Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

30 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

– Батюшка, здравствуйте! Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Христос воскресе, дорогие братья и сестры, дорогие телезрители!

– Начнем с достаточно общего вопроса. Как вы отмечали Пасху на своем приходе? Знаю, что было очень много народу. Как-то по-особенному на вашем приходе проходит Страстная неделя и сам праздник Светлой Пасхи?

– Если честно, особенность была такая. В понедельник на Светлой седмице в нашем храме отпевали полуторагодовалого ребенка. Отпевали пасхальным чином. Отец не мог оторвать от гроба мать. И по этим людям было понятно, что они малоцерковные. И я подумал, какие же все-таки мы, православные люди, счастливые – мы в какой-то степени, пусть на какую-то маленькую часть, но решили для себя этот вопрос смерти, и слова «чаю воскресение мертвых и жизни будущего века» – для нас  не пустой звук. А как можно утешить эту мать, которая лишь частью своего ума во что-то там верит?

– Мне кажется, никак.

– Если нет этого фундамента – упования на Бога, надежды и веры на бессмертие, тогда все бессмысленно. Ведь сколько раз каждый из нас сталкивается с этой проблемой смерти: умирают родные, близкие, у этой женщины – ребенок. У меня в этом году 28 марта ушла на небо мама (новопреставленная Галина, еще не прошло сорока дней). Но все-таки это растворяется надеждой. Близкие люди прислали мне потрясающее сообщение, сказав, что у нее первая Пасха, когда она теперь видит все своими глазами. Это наша надежда, наше упование. Нам дана вера, дано христианство, дано представление о воскресении. И для нас это уже не столько вера, сколько, наверное, область знания.

Сегодня я был в доме престарелых, где состоялась интересная беседа. Там же тоже находятся люди, уже близкие к переходу, и, оказывается, лучше иметь надежду, чем этой надежды не иметь. В беседе я предложил им представить (и вы все представьте), что вообще ничего нет: ни души, ни воскресения, ни вечной жизни, ни рая, ни ада, ни Бога, ни ангелов, ни будущей жизни. Тогда наша смерть – бессмысленный финал, бессмысленный конец. Это если представить, что нет продолжения жизни. Более того, многие верят в продолжение жизни, души, но православные идут еще дальше – Господь нам говорит о жизни не только души, но и нашего тела. В Символе веры мы поем: «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века». Эта жизнь – реальная, а мы во всей полноте даже не ценим то, что нам дано.

И еще одним событием я был поражен. В нашем храме я освящал куличи на Пасху, ходил среди народа и вдруг решил спросить: «Православные, ответьте мне на вопрос: что празднуют православные христиане?»

– Вы имели в виду Великую Субботу?

– Про Великую Субботу я даже и не ожидал услышать ответ, я надеялся услышать про Пасху. Потому что когда люди освящают куличи, они уже думают о Пасхе. Спрашиваю: «Что празднуют православные христиане?» Они отвечают: «Пасху». – «Ну да, правильно. А что такое Пасха?» И молчание. То есть они знают, что на Пасху надо освятить яйца и куличи, а что стоит за этим праздником – из десяти один сказал, что это Воскресение Христа. И я говорю: «Да. Все мы, православные люди всего мира, празднуем Воскресение Христа в этот день». Трудно поверить, что люди не знают...

– На самом деле это суровая реальность. К сожалению, большинство людей этого не знают.

– Самое главное, мы не в этой реальности и знаем хоть чуть-чуть больше.

– А наша задача – чтобы и те, кто не знает, узнали.

Вопрос телезрителя: «Я хочу привести своего папу и младшего братика к Богу. Когда мы ходим с братиком, мамой и бабушкой в церковь, братик там балуется. Что делать в этой ситуации? И как папу привести к Богу?»

– Дорогая детка, мы все – сообщающиеся сосуды. Все православные стараются в Великий Четверг стать причастниками Святых Христовых Таин. Вспоминаются потрясающие слова отца Иоанна Кронштадтского, который говорил, что благодать причащения распространяется и на род причащающегося человека. То есть один человек в семье причащается, а благодать распространяется на род. В Церкви мы не зерна, насыпанные в мешок, а капля в сосуде, и то, что происходит с одним, распространяется на других. Помните у Достоевского: грех одного человека ложится пятном на весь мир. А добродетель одного человека освящает весь мир; это факт.

Поэтому пусть ребенок имеет надежду, что по ее молитвам и ее примеру папа придет к вере. А младшего братика надо потихонечку приводить в храм: сначала на пять минут без игр, потом на десять, потом на пятнадцать. Потому что ребенок долгого богослужения не может выдержать. Если он начинает баловаться, потихонечку выводить его из храма, а заводить в основные моменты службы – на Евхаристический канон (если он сможет) или на причастие. К храму надо тоже постепенно приучать, сразу ребенок столько не выдержит.

– Это женский крест: успокаивать.

– Кстати, насчет женского креста святитель Феофан Затворник Вышенский сказал одной доброй христианке: «Вы – жена, мать, хозяйка, и в исполнении этих обязанностей Ваше спасение. А матери, сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам. Потому и я говорю вам: ожидайте и Вы венца мученического». Тем более в наши времена матерям трудно: малогабаритки, природы рядом нет, ребенка никуда не выпустишь. Детские сады переполнены. Конечно, подвиг матерей очень великий.

Но нам, православным христианам, надо почувствовать, что мы – особенные, Господь нам дал счастье святой христианской православной веры. Один из наших поэтов сказал: «...Владеешь ты всерадостною тайной: бессильно зло; мы вечны; с нами Бог». Вот эта тайна открыта православным.

Когда я был в доме престарелых,  спросил у людей, какой у них самый любимый день в неделе. Все ответили, что скорее всего воскресенье. Спрашиваю: «Почему?» Потому что выходной день. Я спрашиваю: «Каким цветом этот день выделен в календаре?» – «Красным». – «А вы когда-нибудь задумывались, что означает слово “воскресенье”?» Они стали задумываться и потихонечку отвечать, что, наверное, это связано с воскресением Иисуса Христа. Действительно в наш календарь перекочевало это явление, которое было на самом деле, и даже день недели у нас теперь так называется. То есть насколько серьезно в жизнь вошло это событие!

У греков, например, что интересно, этот день недели называется «кириаки» – «день Господень» («кир» – «господин»). День, посвященный Богу. Мы же говорим: шесть дней работай и делай дела, седьмой день – Господу Богу твоему. Они называют воскресенье «день Господень», а у нас день напрямую назван по смыслу того события, которое произошло в этот день, – воскресения.

... Многие Иерусалим, Святую Землю называют пятым Евангелием. Если кто-то не знает евангельских подробностей, гид все объясняет: здесь было рождество Христа, здесь было крещение, на этом месте Его распяли, на этом месте Его похоронили; здесь Он воскрес, а на этом месте было вознесение. И многие, побывав в Иерусалиме, потом начинают читать Евангелие.

Кстати, людям, которые приобретают туры на Мертвое море, организуют экскурсию в Иерусалим на один-два дня, и православные гиды называют их «мертвоморцы». Так вот, «мертвоморцы» сначала знакомятся с камнями (помните, в Евангелии Господь говорил:  «…камни возопиют»), и для них камни рассказывают иногда больше, чем само Евангелие. То есть они побывают в Иерусалиме, а потом начинают читать Евангелие.

Поэтому для нас, конечно, величайшая милость Божия, что мы знаем о воскресении, верим в воскресение. То же самое будет с нами. Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века. Апостол Павел говорит: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Первенец Христос, потом Христовы, в Пришествие Его».

Кстати, по поводу первенца. Никто не мог себе представить двадцать веков, что возможно преодоление земного притяжения, что когда-нибудь человек научится летать, что когда-нибудь человек побывает в космосе. А Гагарин Юрий Алексеевич первым побывал в космосе. Его потом возили по всему миру, и люди с таким восторгом встречали нашего русского летчика-космонавта, который первым побывал в космосе! Я с удовольствием смотрю эти документальные зарисовки, его добрейшая улыбка незабываема.

Существует такая легенда, что Хрущев спросил Гагарина: «Когда ты был в космосе, Бога видел или нет?» И Гагарин говорит: «Видел. Только, умоляю, никому об этом не говори». А существует и другая легенда, которую потом уже транслировали, используя для атеистической пропаганды: на вопрос Хрущева, видел он Бога или не видел, Гагарин якобы ответил, что Бога не видел.

Это по поводу первенца: никто не мог поверить, что человек будет в космосе, а потом за Гагариным многие были в космосе. Так и Христос: первенец из мертвых, а потом все пойдут за Ним.

Кстати, есть потрясающая иллюстрация на слова нашего Господа из Евангелия: «Когда будете ведомы к царям и правителям, не обдумывайте заранее, что вам ответить, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не смогут противиться все противящиеся вам».

Однажды, в 1961 году, на уроке восьмилетнего мальчика Сергея поставили у доски перед всем классом, и учительница говорит: «Сергей, ты верующий человек (а он был сыном священника; интересно же было поиздеваться над сыном священника). Тебе известно, что наш советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин побывал в космосе. А знаешь ли ты, что секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев спрашивал у него, видел ли он в космосе Бога, и тот убедительно ему ответил, что Бога не видел. А что ты, Сережа, скажешь перед всем классом?» Сережа мысленно перекрестил себя крестным знамением, вспомнил, наверное, эти слова Господа: «Я дам вам уста и премудрость», – и ответил: «Знаете, Татьяна Сергеевна, я думаю, что Юрий Алексеевич очень низко летал». Что тут ответить ребенку...

Еще вспоминается одна история по этому же поводу. Однажды уполномоченный чекист вызывает митрополита Алма-Атинского Иосифа (Чернова) и говорит ему: «Владыка, Вы, наверное, слышали про вопрос Никиты Сергеевича и заявление Юрия Гагарина о том, что он в космосе Бога не видел? « – «Да, слышал». – «Мы Вас очень просим на ближайшей проповеди рассказать своим прихожанам о том, как Гагарин слетал в космос, о вопросе Хрущева и о том, какой был ответ Гагарина». Владыка после этого разговора сел в машину и в сердцах стал рассказывать водителю, что было на встрече с уполномоченным. Водитель говорит: «Владыка, и неужели Вы это скажете?» Владыка тяжело вздохнул: «Придется сказать».  И почувствовал такую досаду, такое разочарование своего водителя, что сердце разрывалось...

Наступил воскресный день, владыка выходит на амвон, крестится и произносит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие, возлюбленные братья и сестры! Все вы, наверное, слышали о том, что наш соотечественник, наш русский человек Юрий Алексеевич Гагарин побывал в космосе. Это большое событие в жизни нашего русского народа. После его возвращения Никита Сергеевич Хрущев задал ему вопрос, видел ли он Бога в космосе. На что Юрий Алексеевич ответил, что в космос он летал, но Бога не видел».

Прихожане были в недоумении: зачем владыка пересказывает эти слова? для чего? Чекисты записывали все на записывающее устройство и с восторгом о проделанной работе, что они такого иерарха склонили к такой деятельности, уже потирали погоны, в надежде, что за такую работу прибавится еще одна дополнительная звездочка. А владыка продолжил: «Да, братья и сестры, он ответил: я в космос летал, а Бога не видел. А Бог его видел и благословил!»

Что заказывали, то и получили, но выводы были совершенно другие: не те, что ожидали. Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин, чтобы видеть Божественный Дух? Бог есть Дух. Бога никто не видел. У нас у всех есть эта перспектива на спасение через то, что Христос воскрес по человеческой  Своей природе. Воскресение было Его человеческой природы, чтобы нам проложить путь к вечности и воскресению.

– Батюшка, но ведь Юрий Алексеевич видел Землю из иллюминатора. Он описывал, какая Земля красивая. Ведь одна из составляющих, как познать Бога, – это видеть Его творения. И он восхищался этой красотой. И мы можем этим восхищаться и так тоже познавать Бога.

У нас есть вопрос от телезрителя: «Можно ли завтра, в годовщину мужа, идти на кладбище и прочитать самой литию?»

– Без проблем. Только без ектений священника. Поете пасхальные стихиры, «Со святыми упокой…», «Вечную память...» Только потом на Радоницу тоже загляните к любимому мужу, к его честным останкам, к крестику. Поминайте с любовью его завтра, в день кончины, но перед этим, если будет такая возможность (кстати, завтра выходной), сначала в храм сходите на литургию, а потом уже поедете на кладбище. Все мы молимся о своих родных и близких на Радоницу и по традиции посещаем кладбище. На Пасху у нас это как-то не принято. Хотя я вспоминаю свое детство. У нас родные  на Даниловском кладбище. И неверующие люди в храм на Пасху не ходили, но приходили на кладбище поминать своих усопших, так что все было битком.

– Кстати, и вопросов много как раз про эти дни. Как на Светлой седмице поминать усопших? Можно ли ходить на кладбище?

– Если годовщина, то можно в сам день сходить. На пасхальной седмице нет заупокойной ектении, но частички на проскомидии вынимаются. А обычая ходить на кладбище на Светлой седмице нет, только после нее… Светлая неделя – это один длящийся день Воскресения, который начнется с воскресенья и закончится следующим воскресеньем. Никакие святые не поминаются, только о Воскресении Христовом все богослужение...

– Как важно знать богослужебный устав. Он очень интересный.

– Говорят: «Батюшка, а как причащаться на Светлой седмице? Можно или нельзя?» Тому, кто соблюдал Великий пост и нес этот посильный подвиг, причащение на Светлой седмице дается как милость Божия, если, конечно, у человека есть возможность, расположение, желание, ревность причащаться. Перед причастием на пасхальной седмице духовники советуют вкушать только ужин без мяса. Молитвенная подготовка такая: читаем пасхальный канон, молитвы ко Святому Причащению, даже без канона ко Святому Причастию. Если есть желание, время, расположение – читайте. Но достаточный минимум – это пасхальный канон и молитвы ко Святому Причастию.

Если вы исповедовались на Страстной неделе или в Вербное воскресенье, Великий Четверг, Великую Субботу, то и нет препятствий в течение этой недели, если чего-то серьезного не совершили, подходить к Причастию. Не без исповеди, а с прежней исповедью, которая была в течение Страстной недели, можете причаститься на Светлой неделе несколько раз, когда вы будете к этому готовиться. А если что-то натворите, то, конечно, с исповедью. Священник тогда решит, допускать вас или не допускать.

На Светлой седмице не мучайте священника, если хотите причащаться, возьмите благословение: «Батюшка, я исповедовалась на Страстной неделе. Благословите причаститься». У нас сегодня вторник. Значит, в среду, четверг, пятницу. Тем более пост соблюдали, тем более если православные христиане, то пожалуйста, с Богом причащайтесь. По сути, нашумевшее выступление отца Андрея Ткачева было правильным. И я с этим выступлением полностью согласен; кроме формы, подачи этого выступления. Там был перебор. На самом деле радуйтесь, что нам дарован этот день, эта неделя. Светлая неделя дарована как один день. Не превращайте опять великий праздник в Великий пост. С чего начинается духовная жизнь? Старец Амвросий сказал: «Духовная жизнь начинается с того, чтобы день стал днем, а ночь стала ночью». И Иоанн Лествичник говорит: «Не ищите зимой лета, а летом зимы». Для покаяния был весь Великий пост. Светлая седмица – это дар от Господа. Не превращайте ее в дни покаяния Великого поста.

– А что делать тем людям, которые прошли Великий пост не так, как нужно? Были проблемы, на исповедь не ходили, а некоторые вообще на службу не ходили, а тут Пасха. Что таким людям делать?

– Это уже исключение. Им Причастие дается по милости Божией – как больным помощь. На больных же не накладываются дополнительные узы. Пришли – мы им тоже радуемся… Люди понимают, что что-то происходит. Мы таких людей называем «подснежниками». То есть под глыбой льда была душа, а росточек-то пробился. И он на Пасху появился. Но к этому цветочку надо нежно относиться… Покровский храм (метро «Ясеневское») – это наш храм, в который вас, дорогие братья и сестры, приглашаю, потому что вы своими глазами увидите точную копию Гроба Господня, Камня Помазания, Голгофы, место Рождества Христова.

– Евангелие можно посмотреть и в Москве.

– Совершенно верно. Его так и называют: Иерусалим на окраине Москвы. Продлить пасхальную радость, чтобы своими глазами увидеть тот самый Гроб Господень, его современную копию на сегодняшний день, приложиться и мысленно перенестись в Иерусалим. Как Василий Великий говорит: «Когда мы поклоняемся иконе, мы поклоняемся не киоту, не краскам, а первообразу. Потому что, взирая на образ, мы мысленно переносимся к первообразу». Поэтому мы своих прихожан (и Покровского храма, и Петропавловского) умоляем: «Исповедовались на Вербное и причащайтесь в Великий Четверг, на Пасху... Дайте место для исповеди для тех самых “подснежников”, которые пришли впервые, потому что это и будет любовь к Господу». Это великая милость Божия, что мы имеем не только Судию, но и Милующего Господа. Поэтому возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику. Но вдруг если что-то серьезное, конечно, идите на исповедь. И там уже с батюшкой как-то и эту проблему решите. А так с радостью, с верой и любовью, не без подготовки, не без страха Божия причащаемся во исцеление души и тела; это как один длящийся день от воскресенья до воскресенья.

– Я вспоминаю службы в Лавре. В конце всем дают целовать крест. Один монах говорит: «Подходим! Благодарим Бога!» Действительно, это милость Божия, и большая благодарность должна быть за эти службы, обязательно нужно на них ходить, иначе можно пожалеть.

– Конечно. Святитель Феофан Затворник говорил, что у нас не одни только скорби, не одно только покаяние, не одни только проблемы, у нас не только страдания. У него есть такое выражение: иногда Господь приоткрывает форточку, через которую мы можем чуть-чуть приобщиться вечной пасхальной радости, чтобы было представление, ради чего подвизаться. В пасхальные дни всем в свою меру Господь приоткрывает эту пасхальную радость: «Вот смотри, дорогой, есть ради чего подвизаться».

Кстати, в истории Оптиной пустыни есть следующий случай. Лаврский монах (не упоминаю имени, потому что оно было потеряно) был за его смиренный дух (потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать) восхищен в райские обители. И когда он пришел в обыкновенное свое состояние,  братия окружила его: «Отче, как там? Что видел?» – «Братия, там такая радость! А все пересказать не могу». –  «Неужели совсем ничего не запомнил?» –  «Запомнил, а пересказать не могу. Одно запомнил. Там всегда поют “Христос воскресе!”» Может быть, кроме «Христос воскресе» много чего другого поют, но эта радость у него ассоциировалась с великими пасхальными песнопениями, которые отпечаток на его ум, душу и сердце положили. Именно только в эти дни звучат такие слова: «Веселимся божественне». Не «плотию уснув», а «веселыми ногами Пасху хваляще вечную». Я в прошлом году нашим священникам задал вопрос: «Отцы, а вот интересно.  Мы эти слова читаем? Читаем. Что такое радость человеческая, мы более-менее имеем представление. А что такое “веселиться божественне”?»

Мне кажется, есть намек, что такое «веселимся божественне», у старца Паисия Афонского, которого по милости Божией я застал за десять месяцев до его кончины, в 1993 году. А 12 июля, в праздник Петра и Павла, он отошел в вечность.

 Он в своих письмах говорит: «Нам от Бога дано две радости: радость человеческая и радость божественная. Что такое радость человеческая? Радость человеческая – это когда человек что-то принимает, что-то получает: внимание, заботу, любовь, копейку, участие, помощь, назидание, наставление, сочувствие». Кто-то из мудрых людей сказал: «Там, где нужно соучастие, недостаточно одного только сочувствия». Сочувствие тоже очень важно и чрезвычайно необходимо. Но там, где возможно соучастие, недостаточно одного сочувствия.

Мы сами должны стать источником радости и тогда можем испытать, что такое  «веселимся божественне».

– Это правда.

Вопрос телезрительницы Валентины: «Я на Радоницу смогу побывать только в храме, а на кладбище не получится по состоянию здоровья, потому что у нас там проводится оцепление, очень далеко идти, проблемы с ногами, я не смогу дойти. Меня очень волнует, что я не смогу побывать на кладбище именно в день Радоницы. Не будет ли это большим грехом? Буду чувствовать свою вину, что не смогла посетить своих близких. 

– В Священном Писании есть такие слова: «Дух дышит где хочет». Вы душой на кладбище будете с родными и близкими. Телом не можете по своему физическому состоянию, поэтому достаточно того, что будете душой. Дух дышит где хочет. За них дома помолитесь, свечу поставьте, перекреститесь  и скажите: «Господи, даруй пасхальную радость моим родным и близким, и мне пусть кусочек этой пасхальной радости по их молитвам перепадет». Тихон Задонский однажды сказал, что когда мы молимся за грешников, Бог приемлет молитву Церкви и наши молитвы и ослабляет их состояние в загробном мире, изменяет их состояние непостижимым для нас образом, изменяется к лучшему состояние их души, потому что тела у них сейчас нет, только душа. А тело появится во Второе и славное Пришествие нашего Господа и в наше с вами воскресение.

Мы молимся. Мы не знаем, кто грешник, а кто праведник у Бога. Думали, что этот праведный, этот неправедный, давали какие-то оценки. Если молимся за тех людей, которые Богу угодили, они молятся о нас Богу и ходатайствуют, чтобы нам было вразумление, и утешение, и спасение. Поэтому важно быть душой в молитве с родными и близкими, а то, что не смогли быть телом, это уже не так важно. Потому что у них тела нет. Объединяйтесь с ними в молитве душой. Так что греха никакого нет: это посильный Ваш долг любви и дело любви, что Вы будете совершать дома, помолившись в Радоницу за них.

– Есть такой вопрос. Я думаю, он очень важный. «Моему внуку пять лет, недавно у него появилась привычка употреблять слово “ненавижу”. Как правильно объяснить значение этого слова и то, что нельзя его произносить?»

– Это скорее всего из мультфильмов. Ты можешь вспомнить советский или чуть постсоветский мультфильм, где были эти слова? Редко такое можно вспомнить. Сейчас это сплошь и рядом. Переводные мультфильмы и прочее – скорее всего оттуда вот эта агрессия. Поэтому нужно следить, что смотрит ребенок. Когда течет вода или прорвало трубу, надо воду не ведрами носить. Носишь и носишь. Дальше что? Дырка-то в трубе. Ты дырку в трубе сначала закрой, а потом сантехника зови, чтобы хомут поставили или вообще переварили трубу. Бесполезно вычерпывать, пока источник не закрыт. Поэтому надо сначала причину понять: где он это слышит. Если выяснится, что дома слышит, от той же бабушки или мамы, папы, братьев, сестер, надо с этого и начинать. Маленький ребенок всегда подражает. Поэтому ищите первопричину, удаляйте сначала ее. Объяснять можно всю жизнь, до бесконечности друг другу… Умение объясниться как раз и будет источником пасхальной радости. Почему у людей нет радости? Потому что не могут объясниться, не могут прощения попросить и прочее.

Сейчас все радовались по-человечески разговению. Такой пост! Великим Четвергом на пятницу старались быть в сугубом посте.

– Вообще ничего не есть… Кстати, во многих странах Европы в этот день выходной. Приходишь в посольство получать визу, у них написано: «Великая Пятница – выходной». В нашей стране такого нет. Как угорелые носились в эту пятницу.

– Когда заканчивается пост, люди сразу думают, как разговеться, чем разговеться, колбаса снится в Великую Пятницу. Это радость человеческая: мечта о разговении. Апостол Павел так и говорит: «Царствие Божие – это не пища или питие, а праведность и мир,  радость во Святом Духе». Царствие Божие в конце он называет радостью. Почему? От мирности. А мирность от чего? От праведности. Что такое праведность? Праведность – это трезвенный образ жизни, когда человек ни мыслью, ни словом, ни поступком не старается сделать что-то против Евангелия, а, наоборот, сделать по Евангелию. Потому что в нашей жизни мало чего-то не делать.

Мне на исповеди часто говорят: «Я ничего плохого не делаю». Молодец! А что хорошего ты делаешь как христианин? «Уклонись от зла и сотвори благо». Мало одной только половины – уклониться от зла. Сотвори благо. Зло вокруг нас, оно не должно входить в нас, тем более не должно исходить из нас. Поэтому слово «ненавижу» надо из лексикона вычеркнуть раз и навсегда, чтобы не задавать потом таких вопросов. Откуда взялись эти слова? И тех людей стараться поправлять. Искать мира. Где искать? В семье, мира с сотрудниками.

Один человек мне сегодня сказал перед эфиром, во время подготовки к нашей встрече: «Весь пост пролетел мимо» Почему? Потому что весь пост был в духовной и почти физической войне с собратом. Спрашивается, какой толк был от поста? Надо было этого мира искать. А если были шаги с моей стороны, а с его нет? Что тогда? Тогда это вопрос, почему я попал в такую ситуацию? Есть интересный духовный ответ одного святого: «Бог по жизни нам посылает именно таких людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня». А может, и не уврачевана. Почему? А действие лекарства очень часто зависит от больного. Прописали лекарство, человек начал пить, но ему показалось очень часто три раза в день пить антибиотик, и он пьет только один раз... Или лекарство показалось горьким; выплюнул. Горечь осталась, а действия лекарства не произошло. 

Надо было проглотить это горькое лекарство, со смирением сказать: «Господи, если бы я был другой, он, может быть, изменился бы».

Но это дело борьбы, духовной борьбы, прежде всего с самим собой. Это дело времени, не все так сразу. Есть замечательное высказывание: не все сбывается, чего душа хотела, и путь не короток от замысла до дела. Хотелось бы в рай, да грехи не пускают. Если есть желание, есть намерение – все потихонечку, с Божией помощью устроится. «Смирихся, и спасе мя Господь». «С ненавидящими мира был мирен». Для этого и Пасха, для этого и радость, чтобы мы искали этой радости через мирность и праведность. Когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем. Всем братьям и сестрам желаю от всей души особенно в эту Светлую неделю, чтобы Бог был на первом месте. Сначала духовное – потом все остальное.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы