Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

28 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма Всех святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Наша встреча на Пасху – традиционная. Приятно Вас видеть. Батюшка, давайте ответим на некоторые вопросы, которые нам задают наши телезрители. Наверное, самый главный вопрос, который встречается: как причащаться на Светлой неделе? Как быть с исповедью?

– Причащаться с трепетом, великой радостью. Конечно, с внутренним покаянием, сознанием своего недостоинства. И исповедь – дело важное. Я, находясь в курсе современной полемики как священник, сам прошел этот путь: студентом приходил на Светлую седмицу и охотился за батюшками, чтобы открыть три-четыре грешка, то есть сделать косметический ремонт своей души, ведь потребность христианского сердца – вкушать святыню с чистой совестью, дерзновением.

Люди воцерковленные, конечно, далеки от каких-то смертных грехов (чур меня!), но все-таки по немощи всегда найдут какой-то заусенчик: осудил, праздное слово сказал, не так посмотрел, не туда... В нашей тихой Алексеевской обители непременно, непрестанно, неизменно совершается и утром исповедь – легкая, краткая; как открытие того, что смущает вас. И вечером накануне. Да и любой священник, совестливый и благоговейно предстоящий Божьему престолу, всегда понимает внутреннюю нужду христианина почистить перышки через минутное выслушивание его согрешений.

– То есть это, наоборот, даже приветствуется: если вдруг что-то – все-таки подойти, чтобы совесть была чиста?

–  Приветствуется теми священниками, которые собирают со Христом. А тот, кто со Христом не собирает, а расточает, все равно находится при исполнении своих обязанностей. Поэтому христианин должен сказать: «Батюшка, Вы сегодня работаете исповедником? У меня трехсекундный диалог с Вами, благословил Святейший Патриарх, с которым я дружу». Услышав эти слова, батюшка с такой милой улыбкой выслушает Вас, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Святейший Патриарх радуется тому, что сегодня литургическое, евхаристическое сознание людей возвращает их к потребности наслаждаться Святыми Христовыми Таинами на Светлой седмице. Это прописано даже в постановлении древних Соборов; значит, отсутствие поста никого не должно смущать. Наконец, если уж не представилась возможность встретиться с батюшкой, приобщимся Святых Христовых Таин, храня себя во всякой чистоте и честности, а постфактум, когда будет возможность, придем к знакомому батюшке и (если потребность сохранится) напомним о том, что у нас было не так (или не совсем так, или совсем не так) накануне встречи со Христом у Евхаристической Чаши.

– Батюшка, какие еще особенные службы будут на Светлой неделе?

– Особенная и самая замечательная в том и заключается, что раскрыты царские врата. И после молитвы «Отче наш» и возгласа «Святая святым» те, кто желает освящения через принятие Тела и Крови Спасителя, как орлы («Там, где Тело, соберутся и орлы», – говорит Господь), приближаются к Святой Чаше. Причастный стих как раз в себе несет этот призыв: «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите».

Наша Пасха – это Христос, закланный за нас и воскресший, поэтому Евхаристическая Чаша является символом, средоточием и выражением праздника праздников, торжества из торжеств. И мы уносим из храма Христа, дух Которого, дух Воскресения Которого светлым облаком пронизывает наши и душу, и тело, так как с благоговением вкушаем животворящую святыню.

– Батюшка, такой вопрос: «Тем, кто не верит в воскресение мертвых, как доказать обратное?» Многие в это не верят.

– Ну, надо только подождать… Думаю, что поверили бы, если бы были накануне… В пятницу вечером мы совершали чин погребения Спасителя, с крестным ходом несли Плащаницу, а затем, войдя в храм, слушали пророчества Иезекииля. Внимательно нужно было это пророчество слушать либо открыть сейчас и перечитать. «И сказал мне Господь: сыне человеческий, дунь на кости сия. И вышел я в поле, и увидел кости сухие, и дунул силою Духа Божьего на кости сия, и пришли они в движение, кость пристала к кости и жила к жиле. И натянулась плоть, и восстал сонм великий всех от века почивших людей». Так пророк Иезекииль, если можно сказать, иллюстрирует, дополняет свидетельство Самого Христа.

Евангелист Матфей запечатлел, как Спаситель воссядет на Престоле, воскресит народы и  одесную и ошуюю (справа и слева) поставит овец и козлищ. Не верить в это – либо фосфора не хватает (рыбку нужно кушать), либо просто душа считает по недоразумению, что она произошла от обезьяны. Но таким я помочь затрудняюсь, потому что если человек живет по-обезьяньи, то обезьянью философию для себя и избирает. А вот подождем немножко…

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных,

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Есть высший Суд, «он недоступен звону злата». Немножко поживем и все там встретимся… Все там будем.

Батюшка, вот как раз вопрос про то, что будет: «В воскресении, как в Евангелии сказано, не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии на небесах. Получается, что в раю уже не будет никаких отношений?» Этот вывод делают наши телезрители. Все будут как ангелы, по духу. И священники говорят прихожанам, что мы встретимся с близкими людьми только для успокоения, так как на земле мы не можем осознать всю полноту любви Божией. Ведь редко кто-то спрашивает: «Встречу ли я в раю свою прапрабабушку?» Спрашивают: «Встречу ли я свою супругу (или мужа)?»

– Видимо, первый вопрос поступил от исповедующего религию ислама, практику шариата. Потому что там у них особые чаяния, выражающиеся в ожидании чувственных наслаждений… Нет! Истина свидетельствует, что только на земле люди, облеченные в плоть во исполнение Божией заповеди «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю», испытывают определенное влечение плоти и соединяются в земные союзы. А там

воскрешенное тело праведника будет подобно светлому, прозрачному хрустальному чертогу. Душа, сияющая как солнце по причине обитающей в ней благодати Духа Святого, будет животворить само тело. «Здесь семя сеется душевное, а там – духовное», – говорит апостол Павел. Там уже не будет ничего плотского, ничего чувственного. Мы будем питаться буквально лучами Духа Святого. И достоинство наше будет равно достоинству бестелесных ангелов – с той только разницей, что мы, человеческие души, будем облечены в наше телесное естество.

Здесь душа в теле трудилась, каялась, постилась, делала добрые дела – и там с этим телом предстанет пред Богом живой, но тело будет одуховлено. В нем не будет тяжести, дебелости, тления и смертности. Оно будет светло и воздушно, какими были тела Адама и Евы до грехопадения. Но Святая Церковь учит, что мы сегодня, благодаря Христу Воскресшему, получаем преимущество над тем Адамом, потому что в нас всех будет Христос Искупитель. И мера нашего единения с Воскресшим Спасителем там  непостижима здесь нашим рацио, нашими ментальными способностями. «На сердце человеку не восходило, око не видело и ухо не слышало то, что Бог приготовил любящим Его». А что Он приготовил? Полноту блаженного богообщения, начало которому полагается уже здесь, в лоне Матери-Церкви, – через веру, крещение, жизнь по вере и участие в таинстве Причащения.

– Как раз здесь подходят слова апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение».

– Да, ведь часто говорят: «Христос воскрес, но мы-то здесь по-прежнему умираем». Нужно понимать, что вечная жизнь – это плод союза со Христом. Будущая вечная жизнь – это Он Сам, Воскресший Христос, благодать Которого мы носим за пазухой. Христос в нас, и это присутствие Господа познается по ясности ума, по свету очей.

Посмотрите – вы видите, какие чудесные лица у христиан на Пасху... По мирному, радостному взыгранию души, по той легкости, которая ощущается как крылья, простертые за спиной. Даже тело участвует в вечной жизни. Ибо, нося в себе Христа, мы чувствуем, как в каждой клеточке нашего тела Он таинственно присутствует, умиряет и укрепляет его.

Поэтому телесная кончина для апостола Павла (и дай Бог, для нас) уже не будет такой брутальной, такой безотрадной. Господь Иисус Христос сточил жало смерти, истребив грех и вложив в нас новую закваску – благодать Святого Духа. Он хочет даровать нам кончину земную как успение. Тихую, светлую, дай Бог, безболезненную – в ту меру, в какой мы очистились здесь от страстей. Поэтому для апостола Павла смерть –  приобретение. Он здесь носил в себе Христа, Спаситель был как бы изображен перед очами духовных детей апостола Павла. Потому что уста Павла были устами Христа. Сила духа, действовавшая через апостола Павла, давала окружающим ощущение, что Сам Господь прикасается к ним.

Многострадальное тело апостола Павла подвергалось и биению палками, и побиению камнями, и в темнице он сидел не однажды, и кораблекрушение претерпел…  Апостол, конечно, перешел к такому созерцанию, общению со Христом – лицом к лицу, что его блаженство предстояния Воскресшему Спасителю там, за гранью земного бытия, уже не может быть описано земными словами. Но мы верим апостолу, жизнь для него – необходимость (он ради духовных чад оставался), а смерть – приобретение. Потому что он упокоится от своих благовестнических трудов, он уже не будет слышать клеветы от иудеев, он уже не будет подвергаться гонениям от язычников. Но радость всех радостей –Христос будет единственным предметом его внимания, прославления, славословия. Вот почему так важно в эти пасхальные дни, на мой взгляд, читать послания Павла. Потому что дух бодрости, радости и благодарности, искрящейся энергии от слов апостола переходит к нам, становится достоянием наших сердец.

– Да, батюшка, сейчас, можно сказать, Вы ответили на такой вопрос, который у меня был заготовлен: «Почему тема смерти и воскресения в Церкви является основной?»

– Ну как же? «Всем нам надлежит единожды умереть», – свидетельствует апостол Павел. И явиться пред судилище Христово. Memento mori, говорили еще древние языческие мудрецы. И память о кончине – это основа нравственного преуспеяния. Помни, что ты – смертный человек; по крайней мере, не будешь погрязать в смертных грехах. Но в Священном Писании нам дано куда более глубокое проникновение в тайну смерти и воскресения. Иные люди, как говорил Спаситель, здесь  уже мертвецы, если они убили сами себя смертными грехами: это измена супруге, гнев, переходящий в устойчивую ненависть, матерная брань, простите, которая сегодня слышится не в подворотнях, а в школьных коридорах (смертный грех!)… Не обманывайтесь, братья, апостол Павел из глубины веков как будто обращается к постсоветской реальности. Блудники, пьяницы (мы не против вина, но против злоупотребления), ругатели Царства Божия не наследуют.

И вот представьте себе, что смерть – это безотрадное состояние уныния, отчаяния, безверия, гордостного самоутверждения, всегдашней какой-то обиды, нежелания благодарить Господа за дар жизни – разрушена Христовым Воскресением. Если только мы пользуемся как следует плодами любви Божией к нам. А это – раскрытие совести в таинстве Покаяния, это – исправление своей жизни, чтобы она была незазорной, чистой, прекрасной. И, конечно, причащение Святых Христовых Таин, чтобы, вобрав в себя Божественную благодать, мы могли щедро изливать ее и делиться ею со всеми встречными, правыми и виноватыми.

И для меня – огромная честь, что Вы приглашаете меня, провинциального батюшку (Красное Село, многие считают, – где-то в районе Красноярска; это неподалеку от Садового кольца), в пасхальный вечер иметь возможность обратить благовестие Христова Воскресения к миллионам людей.

– Батюшка, помогите разобраться нашей телезрительнице в таком вопросе: «Имеет ли силу исповедь без причастия?» Сегодня мы эту тему обширно обсуждаем.

– Конечно. И великую. Алексей Михайлович Тишайший (наш царь-батюшка, помазанник Божий, XVII век) начинал каждый день с водных процедур, принимал святую водичку, закусывал просфорою и призывал царского духовника. Представьте себе, какое послушание у священника, протоиерея Кремлевского собора каждый день… А вставал царь-батюшка затемно, был трудоголик (как бы мы сегодня сказали), в пятом часу утра. И вот уже в облачении, с крестом и Евангелием священник был у Алексея Тишайшего. И тот исповедовался.

Привезли откуда-то из Архангелогородской волости воеводу… «Донесли мне, что он взятки брал. В моем государстве такого не было!.. Как привели его, схватил  меч и одним ударом рассек его, чтобы и другим неповадно было. (Как говорит апостол Павел, слуга Божий меч не напрасно носит, власть страшна для дел злых, а не для добрых.) Прости, Господи, душу грешную – на Светлой седмице такое учинили царские руки мои. Но, батюшка, видит Бог, действовал я не своевольно, не по мести, а как исполнитель Божьего веления. Молюсь теперь за него, да упокоит Господь его душу в вечных селениях. Претерпев лютую казнь от помазанника Божия, да найдет там отраду»… Духовник скажет: «Ну, от причастия воздержимся – не вели казнить, вели миловать. А Бог простит тебе грех твой, потому что действовал ты не по самоутверждению, не по злобе, а как Божий слуга, помазанник».

– Вот так. Надо вообще отметить, что в нашей русской традиции это два разных таинства: таинство Исповеди и таинство Причастия.

– Они разные, но связаны друг с другом, ибо Феофан (а уж он повыше будет стамбульского нынешнего старца Варфоломея) говорит, как подготовиться к причастию: «Чисто исповедуйся, вот ты и готов». А то недавно случай был в Афинах. Все там причащаются (греки – братья наши) без исповеди, все отпущено на ваше произволение. И человек, постоянно причащавшийся, стал умирать. Оказалось, что он ни разу в жизни не исповедовался. Священники не прозорливцы и кого причащают, часто сами не знают. Вот этот трансгендер, а вот этот – с двумя сестрами одновременно (не в пасхальный вечер будет сказано) живет по плоти... И все предоставляется совести причастников.

У нас, безусловно, действует тот же самый закон: каждый да рассуждает, как он приступает... Если не хочешь болеть или даже умереть – приступай с чистой совестью... Скажу про себя: приобщаясь достаточно часто, я всегда найду возможность исповедоваться своему собрату. Потому что самое великое в мире сокровище – чистая совесть. Хочется принять Христа и обернуть Его в чистые пелены своей совести, а не в тряпки, мазутом промазанные.

Если я кого-то обидел или кто-то из собратьев, может быть, вступит со мной в полемику – я только рад. К сожалению, сегодня в студии – один протоиерей Артемий Владимиров.

– Сегодня мы все разговляемся. А вчера освящали пасхи, куличи, яйца и так далее. Святая вода попала на наши приношения, мы их освятили, прочитали молитвы, спели тропарь. «А что же делать, например, со скорлупой яиц?» – интересуется наш телезритель.

– Только сегодня я обсуждал эту «глобальную проблему современности». Скажу о себе: подходов может быть много. Так как моя матушка очень любит сотки, доставшиеся ей в наследство от ее почившего папы, и  заинтересована в плодородии этой земли (ремонтантная клубничка уже высунула свои первые листочки), то она просит: «Батюшка Артемий, ты всегда в гостях, везде тебя угощают (сущая правда, священники имеют особое испытание на Пасху – до трех-четырех обедов мы имеем на дню и учимся у святителя Филарета, митрополита Дроздова (XIX век): он всегда был воздержан и сладкой беседой закусывал свою трапезу), собирай везде скорлупу. Только незаметно, чтоб тебя не считали Плюшкиным. А мне привезешь. У тебя, отец Артемий, легкая рука – благословишь, и в качестве удобрения этой яичной скорлупой грядочки-то мы и посыплем: клубника четыре урожая в год даст за твое благоговение».

Но во всем нужна мера, поэтому не будем говорить, что если ты причастился и изволишь есть рыбку, то каждую косточку складывай в мешочек. И такие смехотворные предосторожности все-таки не слишком воодушевят нашу интеллигенцию, нашу молодежь. Вот ложка, которой мы пользуемся, или вилка… Мы прикладываемся к ней, наверное, сорок раз во время обеда, но из этого же не следует, что отдаем ее как артефакт в Музей революции; моем спокойно, ничего страшного. Причащение усваивается, по учению святого Иоанна Златоуста, не желудком, но сердцем. Поэтому будем думать о том, что освящается через причащение не столько мир вещей, сколько сердца наших ближних – если мы светлы, радушны и готовы поделиться с ними пасхальным приветствием: Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Батюшка, у нас следующий вопрос, тоже интересный: «Правда ли, что на Пасху нельзя ходить на кладбище?»

– Мы ждем с вами (и я убежден, что дождемся) вторника второй седмицы – Радоницы, когда народ, по обычаю совершив пасхальную панихиду в храме, отправляется похристосоваться со своими усопшими. Но этот русский благочестивый обычай, конечно, не запрещает (да и разумно ли это было бы?) прийти на какое-то смиренное кладбище.

Я очень люблю, например, посещать Новодевичье кладбище. Это просто акрополь, это памятники, там близкие мне люди. Постою у могилы своего троюродного дедушки, Сергея Владимировича Михалкова, он мне как будто ручкой помашет: «Пришел, внучек? Помолись обо мне!»

Нигде душа так не отдыхает, как под сенью кладбищенских вязов. Прав был Николай Бердяев, сказавший, что истинная философия начинается с могильного камня. Поэтому я не обижусь и не посчитаю греховным поступком (прочь такая мысль), если кто-то из вас, дорогие друзья, не дождется Радоницы, но заранее уберет могилки, высадит там маргаритки, увлажнит зеленый холмик. А уж на Радоницу пригласит с собою собственных деток или внуков и там пропоет: «Христос воскресе!»

– Батюшка, помню, как-то Вы ответили на этот вопрос так: на кладбище ходить можно, но главное – оттуда возвращаться.

– Пока Господь дает нам силы служить России, я бы напомнил нашим телезрителям фразу: «Постарайтесь вернуться назад…»

– Батюшка, следующий вопрос: «Почему апостолы не пришли ко гробу Христа, как это сделали мироносицы? Почему такое произошло? Они боялись?»

– Апостолы Петр и Иоанн пришли – по зову Марии Магдалины, которая обнаружила гроб опустевшим. А первыми были мироносицы, потому что вот эти хрупкие, слабые представительницы прекрасного пола оказались бесстрашными в любви. Боящийся несовершенен в любви. Видимо, любовь ближайших учеников ко Христу еще была с горчичное зернышко. А Мария (Пречистая Дева), пламенная сердцем Мария

Магдалина (что впоследствии дошла даже до Тиберия Кесаря и, передав ему пасхальное яйцо, произнесла ему на чистой латыни: Christus resurrexit! – «Христос воскрес!»), Соломия, Сусанна, Иоанна, эти удивительные и скромные жительницы Палестины, о которых почти не упоминают евангелисты (женщины на Востоке всегда держались в тени), оказались сильнее всех страхов. И сильнее синедриона, который уже вынашивал замыслы мести и думал об убийстве учеников Христовых.

И это, конечно, повод для нас вскоре (второе воскресенье по Пасхе) прославить мироносиц и поучиться у них этой жертвенности, самоотверженности, радостной вере. Ведь апостолы могли бы сказать: «Ну что мы пойдем к Учителю? Мы хотели бы воздать Ему вновь честь и помазать Его тело ароматами, как это было при снятии с креста. Но такой валун и шесть человек не сдвинут с места… И там же приставлена иерусалимская стража, эти люди не шутят. Мы уж как-нибудь переждем». И они находились действительно в состоянии уныния, отчаяния. Почему даже явление Христа Воскресшего не изменило тотчас их мысли? Они не готовы были воспринять эту истину. Думали, что это призрак, самообольщение, фантом. Но, конечно, Господь, преподав им двукратно «мир» и дав осязать Свои руки, уверил апостолов в том, что воскресение не призрачно, а свершилось поистине. Как верим в это и мы, по слову апостолов-мужчин. Но первыми благовествовали эту великую радостную тайну победы жизни над смертью мироносицы, за что им честь и хвала.

– Батюшка, мы совсем недавно поздравляли всех с Восьмым марта. Можно сказать, что так принято в нашей среде…

–  Ну, я особенно не поздравлял, потому что ни Клара Цеткин, ни Роза Люксембург, ни французские блудницы, которых выпустили из Бастилии и которые пели в пьяном угаре «Свобода, равенство и братство», не вызывают у меня никакого сочувствия. Но весна, вторгшаяся в суровые зимние пределы, и другие празднества, конечно, понуждали нас быть галантными рыцарями. Мы не ходили с каменными лицами среди христианок, а говорили: «Здоровья вам! Счастья вам! Дожить вам до Пасхи Христовой! Примите эти мимозы и эти розы!»

– Третья неделя по Пасхе как раз – Неделя жен-мироносиц; можно сказать, наш православный женский день. Что Вы скажете по этому поводу? Ведь на приходах в общинах обычно так и есть.

– Я считаю, это день не только женский, но и мужской. Потому что мироносицы, как мы выяснили, явились образцом христианского мужества, сердечной молитвы. И, безусловно, я бы хотел, чтобы наши сестры во Христе подражали мироносицам, чтобы среди них не было интриг, подзуживания и ревности. Чтобы они были, как истинные сестры, спаяны единомыслием, миром, любовью. Очень бы хотел пожелать (и обязательно еще мы это сделаем) нашим сестрам-христианкам скромности, опрятности, аккуратности. И особенно того, о чем говорит апостол Павел: «Что многоценно пред Богом? Не плетение волос, не злато и не пышное одеяние. Но неистленная красота кроткого и молчаливого духа – потаенная (то есть спрятанная в сердце человека)». Но разве я могу Вас, себя и наших милых мужчин (редких, но драгоценных) обделить вот этими благопожеланиями? Так что мы будем поздравлять и женщин, и мужчин.

– Батюшка, прошу, чтобы Вы обратились к нашим телезрителям в этот радостный пасхальный вечер и вкратце рассказали, как правильно провести эти светлые дни Пасхи.

– Я думаю, дорогие друзья, sapienti sat («мудрому достаточно»). Если вы хотите быть всегда молодыми, здоровыми, богатыми (в меру), красивыми, благочестивыми, добрыми, счастливыми, блаженными, то один из дней Светлой седмицы, начинающейся сегодня, побывайте в храме. Если вам удастся приобщиться Святых Христовых Таин, то это небесное сокровище не прячьте в себе, но, выйдя из храма, расточайте всем благодать Святого Духа. Через слово, исполненное правды и любви, через деятельную помощь ближним и через тайную молитву. Надеюсь, что частичка этой молитвы достанется и мне, недостойному протоиерею Артемию, и бессменному ведущему телеканала «Союз» Сергею Платонову.

– Спасибо Вам, батюшка, за эту встречу. Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Еще не раз и не два мы встретимся до Страшного Суда.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы