Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

24 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает иеромонах Корнилий (Зайцев), ректор Екатеринбургской духовной семинарии. 

– Страстная седмица. Заключительный этап великого подвига каждого христианина. Расскажите нам, пожалуйста, о том, что говорит Евангелие этого дня?

– Святая Четыредесятница подошла к концу, пост закончился. Мы вступили в торжественные, таинственные и глубокие дни, которые именуются Страстной седмицей, а каждый день в отдельности именуется Великим: Великий Понедельник, Великий Вторник и так далее.

Евангельское чтение каждого дня, как мне кажется, звучит немножко по-особенному, чем в остальные дни. Ведь Христос как бы у финала, Он прошел этот путь. Впереди крест, смерть и воскресение. И все то, о чем Он говорит, приобретает немного другой, более глубокий оттенок. И красной нитью прослеживается несколько моментов. Первый момент: бодрствуйте. Господь произносит притчи и в конце говорит: «Бодрствуйте». Например, сегодня чтение притчи о десяти девах, о талантах, о том, как будет происходить Страшный Суд, о смоковнице.

Мы не знаем, когда мы встретимся со Христом, когда произойдет эта встреча, поэтому нужно все время быть готовым. Не завтра, не послезавтра, а сегодня, сейчас быть готовым встретить Христа; как в притче – встретить Жениха. Но чтобы Его встретить, нужно быть готовым, потому что нужно иметь особое духовное состояние. Вот, например, мы общаемся: наше общение возможно, если у нас есть что-то общее. Если этого общего нет, тогда сложно общаться, диалог будет идти с трудом.

И чтобы произошла встреча со Христом, нужно быть подобным Христу, иметь что-то общее с Богом. Евангелие нам каждый день говорит об этом. Также оно говорит о любви, потому что Бог есть любовь, и Он пришел в этот мир, чтобы проявить эту любовь. И умирает Он по любви к человеку. Все притчи, иносказания, образы нам раскрывают замысел Божественной любви к каждому человеку, к Его созданию, ради которого вообще все это происходит. А эти страстные великие дни подготавливают нас к этой встрече как никакие другие дни.

– Как быть, если человек не готовился, никак не соотносил себя с событиями, происходящими в Церкви, в богослужебной жизни, а сейчас, возможно, слышит предложение от своих близких, родственников, друзей посетить храм на Пасху, приготовить кушанья, куличи?..

– Здесь есть два момента. С одной стороны, иногда мы все упрощаем; нам кажется, все просто. Не постился – ну ладно, не готов – все равно иди в храм. Может быть, это и хорошо, но для какого-то определенного периода. Может быть, это хорошо для конкретного человека.

У меня друг до семинарии рассказывал: как-то он зашел в храм, а перед этим слегка позавтракал (кофе, сосиска, бутерброд). Ему в храме говорят: «Сегодня большой праздник, все причащаются». И он рассказывает: «Я тоже причастился. Но после этого я вышел другим человеком». То есть для Бога не является препятствием кружка кофе. Но это конкретно для него было такое попущение.

Но все-таки, с другой стороны, необходима подготовка. Необходимо серьезно подходить ко всему тому, что происходит в Церкви, потому что это не только внешние действия, не просто воспоминания о каких-то событиях; это переживание, это глубина, это жизнь, это живой нерв Церкви. И все эти богослужения несут в себе особый посыл, особую благодать, особое расположение сердца человека.

Поэтому как быть в таком случае?.. Идти обязательно в храм, но понимать, что ты идешь к Богу в гости. А Господь примет тебя, как отец, – с открытыми объятиями, с любовью. Это нужно понимать. Но только серьезно, только честно, только искренне. И тогда, наверное, уже не встанет вопрос о том, как прошли сорок дней поста. Если ты сегодня откликнулся на зов прийти в гости к Отцу и Отец тебя принимает, то с этого момента начнется твой отсчет, твоя подготовка к светлому празднику Христова Воскресения.

– В начале нашей беседы Вы сказали о каких-то моментах, которые особенно важны, когда мы говорим о Страстной седмице. Впереди Великий Четверг, Великая Пятница, Суббота и, наконец, воскресенье. Что в эти дни будет происходить в храмах?

– Каждый день несет в себе особую смысловую нагрузку. В четверг будет совершаться Божественная литургия. В этот день мы будем вспоминать Тайную Вечерю, на которой было установлено таинство Евхаристии, причащение Тела и Крови Христа. В пятницу вспоминаем Его страдания, распятие. Суббота – день трагический, может быть, скорбный, в песнопениях говорится: «да молчит всякая плоть». В этот день особенно переживаешь духовное напряжение.

Все эти дни имеют свою смысловую нагрузку, и богослужение говорит об этом; говорит о тех событиях, которые мы вспоминаем. Поэтому, придя в храм, мы можем попасть либо на Божественную литургию, либо увидеть, как выносят Плащаницу, чин погребения Христа, положения Его во гроб. Ну а если мы придем в храм с субботы на воскресенье, в пасхальную ночь, то со всеми вместе будем свидетелями Воскресения Христова.

– Человек, возможно, хотел бы прийти в храм, но по своим каким-то личным причинам сомневается – боится, что встретит там людей, которые будут смотреть на него, задавать вопросы. Например: «Я Вас не видел. А Вы причащались? А Вы как-то участвуете в жизни прихода?» Или какие-то другие сомнения... Бывает, люди сомневаются: зачем я туда пойду, если я не думал, не готовился, а приду со всеми вместе...

– Конечно, интересно, что есть такое. Но как только ты переступаешь порог храма,  оказываешься в другой реальности, и все эти сомнения, страхи, которые сейчас кажутся такими весомыми, значимыми, что даже заставляют тебя задуматься, идти или не идти, отпадут сами собой. Потому что в храме совсем другая атмосфера и обстановка. Я просто уверен, что таких людей не будет, которые будут косо смотреть и говорить: «Тебя вчера с нами не было». Наоборот, все будут делиться этой радостью. Вокруг будут люди, которых вы совершенно не знаете, незнакомые люди, но сердцем вы будете понимать, что все мы едины. И в этой духовной радости будет некое ликование от соприкосновения с чем-то великим, могущественным, чистым и настоящим. Вот это настоящее тебе говорит, что ничего важнее и значительнее в жизни нет.

То есть как только вы переступаете порог храма, вы оказываетесь в объятиях Бога, и там нет и быть не может никаких косых взглядов. Конечно, если говорить серьезно, то всякие люди бывают, и искушения бывают. Действительно, человек в храм зашел, а ему, может быть, что-то не так ответили. Я тоже слышал такое: «Вот мне сделали замечание». Но в нет ничего страшного, если тебя поправили, если тебе подсказали; и если это сделано корректно, с чувством такта, уважения.

Поэтому, мне кажется, все эти страхи нужно оставить. Для Бога это не будет иметь существенного значения, потому что каждый будет сам отвечать, не будет коллективного: «Вот вы все постились, а вот эти не постились».

Сегодня читалось Евангелие о том, как будет происходить встреча с Богом, о Страшном Суде. Христос рассказывает: «Если ты напоил, накормил, кого-то, значит – Мне это сделал». Те, кто окажется по левую сторону, скажут: «Господи, когда мы Тебя видели таким нуждающимся?» И Он ответит: «Вы не сделали это ближнему, значит – не сделали Мне». Я думаю, что у Бога немножко другие критерии, категории, благодаря которым человек приобретает точку опоры.

Поэтому не надо сомневаться, встреча будет. Эта встреча должна произойти. Я просто уверен, что это будет встреча с любящим Отцом. Бывает такое, что мы родителей забываем, некогда им позвонить, не то что в гости заехать. А когда приехал в гости – столько радости! Просто останови свое внимание и посмотри, как радуются мама, папа или бабушка, к которым ты приехал. Точно так же радуется Бог, даже еще больше.

– Вы сказали о сопереживании. Многие священники и проповедники говорят о том, что хорошо бы эти дни быть с Господом, услышать Его слова: «Побудьте со Мною…» Но мы в жизни так много заняты: и дела, и работа, и домашнее хозяйство. Как найти время и силы еще и бодрствовать и быть со Христом?

– Знаете, я сам себе всегда отвечаю на этот вопрос. Потому что так же, как и все остальные, устаешь, приходится себя понуждать. И каждый раз я себе говорю такие слова: Бог дал тебе все это время, это время – подарок тебе. И ты из этого времени не можешь найти 15 минут утром и вечером, чтобы помолиться, чтобы поговорить с Тем, Кто дает тебе этот дар, дает тебе это время? Ведь этого времени может и не стать у тебя…

Время воспринимается по-разному: в детстве оно тянется, с годами проходит все быстрее и быстрее. Хотя в принципе, наверное, ничего не меняется – стрелки часов как шли, так и идут. Но меняемся мы, и полностью от нас зависит – найдем мы 10 минут побыть с Богом или нет. Митрополит Антоний Сурожский часто говорил о том, что если нет сил и ты устал, необязательно стоять и читать молитвы (хотя понуждать себя к молитве нужно); просто сядь в кресло, помолчи, послушай, что Бог тебе скажет. И святые отцы часто советовали настраиваться на молитву: немножко приди в себя, а потом становись на молитву.

Поэтому здесь, наверное, оправдания быть не может – было бы желание, а время найти можно. Можно стоять в очереди в магазине и мысленно общаться с Богом, обращаться к Нему. Ну а если мы найдем время и сходим на богослужение, то Бог в долгу не останется, Он даст обильно Свою благодать – и эта благодать нам даст радость и возможность правильно распоряжаться своим временем, правильно дружить, правильно общаться, правильно работать.

Вы сказали, что много мелочей в жизни. А если сделать так, чтобы все эти мелочи были светлыми? Тогда вся наша жизнь будет доброй и светлой. Если мы мелочи воспринимаем как рутину, то вся наша жизнь и проходит как рутина. А сделаешь их светлыми – и все будет по-другому: вся жизнь будет светлее, добрее, чище.

– Отец Корнилий, когда Вы разговариваете со своими студентами, что Вы им говорите, как настраиваете на эти периоды, на эти дни? Ведь у них тоже есть вопросы, какие-то сомнения...

– Я бы так ответил на Ваш вопрос: студенты меня больше настраивают, чем я их. Ребята мыслящие, думающие, ищущие, поэтому иногда они подходят к каким-то моментам (будь то богослужебные или чисто бытовые, например, послушания) так, как они это воспринимают, как они это объясняют. И чаще я у них нахожу какие-то ответы на вопросы, которые у меня есть внутри. Это все происходит как-то естественно. Поэтому в первую очередь студенты меня наставляют.

– Когда мы говорим о Страстной седмице, очень важно иметь правильный настрой на эти дни. Вы уже сказали, что каждый день – великий, каждый день – особенный, глубокий. И чтение Священного Писания заставляет нас вновь и вновь задуматься над какими-то очень необычными и сложными вопросами. Но ведь наша жизнь не стоит на месте, мы двигаемся вперед, появляются новые возможности, появляются какие-то варианты для действий, и человек иногда может не выбирать то, что было написано тогда, а действовать абсолютно в новых рамках новой морали…Это в том числе связано с нашей жизнью. Вот Вы сказали, мы должны радоваться дару жизни, дару времени, который нам дан. Но ведь есть люди, которые так совсем не считают, они распоряжаются жизнью так, как хотят.

– Есть такое, но это не по-настоящему, это не искренне. Когда человек приходит на исповедь или просто в храм, чтобы побеседовать со священником, задать какие-то вопросы, переживая сложную, критическую ситуацию в жизни, он уже так не рассуждает. Если до этого он думал: «Моя жизнь, делаю что хочу» (молодость, деньги, состояние, положение и так далее), – то когда наступает точка другого отсчета, человек сожалеет об этом.

Знаете, когда человек попадает в какую-то катастрофу, он говорит: «Вся жизнь перед глазами пронеслась». И ни один не сказал: «Я рад был». Все сожалеют: «Что же я наделал? Что ж я так жил?» Есть сожаление. Поэтому я и говорю, что это не по-настоящему.

Недавно я видел одного человека, который потратил всю свою жизнь на то, что получал удовольствие, употребляя наркотики. Теперь он не может двигаться, он прикован к постели, с трудом говорит. И он говорит: «Ребята, ни в коем случае не делайте этого, это того не стоит». Он говорит, что увлекался этим лет двадцать. Теперь ему, конечно, уже сложно помочь и, наверное, невозможно. Но видите, раскаяние приходит.

Поэтому жизнь жительствует, она идет, берет свое, и наша задача – чтобы наша жизнь звучала как музыка, в ней все должно быть гармонично, все должно быть настроено. Допустим, гитара: нужно натянуть каждую струну, и тогда она будет звучать, тогда получится мелодия. Вот играй свою мелодию, играй свою жизнь. У кого-то это скрипка, у кого-то – другой инструмент, но настройка нужна, иначе как бы вы ни старались стучать по клавишам, это будет вызывать диссонанс, неудобство, и сам устанешь. Поэтому наша жизнь – это искусство. Научись правильно жить.

– Правильно жить – это по заповедям Божиим?

– Думаю, что да. Заповеди есть в сердце каждого из нас. Ведь, как говорится, душа по природе христианка, она сама знает, что правильно и что ей нужно, и тянется к свету. А заповеди – это же не набор каких-то ограничений: вот этого не делай, того не делай, потому что будет так и так. Это как правила дорожного движения: зеленый свет –переходи дорогу, красный – стой, иначе будет беда.

Христос не хочет нас ограничить в чем-то; тем более что наша свобода – это дар, который нам дан от Бога. Но Господь дает нам правила, чтобы было меньше аварий в нашей жизни. Например, есть специальная территория на дороге – пешеходный переход, где можно пройти безопасно. Так и заповеди в Церкви: они подсказывают, как вернуться домой. Вот идешь ты с работы, например: там перебежал, там перебежал – и авария. Тебя дома ждут, ты спешил, сэкономил две минуты, и какое горе – попал в аварию! Соблюдай заповеди и вернешься благополучно домой целым и невредимым.

– Но если я соблюдаю правила дорожного движения, это еще не значит, что я застрахован от тех, кто их не соблюдает. В нашей жизни мы с этим тоже встречаемся.

– Конечно. Это тот дар, который дал Господь и который Он не может нарушить, – свобода воли человека. Каждый вправе принять решение: перебежать дорогу или пройти немножко до светофора, до пешеходного перехода и там безопасно пройти…Жизнь –  сложная штука. Все в руках Божиих, и наше дело – быть верными слову Божьему. Быть верующим человеком – это же не просто признавать, что Бог есть. Верить – это же намного глубже: это и преданность Богу, и доверие Богу. Часто слышишь: «Я верю в Бога». Но не надо забывать, что и Бог верит в человека. Вот и оправдывай доверие Божие. Бог доверил тебе этот мир, эту жизнь, время...

– Мне страшно становится – а Бог не разочаровался в человечестве в целом?..

– Мне сложно ответить на этот вопрос. Я думаю, что нет. Разве может отец разочароваться в своем сыне? Разве может мать сказать «нет» своему сыну, каким бы он ни был? У меня своих детей нет, но у меня есть студенты – восемьдесят человек. У нас есть определенные правила, есть внутренний распорядок дня, и если они ко мне идут, значит, для них нужно делать исключения. Например, если они хотят выйти в город, когда это не положено (допустим, после ужина Великим постом), или пропустить что-то, тогда они идут ко мне. И мне сложно им отказать, ведь у них же есть какие-то причины (например, девушку нужно встретить или мама приезжает), и нужно входить в их положение. Я думаю, что Господь тем паче понимает каждого из нас, как нам трудно, как нам тяжело.

С другой стороны, если ребенок пытается делать первые шаги, а мы все время будем держать его, не отпускать из своих рук, боясь, что он упадет, то он не научится ходить. Если позволите, расскажу небольшую историю. Мальчик с девочкой гуляли. Рядом небольшой пруд, камыши. Они увидели кокон, из которого уже вот-вот вылетит бабочка. У них на глазах она взлетела, вспорхнула. Это так их впечатлило, что через какое-то время они опять пришли на это место, опять видят кокон, вот-вот взлетит бабочка. И они решили ей помочь...

– От доброго сердца, с добрыми намерениями?

– От доброго сердца решили помочь ей освободиться из кокона, чтобы она взлетела. Но они повредили ее крылышки. Все знают, что на крыльях есть пыльца; если ее убрать, то бабочке сложно взлететь. Они помогли ей, но взлететь она не смогла. Вот такая история. То есть умение жить должно быть приобретено, каждый должен научиться жить. Иначе мы не взлетим, если нам все время будут помогать. Вот поэтому Господь иногда и дает какие-то трудности и испытания.

– Может быть, вообще не стоит никуда идти, посидеть на месте, если мы осознаем, что нас ждут трудности, что мы с чем-то можем не справиться, что нам будет больно, мы упадем?

– Можно и это избрать, но тогда, кроме этой студии, вы ничего больше не увидите. Не узнаете, что трамваи ходят, что сейчас колокола звонят, с друзьями не увидитесь. Можно себя никуда не выходить; будучи бабочкой, сидеть и думать, что ты до сих пор гусеница, но это уже другой диагноз. Это уже не ко мне.

– Из года в год богослужебный круг повторяется. И имеет место такое мнение: «Ничего нового, придя в храм, не услышим. Пасха прошлого года, позапрошлого года та же. Те же свечи, тот же Благодатный огонь, те же проповеди священников. Все то же самое. Чего я там не видел?»

– Бывает, читаешь книгу, которую читал, может быть, не раз, но каждый раз она раскрывается по-новому. Ведь все зависит от нас. Богослужение действительно одно и то же. Богослужебные тексты одни и те же, они написаны святыми отцами и повторяются из года в год. Но как ты их будешь воспринимать – зависит от тебя. Тебе знакомы и напев, и слова, но ты прислушайся – и услышишь намного больше, чем до этого слышал, тебя коснется это слово совсем иначе. В Евангелии каждое слово по-новому может быть раскрыто.

Я помню (был еще школьником),  у нашего настоятеля была беседа с каким-то военным человеком. Он говорил: «Батюшка, у меня такая традиция: когда я читаю какую-то книгу, подчеркиваю интересные мысли. Когда я стал читать Евангелие, по привычке взял карандаш, но понял, что нужно все подчеркивать». Видите, какая глубина, как все может восприниматься! И это может переживаться каждый раз по-новому.

Поэтому те же свечи, то же облачение, тот же крестный ход, но это каждый раз по-разному. Это как общение с другом: друг тот же самый, но встретил его – и всегда есть о чем разговаривать. И чем чаще общаешься, тем больше тем для разговора.

Здесь то же самое: каждый раз по-разному, и каждый раз это радостно, тебе все по-новому раскрывается, и так хорошо от этого! Поэтому надо только захотеть, надо, как я уже сказал, искренне и честно подойти к этому. Тогда никаких повторений не будет. И те же самые родные лица будут восприниматься еще лучше, еще ярче.

Вот сейчас все телевидение перешло с одного формата на другой: четкость другая, качество другое...

– Краски ярче, оттенки тоньше.

– То же самое от Пасхи к Пасхе: если в прошлый раз было так, то в этот раз будет в лучшем качестве, потом еще лучше – все зависит от нас.

Вот сейчас, например, говорят: хотите, чтобы ваш приемник показывал лучше, купите приставку. Так и здесь: хочешь, чтобы все было лучше, – приходи в храм, ты получишь этот заряд, эту благодать. Бог не мерою дает Духа Святого. Насколько ты будешь способен вместить, насколько сам будешь готов к этой радости, Бог тебе столько и даст, без остатка.

– На Пасху храмы полны, и людям даже приходится вставать плечом к плечу. В храме душно, жарко и как-то не очень удобно. Уже и радость куда-то уходит, и думаешь о многом, только не о молитве...

– Знаете, мне сложно с этим согласиться. Я, например, вспоминаю свое детство, когда я был не в алтаре, был в храме. Людей было очень много, постоянное движение – кто-то заходит, кто-то выходит. Но такая атмосфера, такая обстановка, такое богослужение бывает раз в году. И ты стоишь в этой толпе такой счастливый! И все счастливые! У всех живые глаза, и эти глаза делятся с тобой радостью. Это объединяющий праздник, он дает некое духовное единство, единение. И такое,  казалось бы, внешнее неудобство не замечается, оно воспринимается по-другому.

Знаете, есть большие стадионы, они вмещают много людей; и люди туда идут, значит, им там хорошо, они себя ощущают иначе. Храм действительно ограничен, он не может вместить всех, кто-то стоит на улице, и для удобства в больших храмах организуются трансляции. Но если ты пришел в храм и хотел этого, то ты на эти внешние неудобства не обращаешь внимания, у тебя только одно чувство – радость от этого богослужения.

– Радость от того, что происходит в храме, больше, когда ты готовился к этому? Или она такая же, как если ты просто зашел в храм и со всеми вместе порадовался?

– Конечно, больше. Я думаю, что больше. Это как ждать праздника, как ждать исполнения желания. Иногда ведь само ожидание бывает лучше, чем исполнение желания: вот  исполнилось и что дальше? Человек готовится к празднику, у него есть ожидание чуда, он себя готовит. Ведь что такое пост? Это же не просто диета; пост нужен, чтобы наше духовное было над материальным; человек преображается, очищается. Сколько слов написано, сказано святыми отцами о пользе поста! Поэтому, безусловно, пост помогает человеку более правильно, внимательно подойти к Пасхе, раскрыть все краски, палитру этого праздника. В отличие от того, когда человек пришел менее подготовленным. Но опять же мы можем только теоретически об этом говорить, потому что у Господа Свой суд, и Он каждому даст ту радость, которая ему необходима. И когда мы будем уходить из храма, все будут довольны, все будут радостны. Поэтому сказать, что у этого будет больше радости, а у того меньше, – как-то неправильно.

– Подводя итог нашей беседы, завершая наш разговор, мне хотелось бы попросить Вас еще раз сделать акценты. Осталось буквально два-три дня: как их провести? Как сосредоточиться на себе? Что было бы более полезным и лучшим для каждого из нас?

– Если позволите, я скажу то, что и себе говорю. Нужно быть более внимательным к своему внутреннему «я»: кто я? где я? Вот я прихожу на службу: кто я, где я? как я слышу голос Бога? Мне кажется, эти дни даны именно для того, чтобы настроиться и увидеть Бога, увидеть Христа. Увидеть именно по-настоящему; не так, как мне это представляется, а реально: вот Он – Бог. И Он ждет твоего приглашения, чтобы войти к тебе. Нужно себя приготовить и позвать Бога в гости. Наверное, эти дни для этого нам и даны. Я так себе это говорю.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать