Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

12 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает наместник Крестовоздвиженского монастыря города Екатеринбурга игумен Флавиан (Матвеев).

– Есть такое расхожее выражение, которое побудило затронуть определенную тему; звучит оно так: «не по-христиански». Это тогда, когда вроде бы не совсем плохо, но чувствуется, что какой-то подвох есть, когда что-то сделано не на совесть, когда есть какой-то обман. Для меня, по крайней мере, это звучит примерно с таким смыслом. Логичный вопрос – в противоположность этому: а что тогда «по-христиански»? Можно поговорить, каким должен быть христианин, какие качества он должен иметь; как говорится, что это за человек?

– Конечно, тема всеобъемлющая. Тут и вспомнишь: «век живи – век учись» и «познай самого себя». Что значит быть христианином? Ответ на этот вопрос ищет для себя каждый христианин на протяжении всей жизни. Конечно, на него маленький ребенок ответит по-своему, подросток  по-своему, зрелый человек скажет по-иному, а у пожилого человека, уже с высоты прожитых лет  оценивающего всю свою жизнь, мнение будет отличаться, в том числе оценка самого себя и уже прожитого по-христиански или не по-христиански жизненного пути.

И, конечно же, нашим главным ориентиром является личность Самого Господа Иисуса Христа, потому что мы знаем, что в Нем  воплощенная истина. Господь Иисус Христос – это Бог, ставший Человеком, и Бог, Который Сам засвидетельствовал о Себе, что Он есть истина. Познание Бога через Господа Иисуса Христа,  понимание того, как нужно жить, как нужно поступать, чтобы этому высокому идеалу соответствовать, – вот задача, большая, глобальная,  которую так или иначе каждый христианин должен разрешить. А жизнь-то сложена часто не из больших событий, больших поступков. Жизнь часто состоит из множества маленьких событий, мелочей. Каждый христианин в каждый момент своей жизни что-то выбирает, что-то решает, при этом задумываясь: «А не запутываюсь ли я в каких-то мелочах? Не отвлекаюсь ли я в мелочах от чего-то большого и нужного? И в то же самое время, ища большого и нужного, не забываю ли я следить за тем, что что-то выпускаю из рук, какие-то маленькие концы событий?» И так во всем – начиная от того, как улыбаться, чем питаться… Множество на этот счет можно встретить самых разных мнений, но нужно выбрать то, что соответствует учению Господню о любви, о стремлении к истине, о пути к Нему. Вот это все нужно пытаться в себя вобрать и в жизнь вложить. Век живем – и век об этом заботимся.

– Вопрос телезрительницы Надежды из Уфы: «Скоро Троица. Перед Троицей родительская суббота. Я слышала, что в эту субботу поминают всех, в том числе суицидников. У меня такие есть в семье. Можно ли писать записку в храме об умершем суициднике в эту субботу?»

– Вопрос Ваш понятен, и ответ на него однозначный: писать таких людей в церковные записки нельзя,  как и людей некрещеных, к Церкви не относящихся. Таким поступком человек сам себя вычеркнул из числа тех людей, которые уповают на Бога. В Церкви нас объединяет то, что мы уповаем на Бога, не пытаемся найти путь к Богу в одиночку, мы спасаемся вместе, потому что Христос Спаситель нас объединил в Церковь, в Свою Церковь, в Христову Церковь. Если человек отрекается от Бога, отрекается от Церкви, отрекается от дара жизни, который дал ему Господь (всеми этими поступками). В том числе и тем, что человек сам решает расстаться со своей жизнью. Этим самым он отрицает право Бога решить это тогда, когда это Ему будет угодно; получается, встает на место Бога. И этим, конечно, себя исключает из Церкви. Поэтому такого человека писать в записках нельзя.

Но в праздник Троицы, праздник Пятидесятницы, есть церковный обычай после Божественной литургии совершать вечерню с чтением длинных коленопреклоненных молитв. В одной из этих молитв (а это три длинные молитвы, которые священник и все присутствующие в храме читают и слушают на коленях) есть упоминание: и о иже во аде держимых. То есть из уст священника или епископа мы слышим прошение о тех людях, которые в аду находятся, просьбу о милости. И вот как раз в момент коленопреклоненных молитв можно о них молиться про себя, особенно со всей любовью заботясь о загробной судьбе этих несчастных людей, которые сами себя лишили жизни.

– Вопрос Ангелины из г. Лобня, 14 лет: «Если Бог знает, что человека ждут вечные мучения в аду, почему Он попускает человеку рождаться в мир, если всех людей любит и не желает им зла?»

– Здесь заключено сразу несколько вопросов. Первое: каждый человек рождается в мир совершенно свободным. И каждый человек может на протяжении жизни каждый день, каждую минуту выбирать. Каждый человек старается выбрать добро, но иногда сознательно выбирает зло, он знает, что делает зло, но ему так выгодно или, может быть, он хочет избежать наказания, а потом в этом раскаивается. И вот это раскаяние – это путь возвращения на стезю добра. Каждый человек все время что-то нащупывает, как ему жить. И он абсолютно свободен.

С другой стороны, речь идет о том, как на все это смотрит Бог. Вот мы зададим себе вопрос: «Знает ли Бог, что будет в результате моей жизни?» Конечно, знает, потому что Он вне времени живет. Но я-то живу во времени, и для меня совершенно неочевидно, где  я окажусь в конце моего жизненного пути, потому что я себя сравнивать с Богом не могу, я живу во времени, а Бог вне времени. Поэтому то, что мы можем сказать о Боге, мы в итоге к себе приложить никак не сможем, потому что это, можно сказать, разные системы координат. Но разные системы координат могут существовать на одном большом листе. Все эти системы разные, но большой лист, на котором эти системы изображены, – это Сам Бог, Который содержит в Себе все системы координат. Если над этим поразмыслить, то получается, что Бог все знает, но мы существуем в условиях абсолютной свободы, поэтому должны не отчаиваться. Даже если у нас плохо получается жить по-христиански, все-таки надо находить именно то, где можно свою жизнь изменить и устремиться к добру.

– Вопрос телезрителя Евгения Александровича из Белгорода: «У меня вопрос по Первой книге Царств. Саул потерял благодать от Бога, святость Духа, а злой дух от Господа возмущал его. От Господа разве может быть злой дух?»

– Очень интересный вопрос. Господь с человеком поступает так иногда в воспитательных целях, конечно: ставит его в такие условия, которые для человека являются затруднительными. И это мы видим и в Ветхом Завете, и в Новом Завете. Но объяснено это может быть разными словами. В данном случае это объяснено такими словами. Нам, людям Нового Завета, эти слова кажутся полными противоречия. Как от Бога может  исходить какой-то злой дух?

Но речь тут идет о том, что тот или иной человек может быть поставлен в такие условия, когда что-то, посланное от Бога, является сильно противоречащим его убеждениям и так далее. Это то испытание, которое человеку надо пройти, но посылает его  Сам Господь. Поэтому очень трудно бывает христианину оценить подобную ситуацию. Вот христианин собирается сделать доброе дело и встречает какое-то препятствие. И говорит: «А что это со мной происходит? Это лукавый творит мне такое препятствие? Или, может быть, Бог посылает мне эту тяжесть для того, чтобы я крепче утвердился и более ответственно взялся за дело, преодолев эту сложность, которая сейчас предо мной стоит?» Опять же решение этого вопроса тоже относится к тому, как мы поступаем, стремясь жить по-христиански. Даже то, как мы оцениваем свою жизнь и те трудности, которые возникают, это тоже оттенки наших попыток быть христианами в каждую минуту нашей жизни.

– Вопрос телезрительницы Галины из Сарова: «Можно ли подавать записки на молебен и панихиду о некрещеных?»

– Любые церковные поминовения совершаются за членов Церкви, то есть за тех людей, которые захотели стать христианами и приняли крещение. Всех крещеных христиане поминают в своих молитвах в Церкви, в храме, а некрещеных нет, потому что они не являются членами Церкви.

– Часто бывают  вопросы, свидетельствующие о том, что из количества людей, которые называют себя православными по факту крещения, лишь небольшая часть людей ходит в храм еженедельно, участвует в богослужениях,  таинствах, которые по факту делают его христианином, делают его православным по факту его церковной жизни, его жизни с Богом, со Христом. И вот возникает вопрос: насколько факт крещения может быть именно тем признаком, в соответствии с которым человек может называть себя христианином?

– Очень серьезный вопрос. Есть такое словосочетание, мне оно очень нравится – «христиане на колесах». Это когда вначале его в колясочке привозят в храм, чтобы покрестить, потом на лимузине – чтобы повенчать, а потом на похоронном катафалке – чтобы отпеть. Очень прискорбно, что таких номинальных христиан очень много, и вроде бы они сами себя считают христианами, поскольку ни от Бога, ни от церковной жизни не отрекаются. Такого человека спросишь, он скажет: «Да, я знаю, что я плохой христианин, ну и что теперь? Может быть, когда-нибудь я стану лучше, но теперь мне не до Церкви».

И вот такой человек умирает. Может ли священник его не отпеть? Наверное, большинство людей покачают головами и скажут, что это будет жестоко, что все-таки нужно отпеть. И в большинстве приходов таких прихожан действительно отпевают. У нас в монастыре тоже нет каких-то дополнительных строгостей, и если человек крещеный и не отрицал Бога и Церковь, такого человека мы отпеваем. Даже несмотря на то, что в чине отпевания содержатся высокие эпитеты; усопшего человека называют христолюбцем, верным, что он вместе с другими христианами воспевает: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших», что у него с христианской общиной общие духовные отцы, так сказать. Это очень высокие истины. И даже несмотря на то, что эти слова, по правде говоря, звучат ложью, все-таки жестоко лишить человека отпевания – и мы отпеваем.

Если священник эту разницу понимает, он, конечно, постарается сказать соответствующую проповедь, чтобы коснуться сердец тех людей, которые знали, какую жизнь вел их близкий (усопший) человек, чтобы они не повторяли его судьбу, были ближе к Церкви. Священник обязательно затронет в проповеди вот это противоречие.

Что нужно сделать такому номинальному христианину, чтобы хоть как-то усовершенствоваться в духовной жизни? Допустим, такой человек совершил какой-то грех (на кого-то накричал или кого-то обманул, предал) и решил пойти на исповедь. Он приходит к священнику и говорит: «Батюшка, примите у меня исповедь». Священник его спрашивает: «А когда вы в последний раз причащались?» Он говорит: «Я никогда не причащался». «Тогда, – говорит священник, – первое, что Вам нужно сделать, – подготовиться к исповеди и причастию и тем самым войти в жизнь Церкви».

Именно с этой целью священники, готовя людей к таинству (например, к таинству Соборования), говорят, что нельзя просто так взять и пособороваться, если ты давно не причащался. Нельзя просто так взять и обвенчаться, если ты не являешься членом Церкви, не участвуешь в ее таинствах.

Священники и епископы всегда заботятся о том, чтобы человека привести в полноту общения с Церковью. Но горько бывает, если человек не радеет о сохранении этой полноты – восстановил эту полноту, а потом опять потерял. Это печальное явление, с которым мы сталкиваемся. Каждый священник старается каждого человека, который хоть как-то ассоциирует себя с Церковью по факту крещения, по своим внутренним убеждениям, в эту полноту общения привести.

– Все мы помним историю благоразумного разбойника, который покаялся, уже вися на кресте, и первым вошел в Царствие Небесное. Кто знает, может быть, те, которые сейчас являются номинальными христианами, к какому-то периоду своей жизни очнутся.

– Никогда не нужно переставать надеяться на лучшее.

– Вопрос телезрительницы из города Лобня: «Я слышала, если люди не ходят в церковь сами, а подают записки через кого-то, то такие записки считаются недействительными. Я, например, не могу ходить в церковь, я инвалид, хожу на костылях. А записки я каждый раз подаю через знакомых. Значит, это недействительно?»

– Матушка, если Вы сами стараетесь быть ближе к Церкви, то, конечно, передаваемые Вами записки Господь примет, и священник их охотно прочитает. Но Вам нужно обязательно позаботиться о том, чтобы хотя бы раз в год быть в храме. Если совсем не можете ходить, приглашайте священника на дом. А если хоть немножечко можете ходить, можно кого-то попросить помочь с машиной или на такси добраться до храма Божьего, чтобы приступить к таинствам Исповеди и Святого Причастия. Тогда ни у Вас, ни у кого из Ваших знакомых, которые передают Ваши записки в храм Божий, не будет никаких сомнений, что все хорошо и правильно.

– Телезрительница «ВКонтакте» спрашивает: «Когда Господь пришел после долгого пути со Своими учениками в дом Марфы и Марии, Он похвалил Марию за то, что она Его слушала, вместо того чтобы помочь Марфе приготовить еду и накрыть  стол для большого количества голодных мужчин. Объясните, пожалуйста, неужели и Марфе, прежде чем покормить гостей, нужно было слушать полезные для души вещи? То есть пусть гости страдают от голода, а мы только о своей духовной пользе должны думать?»

– Точно женский вопрос, продиктованный тем, как это бывает в жизни, когда нужно похлопотать, чтобы было хорошее угощение. Тот укор, который Господь адресовал Марфе, носит оттенок доброй иронии; это не суровый выговор, и не приговор, и не какая-то бескомпромиссная оценка деятельности. Этими с тонким юмором сказанными словами (которые, может быть, в переводе утеряли свои оттенки) Христос Спаситель просто расставляет акценты. Важнее слушать то, что Христос Спаситель скажет слушателям, понимая, что кто-то в этот момент отсутствует, находясь, например, у плиты (стряпает, готовит и так далее). Потому что все самое главное Господь обязательно скажет тогда, когда все присутствующие будут собраны за общей трапезой и будут слушателями Его Божественных словес.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Есть такая пословица: не делай добра – не получишь зла. Как тогда помогать ближним и на что надеяться? И еще хочу спросить про акцию “Будем жить”: она проходит каждый год летом?»

Имеется в виду марафон «Будем жить» по сбору средств на содержание телеканала «Союз». Отец Флавиан хоть и участвует в жизни телеканала «Союз», но не погружен в «кухню» того, как все устроено, поэтому с этим вопросом лучше обратиться к руководству телеканала или написать в нашей официальной группе «ВКонтакте».

– Вот Вы сказали, и я сразу же вспомнил. В те нечастые моменты, когда я включал телевизор, в том числе и телеканал «Союз», я видел, как отец Димитрий обращался к зрителям, видел бегущую строку и специальные передачи, посвященные сбору средств. Это очень важно – поддерживать телеканал, который существует только заботой своих верных зрителей, заботливых и любящих христиан.

– Небольшая ремарка. Одна из наших коллег не так давно получила диплом журналиста. Она вела достаточно серьезную исследовательскую работу по поводу православной журналистики, православного телевидения и возможности создания его на народные деньги. Она поделилась, что в ходе защиты диплома у нее сложилось впечатление, что все люди, которые ее слушали, в любом случае остались при своем мнении, что телевидения, созданного на народные деньги, быть не может, что все равно есть кто-то, кто финансирует и спонсирует. А доказывается обратное.

– Скажем так, всегда бывают сердца ожесточенные, сердитые, недоверчивые, и в журналистике таких, может быть, чуточку больше. Несомненно одно – это люди ищущие, они ищут всего самого лучшего и до всего лучшего и хорошего обязательно достучатся.

Что касается поговорки: «не делай добра – не получишь зла», то эта поговорка в большей степени может быть проиллюстрирована психологами, потому что здесь имеется в виду некая психологическая закономерность. На эту тему я недавно услышал такую как бы притчу.

Один человек жалуется психологу: «У нас есть один персонаж, мой коллега, который неотзывчивый, никогда ничем не поможет; как говорится, зимой у него снега не выпросишь. А я всегда всем помогаю, на любую просьбу всегда стараюсь откликаться согласием. И в один день случились два удивительных события: тот коллега на чью-то очередную просьбу вдруг откликнулся и кому-то помог, а я никак не мог откликнуться согласием на просьбу, потому что так сложились обстоятельства, что время было занято, и я ответил отказом. И в один момент я стал изгоем в коллективе, на меня все смотрели с каким-то отвращением, а того коллегу, у которого зимой снега не выпросишь, превозносили до небес, только о нем и были разговоры». Психолог отвечает: «Ну а что Вы хотели? Оба этих поступка отличаются от Вашего фонового поведения. Тот человек был совершенно неотзывчивым, и фоном его жизни было: отвяжитесь, мне своих дел хватает. Вашим же фоном жизни всегда было желание помочь, и на этом фоне доброжелательности Ваш отказ выглядел нетипично. Точно так же и поступок обычно неотзывчивого коллеги выглядел нетипично, что и породило долгие разговоры. Поэтому не надо удивляться тому, что вы оба стали исключением из правил».

Вполне возможно, что эта поговорка основана на таком феномене, и даже человек добродетельный, у которого иногда может что-то не получиться, в ответ может получить массу негатива, если кому-то откажет. Здесь срабатывает определенного рода психологический механизм.

Но мы, верующие люди,  понимаем, что к любому доброму делу всегда старается примешаться враг рода человеческого и в ответ на доброе дело людям, которые стали свидетелями этого добра, внушить какие-то дурные помыслы: «Он неспроста это сделал, у него, наверное, есть какая-то тайная выгода». Это мы замечаем на каждом шагу. Поэтому можно эту поговорку и так объяснить.

– Вопрос телезрительницы: «Обычно, когда я иду в храм, одна женщина всегда просит меня поставить свечки за ее усопших родственников. Сама она в храм не ходит, но меня постоянно просит ставить свечи. Могу ли я это делать? Грех это или нет?»

– Этот вопрос напомнил мне мою молодость. Когда я учился в медицинском колледже на фельдшерском факультете, у нас мальчиков в группе было мало, в основном девочки, и они, зная, что я верующий человек, иногда обращались ко мне с подобными просьбами. Например, у кого-то день рождения – за него надо поставить свечку; у кого-то годовщина со дня смерти – надо поставить свечку. И до меня очень быстро дошло, что если я буду на все такие просьбы откликаться согласием, то эти девушки сами в Церковь не попадут и к благодати Божией не приступят. А одной из причин тому окажусь я. Другими причинами могут быть лень, нерадение, может быть, какая-то опаска (все-таки в те времена поход в церковь был поступком, о котором люди как-то задумывались, потому что еще были памятны те времена, когда за посещение храма можно было лишиться какого-то житейского спокойствия).

Я очень быстро это понял и говорил: «Я бы поставил, я добрый, но если я поставлю, то ты в храм Божий не придешь и благодати от Бога не получишь. Вот если у тебя такое обстоятельство в жизни, когда ты действительно не можешь, тогда я соглашусь (если ты меня убедишь в этом). В ином случае тебе самой надо будет пойти». Еще я пояснял, что говорю это не потому, что я такой неотзывчивый, а как раз потому, что желаю и тем близким, знакомым, за которых нужно поставить свечку, всего доброго и хорошего. И самому этому человеку, потому что он сможет прийти в храм и сам помолиться. Ведь что такое свечку поставить? Свечка – это видимый знак молитвы, а эту молитву я не смогу произнести так искренне, как сделает это сам человек. После этого аргумента человеку ничего не оставалось, как только сказать: «Ну ладно, как-нибудь схожу».

Вот такие разговоры были у меня в молодости, и я понимаю, что тогда я поступал правильно, чего и всем желаю, кто находится в такой ситуации.

– Вопрос телезрительницы из Самары: «Я батюшке исповедовала один грех, и он мне сказал: оставим его на волю Божию. Как это понять? Надо ли мне исповедовать еще другому батюшке этот грех?»

– Если у Вас есть какие-то сомнения, исповедуйте этот грех другому священнику. Я могу предположить, почему священник мог так сформулировать ответ на исповеданный Вами грех. Иногда бывает такое, что человек что-то совершил и исправить последствия этого греха уже не может (либо кто-то уже ушел из жизни, либо обстоятельства так переменились), и священнику толком нечего кающемуся и посоветовать. Ситуация оказалась в подвешенном состоянии вследствие этого греха – и повлиять на эту ситуацию никак нельзя. Поэтому священник может сказать: «Давайте будем просто молиться и оставим эту ситуацию на волю Божию». Такое в жизни бывает.

Но вообще я должен дать еще такой совет. Священник во время исповеди – это не только представитель Святой Православной Церкви, не только служитель алтаря Господня, но и ваш собеседник во время исповеди, и он должен, обязан давать советы, которые правильно сориентируют вас в духовной жизни, чтобы вы понимали, как строить свою духовную жизнь. Если вам в словах и ответах священника что-то кажется непонятным, не нужно стесняться переспрашивать. Нужно сказать: «Батюшка, мне это непонятно, поясните, пожалуйста». И священник даст более развернутый ответ, чтобы вы ушли с исповеди с полностью спокойной душой и с пониманием того, как нужно жить. Об этом всегда нужно заботиться.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Епархиальном социальном отделе протоиерей Максим Плетнев. Тема беседы: «Химическая зависимость. Ответственность».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы