такие грехи, которые сразу ведут к ответственности за свои действия. Классический пример – грех блуда, когда люди получают воздаяние болезнью за блуд. И апостол Павел предупреждал, что не нужно тело свое ублажать сластолюбием, любострастием, блудом. Потому что очень часто люди получают от этого заразные венерические болезни. Кто виноват в этом? Бог не виноват. Ангел-хранитель тоже не виноват. Человек сам  нарушил все правила закона Божьего и получил воздаяние. Тут есть абсолютно прямая связь.

Что касается наследственных болезней, то виновато все человечество. Не один конкретный индивидуум, а все человечество, потому что все мы являемся наследниками Адама и Евы. Тело наше до сих пор подвергается тем изменениям, которые начались после того, как Адам и Ева были изгнаны из рая. Все генетические поломки, генетические несовершенства, уродства, болезни, которые открываются с возрастом, – это последствия грехопадения. Является ли это следствием греха? Да, является, но не твоего личного, а всего человечества, получается. К сожалению, все люди, населяющие землю, болеют одинаковыми болезнями (со своими особенностями). Карта болезней очень широкая, обширная.

Поэтому судить однозначно нельзя, можно философски относиться к этому вопросу. Но вместе с тем мы должны просить у Бога помощи, поддержки, благословения, должны прибегать к таинствам Исповеди, Соборования, Причастия, чтобы Господь сначала преобразил нашу душу, сделал нас чистыми изнутри, а потом надо стараться избавиться от тех или иных недугов, если это возможно. Если невозможно – просить, чтобы Господь дал сил переносить те страдания, которые нас посещают.

– Я слышал мысль, что есть благородные и неблагородные болезни.

– Есть такое деление, даже у святых отцов. Некоторые даже говорят, что благородные болезни...

–… рак, например…

– Не знаю, насколько это благородная болезнь. Человек, например, курит и потом заболевает…

– С другой стороны, человек понимает, что остается определенный отрезок времени, который нужно грамотно потратить...

– У рака бывает много форм. Поэтому нельзя идеализировать рак, что это благородная болезнь. Я думаю, что медицина в конечном итоге научится лечить и рак, уже сейчас умеют лечить рак. Наверное, все-таки святые отцы исходили из того, что на данный момент мы помочь человеку не можем, но переносить эти страдания правильно с церковной точки зрения мы должны человека научить. Это чисто пастырская необходимость – научить человека правильно переносить болезнь, чтобы он умер не в унынии, не в депрессии, чтобы правильно относился к Христу, правильно оценивал прожитый промежуток жизни. Чтобы человек не винил никого: ни родителей, ни себя, что организм такой несовершенный.

Мы должны относиться к болезни с христианской позиции, верить в Бога и надеяться, что наука все-таки научится излечивать от тех или иных недугов, которые сейчас считаются неизлечимыми. Та же оспа считалась неизлечимой, считалась карой Божией за какие-то грехи.

– Или чума.

– Туберкулез. Поэтому мы не можем однозначно сказать, благородна сейчас та или иная болезнь. Мы должны выработать вообще правильное отношение человека к болезни. Если человек заболел, например, венерической неизлечимой болезнью, но потом покаялся, как мы должны к нему относиться? Конечно, эта болезнь будет для него во спасение, потому что он будет переосмысливать свою жизнь, выработает определенные христианские установки, правильное отношение к болезни и к тому состоянию, в котором он находится. И он будет уже людей научать, что даже в таких ситуациях есть определенный выход, есть путь к Богу, который может человека привести к спасению. Мы, христиане, верим в это. Вот такая богословская позиция.

– Вопрос телезрителя: «У моего крестника год назад умерла мама. Ему 11 лет. За всю его жизнь ему никогда не покупали дорогие вещи, подарки. После смерти мамы он стал обращаться к бабушке с дедушкой с просьбами. Сначала ему надо было купить дорогой планшет. Ему подарили. Потом ноутбук, дорогой телефон, велосипед. Вот сейчас он хочет купить дорогую игровую приставку. Мы поговорили с психологом, она сказала, что это нормально, потому что ребенок переживает горе, и если есть возможность, необходимо делать ему такие подарки, совершать покупки. Если нет возможности – как-то объяснять. Сейчас эти покупки делаются, потому что, слава Богу, есть возможность. Но хотелось бы услышать от Вас, что делать в такой ситуации? Стоит ли делать такие дорогие подарки?»

– С точки зрения клинического психолога, я могу дать одну рекомендацию, с точки зрения пастыря – совершенно противоположную. Ему 11 лет, и надо учитывать возрастную психологию, с христианской точки зрения в том числе. Для чего это ребенок просит? Для какой цели, например, нужен именно дорогой велосипед? Если он хочет заниматься спортом, тогда нужно записаться в кружок и уделять время тому, чтобы заниматься велосипедным спортом. Купленная вещь должна соответствовать цели.

– Планшет можно использовать для учебы.

– Для какой учебы? Научись сначала хорошо писать, правильно, без ошибок.

– В 11 лет уже должен уметь… Я тоже иногда делаю ошибки, когда очень тороплюсь.

– Всегда понимаешь, когда ошибки случайные, а когда – по незнанию правил написания. Поэтому к каждому возрасту необходимо свое отношение. По моему пастырскому мнению, здесь ребенок уже даже может прибегать к шантажу. Он понимает, что к нему определенное отношение, что матери нет, поэтому он имеет право потребовать. Есть такая фраза: «проверка боем». Ребенок сейчас закидывает мяч в вашу сторону и говорит: «Мне бы вот это...» – и ждет ответа. По идее, он готов к любому ответу, даже к отрицательному. Если ему угождать, ты будешь хорошим для него какое-то время, но потом он будет тобой манипулировать. Он готов и к ответу «нет» и будет готов понизить ставку.

Поэтому правильно, что вы советуетесь с психологом, но нужно советоваться с православным психологом. Если психолог констатирует факт, что он прибегает к этим просьбам из-за того, что у него нет матери, то это и без психолога понятно, что он манипулирует. Надо правильно использовать эту ситуацию, в целях правильного воспитания ребенка. Во-первых, подарки не должны бить по бюджету семьи, во-вторых, он не должен неправильно оценивать купленные вещи, которыми владеет.

Я, например, не понимаю, когда 15-летний ребенок имеет последнюю модель айфона и козыряет этим. Это неправильное духовное воспитание. Потом жди такого, что он и тебя забудет, продаст с потрохами. Ребенок получает все, что хочет, и если он обладает еще и привлекательными внешними данными, люди покупаются на эти внешние формы и о душе человека, о духовной составляющей абсолютно забывают. Зачем тебе айфон, если ты «Отче наш» не знаешь (если это церковная семья)? Символа веры не знаешь, в церковь не ходишь, «Закон Божий» не прочитал. Для чего тебе айфон нужен?

– Чтобы читать в нем «Закон Божий».

– Ничего страшного, и в книге почитает. Купить ему книгу «Закон Божий» Серафима Слободского или детскую Библию – пусть читает. Записать его в церковноприходскую школу.

– Батюшка, кстати, звонил крестный. Какие обязанности у крестного? С себя надо начинать и проводить с мальчиком больше времени?

– Конечно. А у нас люди любят откупаться дорогими подарками. Бывает, на день ангела дарят айфон. С чего?

– Дети ждут подарков...

– Надо детей приучать к хорошим подаркам: к книгам, к каким-то открытиям. Есть кинотеатры, театры, прогулки. Должно быть духовное возрастание. С чего вдруг такие замашки? Можно обойтись и кнопочным телефоном. А потом мы удивляемся, почему дети становятся наркоманами или еще непонятно кем. Да потому, что они обладают источником информации и неправильную информацию интерпретируют для себя как правильную.

– Очень легко ребенку найти какую-то негативную информацию в Интернете. Моя маленькая сестра, когда ей было четыре годика, научилась вводить букву «и» в поисковой строке в «Яндексе» – и автоматически выходили игры для девочек. Она не умела ни читать, ни писать, но запомнила эту нехитрую комбинацию с буквой «и». Вот так в пятилетнем возрасте они с двоюродным братом спокойно разбирались в персональном компьютере. Все очень легко и просто.

– Важно, чтобы ни у крестных, ни у родителей не было соблазна применять насилие к детям. Потому что очень хочется и побить таких детей, и перевоспитать, и переубедить. Агрессивное отношение к детям недопустимо. Человек сам должен уметь воспользоваться правильной информацией для того, чтобы маленькие дети правильно развивались.

– Наверное, в этом конкретном случае крестный должен стать другом ребенку.

– Старшим другом, но не потакателем его прихотей. Потому что часто бывает так: чтобы расположить к себе ребенка, начинаешь его подкупать. Это неправильная позиция. Потом он тебя так же легко продаст, когда ему сделают более выгодное предложение.

– Можно с ребенком вместе в храм ходить.

– Детям нужно внимание. Почему дети обращаются к смартфонам? Их внимание устремляется к тем возможностям, которые заложены в этой игрушке. Человек должен быть интереснее этой игрушки. Развивать, воспитывать человека должен человек, а не компьютер.

– Божией помощи крестному.

Следующий вопрос: «Бог создал человека со свободной волей, а ангелов – нет. Как же тогда произошло падение сатаны и переход ангелов на его сторону?»

– У ангелов тоже был выбор. У Денницы был выбор. Это разве не признак свободной воли? У ангелов нет творческого начала, они находятся в тех рамках, которые были заложены в них Богом. Ангелы – служебные духи, понимаете? У них есть определенные функции, заложенные Богом, в пределах которых они и существуют. А человек создан подобным Богу. Главное – не воля, а творческая способность человека; человек может творить все новое. Но воля воле рознь. Например, и у собаки есть душа, и у человека есть душа. Но у человеческой души есть еще духовные ценности, самое высшее свойство человеческой души – духовность. У собаки этого нет. Хотя у собаки тоже есть воля: она может выбрать то или другое. Поэтому воля – это не главная способность человека.

– Вопрос телезрительницы: «Я пригласила свою подругу в церковь на службу, и она с радостью согласилась. Но она является католичкой. Может ли она прийти на нашу службу?»

– Даже если бы она была мусульманкой, она могла бы прийти на воскресную службу, постоять, если ей интересно приобщиться к нашей православной вере. Даже атеист тоже может прийти в храм на воскресную службу. Это не запрещено.

У нас есть вопрос более глубокий по отношению к старообрядцам. Мне, например, как священнику было интересно посмотреть, как восстановили храм в Рогожской слободе. Я приехал туда, хотел зайти посмотреть, что сделали, как отремонтировали. Потому что наш президент ездил туда, смотрел. Вышел какой-то мужик с большой бородой и начал говорить мне, что я – никонианин, и меня не пустили. Хотя было даже неслужебное время. Я говорю: «А как вы нашего православного президента пустили?» Мне ответили: «А мы потом переосвящали».

– Так и сказали?

– Так и сказали.

– Вы сейчас на всю страну...

– Да пусть им стыдно будет, я же не вру, я за свои слова отвечаю. Мне было стыдно, например, что за деньги налогоплательщиков все отремонтировали и не пускают посмотреть.

– Вы же пришли туда, простите, не плевать...

– Я же еще и священник, в рясе, с крестом. Я не чураюсь того, что я православный священник Русской Православной Церкви.

– Видимо, не на того напали. Насколько я знаю, там даже и кафе есть, и магазин...

– Булочки они продают за пределами храма, ближе к дороге, а на территории нет. Но я сходил в наш храм Русской Православной Церкви.

– Понятно, что у старообрядческого народа была своя трагедия, им запрещалось служить. Много всего было... Но вроде у нас есть какое-то общение с ними. Есть единоверческие приходы. В семинариях учатся некоторые старообрядцы, которые служат в единоверческих церквях, поминают нашего Патриарха.

– Я удивился на самом деле, что не мог туда войти.

– У нас тоже иногда в храм придешь, попадается кто-то...

– Но в храм войти можно. Перед храмом нас никто не останавливает.

– Давайте кратко разберем последний вопрос. Неверующий человек второй или третий раз в жизни заходит в храм: как себя вести? Давайте выделим три основных пункта. Бывает, человек зашел, какая-то бабушка за свечным ящиком или сторож его так загрузили, что он испугался, ушел и не хочет больше приходить. Как себя вести?

– Если человек награжден Духом Святым быть в Церкви, он все равно там будет (я выбираю сейчас маргинальную ситуацию). И кто бы к нему ни подошел, каким бы образом ни совращал его на пути в Церковь, он не совратится.

Рассмотрим другую, параллельную ситуацию. Простодушный человек заходит в метро. В одном кармане у него кошелек, в другом кармане – телефон. Встает в очередь, проходит к турникету, спускается по эскалатору, садится в вагон. Выходит – ни кошелька, ни телефона нет. Человек перестанет ездить в метро? Он перестанет ездить на общественном транспорте? Нет, он не откажется передвигаться общественным транспортом. Да, бывают такие ситуации по невнимательности.

Так и в храме. Нельзя переставать ходить в храм из-за того, что ты там встретился с какой-то некультурной бабушкой...

– Какой-то возник стереотип, что человек придет в храм и обязательно встретит там кого-то, кто отобьет всякое желание туда приходить. Оправдание у человека тут же находится.

– Да. В другой подобной ситуации у человека не отпадет желание достигнуть цели, а тут вдруг отпадает. Значит, и желания никакого не было у человека, а просто какой-то интерес.

Если, например, вернуться к моему предыдущему рассказу о Рогожской слободе, то я посмотрел снимки в Интернете и этим удовлетворился. Может быть, в другой раз схожу, когда там не будет этого человека, если это от него зависит. Но я ничего не потерял, потому что наша Православная Церковь является правопреемницей и продолжательницей традиций Сергия Радонежского...

– ...еще задолго до Никоновской реформы. А сколько святых в Киево-Печерской лавре с двуперстием!..

– Они с двуперстием потому, что это физиологическая особенность погребения. Когда мышцы мумифицируются, получается вот такая определенная позиция перстов.

– Кто знает? Может, святые так молились?

– Мы можем знать, можем не знать, но есть определенные познания в этой области (кстати, медицинской).

Поэтому, если вернуться к вопросу, ничего плохого не вижу в том, что человек встречается и с такими людьми. Нужно быть более терпеливым, более добродушным. Сейчас я не вижу такого агрессивного отношения современных бабушек в православных церквях. Есть исключения, но они есть везде, наверное.

– Один из выводов можно сделать: христианская проповедь – это не только когда священник говорит с амвона. Проповедь – твоя жизнь. Если ты ведешь себя нормально и хоть как-то приближаешься к тому образу жизни, о котором мы часто говорим (и в нашей передаче в том числе), то это будет уже проповедь – и люди придут в храм.

– Главное – не просто прийти в храм. Когда ты приходишь в магазин и просто смотришь, магазин от этого богаче не становится. Или, например, главная задача театра не в том, чтобы билеты продать, а преобразить души людей: злобствующих, воинствующих сделать добрее, позитивнее, миролюбивее.

И Церковь нужна не для того, чтобы кто-то пришел и ушел. Задача Церкви, чтобы человек зашел и остался в ней, чтобы Церковь стала для него нормой жизни, чтобы он без Церкви не мог. Например, я без Церкви не могу; безо всего могу, а без Церкви не могу. Поэтому когда человек, можно сказать, использует Церковь, чтобы достигнуть Царствия Небесного, – это очень хорошая цель.

– Отец Александр, благодарю Вас за сегодняшнюю беседу.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии священник Илия Макаров. Тема беседы: «Празднословие и дар слова».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы