Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Воистину воскресе! Сердечно всех вас поздравляю со светлым праздником Пасхи! Один из пасхальных стихов, которые возглашаются в начале каждого богослужения в эту неделю, гласит: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». То есть в этот день все мы радуемся, веселимся, но не просто так, а ради Воскресшего Господа. Чего всем от всей души желаю.
– Продолжается Светлая седмица, а мы помним, что Светлая седмица – это как единый день празднования Пасхи.
– Совершенно верно.
– Пасха – центральное событие года и для многих людей, к счастью, является самым важным праздником в году. Но ведь есть еще так называемая малая Пасха – воскресный день. Как пасхальную радость сохранить не только в течение Светлой седмицы и дней до Вознесения Господня, а на оставшуюся часть года, помня о том, что воскресенье, в общем-то, и называется так потому, что воскрес Иисус Христос?
– Из всех пасхальных обычаев самый интересный, самый большой и самый трудный – это соблюдение святого Великого поста перед праздником Пасхи, чтобы хорошенько подготовиться, очиститься, чтобы молитвой, которой крылья придает пост, сформировать себя и устремить себя навстречу Воскресшему Христу Спасителю. Великий пост готовит все человеческое естество – дух, душу и тело – к празднику Пасхи. И тот, кто подготовил себя к Светлому Христову Воскресению, уже потом эту радость сумеет в себе сохранить и правильно распределить.
Самое важное на этом пути – хранить мысль, что Воскресение Христово главное событие нашей жизни, самое главное событие Нового Завета, в котором мы живем. Это событие является как бы мерилом всех дел, мерилом всех духовных начинаний. Поэтому христианин на протяжении всего года (помимо Великого поста, который целиком готовит нас к празднику Пасхи) живет в каком-то смысле от воскресенья до воскресенья, а немножко в другом смысле – от причастия до причастия. Воскресенье – это воспоминание самого главного, что есть в нашей жизни: воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа; мы готовимся воскреснуть вместе с Ним и к этой мысли возвращаемся каждое воскресенье. А когда наступает Великий пост, мы уже к Пасхе готовим себя совершенно особенным образом.
Таким образом, надо сказать четко: к Великому посту нужно относиться со всей серьезностью, потому что без Великого поста празднование Воскресения Христова лишается особого пасхального аромата, особой пасхальной духовной радости. Хотя, по слову святителя Иоанна Златоуста (оно оглашается на утрене в первый день Пасхи на церковнославянском языке, но смысл его очень понятен), «постившиеся и непостившиеся придите, возвеселитеся днесь», то есть сегодня веселитесь, потому что Христос воскрес для всех и ради всех. Но те, кто соблюдает Великий пост серьезно, строго к нему относится, конечно, понимают, что это та радость, та сосредоточенность, та полнота духовных переживаний, которая потом остается и после празднования Святой Пасхи на весь год.
– Тема о сохранении добродетелей, приобретенных во время Великого поста, поднималась, наверное, в течение всего поста, и она является очень важной и интересной. Хочется сохранить состояние сосредоточенности, вдумчивости, осознания самого себя и своего отношения к происходящему. Важно, чтобы это состояние было не сиюминутное – только на период Великого поста... Как не допустить того, чтобы то, что было нами приобретено, не осталось позади?
– Нужно обязательно всегда задумываться над тем, что в нашей жизни главное, а что второстепенное; что в духовной жизни главное, а что второстепенное. И время, которое у нас есть, распределять таким образом, чтобы второстепенное всегда оставалось на втором, третьем местах, а главное место занимало то, к чему нужно стремиться.
Главное событие – Воскресение Христово. Главное событие в моей жизни, когда я могу устремиться навстречу Воскресшему Христу, – это, очистив себя в таинстве Исповеди от греха, приступить к Христу Спасителю в таинстве Святого Причащения. И в этом смысле человек живет от причастия до причастия.
С другой стороны, осознавая это главное и в умозрительном плане, и в практическом применении, всегда надо держать в себе определенную последовательность ценностей более высоких, менее высоких, всегда понимать: я отвечаю за свою душу, за свое спасение; я являюсь тем человеком, за которого распялся Христос, за которого Он пролил Свою кровь. Я не могу к себе относиться как к чему-то малозначащему, я не могу себя бросить, покинуть – я ценен в Господе, я ответствен за самого себя, потому что и за меня Христос Спаситель пролил Свою кровь.
Христианин должен обязательно об этом помышлять, но не впадая в гордыню, разумеется, и не противопоставляя себя другим людям. Другие люди на то и другие; каждый сам отвечает за свою душу, а я отвечаю за свою. Вот это осознание – что за меня Христос пролил Свою бесценную кровь – не дает верующему сердцу впасть в какие-то грехи, в какое-то легкомысленное дурное поведение, как-то пренебречь собою, опорочить себя каким-то легкомыслием. Все это становится почти невозможным, если человек все время помнит: я ответствен за свое спасение, за меня Христос Спаситель пролил Свою кровь.
– Вопрос телезрителя из Москвы: «Принято ли говорить незнакомым людям на улице “Христос воскресе”? И еще вопрос. В студии на полках я вижу белые книги: расскажите, пожалуйста, о них подробнее, что в них написано».
– Это очень хорошие книги, но в данном случае они используются в качестве красивого фона. Но каждая из этих книг содержит немало ценной и полезной информации.
Что касается того, нужно ли приветствовать на улице всех прохожих словами «Христос воскресе!», это зависит от решимости и духовной силы каждого человека. Одни люди, особенно в первый день Пасхи, идут и всех встречных приветствуют: «Христос воскресе!» У них на это хватает духовных сил. И должно хватать духовных сил на то, чтобы спокойно, с твердым убеждением, что на все святая Божия воля, принять то, что человек может не ответить, или отвернется, или, может быть, даже скажет какую-то грубость. Если человек, несмотря на это, сможет сохранить в себе должное духовное равновесие, мир душевный, тогда он может себе позволить такое приветствие. Если же человек себя оценивает более скромно и думает, что ему будет сложно воспринять отказ во взаимном праздновании Пасхи, тогда, наверное, не стоит этого делать. Каждый должен соизмерять свои силы.
– Телезрительница из группы «ВКонтакте» пишет: «Развейте мои сомнения. Священники говорят, что можно причащаться без исповеди в Пасху тем, кто исповедовался и причащался в Страстную седмицу. Но ведь как бы ни старался человек прожить без греха, никак не получается: то осудишь, то рассердишься».
Другая телезрительница спрашивает: нужно ли читать в Светлую седмицу Псалтирь, Евангелие, акафисты и молитвы за детей?
– Что касается подготовки ко Святому Причащению, то я всегда опасаюсь отвечать на такие вопросы, скажем так, общим порядком. Потому что на каждом приходе могут быть заведены какие-то свои порядки. Например, на одном приходе есть достаточное количество духовенства, чтобы всех желающих тихо, спокойно исповедовать на протяжении Светлой пасхальной седмицы. А в других приходах один отец-настоятель, который трудился не покладая рук, не смыкая глаз буквально всю Страстную седмицу, потом организовал празднование Пасхи, пасхальное богослужение, еще, может быть, к благочинному съездил послужить в начале недели, и, наверное, ему надо дать какой-то отдых. Поэтому так получается, что во многих приходах настоятели говорят: если вы хорошо готовились, хорошо постились и на Страстной седмице исповедовались, то можете причащаться на Светлой седмице без дополнительной исповеди.
Везде по-разному. Бывает, что настоятель на каком-то приходе более строго относится к этому и говорит, что надо быть более внимательным к духовной жизни, хорошенько наблюдать за собой и обязательно исповедоваться; он задерживается в храме и всех исповедует. А другие говорят: «Дорогие братья и сестры, мы все потрудились Великим постом, теперь будем просто радоваться Воскресшему Спасителю, и те из вас, кто хорошенько готовился, могут причащаться без исповеди во время Светлой седмицы; у кого насколько хватит сил». Знаю, что бывают и такие приходы, и такие.
Конечно, каждому христианину, каждому прихожанину нужно руководствоваться указаниями своего настоятеля; может быть, своего духовника или священника, к которому человек ходит на исповедь. Вообще такие вопросы лучше не пытаться решать общим порядком: вот появился священник на экране телевизора, он нам сейчас все расскажет. Лучше всегда хранить более тесную связь со своим приходским духовенством и руководствоваться теми порядками, которые заводит местный настоятель. В этом заключается реальная церковная жизнь человека, как говорится, здесь и сейчас.
Что касается того, какие молитвословия читать на протяжении Светлой седмицы, тут можно сказать так. Келья устава не знает (старое монастырское присловье), поэтому дома можно читать те молитвословия, к которым расположена душа. И здесь, конечно, нужно благоразумие. Если в сердце Пасха, то можно почитать часы Пасхи, канон Пасхи. У кого есть голос и слух, можно послушать, как это поется в храме, и так же петь дома. Если сердце подсказывает, что нужно сосредоточиться на пасхальных молитвословиях, то не надо от этого отказываться, это очень хорошо.
В пасхальных песнопениях говорится: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера...» То есть вместе с Тобой, Господи, я спогребался, сходил в эту темноту гроба, для того чтобы восстать, воскреснуть вместе с Тобой сейчас, когда уже наступила Пасха. Заканчивается это песнопение словами: «...Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем». То есть человек надеется на то, что Христос Спаситель его, поющего это песнопение, прославит вместе с Собою в Своем вечном Царстве. Пасхальные песнопения совершенно неподражаемы, поэтому надо пользоваться моментом и во время Светлой седмицы сосредоточиться именно на этих священных текстах.
– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я все время думаю, почему Христос никогда не шутил даже над фарисеями? Юмор и Бог – это сопоставимые вещи? Или все должно быть только серьезно?»
– Вопрос очень интересный, потому что споры об этом, наверное, не утихнут никогда...
– Существует ли православный юмор?..
– Православный юмор, конечно, существует, потому что православные шутят, от этого никуда не денешься. В пасхальную седмицу буквально на ходу рождаются такие присловья. Например, один другого спрашивает: «Ду ю спёк кулич?» Другой думает: «Что же он у меня спросил?» Тот говорит: «Правильный ответ: ес, ай спёк». Это фольклор, который рождается буквально на наших глазах.
В Евангелии действительно шуток из уст Христа Спасителя мы напрямую не видим. Обличения, которым Он подвергал книжников, фарисеев, называя их крашеными гробами, змеями, ехиднами, мы знаем, а каких-то шуток действительно нет. Но, с другой стороны, можно задать себе вопрос: зачем Он апостолам давал прозвища? Ведь у Него Симон стал «камнем», Он говорит: «Ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Другие ученики получили наименование «сыны грома». Какими они были: действительно похожими на сыновей грома или в этом была какая-то ирония? Мы об этом узнаем, когда наша земная жизнь закончится или когда Христос Спаситель придет (если это будет раньше расставания наших душ с нашими телами). Так или иначе, но рано или поздно мы об этом узнаем.
По крайней мере, мы знаем одно: святые люди, которые старались воплощать идеал Христовой жизни (и у них это получилось, что засвидетельствовано самой Церковью, которая прославила их в лике святых), преподобные, строгие, серьезные люди, могли шутить со своими учениками. Например, есть такая притча. Однажды некто, пришедший посмотреть на святых подвижников-пустынников, внимательно наблюдал за ними и, увидев, как преподобный шутливо обращается с братьями, даже стал осуждать: «Чего это они шутят, смеются?» Преподобный отвечает: «Вот у тебя есть лук. Натяни его». Тот натянул. – «А сильнее пробовал натягивать?» Тот натянул сильнее. – «А если еще сильнее натянуть?» Тот говорит: «Либо тетива порвется, либо лук сломаю». Преподобный говорит: «Вот так и человек: если все время сильно натягивать, то можно сломаться. Надо дать время немножко расслабиться, чтобы напряжение снять, а потом снова успешно подвизаться». Поэтому, несомненно, добрый юмор может иметь право на существование в нашей христианской среде.
– Продолжается Светлая седмица. Перед царскими вратами стоит артос. Служба становится для нас, прихожан, более интересной в том плане, что мы можем через царские врата наблюдать, что же происходит внутри, в алтаре, какие священнодействия совершает священник. Звучат праздничные песнопения. Крестный ход есть после службы. Все это замечает каждый из нас, придя на богослужение. Но что еще меняется в службе на Светлой седмице? И как она будет меняться до Вознесения?
– В начале каждого богослужения до Вознесения будет петься тропарь (троекратно): «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». До праздника Пятидесятницы не будет слышно традиционного песнопения «Царю Небесный». До Вознесения вместо «Царю Небесный» читается трижды тропарь Пасхи, а между Вознесением и Пятидесятницей будет просто пробел, так сказать; все, что читается, начинается со слов: «Святый Боже...» Есть определенные особенности, когда получается так, что мы что-то из богослужения исключаем... Так бывает с чтением (и пением) тропаря Святому Духу «Царю Небесный». Когда он первый раз звучит после долгого пасхального перерыва, а потом между Вознесением и Пятидесятницей, то его принято петь всем народом; это происходит на вечернем богослужении, и это впечатляющее действие. И когда тропарь Святому Духу начинает звучать вновь, мы действительно понимаем, что по нему соскучились, очень долго его не слышали.
– К слову о службе… Поделюсь личной историей. Мне довелось побывать в одном из монастырей, который находится в поселке нашей области, нашей епархии. Не знаю, как в других храмах, но в наших городских Божественная литургия длится примерно 2-2,5 часа. А там служба началась в 9 утра и закончилась в 13 часов, то есть длилась существенно дольше. Причем служба была пасхальная, которая, по сути, является более короткой.
И у меня появилось два ощущения, которыми я хотел бы поделиться. Во-первых, я несколько раз смотрел на часы. И у меня возник вопрос: не стали ли мы слишком суетливы, потому что отвыкли от такого продолжительного богослужения? И второй момент: служба была настолько тихой, размеренной и понятной, что можно было разобрать каждое слово, которое произносилось и священником, и певчим.
Как у вас служится? И отчего, кроме темпа, может зависеть длительность богослужения? Есть ли какой-то критерий, какой она должна быть?
– Все мы в этом смысле немножко разные: у каждого свой темперамент, своя скорость реакции, своя скорость восприятия информации. У каждого свое представление об эстетике тех или иных служб и даже отдельных песнопений. Например, я всегда очень грущу, когда певчие начинают очень медленно петь песнопение: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение». Есть традиция, по которой это песнопение должно быть медленным и грустным. Вот я не могу с этим смириться, а регенты и певчие, с которыми я завожу об этом разговор, делают удивленное лицо и говорят: отец Флавиан, откуда мы возьмем более быстрые песнопения? Их нет, есть только медленные, неспешные и грустные». Так принято.
Причем в уставе нигде не обозначено, что так должно быть. А меня это вводит в какие-то непасхальные переживания. «Пасха нетления, мира спасение» – это можно прочитать радостно, торжествующе. «Адама воздвиг от тли и упразднив смерть!» – торжественные, великие и замечательные слова, и можно их произнести торжественно и радостно. Но есть только такая традиция – петь это песнопение медленно и грустно. Для кого-то это совершенно нормально, и они считают, что не могут все песнопения быть только радостными.
Если взять, например, греков, у них пасхальные песнопения гораздо более сдержанные, чем это принято в русском богослужении, но они отличаются более приподнятым характером. Хотя у них богослужение более ровное по сравнению с нашим, без каких-то явных перепадов. Но опять же это мое восприятие.
А у нас есть песнопения, которые поются чрезвычайно быстро. Есть песнопения, которые поются какими-то скачками: выше, ниже, ритм, ритм, потом опять выше, ниже. А потом вдруг раз – и звучит грустное песнопение: «Плотию уснув...» И говорят, что это совершенно оправданно с точки зрения восприятия, потому что одни песнопения оттеняют другие песнопения; песнопения, которые носят один характер, делают более выгодными восприятие других песнопений. Так что в этом, конечно, есть своя логика.
Есть своя логика в том, чтобы все петь так (тут варианты могут быть разные), чтобы каждый слог звучал четко и каждое слово было понятым. Например, тропари Пасхального канона: «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе...» Я сейчас четко произношу каждое слово. Если певчие будут петь так же, не захлебываясь от эмоций, от скорости, от того, что регент указывает быстрый темп, то, конечно, все прихожане имеют шанс что-то понять. Если нет заботы об этом, тогда слова будут сливаться в какую-то кашу, и богослужение разве что передаст людям только настроение, эмоции, но не смысл. То, что Вы отметили в этом монастыре, очень важно: каждый слог должен быть произнесен четко, каждое слово должно быть услышанным.
Продолжительность богослужения (которое может быть чрезвычайно большим) – это, конечно, вопрос отдельной дискуссии. И, наверное, на него можно ответить так. Если это какие-то особые богослужения в особом месте, удаленном от мирской суеты, от жизни большого города, то они могут продолжаться сколько угодно, пусть даже и четыре часа. Но возьмем горожан. Жизнь горожанина довольно суетная, тем не менее человек хочет участвовать в богослужениях регулярно. И вряд ли такой человек пожелает для себя богослужение продолжительностью более двух часов. Два часа – это предел восприятия, как я считаю, для среднестатистического человека.
Человек посещает богослужения раз от разу каждую неделю: каждый субботний, каждый воскресный, каждый праздничный день. Если богослужение продолжается до двух часов, есть шанс его адекватно воспринять и при этом не устать. А когда человек приезжает в паломничество в какой-то дальний монастырь, то он себя специально готовит к тем богослужениям, в том числе говоря себе: да, эти богослужения могут быть очень длинными, но я потерплю, потому что ради этого, может быть, я сюда и приехал.
– Это можно соотнести с продолжительностью занятий: в детском саду 20 минут, в школе – 40 минут, в вузах – уже появляется академический час…
– Совершенно верно. И священнослужители, как организаторы богослужений, все время имеют перед собой эту проблему и пытаются ее решить именно в пользу прихожан.
– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «У меня вопрос простой, риторический, но в то же время для меня очень сложный. Мне очень сложно бороться с собой, со своею леностью во всем, особенно в духовном плане. Душа горит, хочется делать, но что-то все время не дает: то заболит что-то, то домашние отвлекут. Я уже двадцать лет с этими путами борюсь, но очень сложно. Хотелось бы услышать совет батюшки».
– Если Вы боретесь за то, чтобы стать лучшей христианкой, более сосредоточенной, то, может быть, Вам не хватает какого-то планирования? Если Вам этого не хватает, то, пожалуйста, сделайте так, чтобы Ваша духовная жизнь была подчинена какому-то плану. Конечно, тут могут быть разные препоны ради служения ближнему (но только если ближний не садится нам на шею и не пытается нас эксплуатировать); ради любви и служения ближнему можно от этого плана отклониться. Но тот или иной план, та или иная программа, что человек составляет для себя сам, должны быть в жизни каждого человека. Это разумно; нужно себя организовать.
С другой стороны, Вы говорите: то тут заболит, то там заболит. Нужно заботиться о своем здоровье. Если давно не были у врача, надо обязательно побывать, здоровье проверить, профилактические меры принять. Но если, как некоторые говорят «здоровья нет, но пока шевелимся», то в этом случае нужно сосредоточиться на том, чтобы поменьше себя жалеть. Тогда в духовной жизни может быть достигнут какой-то прогресс. Без серьезных усилий никогда ничего хорошего не рождается. Поэтому нужно эти серьезные усилия предпринимать.
– Телезрительница в группе «ВКонтакте» пишет: «Живем с мужчиной нерасписанные. В моем приходе меня не причащают, только исповедуюсь. Я хочу замуж, но мужчина мой это откладывает. Очень хочу причаститься, но знаю, что недостойна. Расставаться с ним не хочу – люблю. Что делать?»
– В наше время это сложная проблема, когда христианские девушки, женщины проявляют легкомыслие и сходятся с маловерующими людьми или вообще неверующими, у которых нет каких-то побудительных мотивов к тому, чтобы вступать в брак, даже зарегистрировать свои отношения в загсе, не говоря уже о том, чтобы венчаться. Это действительно легкомысленное поведение, которое на языке канонических правил, на языке христианской аскетики называется впадением в блуд.
Каждый христианин должен позаботиться о том, чтобы вступить в брак в Господе. То есть верующая девушка выбирает себе верующего жениха; соответственно, верующий молодой человек ищет себе верующую невесту; это норма жизни. А вот когда происходит такое, что «просто полюбила, просто сошлись», – это называется блуд. И совершенно правильно подходит к этому вопросу священник вашего прихода, что наложил на Вас епитимью, не допускает Вас до Святого Причащения.
Вообще надо знать, что в древности, когда церковные правила соблюдались во всей строгости, как минимум на семь лет такому человеку был закрыт путь к Причастию, причем человек расторгал эти греховные узы. А тут другая ситуация: я его люблю, хочу быть с ним. Если этот человек неверующий и себя не обременяет какими-то обязательствами по отношению к женщине, то такой женщине, если она собирается жить вместе с ним и дальше, путь к Причастию может быть затруднен до самого последнего вздоха, так сказать. Перед смертью (в случае тяжелой болезни, которая может закончиться смертью) такой человек может быть удостоен Святых Христовых Таин.
Человек может причащаться тогда, когда он покидает смертный грех, вырывается, так сказать, из уз греха. Поэтому если это союз с неверующим человеком, в котором с его стороны нет никаких серьезных обязательств, то надо быть готовой к тому, что фактически никогда больше не удастся причаститься, пока этот союз существует.
С другой стороны, бывают и такие случаи, когда подобные союзы, возникнув беззаконно, неправедно, все-таки носят в себе черты брака: участники этого союза обещают друг другу верность, как это бывает в семейной жизни, и не против появления совместных детей (или даже у них появляются дети). В этом случае, если эти два критерия соблюдены, священник может рассудить, что, несмотря на то, что союз возник беззаконно, он носит характер семейного союза, с какими-то обязательствами и какими-то благими последствиями в виде рождения детей. Тогда священник на свое усмотрение может сделать исключение для такой женщины и допустить ее до Причастия, но по истечении определенного времени, в которое женщина несет определенное духовное вразумление, определенное молитвенное правило, читая необходимые книги о духовной жизни. Все зависит от того рассуждения, которое может сделать ее духовник или приходской священник, ведущий ее. По истечении какого-то солидного времени (может быть, года или трех лет), если есть признаки семейственности в таком союзе, даже если он начался беззаконно, то какой-то путь к причастию может быть. Но нужна епитимья, нужен период без причастия, чтобы получить должное духовное вразумление.
– Телезрительница в группе «ВКонтакте» спрашивает, можно ли совершать земные поклоны после причастия? И влияет ли на участь усопших время, когда они отошли ко Господу: например, если они умерли в Светлую седмицу?
– Что касается земных поклонов, в храме Божием земные поклоны отменяются до праздника Пятидесятницы, поэтому в церкви земных поклонов класть не нужно. Но если Вас это беспокоит и Вы знаете церковную традицию, то будет хорошо, если Вы не будете осуждать тех христиан, которые этой церковной традиции не следуют или следуют не так, как Вам хотелось бы.
Что касается второго вопроса, считается, что если человек умер на Пасху или на пасхальной неделе, то ему каким-то образом будет облегчен доступ в Царствие Небесное. Это, конечно, милое рассуждение, но если внимательно посмотреть с точки зрения здравого смысла, с точки зрения богословия, оно лишено всякого смысла. Потому что на Пасху и в течение пасхальной седмицы умирают самые разные люди, в том числе люди, которые являются явными грешниками или ярыми атеистами, которые всю жизнь отрицали Бога и умерли, может быть, с какими-то проклятиями на устах в адрес Бога или ближних своих. И утверждать, что для этих людей Бог уготовал какой-то легкий доступ в Царствие Небесное, было бы весьма странным и легкомысленным.
Нам, конечно, хотелось бы, чтобы каждый человек (особенно верующий) получил наибольшую полноту общения с Воскресшим Христом Спасителем. Нам этого хочется, мы этого желаем, но наше желание должно воплощаться не в каком-то неразумном уповании, а в молитве и христианской надежде, которая обрамляет нашу духовную жизнь.
Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Нина Кирсанова
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает священник Александр Асонов, настоятель храма во имя всех святых на Гатчинском кладбище, глава Отдела по связям с общественностью Гатчинской епархии. Тема беседы: «Общее горе: как пережить и не навредить ближнему».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!