Беседы с батюшкой. Духовная радость

23 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Сегодня тема нашей передачи – «Духовная радость». Что делать человеку, если он не чувствует в жизни радости?

– В храм надо ходить в эти дни, и особенно надо было там быть в сегодняшнее воскресенье, когда вся Церковь празднует день памяти всех святых, от века Богу угодивших. Пользуясь моментом, поздравляю всех наших дорогих телезрителей с днем ангела, потому что сегодня память всех святых, в том числе и нашего небесного покровителя.

Кстати, в нашем храме сегодня тоже был престольный праздник. В нашем викариатстве есть храм в честь всех святых. Сегодня наша передача совпала с этим днем. Мы искали тему для сегодняшней беседы, и она определилась, наверное, сегодня утром. Ко мне подошла наша прихожанка и задала интересный вопрос: «Батюшка, а у Вас какое сегодня настроение: хорошее или плохое?» Я ей говорю: «Скорее всего хорошее». А она мне отвечает: «А должно быть радостное». Думаю: «О, правильно!» Мы в этой области только и мыслим: хорошее или плохое. А настроение должно быть радостное.

Первые слова воскресшего Спасителя к женам-мироносицам были именно такие: «Радуйтесь и не бойтесь». Господь однажды говорит в Евангелии: «Увижу вас, возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Опять речь идет о радости. Апостол Павел нам тоже говорит не о несбыточном, а совершенно об очевидном для него и верных христиан: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Мы в молитве обращаемся: «Богородице Дево, радуйся».

Сегодня у нас в храме было вечернее богослужение с акафистом Божией Матери. И сколько же там было таких слов в акафисте: «Радуйся, Невесто Неневестная, радуйся»! Мы надеемся, что когда обращаемся к Божией Матери, к Господу с этими словами, эта радость вернется и к нам. Это состояние христианина вполне нормальное, и так должно бы быть, если у нас правильное устроение. Потому что наше настроение – хорошее, плохое или радостное – зависит от устроения, от того, что у нас внутри, какой фундамент, какой стержень и какой взгляд на жизнь.

Я советую вам, братья и сестры, этой духовной радостью делиться друг с другом.  Посмотрели что-то на «Союзе», на «Спасе», услышали на радио «Радонеж», прочитали в книгах, Евангелии – поделитесь со своими близкими и знакомыми этими маленькими духовными жемчужинами, которые будут питать и вас. И когда вы этой радостью поделитесь, радость умножится.

Сегодня перед эфиром получил замечательную духовную телеграмму; в ней были следующие слова: один человек в луже видит грязь, а другой – отражение неба. Дай Бог, чтобы у нас был правильный взгляд на все: на себя, родных, близких, обстоятельства жизни. Чтобы мы учились не ныть.

Кстати, мы сегодня вспоминаем память вообще всех святых, и когда вчера было богослужение, я в каноне услышал, что вспоминаются и все праотцы: Авраам, Ной, Мелхиседек, Аарон, Моисей. О них есть русское стихотворение (или поговорка и пожелание), что тоже способствует нашему устроению, если мы будем придерживаться такой жизни. А пожелание такое: «Живи как Ной, греби – не ной». Учились бы мы поменьше ныть. И радовались бы тому, что имеем, а не плакали о том, чего не имеем...

А имеем мы, кстати, очень и очень много. Григорий Богослов однажды сказал: если бы мы, кроме Христа, в этой жизни не имели ничего, со Христом уже имеем всё. А имеем мы сейчас не только веру. Мы имеем цветные телевизоры,  имеем телеканал «Спас», «Союз», радио «Вера» и «Радонеж», которые тоже доставляют людям духовную радость. Поэтому их надо всемерно (я бы даже сказал – чрезмерно) поддерживать, чтобы этой радостью делиться. Потому что радость разделенная – это радость умноженная. Сейчас мы имеем и радио, и телевидение, и много печатных изданий, а я вспоминаю, что я пришел к вере в советские, коммунистические времена.

Когда поступал в семинарию (в 1984 году), в моей библиотеке было четыре книги: Новый Завет, патриарший молитвослов, книга Аввы Дорофея (дореволюционное издание, которое мне подарили в нашем храме пророка Илии в Черкизове) и перепечатанная на машинке книга Иоанна Лествичника (восьмой экземпляр). Вот я сказал «восьмой экземпляр», а Вы даже не поймете, о чем речь. В наше время, когда не было такого изобилия книг, люди, чтобы размножить книги, перепечатывали их на машинке. И печатная машинка под названием «Оптима» через копировальные бумаги пробивала пять экземпляров. Но чтобы сделать как можно больше, мудрые люди вставляли папиросную бумагу, и машинка пробивала еще три экземпляра. И мне в лавре духовник, архимандрит Венедикт, подарил вот этот слепой восьмой экземпляр Иоанна Лествичника. Вы не представляете, какая это была духовная радость, когда не было ничего...

Все познается в сравнении. Поэтому у нас есть за что Бога благодарить и есть чему радоваться. Когда я из Оптиной пустыни угодил в Москву в 1997 году и через полгода поехал к отцу Николаю на остров Залит, говорил старцу: «Батюшка, из монастыря угодил в большой приход. Народ, суета, попечения, стройка, пятое, десятое, вообще унываю...» А он говорит: «Радуйся». – «Батюшка, да чему тут радоваться?» И вдруг отец Николай (ему тогда лет восемьдесят было, согбенный такой старичок) выпрямляется и говорит: «Радуйся, что родился; радуйся, что крестился. Радуйся, что в вере православной; радуйся, что жив еще». Думаю: «Ух ты! И правда – много чему в жизни должно радоваться». Поэтому поменьше надо в жизни ныть, а побольше Бога благодарить.

– Вопрос телезрительницы: «Как быть, если я по своему заблуждению обратилась к бабке? Она была цыганка, и это было сильное колдовство; даже, возможно, призывание демона похоти произошло. И я сейчас ощущаю это на себе. Порой я веду себя как-то неестественно с одним молодым человеком, говорю с ним как будто не от себя. Я прочитала в одной книге, что, возможно, это даже какое-то беснование».

– Про эту встречу надо забыть уже давным-давно и идти своим богоустановленным путем: служить Богу, жить по заповедям и никого не обвинять. Если вдруг у нас какая-то дурь, мы сами лезем куда не просят; вспоминаем эту встречу, которая, казалось бы, положила какое-то начало... Ошибка какая-то была – это все было. Потом батюшке покаялись на исповеди – и все это Господь простил, покрыл. А сейчас надо самой идти по жизни и про этот случай не вспоминать…

Однажды ученик подходит к старцу и говорит: «Отче, помолись обо мне, меня сильно одолевает блудный бес». Тот отвечает: «Хорошо». Проходит какое-то время, старец о нем молится Господу. Ученик приходит и говорит: «Отче, ничего не помогает, опять меня борют эти мысли и пожелания. Что мне делать?» Старец говорит: «Я усилю молитву, и ты тоже молись». Проходит еще месяц, ученик опять жалуется: «Вообще ничего не помогает, меня мучит блудный бес. Что мне делать?» Тогда старец стал умолять Господа (старец был человек смиренный, а мы знаем, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать): «Господи, неужели я Тебя чем-то прогневал? Почему Ты не слышишь мои молитвы о моем ученике, который находится в такой беде и опасности? Что я должен изменить в своей жизни? Может быть, я чем-то согрешил?» И он слышит голос: «Нет, твои молитвы Я слышу, но он и сам должен что-то делать. А он спит вдоволь, ест вдоволь, глаза не хранит, всех осуждает и не имеет покаянной, смиренной молитвы».

Поэтому не надо все в своей жизни сваливать на бабок, жизнь, обстоятельства. Мы сами большей частью делаем то, что в нашей жизни происходит. Поэтому надо свое сердце очищать покаянием, молитвой, хранить зрение, следить за своими дурными мыслями, которые только начинаются, и их пресекать. И, конечно, чаще быть на исповеди, чаще усердно молиться, тогда постепенно будет все это из жизни уходить. И следить за собой: как одеваетесь, особенно сейчас, летом. Потому что подходят ребята на исповеди и говорят: невозможно; как наступило лето, все разделись, все прозрачные... То, что вы сеете, к вам и возвращается. Есть такое понятие: взаимное облучение. Вы послали блудный импульс кому-то, а этот импульс к вам и вернулся. Поэтому не сейте зло, чтобы его не жать.

И поскольку мы христиане, чрезвычайно следите за своей одеждой, особенно летом. Жарко? Да, жарко. А мне сейчас не жарко? У меня майка, подрясник, ряса – три одежды. А люди ходят в одной майке с бретельками – и им жарко, хотя уже все оголенное. За собой следите. Поэтому это тоже может быть причиной. Что сами послали, то вам по жизни и вернулось, потому что наша жизнь как эхо: что жизни пошлешь, то нам и возвращается.

– Чем духовная радость отличается от душевной?

– Дай Бог нам всем хотя бы душевную радость иметь, с этого все начинается. Об этом есть некоторые суждения старца Паисия, который однажды сказал: «Есть радость божественная и радость человеческая...» Вот как раз душевная радость – это человеческая, а духовная – это радость божественная. И он тогда приводит такое рассуждение: «Когда человек что-то получает (подарок, внимание, заботу, звонок, попечение, совет, участие), он этому радуется. Он что-то получил от людей, которые его окружают. Но когда он отдает и когда сам является источником радости для кого-то, тогда он может испытывать радость божественную».

Когда человек получает, он испытывает человеческую радость, и дай Бог, чтобы он ее чаще испытывал. Но он сам может стать источником божественной радости, когда будет отдавать. Еще премудрый Сократ однажды сказал: истинная жизнь – жизнь не только для себя. И надо тоже учиться думать не только о полезном для себя лично, а еще и об общественно полезном: кому, чем и когда я могу пригодиться?

Однажды в Оптиной пустыни уже почивший престарелый игумен (много лет назад; ему было около восьмидесяти лет, он участник Великой Отечественной войны, был артиллеристом, остался жив, пройдя все четыре года войны) в каком-то совершенно бытовом разговоре вдруг мне задает вопрос: «Мелхиседек, а ты знаешь, почему люди долго живут?» Ситуация была бытовой и не располагала к переключению ума на такие философские рассуждения, и я пошутил, говорю: «Знаю, почему долго живут. Потому что у них сбалансированное питание и они соблюдают режим труда и отдыха».

Кстати, если вы работодатель, то ваши подчиненные должны иметь законный отпуск, потому что не может человек до бесконечности работать и работать. Он должен вдохнуть и выдохнуть, а после отпуска будет работать еще лучше и с хорошим настроением.  Поэтому не лишайте людей хорошего настроения.

А он этой шутки даже не понял, потому что прошел войну. Какое сбалансированное питание? Дай Бог, там банка тушенки в день была, и то мы об этом не знаем, была или нет. Какой режим труда и отдыха? В монастыре без конца какие-то труды, проблемы, молитвенные подвиги. В Оптиной пустыни, например, богослужение начинается в половине шестого утра. Люди в миру еще спят. Даже в армии еще спят. Я служил в армии в 1982–1984 годах, подъем был в шесть часов утра. Один схиигумен сказал: «А мы, монахи, – воины духовные, мы должны вставать раньше воинов». Так и есть. В лавре то же самое. Там братский молебен начинается в половине шестого утра. В Оптиной братский молебен тоже начинается в это время. А на Афоне вообще в три-четыре часа утра начинается богослужение. Но сейчас хорошо, солнышко встает уже в четыре часа. Кстати, сейчас самые длинные дни, потом на убыль пойдут. На Петра и Павла день будет уже на целый час короче, а к пророку Илии (к августу) уже на два часа убавится.

Он этой шутки о сбалансированном питании и соблюдении режима труда и отдыха даже не понял. Говорит: «Нет, люди живут долго не из-за этого». И тогда я уже серьезно у него спрашиваю: «А почему, батюшка?» – «Они живут долго потому, что кому-то нужны». Вот когда человек нужен кому-то, он будет долго жить. Я потом практически сам, по своей жизни, в этом убедился.

До армии я работал в Институте Склифосовского, в отделении нейрохирургии, и видел бесчисленные инсульты, трепанации черепа для спасения человека, видел уход за теми или иными людьми. И я на этой годичной практике сделал потрясающее наблюдение. Когда человек сам хотел жить и его родные и близкие хотели, чтобы он жил, он выкарабкивался. А если при всем этом была какая-то икона на тумбочке, крестик на груди (а это советское время) – это вообще была почти стопроцентная гарантия. А почему был уход со стороны родных и близких? Потому что замечательный человек. Мама, папа, бабушка, дедушка, муж. Юноши, слава Богу, были очень редко, только если кто-то разбивался на мотоцикле. Но все равно очень мало было молодых людей после каких-то автомобильных катастроф (сейчас говорят, что все это очень умножилось).

Так вот, чтобы долго жить, надо быть кому-то нужным. Чтобы радоваться, надо уметь радовать. Поэтому наш замечательный святой отец Алексей Мечёв, который служил на Маросейке, говорил: «Будьте друг для друга солнышками». Если ты послал от себя какое-то маленькое участие, к тебе все равно это вернется. А старец Паисий сказал: «Вы знаете, на кого я похож? Я похож на консервную банку». Все напряглись: «Как это?» «Ну вот так, – говорит, – я только лучи отражаю. Не я источник этих духовных лучей, я их только отражаю».

Но функционально мы свет должны отражать. Как однажды сказал отец Валериан Кречетов: «Зло вокруг нас, но оно не должно проникать в нас, а тем более не должно исходить от нас». Поэтому от нас должны только отражаться эти лучи: то, что мы сами светлого и доброго получили, надо отдать – и отражение к тебе вернется». Апостол Павел говорил: «Сеющий доброе пожнет доброе, а сеющий злое пожнет злое; сеющий щедро пожнет щедро, а сеющий скупо пожнет скупо». Поэтому будем друг для друга солнышками и будем стараться это доброе настроение сохранить.

Никто не виноват, что ты утром проснулся с плохим настроением. Каждое утро доброе, и оно не виновато, что у тебя плохое настроение. И люди в этом не виноваты. Поэтому наше настроение надо оставить за дверью нашей квартиры или нашей кельи. Как только оказались на улице, в метро, транспорте – доброжелательность, доброжелательность, доброжелательность. Если вы не будете ее источником, откуда тогда в мире появится доброжелательность? Наступили, пихнули, что-то зажали, можно что-то произнести, но не надо. «Извините, – улыбнулись, – мне кажется, что Вы мне на ногу наступили». – «Ой,  простите». И человек будет рад и чрезвычайно удивлен, что при такой ситуации вы корректно сделали замечание, с улыбкой. Да он десять раз извинится, еще место уступит. То есть надо нам сеять. А поводов у нас, с одной стороны, для огорчения много, а с другой стороны, есть повод к тому, чтобы не среагировать, а, наоборот, по-христиански, доброжелательно этой радостью делиться. А она обязательно вернется.

– Как сохранить радость в тяжелых жизненных обстоятельствах? И вообще зависит ли духовная радость от обстоятельств?

– Конечно, зависит. Одно дело, когда благополучно складываются обстоятельства жизни, когда все у тебя тихо, спокойно. Это один взгляд. А когда вдруг что-то пошло не так – в отпуск не пускают, получку урезали, пенсионный возраст на пять лет прибавили, погода не клеится (то жарища, то слишком холодно), то жена так, то дети так – на все мы так или иначе реагируем. Но важно, чтобы было такое устроение жизни, чтобы мы на все обстоятельства надевали сразу не черные очки, а розовые, пытаясь оправдать ситуацию, человека, маму, папу, «Радонеж», «Союз». Что-то задержали, что-то не вовремя – подождите, все потихонечку может устроиться.

Поэтому все зависит от нашего взгляда на жизнь, мы не можем переменить обстоятельства нашей жизни. Многое в жизни мы не можем переменить, а что-то можем. Вот то, что ты не можешь изменить, – надо принять. Например, мы не можем повлиять на погоду. Хорошо, начался дождик. Что мы делаем? Одеваемся по погоде. И когда мы оделись по погоде, то есть живем по этим обстоятельствам и были готовы к ним, тогда эти обстоятельства не застают нас врасплох, они на нас так сильно не влияют.

Я все время вспоминаю с глубокой благодарностью нашего в Бозе почившего архимандрита Венедикта, наместника Оптиной пустыни, которому завтра исполнилось бы 80 лет. И вот он учил нас, оптинских монахов, почти каждый день, как сохранить настроение в тяжелых обстоятельствах жизни. Он говорил: «Уготовихся и не смутихся». Будь готов ко всякой скорби – и избежишь всякой скорби. Он по жизни, как шахматист, просчитывал на два-три хода вперед: «А если так сделать, какие варианты? Так и так. А если не так пойдет, то как? Тогда вот так. А если "вариант Б" будет, когда вообще все пойдет не так, как мы задумали, не хватит денег до конца довести, стоит ли тогда начинать?» И вот пока все не будет со всех сторон изучено, он не ввязывался в вопросы. Когда все было продумано, насколько это возможно, тогда только начинал какие-то мероприятия в отношении внешней и внутренней деятельности монастыря.

То есть был человеком, с одной стороны, искавшим волю Божию и спрашивающим совета, чтобы не было каких-то опрометчивых решений. И я, когда эти мысли передавал своим братьям, увидел и результат такого отношения к жизни. Сейчас семинаристов, которые окончили семинарию, посылают в двухгодичную командировку.  В нашем Покровском храме служил и служит отец Роман. (На вашем экране виден интерьер Покровского храма в Ясеневе. Две с половиной тысячи метров византийской мозаики, верхний храм – Покровский, нижний – Михаила Архангела, где собраны копии величайших христианских святынь: Гроба Господня, гробницы Божией Матери, Камня Помазания, места Рождества Христова и так далее. Всех приглашаю, и это тоже может вам дать духовную радость – увидеть копии иерусалимских святынь в городе Москве.)

Так вот, нашего клирика отца Романа послали в двухгодичную командировку на Чукотку, в город Анадырь. И он, зная наш духовный девиз архимандрита Венедикта «уготовихся и не смутихся; будь готов ко всякой скорби», пошел в магазин и там исследовал одежду, какую ему нужно приготовить для холодов на Чукотке. Делает звонок и спрашивает у секретаря епархии: «Я здесь присмотрел ботиночки на минус двадцать пять градусов...»  В трубке минутное молчание – и секретарь говорит: «Батюшка, возьмите лучше на минус тридцать пять». Он это сделал и не пожалел. Вот посмотри, какая дальновидность, какая продуманность, какая подготовка. Обстоятельства обстоятельствами, но надо думать. И вообще в жизни надо думать всегда и везде.

Еще Лев Николаевич Толстой однажды сказал: «Все люди большей частью делятся на две половины: одни сначала делают, а потом думают, а другие сначала думают, а потом делают». Вот как сейчас в Грузии. Дело сделали, бунт подняли, с нами переругались – а что теперь? А теперь президент Турции позвонил президенту Грузии и поблагодарил за эту ссору в начале летнего сезона. Теперь все из Грузии будут ехать в Турцию. Это шутка, конечно. Эрдоган позвонил, поблагодарил, но что натворили-то? Почему? А надо всегда сначала думать, а потом делать.

И это может стать, во всяком случае, источником безопасности и источником радости. Например, у человека день рождения, а ты заранее подумал, что можно подарить.  Поинтересовался через его родных и узнал, что тот долго ищет какую-то книгу (или ту же самую обувь). И вдруг ты попал, угадал – и человек скачет до потолка от радости. И у тебя радость. Почему? Потому что ты стал источником радости. И принимайте подарки тоже с радостью…

Кстати, помощь тоже нужно оказывать с расположением и участием, а не просто сунул конверт… Надо все делать как себе. Тогда и радость получишь в тот момент, когда даешь. И когда принимаешь – поблагодари, сделай восхищенный взгляд, что так все замечательно получилось. Умножится радость – и у человека, и у тебя. И никогда не воображайте. Сразу смотрите, что вам подарили. Открывайте, распечатывайте. Если это Бабаевская конфетная фабрика или «Красный Октябрь» – говорите, что «Красный Октябрь», минуя желудок, сразу в душу проходит...

Насчет вина грузинского… видите, уже не будет. Давайте тоже помолимся за наших братьев и сестер в Грузии, чтобы они так не ссорились с нами. У нас 146 миллионов, а там – что? Мы-то без них проживем, а они без нас? Сложно, конечно, все это будет. Тем более многие мои родные и близкие, знакомые, прихожане в позапрошлом году начали ездить в Грузию. И с таким восторгом! Столько святынь! Такая древнейшая история! Потрясающее отношение грузин, особенно кому за сорок, за пятьдесят, – они прекрасно знают русский язык. Молодежь сейчас русского уже не знает. А люди, кому сорок-пятьдесят, чуть больше, прекрасно знают русский язык. К нам с большим расположением! Что для меня даже удивление. Ничто нас не разделяет и не должно разделять... Конечно, это какое-то искушение.

– Вопрос телезрительницы Натальи: «Скажите, пожалуйста, как радоваться, когда душа скорбит о недавно ушедшем единственном сыне?»

– Вопрос очень непростой, если на него смотреть только с одной человеческой точки зрения. Мы верующие люди, и конец Символа веры чем заканчивается? «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Спросим сами себя: а что это за слово – «чаю»? Однажды я спросил в храме: «Можете перевести?» Кто-то мне сказал: «"Чаю" – "жду"». Нет. «Чаю» по смыслу означает «жду с нетерпением». Не просто жду, а с нетерпением! И мы знаем, что должный конец нашей жизни – это вечная жизнь и встреча с Господом.

Вы не поверите, но это факт. Вчера я на нашем приходе, в нашем храме отпевал новопреставленного двадцатидневного младенца Льва (Царство ему Небесное). Родители – глубоко верующие люди: священнослужитель (дьякон) и его супруга. Конечно, были слезы, переживания... Вот душа родилась, ребенка крестили – и он ушел к Господу. Редко такое бывает, я вчера читал канон на отпевание младенца, и там были такие слова: «Не плачьте обо мне, потому что я не сотворил ничего, достойного слез. А плачьте лучше о себе. А я пошел – от худшего к лучшему, от временного – к вечному, от тленного – к нетленному». Когда женщина рождает ребенка, она дарит миру человека. А она должна подарить в конце концов небу ангела. Если Вы еще раз перезвоните (или сейчас на связи) – назовите имя, чтобы потом тоже за него молиться.

Надо утешаться чтением Священного Евангелия, прося у Господа: «Господи, верю! Помоги моему неверию. Господи, умножь во мне веру – в бессмертие и жизнь будущего века». А человеческая скорбь совершенно допустима. Спустя время она станет немножко тише. А на место скорби заступит надежда. Святитель Феофан, затворник Вышенский, сказал потрясающую и обнадеживающую мысль… Кстати, его память в эту субботу. Его мощи и его монастырь, в котором он жил более двадцати лет, находятся недалеко от города Шацка. А Шацк в 150 километрах от Рязани (у кого есть возможность, можно приехать). Так вот, святитель Феофан Затворник сказал чрезвычайно обнадеживающую мысль: «На Страшном Суде Бог будет искать не то, за что наказать человека, а за что бы его оправдать». Поэтому эта скорбь о потере сына – вот здесь, на земле – пусть растворяется надеждой.

Однажды на Новокасинском кладбище я прочитал на могильном памятнике одну надпись, которую, наверное, просило выбить на камне верующее материнское сердце. А надпись на этом могильном памятнике была следующая: «Сын умереть уже не может, он просто рядом быть перестает». Рядом его нет – а он есть. Потому что есть его бессмертная душа.

Надеемся, что Ваши материнские молитвы, которые достают со дна моря, достанут и его, если что-то неправильно было в жизни сделано. А если Богу угодил – тогда что об этом много скорбеть, зная, что душа его на руках Божиих? Поэтому дай Бог, чтобы Ваша человеческая скорбь была поменьше, а духовная надежда со временем  только возрастала. И пусть Господь Ваше сердце утешит Своею благодатью.

А самое главное, когда мы совершаем чин молитвенного поминовения за покойного, мы читаем часто такие слова: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй» (то есть Ты глубиною мудрости все строишь и полезное всем подаешь).  И апостол Павел однажды сказал: «Живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем».

Господь сказал: «Я не есть Бог мертвых. Я – Бог живых. Потому что Я – Бог Авраама, Исаака, Иакова, у Меня все живы». И он для Бога живой, мыслящий, действующий: он мамочку видит, только сказать не может. Если она чрезмерно убивается о том, что нет его на земле, то он об этом скорбит. Если он сейчас у Бога, тогда переживает за эту чрезмерную скорбь, потому что ему гораздо лучше там, чем было бы на земле. А Господь ведает, кому в какой срок родиться – и в какой срок родиться для вечности. А для христиан что такое смерть?

Смерть есть к жизни приближенье,

К жизни той, где смерти нет!

И это Господь Своим Воскресением нам всем доказал, показал и победил Своей силой, Своим Божеством даже саму смерть.

– У нас был еще один звонок, но он сорвался. Вопрос был следующий: скоро Петров пост, как к нему подготовиться?

– Никак не надо к нему готовиться. Потому что мы  должны были – как вне поста, так и постом – жить такой же жизнью. А не делать так, что сейчас тумблер переключили на более внимательную, более сосредоточенную, более молитвенную, более духовную жизнь. Вот так переключаем – то первая скорость, то четвертая. Постом включаем четвертую скорость духовную, а вне поста – расслабление, на первой скорости. Поэтому нам надо было двигаться со средней скоростью – на второй или третьей передаче ехать.

А если серьезно, самое главное – поставить себе маленькую цель и задачу: «Уклонись от зла и сотвори благо». Это алгоритм духовной жизни, и особенно – постами. Сначала о том злом, от чего хочешь избавиться, – об этом подумай, покайся; определи для себя: все – перестану. Кто-то из святых отцов сказал: «Избавься от трех исполинов: жадности, зависти и ревности». Много у нас того, от чего надо избавляться, но «в каждой избушке – свои погремушки», поэтому пусть каждый для себя определит, от чего избавиться. Но этого мало – избавиться от чего-то греховного. «Уклонись от зла – и сотвори благо». А что ты можешь доброго сделать? Для Церкви, для телеканала «Союз», для радио «Вера», «Радонеж», для своих родных и близких? Надо тоже об этом подумать: для кого стать источником радости (о чем мы сейчас и говорим). Постом как раз на этом и надо сделать акцент. Потому что истинная жизнь – это не только для себя; постарайся, чтобы и другим с тобой было хорошо.

Сейчас вот приходили ко мне многие студенты, школьники…  Все трясутся, белые, зеленые: «Батюшка, помолитесь! А кому свечку поставить?» Даже такой курьезный случай был – одна подходит к батюшке: «Батюшка, что бы сделать еще такого, чтобы благополучно экзамен сдать? Уже прочитала акафист Спасителю, акафист Божией Матери, акафист святителю Николаю, акафист Сергию Радонежскому. Ну что бы еще такое почитать, чтобы экзамен благополучно сдать?» И наш батюшка положил ей руку на голову и говорит: «Дочь моя! Ты, может быть, хотя бы билеты почитаешь?» Надеюсь, что почитала.

Приходили во множестве: «Как сдать экзамены благополучно?» За это переживают. Я говорил: «Вы знаете, образование может быть и средним. Не это самое главное. Образование может быть и средним – воспитание должно быть высшим. Хорошее и высшее воспитание – это когда с тобой людям хорошо. Вот это – высшее воспитание, подумайте об этом».  Он мне – про экзамены, про ЕГЭ и оценки, а я ему – про другое. Хотя, конечно, вместе с ними молились об экзаменах. Потому что вот человек честно выучил семьдесят билетов, а их сто. Ну, не хватило времени, но к этому честно выполненному по возможности долгу прилагается везение, а оно – от Бога. И приходит: «Батюшка, вытащил из этих семидесяти!» То, что смог честно выучить, это и попадалось. Труд был у человека – и помолился, смирился… И повезло. Кто-то из мудрых людей сказал: «Случай – это псевдоним Бога». Ничего случайного! Все – воля Божия, но она – на наши труды, «пусто место свято не бывает». Если в голове пусто, то никакое везение не поможет…

– Время нашей передачи подходит к концу. Буквально еще несколько слов по теме нашей передачи: «Духовная радость».

– Во-первых, сами старайтесь быть источником радости для тех людей, которые окружают вас, –  и радость к вам вернется. Имейте розовые очки (взгляд на жизнь) вместо черных. Сильно не переживайте за свою жизнь, потому что все – в руках Божиих. И самое главное – с молитвой, верой, надеждой знайте, что Господь все сделает к лучшему.

И еще такой духовный совет: когда что-то в жизни не получилось, как вы хотели, говорите: зато… «Сегодня жаркая погода, зато можно побыть на свежем воздухе». «Сегодня льет дождь, зато у меня на даче польются огурцы и помидоры». И так из всего можно вынести: зато… Постарайтесь это запомнить. На что-то плохое – сначала подумайте: в этом обязательно есть и что-то хорошее. И тогда уныния не будет, а будет радость. Сначала душевная, ну а потом, дай Бог, и духовная.

Мир вам. И пусть благословение Божие всегда пребывает с вами. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите.

Ведущий Денис Береснев

Записали Елена Кузоро и Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы